Про что бывают загадки
100 самых интересных загадок с ответами
Кто же не любил в детстве поломать голову над веселыми и смешными загадками? Разгадывать их было настоящим увлечением, которое приносило неописуемый восторг и радость.
Первые загадки, какими мы знаем их сейчас, метафорические выражения, в которых один предмет изображается посредством другого, появились еще у древних греков. Но особенную популярность они приобрели во времена расцвета Римской империи, когда такие мыслители и мудрецы как Вергилий, Овидий и Цицерон забавляли других собственноручно сочиненными рифмованными загадками.
Что же касается нашей культуры, то в народном фольклоре они закрепились во времена Петра I. А уже чуть позже вышли в свет первые сборники загадок, собранные нашими этнографами, такими как В. Левшин (1773 г.), Г. Илькевич (1841 г.) и А. Сементовский (1851 г.). Сегодня же загадки — это главная потеха для детей, хотя и взрослые ими тоже не брезгуют. Notagram.ru собрал самые интересные, забавные, народные и современные загадки.
100 самых интересных загадок с ответами
Под гору — коняшка, в гору — деревяшка.
(Санки)
На деревья, на кусты с неба падают цветы. Белые, пушистые, только не душистые.
(Снег)
Сидит в темнице, красная девица, а коса на улице.
(Морковь)
Зимой — звезда, весной — вода.
(Снежинка)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
(Волк)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)
Сто одёжек и все без застежек.
(Капуста)
Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(Лук)
Белые поросятки прилегли на грядке.
(Кабачки)
И сияет, и блестит, никому оно не льстит.
(Зеркало)
В доску спрячется бедняжка — чуть видна его фуражка.
(Гвоздь)
Зимой и летом одним цветом.
(Ёлка)
Сперва блеск, за блеском — треск!
(Гроза)
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала.
(Лиса)
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
(Гусь)
К нам приехали с бахчи полосатые мячи.
(Арбуз)
Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш)
Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда. Этот хищник знаменит, тем, что он — морской бандит.
(Акула)
Мы — лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
(Муравьи)
По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно!
(Крокодил)
Заворчал живой замок, лег у двери поперек. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)
Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать и петь помогает.
(Барабан)
Упадет — поскачет, ударишь — не плачет.
(Мяч)
Ах, не трогайте меня: обожгу и без огня!
(Крапива)
Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём.
(Велосипед)
То назад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь — горе! Продырявит море!
(Утюг)
Полюбуйся, посмотри — полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, там сама зима живет.
(Холодильник)
В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поет и не играет — она дом обогревает.
(Батарея отопления)
Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей.
(Метро)
Начинает он копать, заменяет сто лопат.
(Экскаватор)
Грянул гром, веселый гром, засверкало все кругом! Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны.
(фейерверк)
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.
(Пол и потолок)
Конь стальной, хвост льняной.
(Иголка с ниткой)
Без огня горит, без крыльев летит, без ног бежит.
(Солнце, тучи, река)
Без рук, без топорёнка построена избенка.
(Гнездо)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?
(Калина)
Синий мундир, белая подкладка, в середине — сладко.
(Слива)
Накормишь — живёт, напоишь — умрёт.
(Огонь)
Чем больше взяли, тем больше стала.
(Яма)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать?
(Вода)
Тебе дано, а люди им пользуются.
(Имя)
Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза, уши)
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти — дети, птицы и медведи.
(Малина)
Ни зверь, ни птица, носок как спица. Летит — пищит, сядет — молчит.
(Комар)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёж)
Косоглазый, маленький, в серой шубке старенькой.
(Заяц)
Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом.
(Лиса)
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
(Мышь)
Ночью не спит, мышей сторожит.
(Кошка)
Не барашек и не кот, носит шубу целый год. Шуба серая — для лета, для зимы — другого цвета.
(Заяц)
Бел, а не сахар, нет ног, а идет.
(Снег)
Не пекарь, а печёт-румянит.
(Солнце)
Через море-океан плывёт чудо-великан, прячет ус во рту, растянулся на версту.
(Кит)
Целый день летает, всем надоедает, ночь настаёт, тогда перестаёт.
(Муха)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Узнать его нам просто, узнать его легко: высокого он роста и видит далеко.
(Жираф)
В зоопарке, верь, не верь, проживает чудо-зверь. У него рука — во лбу, так похожа на трубу!
(Слон)
Я горбатый, но нравлюсь ребятам.
(Верблюд)
Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?
(Белка)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
(Осёл)
Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает.
(Воробей)
Спереди — шильце, сзади — вильце, сверху — черное суконце, снизу — белое полотенце.
(Ласточка)
Я — услужливый пузан. Всех охотно угощаю. То молчу, как истукан, а то песни распеваю.
(Самовар)
Лежит свинка, иголками истыкана спинка.
(Наперсток)
Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся.
(Очки)
Две плетенки, две сестренки, из овечьей пряжи тонкой, как гулять — так надевать, чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)
Живет в нем вся Вселенная, а вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Без ног и без крыльев оно, но так летит, что не догонишь его.
(Время)
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
(Месяцы)
Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы)
Течет-течет — не вытечет, бежит-бежит — не выбежит.
(Река)
Пустые отдыхаем, а полные шагаем.
(Сапоги)
Бежит, гудит. В два глаза глядит, а только красный засияет — как вкопанный станет.
(Автомобиль)
Один брат ест и голодает, а второй – идет и пропадает.
(Огонь и дым)
Лежит на спине – никому не нужна. Прислони к стене – пригодится она.
(Лестница)
Одной рукой всех встречает, другой — провожает.
(Дверная ручка)
Висит груша — нельзя скушать.
(Лампочка)
Льется речка — мы лежим. Лед на речке — мы бежим.
(Коньки)
В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
(Поезд)
Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет.
(Комбайн)
Пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка.
(Ноты)
В голубенькой рубашке бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.
(Бабочка)
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг.
(Паук)
Бьют меня палками, мнут меня скалками, жгут меня огнем, режут меня ножом; а за то меня так губят, что все меня любят.
(Хлеб)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.
(Лёд)
Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Облака)
Иллюстрация: на превью: Б. Дехтерев
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Легкие загадки
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился…
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок,
Голос мой визглив и тонок,
Я — весёлый …
В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука — во лбу
Так похожа на трубу!
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
Для предсказаний сей предмет незаменим.
Волшебники все пользуются им.
Он круглый и прозрачный, как стекло,
Увидеть будущее в нем совсем легко.
Очень странный почтальон:
Не маггл, не волшебник он.
Доставит письма и газеты,
Несет посылку на край света,
Хранить умеет все секреты.
Крылат и смел, и зорок он.
Кто же этот почтальон?
Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника
Стелла Плетнева
Загадка. Виды загадок и их роль в интеллектуальном развитии дошкольника
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Изначально, загадка выполняла культовые цели, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений, мифов. Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений.
По убеждению первобытного человека, природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее можно и нужно задобрить, обмануть, обхитрить. А чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце, нужна тайная, условная речь, которая не будет понятна природе.
В современном мире, загадка почти перестала играть культовую, мистическую, социальную роль. Однако, художественная и культурная, образовательная и развлекательная функции остаются. Загадки являются развлечением, применяются в детских играх с образовательными целями, входят в методические пособия.
Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. На эту тему написано множество книг и диссертаций, мы ограничимся кратким перечнем ярких примеров из копилки мировой литературы.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок.)
Конечно, загадка может быть более сложной,например: Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это? (Твое отражение).
Не обязательно в загадке загадан только один предмет.Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце).
Народные загадки:
У батюшки жеребец, всему миру не сдержать,
У матушки коробья, всему миру не поднять,
У братца кушак, всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога).
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось. (Орехи.).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна).
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.Примеры: У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? (Да, если трактористы женщины).
Какое слово всегда звучит неверно? (Слово «неверно).
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
Постепенно, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
Подобных сюжетов может быть сколько угодно; вы вполне можете придумать свой, и играть в него с друзьями или по сети.
— первым будет Саша, Аня будет последней,
— вторым будет Саша, Дима будет третий,
— второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно истинно, другое ложно. Какое место занял каждый ученик? (Саша 1, Вика 4, Аня 2, Дима 3).
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Шарады, анаграммы, ребусы. Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова.
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К. И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадокставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Проект «Огород на подоконнике» вашему вниманию предоставляются результаты исследования на тему»Использования методов проектов в создании экологоразвивающей среды в дошкольном.
Сообщение к педсовету на тему: Развитие гностических умений в процессе предметно-исследовательской деятельности у дошкольников Сообщение к педсовету на тему: «Развитие гностических умений в процессе предметно-исследовательской деятельности у дошкольников. Моё видение.
Загадки. Виды загадок.
Загадки. История возникновения загадок. Виды загадок с примерами. Домашнее задание (на следующий урок подготовить команду к КВНу (см. сценарий далее в файлах)+ творческое задание
Просмотр содержимого документа
«Загадки. Виды загадок.»
Происхождение названия жанра
Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?
В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Предположите, когда появились загадки и для чего?
Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.
Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?
Какими бывают загадки
Перечисления различных признаков предмета или явления.
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.
Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек .
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
Краткая характеристика предмета или явления.
Голубая простыня весь свет одевает.
В поле сережки на одной ножке.
Один костер весь мир согревает.
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
На пяти проводах отдыхает стая птах.
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.
Корень мой находится в цене;
В очерке найди приставку мне;
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
Хоть с ногами и хвостом.
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.
Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».
А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем.
Кто части мотоцикла знает,
тот слово это разгадает.
А если букву «Д» прибавит,
На сцене можно будет ставить.
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит…
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…Кто же это.
Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,
Обожает морковку. Кто это.
ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!
Дома подготовить командам:
Создадим свою книгу загадок!