Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Достижения науки и техники. Ответственность ученых.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Наука и порождаемые ею новые технологии оказывают все более глубокое и многообразное воздействие на жизнь человека и общество. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями [1]. Сегодня достижения науки привлекают внимание всего общества, в том числе бизнесменов, политиков, а также различного рода авантюристов и террористов. Практически любое человеческое сообщество (будь то государство в лице правительства, торгово-промышленный концерн или, наконец, преступная группировка) стремится заполучить в свои руки новейшие научно-технические достижения. В современном мире идет ожесточенная борьба за обладание новейшими научно-техническими идеями и проектами, а, следовательно, борьба за их авторов ‑ ученых. В этой ситуации многократно возрастает ответственность ученых перед обществом за сделанные ими открытия и изобретения.

Актуальность темы заключается в том, что наука стала мощной силой, изменяющей жизнь человечества. Бездумное использование достижений науки может привести к катастрофе.

Гипотеза: При соответствующем контроле научной деятельности наука может служить во благо человечества.

Цель работы: Изучение проблемы социальной и профессиональной ответственности учёного.

Осветить основные положения научной этики

Выявить условия, при которых наука служит во благо человечества

Сформулировать необходимые ограничения в научной деятельности

Исследование велось следующими методами:

Описание основных положений научной этики.

Анализ открытий и изобретений в различных сферах науки и техники.

Глава 1. Научная этика

Что такое наука и кто такие «ученые».

Наука – это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний обо всем, что нас окружает, в том числе о природе, обществе и самом человеке. Целью науки является получение новой информации, в том числе фундаментальных законов действующих в окружающем нас мире. Например, ученый Исаак Ньютон в 1666г. открыл закон всемирного тяготения. Он гласит, что между любыми телами (предметами) действует сила взаимного притяжения. Этот закон является фундаментальным, поскольку распространяется на все существующие во Вселенной тела (предметы).

Рисунок 1. Александр Флеминг

В 1860 году французский ученый Луи Пастер (рисунок 2) открыл способ термической обработки продуктов питания для их длительного хранения. В основе технологии производства современных консервов лежит именно технология Пастера. Эта технология получила его имя – пастеризация.

Рисунок 2. Луи Пастер

Отцом современной энергетики можно считать русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Добровольского (рисунок 3). Михаил Осипович (примерно в 1890г.) придумал все основные элементы современных энергосистем: трехфазный генератор и двигатель, трансформатор, линию электропередачи. Более того, работая главным инженером фирмы AEG в Германии разработал конструкции этих элементов и организовал их производство.

Рисунок 3. М.О. Доливо-Добровольский и изобретенный им трехфазный генератор

Таких примеров можно приводить множество – какую бы сторону современной жизни мы не взяли, за ней всегда стоят ученые с их идеями, открытиями и изобретениями.

Каковы изобретения и открытия «сами по себе». В чем опасность науки.

Открытия и изобретения «сами по себе», как правило, не являются не «плохими» не «хорошими». Они нейтральны. Полезными или опасными они становятся в результате использования их человеком. Понять это можно на несложном примере, не имеющем никакого отношения к науке. Возьмем простой предмет – кирпич. Этот кирпич можно использовать при строительстве дома, а «можно» (на самом деле, конечно же нельзя!) ударить по голове другого человека (рисунок 4).

Рисунок 4. Два способа использования кирпича

Так и достижения науки сами по себе «не опасны», опасными их делает человек. Даже наркотики нельзя считать абсолютно вредными, а ведь их тоже изобрели ученые [2]. Наркотики используются как обезболивающее средство в некоторых лекарствах при лечении тяжело больных людей. Кроме того, каждый солдат на поле боя в индивидуальной аптечке (рисунок 5) имеет шприц с обезболивающим наркотическим средством, которое он обязан применить в случае ранения.

Рисунок 5 Военная аптечка

Рисунок 7 Международный знак биологической опасности

Основные положения научной этики

Этика – это сложившееся у людей представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она позволяет нам оценивать то или иное учение, жизненную позицию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны. Научная этика определяет, что такое хорошо и что такое плохо в деятельности ученого, а именно как ученый должен взаимодействовать с коллегами и учениками, как он должен относиться к своему исследованию. Таким образом, научная этика – это свод правил, которых должен придерживаться ученый в своей деятельности.

Этика ученых заключается в следующем:

1). Каждый ученый должен заниматься тем, в чем он разбирается. Биолог не должен лезть в ядерную физику и учить физика ядерщика правильно выполнять свою работу. Так же и физик не может указывать биологу, чем ему заниматься (рисунок 8).

Рисунок 8 Физика и биология

2) Изобретение или открытие должно быть многократно проверено прежде чем оно начнет использоваться.

В 1954 г. в Германии начало продаваться лекарство от бессонницы Талидомид (рисунок 8) [3]. В последствии выяснилось, что у женщин, принимавших этот препарат рождались дети с врожденными уродствами (без рук или ног и т.п.). В целом пострадало около 10 000 детей. Данный препарат не был должным образом испытан и проверен, прежде чем поступить в продажу.

Рисунок 8 Препарат Талидомид

Однако, некоторые ученые настолько ответственно относились к своим работам, что испытывали свои изобретения на себе. Самый свежий пример из этой серии: чтобы убедить оппонентов в том, что гастрит вызывает микроб хеликобактер пилори, врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл (рисунок 9) проглотили микробную взвесь и заболели гастритом, а потом сами себя вылечили антибиотиками и в 2005 г. получили Нобелевскую премию за открытие [4].

Рисунок 9. Врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл

3) Добросовестность научных исследований.

Проблема здесь в том, ученые такие же, как и все, люди. И как в самом обществе есть честные люди и мошенники, есть законопослушные и есть преступники, есть бескорыстные и есть жадные, так и среди ученых есть мошенники, преступники и стяжатели [5].

В науке бывали случаи, когда один из ученых делал открытие, но не успевал запатентовать, а другой своровал идею и получил патент первым. Примером такого случая является открытие радио. Русский ученый Александр Степанович Попов продемонстрировал свое радио 7 мая 1895 г. на заседании русского физико-химического общества в г. Санкт-Петербурге (рисунок 10).

Рисунок 10. Демонстрация Александром Поповым радио

Итальянский ученый Гульельмо Маркони создал свое радио годом позже, но именно он запатентовал его и долгие годы считался создателем радио. Хотя истинным изобретателем радио является наш соотечественник Александр Попов [6].

Один из самых известных ученых-мошенников – Ян Хендрик Шёна (рисунок 11). Он опубликовал работы в которых утверждал, что создал транзистор из одной молекулы. Эти данные были ложными [7]. Он стал лауреатом нескольких премий и, даже, считался претендентом на Нобелевскую премию. Однако, другие ученые не смогли воспроизвести его результаты, и он был лишен всех научных званий признан мошенником.

Рисунок 11. Ян Хендрик Шёна

Еще один «ученый» ‑ американский профессор Донг-Пай Хан (рисунок 12) признался в фальсификации результатов исследования возможности создания вакцины против СПИДа. Он сообщил, совершил преступление из-за денег, которые он регулярно получал за свои исследования [8]. Всего он получил около 19 млн. долларов прежде, чем его обман был раскрыт.

Рисунок 12. «Профессор» Донг-Пай Хан

Перечисленные выше ученые нанесли не только моральный вред науке, но и огромный материальный ущерб.

4). «Не навреди». Ученые не должны заниматься тем, что может навредить человечеству. Точнее всего этот принцип сформулировал врач Гиппократ (рисунок 13), живший в V веке до нашей эры [9].

Рисунок 13. Принцип Гиппократа

Это самое главное правило. И самое трудновыполнимое. Причин у этой проблемы две. Первая заключается в том, что очень часто ученый просто не может предвидеть последствия своих исследований. Ученым движет стремление познать изучаемый предмет – это очень сильный мотив. В своих исследованиях ученый может совершить такое открытие, которое, попав в недобрые руки нанесет огромный вред человечеству. Поэтому, он должен, прежде всего, контролировать сам себя. Но только самоконтроля недостаточно, направления науки должны быть под контролем как государства, так и общества в целом.

Рисунок 14. Ученый и деньги

Таким образом, можно сделать вывод, что исследования ученых не должны проводиться бесконтрольно. Необходимо осуществлять контроль как со стороны общества и государства, так и самих ученых. И. тогда, ученым не придется жалеть о сделанных ими открытиях.

Глава 2. Ученые, которые пожалели о своих открытиях

Рисунок 15. Изобретение Альфреда Нобеля

Искупая свою вину Альфред Нобель учредил премию для ученых сделавших очень важные открытия, а также Премию Мира (рисунок 16).

Рисунок 16. Медаль нобелевского лауреата

Альберт Эйнштейн

Рисунок 18. Таблетки экстази

Любого пользователя сети Internet очень раздражает всплывающая реклама (рисунок 19). Она появляется на экране компьютера без ведома пользователя. Программист Итан Цукерман [13] совсем недавно сознался в том, что это было его творение. «Мы лишь хотели сделать рекламу, которая не была бы связана с содержимым сайта. Простите. У нас были благие намерения».

Рисунок 17. Всплывающая реклама

Дизайнер Роберт Пропст в 1960г, придумал «открытый офис». Это большое помещение, разделенное невысокими перегородками на отдельные комнаты (рисунок 20). Такой офис гораздо дешевле, чем офис с отдельными помещениями. К тому же его очень быстро можно создать. В таком офисе люди чувствуют себя некомфортно из-за постоянного шума. Увидев, как используется его изобретение Пропст ужаснулся и назвал это «крысиными норами».

Рисунок 20. Открытый офис

Наука один из самых интересных видов деятельности человека. Она является мощной силой развития человечества. Чтобы деятельность ученых не принесла вред людям ученые должны соблюдать правила научной этики. Самое главное из них: «не навреди». Но и этого недостаточно, над деятельностью ученого должен осуществляться государственный и общественный контроль.

Список использованной литературы

Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%B4 Дата обращения: 05.02.2019.

http://www.academia.edu/3894387/%D0%9C%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B5 Дата обращения: 05.02.2019.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Дата обращения: 05.02.2019.

https://thequestion.ru/questions/396245/privedite-primery-narusheniya-norm-nauchnoi-etiki Дата обращения: 05.02.2019.

http://sci-hit.com/2014/12/falshivye-otkrytiya.html Дата обращения: 05.02.2019.

https://24smi.org/celebrity/4952-gippokrat.html Дата обращения: 07.02.2019.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B4 Дата обращения: 07.02.2019.

https://vseonauke.com/1380497592918739939/fakty-iz-zhizni-ejnshtejna-kotoryh-vy-mogli-ne-znat/ Дата обращения: 08.02.2019.

Источник

Урок-лекция

НазваниеУрок-лекция
страница6/6
Дата публикации14.02.2015
Размер434.41 Kb.
ТипУрок

l.120-bal.ru > География > Урок

§8. Техника – источник тревог человечества

Я все чаще замечаю,

Что меня как будто кто-то подменил

О морях и не мечтаю,

Телевизор мне природу заменил

Э. Успенский

Что такое технофобия? Чем определялся страх человека перед техникой на разных этапах его исторического развития? Каковы современные проявления проблемы взаимоотношений человека и техники?

*Технофобия. Взаимоотношения человека и техники.

ПОНЯТИЕ О ТЕХНОФОБИИ. Ничто из творений рук человеческих не вызывает к себе столь противоречивого отношения, как техника.

Казалось бы, техника стала средством, с помощью которого человек приспособил окружающий мир к своим потребностям, а иногда и прихотям. Техника помогла сбыться и давним надеждам человека, связанным с облегчением тягот земной жизни.

В итоге, непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции убедил человека в его господстве над природой. Люди стали мнить себя полноправными хозяевами планеты. Укреплялась их вера в культурный прогресс с помощью науки и техники.

Однако сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут нападки на технику. Все больше людей смотрит на нее как на виновницу всех бед человечества. Как никогда раньше, в обществе нарастает технофобия.

Слово «технофобия» имеет греческое происхождение. Оно образовано от слов «techne» – искусство, мастерство, и «phobos» – боязнь, страх. Поэтому дословный перевод позволяет трактовать технофобию как страх перед техникой. Суть этого страха в понимании техники как основной причины отчуждения человека от природы и самого себя, что неизбежно должно привести его и всю цивилизацию к неминуемой гибели.

Чем же вызвано обострение технофобии? Прежде всего, возросшей непредсказуемостью последствий для природы и человека, которые несет в себе постоянно развивающаяся техника. Все труднее обеспечить надежность современной техники, сложность которой превосходит контролирующие возможности человека. Более того, масштабы развития техники привели к формированию особого технического мира, законы которого человеку не только неподвластны, но даже – неизвестны.

Технофобия выражает негативное отношение человека к порожденной им технике. Страх перед нею, связанный с неуверенностью в надежности техники и возможности полного контроля над ней со стороны человека.

ТЕХНОФОБИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Негативное отношение к технике зародилось вместе с самой техникой. Ведь ее всегда можно было использовать и во благо, и во зло. Поэтому на всем протяжении технического прогресса люди и восхищались техникой, и боялись ее, усматривая в ней нечто зловещее и демоническое.

Неприятие техники можно найти уже в древнегреческих мифах. Однако не правильно было бы утверждать, что в них дается лишь негативная оценка техники. Скорее, мифы несут двойственное отношение к ней.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Вспомните миф о Прометее. Он похитил у богов огонь и отдал его людям. Прометей сделал послушным человеку быка и коня. Открыл людям тайну лекарств. Построил первый корабль. Боги (силы природы!?) прокляли и жестоко наказали Прометея. Как вы думаете, за что?

Интересен и миф об Икаре. В нем техника выступает одновременно средством преодоления человеком земного притяжения и причиной его гибели.

В средневековье технофобия носит религиозный характер: она находит себе сторонника в лице церкви, объявившей технику сатанинским творением. Талантливые изобретатели, строители и другие видные деятели этой эпохи подвергались гонениям, обвинялись в сговоре с дьяволом.

С эпохи Возрождения технофобия постепенно приобретает социально-экономический характер, связанный с нарастанием технического прогресса. Появление машинной техники привело не только к повышению производительности труда, но и к появлению проблем досуга и безработицы. Обострение этих социальных недугов произошло в эпоху Нового времени. Свершившаяся тогда промышленная революция (см. §4) «выбросила» на улицу огромную армию безработных. Техника стала конкурентом человека на рынке труда.

В современную эпоху технофобия лишь усилилась. Некоторые считают ничем не контролируемое развитие техники главным фактором подавления человеческой индивидуальности. Фактором, несущим угрозу жизни в планетарных масштабах.

ОБРАЗ ЖИЗНИ. Тревогу за судьбу человечества как нельзя лучше передают фильмы «Терминатор», «Терминатор-2» и подобные им.

Реальность угрозы своему существованию человечество осознало после атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 г.). Именно после этих печальных событий люди стали говорить о научно-технической революции, а многие исследователи прямо заявили о кризисе современной техногенной цивилизации.

Технофобия, как и породившая ее техника, неизменный спутник человечества. Однако причины и формы ее проявления в разные времена были неодинаковы. Социально-экономический контур технофобии, порожденный конкуренцией человека и техники на рынке труда, характерен и для современной эпохи.

ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Взаимоотношения человека и техники в современную эпоху приобрели новые смыслы. Их многозвучье сводимо к двум основным проблемам: искусственного интеллекта и образа жизни человека в техногенном мире.

Проблема искусственного интеллекта ставит перед человечеством ряд вопросов. Прежде всего, это вопрос о природе такого интеллекта и его тождественности интеллекту естественному. По сути, в нем заключена проблема сохранения индивидуальности и уникальности человека.

Проблема «мозг и машина» ставит и другие вопросы перед человечеством. Например, вопрос о возможности воспроизведения машиной присущей человеческому мозгу логики конструирования образов мира?

Дело в том, что мозг человека способен проследить динамику познаваемого объекта, воспринять его противоречивость, а при ее выражении синтезировать противоположные или разнонаправленные позиции («и да, и нет», «и то, и другое»). Современные же машины, как правило, воспринимают объект лишь в статике и характеризуют его односторонне («или да, или нет», «либо то, либо это»).

Риск потери индивидуальности и личностной неповторимости усилился с появлением возможности вмешательства с помощью техники в наследственную сферу человека. Одновременное с этим развитие медицинской техники существенно увеличило продолжительность жизни, поставив развивающиеся страны перед угрозой демографического взрыва.

Долгие годы влияние техники на образ жизни человека определялось его освобождением от тягот земной жизни, обретением людьми некоторой независимости от природы. Однако «освободившись от пут природных», человек попал в сети непредвиденных побочных последствий становления технической среды. Среди них истощение природных ресурсов, побуждающее человека постоянно искать новые источники энергии; обострение экологических проблем; необходимость адаптации к особенностям функционирования технических устройств (нормированность и др.).

За роскошь и комфорт техногенного мира человек уже сегодня расплачивается шумовыми стрессами, процветанием социальных болезней (игромания, алкоголизм, наркомания и др.), разобщенностью людей, их духовной деформацией. Глобальная компьютеризация привела к потере навыков живого общения, замены его общением виртуальным. Все это – лишь малый перечень недугов современной цивилизации, связанных с интенсивным развитием техники. В комплексе, они определяют дегуманизацию человека, его оторванность от природы.

Очевидно, что этой реальности уже не избежать. Ведь даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек все же вырывается на природу, он уже не в состоянии слушать и слышать ее голоса (шум травы, пение птиц, шорохи леса и т.п.). Зато человек, гуляющий по лесу с наушниками и мобильным телефоном, сегодня никого не удивит!

§9. Научно-техническое творчество: проблема профессиональной ответственности

Ох нелегкая эта работа –

Из болота тащить бегемота!

К. Чуковский

Всегда ли достижения науки и техники являются благом для человечества? Несет ли человек профессиональную ответственность за сделанные им открытия или изобретения?

Цель семинара: понять является ли научно-техническое творчество этически нейтральным и несет ли человек, вовлеченный в него, профессиональную ответственность за результаты своей деятельности и последствия их внедрения в жизнь.

Тема для обсуждения 1. Справедливо ли мнение о том, что любое научно-техническое достижение может принести и пользу, и вред человеку? Существуют ли изобретения, несущие только зло человечеству?

Выскажите свое мнение и аргументируйте его. Приведите примеры использования человеком достижений науки и техники в созидательных и разрушительных целях.

Тема для обсуждения 2. Признавая, что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны для человека и окружающего мира в целом, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой ответственности.

Что такое ответственность? Что такое профессиональная ответственность? Какую роль профессиональная ответственность и в нашей жизни? Должен ли человек нести профессиональную ответственность за плоды научно-технического прогресса или же она должна быть возложена на сами технические объекты или научные открытия?

Источник

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Наука и порождаемые ею новые технологии оказывают все более глубокое и многообразное воздействие на жизнь человека и общество. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями [1]. Сегодня достижения науки привлекают внимание всего общества, в том числе бизнесменов, политиков, а также различного рода авантюристов и террористов. Практически любое человеческое сообщество (будь то государство в лице правительства, торгово-промышленный концерн или, наконец, преступная группировка) стремится заполучить в свои руки новейшие научно-технические достижения. В современном мире идет ожесточенная борьба за обладание новейшими научно-техническими идеями и проектами, а, следовательно, борьба за их авторов – ученых. В этой ситуации многократно возрастает ответственность ученых перед обществом за сделанные ими открытия и изобретения.

Актуальность темы заключается в том, что наука стала мощной силой, изменяющей жизнь человечества. Бездумное использование достижений науки может привести к катастрофе.

Гипотеза. При соответствующем контроле научной деятельности наука может служить во благо человечества.

Цель работы: Изучение проблемы социальной и профессиональной ответственности учёного.

Задачи:

1. Осветить основные положения научной этики.

2. Выявить условия, при которых наука служит во благо человечества.

3. Сформулировать необходимые ограничения в научной деятельности.

Исследование велось следующими методами:

1. Описание основных положений научной этики.

2. Анализ открытий и изобретений в различных сферах науки и техники.

Что такое наука и кто такие «ученые»

Наука – это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний обо всем, что нас окружает, в том числе о природе, обществе и самом человеке. Целью науки является получение новой информации, в том числе фундаментальных законов действующих в окружающем нас мире. Например, ученый Исаак Ньютон в 1666г. открыл закон всемирного тяготения. Он гласит, что между любыми телами (предметами) действует сила взаимного притяжения. Этот закон является фундаментальным, поскольку распространяется на все существующие во Вселенной тела (предметы).

Ученые – это люди, профессионально занимающиеся наукой, т.е. получением новых знаний. Деятельность ученого зависит от той области науки, которой он занимается. Например, ученые-биологи изучают живые организмы, ищут способы повышения урожая и повышения устойчивости растений к вредителям и т.д. Ученые-медики ищут способы лечения болезней, разрабатывают новые лекарства, ищут способы защиты человека от вредных факторов окружающей среды. Ученые-математики ищут способы описания языком формул окружающего нас мира. Ученые-историки занимаются изучением событий, произошедших много лет назад (иногда сотни и тысячи). Ученые-геологи ищут полезные ископаемые на нашей планете. И так далее. В настоящее время очень многие ученые занимаются разработкой новых технологий: 3D-печать, получение новых материалов с неизвестными ранее свойствами, выведение новых пород животных и сортов растений, получение энергии новыми способами и т.д. Эти работы носят название «прикладные исследования». Именно они непосредственно влияют на жизнь человека. Например, в 1928 году шотландский ученый Александр Флеминг (рис. 1) открыл пенициллин – первый антибиотик. Без него мы до сих пор бы умирали от многих болезней.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 1. Александр Флеминг

В 1860 году французский ученый Луи Пастер (рис. 2) открыл способ термической обработки продуктов питания для их длительного хранения. В основе технологии производства современных консервов лежит именно технология Пастера. Эта технология получила его имя – пастеризация.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Отцом современной энергетики можно считать русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Добровольского (рис. 3). Михаил Осипович (примерно в 1890 г.) придумал все основные элементы современных энергосистем: трехфазный генератор и двигатель, трансформатор, линию электропередачи. Более того, работая главным инженером фирмы AEG в Германии разработал конструкции этих элементов и организовал их производство.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 3. М.О. Доливо-Добровольский и изобретенный им трехфазный генератор

Таких примеров можно приводить множество – какую бы сторону современной жизни мы не взяли, за ней всегда стоят ученые с их идеями, открытиями и изобретениями.

Каковы изобретения и открытия «сами по себе». В чем опасность науки

Открытия и изобретения «сами по себе», как правило, не являются не «плохими» не «хорошими». Они нейтральны. Полезными или опасными они становятся в результате использования их человеком. Понять это можно на несложном примере, не имеющем никакого отношения к науке. Возьмем простой предмет – кирпич. Этот кирпич можно использовать при строительстве дома, а «можно» (на самом деле, конечно же нельзя!) ударить по голове другого человека (рис. 4).

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасныПризнавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 4. Два способа использования кирпича

Так и достижения науки сами по себе «не опасны», опасными их делает человек. Даже наркотики нельзя считать абсолютно вредными, а ведь их тоже изобрели ученые [2]. Наркотики используются как обезболивающее средство в некоторых лекарствах при лечении тяжело больных людей. Кроме того, каждый солдат на поле боя в индивидуальной аптечке (рис. 5) имеет шприц с обезболивающим наркотическим средством, которое он обязан применить в случае ранения.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Риc. 5. Военная аптечка

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 7. Международный знак биологической опасности

Основные положения научной этики

Этика – это сложившееся у людей представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она позволяет нам оценивать то или иное учение, жизненную позицию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны. Научная этика определяет, что такое хорошо и что такое плохо в деятельности ученого, а именно как ученый должен взаимодействовать с коллегами и учениками, как он должен относиться к своему исследованию. Таким образом, научная этика – это свод правил, которых должен придерживаться ученый в своей деятельности.

Этика ученых заключается в следующем:

1) Каждый ученый должен заниматься тем, в чем он разбирается. Биолог не должен лезть в ядерную физику и учить физика ядерщика правильно выполнять свою работу. Так же и физик не может указывать биологу, чем ему заниматься (рис. 8).

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 8. Физика и биология

2) Изобретение или открытие должно быть многократно проверено прежде чем оно начнет использоваться.

В 1954 г. в Германии начало продаваться лекарство от бессонницы Талидомид (рис. 8) [3]. В последствии выяснилось, что у женщин, принимавших этот препарат рождались дети с врожденными уродствами (без рук или ног и т.п.). В целом пострадало около 10 000 детей. Данный препарат не был должным образом испытан и проверен, прежде чем поступить в продажу.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 8. Препарат Талидомид

Однако некоторые ученые настолько ответственно относились к своим работам, что испытывали свои изобретения на себе. Самый свежий пример из этой серии: чтобы убедить оппонентов в том, что гастрит вызывает микроб хеликобактер пилори, врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл (рис. 9) проглотили микробную взвесь и заболели гастритом, а потом сами себя вылечили антибиотиками и в 2005 г. получили Нобелевскую премию за открытие [4].

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 9. Врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл

3) Добросовестность научных исследований.

Проблема здесь в том, ученые такие же, как и все, люди. И как в самом обществе есть честные люди и мошенники, есть законопослушные и есть преступники, есть бескорыстные и есть жадные, так и среди ученых есть мошенники, преступники и стяжатели [5].

В науке бывали случаи, когда один из ученых делал открытие, но не успевал запатентовать, а другой своровал идею и получил патент первым. Примером такого случая является открытие радио. Русский ученый Александр Степанович Попов продемонстрировал свое радио 7 мая 1895 г. на заседании русского физико-химического общества в г. Санкт-Петербурге (рис. 10).

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 10. Демонстрация Александром Поповым радио

Итальянский ученый Гульельмо Маркони создал свое радио годом позже, но именно он запатентовал его и долгие годы считался создателем радио. Хотя истинным изобретателем радио является наш соотечественник Александр Попов [6].

Один из самых известных ученых-мошенников – Ян Хендрик Шёна (риc. 11). Он опубликовал работы в которых утверждал, что создал транзистор из одной молекулы. Эти данные были ложными [7]. Он стал лауреатом нескольких премий и, даже, считался претендентом на Нобелевскую премию. Однако, другие ученые не смогли воспроизвести его результаты, и он был лишен всех научных званий признан мошенником.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 11. Ян Хендрик Шёна. Какой позор!

Еще один «ученый» – американский профессор Донг-Пай Хан (рисунок 12) признался в фальсификации результатов исследования возможности создания вакцины против СПИДа. Он сообщил, совершил преступление из-за денег, которые он регулярно получал за свои исследования [8]. Всего он получил около 19 млн. долларов прежде, чем его обман был раскрыт.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 12. «Профессор» Донг-Пай Хан. Стыдно!

Перечисленные выше ученые нанесли не только моральный вред науке, но и огромный материальный ущерб.

4) «Не навреди». Ученые не должны заниматься тем, что может навредить человечеству. Точнее всего этот принцип сформулировал врач Гиппократ (рис. 13), живший в V веке до нашей эры [9].

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 13. Принцип Гиппократа

Это самое главное правило. И самое трудновыполнимое. Причин у этой проблемы две. Первая заключается в том, что очень часто ученый просто не может предвидеть последствия своих исследований. Ученым движет стремление познать изучаемый предмет – это очень сильный мотив. В своих исследованиях ученый может совершить такое открытие, которое, попав в недобрые руки нанесет огромный вред человечеству. Поэтому, он должен, прежде всего, контролировать сам себя. Но только самоконтроля недостаточно, направления науки должны быть под контролем как государства, так и общества в целом.

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 14. Ученый и деньги

Таким образом, можно сделать вывод, что исследования ученых не должны проводиться бесконтрольно. Необходимо осуществлять контроль как со стороны общества и государства, так и самих ученых. И. тогда, ученым не придется жалеть о сделанных ими открытиях.

2. Ученые, которые пожалели о своих открытиях

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 15. Изобретение Альфреда Нобеля

Искупая свою вину Альфред Нобель учредил премию для ученых сделавших очень важные открытия, а также Премию Мира (рис. 16).

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 16. Медаль нобелевского лауреата

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 18. Таблетки экстази

Любого пользователя сети Internet очень раздражает всплывающая реклама (рис. 19). Она появляется на экране компьютера без ведома пользователя. Программист Итан Цукерман [13] совсем недавно сознался в том, что это было его творение. «Мы лишь хотели сделать рекламу, которая не была бы связана с содержимым сайта. Простите. У нас были благие намерения».

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 17. Всплывающая реклама

Дизайнер Роберт Пропст в 1960 г. придумал «открытый офис». Это большое помещение, разделенное невысокими перегородками на отдельные комнаты (рис. 20). Такой офис гораздо дешевле, чем офис с отдельными помещениями. К тому же его очень быстро можно создать. В таком офисе люди чувствуют себя некомфортно из-за постоянного шума. Увидев, как используется его изобретение, Пропст ужаснулся и назвал это «крысиными норами».

Признавая что достижения науки и техники могут быть весьма небезопасны

Рис. 20. Открытый офис

Заключение

Наука один из самых интересных видов деятельности человека. Она является мощной силой развития человечества. Чтобы деятельность ученых не принесла вред людям ученые должны соблюдать правила научной этики. Самое главное из них: «не навреди». Но и этого недостаточно, над деятельностью ученого должен осуществляться государственный и общественный контроль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *