Признаки того что человек в секте
Признаки того что человек в секте
Единства мнений в вопросе соотношения традиционных религий и сект нет.
Есть мнение, что секта – это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании и обрядах от доминирующей в данном обществе религии.[1] Также существует мнение, что секта – это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации [2] и т.д. и т.п. Таким образом, вопрос определения понятия «секта» так же не имеет однозначных ответов.
Германские религиоведы выделяют следующие социально-психологические признаки тоталитарных сект: «Секулярная трактовка понятия «секта» включает в себя такие аспекты, как угроза государству и обществу в контексте уголовного права, обучение специальных кадров, обязанных выполнять приказы при полном психическом самоотрешении, коллективная потеря чувства реальности при особом внимании к общности, личному смирению и набожности, нанесение ущерба основополагающим правам человека в процессе обращения с ним как с членом объединения».[3]
Национальная Ассамблея Франции состоявшаяся 10 января 1996 году дала следующее определение деструктивных сект: «Секты – это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными) и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов».[4]
Кадр из видео про богослужение в харизматической церкви
«Рансеньеман Женеро» – спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за деятельностью сект, сформулировала десять критериев[6], на основании которых организацию можно классифицировать как сектантскую:
1. Дестабилизация сознания.
2. Навязывание разрыва с прежним окружением.
3. Непомерные финансовые притязания (поборы).
4. Покушения на физическое здоровье.
6. Нарушения общественного порядка.
7. Привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям.
8. Нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств).
9. Попытки проникновения во властные структуры.
10. Антиобщественные высказывания.
Теперь рассмотрим вероучительные (этико-теологические) признаки тоталитарных сект.
Догматы, вероучительные положения имеют значение первостепенной важности для последователя любой религии, потому что они формируют мировоззрение верующего и, следовательно, связаны со всем строем жизни человека, включая психологический, мистический, этический аспекты. Отсюда становится очевидным, что при рассмотрении темы сектантства большое значение имеют вопросы вероучительного характера. Посмотрим, какие признаки сект выделяют западные ученые. Например, современные немецкие религиоведы указывают на следующие богословские признаки сект: «С теологической точки зрения можно выделить характерные для секты черты: преувеличенное внимание к одному из аспектов вероучения, роль учителя, вождя, харизматического лидера, требующего безоговорочного послушания, концепция исключительного спасения для членов общины».[7]
“Новое воплощение Иисуса Христа” – Виссарион.
Можно выделить следующие признаки сектантства:
– основатели сект часто выдают себя за новые воплощения Иисуса Христа (например, Виссарион) или заявляют, что пришли завершить миссию Христа, которую Он якобы не выполнил (например, Мун). Практически все сектантские движения пытаются «исправить» Евангелие или его толкование. Обычно это делается в «благих» целях – очистить Евангельскую Весть от «ложных» толкований христиан.
– Псевдохристианские секты зачастую отвергают ортодоксальные догматы исторической Церкви, например учение о Пресвятой Троице: они либо искажают его, как, например, секта мормонов, которая проповедует тритеизм (союз трех богов), либо отвергают вообще, считая языческим, например, секта «Свидетели Иеговы».
– Оккультные секты делают акцент на личные мистические переживания, полагая их в основу своего вероучения.
– Лидеры сект часто претендуют на обладания пророческими дарами.
– Зачастую секты нагнетают эсхатологические настроения среди своих последователей, иногда называя конкретную дату конца света.
– В оккультных сектах постоянно навязывается дискредитация разума, отдается предпочтение методам «интуитивного» познания, рациональное мышление объявляется ущербным. Логика и рациональное мышление для оккультиста являются вторичными по отношению к мистическим озарениям.
Алфавитный список сект и культов
Обыватели и журналисты обожают задавать сектоведам вопрос: «Как понять, что близкий попал в секту?» На самом деле этот вопрос до некоторой степени лишен смысла. Многие сектанты вовсе не скрывают, что являются членами той или иной сомнительной организации.
Наоборот, они и вас будут активно пытаться в эту организацию вовлечь, сделать адептом соответствующего культа. Они будут подбрасывать вам различные брошюрки и другие агитационные материалы, постоянно зазывая на различные сектантские собрания и сходки.
Запоздалые вопросы
Членство человека в секте в большинстве случаев очевидно, а признаки сектантства лежат на поверхности. Например, кришнаит будет ежедневно вставать в пять утра, петь мантры, поклоняться божествам, стоящим в домашнем алтаре. Ваша кухня пропитается запахом карри и других индийских специй.
Собственно нестандартное, зачастую неадекватное, противоречащее общепринятым нормам поведение сектантов является одной из причин того, почему социум воспринимает секты негативно и борется с ними. Общество не заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число людей, которым затруднительно в нем выживать.
Констатация того, что ваш близкий попал в секту, в общем-то бесполезна.
Это как засвидетельствовать, что ваза разбилась: факт установлен, но вот склеить ее будет весьма затруднительно. Если человек уже стал членом сомнительной организации, принял ее идеологию, сменил свои мировоззрение и образ жизни в соответствующем направлении, исправить ситуацию крайне сложно и практически невозможно.
Пробовали убедить пенсионера в том, что коммунизм – это утопия, а марксизм – лженаука? Пытались доказать молодому человеку-либертарианцу, что государство все-таки должно вмешиваться в экономику? Тогда вы знаете, с каким трудом человек отказывается от установок, которые считает плодом своего свободного выбора и частью собственного «Я».
Глаза не открываются
Почему мы стремимся найти явные признаки сектантства? Дело в том, что мы в ряде случаев пытаемся защититься от информации, закрыть глаза на реальность. Отсюда все эти ситуации, когда сектоведу задают вопрос: «Мой сын веган, он подолгу живет в ашраме, недавно ездил в Индию, бросил работу. Он в секте или просто увлекается индуизмом?» В данной ситуации термин «секта» будет чисто техническим.
Человек, который ведет дезадаптивный образ жизни, потерял работу, гробит свой организм изощренными диетами, безусловно в секте, пусть даже в этой секте всего один член.
Задаем мы этот вопрос и потому, что мы просто не понимаем, что происходит с человеком, попавшим в секту. Нам кажется, что он просто не ведает, что творит. Что его обманули, что он не понимает, куда попал. И что стоит только открыть ему глаза, показать ему статью из интернета или главу из книги о том, что организация, в которую он вступил, признана сектой, как он сразу одумается и покинет сплоченные ряды ее членов. На самом же деле эффект будет ровно обратным.
Стоит назвать сомнительную организацию, членом которой стал ваш близкий, сектой, культом, как он сразу начнет считать вас врагом.
Да, со стороны вам может казаться, что сектантское учение совершенно бредовое, что его обряды отвратительны, а образ жизни сектантов странный, неадекватный и деструктивный. Но человеку, который уже принял все это и сделал частью своей идентичности, все это таковым не кажется. Наоборот, он испытывает что-то вроде культурного шока при общении с людьми, которые не говорят на его языке, не ведут себя так же, не исповедуют те же верования.
Для сектанта вы стали чужаком, а его собратья по несчастью – подлинной семьей.
Поэтому гораздо важнее выявить не признаки того, что человек уже в секте, а тревожные звоночки, сообщающие о том, что он встал на опасный путь, ведущий в сомнительную организацию.
С мантрой по жизни
Но давайте для начала определимся с тем, что делает организацию сомнительной, потенциально опасной. Я думаю, главный фактор – это привитие членам организации взглядов, противоречащих фактам, плохо совместимых с реальностью, не соответствующих научным данным.
Например, организация заявляет, что после полугода практики йоги, чтения мантр или групповых экстатических молитвенных собраний ее члены научаются вполне сносно ходить по воде. А те, кто в результате тонут, на самом деле являются избранниками Высшего Существа и просто отправляются в Его Царство. Вряд ли мы будем считать эту организацию общественно полезной, вряд ли захотим, чтобы она пополняла ряды своих членов за счет наших близких.
Конечно, лженаучные методики хождения по воде, обретения богатства, счастья, здоровья и долголетия, а также достижения успеха распространяются не только в сектах. Все эти эзотерика, альтернативная медицина, экстрасенсорика с биоэнергетикой, чудодейственные психотехнологии сегодня широко доступны и в Сети, и на полках книжных магазинов, и, что самое печальное, в СМИ.
Человек уже находится в опасности, если решил, что:
И не только потому, что тратит деньги и время на бесполезные «духовные» практики. Дело в том, что излишнее доверие всем этим йогам и аюрведам может помешать человеку обратиться к врачу и получить действенную помощь. Люди, пытаясь исцелиться биоэнергетикой, уринотерапией и прочими лженаучными методами, запускают серьезные заболевания до стадии, когда помочь уже нельзя.
Тайное знание
Мнимо безопасные эзотерические, народные, ментальные методы зачастую являются не только бесполезными, но и вредными.
Например, йога, которую позиционируют как мягкое средство воздействия на организм, на самом деле вызывает целый ряд заболеваний, в частности йогический отказ ног (yoga foot drop) и инсульт.
Все эти «духовные» практики и секретные методы, описанные в дешевых эзотерических книжульках, по сути мостят перед человеком дорогу в культ. Некоторые искатели легких, тайных, обходных путей к счастью, здоровью и обретению могущества попадают в секту сразу, другие – спустя долгое время, третьи – вообще не попадают, оставаясь, по сути, членами культа размером в одного последователя. Но связь увлечения эзотерикой и альтернативной медициной с попаданием в секты очевидна.
Если вы увидели, что ваш близкий начал увлекаться раскрытием третьего глаза, самолечением и самооздоровлением, влиянием на реальность силой мысли, чисткой ауры/кармы, освоением чудодейственного метода хождения по воде, спохватиться следует именно в этот момент.
Александр Невеев
Наша психология
Признаки того что человек в секте
(Заметка для Telegraf.by)
Чем раньше родные поймут, что человек попал под влияние сектантской организации, тем проще будет предотвратить или прекратить деструктивное воздействие. Особенно если изначально отреагировать правильно, не усугубляя ситуацию.
В любом случае, стоит обращать внимание на некоторые внешние признаки:
1. Изменение круга общения. Например, ранее открытый человек вдруг замыкается и ограничивает число друзей. Или наоборот, у “домашнего” чуть застенчивого подростка вдруг появляется с десяток новых знакомых и друзей. Не важно, «в реале» или в соцсетях. Особенно настораживает, если новые друзья-знакомые состоят в одной организации или в одних и тех же интернет-группах.
2. Изменение интересов. Человек может начать говорить о вещах, которыми ранее не интересовался. И, наоборот, остывает к прежним увлечениям и хобби.
3. Изменение лексикона. Во-первых, может проявляться в регулярном использовании новых слов, терминов, устойчивых выражений и фраз. Это могут быть и вовсе не странные религиозные термины, а, например, обычные слова, близкие по тематике к сфере отношений, психологии, науке… Но культист употребляет их в искажённом, специфическом значении. Например, на культовом языке сайентолога «честная игра» означает, что «врага» культа можно уничтожать любыми методами, включая клевету и физическую расправу.
Во-вторых, лексикон близкого может прирасти похожими на вероучительные тезисы установками, зачастую в форме противопоставления. Так, под влиянием полноевангелических проповедей человек может начать искусственно противопоставлять веру и религию. Будучи членом организации, которая зарегистрирована как религиозная, полноевангелец в быту настаивает, что религия это ложь, а у них не религия, а вера.
4. Переоценка биографии, привычного уклада жизни, традиций семьи, общества, традиционных религий. Идеология деструктивных культов зачастую полностью очерняет, демонизирует всё, что вне культа. Подпадая под влияние такой проповеди, человек тоже заражается критиканством. Он может изменить привычный уклад жизни и личные привычки, критически отзываться о традициях семьи и отказываться принимать в них участие. Появляется склонность не упустить случая, чтобы не покритиковать традиционную религию, церковь или умму.
5. Меняется объём и структура финансовых расходов. Часто увлечение сектантством требует дополнительных затрат или перераспределения денег так, чтобы хватило на культовые нужды. Даже если это ребёнок, даже если не видно, что он покупает культовую литературу и артефакты, могут увеличиться расходы, например, на проезд, «на отдых с друзьями» и проч.
Как реагировать, если подозрения оправдались?
При этом для себя постараться выяснить: установочные данные организации; как близкий столкнулся с данной организацией; как давно и как глубоко уже погружён в культовую доктрину; как много друзей у него в культе, с кем он может откровенно поговорить; что в культе его действительно привлекает; какие авторитетные источники по учению и традициям культа он может рекомендовать для ознакомления.
Завершая такой разговор дайте знать, что вы поняли и услышали человека. Можно начать с указания на объективный факт, с которым не поспоришь: «Я вижу, как воодушевленно ты об этом рассказываешь…». Затем покажите, что вы понимаете переживания собеседника: «Я понимаю, что это вдохновляет тебя и придаёт новый смысл твоей жизни…». Теперь покажите, что вы на его стороне: «Я буду рад, если первое впечатление подтвердится и твоя жизнь благодаря этому опыту действительно изменится к лучшему…». Наконец, дайте себе возможность вернуться к критическому рассмотрению культа позже так, чтобы он почувствовал, что вы не отмахиваетесь сходу: «После всего рассказанного я тоже для себя хочу изучить этот вопрос. Пожалуй, я найду время вдумчиво изучить учение этой церкви («информацию об этих тренингах» и т.п.). Было бы здорово, если бы мы позже, когда я буду готов, вернулись к этому вопросу и ты бы помог мне глубже разобраться».
Такое завершение первого разговора великолепный задел для того, чтобы позже, если выяснится, что речь действительно о деструктивном культе, донести критическую информацию при минимуме сопротивления.
Трудность в том, что без подготовки самому определить, сектантсткая ли это организация – и если да, то насколько деструктивна, – сложно. По самым распространённым культам можно найти более-менее согласованное мнение сектоведов в интернете. О менее распространённых вы встретите противоречивые мнения. Сведений о сектантскости каких-то можете вообще не найти. Потому самый простой метод: отыскать сектоведа. И обязательно спросите не только, является ли организация сектантсткой, но и в какой академической типологии и по каким именно признакам. Это отсеет дилетантов, ориентирующихся на субъективное мнение, а вам даст объективно аргументированный ответ, который может пригодится, если речь о сектантскости зайдёт в разговоре с близким.
Собранной вами предварительной информации достаточно и для того, чтобы сектовед определил тип конверсии (входа в организацию). Это позволит подсказать, как построить дальнейшие общение с близким, чтобы побудить критически мыслить, не столкнувшись с защитной реакцией и отчуждением.
Конечно, придётся потрудиться. Проштудировать рекомендованные специалистом по выходу материалы. Освоить новые модели общения, которые будут обходить сопротивление критике… Возможно, обнаружатся вещи, которые сектовед порекомендует проработать с психологом (например, если увидит, что уход в секту бессознательно спровоцирован нездоровыми внутрисемейными отношенями).
Но если у вас достаточно любви и чуткости, то терпения и воли тоже хватит!
Что делать, если близкий человек или ваш ребенок попал в секту
Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от других членов вашей семьи.
В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям. Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.
После первоначального «распознавания» не пытайтесь разубеждать вашего близкого — это только еще больше испортит ваши отношения. Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские «учителя» заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью», «отказаться от «освобождающего знания» и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.
Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким: это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его «организацию» (термин «секта», естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача — отвлекать его от секты.
Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. Ваша задача — сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью. Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег — это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.
Попытайтесь настроить себя на конструктивное решение проблемы, будьте спокойными и открытыми к диалогу. Показывайте всем своим поведением, что вы признаете за вашим близким право на поиск, на свой выбор, даже ошибочный, и что ваш близкий дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений. Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив. Вспоминайте радостные эпизоды вашей прежней жизни, когда вы ощущали себя единой семьей, когда вы вместе куда-то ездили, те дела, которыми вы занимались вместе, те планы и мечты, которыми вы делились друг с другом. Конечно, вы не должны это делать искусственно. Действуйте скорее интуитивно, будучи движимы любовью и состраданием. И всякий раз в случае удачи вы будете видеть, как подлинная, узнаваемая личность вашего близкого проступает сквозь незнакомого вам чужого «зомбированного» робота, в которого он превратился.
Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную «нить Ариадны», по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования. Дело в том, что, как правило, в тоталитарные секты вовлекаются люди, имеющие эмоциональные проблемы (а они могут возникать у каждого в периоды психологических стрессов). Таким образом, часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника этих проблем, то есть с работы психолога.
Понять суть психологического механизма тоталитарного сектантства можно, познакомившись с книгой Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия» (СПб., 2001). Кроме того, об этом стоит прочитать ряд публикаций «Журнала практического психолога» (Москва) конца 90-х годов. Сдвоенный номер 1-2 за 2000 г. журнала полностью посвящен этой теме. Начальные сведения можно получить на сайте психолога Евгения Волкова. Ссылку можно найти на сайте Центра св. Иринея Лионского (http://iriney.ru). Освойте содержание этих публикаций, поскольку интервенция предполагает владение теорией консультирования о выходе, по крайней мере, одним из членов семьи пострадавшего. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья. Но для того, чтобы правильно все организовать, опять-таки нужен психолог-специалист.
Изучайте словарь «вашей» секты и её учение, чтобы хорошо понимать, о чем будет говорить ваш близкий. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, а также с бывшими членами тоталитарных сект, ответственными чиновниками, журналистами, сотрудниками правоохранительных органов, юристами. Кроме того, вам следует собирать всю возможную информацию о секте, но втайне от вашего близкого, чтобы его не раздражать. Копируйте и записывайте все, что можно, собирайте архив и библиотеку. Может быть, неплохо было бы вести дневник или хотя бы недельник. Вся информация, альтернативная сектантской, разом задействуется во время интервенции. Не следует выдавать критическую информацию по порциям — эффекта все равно не будет.
В идеале процесс по выходу из тоталитарной секты через внешнее воздействие подразумевает участие большого числа людей, во-первых психолога и обученных им родственников и близких члена тоталитарной секты, а также сектоведа — «специалиста по фактам» (может быть и психологом в одном лице) и бывших членов секты. Их задача — пробудить у сектанта критическое мышление и заново поставить его в ситуацию выбора, на этот раз информированного, а значит, свободного. Кроме того, родственники и близкие пострадавшего совместно с психологом должны помочь ему избавиться от эмоциональной зависимости от секты, дать ему истинные любовь и участие взамен сектантского суррогата. Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.
Большинство людей, покинувших тоталитарные секты, нуждается в психологической реабилитации. Дело в том, что по выходе из тоталитарной секты людям приходится решать те же самые эмоциональные проблемы (только запущенные), которые сделали их добычей сектантских вербовщиков. Более того, многие из них выходят с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Таким образом, помочь им может только профессиональный психолог, сведущий в данной области.
Нельзя забывать и о социальной реабилитации бывших членов тоталитарных сект, которые часто оказываются вне круга общения, без жилья и без работы, причем с утраченными навыками самостоятельной жизни. По существу, необходимо помочь человеку заново начать жить в обществе. Здесь иногда не обойтись без юриста и социального работника.
К сожалению, работающей и действительно хорошей программы по реабилитации жертв тоталитарных сект ни в России, ни в одном из государств бывшего СССР пока не существует. И все же обратитесь в ближайший к вам центр, занимающийся проблемами тоталитарных сект (список см. в конце материала О ЦЕНТРЕ). Там вам постараются помочь.
Не отчаивайтесь. Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте. Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.