Признаки дисфункции срединных структур мозга что это
Дисфункция головного мозга у взрослых и детей
Медицинский эксперт статьи
Головной мозг – одна из основных структур человеческого организма, которая обладает относительной автономностью и выполняет регуляторную функцию. Именно от слаженности работы мозга зависит уравновешенность основных процессов в организме, нормальное функционирование основных органов и систем. Иногда возникает дисфункция мозга. Малейшие нарушения в работе мозга ведут к ощутимому дисбалансу, который проявляется как в нарушении основных функций мозга, так и в поведении, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
[1], [2], [3], [4], [5]
Эпидемиология
По статистике, минимальная дисфункция мозга встречается у каждого пятого ребенка и каждого десятого взрослого. В 68% случаев причиной служат внутриутробные повреждения, в 32% случаев патология развивается после рождения.
[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]
Причины дисфункции структур мозга
Дисфункция чаще всего развивается у детей по причине незрелости структур головного мозга к моменту рождения. Также нарушается обмен веществ и кровообращение в основных структурах мозга. Это возникает на фоне наследственной предрасположенности или патологии беременности и родов.
Расстройства могут возникнуть при недоношенности в результате преждевременных родов, при различных болезнях и токсикозах и недостаточном питании во время беременности. Анемия беременной, гипоксия и асфиксия плода могут также привести к нарушению головного мозга. Причиной часто бывает гемолитическая болезнь, угроза выкидыша или самопроизвольного аборта, различные патологии родов, например, слабая родовая деятельность, скорые роды.
Причинами, которые способствуют дисфункции в раннем детском возрасте, служат такие факторы, как недоедание, неправильное питание, недостаток витамин, тяжелые заболевания, в особенности инфекционные, а также те патологии, при которых возникает недостаток кислорода (бронхиальная астма, порок сердца, сердечная недостаточность).
[13], [14], [15]
Факторы риска
В группу риска попадают люди с черепно-мозговой травмой, постоянным нарушением кровообращения, частыми утратами сознания. Существенно возрастает риск развития патологии у детей, имеющих нарушение сердечной и дыхательной функции, подверженных частым приступам эпилепсии, нервных срывов, потери сознания, судорог.
Любые заболевания, при которых развивается дефицит кислорода, влекут за собой нарушение нормального функционирования мозга.
[16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]
Патогенез
В основе патогенеза лежат нарушения в структуре и функциональном состоянии головного мозга. В большинстве случаев повреждения возникают при внутриутробном развитии ребенка. После рождения патология усугубляется под действием различных неблагоприятных факторов внешней среды. Происходят преимущественно функциональные нарушения, тогда как органические поражения менее заметны.
[24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32]
Симптомы дисфункции структур мозга
Основными симптомами являются различные функциональные нарушения головного мозга. У ребенка может наблюдаться заторможенность или гиперактивность, поведение резко меняется и существенно отличается от сверстников. Ребенок поздно садится, поздно начинает ходить. У него наблюдается отставание в развитии: нарушается нормальная речь, произношение, развиваются различные невротические реакции и психические расстройства. Нарушается мелкая моторика и координация движений.
Часто патология проявляется на фоне стрессовой ситуации, при длительном нахождении ребенка в незнакомо обстановке. Для больного характерна невозможность сосредоточиться, отсутствие усидчивости, повышенная отвлекаемость и отсутствие концентрации внимания. Впоследствии ребенок не может справиться со школьной программой, отстает в обучении, отличается поведением.
Также у ребенка появляется плохой сон, часто меняется настроение, наблюдается эмоциональная лабильность, импульсивность. Обычно гиперактивность преобладает над другими качествами. Снижение чрезмерной активности наступает к подростковому возрасту.
Следует обратить особое внимание на ребенка, если он становится неусидчивым, беспорядочно дергает руками и ногами, не может успокоиться и прийти в себя, слишком импульсивно реагирует на любые события. Ребенок с дисфункцией не может сосредоточиться на одном деле, постоянно берется за что-то новое, не доводит дела до конца. При общении со сверстниками может проявлять импульсивность, агрессию.
Внешние раздражители легко отвлекают его внимание, после чего он длительное время не может сосредоточиться на определенном действии. Ребенок может не видеть или не слышать, когда к нему обращаются, очень много и без повода говорит, разговаривает сам с собой. Часто такие дети назойливы, перебывают других, требуют к себе постоянного внимания. Часто теряют и забывают свои вещи дома и в школе, совершают абсолютно бездумные поступки, которые могут быть опасны для жизни и здоровья.
[33], [34], [35], [36]
Стадии
Как показывает практика, если в детстве были диагностированы минимальные расстройства мозга, со временем они проходят, или существенно снижаются. Тем не менее, следует отметить, что проходят преимущественно неврологические проблемы, тогда как психологические и адаптационные продолжают сохраняться. Также у взрослого может возникнуть дисфункция на фоне черепно-мозговой травмы.
Взрослые с дисфункцией мозга испытывают трудности в межличностном общении, социальном взаимодействии. Часто таким людям свойственно чувство несостоятельности, незрелости. Они проявляются низкий уровень адаптационных способностей, неудовлетворительные учебные и трудовые навыки.
Часто на дисфункцию мозга в зрелом возрасте указывают проблемы с моторной функцией, например, неловкость, неуклюжесть. Человек не способен к обучению, не может длительное время заниматься одним и тем же делом, у него нет усидчивости. Настроение постоянно сменяется, развиваются депрессии, причем зачастую, без какого-либо объективного повода. Существует проблема с произвольным вниманием, импульсивное поведение, чрезмерная агрессивность.
Такой человек тяжело переносит стрессы, ему свойственна высокая степень раздражительности, истерия. Ему трудно справляться с повышенной физической и интеллектуальной нагрузкой. Основным методом коррекции состояния является массаж, сеансы остеопатии.
Минимальная дисфункция мозга
Зачастую именно минимальная дисфункция является причиной частых головных болей. У детей она приводит к развитию гиперактивности и гиперчувствительности. Дети чрезмерно возбудимы, им трудно сосредоточиться на выполняемом задании, на однообразной работе. На фоне этих расстройств появляются вторичные патологии: нарушение памяти, внимания, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и обучаемость.
Со временем могут развиться невротические расстройства, эпилепсия. В настоящее время минимальные расстройства наблюдаются примерно у 20% детей.
[37], [38], [39], [40], [41], [42], [43]
Легкая дисфункция мозга
Под легкой дисфункцией подразумевают незначительное поражение функций головного мозга, при котором нарушено только функциональное состояние, тогда как органических поражений не наблюдается. Такие повреждения обратимые. У детей отмечается гиперактивность, плохая память. Внимательность практически не развита.
В школе у таких детей развиваются проблемы с обучением. Дети не могут грамотно писать, четко излагать свои мысли, у них нарушена пространственная ориентация. Гиперактивность не дает возможности сосредоточиться. В лечении данной патологии важная роль отводится психологическому фактору. Такие дети должны быть окружены достаточным уровнем внимания.
У некоторых детей, наоборот, проявляется гипоактивность. Они выглядят вялыми, апатичными, практически не имеют никаких желаний, интересов. Часто нарушена речь. Наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы.
Расстройства особенно интенсивно проявляются в подростковом возрасте, когда происходят эндокринные нарушения, дисбаланс гормонов, несовершенство нервной регуляции. Для подростков свойственен повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, появляется тяга к ранним половым контактам и различным извращенным вкусам. Подростки с такими патологиями становятся асоциальными, агрессивными. Часто их тянет на совершение преступлений, участие в противозаконных и криминальных организациях. Проявляется склонность к жестокости, насилию, азартным играм.
[44], [45]
Умеренная дисфункция мозга
Проявляется достаточно стойким нарушением венозного оттока, застойными явлениями в результате травмирующего повреждения головы. Также дисфункция может возникнуть во время родов, при неправильном уходе за младенцем, развитии различных инфекционных и воспалительных процессов. Часто развиваются головные боли. Боль может носить пульсирующий характер. Обычно она связана со сменой погоды, перепадами давления. Может появляться спазм головного мозга, который сопровождается тошнотой, рвотой. По утрам возникают тупые боли, бывают случаи потери сознания, обморочные состояния. На лице наблюдается синюшный оттенок, появляется цианоз. Развивается чувство потемнения в глазах. В первую половину дня, как правило, отсутствует активность, наблюдается плохое самочувствие. По утрам появляются отеки, в частности, отекает лицо, веки.
Для лечения часто применяют различные физиотерапевтические процедуры, массаж, мануальную терапию, сеансы остеопатии. Также необходима комплексная диагностика, которая позволит поставить точный диагноз, определить причину патологии и подобрать соответствующее лечение. Рекомендуется также медикаментозное лечение.
Кроме того, ребенок с умеренной дисфункцией должен проходить психокоррекцию, как со специалистом, так и дома. В работе обязательно принимает участие педагог, логопед, психолог. Это связано с тем, что головные боли, спазмы и другие симптомы часто приводят к психическим нарушениям у ребенка. Для него важно создать развивающую среду, спокойную обстановку. Контакты с большим количеством незнакомых людей лучше ограничить.
Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, заботы. Родители должны понимать и осознавать, что возникающие трудности связаны не с особенностями характера или поведения ребенка, а с функциональными нарушениями мозга. Поэтому важно адекватно относиться к заболеванию, воспитывать его, заниматься с ним.
Нужно строго соблюдать режим дня. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания. Родители должны быть терпеливы к ребенку, разговаривать только в спокойном тоне, избегая чрезмерной эмоциональности. Указания нужно давать четко, они не должны быть противоречивыми. Компьютер и телевизор необходимо ограничить. Важным условием является поддержание необходимого уровня физической активности. Важно контролировать питание, следить за тем, чтобы оно было полноценным, сбалансированным. Только при строгом соблюдении всех рекомендаций врача, своевременном лечении, тщательной работе с ребенком, дисфункция мозга может быть успешно вылечена. В противном случае болезнь будет прогрессировать.
Дисфункция срединно-стволовых структур головного мозга
Головной мозг управляет работой и жизнедеятельностью организма. В мозговом стволе расположены важные функциональные участки, в том числе срединные, диэнцефальные, стволовые структуры. Дисфункция срединных структур, расположенных в головном мозге, вызывает расстройства психо-эмоционального фона и вегетативные нарушения. Реже встречается, как самостоятельное заболевание, чаще – как симптом мозговой патологии (новообразования, инфекционные и токсические поражения, сбои в работе системы кровоснабжения, механические повреждения тканей мозга). Последствия: вегето-сосудистая дистония, затруднения восприятия и обработки информации, поступающей из внешнего мира, расстройство личности.
Характеристика патологии
Основные функции мозгового ствола включают регуляцию дыхательной деятельности, глазодвигательных и рвотных рефлексов, уровня артериального давления и частоты сокращений сердечной мышцы. Диэнцефальные структуры включают отделы: таламус, гипоталамус, гипофиз. Таламус выполняет задачу первичного анализатора, получает сведения от органов чувств, передает обработанные данные коре.
Гипоталамус регулирует обменные процессы, деятельность нервной и иммунной системы, управляет работой внутренних органов, обеспечивает постоянство, стабильность внутренней среды организма. Гипофиз отвечает за эндокринную регуляцию. Дисфункция диэнцефальных (гипоталамических) структур, находящихся в головном мозге, проявляется в форме вегето-сосудистой дистонии, сосудистых церебральных нарушений, сбоев в работе эндокринной, нервной, иммунной системы.
Патогенетический механизм состоит в усилении возбуждения диэнцефальных структур, что негативно отражается на регуляции нейрогуморальных, психоэмоциональных, висцеральных функций. Серьезные поражения диэнцефальных структур влекут за собой развитие таких заболеваний, как дистермия (нарушение теплорегуляции), детский диэнцефальный синдром, ожирение, булимия, анорексия, акромегалия, болезнь Кушинга, синдром Прадера-Вилли и многих других.
Виды дисфункции
Паталогические изменения могут произойти в стволе или его отделах. В зависимости от локализации очага поражения различают виды дисфункции:
Особенностью дисфункции, поразившей медиобазальные структуры головного мозга, являются нарушения деятельности лобного и височного отделов. Патологическое состояние сопровождается недостаточным развитием речевых навыков, сложностями при концентрации внимания, ухудшением аналитических способностей.
Дисфункция мезенцефальных структур головного мозга выражается синдромами: паркинсонизм (тремор конечностей, нарушение двигательной координации), гиперкинез (патологические, неуправляемые движения в группе мышц), мозжечковые расстройства (атаксия – нарушение двигательной согласованности мышц при отсутствии мышечной слабости).
Признаки дисфункции, возникшей в срединных структурах
Признаки дисфункции, возникшей в диэнцефально-стволовых структурах мозга, полиморфны, неспецифичны, проявляются многими формами и вариациями. Часто встречающиеся:
Симптомы могут дополняться утратой кожной чувствительности, увеличением восприимчивости болевых ощущений, тремором конечностей, который отчетливо выявляется даже в состоянии покоя.
Возможные причины нарушений
Дисфункция, затронувшая срединно-стволовые структуры – это такая патология головного мозга, которая носит полиэтиологический характер, что означает наличие многих возможных причин возникновения. Повлиять на развитие дисфункции ствола головного мозга могут такие факторы, как черепно-мозговые травмы, сотрясение мозга, ишемические изменения тканей. Другие факторы, увеличивающие вероятность развития умеренной или выраженной дисфункции срединных структур мозга:
Если патология диагностирована у новорожденного ребенка, причины возникновения могут быть связаны с заболеваниями, перенесенными матерью, наследственными факторами, родовыми травмами, кислородным голоданием плода.
Диагностика
При наличии признаков патологии для уточнения диагноза назначают обследование. Инструментальные методы диагностики:
Результаты обследования позволяют дифференцировать патологию от таких заболеваний, как ДЦП, церебральная гипоксия, отравления токсичными веществами. После завершения обследования пациент направляется к врачу-неврологу, который индивидуально разрабатывает программу лечения с учетом причин и доминирующих симптомов дисфункции подкорково-стволовых, срединных или диэнцефальных структур.
Минимальная дисфункция, возникшая в мозге у детей
Умеренная дисфункция, затронувшая стволовые структуры, у детей-школьников проявляется легкими отклонениями в работе головного мозга – трудностями при запоминании новых слов, учебного материала, гиперактивностью (чрезмерной физической активностью) или гипоактивностью (сниженной физической активностью), быстрой утомляемостью, замедленным психическим и физическим развитием.
Для дисфункции, затронувшей диэнцефально-стволовые структуры у ребенка, характерны сбои в вегетативно-регуляционной деятельности головного мозга, которые сопровождаются потерей аппетита, нарушением метаболизма и терморегуляции. Венозная дисфункция в детском возрасте развивается из-за ухудшения оттока венозной крови, сбоев в работе системы кровоснабжения головного мозга.
Основные причины патологии: сдавливание вен вследствие травматического повреждения или разрастания опухоли, диагнозы сердечная недостаточность, артериальная, церебральная гипертензия. Симптомы венозной дисфункции:
Лечение детей старшего школьного возраста построено на нейропсихологической коррекции. Психологи работают с детьми с целью регуляции поведенческих навыков и эмоциональных реакций. Медикаментозное лечение сочетается с аппаратными методиками (микрополяризация), физиопроцедурами, массажем, лечебной гимнастикой.
Врачи рекомендуют сократить время, которое ребенок проводит за компьютером и перед телевизором, больше гулять на свежем воздухе, организовать полноценное, сбалансированное питание и комфортный психологический климат в семье.
Лечение
Медикаментозное лечение проводится для восстановления функций организма – нормального психо-эмоционального фона, корректной работы пищеварительной, кровеносной, эндокринной системы. Основные препараты для коррекции работы мозга:
Если патология является симптомом, назначается адекватное лечение первичного заболевания. Хирургическое вмешательство показано в случаях, когда консервативная терапия не приносит желаемых результатов. Дисфункция отдельных участков мозга не требует оперативного лечения за исключением развития осложнений, опасных для жизни – образование тромбов, окклюзивно-стенозирующие изменения элементов кровеносной системы.
Дисфункция срединных структур провоцирует сбои в работе всего организма. Обнаружение патологии на ранней стадии и корректная терапия под контролем врача помогут справиться с неприятными последствиями нарушений.
Дисфункция диэнцефальных, срединных, стволовых и неспецифических структур мозга
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Дисфункция мозга представляет собой серьезную патологию, при которой нарушается функциональное состояние мозга. При этом возникают нервно-психические расстройства, головные боли. Заболевание может быть врожденным или приобретенным. Причиной могут стать тяжелые роды, осложненная беременность, некачественный уход за новорожденным, различные травмы, инфекции.
Картина патологии обычно в общих чертах видна с детства, но с возрастом она может существенно изменяться. Максимальная выраженность патологии наблюдается к тому периоду, когда ребенку нужно идти в школу. Может иметь различные последствия, начиная от легких психических и поведенческих нарушений, и заканчивая тяжелыми органическими поражениями головного мозга с нарушением сознания, процессов кровообращения, дыхания, сознания.
Для постановки диагноза дисфункции головного мозга нужно пройти комплексное обследование, которое включает осмотр, опрос пациента, проведение лабораторных и инструментальных исследований, функциональных тестов. Если несколько заболеваний имеют сходные черты, их необходимо дифференцировать. Потом, на основании полученных данных, назначают соответствующее лечение.
Дисфункция структур мозга
Может проявлять себя по-разному. Выраженность симптомов определяется локализацией патологического процесса, места, где сильнее всего нарушена функция. Но все же, некоторые сходные черты есть у всех типов патологии. В первую очередь дисфункцию можно распознать по весьма своеобразной внешности заболевшего. Существенным изменениям подлежат костные структуры, у ребенка ярко выражена астения – поражение мышц языка, при котором нарушается речевое развитие. Все это может сопровождаться нарушением работы мышц, расстройством нормальных рефлекторных реакций и появлением аномальных.
Часто происходит нарушение диэнцефальных структур, при которых появляется большая активность, наблюдается ярко выраженная гиперактивность. Происходит резкая смена настроения, дети очень вспыльчивы, агрессивны. Появляется злость, ярость, возникающие внезапно, как вспышки. Обычно подобные реакции также быстро исчезают при переключении внимания, но в момент вспышки ребенок зачастую неспособен себя контролировать.
Также наблюдается социальная незрелость, которая проявляется в желании детей общаться с малышами и не общаться со сверстниками, а тем более – со взрослыми. Чувствуют себя в компании одногодок или старших подавлено, боязливо.
Резко нарушается сон. Ребенок длительное время не может заснуть днем, после чего не может проснуться утром. Разбудить ребенка очень трудно, длительное время не понимает, где он находится. Что происходит вокруг. Ночной сон беспокойный, часто просыпается, пугается. Иногда вскрикивает, часто разговаривает во сне. Сам ребенок обычно спать боится, просит, чтобы рядом кто-то посидел.
Постепенно появляются проблемы с обучением, ребенок плохо усваивает школьный материал. Память плохая. Ребенок пишет неграмотно, медленно читает. Характерной чертой является нарушение пространственной и временной ориентации. В ходе исследований было установлено, что большинство подобных нарушение возникает на фоне недостатка ребенку внимания, особенно со стороны родителей.
Существует два вида дисфункции мозга – по гипоактивному и гиперактивному типу. Если ребенок гиперактивен, он будет вести себя импульсивно, необдуманно. Такие дети эмоциональны, легко поддаются возбуждению, воздействию. Внимание при этом рассеяно, ребенок практически не способен сконцентрировать внимание на одном деле, часто начинает дело и не доводит его до конца, хватается за несколько дел одновременно.
Дети с гипоактивностью, наоборот, медлительны, заторможены. У них часто наблюдается вялость, апатия, практически нет никаких интересов. Ребенка трудно увлечь, заинтересовать чем-либо. У них часто наблюдаются различные дефекты речи, моторные нарушения. Ребенок уходит в себя, избегает общения и компаний, уходит от ответов на вопросы. Чувствует себя комфортно только в одиночестве, никому не доверяет.
После 15 лет наступает кризис: такие дети становятся агрессивными, жестокими. Они, как правило, склонны к употреблению наркотиков и алкоголя. Проявляется рассеянность. При этом все же, 70% детей нуждаются лишь в незначительном, поддерживающем лечении.
В некоторых случаях отмечаются и весьма необычные проявления дисфункции. Например, некоторые дети пишут в зеркальном направлении, не умеют распознавать стороны, имеют кратковременную речевую память. Часто дисфункции сопровождаются и вегетативными нарушениями, такими как энурез, повышенное сердцебиение, учащенное дыхание. На основе этих функциональных нарушений происходит дальнейшее усугубление патологии, развивается дисфункция дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, нарушается кровообращение.
Лишь треть детей имеет благоприятный прогноз. В остальных случаях, болезнь неизбежно прогрессирует. Ребенок с дисфункцией нуждается в незамедлительном лечении. Для этого нужно своевременно пройти диагностику, поставить правильный диагноз. Поэтому при появлении первых признаков заболевания, нужно как можно быстрее обращаться к врачу.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]
Дисфункция глубинных структур головного мозга
Чрезмерное раздражение глубинных структур, в особенности, стволовых и срединных, приводит к приступам эпилепсии. Наблюдаются симптомы нарушения речи и вегетативные расстройства. При раздражении нижних отделов стволов, наблюдаются сбои в сознании. При этом происходит свой режима дня, нарушение цикла «сон-бодрствование». Происходят интенсивные нарушения памяти, внимания, восприятия.
Если раздражаются центральные части, особенно участки серого бугра и других частей гипоталамуса, наблюдаются психопатологические нарушения. Лечение преимущественно этиологическое, то есть, направлено на устранение причины заболевания. Проводятся преимущественно инструментальные методы исследования. Лечение направлено на преодоление основного заболевания, сопутствующие симптомы уходят после того, как заболевание будет вылечено.
Также широкое применение нашла нейропсихологическая диагностика. Она дает возможность диагностировать патологии речи. Для устранения нарушений речи используют метод нейрокоррекции.
[8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]
Дисфункция стволовых структур мозга
На поведении подобная травма отражается редко. Заподозрить патологию можно в том случае, если у ребенка изменяются лицевые кости черепа, а также неправильно формируется скелет. Все это происходит на фоне астении, недостаточном речевом развитии. У ребенка неправильно формируется челюсть, развиваются патологические рефлексы. Отмечается повышенное потоотделение, иногда даже обильное слюнотечение.
Для правильного и своевременного лечения необходимо при появлении первых признаков заболевания сразу же обратиться к врачу. Также необходимо проходить профилактический осмотр сразу же после рождения ребенка. При получении какой-либо мозговой травмы, нужно как можно быстрее обращаться к врачу. Дисфункция может быть обратима только при правильном лечении. Основное лечение направлено на восстановление нормального кровотока и обеспечение подвижности структур головного мозга.
[15], [16], [17], [18], [19], [20]
Дисфункция нижнестволовых структур мозга
Нижние стволовые структуры в норме отвечают за нормальное обеспечение основных процессов жизнедеятельности. При дисфункции нарушается их основная функция, в результате чего нарушается мышечный тонус, дыхание, резко снижается аппетит. При повреждении этого отдела могут возникать мышечные спазмы, судороги, и даже приступы эпилепсии. Существенно нарушается речь, развиваются различные вегетативные расстройства.
Также может происходить сбой в сознании. Довольно часто происходит нарушение ориентации во времени. Человек не может отличить день от ночи, существенно нарушается внимание, память. В некоторых случаях память может быть частично или полностью потеряна.
Лечение этиологическое, то есть направлено на устранение причины патологии. Следовательно, для того чтобы правильно подобрать лечение, необходимо сначала провести тщательную диагностику, точно определить причину. Только после этого можно приступать к соответствующему лечению, иначе оно будет неэффективно. Лечение может быть консервативным или хирургическим. В основе консервативного лечения лежит медикаментозная терапия, физиопроцедуры, реже применяются народные и гомеопатические средства. Хирургическое вмешательство применяется при неэффективности консервативных методов.
[21]
Дисфункция верхнестволовых структур головного мозга
Наиболее опасное состояние, поскольку происходит нарушение деятельности и функции черепно-мозговых нервов, их ядер. Часто нарушение этих структур приводит к развитию дисфонии (слабости голоса), дизартрии (расстройства речи, при которых речь становится неразборчивой и неясной). Следствием этих двух процессов является развитие дисфагии, при которой нарушается процесс глотания.
Нарушение верхнестволовых структур приводит к параличу и поражению черепно-мозговых нервов. Лечение этиологическое, то есть, направлено на устранение причин патологии. Для этого нужно четко определить причину, в результате которой нарушилась функция. Для этого проводится лабораторная и инструментальная диагностика, может потребоваться дифференциальная диагностика. Часто применяется специфическая нейропсихологическая диагностика, при помощи которой определяют расстройства речи. Иногда требуется применение компьютерной томографию. Она применяется для определения повреждений, которые возникают в результате травмы. Также целесообразно проводить электроэнцефалограмму, при которой производится запись электрических импульсов головного мозга. Для того чтобы устранить нарушения, применяются различные методы, в том числе, медикаментозные, психологический, метод нейрокоррекции.
[22], [23], [24], [25], [26]
Дисфункция срединных структур мозга
Срединные структуры мозга отвечают за нормальное функционирование вегетативной нервной системы, за нормальный сон и эмоции человека. Нарушение функции срединных структур часто возникает в результате травм, полученных во время родов. Также причиной может стать обычная черепно-мозговая травма, полученная при ударе, падении, в результате аварии.
На дисфункцию головного мозга указывает появление таламических расстройств и нейроэндокринных симптомов. В частности, резко снижается чувствительность тела и его отдельных участков, снижается порог болевой чувствительности. Могут развиваться сильные таламические боли. Появляется интенционный тремор, нестандартные контрактуры, неестественный плач и смех. Половое созревание наступает слишком рано. Также дают о себе знать нейроэндокринные симптомы, такие как гипертермия, гипотония, гипертония.
[27], [28], [29], [30], [31], [32]
Дисфункция диэнцефальных структур мозга
Поражение промежуточного мозга или диэнцефальных структур может способствовать нарушению обмена веществ, нарушением нормального сна, цикла «сон-бодрствование». Для того чтобы поставить правильный диагноз, может потребоваться консультация остеопата. Основное лечение должно быть направлено на нормализацию кровообращения и восстановление нормальной подвижности структур головного мозга. Для нормализации состояния применяют краниосакральные ручные техники, которые дают возможность не только минимизировать нарушения, но и восстановить функцию мозга.
[33], [34], [35], [36], [37], [38],
Дисфункция мезодиэнцефальных структур головного мозга
Характеризуют одну из основных форм неврологических расстройств. Наблюдается преимущественно у женщин. Количество заболевших составляет примерно 30% населения. При повышенной нагрузке, усиленной трудоспособности, психическом перенапряжении, число заболевших резко увеличивается.
При этом развивается резкое снижение чувствительности. Появляются таламические боли, снижается болевой порог, и постепенно развиваются острые таламические боли, тремор. Человеку свойственны резкие перепады настроения, истерия, повышенная возбудимость. Появляется множество гормональных нарушений. Их характер, степень тяжести и локализация определяются очагом поражения.
Лечение осуществляется на разных стадиях, преимущественно медикаментозное лечение. Предпочтение отдается симптоматическому лечении, при котором основной терапевтический эффект направлен на устранение симптомов, стабилизацию.
Для того чтобы правильно назначить лечение нужно установить точный диагноз. Для этого следует определить стадию, локализацию и форму дисфункции. Помогут в этом такие методы, как компьютерная или магнитно-резонансная терапия.
[39], [40], [41], [42], [43], [44], [45], [46]
Дисфункция среднего мозга
Основными признаками дисфункции является снижение чувствительности. Преимущественно нарушается чувствительность туловища, лица, развивается тремор и нестандартные психические реакции. Могут наблюдаться насильственные реакции, неестественные позы, нарушение осанки.
Половое созревание наступает быстро, развиваются различные эндокринные нарушения, которые зависят от места поражения. Это может быть гипертермия, гипотермия, учащение пульса, повышение артериального давления. Средний мозг играет важную роль в регуляции вегетативных функций организма, эмоциональном состоянии. Также контролирует некоторые жизненные процессы, всю вегетативную нервную систему.
Возникает дисфункция в результате травм, повреждений головного мозга, родовой травмы. Диагностируют преимущественно при помощи ЭЭГ.
[47], [48], [49], [50], [51], [52]
Дисфункция подкорково стволовых структур мозга
Ствол и подкорковые структуры отвечают за сердцебиение, регуляцию температурного режима, и другие жизненно важные функции. Эта зона располагается преимущественно между полушариями головного мозга и спинным мозгом. Причин нарушений функций ствола может быть множество. Но основными является черепно-мозговая травма, повреждения, полученные во время родов.
Часто данная патология развивается не только внутри, но и имеет внешние проявления. Так, у ребенка сильно меняются лицевые кости черепа, скелет может быть неправильно сформирован.
Лечение может быть эффективно в том случае, если его своевременно начать. Так, при подозрении на дисфункцию или травму, ребенка нужно показать врачу как можно быстрее. Обычно при правильном лечении кровоток восстанавливается достаточно быстро, подвижность структур может быть восстановлена в самые короткие сроки.
[53], [54], [55], [56], [57], [58]
Ирритативная дисфункция диэнцефально подкорковых структур головного мозга
Под ирритацией подразумевают раздражение различных отделов головного мозга. Признаки патологии могут быть различными и зависят от того, какой участок головного мозга подлежит раздражению. Подобное раздражение не рассматривается как самостоятельное заболевание, а представляет собой симптом отдельного заболевания, которое нужно диагностировать.
Часто подобная ирритация является следствием развития опухолевого процесса. Ирритацию могут вызывать как доброкачественные, так и злокачественные опухоли. Устранить ирритативные нарушения можно только в том случае, если будет вылечено основное заболевание. Это определяет важность правильной и своевременной диагностики.
Основными методами диагностики считают компьютерную и магнитно-резонансную томографию, ангиографию. Также применяются различные лабораторные и инструментальные методы исследования.
Основным местом локализации ирритативных повреждений является подкорка и кора больших полушарий.
Дисфункция регуляторных систем мозга
В МКБ такого диагноза не существует, поэтому требуется дальнейшее уточнение. Регуляторных систем множество, патологий этих систем не меньше. Требуется дополнительное исследование с целью определить точный диагноз. Под эту категорию можно отнести множество патологий, в частности, сосудистая деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и другие.
Симптомы зависят от того, какая именно система и какой именно участок повреждены. Например, при повреждении заднего отдела появляются приступы, которые сопровождаются гиперкинезами. Подобные ощущения охватывают и другие участки тела.
При повреждении адверсивного тела возникают судороги. Они начинаются на одной стороне тела, огибают все тело, происходит потеря сознания.
[59], [60], [61], [62], [63], [64]
Дисфункция гипоталамических структур головного мозга
Гипоталамус является основным элементом, обеспечивающим регуляцию основных структур организма. Он всецело отвечает за контроль вегетативных, эндокринных и трофических расстройств в организме. Структурно выделяют несколько отделов, каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Основная связь отмечается между гипоталамусом и гипофизом. Эта связь осуществляется посредством эндокринной системы и рефлекторных дуг. Происходит постепенное накопление гормонов. Этот процесс получил название нейрокриния. Поэтому при любом повреждении развивается дисбаланс и нарушается функциональное состояние. При этом меняется интенсивность капиллярного кровоснабжения. Может наблюдаться васкуляризация, при которой кровообращение увеличивается, существенно повышается проницаемость кровеносных сосудов. Это обеспечивает интенсивное передвижение веществ по законам диффузии.
Гипоталамус обладает тесными двусторонними связями с корой головного мозга, подкорковыми и стволовыми структурами. Благодаря этому участку успешно поддерживается гомеостаз – постоянство внешней и внутренней среды. А также обеспечивается адаптация организма к меняющимся условиям. Гипоталамус играет в этом важнейшую роль. Нарушение нормальной деятельности гипоталамуса может быть обусловлено бактериальной и вирусной инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговой травмой. Если происходит резкая смена давления, или смещается уровень жидкости, может повредиться желудочек, гипоталамические ядра. Подобные повреждения развиваются на фоне онкологических заболеваний.
Кроме анатомических повреждений, причиной дисфункции могут стать и психические нарушения, эндокринные патологии, сниженный иммунитет. Так, длительная психическая травма, постоянное воздействие на организм стрессовых факторов, может привести к нарушению функций гипоталамуса. При этом повреждения могут возникнуть непосредственно после воздействия негативных факторов, или через некоторое время после этого воздействия. Симптоматика характеризуется высокой степенью полиморфизма. Это объясняется многообразием функций, которые регулируются целым отделом мозга. Может появляться повышенная сонливость или длительная бессонница, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. Проявления могут по-разному комбинироваться между собой, что и определяет конкретный характер клинических проявлений.
Развиваются различные нейро-эндокринные, нейродистрофические расстройства. Повреждаются кожа, мышцы. Лечение этиологическое, направлено на устранение причины патологии. Применяют как консервативное, так и радикальное лечение. Так, если причиной была опухоль, ее удаляют хирургическим путем. При ярко выраженной бактериальной инфекции применяют антибиотикотерапию, при вирусной инфекции – противовирусную терапию. Этиологическая терапия также направлена на устранение последствий различных травм, восстановление поврежденных участков..
[65], [66], [67], [68]
Дисфункция сосудов головного мозга
На нарушение нормального функционирования сосудов указывают головные боли пульсирующего характера. Чаще всего они связаны с перепадами давления. Люди с дисфункцией сосудов чувствительны к погодным условиям, часто страдают мигренями и головными болями.
При артериальном типе дисфункции развивается спазм сосудов, который можно легко обнаружить при помощи УЗИ. со временем спазм может исчезать, потом появляться снова. При венозном типе дисфункции сужения просвета не происходит, поскольку вены в своем составе не содержат гладкомышечных компонентов.
Если у человека венозный застой, его беспокоят тупые боли в области головы, шеи. Часто бывают обморочные состояния и потемнение в глазах. В первой половине дня человек чувствует себя вялым, подавленным. Мягкие ткани отекают, появляется цианоз, синюшность лица.
[69], [70], [71], [72], [73], [74], [75], [76], [77]
Венозная дисфункция головного мозга
В основе патогенеза лежит нарушение венозного оттока. Спровоцировать эту патологию может множество факторов. Часто нарушение структуры и функции вен происходит после травмы головы, а также во время родов, при сердечной недостаточности. Часто причиной развития дисфункции является новообразование, воспалительный процесс, тромбоз сосудов головного мозга.
Зачастую исправить эту патологию можно при помощи сеансов остеопатии. Своевременная диагностика позволит быстро поставить диагноз, принять необходимые меры и избежать дальнейшего развития патологии. Основным методом диагностики является транскраниальное ультразвуковое исследование. По результатам исследования обнаруживается спазм сосудов. Чаще всего спазму подлежат артерии.
На венозную дисфункцию указывает появление головных болей пульсирующего характера. Особенно интенсивно боль выражена при смене метеорологических условий. Часто головная боль перерастает в устойчивую мигрень. Часто бывают случаи обморочных состояний, потемнения и помутнения в глазах. Зачастую отекают мягкие ткани, в частности, веки.