Признаки ситуации что это
Значение слова «ситуация»
1. Совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение. Политическая ситуация. Революционная ситуация. □ Подполковник пространно разъяснял ей ситуацию, сложившуюся на фронте. Казакевич, Весна на Одере.
2. Геод. Совокупность водных пространств, лесов, гор, населенных пунктов и т. п., изображенных на карте или плане посредством условных знаков.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СИТУА’ЦИЯ, и, ж. [от латин. situs — положение, расположение]. 1. Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение (книжн.). Революционная с. в колониальных странах. Благоприятная с. на внешних рынках для наших товаров. Выгодная с. Неожиданная с. Драматическая с. (в пьесе). 2. Местоположение, расположение (книжн. устар., геодез.). Благоприятная с. населенного пункта. 3. Изображение на карте или плане рельефа местности (возвышенностей, водных пространств, лесов и т. д.; геодез.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ситуа́ция
1. совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения; обстановка, положение ◆ К середине 2010-х годов ситуация в области предпринимательства вряд ли кардинально изменится. Янис Астафьев, «Кто будет работать в России в 2015 году?» // «Отечественные записки», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова вуалировать (глагол), вуалирует:
Понятие конфликт. Признаки конфликтной ситуации.
В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.
Признаками конфликта являются:
· наличие ситуации, которая воспринимается участниками как конфликтная;
· неделимость объекта конфликта, т.е. объект конфликта не может быть поделено между участниками конфликтного взаимодействия;
· желание участников продолжить конфликтную взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из существующей ситуации.
Таким образом, конфликт отсутствует, если действует только один участник или участники выполняют лишь мыслительные действия (планирование цели, обдумывания плана действий, прогнозирование будущего поведения). Конфликт начинается тогда, когда стороны начинают активно противостоять друг другу, преследуя каждый свою цель. До этого мы имеем лишь конфликтную ситуацию
Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
“Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.
“Поиск соломинки в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодование реагирует на его действия.
В конфликте искажается восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом:
— конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются.
— происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения.
— уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь» и «теперь». Последствия, как правило, не просчитываются.
— происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.
Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.
— искажение восприятия действия, высказываний, поступков.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
9 ситуаций, которые позволят тебе понять, какой человек на самом деле
Для того чтобы по-настоящему узнать человека, а также увидеть все его сильные и слабые стороны, нужно не время и доверие, а попадание в определенные ситуации. Под влиянием внешних обстоятельств раскрывается истинная сущность личности, и это помогает тебе понять, кто перед тобой. Мы собрали несколько примеров ситуаций, которые позволят тебе разглядеть внутренний мир человека.
1. Стрессовые ситуации
Неважно, насколько серьезна стрессовая ситуация, в которой окажется человек, — присмотрись к тому, как он на нее реагирует. Испытывая стресс, люди могут вымещать на окружающих свою агрессию, терять способность адекватно мыслить, чрезмерно нервничать и драматизировать, сдаваться, даже не попробовав изменить что-либо, или начать обвинять в своих проблемам других.
То, как ведет себя человек, сталкиваясь с небольшой проблемой, может дать тебе понять, что можно от него ожидать, когда в его жизни произойдут крупные неприятности. Если он не может собраться и начать действовать сейчас, глупо надеяться, что в следующий раз он сдержит свои эмоции, возьмет на себя ответственность за свои ошибки и бросит все силы на борьбу с источником стресса.
2. Достижение успеха
Те, кого ты привык считать друзьями, могут с радостью поддержать тебя в трудную минуту, но испортить тебе настроение тогда, когда в твоей жизни случается что-то хорошее. Причиной тому может стать обыкновенная зависть.
Если ты понимаешь, что в самые счастливые моменты те, кто тебя окружает, лишь имитируют радость или всячески стараются обесценить твои достижения и настроить тебя на негатив, — беги от этих людей. Это лишь жалкое подобие дружбы, которое не принесет ничего хорошего.
3. Совместная жизнь
По-настоящему узнать человека можно тогда, когда вы проведете много времени, находясь под одной крышей. Пожив вместе с ним, ты сможешь понять, уважает ли он твое личное пространство, готов ли он идти на компромиссы, делиться, учитывать твои потребности при принятии решений и т. д. Бывает, что самые крепкие пары или самые близкие друзья, попробовав делить одну жилплощадь, расстаются чуть ли не врагами.
4. Ситуации, в которых тебе будет нужна поддержка
Только оказавшись в сложной ситуации, ты поймешь, какими людьми ты себя окружил. Ты можешь быть отличным человеком, который готов оказать посильную помощь каждому, но это ровным счетом ничего не гарантирует. Многим людям нравится пользоваться чужой добротой — они постоянно просят, но ничего не отдают взамен.
Если в твоей жизни произошла стрессовая ситуация, и ты нуждаешься в поддержке и помощи, люди, которым ты небезразличен, не смогут остаться в стороне. Они сделают всё, чтобы облегчить твою ношу и настроить тебя на позитивные мысли.
5. Ситуации, в которых ты перестаешь быть полезным для человека
Когда кому-то что-то нужно от тебя, он будет добр, заботлив и внимателен к тебе. Причем такое отношение может продлиться долгие годы, если всё это время ты чем-то помогал человеку. Но стоит обстоятельствам измениться — многие друзья и хорошие знакомые вдруг начинают сводить ваше общение на нет или игнорировать тебя.
Если ты понимаешь, что ваши отношения с человеком держатся на одностороннем оказании помощи и поддержки, если то, насколько ты важен для своего друга в конкретный момент, определяется твоей полезностью, прекращай общение.
6. Финансовые трудности
Как человек ведет себя, когда сталкивается с финансовыми трудностями, — старается как можно быстрее исправить ситуацию или начинает бесконечно жаловаться на жизнь, занимать и не возвращать деньги, ныть и требовать к себе особого отношения? Проблемы с деньгами — отличный момент, чтобы понять, есть ли у твоего знакомого внутренний стержень и стремление к независимости. Люди находчивые и сильные духом не станут снимать с себя ответственность и злоупотреблять помощью окружающих.
7. Обсуждение других людей
Все обсуждают других людей— просто кто-то делает это в позитивном ключе, приводя их в пример или хваля за достижения, а кто-то только сплетничает, злорадствует и критикует. Обсуждение людей может помочь тебе понять, кто перед тобой — адекватный человек или тот, кто не уважает никого, кроме себя самого.
Если в твоем присутствии человек бесцеремонно обсуждает и осуждает других людей, будь уверен: когда тебя нет, ты становишься очередным объектом насмешек и унижений. А нужен ли такой приятель в твоем окружении и захочешь ли ты ему доверять — решать тебе.
8. Ситуации, в которых нужно признать свою вину
Люди, которые ценят отношения с тобой, будут стараться признавать свою вину и просить за свои слова и действия прощения. Боится брать на себя ответственность только неокрепший духом человек. Такие личности уверены в том, что извинения — удел неудачников и слабаков, потому, чтобы казаться сильными и независимыми, они будут перекладывать ответственность на кого-то другого.
У таких людей виноваты все вокруг, кроме них самих. Они опаздывают из-за плохой погоды, говорят грубые вещи, потому что ты вынуждаешь их сделать это своим поведением, теряют работу из-за несправедливого отношения начальства и т. д.
9. Ситуации, в которых вы оказываетесь в разных социальных статусах
Пока ты находишься с человеком на одной ступени успеха, вы общаетесь на равных. Но вот он получает повышение, престижную работу или докторскую степень — и ты начинаешь слышать нотки пренебрежения в его голосе при разговоре с тобой.
Если тебе это знакомо — продолжать общение с таким человеком нет смысла. Ведь его поведение четко дает понять, что он готов забыть о дружбе или товариществе из-за образовавшейся разницы в вашем социальном статусе.
Доклад на тему «Проблемные ситуации, понятие, типы, способы и правила создания
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель :Матвеева Лариса Павловна
Доклад на ШМО учителей
Основные понятия проблемного обучения:
1. Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.
2. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения;
– это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
– это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые позиции при его решении.
– это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной.
Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:
– проблемная ситуация как следствие противоречий между старыми знаниями и новыми для учащихся фактами, разрушающими прежнюю теорию.
– понимание научной важности проблемы и отсутствие надежной теоретической базы для ее решения;
– многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
– практически доступный результат и отсутствие его теоретического обоснования;
– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;
– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи.
Способы создания проблемной ситуации:
– использование учебных и жизненных ситуаций;
– побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
– ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто бы необъяснимый характер;
– противоречия между научными фактами;
– новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.
3. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.
В классификации проблемных задач выделяются задачи с неопределенностью условий или искомых ответов, с избыточными, противоречивыми или частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. путепроходческая работа, а не мгновенный выход на решение. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, однако, его задачей является
ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий.
Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
– они являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
– обеспечивают успешные условия усвоения;
– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
Таким образом, учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует и проверку поиск решения. При этом ученик становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что учитель должен дифференцировано подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности учащихся и их готовность к поисковой деятельности.
Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в традиционном обучении: это учебные задачи и вопросы. Вместе с тем, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для познания. В связи с этим, одна и та же задача может являться или не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а не закрепляющий, тренировочный характер. Все это и определяет характер проблемного обучения как развивающего. Если использовать терминологию Л.С. Выготского (по [3]), то проблемная ситуация может находиться в «зоне ближайшего развития», когда учащийся может разрешить ее только на границе своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.
М.И. Махмутов определяет проблемную ситуацию как интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия, Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда учащийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащая в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения. С точки зрения психологии это и служит предпосылкой для появления мыслительной активности по выявлению и решению проблем. При этом, как уже отмечалось, проблемная ситуация будет иметь дидактический характер, только если она находится в зоне ближайшего развития, то есть, создавая значительные трудности, все-таки объективно может быть разрешена учащимися.
Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям: по направленности на поиск новых знаний или способов действия, на выявление возможности применения известных знаний и способов в новых условиях и т.д.; по уровню проблемности в зависимости от того, насколько остро выражены противоречия; по дисциплинам и предметам, в которых допустимо применение тех или иных проблемных ситуаций и так далее.
Наиболее функциональной и распространенной является разделение проблемных ситуаций по характеру содержательной стороны противоречий на четыре типа, которые, по мнению М.И. Махмутова, являются общими для всех учебных предметов:
1. Недостаточность прежних знаний учащихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи;
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях;
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Джон Дьюи, считающийся основоположником американской педагогики и одним из идеологов популяризации проблемного обучения, предлагал различные способы создания проблемных ситуаций: подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение противоречия практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, которые могут быть взяты педагогом за основу создания вариативной программы проблемного обучения:
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Заметим также, что эти способы создания проблемных ситуаций, сформулированные еще М.И. Махмутовым, основаны больше на узком подходе к понятию проблемного обучения, который предполагает также дальнейшее выделение эвристических методов обучения, рекомендуемых, в частности, А.В. Хуторским. Если же рассматривать проблемное обучение более широко, то необходимо признать актуальными и постановку таких проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жизни за рамками известного пока науке, и для которых нет однозначного ответа и у самого педагога. То есть, на взгляд автора, как важный и в некоторых случаях необходимый элемент проблемного обучения можно применять такие проблемные ситуации, которые находятся в зоне актуального изучения того или иного предмета, что способствует большей свободе учащихся и повышает их творческую активность.
Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил: отделения неизвестного от известного, локализации (ограничения) неизвестного, наличия в формулировке проблемы неопределенности, определения возможных условий для успешного решения и т.д. Необходимо учитывать психологические особенности усвоения материала, уровень подготовки учащихся, их мотивационные критерии. В связи с этим, можно сформулировать следующие правила создания проблемных ситуаций. Во-первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных
положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.
И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.
В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания.
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть:
б) формулировка вопроса;
в) практические задания.
Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.
5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося, в зависимости от того, какие и сколько действий для постановки и решения проблемы он осуществляет сам. В. А. Крутецкий предложил схему уровней проблемности обучения в сопоставлении с традиционным на основании разделения действий учителя и ученика (табл. 11).
Таблица 11 Схема уровней проблемности обучения (по В.А. Крутецкому)
Количество звеньев, сохраняемых за учителем
Количество звеньев, передаваемых ученику
Что делает учитель 9
Что делает ученик 9
Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему