Признание чего либо истинным без предварительной фактической или логической проверки
Как связаны любовь, надежда, вера, мудрость.
Что такое любовь, вера или надежда
мы не можем толково себе объяснить.
Смысл какой был заложен в словах этих прежде? –
захотелось найти потаённую нить.
Геометрия раньше имела значенье
в объяснении многих вводимых вновь слов,
я попробую так же вот в этом теченье
отыскать исток смысла для слова «любовь».
Обозначу «любовью» случайную точку,
что на плоскости жизни обычной лежит,
привяжу к ней верёвку достаточно прочно,
а с другой – карандаш, что по кругу бежит.
Наша «вера» – длина этой самой верёвки,
а окружность всех точек – «надежда» тогда,
круг – «софия», а всё, что там вне окольцовки,
это вольницей звали людишки всегда.
Оторву карандаш я от плоскости жизни
и начну с натяженьем веревки чертить –
нарисую спираль, словно ползали слизни –
полусфера получится, коль зачернить.
Обратите внимание на полусферу –
«философией» можно поверхность назвать,
а объём полусферы – «премудрость» на деле,
что даёт нам возможность о мире всё знать.
Вот такая модель говорит мне о многом,
позволяя в единое чувства связать.
Может быть, это выглядит очень нестрого,
но зато позволяет немало узнать.
1
Без любви нет и веры – любовь в ней основа,
не основа так центр притяжения чувств,
а без веры – надежда обычное слово,
что без смысла совсем вылетает из уст.
2
Вера – сила, что в круге надежды нас держит,
без неё мы покинем круг наших надежд,
но внутри мы свободны, свободны как дервиш,
у которого нет ничего для невежд.
3
Вера вяжет надежду с любовью всё время:
умирает любовь, вера рвётся ей вслед,
пропадает надежда последней, ведь бремя
исчезает её – друг за другом. след в след.
4
Мудрость – это же площадь, что задана верой,
ограничена знанием наших надежд
там, где в центре – любовь. Значит, вера есть мера
и надежды, и мудрости! – Славный рубеж.
5
Философия – это филия софии,
т.е. попросту, к мудрости тяга людей –
их желанье с умением видеть софизмы
и всегда понимать суть простую вещей.
6
А премудрость уже – в совокупности знаний
о божественной сути понятий любви:
лишь мудрец только может в процессе познанья
охватить эту суть, ведь с ним Бог визави.
7
Мы всегда говорим, что живём в своём круге,
это значить должно – в сфере нашей любви,
где все люди вполне симпатичны друг другу,
где законы и вера давно не новы.
8
Ну, а вольница – это уже беззаконье,
где отсутствует вера, где нет и надежд,
где в душе не любовь – эгоизма зловонье,
но всё скрыто от глаз камуфляжем одежд.
9
И ещё об одном удивительном свойстве
можно сделать свой вывод: в любви меры нет,
а у веры с надеждой – иное устройство,
измеримы они: как – пока что секрет.
10
Вера больше, а с нею растут и надежды,
значит, мудрость становится больше твоя.
Кто без веры с любовью живёт, тот невежда –
убеждён в том со всей очевидностью я.
Я не спорю, что есть объясненья другие,
только мне их разыскивать уж ни к чему –
в моём жизненном круге законы такие,
я других объяснений уже не приму.
Мне осталось единственный вывести вывод,
что понятия все неслучайны совсем,
что они позволяют всегда найти выход
из любой ситуации жизненной всем.
Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии
Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.
Надежда — положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности
Мудрость – свойство человеческого разума, характеризующееся степенью освоения знаний и подсознательного опыта и выражающееся в способности уместного их применения в обществе, с учётом конкретной ситуации
Премудрость — понятие, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость в ряде религий
Филия — обозначает не только «дружбу», но и «дружественность», «расположение», «притяжение», «влечение», «любовь».
Признание чего либо истинным без предварительной фактической или логической проверки
Вера — признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) уверенности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Также употребляется в смысле «религия», религиозное учение — например, христианская вера, мусульманская вера. Антоним — неверие.
Содержание
А Править
…для меня не убедительно никакое мировоззрение, кроме веры.
Чем больше у человека ничего нет, тем больше ему хочется верить.
Вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Б Править
Не каждый, кто потерял веру, так уж сразу стал философом. [1]
…фанатик веры есть человек, одержимый своей идеей и в неё верующий беззаветно, а вовсе не человек, находящийся в общении с живым Богом. Наоборот, с живым Богом он разобщён.
Вера — безоговорочное приятие того, что люди незнающие рассказывают о вещах небывалых.
Вера — не столько сумма идей, которыми вы обладаете, сколько сумма идей, которые обладают вами. [1]
В Править
Проповеди о Боге и цитирование Библии ещё не есть вера.
Г Править
Если что спасёт человечество, так это отсутствие веры.
Случайный визит в дом умалишённых показывает, что вера ничего не доказывает. [1]
Д Править
Не существует доказательств, что человек был изначально одарён облагораживающей верой в существование всемогущего бога.
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру.
Моя вера в людей, которые правят, говоря в общем, ничтожна. Моя вера в людей, которыми правят, говоря в общем, беспредельна.
Собаки грызутся из-за кости. Им бы сделать кость Символом Веры — тогда собачья грызня станет борьбой за священные идеалы, а искусанные в свалке псы — святыми мучениками.
К Править
Вера в бессмертие души необходима человеку, чтобы оставаться человеком.
Небеса существуют не только для того, чтобы на них уповать, но и для авиаперевозок.
Вера существует для верующих, а не для богов. [1]
Л Править
Каждая вера приправляет свою манну по-разному. [1]
Я не отступаю от веры моих отцов. Я верю в человека. [1]
Можно переменить веру, не меняя богов, и наоборот. [1]
Вера творит чудеса. По принципу взаимности. [1]
Разум — первый враг всякой веры.
М Править
Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру. [1]
О Править
Он потерял веру. Потому что обрёл уверенность.
У Править
Вера не становится истиной только потому, что кто-то за неё умирает.
Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера. [1]
В истины веры верят не потому, что они разумны, а потому, что их часто повторяют. [1]
Ш Править
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Э Править
Я с большим интересом прочитал Эпикуpа. Во всяком случае имеется большой смысл в том, что мораль не должна основываться на вере, иначе говоря, на суеверии…
B (лат.) Править
Сальтонстолл — нормальный мужик! Он стоит за веру, семью и отечество! Кто тут что может возразить?
И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.
Так как в детстве объём веры наиболее велик, детей в этом нежном возрасте окружают особой заботой, чтобы быть уверенными в их благополучии. Она имеет гораздо большее влияние на укореняющиеся доктрины веры, чем угрозы и отчёты о чудесах. Если в раннем детстве некоторые фундаментальные взгляды и принципы будут представлены с необычной торжественностью в духе величайшей серьёзности, никогда ранее не видимой, и если в это же время сомнение в них будет полностью преодолено или расцениваться как первый шаг к вечным мукам, то результирующее впечатление будет глубоким, как закон, сомнения в котором будет столь невозможным, сколь сомнение в своём собственном существовании.
— Вы говорите — у вас вера, — сказал дьякон. — Какая это вера? А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идет в поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера!
Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста. Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звёзды на небе. Или знать, для чего живёшь, или же всё пустяки, трын-трава.
Беру «спорный» вопрос о взаимоотношении веры и знания.
Я утверждаю, что к нему можно подходить 1. диалектически, 2. мифологически и 3. догматически, и разным «спорщикам» не мешало бы расчленять эти три точки зрения. В чисто диалектическом отношении не может быть ровно никакого спора о том, какую из этих двух сфер надо предпочитать другой.
. Итак, чисто диалектически вера не только не возможна без знания, но она и есть подлинное знание, и знание не только не возможно без веры, но оно-то и есть подлинная вера. — «Диалектика мифа», 1930 г.
Истинно верующих мало. Истинная вера — это смелость. Смелость поверить в себя и своего Бога с такой силой, что ничьи возражения и переубеждения не смогут опорочить моего Бога. Смелый человек не утаивает своего Бога и не обменивает его на более ходовой товар. Настоящий верующий не станет насильственно — ссорой ли, войной ли — навязывать свою веру другому. Все войны, когда-либо происходившие в мире, — это войны за веру.
