Привычка и зависимость в чем разница
Чем отличается:: привычка и зависимость
Что такое привычка и зависимость? Можно ли поставить между ними знак равенства? Попробуем разобраться в этом вместе.
Заглянув в «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, находим такие определения данных понятий:
Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.
Зависимость – связанность явлений, предопределяющая их существование или сосуществование; обусловленность; подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы.
Привычка – регулярно повторяющееся поведение, ставшее нормой жизни. Зависимость – понятие более широкое. Помимо регулярно повторяющегося поведения она предполагает все больших и больших доз для достижение состояния комфорта. Невозможность осуществить желаемые действия способно вызывать душевный и (или) физический дискомфорт. Степень зависимости может быть различной: от непреодолимой физической тяги до легкого ощущения неловкости при лишении.
Предметом зависимости в принципе может стать что угодно или кто угодно, но наиболее часто встречаются следующие варианты:
3. Лекарства (транквилизаторы, снотворные, обезболивающие и др.).
6. Продукты, содержащие большое количество рафинированного сахара.
7. Продукты с повышенным содержанием соли.
9. Средства массовой информации, компьютер.
10. Работа (трудоголизм).
11. Эмоциональная зависимость (в т. ч. от кумира).
12. Спорт, системы оздоровления.
13. Религия (в том числе нетрадиционные вероучения и секты).
15. украшение тела (макияж, пирсинг) и другое.
В самом общем виде зависимости можно разделить на химические и информационные. Любая зависимость, начавшись как увлечение или привычка, может со временем превратиться в «одну, но пламенную страсть», стать средоточием всех устремлений человека. Вред, наносимый человеку его зависимостью, не всегда очевиден, особенно на первых стадиях. Но со временем он становится все заметнее. Химические зависимости разрушают тело человека, а информационные программируют его поведение, лишая человека внутренней свободы. И те, и другие в результате приводят к деградации, оттенки которой определяются характером человека и видом его пристрастия.
Переход привычки в зависимость не всегда осознается злоупотребляющим человеком. Здесь большую роль может сыграть семья, близкие люди. Так что если вы видите, что ему трудно обходиться без чего-то, что играет в его жизни все большую роль, пора сказать близкому человеку о его зависимом поведении и предложить ему помощь — свою, а возможно, и терапевтическую. Если он утверждает, что справится сам, дайте ему возможность сделать это. Через непродолжительное время (например, месяц) вы увидите, справляется он или нет. Если результаты ваших наблюдений окажутся печальны, укажите ему на них и вновь предложите помощь психолога или врача-психотерапевта.
Привычка и зависимость – в чём отличия?
Опубликовано Александр Белоус в 27.04.2019 27.04.2019
Как бы страшно это ни прозвучало, но факты говорят сами за себя: каждый третий житель нашей планеты имеет патологическую зависимость. Причём, зависеть сегодня человек может от чего угодно: от наркотических веществ и алкоголя до определённых звуков и картинок перед глазами.
Первым делом стоит понять – что такое зависимость. если обратиться к современным справочникам, то можно узнать, что любая зависимость – это явление навязчивой потребности в чём-либо, которая движет человеком в направлении определённой цели.
При этом не всегда зависимый от чего-то объект может трезво оценивать свои возможности, а при неудачных попытках достижения цели испытывает сильнейшие психические или даже физические страдания. О патологической зависимости можно говорить и в том случае, если действие, в котором испытывает потребность человек, не только не приносит пользу его организму и психике, но и действует на них разрушительно. К таким «неблагополучным» по отношению к здоровью человека считаются зависимость от алкоголя, табака, психотропных веществ, и, как ни странно, к еде и играм: азартным или компьютерным.
Если у вас есть необходимость разобраться с зависимостью, алкогольной или наркотической или любой другой — приезжайте на программу в наш центр реабилитации наркоманов «Поклонная гора». Мы сможем по доброму сопроводить вас на пути к трезвой и свободной от психоактивных веществ жизни.
Во всём виноват дофамин
В книге «Биология желания: Зависимость — не болезнь» Марк Льюис, американский нейробиолог с увлекательной биографией, объясняет, почему все виды зависимости — это в первую очередь привычки нашего мозга, которые мы разучились контролировать.
Марк Льюис
Спорная диагностика
Ещё по этой теме :
Благодаря открытиям медицины, мы в большинстве своём перестали думать о зависимых как просто о безответственных аморалах, безвольных тюфяках или поддавшихся страстям грешниках. Мы знаем, что длительное употребление наркотиков или алкоголя приводит к необратимым изменениям мозга. Слышали даже, что аналогичные изменения происходят при нехимических видах зависимости: от игр, еды, интернета, шоппинга. И готовы на вопрос о том, что такое зависимость, ответить — это болезнь.
У такого взгляда на зависимость есть немало плюсов. Самый главный — признав зависимость болезнью, мы гарантируем, что у зависимых будет право на помощь, поддержку и лечение. Кроме того, так легче добиться проведения новых исследований этого заболевания, разработки более совершенных лекарств. А на последних можно ещё и нехило заработать.
Есть, однако, очень серьёзный минус — признание себя беспомощной жертвой болезни мешает реабилитации пациента.
Льюис предлагает другой взгляд на зависимость, который сконцентрирован не на том, как зависимость поражает мозг, а, наоборот, на том, как мозг эту зависимость формирует.
Ужасы привычки
Самое прекрасное свойство нашего мозга — он пластичен, легко адаптируется к трудностям и изменяется, чтобы научить нас с ними справляться. Без постоянных и существенных изменений на клеточном уровне мозг функционировать не может. Эта изменчивость — причина, по которой человечество столь много достигло, она же — причина многих бед.
Большинство изменений происходят в двух структурах мозга, которые покрыты сетью так называемых «программируемых» клеток. Это кора больших полушарий и лимбическая система (миндалина, гиппокамп и полосатое тело).
Чтобы как-то сжиться с этими постоянными изменениями, мы вырабатываем «привычки». Речь идёт не только о каких-то вредных пристрастиях — в форме таких привычек усваиваются и культурные нормы, например правила поведения или сексуальные стереотипы; и даже черты характера, например подозрительность.
«Но когда эти паттерны поведения многократно активируются, формирующие нейронные пути начинают укрепляться, их детали прорабатываются и стабилизируются и, наконец, высекаются из камня (или хотя бы из плоти)», — пишет Льюис.
Именно так и формируется наша личность. Зависимость, по Льюису, — это такой же паттерн, заученный мозгом до мучительной привязанности. С каждым разом эта привычка укрепляется в нас всё больше, отказаться от неё становится всё сложнее. Дело не в слабой воле — просто мозг уже знает, как быстрее и эффективнее получить желаемое.
Что значит «желать»?
Ещё по этой теме :
Всё, что делает человек, преследует какую-то цель. Даже ничегонеделание — оно нужно для отдыха. Должностная обязанность формировать мотивацию в мозгу лежит на полосатом теле. Оно — центр контроля наших действий, и оно же сообщает нам о том, что цель достигнута. Например, вы получили удовольствие. Или расстроились.
Эти сигналы поступают с помощью дофамина — нейромедиатора, который направляется к полосатому телу из центра мозга. Дофамин стимулирует центр удовольствия, и чем его больше, тем сильнее тяга к объекту желания. Но почему от этой тяги так сложно избавиться, почему нельзя просто переключиться с неё на что-то другое? Здесь есть две проблемы. Первая — сиюминутная привлекательность объекта желания, при которой другие цели обесцениваются.
Проблема вторая — зависимость нарушает работу механизмов когнитивного контроля. Поначалу контролирующие функции находятся у префронтальной коры — она управляет нашими рассуждениями и интуицией, помогает приспособить опыт к новым реалиям. На ранних стадиях зависимости она находится в согласии с полосатым телом и посылает такие сигналы: «Мне это нравится, я получаю от этого удовольствие и буду продолжать, мне просто нужно себя контролировать». При развитии зависимости происходит рассогласование между этими двумя отделами мозга.
«Привычки освобождаются от контроля со стороны вышестоящего органа, поскольку полосатое тело больше не просит содействия и перестаёт посылать просьбы об участии префронтальной коры в принятии решений», — пишет Льюис.
Это приводит к автоматизации действий зависимого, направленных только и исключительно на достижение желаемого. То, что когда-то было импульсивным и приятным, стало компульсивным, навязчивым и болезненно необходимым. Тут уже не идёт речь о получении удовольствия — мозг делает всё для того, чтобы нужный паттерн просто был реализован, любой ценой и как можно быстрее.
Не заставлять, а мотивировать
В заключении книги Льюис размышляет о том, как наилучшим образом способствовать преодолению зависимости. Он выступает против принуждения, насилия и унифицирующих лечебных практик, при которых пациент должен просто строго следовать предписаниям врачей, а его мотивация и индивидуальные характеристики в расчёт не берутся.
Это может быть интересно :
По мнению Льюиса, в первую очередь зависимому нужно помочь сформировать образ будущего без зависимости и всячески этот образ поддерживать. Психотерапия или медитация, дружеские разговоры или собрания анонимных шопоголиков, длительный отпуск или временная изоляция — эффективность помощи больше зависит не от её характера, а от того времени, когда её предлагают. Максимально эффективно помочь можно, уловив тот момент, когда зависимый сам проявляет желание освободиться. Когда легче всего убедить человека в том, что зависимость — это не жуткое чудище, которое всё время нужно держать на цепи, а преодолеваемая стадия личностного развития, после перехода с которой будет только лучше.
Привычка или зависимость?
Эта статья предназначена всем, кто интересуется зависимостями.
Будет серия статей на эту тему.
Я столкнулась с интересным феноменом, некоторые люди считают себя зависимыми, не являясь таковыми.
Т.е. человек много пьёт, очень много, и у него проявилась тяга. Он испугался, что у него алкоголизм, и обратился ко мне.
Давайте разберёмся, кто является зависимым, а кто приобрёл привычку.
Тест очень простой. Вы считаете себя зависимым от … Допустим.
Убираете … из своей жизни совсем. Например, алкоголь. Вы пили много и часто, по поводу и без, с горя и радости, при любой возможности и обстоятельствах. Вдруг осознав, что слишком много пьёте, и алкоголь мешает. Убирайте!
Возможно, это не просто, возможно, нужна психо-коррекция, группы самопомощи, поддержка близких, сеансы релаксации, изменение образа жизни в целом, смена обстановки и т.д.
Не важно, что вы попробуете бросить, но это тестирование даст вам точную картину происходящего.
Дальше вы наблюдаете за собой. Как вы себя ощущаете?
Если после отказа от алкоголя или другого вещества ваша жизнь стала невыносимой, вы сходите с ума от напряжения, негодования, злости, агрессии, страха и других тяжело проживаемых чувств. Вы зависимы! Это не плохо и не хорошо. Это просто очередной факт и знание о вас. Так же, как и при понимании любого диагноза, вам просто необходимо будет выбрать план исцеления, и всё! Пока вы находитесь в процессе выздоровления, вы совершенно свободны от зависимости. Живите и наслаждайтесь, сколько вам отмерено.
Я сделаю небольшое пояснение. Алкоголизм, как и любая зависимость — это смертельное, неизлечимое, прогрессирующее многофакторное заболевание, поражающее все сферы жизни человека: материальную, социальную и духовную.
Неизлечимость зависимости заключается в том, что любой срок воздержания от употребления не исцеляет, от слова — никогда! Сколько бы лет не прошло в чистоте или трезвости, если начать употреблять, то вы моментально вернётесь в систему.
Прогрессирующее — очень жаль, но это факт. Чем дальше, тем хуже. Если вы не употребляли 10 лет, стоит начать, и вы будете в гораздо худшем состоянии, чем до того, как расстались с веществом, причём очень быстро. Иногда хватает несколько дней для полного самоуничтожения.
Всё это факты научно обоснованные, т.е. доказаны. Я в следующих статьях буду более подробно останавливаться на каждом пункте этой статьи отдельно.
Этот тест может сделать любой человек и по любой зависимости. Если вам стало легче, когда вы отказались от вещества, значит, вы не зависимы, и ваше употребление просто привычка. Стоит напомнить, что, если долго находиться в употреблении, зависимость вырабатывается, т.е. ваша привычка станет зависимостью. От привычки можно избавиться за 21 день, от зависимости невозможно избавиться вообще, но можно продолжать жить и жить более счастливой жизнью, чем в употреблении.
Всем огромное спасибо за интерес и подписки! Люблю жизнь.
TeaTerra
Привычки и зависимости
Радио Пуэр FM. Выпуск 67
Говорим о том, вызывает ли чай зависимость; о том, чем зависимость отличается от привычки, и о том, как сказываются привычки на восприятии чая; о том, чем отличается физическая зависимость от психологической; о том, какие побочные эффекты может вызвать употребление чая без соблюдения должной техники безопасности.
https://www.tea-terra.ru/wp-content/uploads/mp3/puerfm_067.mp3
Ну, прежде всего, что такое синдром зависимости вообще? Это сочетание физиологических, поведенческих и умственных явлений, при которых употребление психоактивного вещества – или совершение определенных действий — начинает занимать первое место в системе ценностей человека. Первое! В ущерб всем остальным ценностям и потребностям. Вы когда-нибудь встречали такое у любителей чая? Лично я – нет!
Зависимость бывает физическая и психологическая, и это совешенно разные вещи, но об этом я скажу чуть позже.
В отличие от зависимости, привычка – это просто устойчивая модель поведения, какое-либо действие, автоматически совершаемое одним и тем же образом. Зависимость – это патологическое, болезненное состояние (хотя сам зависимый может и не оценивать его критически), а привычка – явление естественное, это здоровый психологический механизм, позволяющий сэкономить ресурсы – внимание и эмоции – на повторяющихся действиях. Привычки не затрагивают ни эмоциональную сферу, ни уж тем более физиологию. При нарушении привычной схемы действий человек может испытать растерянность и лёгкий дискомфорт, а, может, наоборот, небольшое воодушевление из-за избавления от рутины, но в целом привычные действия вызывают немного эмоций: удовольствие от приятного занятия притупляется, когда оно входит в привычку, потому что удовольствие требует включенности и новизны, зато и неприятное дело чем привычнее, тем терпимее. В этом и состоит смысл привычек – в сглаживании переживаний и экономии душевных сил. Эту природную способность иногда пытаются использовать в благих целях, вырабатывая у себя «полезные» привычки. Вы можете встретить рекомендации относительно того, сколько дней подряд нужно повторять что-нибудь, чтобы запрограммировать себя, как робота. А лично я считаю, что современные люди и так слишком мало задумываются над тем, что делают, и их жизнь и так слишком однообразна.
Чай, в некотором роде, выступает в качестве врага привычек как раз потому, что мягко предлагает человеку включиться в то, что с ним происходит, обратить на это внимание, задуматься над этим, снова стать живым непредсказуемым существом, а не машиной, выполняющей программу. Впрочем, бояться привычек и изо всех сил пытаться от них избавиться тоже вряд ли стоит.
В обращении с чаем тоже, конечно же, формируются привычки, как хорошие, так и дурные. В семье моих родителей и в семьях моих бабушек и дедушек было принято каждый приём пищи завершать питьём чая. Плюс чай могли пить и просто так и, следовательно, чай пили четыре-пять раз в день. И мне до сих пор трудно уяснить, что многие люди пьют чай раз в день или вообще не каждый день. Хотя проникнуться хорошим чаем иногда бывает легче тому, кто вообще не употреблял чая, чем тому, кто привык видеть в нем бытовой продукт, горячее питьё для запивания сладостей и только. При этом привычка пить чай с сахаром, с выпечкой или со сладостями, которая, конечно, мешает ощутить и оценить вкус хорошего чая, не так уж крепка, а вот привычка не обращать на чай внимание, не считать его чем-то заслуживающим внимания – это реальная проблема. И, к сожалению, некоторые заведения, позиционирующие себя как чайные, этой привычке потворствуют, используя чай только как фон для «позитивного общения». И к нам на чаепития регулярно приходят люди с намерением пообщаться или обсудить новости, и они просто не способны понять, что на дегустации чая, в первую очередь, дегустируют чай, а не болтают о том о сём. Мы, в свою очередь, формируем у наших гостей привычку замечать чай, его вкус, аромат и действие, и полностью на них сосредоточившись, и во время непринуждённого общения.
А еще у многих соотечественников есть привычка пить только плохой и только красный чай, очень разбавленный и очень помалу, поэтому им бывает сложно оценить качественный китайский чай – слишком уж он не похож на то, что они привыкли называть чаем. Но, к счастью, эту привычку легко изменить. Кстати, привычка обходиться мизерным количеством жидкости, держа организм на грани обезвоживания – очень странная вещь. Вроде бы живём не в пустыне и не среди ядовитых болот, но, сколько бы ни расшибались в лепешку диетологи и валеологи, твердящие о том, что выпивать надо не менее 2-2,5 л жидкости в сутки, и о том, как это важно для замедления старения, для профилактики опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой системы и почек и т.д., многие россияне пьют воду только в разгар жары. О чае часто говорят как об источнике разных полезных веществ, и я не раз указывал на то, что это не стоит воспринимать слишком серьезно, но в условиях водно-солевой безграмотности, я бы сказал, водобоязни чай действительно становится ценным источником воды, и пользу от этого трудно переоценить.
Давайте теперь поговорим о более мрачных вещах – о зависимости как таковой. Итак, она бывает двух видов. Во-первых – физическая, то есть зависимость собственно от вещества. Далеко не каждое психоактивное вещество способно вызвать физическую зависимость. Физическую зависимость вызывают опиаты, барбитураты, бензодиазепины, некоторые антидепрессанты. И алкоголь, но только на самых поздних стадиях алкоголизма. Алкогольная зависимость – в основном, психологическая.
Есть ли какие-то из этих веществ в чае? Нет. В чае есть вещества, влияющие на физиологическое и эмоциональное состояние человека – кофеин и другие алкалоиды, аминокислота L-теанин и т.д., но вызвать физическую зависимость они не способны. По крайней мере, в тех дозах, которые можно, хотя бы теоретически, из чая извлечь.
Что характерно для физической зависимости? Возрастание толерантности к этим веществам и синдром отмены, то есть ухудшение физического состояния при прекращении их приема. То есть, допустим, повышение или, наоборот, резкое падение артериального давления. А не просто скука и тоска без любимой таблетки. А возрастание толерантности означает, что для достижения такого же эффекта, как раньше, требуются всё бОльшие и бОльшие дозы вещества. Видели такое у любителей чая? Видели, чтобы у кого-нибудь тряслись руки, пока ему пуэра не нальют? Или чтобы человек полгода назад два литра чая в день выпивал, а теперь – восемь? Я вот как-то нет. А вот обратное, кстати, иногда встречается: некоторые люди с течением времени начинают пить чай всё реже и во всё меньших количествах, потому что даже от одной чашки чая получают слишком много впечатлений. То есть, толерантность, наоборот, снижается, и усиливается чувствительность.
Надо сказать, что это явление меня тоже не радует, особенно когда это преподносится как признак духовного развития: «он занимается цигуном, у него такая высокая чувствительность, он красный чай не может пить, только зеленый», «а она уже очень давно занимается йогой и вообще никакой чай не пьет». По-моему, это какой-то чисто воронежский эзотерический снобизм – в Москве, например, упоминание об этом обычно вызывает недоумение: московские йоги и буддисты чая не чураются, чайные клубы, объединенные с центрами йоги – обычное явление. И если рассудить здраво: возьмем, например, цигун – что это такое? Это работа с энергией в широком смысле этого слова, причём работа искусная, мастерская. Человек, который умеет работать с энергией мастерски, должен иметь больше возможностей, чем обычный человек, так ведь?
А мы что видим? Обычный человек пьёт красный чай с удовольствием и пользой для себя, а типа мастеру цигуна от красного чая становится плохо. Это всё равно, как если бы спортсмен не мог подняться на третий этаж по лестнице. И все говорили бы: «о, какой продвинутый спортсмен, уже по лестнице не может ходить!» А по-моему, это не спортсмен, а инвалид какой-то! А развитие чувствительности – это, конечно, отличная вещь, но если оно не сопровождается развитием устойчивости, и так называемого «мастера» напрочь выводят из равновесия даже безобидные, лёгкие воздействия – это и грустно, и смешно.
Итак, физической зависимости чай не вызывает. Но воздействие качественного чая на физиологическое состояние налицо. Он может и согреть в холодную погоду, и подарить свежесть в жару, и весьма заметно расслабить, и взбодрить. Людям, пьющим хороший живой чай редко, после вечернего чаепития иногда бывает трудно заснуть. Но если пить качественный чай регулярно, то таких проблем не возникает – наоборот, после чая и засыпается легко, и спится крепче и приятнее. И наоборот: если человек пьёт помногу достаточно крепкого хорошего чая, а в какой-нибудь день вдруг не пьёт его вовсе, то он может почувствовать себя чуть более вялым и сонливым, чем обычно. Но ещё всего лишь день-два без чая, и самочувствие нормализуется. Организм очень быстро, в течение дней, максимум – недель, и без каких-либо последствий адаптируется и к высоким дозам кофеина извне, и к полному его отсутствию. Так что положительное влияние чая на работоспособность несколько преувеличено, а уж про запугивание ужасами кофеина и говорить нечего – это откровенная чушь, легко опровергаемая элементарным житейским опытом. Сенегальцы с их специфическими чайными традициями потребляют колоссальное количество кофеина, и ничего – прекрасно себе живут.
Небольшие, безопасные воздействия, слегка выводящие сердечно-сосудистую и нервную систему из равновесия, заставляющие менять режим их работы, даже полезны – они их тренируют. Кофеин чая, усиливающий сердечную деятельность и тонус нервной системы – в какой-то мере, суррогат небольшой физической нагрузки (хотя, конечно, рассчитывать на заметное сжигание калорий и на рост бицепсов в ходе чаепития не стоит. По крайней мере, если ваша чайная утварь обычного веса))).
Но бывает и так, что воздействие чая превышает возможности адаптации. Обычно это случается при несоблюдении техники безопасности: десять чайных запретов, о которых мы говорили в выпуске № 4, не зря придуманы. Если выпить много довольно крепкого чая, обычно не один чай, а несколько подряд, то есть в общей сложности более литра, на пустой желудок, особенно в плохом самочувствии или не выспавшись, то иногда можно почувствовать слабость, головокружение, легкую тошноту, головную боль. Это очень похоже на симптомы гипогликемии – снижения уровня глюкозы в крови. И решается эта проблема очень легко: достаточно съесть что-то сладкое или мучное – сахар, сладкую конфету, даже просто кусочек хлеба, и состояние уже через несколько минут приходит в норму.
Раз уж речь зашла о возможных побочных эффектах от чая, напомню, что некоторые виды чая оказывают раздражающее действие на слизистую желудка, в первую очередь это касается зеленых чаев и молодых шен пуэров из плантационного сырья. Если человек не страдает гастритом с повышенной кислотностью желудочного сока, то это действие может им никак не ощущаться – до поры до времени. Но если такими чаями планомерно злоупотреблять, то есть пить их помногу на пустой желудок, то здоровье этого желудка можно испортить.
Вернемся теперь к зависимости. Зависимость бывает не только физической. Есть еще психологическая зависимость. Это явление несколько более сложное, и провести тут однозначную грань между нормой и патологией не всегда легко. Если физическая зависимость связана с непосредственным воздействием наркотического вещества на нервную систему и метаболизм, то в случае психологической зависимости ключевую роль играет удовольствие. Эмоции здесь выступают, так сказать, в качестве посредника между поведением человека и объектом зависимости. Поэтому психологическая зависимость возможна не только от наркотического вещества, но и от какого-либо занятия – существует, например, игровая зависимость и интернет-зависимость. Запускающийся внутри процесс имеет схожие черты, даже когда объекты зависимости противоположны – например, при пищевой зависимости и при психологической анорексии, злокачественном голодании сдвиги в гормональном статусе и электрической активности мозга практически идентичны. Конечно, нельзя сказать, что объект вообще неважен, но предрасположенность тут играет большую роль. Причины предрасположенности ищут в генетической сфере, и, возможно, когда-нибудь психологическую зависимость можно будет излечить с помощью генной инженерии. Пока же преобладает мнение, что в полной мере излечить зависимость нельзя, но можно изменить ее направление, заменить один объект другим. Именно на этом основаны программы реабилитации наркоманов с помощью спорта, труда и творчества.
Все вы, наверно, очно или заочно сталкивались с таким явлением, как «чайные пьяницы», и обращали внимание на то, что многие участники этого движения употребляли наркотики или злоупотребляли алкоголем, а также на то, насколько отличается их восприятие чая и их любовь к чаю, их мотивации от того, что мы встречаем в среде трезвых адептов чайной культуры. Они могут пить тот же самый чай, что и мы, но преследуют при этом совершенно иные цели. Если чай спасет кому-то из них жизнь и судьбу – наверно, это хорошо, но мне очень не нравится, когда о чае и о культуре чая начинают судить по таким его любителям.
Даже когда такая реабилитация завершается успехом, подлинное исцеление в результате не наступает – у человека всё равно остается аномальная, неадекватная тяга к чему-то одному в ущерб всем остальным потребностям. Просто теперь его зависимость менее вредна для здоровья и менее социально опасна. Есть даже социально одобряемая зависимость – трудовая. Речь не о добросовестном и страстном отношении к любимой работе, а о состоянии, когда только на работе человек способен достичь относительного психологического комфорта, а любое другое занятие дискомфортно и болезненно, когда работа вытесняет все остальные сферы жизни, и во всём остальном человек явно и глубоко ущербен. При этом и в профессиональной области он вовсе не обязательно успешен, и работа не приносит ему заметного удовольствия, а просто успокаивает. Это очень характерная черта психологической зависимости вообще – когда тяга к объекту вызвана не удовольствием, испытываемым от него, а стремлением избежать негативных эмоций и опустошенности при его отсутствии.
На тему аддиктивного поведения существует множество исследований и монографий, и в моих дилетантских рассуждениях нет особой нужды. Но я всё же скажу, что для здоровья и развития важна как способность испытывать эмоции, так и заземлять, впитывать, усваивать их. И, как мне кажется, толчком к развитию зависимости часто становится момент, когда человек встречается с бОльшим удовольствием, чем ему по силам на данный момент, когда поток адреналина и эндорфинов буквально накрывает его с головой. Если вы пообщаетесь с людьми, увлечение которых приняло черты болезненной зависимости – например, с религиозными сектантами – то увидите, что почти в каждой личной истории таких людей фигурирует то или иное масштабное приятное переживание.
При этом в самом удовольствии нет ничего плохого. Удовольствие – это стержень, ось всей человеческой цивилизации. Именно удовольствие от познания и открытия нового, удовольствие от создания красоты, удовольствие от преодоления собственных пределов, наконец, тяга к элементарному комфорту – всё это вознесло человечество на нынешнюю высоту. Можно сказать, что и в жизни каждого отдельного человека многое определяется тем, от чего он научился и привык получать удовольствие. Одни умеют получать удовольствие от хорошо выполненного дела, а другие – только от того, чтобы свалить дело на кого-то другого. Одни умеют испытывать удовольствие от того, что другим хорошо, а другие – от того, что другим хуже, чем им. И это совершенно разная жизнь.
Но когда человек сталкивается с превосходящим его возможности удовольствием, причём связанным с каким-то определённым объектом, без которого он не может ничего сравнимого с этим удовольствием испытать, в гармоничной системе целостного человеческого существа случается сбой, и сбой этот комплексный: не только в эмоциональной сфере возникает дисбаланс с нарастающим преобладанием негативных состояний, но и поведение человек отчасти перестает контролировать, и даже его физическое состояние изменяется в связи с наличием или отсутствием доступа к объекту зависимости. Всем этим зависимость отличается, например, от страстной увлечённости новым хобби, ради которого человек может временно забросить другие дела.
Мне думается, что определенную роль тут играет инфантильно-потребительское отношение к своей жизни, когда человек хочет только получать удовольствие, но не создавать его самостоятельно и делиться удовольствием с другими. Но это всё равно не дает ответа на вопрос, как решить эту проблему.
Имеет ли всё это какое-то отношение к чаю? Увлечённость чаем, безусловно, возможна, и мы наблюдаем множество ее примеров повсюду. Однако увлечение чаем не разрушает жизнь и не сокращает возможности развития (ну разве что финансовые))). У увлечённых чаем людей преобладают положительные эмоции, более того, очень часто любители чая начинают находить все новые источники наслаждения в самых разных вещах и занятиях, спектр их интересов не сужается, а, наоборот, расширяется. Чайные люди обычно сохраняют контроль над своим поведением. Не всегда, конечно – когда речь о последнем блине любимого шена или о килограмме любимого дяньхуна, какое уж тут может быть адекватное поведение))) Но, по крайней мере, сохраняется ирония и критика к своему состоянию.
Но мне встречались люди, которые говорили о том, что через некоторое время после знакомства с чайной культурой им стало недоставать чая, что без чая они стали ощущать беспокойство, дискомфорт и желание побыстрее снова погрузиться в благостное чайное состояние. Правда, потом это проходило. Но на мой взгляд, это свидетельство некой эмоциональной уязвимости, указание на то, что есть риск, что личность может и не справиться со сменой состояний.
Однако, такое бывает, по-видимому, очень редко. И это очень интересный вопрос – почему. Ведь качественный чай способен подарить весьма серьезные и глубокие приятные переживания. Если вы поговорите с чайными людьми о том, как они докатились до жизни такой, в большинстве случаев вы услышите какую-нибудь трогательную, почти волшебную или вовсе волшебную историю, с которой всё началось. Но почему-то это не перерастает в болезненную, разрушительную зависимость.
Может быть, дело тут в том, что удовольствие от чая растёт строго вместе с внимательностью, с глубиной и ясностью взора того, кто его пьёт, и этой внимательностью оно питается. Оно не даётся авансом, оно, как и само чайное растение, растет медленно и неуклонно, и ты растёшь вместе и вровень с ним.
А может быть – в том, что удовольствие от чая совершенно не воспринимается как что-то внешнее, как что-то такое, что ты получаешь со стороны. Наоборот, оно раскрывается изнутри, делая для тебя яснее твою ответственность за собственную жизнь, ясно показывая, что ты и есть источник твоих удовольствий, а не чай и не что-то другое.
Так что в какой-то мере чай может послужить настоящим лекарством от зависимостей и от склонностей к ним – меняя представление человека о самом себе, давая возможность увидеть в себе больше. Когда пьешь чай три или четыре часа, и можно выпить ещё один, и это счастье, а можно и не пить, и это тоже счастье, а может быть, сделал всего один глоток, и все уже произошло, и ты сидишь в самом центре мира, который вместе со всеми людьми, птицами и облаками медленно вращается вокруг тебя, или, скорее, это птицы пролетают внутри тебя, и облака проплывают внутри тебя, и люди обитают внутри тебя… как тут можно от чего-то зависеть? Или не зависеть?