Признаки того что ребенку нужен психолог
Признаки того что ребенку нужен психолог
Педагог–психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.
Вот тревожные звоночки, говорящие о том, что нужно обратиться с специалисту.
Отсутствие интересов. Обычно для детей характерна любознательность и желание открывать мир вокруг. Если у ребёнка нет хобби, он не знает, чем себя занять, его не увлекает ни один школьный предмет — стоит проконсультироваться с психологом. Вероятно, когда-то его хобби высмеяли. А, может, ему навязывают интересы родители, и он боится протестовать.
Агрессивное поведение. Если ребёнок регулярно выступает агрессором, скорее всего, ему нужна помощь психолога. В совсем юном возрасте — около трёх лет — истерики и злость могут быть своеобразными «исследованиями»: что можно и что нельзя, как отреагируют родители. Но если ребёнок продолжает проявлять чрезмерную агрессию в возрасте постарше, обижает животных или сверстников — психолог поможет разобраться с причинами.
Неумение правильно осмыслять негативные эмоции. Часто выражается в истериках, скандалах, драках с родителями или другими детьми, или наоборот — замкнутости в себе, нежелании разговаривать. Когда ребёнок злится, расстраивается, чувствует обиду — это нужно признавать и выражать экологичными способами: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь… Ты чувствуешь то-то и то-то, потому что… Давай сейчас сделаем то-то и то-то». Психолог научит ребёнка понимать свои эмоции и справляться с ними.
Проблемы в общении со сверстниками. Иногда дети стесняются вливаться в социум, не умеют заводить друзей, ни с кем не общаются и всегда остаются в стороне. Если ребёнок — белая ворона, то ему поможет разговор с психологом.
Низкая учебная мотивация. Проблемы с учёбой — частый запрос у детского психолога. Иногда дело не столько в конкретных пробелах по предметам, сколько в конфликте с педагогом или одноклассниками. Специалист поможет выяснить, в чём заключается реальная причина и как исправить ситуацию. Иногда помогает и смена формы обучения.
Резкая смена настроения. Эмоциональные перепады говорят о том, что ребёнок находится в напряжённом и растерянном состоянии. Часто дети реагируют так на сложные изменения в жизни: например, развод родителей или переезд в другой город. Психолог поможет справиться с нестабильным настроением.
Частые болезни. Если дети регулярно болеют, скорее всего, что-то не в порядке с их эмоциональным состоянием. Внешние психологические факторы — скандалы в семье, унижения от учителя в школе, травля сверстников, равнодушие родителей — влияют на физическое самочувствие ребёнка. Все психологи работают с этим, но можно обратиться к тому, кто специализируется конкретно на психосоматике.
Как объяснить ребёнку поход к психологу
Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша».
На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».
Занятия с детским психологом направлены на развитие эмоционального интеллекта и самооценки ребёнка. Встреча будет полезна, даже если у родителей нет конкретного беспокоящего запроса.
Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.
Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится.
Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время.
Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком.
Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.
Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении.
Как родителям вести себя с психологом
Вот несколько советов.
Обращайте внимание на поведение психолога. Если вы привели к специалисту юного ребёнка, то взрослый должен садиться так, чтобы находиться на его уровне. Например, на корточки. Отношение и умение идти на контакт считывается через детали.
Спрашивайте мнение ребёнка. Если ребёнок отказывается от встречи с психологом через несколько занятий, попробуйте мягко узнать, что именно ему не нравится. Ставьте желание ребёнка в приоритет и попробуйте сменить специалиста. Не рекомендуется настаивать на занятиях, если у вас возникают сомнения в том, что психологу удалось найти контакт с ребёнком.
Разговаривайте с психологом. Задавайте любые вопросы по поводу занятий с ребёнком — как проходит, в чём трудность, есть ли прогресс. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы помочь, а если он называет ваши вопросы глупыми, то он недостаточно квалифицирован.
Будьте честны. Если психолог работает в том числе и с вами — говорите правду, не пытайтесь казаться «более хорошим» родителем, чем вы есть. Абсолютно все хотя бы раз в жизни кричали на ребёнка, шлёпали и вели себя неправильно. Специалист не станет осуждать и тыкать пальцем, но ему необходимо понимать ситуацию.
5 неочевидных признаков того, что вашему ребенку нужен психолог
Иногда в грамотной помощи психолога нуждаются не только взрослые, но и дети — рассказываем, как понять, что ребенка необходимо показать специалисту.
Детское восприятие мира сильно отличается от взрослого — довольно часто именно взрослые своим воспитанием, отношением, поступками, действиями и даже брошенными вскользь словами причиняют тот или иной вред психике ребенка. Что должно насторожить в поведении ребенка, как понять, что у него есть проблемы и ему пора посетить специалиста, разбираемся вместе с психологом Ольгой Романив.
Конечно, сегодня уже меньшее количество людей думает, что проходить терапию у психолога стыдно или неправильно — за грамотной помощью специалиста все чаще обращаются не только женщины, но и мужчины. Тем не менее обращение к детскому психологу для многих родителей равносильно признанию того, что они не справляются со своими базовыми обязанностями по воспитанию, допускают или допускали в прошлом какие-то ошибки. На самом деле стесняться или стыдиться чего-либо в этом плане не стоит. Никто не учит нас, как выполнять свои родительские обязанности — по этой причине никто из нас не застрахован от ошибок. Более того, с собой во взрослую жизнь мы, как правило, несем груз ошибок наших родителей, какие-то старые травмы и обиды, так что порой мы, сами того не осознавая, травмируем пережитым опытом собственных детей.
В идеале прежде, чем заводить детей, нужно пройти терапию у психолога (причем и папе, и маме), но в настоящий момент не все осознают эту необходимость, а потому вопрос чаще всего решается уже на стадии возникновения тех или иных проблем. Рассказываем о пяти признаках, указывающих на то, что ребенку необходима помощь психолога.
Как понять, что вашему ребёнку нужен психолог
Родители часто впадают в одну из двух крайностей: бегут к детскому психологу при малейшей проблеме или, наоборот, не обращают внимания на явные симптомы психологического неблагополучия ребёнка. Мы поговорили с детским клиническим психологом и консультантом по транзактному анализу, чтобы понять, где кроется опасность и когда пора обращаться к специалисту.
Тревожные симптомы
Стрессовых ситуаций и кризисных моментов в жизни каждого ребёнка великое множество, а внешние проявления — одни и те же.
1. Психосоматика. Если у ребёнка каждый день по утрам поднимается температура, он жалуется на тошноту и боль в животе, часто болеет — это верный признак психологического дискомфорта. Психолог Вадим Петровский называет такой симптом уходом в болезнь.
2. Резкое устойчивое изменение в поведении. Ребёнок был активным, а стал пассивным и замкнутым, сидит целый день, уткнувшись в телефон. Раньше был широкий круг общения, а остался один друг или никого, ушел в себя, стал неразговорчивым — это серьезные сигналы.
3. Резкие перепады настроения, вспышки агрессии, проявление гнева. Любое неадекватное поведение — показатель психологического неблагополучия. Совершенно необязательно, что ребёнок скрывает что-то от вас: вполне вероятно, он и сам не осознает происходящее.
4. Ухудшение успеваемости, резкое нежелание ходить в школу. Так может проявляться боязнь учителя, страх насмешек, дискомфорт от ответов у доски или даже боязнь родителей, которые ругают за плохие оценки.
Психолог PROFI.RU Оксана Ерёмина: «Беспокоиться стоит, если у ребёнка стойкие проблемы с успеваемостью по одному предмету — больше двух месяцев. Родители часто решают проблему с помощью репетиторов и не обращаются к психологу. Я считаю, что подход должен быть комплексным и сопровождение психолога нужно: школьника можно натаскать по предмету, но он все равно будет пребывать в постоянном стрессе. Специалист же проведет тесты по оценке уровня школьной тревожности и поймет, чего боится ребёнок».
Факторы риска
Чтобы заметить тревожные симптомы как можно раньше, психологи советуют обращать внимание на факторы риска: отличие ребёнка от сверстников, травмирующие события и возрастные кризисы.
1. Отличие от сверстников
Часто психолог нужен школьникам, которые выделяются на общем фоне. Это могут быть дети с дефектами речи или физическими недостатками, с особенностями поведения. Если у ребенка странные желания, например, он хочет играть только пластмассовыми игрушками и не берет в руки деревянные, отказывается от еды определенного цвета и формы, это повод обратиться к специалисту.
Психолог PROFI.RU Алексей Кравченко: «Если у ребёнка сложности с памятью, вниманием, мышлением, речью, есть дисграфия или дислексия — то есть проблемы когнитивного характера, его обязательно нужно показать нейропсихологу. Специалист проведет диагностику, сравнит результаты тестов с возрастными нормативами, выявит причину затруднений и предложит программу коррекции. Чтобы понять, нужна ли такая консультация, я советую читать теоретические книги по детской психологии и приобретать специальные пособия с домашними тестами. Таких изданий много, например, книги и тетради серии „Робинс“, „Школа 7 гномов“, „Школа для дошколят“. Если родителям некогда повышать психологическую грамотность, можно сравнить поведение своего ребёнка с поведением других детей примерно одного возраста и пола. Насторожитесь, если какие-то особенности когнитивной сферы или поведения ребенка аномально выделяются».
Тревожным звоночком являются отличия от сверстников как в минус, так и в плюс. Родители часто гордятся выдающимися способностями детей: пусть ребёнок немного замкнут, зато у него феноменальная память. К сожалению, такое отклонение от нормы тоже говорит о возможных проблемах.
Оксана Ерёмина: «Родителям стоит обращать особое внимание на одаренных детей. Умных школьников часто не принимают в классе, у них могут быть хуже развиты социальные навыки, встречаются сложности с адаптацией и коммуникацией».
2. Травмирующие события
В школьной жизни одна из самых частых травм — травля. Понятно, что жертву буллинга и агрессора нужно отвести к психологу, но родители часто забывают о невольных свидетелях унижения одноклассника. Если ребёнок просто находился рядом, видел издевательства, но не смог ничего сказать — это тоже стресс.
В подростковом возрасте к обычным школьным проблемам прибавляются любовные драмы: расставания, несчастная любовь, предательство. Особенно травматичны ситуации, когда после расставания школьники продолжают видеться на занятиях. Тревогу у родителей должны вызывать и болезненные отношения: когда дети еще встречается, но один из подростков подавлен, часто плачет.
3. Возрастные кризисы
Психолог PROFI.RU Оксана Ерёмина: «В психологии выделяется несколько возрастных кризисов. Первый — кризис 3 лет, когда ребёнок начинает проявлять самостоятельность („я сам“). Но тут психолог скорее будет работать с родителями. Следующий сложный момент — поступление в школу, когда творческая и игровая активность сменяется школьной строгостью. Далее следует переход из младшей в среднюю школу, когда вместо одного учителя, с которым выстроены отношения, появляется несколько — каждый со своими требованиями. Подростковый возраст (с 11–12 до 14–15 лет) можно целиком рассматривать как кризисный период, но пик приходится на 13–14 лет, когда дети обесценивают родителей и проявляют псевдовзрослость через курение, употребление нецензурной лексики и так далее».
С возрастными кризисами часто совпадают изменения социального окружения: поступление в школу, переход в старшие классы, когда учеников из параллели «перетасовывают» в зависимости от профиля. В некоторых ситуациях помощь психолога нужна при определении готовности ребёнка к школе. В целом же задача родителей сводится к наблюдению за тем, насколько успешно ребёнок адаптируется к изменениям.
Психолог PROFI.RU Алексей Кравченко: «В норме эмоции и детей, и взрослых должны находиться в определенных пределах: нормально испытывать грусть, если она не переходит в депрессию. Замечательно, когда человек испытывает радость без перехода в манию. Родители должны быть внимательны к эмоциональным проявлениям ребёнка и периодически задаваться вопросом, не чрезмерно ли выражено у него то или иное переживание, соответствует ли оно тому, что должно быть. Ориентироваться стоит на свой жизненный опыт, наблюдения за другими детьми. Обязательно обращайтесь к специалисту при любых сомнениях».
Еще один сложный момент — выбор профессии. Сейчас во многих школах есть психологи, которые проводят профориентацию, проходят уроки по выбору профессии. Но не лишним будет спросить, уверен ли ребёнок в своем выборе, предложить дополнительную профориентацию. Визит к психологу точно нужен, если школьник не может выбрать профильный класс, не понимает, какие у него склонности. В 7–8 классе проводится предпрофильная ориентация, в первой-второй четверти 8 класса консультация по выбору профессии.
Итак, помощь психолога обычно требуется в трех случаях: если ребенок сильно отличается от сверстников (как в плюс, так и в минус), пережил травмирующее событие (даже в качестве свидетеля) или проходит через возрастной кризис. Отслеживать нужно изменения в поведении и психосоматические заболевания. Будьте внимательны к ребенку, повышайте свою психологическую грамотность и тогда вы сможете купировать кризис уже в момент появления.
Как понять, что ребенку нужна помощь психолога
Некоторые родители думают, что они все знают о своих детях, и не обращают внимания на явные симптомы психологических проблем. Либо, наоборот, слишком тревожны и бегут к специалистам по любой причине. Как найти баланс и определить, нужна ли малышу помощь, рассказывает психолог семейного центра «Кутузовский» Анастасия Заренкова.
В семейный центр обратилась Елена, мама десятилетнего Егора.
«Егор всегда был не простым ребенком. С детского возраста мы с сыном ходили к врачам и психологам по любому поводу. То он много плакал в детстве, то поранился. Я очень волнуюсь за физическое и психологическое здоровье сына и всегда по всем вопросам консультируюсь со специалистами. Мне кажется, что если я что-то не знаю о своем ребенке, то специалисты мне всегда ответят. Но с каждым годом Егор становится взрослее, и недавно он мне сказал, что ему не нужен психолог. С этого момента у нас начались конфликты. Я не могла понять, как можно без консультаций психолога, ведь он всегда поддержит и подскажет», — рассказывает Елена.
Психолог помог женщине разобраться, как понять, что ребенку нужна помощь психолога, на какие симптомы следует обратить пристальное внимание.
«Психолог помогла мне осознать, почему я так тревожусь за состояние сына. И мне стало спокойнее», — добавляет мама Егора.
Признаки в поведении ребенка, которые должны насторожить родителей:
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог
Что такое подростковая психотерапия, зачем она нужна, с какими проблемами в нее чаще всего приходят — все, что важно знать любому подростку и его родителям.
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.
Особенности подростковой психотерапии
Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:
Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.
Кто формирует запрос?
Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.
Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.
Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.
Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.
Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью
Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.
Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.
Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.