Ах, Культура и Вера, Вера и Культура! Вчера еще, терпя общие утеснения, они казались такими сроднившимися между собой, а сегодня уже смотрят друг на друга куда более охлажденным, едва ли не подозрительным взглядом.
Что есть вера? Это обнаглевшая надежда. Прошение о ссуде, настолько уверенное в себе, что считает себя векселем.
Нет, если вера чем-то хороша,
то в ней душа, печалуясь, греша,
потусторонней светится заботой ―
хмельным пространством, согнутым в дугу,
где квант и кварк
играют на снегу,
два гончих пса перед ночной охотой.
Да и зачем оно, откуда
в руке свинцовый карандаш?
Ты за один намёк на чудо
всю жизнь с охотою отдашь,
и птица в руки не даётся,
и вера светлым пузырьком
в сердечный клапан молча бьётся
в скрещении дорог ночном.
Русские Править
Без добрых дел — вера мертва (нема) пред Богом. [3]
Бог любит веру (или: правду), а деньги счет. [3]
Вера в бога забыта — к свету и счастью дорога открыта. [4]
Вера и гору с места сдвинет. [3] — от Евангелия от Матфея 17:20
Веру переменить — не рубашку переодеть. [3]
Знание создаёт науку, а невежество — веру. [5]
Какова вера, таков у ней и Бог. [3]
Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счёт. [3]
Другие Править
Вера в бога — врагам подмога. [4]
Веру продал на довесок к своему хлебу. [4]
Вера (в психологии) (от лат ventas — истина, verus — истинный) — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения, фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями» (Вл. Соловьев).
Вера и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Принято связывать понятие веры преимущественно с религиозной верой, а все остальные варианты его использования называть светской верой.
В философской литературе последнего времени выделяется еще понятие духовной веры, частично пересекающееся с религиозной верой. Содержательно понятие веры двойственно (дуалистично), поскольку, с одной стороны, отражает трактовку разума (трезвого, сомневающегося рассудка), а с другой — трактовку некоторых религиозных систем (например, христианства), в которых вера выступает центральной мировоззренческой аксиомой. С религиозных позиций вера есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая вера не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом (А. Хомяков).
Объекты веры (разнообразные представления, факты, явления природной, социальной и духовноинтеллектуальной действительности и т п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектами знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то вера переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений). В качестве субъекта веры могут выступать: отдельный индивид, социальная группа, общество, все человечество. При этом вера, как особое состояние субъекта, отражает не только то конкретное, на что она направлена (предмет веры), но, главным образом, эмоциональное и ценностное отношение к нему, отражающее потребности и интересы этого субъекта ( ttp://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=125).
В психологии относительно
феномена веры сложилась следующая ситуация.
В психологической практике (консультационной, коррекционной, терапевтической) данный феномен обнаруживается повсеместно. Известен тот факт, что исход решения психологической (и не только психологической) проблемы напрямую зависит от веры человека в успешность ее решения. Поэтому в процессе консультирования каждый психолог сознательно или бессознательно старается внушить клиенту веру в свои силы, действия, в разрешимость проблемы и т.п. В психокоррекции и психотерапии на присущей человеку способности верить вообще построен весь процесс психологической помощи: используемые приемы убеждения и внушения неразрывно связаны с данным феноменом [ 33 ].
Тем не менее на теоретическом уровне исследования феномен веры изучен недостаточно. Об этом свидетельствует смешение философского и психологического подхода к проблеме. Среди исследователей нет согласия во взглядах на природу феномена веры, его психологические особенности, следствием чего является психологическая неопределенность данного феномена. Так, Ю.Ф. Борунков относит веру к элементам сознания [ 34 ], К.К. Платонов определяет ее как «чувство, окрашивающее образы фантазии и создающее иллюзию реальности и познания их» [ 35 ], В.Р. Букин и Б.А. Ерунов говорят о вере как о коренной способности человека, связанной с его отношением к окружающим людям и природе [ 36 ]. У А.К. Козыревой вера рассматривается несколько эклектично. То – как феномен, входящий в структуру сознания, то – как элемент структуры личности: то – под верой понимается эмоциональное отношение, то – некое «концентрирующее начало» в личности [ 37 ]. Для Т.П. Скрипкиной вера есть «феномен сознания, психологически связанный с актом принятия» [ 38 ].
Не смотри на себя — соблазнишься,
не смотри на людей — усомнишься,
смотри на Христа — укрепишься.
Бог даст денежку, а черт дырочку, и пойдет божья денежка в чертову дырочку.
Богу — пятак, а в кабак — четвертак.
Не скор Бог, да меток.
Суда Божьего околицей не объедешь.
Не стоит город без святого, селение без праведника.
Дома спасайся, а в церковь ходи.
Постись духом, а не брюхом!
Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие).
Человек так, а Бог инак.
Божьи невольники счастливы.
Мы с печалью, а Бог с милостью.
Он его бранит, а Бог его хранит.
Он Бога бранит, а Бог его хранит.
Жив Бог — жива душа моя.
Ну, умная голова, разбирай божьи дела!
Не нашим умом, а божьим судом.
На весь мир и сам Бог не угодит.
На Бога надейся, да и сам не плошай!
Добрый (нужный) путь Бог правит.
В небо приходящим отказу не бывает.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся!
Благословясь, не грех (т. е. дело, на которое могу посягнуть с молитвою, не грешное).
Что бы ни пришло, все молись!
Не для Бога молитва, а для убога.
Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава.
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.
У Бога милости много. (У Бога всего много.)
Одолели черти святое место.
Свято место пусто не бывает.
Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит.
Согрешили попы за наши грехи (т. е. по нашим грехам и они грешат).
Тяжело грехи носить.
Грешному путь вначале широк, да после тесен.
Беден бес, что у него Бога нет.
Грехи любезны доводят до бездны.
Грех сладок, человек падок.
Бог любит праведника, а черт ябедника.
Бог дает путь, а дьявол крюк. Бог путь, а черт крюк.
Хвалится черт всем светом овладеть, а Бог ему не дал воли и над свиньей.
Бес не пьет и не ест, а пакости деет (о высокомерных постниках).
Всяк язык Бога хвалит. Всяк по-своему Бога хвалит.
Все один Бог, что у нас, что у них (у иноверцев).
У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность).
И в аду люди живут.
Бог велит всех знать (со всеми знаться).
Виноватого Бог найдет.
На людей, что на Бога; а на себя, что на черта (надежа, говорится в сердцах).
Черт не возьмет его, а Богу не надо.
Пока гром не грянет мужик не перекрестится.
Заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет.
Где просто, там ангелов со сто.
На тебе, Боже, что нам не гоже.
Бог даст ребенка-даст и на ребенка.
Ни Богу свечка, ни черту кочерга.
Яйца красят к Пасхе.
Дорого яичко ко Христову дню.
Бог не в силе, а в правде.
Кто рано встает, тому Бог подает.
Дата публикации: 18 Апреля 2008
Автор статьи: Материнство.ру
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Безоговорочное принятие или Вера
В психологии относительно феномена веры сложилась следующая ситуация.
В психологической практике (консультационной, коррекционной, терапевтической) данный феномен обнаруживается повсеместно. Известен тот факт, что исход решения психологической (и не только психологической) проблемы напрямую зависит от веры человека в успешность ее решения. Поэтому в процессе консультирования каждый психолог сознательно или бессознательно старается внушить клиенту веру в свои силы, действия, в разрешимость проблемы и т.п. В психокоррекции и психотерапии на присущей человеку способности верить вообще построен весь процесс психологической помощи: используемые приемы убеждения и внушения неразрывно связаны с данным феноменом [ 33].
Тем не менее на теоретическом уровне исследования феномен веры изучен недостаточно. Об этом свидетельствует смешение философского и психологического подхода к проблеме. Среди исследователей нет согласия во взглядах на природу феномена веры, его психологические особенности, следствием чего является психологическая неопределенность данного феномена. Так, Ю.Ф. Борунков относит веру к элементам сознания [ 34], К.К. Платонов определяет ее как «чувство, окрашивающее образы фантазии и создающее иллюзию реальности и познания их» [35], В.Р. Букин и Б.А. Ерунов говорят о вере как о коренной способности человека, связанной с его отношением к окружающим людям и природе [ 36]. У А.К. Козыревой вера рассматривается несколько эклектично. То – как феномен, входящий в структуру сознания, то – как элемент структуры личности: то – под верой понимается эмоциональное отношение, то – некое «концентрирующее начало» в личности [ 37]. Для Т.П. Скрипкиной вера есть «феномен сознания, психологически связанный с актом принятия» [ 38].
Вера
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
У этого термина существуют и другие значения, см. Вера (значения).
Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их[1].
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.[2]
Этимология
Русское слово «вера» восходит к праслав. *věra (ст.-слав. вѣра, болг. вя́ра, польск. wiara, чеш. víra), которое в свою очередь является субстантивированной формой женского рода праиндоевропейского прилагательного *wēros (др.-в.-нем. wâr «правдивый, верный», др.-ирл. fír «правдивый, истинный», лат. vērus «истинный, правдивый»)[3].
Понимание веры
Религиозное понимание
Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др[4].
Верующий — религиозный человек[5], то есть представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира.
В социологии религии различают несколько типов верующих:
• глубоко верующие, у которых религиозная вера играет определяющую роль в их жизни и поведении;
• верующие, у которых религиозная вера занимает второстепенное место в их жизни и слабо мотивирует их поведение;
• колеблющиеся, у которых отсутствует прочная религиозная вера и которые проявляют колебания в отношении выбора между религей и атеизмом, что соответственно отражается и в их поведении[6].
Вера, возможно, является универсальным свойством для человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения верующего человека; она проникает во все элементы его жизни. Существует мнение, что вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Верующие люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку склонны доверять опыту соплеменников, как прошлому (традиция), так и настоящему. Поэтому веру можно расценить как коллективное представление о мире[7].
Рассуждая же с точки зрения биологии можно предположить, что религиозная вера является побочным продуктом другого, какого-то полезного для выживания свойства человеческой психики. «Ребёнок не в состоянии понять, что „не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо“ — это разумное предостережение, а „в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха“ — в лучшем случае трата времени и коз. Для него оба высказывания звучат одинаково веско. Оба поступают от авторитетного источника и произносятся серьёзным, вызывающим уважение и доверие тоном. То же относится к суждениям об устройстве мира, Вселенной, о морали и человеческой природе. И скорее всего, достигнув зрелости, этот ребёнок перескажет не менее серьёзным тоном всё услышанное — мудрость вперемешку с глупостью»[8]
Нередко[когда?] вера оценивается[кем?] как важный элемент ценностного сознания, наряду с такими категориями, как надежда и любовь.
Религии, как правило, представляют веру как одну из главных добродетелей. В христианстве вера определяется как воссоединение человека с Богом.
В христианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность в том, чего до конца не знают и не видели: «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»[9].
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
Новый Завет (Евр.11:1)
В библеистике Нового завета, вера — основной и необходимый фактор, который, согласно данному писанию, позволяет человеку преодолевать законы природы (например, рассказ о хождении апостола Петра по воде).
«Истинная» вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана на предрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемы признания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых — Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания (например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать на информационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, или вычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т. д.) считается доказательством необходимости веры, которая трактуется как готовность человека действовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богу это означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающе описать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего «доказательства» истинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следовать Его заповедям.
Представители патристики говорили о том, что вера так или иначе необходима для жизни на земле. «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми чуждыми Церкви, совершается верою. — На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря»[10].
Интерпретации веры в философии
Основная статья: Атеизм
Основная статья: Философия
Атеисты[кто?] или материалисты[кто?] объясняют религиозную веру как порождённую специфическими условиями существования общества, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.
Бертран Рассел писал о вере[11]:
Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством.
Оригинальный текст (англ.) [показать]
Объекты и субъекты веры
Объекты веры обычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально.
В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.
Пословицы
Не смотри на себя — соблазнишься,
не смотри на людей — усомнишься,
смотри на Христа — укрепишься.
Бог даст денежку, а черт дырочку, и пойдет божья денежка в чертову дырочку.
Богу — пятак, а в кабак — четвертак.
Не скор Бог, да меток.
Суда Божьего околицей не объедешь.
Не стоит город без святого, селение без праведника.
Дома спасайся, а в церковь ходи.
Постись духом, а не брюхом!
Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие).