Среди бескрайнего моря аниме существуют такие, которые особым образом достигают зрительского сердца, и остаются в памяти человека навсегда. Думаю, у каждого из вас есть аниме, которое по-своему вас зацепило, после просмотра которого появилась мотивация жить и заниматься любимым делом. Лично для меня, как и для миллионов людей по всему свету, таким произведением оказалось аниме AngelBeats(“Ангельские ритмы”). Именно этому исключительному творению японской анимации я решил посвятить текущий обзор.
Краткие сведения
Angel Beats – аниме, вышедшее в 2010 году, и состоящее из 13 серий, а также нескольких дополнительных эпизодов. Выпуском аниме занимались компании Key, P.A.Works и Aniplex, сценарий писал Маэда Дзюн. Надо признать, Маэда превзошел самого себя. Мало того, что он написал сценарий, так написанием музыки занимался тоже он. При условии, что сюжет и музыка – это лучшее, что есть в этом аниме, я даже не могу представить, насколько титанический труд проделал этот человек. Как говорится, снимаю шляпу.
Ангельские ритмы рассказывают нам историю про загробный мир – этакое Чистилище, которое, как ни странно, выглядит как самая обычная школа. Школа, в которую попадают молодые люди, лишенные счастливого детства по тем или иным причинам. Это место, где они могут пожить жизнью обычных школьников, ходить в клубы и наслаждаться общением с друзьями. Однако не все так просто: как только ты начинаешь жить жизнью обычного школьника, так тут же исчезаешь из этого мира. И далеко не все, попавшие в Чистилище, хотят такой участи, ведь не известно, что произойдет с тобой после исчезновения. Кроме того, в Чистилище нельзя умереть. Даже при получении смертельных травм жертва спустя некоторое время очнется полностью здоровой.
Часть школьников образовала “Фронт загробной жизни” – организацию, главной задачей которой является объединение людей, не желающих исчезнуть. Помимо прочего они сражаются с Тенши (переводится как Ангел) – беловолосой девушкой, главой студсовета, которая хочет “заставить” всех жить обычной жизнью, что может привести к исчезновению.
Персонажи
Главным героем аниме является Отонаши Юдзуру – обычный парень, который потерял память и не помнит, как он умер. Первым, кого он встречает в Чистилище, оказывается Юри Накамура (Юриппе) – глава Фронта Загробной Жизни. Она предлагает Отонаши присоединиться к ним, и помочь в борьбе с Тенши. И пусть изначально Отонаши скептически отнесся к тому, о чем ему рассказала Юри, в конце концов он присоединяется к Фронту загробной жизни.
Пусть вас не обманывает столь неяркое описание. Меня оно тоже обмануло. После просмотра первой серии впечатление об Ангельских ритмах у меня сложилось не самое лучшее. На первый взгляд – очередной бред со школьниками в главной роли, которые попали в загробный мир и занимаются всякой фигней. Но уже к середине второй серии, а наиболее ярко – в третьей, Angel Beats показывают своё истинное лицо – лицо аниме, в котором очень тесно переплелись вызывающий, порой несколько глуповатый, но смешной юмор, с чрезвычайно трогательными и драматичными моментами. Именно умело использованная комбинация юмор-драма делает происходящее в Angel Beats близким и понятным любому зрителю, даже не знакомому с индустрией аниме. Это делает персонажей живыми, им хочется сопереживать.
История Ивасавы призывает стремиться к своей мечте несмотря ни на что, и жить, жить ради музыки, ради близких тебе людей, дарить близким свое тепло и надежду. История Юриппе учит прощению, в первую очередь – к самому себе, так как иногда человеку очень трудно отпустить свое прошлое, и он начинает терзать себя своими воспоминаниями. История Отонаши учит ценить всё то, что у тебя есть, даже если сейчас ты не осознаешь всю ценность: когда ты это потеряешь, может быть слишком поздно. Также она учит жить ради кого-то. Лучший способ избавиться от депрессии – это осознать, что ты кому-то нужен. История Аято (вице-президент студсовета) показывает, что надо ценить самого себя, кем бы ты ни был, даже если окружающие говорят, что ты никто. История Юи и Хинаты показывает, что счастье найдет любого, главное быть самим собой. А когда оно появится – нужно схватить его, и не отпускать.
Сюжет
Если говорить о сюжете, то с ним проблем нет. Да, возможно завязка не настолько интересная, но как только сюжет разгоняется – от Ангельских ритмов становится невозможно оторваться. И если первая часть сериала основана на противостоянии с Тенши, то вторая концентрируется на личных историях главных героев. При этом информация подается очень удачно – драматические моменты не следуют один за другим, они чередуются со сценами школьной жизни и юмором. Поэтому нет ощущения, что смотришь слезливую мелодраму, главной целью которой является разжалобить зрителя. В общем – всё получилось как надо.
Концовка у Ангельских ритмов именно такая, как мне нравится. Вроде бы всё хорошо закончилось, но тем не менее сценаристы оставили поле для размышлений. К тому же, чуть позднее вышла альтернативная концовка, в которой описывается другое развитие событий после финальной сцены. Так что Angel Beats в этом отношении должны угодить всем.
Музыка
Отдельно я отмечу невероятную проделанную работу с музыкой. Маэда Дзюн – гений, который, помимо написания сценария, также написал все песни из аниме. Включая опенинг и эндинг. Каждая песня восхитительна, и идеально подходит девичьей группе GirlsDeadMonster. Песни исполнили тогда еще малоизвестная LiSA (пела за Юи), для которой Angel Beats стал первым крупным шагом в качестве певицы, а также Marina (пела за Ивасаву). Голоса у девушек просто прекрасны, даже без перевода все мелодии кажутся близкими сердцу. Но две песни заслуживают особого внимания: MySong и Ichibannotakaramono.
Песня Mysong, особенно её акустическая оригинальная версия – это нечто невероятное. При каждом прослушивании по спине идут мурашки от безумно красивого голоса солистки (её в оригинале исполняла Marina, но есть вариант от LiSA), каждая нота достигает самых потаенных уголков души. Это первый случай, когда я взял гитару и заучил песню из аниме. И, черт возьми, это стоило потраченных усилий. Одна подобная песня стоит сотни, а то и тысячи тех, которые сейчас крутят по радио, жаль что немногие это понимают.
Вкратце скажу о том, о чем говорится в песне. Ивасава поет о жестокости людей, о том, как они обманывают друг друга. Что в этом мире очень много слабых, обиженных и обманутых. Но даже самая темная ночь заканчивается рассветом, и она своей песней разгонит тьму. “Все те, кто слаб, кто проиграл – в себя поверьте. Вам подарю я эту песню…” Вполне соответствует истории Ивасавы и тому призванию, которое она для себя открыла. Еще отмечу, что в аниме Ивасава поет только второй куплет песни с припевом, поэтому не поленитесь и найдите полную акустическую версию. Оно стоит того.
Вторая песня – Ichibannotakaramono (“Самое ценное сокровище”), которая звучит в двух моментах(может больше, но эти я заметил точно): в момент последнего разговора Хинаты и Юи, когда начинают идти кадры их возможной встречи, а также в самом конце аниме в сцене разговора Отонаши с Канадэ. Исполнила её LiSA. И я совершенно не удивлен, что после исполнения подобных песен эта певица получила такую популярность. Это абсолютно заслуженный успех. Пожалуй, эта песня еще более мелодична чем My Song, и уж никак не уступает в силе звучания. Снова рекомендую акустическую версию, мощь голоса солистки поражает воображение.
Недостатки
Говоря о Angel Beats, так и хочется продолжать жонглировать эпитетами, восхваляя все положительные стороны этого аниме. Но оно не лишено недостатков. Вы спросите – каких же? Во-первых, малое количество серий. Это стало причиной того, что характеры и истории некоторых персонажей не были раскрыты вовсе, или были затронуты слишком поверхностно. Часть историй были раскрыты позднее в манге и коротких рассказах, но это всё равно уже не то.
Во-вторых, юмор и впрямь иногда глуповат. Но это на любителя. Быть может кому-то будет смешно смотреть за летящим от удара огромным молотком Нодой (парень с алебардой), но я уже подустал от такого юмора.
В-третьих, обманчивое первое впечатление. Как я уже отмечал ранее, первые серии Angel Beats не показывают того, что делает это аниме ценным. Помню, когда я впервые посмотрел первую серию, я удивился: “Чего все восхваляют это аниме?” Но, переборов себя, и досмотрев до истории Ивасавы, этот вопрос я больше не задавал. Однако некоторые зрители могут оказаться не настолько терпеливыми.
Последним недостатком, который является наиболее незначительным, я выделю дизайн персонажей. Ну не люблю я, когда у героев волосы фиолетовых, розовых, синих цветов, а глаза в пол-лица. Первое время меня это напрягало, но после просмотра пары серий я к этому привык.
Оценки
Персонажи – 8.0. Их много. Но в основном персонажи получились отлично. Очень жаль, что в аниме всего 13 серий, так как истории многих персонажей так и не были раскрыты.
Сюжет – 8.0. Сюжет поначалу проседает, однако затем разгоняется и уже не дает отдохнуть до самого конца.
Музыка –10.0. За одни только лишь песни My song и Ichiban no takaramono я готов поставить высшую оценку. Так помимо этих двух песен для группы Girls Dead Monster были написаны еще порядка 15 песен, все на высоком уровне. Мелодию из опенинга можно узнать по первым пяти нотам.
Драма – 9.0. Маэда Дзюн на высоте. Истории персонажей способны растрогать, я сопереживал героям. Далеко не всем сценаристам такое удается.
Юмор – 7.0. Есть смешные моменты, есть глупые. Но улыбался я все-таки достаточно часто.
Заключение
Я уже давно не видел аниме, в котором юмор и драма смотрелись настолько гармонично. Сценаристам удалось найти идеальную пропорцию. Исключительно сильная музыкальная составляющая лишь добавила баллов в копилку. Подвели лишь временные рамки – двадцати серий уж точно хватило бы, чтобы сказать все несказанное. Но история не знает сослагательного наклонения, поэтому что имеем – то имеем. А имеем мы первоклассное аниме, ознакомиться с которым однозначно стоит. Главное – не бросить его смотреть после первой серии, и вы будете вознаграждены сполна!
Юри решает, чтобы Гардемо отвлекли Ангела на время, достаточное для того, чтобы проникнуть в ее комнату и взломать пароль на ее компьютере, но Юри не думает, что новая баллада под названием «Моя песня», которую написала Ивасава, будет полезна для операции. Во время перерыва Отонаси слышит, как играет Гардемо, и разговаривает с Ивасавой, пока группа отдыхает. Ивасава рассказывает Отонаси, что ее родители всегда ссорились, и музыка была ее единственным спасением. Однако после того, как она окончила среднюю школу и ушла из дома, она умерла от инсульта из-за травмы головы, полученной во время драки ее родителей. Когда начинается операция Юри, Гардемо начинают играть в зале, в то время как другие вместе с помощником хакера Такеямы (который хочет, чтобы его называли по имени «Христос») врываются в комнату Ангела и взламывают ее компьютер. Концерт Гардемо вскоре был прерван несколькими учителями, но Ивасава вырывается и начинает играть «Мою песню», но исчезает после того, как она заканчивает. Считалось, чтобы изчезнуть нужно как велит Ангел жить нормальной жизнью, но есть и другой путь. Юри выясняет, что Ангел не получила свои силы от Бога, а создала их сама.
После ухода Ивасавы Юи предлагает членам фронта занять место Ивасавы в качестве вокалистки, но члены SSS в ней сомневаются. Юри хочет, чтобы члены SSS подпольно участвовали в грядущем бейсбольном турнире, и любая команда Фронта, которая проиграет, получит наказание хуже смерти. Хината начинает набирать команду: Отонаси, за которым следуют Юи, Сиина и Нода после того, как не смогли получить еще нескольких более атлетичных участников, у которых уже были команды. Поскольку все еще нужны четыре игрока, Юи приглашает трех девушек-NPC, которые являются фанатками Юи, чтобы присоединиться к их команде. Во время первого раунда турнира команды Фронта побеждают своих соперников NPC, но вскоре каждая из них проигрывает команде Ангела, состоящую из членов школьной бейсбольной команды, пока не остается только команда Хинаты. По мере того, как игра приближается к концу, Хината вспоминает, как он пропустил мяч в похожей бейсбольной игре в жизни, и Отонаси считает, что Хината исчезнет, если они выиграют игру. Как только Хината собирается поймать мяч и выиграть игру, Юи приходит сзади и удушает Хинату, в результате чего команда Ангела выигрывает.
После того, как члены Фронта выходят из «комнаты для размышлений», Юри предлагает всем попытаться создать беспорядок в классе, чтобы посмотреть, как далеко они могут зайти, но Наой все равно идет за ними. Отонаси убеждает Ангела пойти с ним в столовую, чтобы съесть острый мапо тофу, но приходит Наой и бросает их в более укрепленную комнату для размышлений за то, что они поели в неположенное время. Вскоре после этого начинается битва между Фронтом и Наоем, который использует NPC в качестве щитов, чтобы предотвратить нападение Фронта на него или на NPC, которых Наой загипнотизировал, чтобы заставить их сотрудничать. Юри сообщает Отонаси по рации, что она видела, как Наой избивает NPC, и что он на самом деле человек. Ангел соглашается вырваться из комнаты, но к тому времени, когда она и Отонаси прибывают на поле битвы, многие члены Фронта были убиты. Однако, после попытки загипнотизировать Юри, Отонаси нападает на Наоя, у которого есть воспоминания о его несправедливой жизни. Наой был вынужден занять место своего старшего брата-близнеца после его смерти и стал учеником своего отца в гончарном деле, но в конце концов его отец также умер. Отонаси также узнает, что тот, кто дружит с Ангелом, исчезает.
Члены Фронта пытаются защитить себя от злого клона Канаде, но требуется оригинальная Канаде. Чтобы остановить ее, Канаде ударила клона ножом, но при этом сама получает ножевое ранение. Члены SSS понимают, что Канаде использовала свой навык «Гармоника», чтобы создать боевую копию себя, когда она ранее разрезала огромную рыбу, но клон не исчез. Пока Юри использует компьютер Канаде, чтобы найти что-нибудь, чтобы победить клона, остальные проводят время в классе, притворяясь хорошими учениками, на самом деле концентрируясь на других вещах. Юри заканчивает тем, что переписывает «Гармонику», так чтобы при следующем использовании навыка, все клоны будут поглощены через десять секунд. После того, как оригинальная Канаде была похищен и унесена глубоко под землю на старое местоположение Гильдии, члены Фронта преследуют его. Один за другим члены SSS жертвуют собой, встречая на своем пути все больше клонов Канаде, пока не остаются только Юри и Отонаси. Внизу Юри сражается с последним клоном, а Отонаси идет спасать Канаде. После того, как она активирует «Гармонику», клон говорит Отонаси, что все безжалостные клоны, атаковавшие SSS, имеют собственное сознание. Она с ухмылкой спрашивает, что случится, если все они будут поглощены одновременно. Когда активируется программа «поглощения», клоны Канаде возвращаются к оригиналу, а Канаде корчится и кричит от боли, когда Отонаси обнимает ее.
Хината и Наой спорят о том, кто должен помочь Отонаси, когда Тень внезапно атакует Наоя, но Отонаси и Хината уничтожают его вовремя. Юри вызывает Канаде на встречу, чтобы выяснить, связана ли она с тенями, но встреча прерывается, когда группа теней нападает на Ноду, ТК и Сиину. Юри и другие выбегают чтобы бороться с Тенями, но Юри замечает во время битвы, что один из NPC превратился в тень. Фудзимаки, кажется, передает, что Такамацу был поглощен одной из теней, когда Ояма беспомощно смотрел, как Такамацу был поглощен землей. Позже Такамацу появляется снова, но теперь он является NPC, чья душа была съедена. Юри созывает экстренное совещание со всеми другими членами Фронта, Юри рассказывает, что она знала о плане Отонаси, чтобы помочь членам Фронта исчезнуть, и она говорит всем подумать об исчезновении, пока их не съели Тени. Позже Юри говорит, чтобы Канаде защищала остальных членов Фронта, прежде чем отправиться в одиночку, чтобы обнаружить источник теней. Юри приходит к выводу, что кто-то должен превращать NPC в тени, и она направляется в компьютерный класс в библиотеке, поскольку это единственное жизнеспособное место для выполнения такой операции. Она находит человека, программирующего компьютер, который говорит ей, что кто-то продолжает воровать компьютеры, и он программировал новый. После того, как человек уходит, Юри ищет способ, которым вор забрал компьютеры, и обнаруживает скрытый проход, который ведет обратно в Гильдию.
Когда девушки из Girls Dead Monster и многие другие участники Фронта решают исчезнуть, Отонаси и другие продолжают отбиваться от других Теней, число которых увеличивается, но Мацусита также вернулся солидно сбросив вес. Тем временем Юри исследует Гильдию и сталкивается с множеством Теней. Она попадает в ловушку одного из них, но ей удается сразиться с ним и она возвращается благодаря Отонаси, Канаде, Хинате и Наою, которые пришли ей на помощь. Пока они отбиваются от теней, Юри попадает в компьютерный зал, где находятся все украденные компьютеры, и встречает странного мальчика, который рассказывает о программисте программы Angel Player, которая может изменять мир. Мальчик соблазняет ее перспективой самой стать Богом мира, но Юри отказывается ради ее друзей и уничтожает все компьютеры. Пока она отдыхает, у нее появляется видение прощения со стороны братьев и сестер, прежде чем она просыпается в лазарете, где ждут Отонаси, Канаде, Хината и Наой.
Через три дня после инцидента с Тенями остались только Отонаси, Юри, Канаде, Хината и Наой, остальные уже ушли. По задумке Канаде, они проводят выпускную церемонию, на которой благодарят друг друга за поддержку. После окончания церемонии Наой уходит. Юри мирится с Канаде перед тем, как она уходит, а вскоре следует Хината. Когда Отонаси и Канаде вышли на улицу, Отонаси предлагает им остаться вместе, чтобы помогать другим, кто приходит в загробный мир. Он говорит, что он влюблен в нее. Канаде не решается ответить, поскольку ее единственное сожаление заключается в том, что она никогда не говорила спасибо Отонаси, чье сердце поддерживало ее жизнь в реальном мире из-за донорской карты, которую он оставил после своей смерти. Канаде благодарит его и исчезает в его объятиях, в то время как Отонаси плачет и кричит из-за исчезновения его вновь обретенной любви. Вскоре после этого Отонаси уходит. В эпилоге, в мире живых, девушка, похожая на Канаде, напевает «Мою песню», когда мальчик, похожий на Отонаси, проходит мимо и узнает мелодию. Когда девочка поворачивается, чтобы уйти, мальчик догоняет ее, чтобы прикоснутся к ее плечу.
Другой эпилог [ ]
Отонаси стал следующим «Ангелом» и теперь Президент студенческого совета. Другой человек прибыл в загробный мир и во время теста поднимает шум о ценностях своей жизни и о том, почему он должен делать это тест. Отонаси входит в комнату и спрашивает, чего он хочет. Мальчик отвечает, чтобы выступить против Отонаси. Затем Отонаси слегка улыбается и выходит из комнаты. Затем его можно увидеть сидящим в комнате школьного совета в ожидании.
P.S. Это может быть продолжением сериала или, как следует из названия эпизода, альтернативный финал. Дзюн Маэда также сказал в интервью, что у Отонаси не было бы причин оставаться в загробной жизни без Канаде. Это говорит о том, что это альтернативный финал. Вместо того, чтобы сказать «продолжение следует» после титров, он говорит «следующий этап». Это вызывает предположения о том, что будет после этого или возможного второго сезона.
Лестница в небо [ ]
Юри начинает новую операцию, известную как «Синдром высокого напряжения». Цель операции заключается в том, чтобы обмануть Ангела и заставить ее думать, что они живут счастливой школьной жизнью, но не исчезают. Ее замешательство заставит ее пойти к Богу, и когда она это сделает, члены Фронта планирует следовать за ней. С 9:00 до 21:00 все участники Командного состава должны проводить все в условиях высокого напряжения, то есть все действия будут выполняться в сверхнаигранной мере, то есть кричать вместо разговоров, бегать по коридорам и пить сок. В случае неудачи участники операции будут голодать в течение всей недели, поэтому они делают так, как говорит Юри. Их напряженное отношение достигает кульминации на спортивном фестивале, на котором Сиина нападает на Ноду за то, что к его повязке прикреплен один из ее плюшевых котят. Ангел появляется после того, как покидает собрание школьного совета на полпути, и готовится сразиться с ней, когда она видит, что реальной угрозы нет, потому что Сиина просто думает, что котенок ОЧЕНЬ милый. Ангел задается вопросом, как она объяснит, и Юри подслушивает, предполагая, что она собирается пойти к Богу, чтобы спросить об аномалии того, что они не исчезают. члены Фронта следует за Ангелом, и в конце концов они достигают Клуба садоводов, где Ангел думает, как она объяснит людям на собрании, что она только что вспомнила о репе и ей пришлось уйти. Юри объявляет операцию неудачной, и все члены Фронта нарываются на ее гнев, и были наказаны.
Rebels Against The God. Обзор «Ангельские ритмы! (Angel Beats!)»
«Ангельские ритмы» с самого своего старта начинает бросать в такие крайности, которые даже с американскими горками сложно сравнивать (а такое уже было в обзоре «Дневника будущего»). Перескакивать с удачного на неудачное — это одно дело, но когда тайтл позволяет себе проделывать это с блестяще-философского рассуждения про бытие после смерти и весь смысл жизненного пути на невероятную идиотию (даже тупостью это не назовешь), от которой раз за разом становится морально больно, начинаешь задаваться вопросами, а стоило ли вообще авторам из P.A. Works браться за подобную тематику. Концептуально — да, но тон повествования стоило выбрать более нейтральный.
Главный герой, типичный ояш Юдзуру Отонаси, просыпается в незнакомом месте, лежа на асфальте. Где он? Что он здесь делает? Почему в голове туман, и невозможно вспомнить свое прошлое? Надвигающиеся сумерки медленно скрывают из вида массивное здание, а боевого вида девица в школьной форме со снайперской винтовкой, постоянно оглядывающаяся в сторону спортивной площадки, утверждает, что Отонаси уже мертв, и пытается завербовать его в какой-то отряд по борьбе с… Богом?! Это какой-то розыгрыш, шутка?
На той самой площадке стоит невысокая одинокая девушка с белесыми волосами и янтарными глазами, у которой Юрипе и предлагает в насмешливой форме разузнать что же происходит на самом деле. Только вот предостерегает — это Ангел, посланный чтобы стереть уже умерших из этого мира. Отонаси в эти россказни верит с трудом и отправляется на рандеву с незнакомкой. Тенси в доказательство слов Юрипе с легкостью протыкает материализовавшимся клинком на руке нашего героя насквозь… На следующее утро Отонаси просыпается в школьном медпункте без единой царапины и с памятью о реальности болевых ощущений в области груди. Так это не сон…
Мир «Ангельских ритмов» оказывается достаточно простым: есть «Фронт антиангельского движения», в который входит дюжина школьников, прекрасно осознающих, что они когда-то умерли, и теперь ищут способ выйти на связь с Богом и постигнуть основы мироздания; есть Тенси, которую Фронт считает за Ангела, который способствует стиранию людей из этого мира, когда те начинают жить обычной счастливой жизнью школьника, и есть, в конце концов, школа — локация, в которой существуют помимо «попаданцев» НИПы, обладающие базовым набором поведенческих паттернов. Логика Фронта проста — пока сражаешься против Бога и его приспешницы, ты жив, как только устаешь от борьбы, жди забвения. Чтобы этого избежать, каждый день участники Фронта под руководством Юрипе обязаны выполнять разработанные ею миссии по подрыванию планов и авторитета Тенси.
Но этом моменте возвращаемся к основному тезису — противоречивости «Ангельских ритмов». Аниме на протяжении недолгих 13-ти серий (и двух спешлов) постепенно подводит зрителя к мысли, что все вокруг героев — это своеобразный санаторий для душ, которые не успели насладиться молодостью и жизнью на «той стороне». Одну за другой мы узнаем непростые, где-то ужасно-трагичные истории персонажей и их путь, проделанный вплоть до текущего момента. Кто-то из них умер от неизлечимой болезни, кто-то от рук грабителей или из-за несчастного случая. В этом аспекте «Ангельские ритмы» пробивают на слезу не меньше, чем полновесные киноверсии про нелегкую судьбу человека. Такой альманах несчастных душ по-особому сближает с каждым участником Фронта, чья история была рассказана с огромным чувством и простой жизненной позицией.
Куда меньше претензий у меня к миссиям, выполняемых Фронтом. Организация действует в правильном направлении и постепенно пытается нащупать рычаги давления на Тенси, которая с каждым разом все меньше и меньше походит на того неуязвимого Ангела. Некоторые вопросы уже начинают подтачивать сами основы Фронта. Верно ли они поступают, когда воюют не в ту сторону?
Здесь продолжаются как позитивные, так и негативные для сюжета моменты. Позитивные заключаются в том, что герои начинают осознавать свои ошибки прошлого, смиряться с мыслью о том, что «уйти» — это, возможно, не самый плохой исход, что их путь уже завершен, пора начинать новую главу, даже если ты уже не будешь собой. Эта мысль прочно засела мне в голову и заставила даже поразмыслить о некоторых сторонах бытия. «Ангельские ритмы» окрашивают само слово «смерть» в белый цвет, заявляя, что это всего лишь начало нового пути. Его должно сопровождать спокойствие и принятие, но никак не протест и сожаление. Первой это понимает Ивасава — фронтмен «Girls Dead Monster». Она испаряется прямо на глазах у изумленной толпы во время концерта. Затем Отасава помогает осознать столь «чуждую» вещь и Юи, пришедшей на смену Ивасаве в группу. Главный герой приходит к выводу, что обязан наставить каждую ищущую покоя душу в этом промежуточном мире, может, именно поэтому он и был призван сюда. Но в одиночку ему не справиться, только Тенси, нет, лучше по настоящему имени, Канадэ, поможет ему как никто другой.
Негативные моменты начинают открываться, когда герои изучают сам мир, в который попали. Книга с «ангельским руководством», компьютер, через который Канадэ работала над своими способностями, таинственный юноша (он же ИИ) в 12-ой серии и его дата-центр красноречиво свидетельствуют об искусственности промежуточного мира. Причем искусственности информационной, за которой может стоять некий Создатель. О его роли в истории также было сказано пару слов, но настолько невнятных, настолько ничего по сути не объясняющих, что становится несколько грустно за этот факт. Оставь этот элемент повествования за завесой тайны, позволь зрителям додумывать что-то, обозначь намеки на нечто странное, и можно было бы говорить об успешности затеи. А так — почти разжевали идею до конца, но бросили, как рудимент. Да и лично мне идея «компьютеризации» этого мира сильно неприятна. Единственный удачный момент на этом поприще — выбор, вставший перед Юрипе, и причина, по которой она осознала необходимость перерождения даже перед лицом собственного страха потерять собственное «я» (чувства vs строгая архитектура машины).
Ожидать от финала аниме какого-то феерического накала и экшена не приходилось. Уже где-то к середине начинаешь понимать, к чему все идет, поэтому последняя серия становится данью уважения тому, чего герои так и не смогли увидеть в реальной жизни — выпускному в школе. Было в этом что-то неуловимо трогательное и говорящее «вот-вот и ты зарыдаешь», но так и не свершилось. Увы. Уход некоторых второстепенных героев воспринимался иногда душещипательнее, чем последнее расставание Юрипе, Отанаси, Канадэ, Хинаты и Аято. Впрочем, это абсолютно не значит, что финальный аккорд не удался. Абсолютно логичная, закономерная и правильная концовка, которую не испортить никакому дурачеству. Более того, к концу оно стало и восприниматься по-другому, герои стали с особым чувством проникаться к каждому действию, что так заметно на выпускном. Последняя совместная песня, последний подкол, последнее «прости», последнее «прощай»…
Интересно, что есть у аниме и альтернативный финал. Если бы я и мог провести какую-то параллель, то только с «Дневником будущего», там тоже было снято нечто похожее. Иное развитие событий также не страдает от недостатка логики, но заметно привносит пессимистических настроений вкупе с очередным циклом преславутого «санатория». Говорить, что какой из финалов мне больше понравился, я не берусь, слишком уж сложные и смешанные чувства вызывают и тот, и другой. Каноничный все-таки был первым, поэтому пусть будет он, тем более что послесловие там просто замечательное.
Когда мы более-менее разобрались с сюжетом и общими моментами, сосредоточу свое внимание на том, что делает «Ангельские ритмы» потрясающим произведением. «Потрясающее» не равно «гениальное», к слову.
Во-первых, для «Ангельских ритмов» был написан замечательный саундтрек. И речь не только об опенинге, исполненном на фортепиано, или эндинге, удивительно нежном и чувственном. Певица Marina, знакомая мне по участию в аниме «Шарлотта» и группе «ZHIEND», исполнила все вокальные партии для группы «Girls Dead Monster», и как же это снова было божественно! Композиции «My Song» и «Final» прочно вошли в плейлист из-за своей надрывности, бешеной энергетики и четкого посыла. Для того, чтобы понять его, не нужно знать японского, музыка воистину универсальный язык.
Во-вторых, история главного героя на порядок интереснее и проработаннее, чем практически все в этом аниме. Можно сказать, что я бы с превеликим удовольствием посмотрел отдельный тайтл, основанный на событиях жизни Отасаку, где был бы суровый саспенс, безвыходная ситуация и больше ничего лишнего. История в деталях коррелирует с одним хорошо известным произведением Стивена Кинга, поклонником которого я и являюсь, поэтому не мог не прочувствовать знакомые нотки опустошающего-шокирующего момента смерти Юдзуру.
В-третьих, поднимаемая тематика действительно заставляет задуматься о каждом дне, проведенном на Земле. Живем ли мы так, что в случае непредвиденного, сможем говорить о том, что все успели? Заслужили ли мы покой своими делами? Хотели бы что-то изменить прямо сейчас, отбросив всю суету мира, и пожить просто ради себя, не оглядываясь на общественное мнение? В этом отношении хорошо прочищает голову история Аято Наои, который из-за определенных обстоятельств был вынужден проживать жизнь своего брата.
В-четвертых, «Ангельские ритмы» хорошо структурированы. Зрителю с самого начала не дают все готовое на блюдечке, аниме подталкивает к итоговому выводу постепенно, сначала вдоволь позволив насладиться атмосферой беззаботного веселья, столь же бесцельного в своей сути, как и длительное пребывание в этом мире. На моей памяти это чуть ли не единственное произведение, в котором уход героя из повествования воспринимается не как потеря, а как облегчение, как закономерный уход. Психология ломает привычный стереотип, заставляя по-иному взглянуть на повествовательные приемы, что само по себе уже прекрасно.
При всех своих достоинствах тайтл не лишен явных недостатков. Повторяться относительно глупого поведения я не буду, обозначу лишь очевидное.
1. Без клише и штампов обойтись очень сложно, но подход все же стоило сменить. Набор все тот же: школа, бейсбол, рыбалка, амнезист, ботаник-качок, разыгрывающийся комплекс Бога и подозревание одного из учеников в неправильной ориентации. Для повседневности было бы в самый раз, но не для заявленной идеи.
2. Отсутствие попыток исследовать мир полностью. Все события происходят в школе, иногда позволяя героям порыбачить в реке или забраться немного выше в горы. Реальный охват мира мог бы дать определенные ответы или хотя бы повод задаться вопросами. Но привязанность к месту и необходимость «учиться» выглядит странной. Никто никому и ничем уже не обязан.
3. Короткая продолжительность аниме не позволяет в полной мере раскрыть не то, что характеры, но и элементарно пересказать историю смерти даже всех основных героев. Из-за этого группа второстепенных героев не сильно отличается от пресловутых НИПов по своему набору качеств.
4. Слабая рисовка, несколько искажающая форму лица, и явно не любящая баловать нас детализированностью (странный мыльный эффект и пустоватость можно было бы отнести к специфике окружения, но, как по мне, это явная недоработка). Из-за этого многие персонажи различаются только преобладающим цветом волос и глаз (Отонаси и Хината, например), а глазу фактически не за что зацепиться, чтобы выделить удачную находку.
В чистом остатке получается, что при отличной задумке и достойном уровне эмоциональности художественных элементов, исполнение «Ангельских ритмов» далеко до идеала. Пытаешься сосредоточиться на серьезных моментах — тебя отвлекают необязательными активностями. Хочешь узнать поближе мир — не дают из-за постоянной беготни и борьбе не с теми, с кем надо. Героям бы серьезности побольше, но мозги вправляются на место далеко не сразу, и приходится терпеть, пока начнется хоть что-то интересное. А как только начинается, также быстро и заканчивается само аниме, т.е. как высказывание на тему, но никак не как целая притча или хотя бы эссе.
Да, я могу ругать «Ангельские ритмы», но впечатление после себя они оставляют приятное, и это никак не сломать ни электронному миру, ни глупостью, ни заметным топтанием на месте. Именно эти мелкие детали бесконечно отдаляют «Ритмы» от шедевров индустрии, которые запоминаются на всю жизнь. Возьмем для примера ту же кульминационную сцену прощания Отанаси и Канадэ: неужели герои прошли вместе НАСТОЛЬКО много, чтобы действительно почувствовать что-то реально сильное? Неужели оба совершили ТАКУЮ трансформацию характеров, проведенную в горниле страстей и диалогов, что зритель стоя бы ожидал развязки? Неужели произошло нечто ТАКОЕ, что кардинально повлияло на восприятие мира обоих? Ответ только на последний вопрос будет положительный.
Именно поэтому, увидев такой высокий рейтинг на многих сайтах, я даже подумал, что получу целое море удовольствия от просмотра, но нет — всего лишь маленькую тележку.
Лучшие композиции из «Ангельских ритмов» можно прослушать здесь! Рекомендую не пропускать такую качественную музыку!