Призрак в доспехах о чем

Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2004)

С 30 марта в российском прокате стартовала кинолента Руперта Сандерса (Rupert Sanders) «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) в главной роли. Это ремейк анимационного фильма 1995-го года, который подал киберпанк под японским соусом, заодно превратив режиссёра Мамору Осии (Mamoru Oshii) в рок-звезду. Конечно, голливудская адаптация не претендует на лавры оригинала, а, скорее, использует их по полной. Так что перед походом в кинотеатр нелишне разобраться, почему за более чем двадцать лет Ghost in the Shell не только не забыли, но и продолжают обсуждать, цитировать, использовать как источник вдохновения и качать с трекеров.

Код под ногами майора

Если вы не особо котируете аниме, но всё же решили с ним познакомиться, отправной точкой почти наверняка станет фильм «Призрак в доспехах», или, для лучшего понимания, «Дух в оболочке». Это классический киберпанк, где царит низкий уровень жизни при высоких технологиях, — именно таким видели жанр его апостолы, Уильям Гибсон (William Gibson) и Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), которых Осии цитирует, не стесняясь.

Призрак в доспехах о чем

Антураж и впрямь будто списан с «Нейроманта»: 2029-й год, миром управляют корпорации, а самый ходовой товар — данные, циркулирующие по Сети. Чтобы быстро их обрабатывать и хоть как-то обживаться в новой реальности, люди внедряют себе импланты — от простеньких усилителей мозга до полной пересборки тела. В таких условиях чертовски сложно понять, человек перед тобой или машина, поэтому для отделения агнцев от козлищ ввели понятие «призрака» — суммы опыта разумного существа. Ведь даже в механическом теле личность может считаться живой, если она сформирована естественным путём, а не программистами. Причём система построена таким образом, чтобы у отдельных граждан не осталось ничего, кроме этой самой души. Следите за руками: поступаешь на работу в корпорацию, где тебе для пущей эффективности выдают киберпротезы, но когда выходишь на пенсию — будь любезен, возвращай корпоративную собственность взад.

Примерно на таких условиях и служат бойцы Девятого отдела МВД Японии: майор Мотоко Кусанаги, ветеран Третьей мировой Бато, хакер-дзюдоист Исикава и Тогуса — единственный в этой ватаге человек из плоти и крови, ведущий вне заданий жизнь семьянина. Место действия — мегаполис Ньюпорт-Сити, островок цивилизации посреди разрушенного войной мира. Именно здесь проявилась изнанка повальной моды на импланты. Раз уж душу можно копировать и записывать на электронные носители, то и её взлом не представляет особых трудностей. Хакеры будущего подтасовывают воспоминания своих жертв, выуживают государственные тайны из чиновников, заставляют людей сходить с ума, а роботов — устраивать локальные бунты в духе «Терминатора».

Призрак в доспехах о чем

Наиболее опасный из киберзлодеев Ньюпорта — некто по прозвищу Кукловод, разобраться с которым и поручают спецотряду. Но не тут-то было: преступник оказывается не человеком, а искусственным интеллектом, выросшим из шпионской программы «Проект 2501». И всё, что им движет, — желание жить, а ещё, как ни странно, размножаться. Охота на Кукловода сеет сомнение в Кусанаги: оригинал ли душа героини или всё же копия, можно ли назвать её настоящим человеком и по правильную ли она сторону баррикад? «Призрак в доспехах» выдаёт сцены одна другой краше — здесь есть и погони, и перестрелки, и кунг-фу. Но визитными карточками фильма служат всего три момента — это сборка киборга, «прыжок веры» Мотоко Кусанаги и её битва с танком в музее. Самый продолжительный из них длится от силы несколько минут, но, чтобы наполнить эти мгновения красотой, авторы потратили немало сил.

Нельзя просто взять и сделать шедевр

Оригинальный фильм основан на манге 1989-го года, которую нарисовал Масамунэ Сиро (Masamune Shirow), — если перевести её название с японского, получим «Мобильная группа бронированной полиции». Заголовок же для английского издания, Ghost in the Shell, предложил сам автор — мол, так западной публике понятнее, пускай это и привело у нас к совсем уж абстрактному «Призраку в доспехах». Как бы там ни было, среди японцев, попавших под обаяние манги, оказался Мамору Осии, режиссёр, писатель и философ. «Раньше считалось, что человечество меняется под воздействием идеологии, религии, — делится мыслями Осии в интервью, — но это не так. Я думаю, что в действительности людей меняют технологии, а для современной Японии такой подход весьма актуален. Пока другие японцы увлекались туризмом и рыбалкой, я одним из первых купил себе компьютер».

Призрак в доспехах о чем

Мамору вырос на европейском кинематографе Феллини (Federico Fellini), Бергмана (Ingmar Bergman) и Андрея Тарковского. Поэтому, окончив университет в Токио, связал свою жизнь с фильмами — устроился в Tatsunoko Productions, где работал художником раскадровки. Едва он набил руку, как глава студии «Пьеро» Хисаюки Ториуми (Hisayuki Toriumi) пригласил Осии к себе. А через пять лет, в 1985-м, будущий режиссёр «Призрака в доспехах» опять сменил место работы и пополнил ряды коллектива Deen, где создал первый фильм, принёсший ему известность, — «Яйцо ангела». С конца 80-х о творчестве Осии узнали зрители за пределами Японии, режиссёр получил творческий карт-бланш от издателей и пригласил к сотрудничеству друзей — так сложился триумвират из самого Мамору, композитора Кендзи Каваи (Kenji Kawai) и сценариста Кадзунори Ито (Kazunori Ito). Благодаря этим «трём мушкетёрам» Ghost in the Shell и появился в том виде, в каком мы его знаем.

«Снимать ли в Японии кино с живыми актёрами, рисовать ли аниме — это вопрос бюджета. Первое, как правило, обходится дешевле второго. Поэтому, если у меня хватает денег, я делаю анимационный фильм», — признаётся Осии. Что ж, после успеха телесериала и полнометражной дилогии «Полиция будущего» средств у режиссёра хватало. Производство фильма обошлось в сумму около пяти миллионов долларов. Но не спешите с выводами: для сравнения — гонорар одной только Скарлетт Йоханссон в современном ремейке составляет вдвое больше.

Призрак в доспехах о чем

В специалистах, желающих поработать с Мамору Осии, тоже не было недостатка: в качестве производственной базы режиссёр решил использовать студию Production I.G, где в середине 90-х стояло самое современное оборудование. Была и другая причина выбора формата, субъективная: «Интуиция подсказала мне, что эта история о будущем несёт в себе предупреждение нынешнему миру. Существует не так уж много голливудских фильмов, раскрывающих тему влияния и силы компьютеров, и я решил, что анимация справится с этим лучше».

Однако Осии не был бы собой, если бы следовал первоисточнику дословно. Прежде всего, он выбросил из манги Масамунэ Сиро весь юмор, совместно с дизайнером персонажей Хироюки Окиурой (Hiroyuki Okiura) состарил оболочку героини на несколько лет, а для пущего сгущения красок создал мрачные, но перегруженные образами декорации. Вроде тех, что использовал в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотт (Ridley Scott). Источником вдохновения послужил Гонконг: «Поскольку информационная сеть невидима, я задумался над тем, как можно было бы представить её визуально. Когда вы думаете о Гонконге, вы представляете город информации — бессчётное количество вывесок, какофония голосов. И едва я посетил его, сразу пришёл к выводу, что он даёт идеальный сеттинг для раскрытия как самой истории, так и времени, когда она разворачивается». Напоминание о мегаполисе-прообразе в фильме — пиво «Сан Мигель», которое пользуется спросом в реальном Гонконге и которое потягивают Бато с Кусанаги на палубе катера.

Призрак в доспехах о чем

Фоны для сцен аниме были изготовлены вручную, при помощи темперы, нанесённой на влажную бумагу. Но подвижные, вращающиеся декорации пришлось проектировать в виде 3D-моделей и совмещать их с рисованным изображением. Такова особенность «Призрака в доспехах»: компьютерная графика совмещена здесь с кадрами ручной выделки, причём настолько элегантно, что в некоторых эпизодах сложно отличить одно от другого. Если, например, с кибернетическими интерфейсами всё ясно, то эффект термооптического камуфляжа Кусанаги или следы от попадания пуль уже вызывают вопросы: как им это удалось в 1995-м году?

Ответ прост: при работе над фильмом сотрудники Production I.G применили новшество того времени — «цифровую анимацию», или DGA. Кроме передачи трёхмерных объектов, она помогла создать модель освещения сродни тем, что используются сегодня в играх. Но несмотря на техническую продвинутость «Призрака в доспехах», эффекты не мешают воспринимать его как рукотворное произведение. Даже форма здесь работает на философию, ведь баланс машинного и живого в фильме выверен по-медицински точно и действительно уникален. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на цифровой ремейк — Ghost in the Shell 2.0, выпущенный в 2008-м году. В нём авторы изменили звук и нагромоздили 3D-эффектов, но в результате разрушили обаяние оригинала.

Призрак в доспехах о чем

Актёр Акио Оцука, подаривший голос киборгу Бато, перед премьерой «Призрака в доспехах» предложил зрителю свой взгляд на произведение Осии: «Это не тот тип фильма, который можно смотреть, размышляя над историей или сеттингом, — так вы не получите удовольствия. Вместо концентрации на отдельных аспектах лучше просто расслабиться и смотреть своим сердцем». Конечно, Production I.G выдала яркое шоу, иначе братья/сёстры Вачовски (Wachowski) не цитировали бы его кадр к кадру в «Матрице» — точно таком же технологическом прорыве конца 90-х. Но отметает ли такая точка зрения замысел автора? Поговорили о красоте — теперь о смысле.

В здоровом теле — здоровый дух

Пусть никого не обманывают голубые глаза Мотоко Кусанаги — в отличие от многих фильмов жанра аниме, Ghost in the Shell отнюдь не легкомысленное зрелище. Авторы подняли две темы, не теряющие актуальности как в контексте киберпанка, так и в общечеловеческом смысле, — связь души с телом и эволюция. И обе раскрыты настолько хорошо, насколько это вообще можно сделать за 82 минуты.

Призрак в доспехах о чем

Первая вращается вокруг афоризма Рене Декарта (Rene Descartes): «Мыслю — следовательно, существую». Философ XVII века видел различие между телом как физической вещью и душой — нематериальной субстанцией. Чтобы заявить о своём существовании, достаточно обладать последней, а тело — всего-то придаток. Это здорово ложится на сценарий «Призрака в доспехах», где персонажи напрямую сравнивают код ДНК и машинный код в компьютерах. Во вселенной фильма точно такой же душой выступает осознающая себя программа: и Мотоко Кусанаги, и Кукловод понимают, что они — уникальные личности, но при этом оба задаются вопросом: живут ли они по-настоящему? И что им нужно для реальной жизни?

Да то же самое, что и любому биологическому виду на Земле, — эволюция. Вспомните слова Осии о том, что «человечество меняет не религия, а технология», и добавьте к ним сцену в музее, где танк показательно расстреливает генеалогическое древо homo sapiens. Даёшь, дескать, трансгуманизм и дальнейшее развитие нашего вида кустарным методом. Не зря один из символов, пронизывающих фильм, — мутное отражение, символ несовершенства. Именно о нём говорит таинственный голос, сбивающий с толку Бато и Кусанаги, пока те катаются на катере. Конечно, это библейская цитата, смысл которой сводится к тому, что чем совершеннее человек, тем яснее он видит Бога, но что такое Бог в Ньюпорте? И пожалуйста: под занавес гибрид двух духов совершенно отчётливо видит своё отражение в зеркале.

Призрак в доспехах о чем

Мы никого не обманем, насчитав у Мамору Осии вагон с тележкой подобных приёмов. Режиссёра не раз укоряли за то, что он поступился экшеном в угоду смыслам, поэтому его произведение и состоит на три четверти из неприятного широкой публике артхауса. Голливуд действует иначе, так что ждать от «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханссон той же вдумчивости не стоит. Но что наверняка не будет лишним — ещё разок просмотреть оригинал перед покупкой билета в кино. Надеемся, наш материал тоже поможет создать правильное настроение.

Источник

Обзор фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

Не часто ремейки превосходят оригинал, далеко не все даже приближаются к величию первоисточника. Фильм «Призрак в доспехах» очень пытается достичь высокой планки, но у него, увы, получается это лишь частично.

Недалекое будущее. Человечеству открылись невероятные технологии, позволяющие модифицировать тело и создавать умных роботов, которые почти не отличаются от людей. Одним из таких является главная героиня Мотоко Кусанаги. Ну, или почти. Она попала в страшную катастрофу, ее тело спасти не удалось – только мозг, который был перенесен в технологическую оболочку организацией «Ханка Роботикс» (Hanka Robotics), и теперь цель ее существования – бороться с преступностью в Девятом отделе.

Однако спустя какое-то время у Мотоко начинают происходить сбои, а в памяти всплывать воспоминания о прошлой жизни. Она начинает задумываться о том, кто она такая и может ли робот быть человеком. Больше вопросов у нее возникает после глубокого погружения в гейшу-боту, которую перепрограммировал хакер церебральным взломом. Вместе с вопросами у Майора появляется новая задача – найти кибертеррориста, который преследует свои высшие мотивы.

Призрак в доспехах о чем Приятно видеть знакомые кадры в обновленном виде.

Новая экранизация легендарной манги поначалу в точности повторяет сюжет экранизации 1995 года, за исключением мелких деталей. Например, у Бато, напарника Майора, изначально не механические глаза – авторы решили показать, как он их лишился. Некоторые сцены перенесены прямиком из аниме, но начиная с середины повествование расходится. И это не идет в плюс ленте.

Самой большой корректировке подверглась сама Майор. В 2017 году из сильной и интересной героини сделали вспыльчивую девочку-нытика. В ремейке в центре сюжета по-прежнему стоит внутренние переживания Мотоко, но их куда лучше показали в первоисточнике. Скарлет Йохносон, к слову, внешне отлично подходит на эту роль, однако передать ту внутреннюю грусть и конфликт с системой у нее в полной мере не получается.

Призрак в доспехах о чем Голой Йохносон, конечно, не показывают, но и так все выглядит хорошо.

Злодей, известный как Кукольник, выглядит в фильме совсем иначе и даже по-другому зовется – Кудзе (Kuze). Кто он такой и зачем совершает преступления, вы сможете понять в первом же диалоге с ним. Из него мог бы получится любопытный герой, но авторы не в полной мере его раскрыли. При этом Майкл Питт его хорошо сыграл, несмотря на то, что почти все тело персонажа роботизированное. Вдобавок к этому концовка и, в целом, история совершенно иная и она намекает на продолжение. Финал в духе современных тенденций с претензием на новую франшизу.

Вообще, почти все персонажи хорошо смотрятся в кадре. Актеры неплохо играют, но это не избавляет сценарий от не самых глубоких диалогов. Конечно, не все так печально, но разговоры тут больше походят на таковые из кинокомикса, хотя, возможно, именно подобный блокбастер и хотели сделать авторы.

Призрак в доспехах о чем Неоновые пейзажи футуристического Newport City захватывают дух.

А вот к чему придираться не хочется, так это к визуалу. У «Призрака в доспехах» очень сочная картинка, которая подчеркивает высокотехнологичность здешнего мира. Особенно удались улочки города, будь то центр мегаполис или трущобы. Визуальная составляющая оправдывает существование фильма. Под стать ему [изображению], стоит похвалить музыку. Хоть саундрек и не запоминается, смесь техно и японских мотивов отлично дополняет действо.

Порядок и с экшен-сценами. Массовость кино не позволила показать обилие крови, но драки от этого не стали менее зрелищными. Тем не менее дух от них, как в недавнем «Джоне Уике 2», не захватывает. Однако момент в ночном клубе, где персонажи общаются с помощью мыслесвязи, довольно интересно поставлена.

Радует, что создатели решили не покадрово воспроизвести оригинал, как это делает Disney со своей классикой. Но некоторые наверняка посчитают, что именно так следовало поступить. В целом, нельзя сказать, что изменения не вписываются в историю, однако все равно обидно, что приходится наблюдать общее упрощение повествования.

Главной заслугой оригинала является опередивший время сюжет, проблемы которого все еще актуальны: программируют ли организации наше восприятие действительности и что есть человек. У ремейка же не получается передать тот посыл и мысли в той же степени, но это не делает фильм плохим. Так как киберпанк редкий гость в наше время, то «Призрак в доспехах» достоин просмотра. Тем более там действительно есть на что посмотреть, но, к сожалению, не о чем подумать.

Источник

Рецензия на фильм «Призрак в доспехах»

Ухудшенная и упрощенная, но все еще красивая и занятная голливудская вариация на тему классического японского киберпанковского мультфильма

Призрак в доспехах о чем

Призрак в доспехах о чем

После того как Мира Киллиан (Скарлетт Йоханссон) чуть не погибла во время теракта, ученые корпорации Hanka Robotics превратили ее в почти полностью киборгизированное существо. Один лишь ее мозг остался человеческим. Ее новое тело было «заточено» для спецопераций, и женщина поступила на службу в правительственную организацию под названием «Девятый отдел», которая борется с особо опасными преступлениями, совершенными с помощью кибертехнологий. Однако когда Мире поручили следствие по делу некоего Кузе (Майкл Питт), который дистанционно убивает боссов Hanka, поворачивая против них их собственные разработки, женщина начала подозревать, что корпорация не так добродетельна, как хочет казаться.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

В 1995 году японские аниматоры во главе с Мамору Осии выпустили полнометражную фантастическую картину «Призрак в доспехах». Можно спорить о том, какое значение эта лента имела в национальном культурном контексте, но ее международную роль трудно переоценить. То было время, когда иностранные зрители массово записывались в ряды поклонников японской анимации, и «Призрак» быстро стал одной из «канонических» картин, которые фанаты показывали сомневающимся. Смотрите, мол, друзья, какие мультфильмы рисуют японцы, в то время как диснеевцы рассказывают детские сказочки про поющих зверушек.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

Действительно, по контрасту с безобидной семейной анимацией «Призрак» поражал и впечатлял. Это была гремучая смесь политического триллера, фантастического боевика и философского кино. В промежутках между мощными перестрелками и пугающими и чарующими видениями ближайшего будущего лента протягивала идейную нить от мифологии синтоизма до модных постмодернистских и постгуманистских исканий. Чем умнее и образованней был зритель, тем больше он мог почерпнуть из творения Осии, основанного на комиксах Масамуне Сиро. И в то время как одни просто восхищались многоплановым произведением, другие им вдохновлялись. В частности, «Матрица» братьев Вачовски была создана как попытка воссоздать и превзойти в игровом кино киберпанковскую крутость «Призрака».

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

Во второй половине 2000-х голливудская студия DreamWorks приобрела права на создание ремейка «Призрака». Работа над этим проектом затянулась, поскольку американцы наткнулись на очевидную проблему – оригинал слишком сложен для того «наименьшего общего знаменателя», в расчете на который создаются голливудские блокбастеры. Фильм Осии не предназначался для массовой международной аудитории. Голливудцы же должны работать для нее. Элитаризм для них смерти подобен.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

В результате сюжет «Призрака» был существенно переосмыслен. В то время как главной темой оригинала была техническая эволюция человечества, которая выражалась в постепенном сближении киборгизированных людей и мыслящих искусственных разумов, в фильме Руперта Сандерса (режиссера «Белоснежки и Охотника») на первое место выведена вовсе отсутствующая у Осии зловредность мегакорпораций, которые вертят людскими судьбами в своих интересах. Не вдаваясь в спойлеры, можно сказать, что новый «Призрак» ближе к «Роботу-полицейскому», чем к японскому мультфильму. Это кино, где есть ярко выраженные герои и злодеи, четко определенная мораль, попытки сыграть на зрительских душевных струнах… Философия же Сиро и Осии задвинута на второй и третий план, и она существенно упрощена.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

При этом картина во многом воспроизводит пейзажную красоту прежнего «Призрака» и воссоздает его боевые сцены, добавляя несколько новых, куда менее эффектных и заметно более банальных. У тех, кто хорошо знает оригинал, это создает чувство дезориентации. Фильм крякает как утка, плавает как утка и ходит как утка, но это не утка. То есть не ремейк «Призрака», а новая картина.

Приведем лишь одно значимое сюжетное различие из зачина постановки. В то время как японская лента начинается с того, что главная героиня незаконно ликвидирует иностранного дипломата (у Осии «Девятый отдел» среди прочего делает «грязную работу» правительства), в американском кино в визуально схожем эпизоде героиня доблестно расстреливает роботов и преступников, нападающих на менеджера Hanka. Чувствуете нюанс? Голливудская мораль не может позволить главной героине быть киллером на госслужбе.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

К сожалению, не все из того, что перекочевало из прежнего фильма в новый, Сандерс смог удачно интегрировать в новое повествование. Так, героиню, как и раньше, называют «майором», но с чего бы ей носить высокое звание? Майор у Осии была женщиной с продолжительным военным прошлым. Майор же у Сандерса в «Девятом отделе» всего год, и до этого она в армии не служила. Даже «лейтенант» для нее – перебор. В сущности, она должна считаться стажером, каким бы отличным сотрудником она ни была. Бюрократические мельницы мелят долго.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

Что можно сказать о фильме, если абстрагироваться от его предыстории? Что это стильный и визуально насыщенный футуристический триллер, в котором, однако, мало что можно долго хвалить. Причудливые, завораживающие кадры из трейлеров ленты – это в основном бессмысленные «пустышки» (то есть фрагменты без особого значения), игра актеров монотонна (как, впрочем, и у Осии), сюжет типичен для подобных повествований, боевые сцены в контексте нынешних блокбастеров не поражают… По жанровым меркам неплохо, но далеко не шедевр.

Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Призрак в доспехах о чем

Парадоксально, но в фильме, где есть сцена, в которой Скарлетт Йоханссон раздевается и сигает с небоскреба (в героиню встроена система, делающая ее тело невидимым), лучше всего запоминается пара эпизодов с Такеши Китано. Японский ветеран сыграл шефа «Девятого отдела», который в новом кино, в отличие от мультфильма Осии, не только раздает приказы, но и лично участвует в финальном экшене. Китано стар, но он еще суперстар! Еще актер шокирует тем, что говорит по-японски, в то время как все остальные пользуются английским.

Напоследок напишем, что мы думаем об отсутствии японских актеров в прочих основных ролях. Когда в Америке раздули скандал из того, что Йоханссон получила роль, которая в оригинале была японской (героиню фильма Осии зовут Мотоко Кусанаги), никто не вспомнил, как Акира Куросава в свое время превратил шотландского «Макбета» в японский «Трон в крови» и как голливудцы превратили «Семь самураев» в «Великолепную семерку». Это нормальное явление в культурном общении японских и западных творцов. Почему Сандерс должен был прервать традицию? Кроме того, западная физиономия Йоханссон имеет сюжетный смысл в контексте ленты… Больше мы написать не можем – это был бы спойлер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *