Приволь зеленых лех что это
Стихотворение и анализ «Гой ты, Русь, моя родная…»
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Краткое содержание
А. Мельников. В деревне. 2017
Стихотворение написано от первого лица с намёком на автобиографичность. Лирический герой любуется видом, открывающимся перед его взором в деревне. Самое первое, на что он обращает внимание – это образа в ризах. Такие образа являются не просто неотъемлемым элементом русского интерьера, а деталями, указывающими на ключевое значение религии для русского человека. Герой выражает восторг бескрайними просторами, наслаждаясь их синью. Он уверяет, что никогда не променяет свою родину даже на настоящий рай.
История создания
Произведение, посвящённое своей стране, Есенин написал в 1914 г. К этому времени он уже покинул родное село, переехав в город. Молодой поэт сильно скучал по отчему дому, находя сомнительное утешение в алкоголе. Вдали от родных, он согревал свою душу воспоминаниями о малой родине. Идея произведения была навеяна Есенину атмосферой тех лет. Отношения между странами достигли высокой степени накала: это было время, предшествующее Первой Мировой войне. Повсеместно звучали патриотические разговоры: поэт пылко реагировал на них. Всё это находило живой отклик в его сердце.
Жанр, направление, размер
По жанру это лирическое стихотворение. Автор испытывал сильные эмоциональные переживания о судьбе родины, поэтому смог столь убедительно передать их читателям. Произведение написано в рамках литературного направления – имажинизма, пришедшего на смену футуризму. Имажинизм провозглашал метафору основным художественным средством изобразительности. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей: он позволяет создавать оживлённое настроение и ритм.
Композиция
Это произведение нельзя поделить на смысловые части по причине того, что все эмоции и переживания представляют собой единый, целостный монолог лирического героя. Можно выделить лишь последнее четверостишие: в нём поэт отходит от описания пейзажа и даёт волю эмоциям. Формальная организация столь же простая, как и смысловая: произведение состоит из пяти катренов.
Образы и символы
В произведении представлены образы, раскрывающие его тематику:
Также в произведении представлены иные образы природы: тополей, которые чахнут «звонно»; запахи яблочные и медовые, а также «стяжки», «серёжки» и пр. Все эти образы помогают перенести читателей в созданную поэтом местность.
Темы и настроение
В произведении подняты две важных темы:
Настроение стихотворения весёлое, бойкое. Родная земля вдохновляет поэта и успокаивает: он абсолютно счастлив.
Основная идея
Основная мысль произведения заключена в идее патриотизма. Но слово «патриот» в отношении лирического героя во многом неуместно. Есенин хочет лишь передать настроение, которое чувствует сам, когда вспоминает об отчем доме. Ключевая мысль является отражением поэтического кредо автора: он называет себя крестьянским поэтом, тем самым прочно связывая свою поэзию с малой родиной.
Средства выразительности
В стихотворении автор использовал такие средства выразительности, с помощью которых ему удалось создать панорамное полотно родного края:
Что означает «приволь зеленых лех»? Как понять?
В стихотворении Есенина «Гой ты, Русь, моя родная. «:
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
по простору зеленых лугов или простору зеленых полевых полос
писал К.Г. Паустовский.
Эти картины навевают легкую грусть, покой и далекую, словно в тумане, надежду.
В стихотворении Н. Рубцова «В осеннем лесу» герой и мир, его окружающий, предстают перед нами как единое целое:
Особенно значимыми представляются заключительные строчки, которые выражают особую близость человека к природе. Слияние с ней символизирует возрождение и очищение.
Рисуя картины природы, поэты используют все изобразительно-выраз ительные возможности художественного слова. Например, в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали. » в описании чувств героя, который едет по ночной степи, использованы эпитеты, метафоры, олицетворения.
Эпитеты «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая навек» придают произведению особенную музыкальность. Метафора «юность русских деревень» подчеркивает веселье, задор, которые окружают лирического героя, когда тот возвращается на свою малую родину.
Изображая рыдание бубенцов, звон осины на морозе, поэт вызывает у нас восхищение русской зимой, ее особым, неповторимым образом.
Расул Гамзатович Гамзатов Народный поэт Дагестанской АССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, герой Социалистического труда, советский известный поэт, прозаик и переводчик, участник Великой Отечественной войны, где и вступил в партию коммунистов. Родился в 1923 году, умер в 2003-м. Мне пришлось его один раз видеть и слышать, когда он приезжал в станицу Вёшенскую к М. А. Шолохову. Расул Гамзатов был и известным общественным деятелем-депутатом Верховных Советов Дагестана, РСФСР и СССР, членом других высоких властных органов и общественных организаций, в том числе международных. Стихи писать начал очень рано в 1932 году, а в 1937 году уже начал печататься в областной газете «Большевик». Первая книга его стихов вышла на аварском языке в 1943 году. Благодаря его переводам на аварский язык произведений Великих русских поэтов: Пушкина, Маяковского, Есенина, Лермонтова и других, народы Дагестана глубже познакомились с их творчеством. Гамзатов награжден и высшим орденом России Андрея Первозванного, на его стихи написано много известных песен. В коротком ответе на вопрос невозможно все рассказать об этом замечательном поэте, писателе, общественном деятеле и просто очень хорошем человеку, я-потомок донских казаков горжусь, что был его современником.
В отличие от Сальери Моцарт показан талантливым, добродушным, весёлым, с чувством юмора, создающим «глубокие и стройные» произведения, исходящие от души.
холодного рационализма и органического свободного творчества.
Связывая музыку и поэтическое слово, он создавал зрительные образы. Кроме Моцарта с благоговением слушал Чайковского, Баха, Шуберта Генделя.
Благодаря ему в литературе и поэзии возродилась стихия моцартианства в 50-х годах.
Многие современные поэты обращаются к образу Моцарта.
«В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.» Сергей Есенин
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Сергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».
Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Сергей Александрович Есенин является великим русским поэтом. Большая часть его трудов — это новокрестьянская поэзия, лирика. Позднее творчество относится к ижиманизму, так как в нем прослеживается много использованных образов, метафор.
Дата рождения литературного гения — 21 сентября 1895 года. Родом он из Рязанской губернии, села Константиновка (Кузьминская волость). Поэтому многие произведения посвящены любви к Руси, есть много новокрестьянской лирики. Финансовое состояние семьи будущего поэта нельзя было назвать даже терпимым, так как его родители были достаточно бедными.
Его отец с 12 лет служил в Москве в лавке, бывая в деревне, даже после женитьбы, только наездами. Ранние годы (1899-1904) Сергей Есенин провел у деда и бабушки по матери — Федора и Наталии Титовых.
В 1904 году Сергей поступил в Константиновское четырехклассное училище, которое с отличием окончил в 1909 году.
В 1912 году окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу по специальности «учитель школы грамоты».
Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина в 1912-1914 годах. В этот период поэт примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.
ТВОРЧЕСТВО
Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.
Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:
Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».
Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:
Сергей Есенин и Царская семья
Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (на переднем плане) среди персонала Полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. Фото. 7 июня 1916 г. Черновцы Фотограф А. М. Функ
22 июня 1916 года в офицерском лазарете № 17 состоялся концерт в честь тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и Великой Княжны Марии Николаевны. На концерте, как считает большинство мемуаристов, присутствовала Императрица Александра Федоровна с дочерьми. Вели концерт Сергей Есенин и Владимир Сладкопевцев. В концерте принимал участие знаменитый оркестр балалаечников под управлением Василия Андреева. Есенин одет был в голубую рубаху, плисовые шаровары и желтые сапоги. Он читал приветствие, а затем стихотворение, озаглавленное «Царевнам» (в дальнейшем заглавие было снято), оригинал которого был обнаружен в тридцатых годах сотрудником детскосельских дворцов-музеев А.И. Иконниковым в архиве Александровского дворца.
Стихотворение было написано чуть ли не золотом, славянской вязью на листе плотной бумаги, по периметру которого художником Гореловым акварелью выполнен орнамент в стиле конца 17 века. Лист был помещен в папку, обложенную великолепной золотой парчой. Вот полный текст стихотворения с листа, записанный А.И. Иконниковым :
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Березки белые горят в своих вещах,
Приветствует мой стих младых Царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шел страдать за нас
Протягивают Царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Все ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
(19-22.VII.1916 С. Есенин)
Можно только удивляться прозорливым предвидением Сергея Есенина трагической гибели «младших царевен», за которых он просил помолиться «святую Магдалину» (22 июля — день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины).
Дочери Александры Федоровны княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия.
Императрица Александра Федоровна
Творчество
В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.
Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:
Поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.
Основная же тематика его произведений – это Родина, любовь к ней, революция, место человека в этой жизни, а также любовь, природа и русские пейзажи.
Чтобы познакомиться с многогранными стихами Сергея Есенина, приглашаем Вас к прочтению ниже лучших работ поэта:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Гой ты Русь моя, родная — отрывок из фильма «Есенин»
Ты жива еще, моя старушка?
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Новое в блогах
Гой ты Русь моя роднаяСергей Есенин
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
*
Песню на стихи Есенина сочинила и исполнила Женя Мироенко из Орска.
Лауреат последнего фестиваля авторской песни «Бабье лето».
11 октября исполнила её на турнире поэтов в Орске.
О стихотворении, интересно почитать сочинение, раскрывающее содержание:
Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.
Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не может пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонно чахнут тополя».
Приволь зеленых лех что это
1.1.2. Какое значение в данной сцене имеют ремарки?
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют диалектные и разговорные слова (например, «стёжка», «лехи», «видать»)?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.
Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
Здорово, Чацкий, брат!
Платон любезный, славно,
Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.
Московский житель и женат.
Забыт шум лагерный, товарищи и братья?
Нет, есть таки занятья:
На флейте я твержу дуэт
Что твердил назад тому пять лет?
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
От скуки! как? уж ты ей платишь дань?
Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,
Которых нет теперь; к ученьям и смотрам,
К манежу. иногда скучает по утрам.
А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?
В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?
Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.
Здоровьем слаб! Давно ли?
Все рюматизм 1 и головные боли.
Движенья более. В деревню, в тёплый край.
Будь чаще на коне. Деревня летом — рай.
Платон Михайлыч город любит,
Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
Москву и город. Ты чудак!
Да, брат, теперь не так.
Здесь так свежо, что мочи нет,
Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.
Теперь, брат, я не тот.
Мой милый, застегнись скорей.
Платон Михайлович (хладнокровно)
Да отойди подальше от дверей,
Сквозной там ветер дует сзади!
Теперь, брат, я не тот.
Мой ангел, Бога ради
От двери дальше отойди.
Платон Михайлович (глаза к небу)
Уж точно, стал не тот в короткое ты время;
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.
Платон Михайлович (со вздохом)
Эх! братец! славное тогда житьё-то было.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.−1.2.2.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом 1
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
2 Борозд; обмежков пашни, межей.
1.1.1. Почему данная сцена важна для понимания характера и предыстории Чацкого?
1.2.1. Какой видит свою родину лирический герой стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная. »?
1.1.1. В сцене встречи с прежним приятелем Платоном Михайловичем штрихами обрисована жизнь героя до начала действия пьесы. Мы узнаем, что Чацкий был военным, резвость и бесстрашие его подчеркиваются словами, обращенными к старому приятелю:
Забыт шум лагерный, товарищи и братья.
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце;
Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.
Этот факт из биографии Чацкого подтверждает, что Чацкий, представший перед нами в комедии, не праздный человек, не видевший ничего на своем веку, а лишь разглагольствующий о высоких материях. Потому он и воспринимается как трагический герой, не понятый обществом, хотя знающий о том, что говорит, на собственном опыте.
1.1.2. Ремарка (в литер.) — (от франц. remarque — замечание, примечание) — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования, разъяснение, содержащее краткую или подробную характеристику драматург. действия, бытовых деталей, внешнего вида персонажей… В приведенном отрывке авторские ремарки очень значимы для раскрытия характеров героя, оценки их в конкретной ситуации. Так, характеризуя поведение Платона Михайловича, Грибоедовым сделаны пометки: когда он отвечает жене — он говорит то «хладнокровно», то поднимая «глаза к небу», как бы показывая свою усталость от замечаний жены и смирение с собственной участью. Когда Чацкий резюмирует, что друг уж стал «не тот», Платон Михайлович подтверждает эти слова своим вздохом. Таким образом, ремарки, безусловно, важны в раскрытии содержания пьесы.
1.2.2. Диалектные и разговорный слова относятся к лексическим средствам речевой выразительности. В стихотворении Есенина они помогают воссоздать образ Родины поэта. Есенин близок деревне с ее низенькими околицами и хатами. Поэтому естественно, что для воссоздания колорита в описании используются разговорные и диалектные слова: гой ты, хаты, околицы, корогодом, приволь и другие.