Прижимной ветер что это
Отход от причала и подход к нему
Отход от причала и подход к нему
Разберем четыре основных варианта обстановки, определяющей действия экипажа яхты при отходе от причала[29] (рис. 124). Самый простой из них-ветер дует от причала (так называемый отжимной ветер). Когда паруса уже поставлены и яхту удерживает на месте только носовой швартов, на причал посылают матроса. По команде с яхты он отдает швартов и, стоя на причале, отталкивает нос яхты в нужную сторону, после чего прыгает на борт. Одновременно выносят на ветер стаксель или просто подбирают стаксель-шкоты, и как только судно увалится, выбирают с подветра все шкоты и кладут руль, чтобы лечь на избранный галс.
Иногда матрос, не поняв команды, может просто толкнуть яхту от причала и дать ей задний ход. Тогда рулевой должен немедленно положить руль в сторону, обратную той, куда яхта должна увалиться, после чего она развернется в нужном направлении (см. рис. 123). На крупных яхтах лучше иметь на причале кормовой конец, заложенный серьгой. Подбирая серьгу, легко поставить судно в положение, когда паруса начнут работать, а затем отдать серьгу. Это особенно удобно в тесной гавани.
Рис. 124. Как отойти от причала: А-при отжимной ветре; Б-при ветре вдоль причала с носа; В-при навальком ветре; Г-при ветре вдоль причала с кормы
При ветре, дующем вдоль причала, яхту швартуют носом против ветра носовым и кормовым швартовами. Последний можно заложить серьгой. По готовности к отходу отдают сначала носовой швартов, нос яхты отталкивают от причала и выбирают стаксель-шкот с того борта, которым она была ошвартована. Затем, когда стаксель заберет и яхта достаточно увалится, отдают кормовой швартов и выбирают шкоты с подветренного борта (рис. 124, Б).
Иногда обстановка вынуждает отходить от причала по ветру, то есть когда ветер дует в корму. Тогда ставят только передние паруса и, отойдя под ними на чистую воду, приводятся на курс бейдевинд и ставят грот (рис. 124, Г). В очень слабый ветер можно поставить грот и на курсе фордевинд. Но делают это только в самых крайних случаях, туго выбрав гика-шкоты и поддерживая гик в рабочем положении на топенантах; рулевой внимательно следит за постановкой паруса и действует рулем таким образом, чтобы не давать яхте приводиться. В свежий ветер ставить грот на курсе фордевинд не следует ни при каких обстоятельствах.
Отойти от причала при навальном (прижимном) ветре лучше всего на веслах (на швертботах), под мотором или на буксире (на килевых яхтах) и ставить паруса на бочке или на ходу. Если таких возможностей нет, отходят от причала под парусами. Но при этом следует помнить, что неумелые действия приводят, как правило, к более или менее серьезным повреждениям яхты.
Отходя при навальном ветре, лучше всего поставить яхту носом к выходу из гавани. Затем ставят грот и готовят к постановке стаксель. После этого отдают швартовы, и два матроса (один, удерживая яхту за ванты, дает ей ход вперед вдоль причала, а второй, отталкивая за гик, не дает навалить на причал) отводят яхту, прыгая на борт[30] с последним толчком. Используя полученный ход и оберегая корму, рулевой подбирает гика-шкоты и некоторое время ведет яхту вдоль причала, постепенно увеличивая расстояние от него. Получив хотя бы небольшую, но устойчивую скорость под гротом, можно ставить стаксель и ложиться на курс или делать поворот (рис. 124, В). Бывает, что впереди мало свободного пространства. Тогда поворот надо делать сразу же, как только яхта наберет достаточный ход. Приняв на борт матросов, рулевой приводит судно до положения левентик (беречь корму!); стаксель быстро выносят на ветер и делают поворот оверштаг. В такой момент очень опасно потерять ход-яхту неминуемо бросит на причал. Учитывая сложность отхода при навальном ветре, делать это следует только в самом крайнем случае и только когда все подробности маневра тщательно продуманы.
Рис. 125. Как подойти к причалу: А-при отжимном ветре; Б-при ветре вдоль причала с носа; В-при навальвом ветре; Г-при ветре вдоль причала с кормы
Во всех случаях при постановке парусов на ходу особенно важно не терять хода. Можно, правда, на некоторое время ставить яхту в положение левентик, чтобы облегчить работу на баке, но делать это следует осторожно. Как только рулевой увидит, что яхта вот-вот получит задний ход, необходимо сразу же увалиться на свой курс.
Выходить из гавани только под передними парусами приходится и в других ситуациях, например снимаясь с якоря или с бочки в тесной гавани, где трудно развернуться под всеми парусами. Тогда ставят стаксель (а если два передних паруса, то кливер) и выбирают якорь. Пользуясь тем, что стаксель без грота разворачивает яхту почти на месте, уваливаются на фордевинд, а выйдя из гавани, ставят грот.
Во всех случаях отходить от причала на швертботе (за исключением крейсерских) значительно проще, чем на килевой яхте, — он много легче и маневренней.
Рис. 126. Как встать на свое место с постановкой на буй (или с отдачей якоря) при навальном ветре
Подходить к причалу следует против ветра, хотя это и не всегда возможно. По существу, маневр заключается в том, что надо поставить яхту к причалу с обезветренными парусами и без хода.
При ветре, дующем от причала, в любом случае рекомендуется подходить к причалу носом в левентик с убранным стакселем и с минимальным ходом. В последний момент матрос, находящийся на баке, спрыгивает на причал, одерживает яхту и закладывает швартов. Затем, если нужно поставить яхту лагом к причалу, с кормы подают, закладывают на причале и обтягивают кормовой швартов (рис. 125,А).
Когда ветер дует вдоль причала, подходить к нему следует также курсом бейдевинд, но под более острым углом и заранее травить шкоты, чтобы потерять ход. При этом надо иметь в виду: чем крупнее яхта, тем раньше травят шкоты и тем острее угол, под которым подходят к причалу. Как только инерция будет потеряна и нос яхты окажется в достаточной близости от причала, подается и крепится сначала носовой швартов, затем кормовой. Не следует медлить с подачей и креплением носового конца. так как нос яхты может отвалить, особенно если недостаточно растравлен стаксель-шкот и ветер дует несколько с отжимом от причала (рис. 125, Б).
Несколько сложнее подойти к причалу при навальном (прижимном) ветре. Если он слабый и вода спокойна, к причалу подходят курсом галфвинд, заранее убирая грот, а затем и стаксель с расчетом потерять ход у места подхода. После этого яхта сдрейфовывает к причалу (рис. 125, В). Если ветер свежий, то подходить надо курсом галфвинд или бакштаг, идя под некоторым углом к причалу. На расстоянии полутора-двух корпусов от причала рулевой резко приводит яхту в левентик. Грот быстро убирают, стаксель выносят на ветер, чтобы развернуть яхту носом к причалу, и тут же убирают и его. Затем под рангоутом подходят к месту, разворачивают яхту вдоль причала, два матроса (с носа и с кормы) выпрыгивают на причал, одерживают яхту и швартуют ее.
Полными курсами (бакштаг и фордевинд) подходят к причалу только в исключительных случаях, заранее убирая грот и только под передними парусами. В последний момент убирают их с таким расчетом, чтобы до минимума уменьшить ход. При свежем ветре к причалу подходят под рангоутом или с плавучим якорем, отданным с кормы. Если надо при навальном ветре подойти к причалу кормой с постановкой на бочку (буй), следует действовать как показано на рис. 126. Если буя или бочки нет, в нужном месте отдается якорь.
При подходе к причалу необходимо заранее приготовить швартовы и кранцы.
Рекомендуется твердо запомнить следующие общие правила:
1. При кратковременных стоянках у причала, на якоре или на бочке, когда паруса не убирают или они только что поставлены для отхода, следует гик брать на топенант, стаксель прихватывать к штагу, а гика-шкот держать растравленным.
2. Если яхта стоит к причалу или другой яхте лагом (бортом), то, как бы коротка ни была эта стоянка, всегда нужно вывешивать кранцы.
3. Не следует никогда оставлять полностью вооруженную яхту без наблюдения. Если экипаж сходит на берег, на борту должен оставаться хотя бы один человек.
4. После отхода необходимо сразу же осмотреться по бортам, убрать кранцы, собрать и уложить на место швартовы, вытащить из воды случайно упавшие концы и т. д.
Читайте также
Системный подход
Системный подход Тренировка многоборца во многом напоминает сбор пазлов. Для новичка, только приступающего к такому занятию, количество фрагментов может показаться ошеломляющим. С чего начать? Его поведение в этот момент можно описать пословицей «За деревьями не видит
СТИЛЬ 1: Консервативный подход
СТИЛЬ 1: Консервативный подход Самое важное для консервативного инвестора на рынках ценных бумаг — это сохранение капитала с помощью надежных финансовых инструментов, таких как облигации и акции, приносящие дивиденды. Консервативный подход к безлимитному холдему
Отход от места стоянки и подход к нему. Маневрирование
Отход от места стоянки и подход к нему. Маневрирование Всякие изменения направления движения судна и его скорости, связанные с достижением определенной цели, называются маневрированием. Любой маневр яхты (от простейшего уваливания или приведения до спасения упавшего за
Отход от бочки и подход к ней
Отход от бочки и подход к ней Рис. 122. Отход от буя или бочки А. — если яхта стояла на носовом, закрепленном на бочке, конце; Б — если яхта стояла на носовом конце, заложенном серьгойВыше говорилось, что лучше всего ставить паруса стоя на бочке, на буе или якоре. Выходить из
Подход к лошади
Подход к лошади Подходите к лошади с левой стороны, негромко разговаривая с ней или посвистывая, Надевайте недоуздок или уздечку (рис. 2, 3, а, б) без резких движений, но смело и уверенно, не давая лошади вырвать голову из ваших
Подход первый
Подход первый • Полностью повернитесь вправо и задержитесь в этом положении на три секунды.• Повернитесь влево и задержитесь на три секунды.• Повторите еще два раза, чтобы всего получилось три трехсекундных пребывания в позе для каждой стороны.• Сядьте прямо,
Прижимной ветер что это
ОТХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ
Отход сначала носом
Заведите кормовой шпринг как выхлестывающийся конец (,,серьгой») и отдайте другие концы. Подработайте двигателем самым малым назад, чтобы развернуть яхту кормой к стенке. При отсутствии препятствий впереди отдайте шпринг и отходите под двигателем, дав передний ход
Отход сначала кормой
Заведите носовой шпринг как выхлестывающийся конец („серьгой») и отдайте другие концы. Подработайте двигателем самым малым вперед, чтобы отвести корму яхты от стенки. Когда корма яхты будет на достаточном расстоянии от причала, отдайте шпринг и отходите под двигателем задним ходом
Носом против течения
Отведите сначала нос
Кормой против течения
Отведите сначала корму
Ветер в левую скулу
Отведите сначала нос
Ветер в борт и в корму
Отведите сначала корму
ОТХОД ПОД ПАРУСАМИ
В большинстве случаев можно отходить от причала, у которого яхта ошвартована бортом, под парусом, но если воздействие ветра слабее, чем течения, то безопаснее отходить под двигателем. Обычно стремятся отходить носом против течения, так как в этом случае яхта лучше слушается руля и при необходимости можно остановиться. Если яхта стоит у причала носом по течению, то надо развернуть ее при помощи канатов (см. с. 181). Когда яхта ошвартована носом против течения, способ отхода определяется направлением ветра (в корму, в нос, отжимной или прижимной). Если ветер прижимной, отход под парусом может быть затруднен (см. справа внизу). Если отжимной ветер направлен в нос и способен наполнить грот, можно поднять сначала грот, затем отдать концы, освободив тем самым бак, и начинать подъем передних парусов. При отжимном ветре, дующем в корму, обычно отходят под одним стакселем, как показано на рисунке справа.
Направление ветра определило отход яхты от причала под стакселем (см. справа)
Отжимной ветер в нос
Поднимите грот. Отдайте швартовы. Когда яхта начнет дрейфовать, выберите грот, поднимите и выберите стаксель
Отжимной ветер в корму
Поднимите стаксель. Отдайте концы и выберете стаксель. На чистой воде разверните яхту носом против ветра, чтобы поднять грот
Яхту можно переставить к наружному бону, воспользовавшись завозным концом (А), или же завезти якорь и оттянуть к нему яхту (В)
ПОДХОД ПОД ДВИГАТЕЛЕМ
Планируя подход бортом к причалу, надо проинструктировать команду и, если это возможно, подойти сначала на малых оборотах двигателя, чтобы осмотреть место стоянки, условия швартовки и оценить относительную силу ветра и течения. Если вы идете под парусами, необходимо запустить двигатель заранее, чтобы убедиться в его исправности. Не забывайте, что можно использовать эффект заброса кормы при работе гребного винта, чтобы облегчить швартовку (см. с. 174).
При швартовке яхты с большой парусностью очень важны планирование и координация работы