Приведите три довода подтверждающих что личность проявляет активность в процессе социализации
Приведите три довода подтверждающих что личность проявляет активность в процессе социализации
Пронина Анжелика Николаевна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
К вопросу о роли активности в процессе социализации-индивидуализации личности.
Изучение активности личности сложилось в рамках субъект-субъектного подхода к социализации, согласно которому растущая личность признаётся непассивным участником процесса. Этот подход отражён во многих социально-педагогических исследованиях. Одним из первых на активность индивида в процессе социализации обратил создатель направления символического интеракционизма Дж.Г. Мид. По Дж. Г. Миду, активная роль самого человека в процессе социализации связана с тем, что и общество, и социального индивида конституирует (в данном случае – формирует основы) совокупность межиндивидуальных взаимодействий. Социальный индивид является источником движения и развития общества».
Принцип субъектности личности учитывается и большинством отечественных специалистов (Г.М. Андреевой, У. Бронфенбреннера, И.С. Кона, А.В. Мудрика) в предлагаемых ими дефинициях социализации. В частности, И.С. Кон отмечает: «социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм». Взгляд И.С. Кона на социализацию отличает неизменное акцентирование активной позиции человека в ходе социализации. Социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности». У А.А. Реана «личность – это не только социальный индивид, но и активный субъект социального развития, и не менее важный субъект саморазвития. Важно не просто говорить об усвоении индивидом социального опыта, но необходимо рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации. Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений».
В интерпретации А.В. Мудрика понятия «социализации» подчёркивается прямая взаимосвязь и направленность социализации на индивидуальное, автономное развитие и саморазвитие человека. Для решения возрастных задач человек более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). В социальное вплетено индивидуальное» [7].
Таким образом, в субъект-субъектном подходе к понятию социализации через обозначение активности личности прослеживается самостоятельная попытка и стремление человека к собственному, индивидуальному развитию, что отражает процесс индивидуализации. Мы считаем, что активность является связующим звеном социализации-индивидуализации личности.
Выявление роли активности в процессе социализации-индивидуализации следует рассматривать в русле психологии субъекта, которая изучает причины, процессы, факторы становления человека как субъекта.
Субъект – это человек, люди на высшем (индивидуализировано для каждого из них) уровне активности, целостности (системности), автономности и т.д.
Как известно, категория субъекта является общефилософской и раскрывает качество активности человека, выявляет его место и роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию.
Ещё в идеалистической философии понятие субъекта указывало на источник активности. Согласно Гегелю, активность имманентна субъекту. Фактически же – наоборот – субъект организует (реорганизует, направляет и т.д.) активность.
В.А. Петровский рассматривал активность в качестве главной характеристики субъекта. Активность – присущая субъекту самостоятельная форма движения, воспроизводящая и расширяющая его способность к деятельности в предметной среде. Согласно концепции активной личности А.Ф. Лазурского, активность – есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и мера воздействия на среду. По В.С. Мерлину «личность характеризует человека как субъекта, активно преобразующего действительность..» [8].
К.А. Альбуханова- C лавская подчёркивает, что понятие субъекта не может применяться как эпитет по отношению к категориям сознания, активности. Через понятие субъекта передаётся мера его активности, и направленность…. Личность достигает субъектности в ходе активности – таком способе самовыражения, при котором обеспечивается целостность, сохраняется автономность личности [1]. Наиболее отчётливо объясняется активность и её роль в развитии в теориях интегральной индивидуальности.
Если суммировать параметры субъекта, которые были предложены в некоторых философских и психологических исследованиях, то в качестве основного критериального свойства выделяют активность.
В работах, посвящённых изучению активности, разработано несколько дефиниций активности приложимых к понятию субъекта. В.А. Петровский рассматривает понятие «субъект активности», которое предполагает возможность воспроизводства человека как субъекта активности в жизни других людей и его собственной. Предметом исследований А.К. Осницкого и Л.Н. Павловой стала целостная характеристика активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека,- субъектностная активность. Л.Н. Павлова обращает внимание на то, что: «Субъектная активность является стержнем структуры личности, одним из её базовых компонентов. Личность не будет личностью в деятельности в полном смысле этой категории, если из её структуры изъять активность: исчезнет стремление к деятельности, поведение будет пассивным, пропадёт мотив к самосовершенствованию, самообразованию» [5].
Для характеристики понятия «субъектная активность» используются имеющиеся в науке представления разных авторов о самодетерминации (А.В. Брушлинский), внутренних источников детерминации активности человека (Л.Я. Дорфман, В.С. Мерлин), специфической форме активности (свободе), о субъекте как интеграторе и высшей системной целостности всех его сложнейших и противоречивых качеств, инициаторе активности (К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский). На основании этих представлений основными признаками субъектной активности человека являются осознанность, опосредованность ценностными ориентациями, внутренним характером регуляции (саморегуляции) Активность проявляется в структурировании субъектом своей деятельности, в определении её задач, их последовательности, согласовании внешних событий деятельности со своими усилиями, организации её пространства. Активность, согласно гипотезе А.В. Брушлинского – это интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворённости. Он рассматривает удовлетворённость в интеграле притязаний и саморегуляции личности, который представляет собой систему её активности. Последняя же характеризует не только систему организации субъекта, но способ связи субъекта с действительностью, в которой он осуществляет деятельность [3].
По мнению А.А. Волочкова, существует третий фактор – собственная активность субъекта, способного в определённых рамках блокировать (усиливать) как позитивные, так и негативные по отношению к требованиям конкретной ситуации или деятельности организменные или средовые ограничения. Таким образом, учёт в единой системе активного взаимодействия трёх факторов – генетического, средового и активно субъектного – позволяет выстроить более реальную картину развития психики и понимания конкретного человека [4].
По словам В.Э. Чудновского, в работах С.Л. Рубинштейна и его последователей, основательно раскрыта активная роль внутренних условий, опосредующих все внешние воздействия, но внешнее зависит от внутреннего не только в том смысле, что всякое внешнее воздействие реализуется через внутреннее, но и более непосредственно – внутреннее имеет и свой непосредственный источник активности развития.
Теоретический анализ показал, что активность является неизменным условием, фактором, превращения личности в субъект. С одной стороны, активность направлена на усвоение человеком социальных норм, ролей и обеспечивает его успешную социализацию, с другой – субъектная активность, являясь внутренним источником развития личности, направлена на становление и сохранение его индивидуальности, характеризуя процесс индивидуализации
Список использованной литературы.
1. Альбуханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности.- М: Просвещение, 1989.- С. 126.
2. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность.- Пятигорск, Пермь: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического ун-та,1996.- С. 90-134.
4. Вяткин Б.А. Полисистемное исследование индивидуальности человека/ Под ред. Б.А. Вяткина.- М.:ПЕРСЭ, 2005.- С.12-118.
5. Дорфман Л.Я. Интегральная индивидуальность. Я-концепция, личность. Монография.-М.:Смысл, 2004.- С.30.
6. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы.- М.: Смысл, 1993.- С. 69.
8. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебное пособие к спецкурсу.- Пермь, ПГПИ, 1998.- С.128-236
Приведите три довода подтверждающих что личность проявляет активность в процессе социализации
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Понятие социализации весьма многогранно. Различных определений, так или иначе характеризующих этот процесс, в современной науке весьма много. Во многом это положение объясняется тем фактом, что социализация в качестве объекта исследования рассматривается целым рядом наук, в первую очередь социологией, психологией, культурологией и политологией.
Под социализацией можно понимать «процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества». Цель процесса социализации – вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно.
Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются: усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов; формирование духовных ценностей; формирование духовных, психических и физических потребностей; формирование отношений индивида к социальной и физической среде; формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека; приобретение навыков поведения.
На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе, прежде всего, участвуют организации макроуровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья, трудовой коллектив, спортивные организации и др.
Формы взаимодействия личности и среды проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа социализации: «дотрудовой»; «трудовой»; «послетрудовой». От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей – в семье, обществе, на производстве. Первый этап необходимо рассматривать как время учёбы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде. Второй этап – период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности. Третий этап – этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь. В целом, можно заключить, что личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность их усваивает. Наиболее активно процесс социализации протекает в детском, юношеском и молодом периодах жизни личности.
Социальные отношения (страница 2)
Социализация представляет процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установления им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Психологи рассматривают социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества. Следовательно, цель образовательной системы — сформировать социально зрелую личность.
Формирование социально зрелой личности осуществляется с учётом следующих трёх фаз социального развития. Детство — адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни; сохранение и обеспечение здоровья ребёнка, развитие его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы включают: научение на уровне грамотности (чтение, письмо, счёт), воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.
Отрочество — индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление “быть личностью”; интенсивное физическое и социальное созревание личности, создающее предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте — включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество.
Юность — интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития; профессиональное самоопределение. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступают теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие.
Выпускнику школы в современных условиях необходимо состояться как человеку, обладающему следующими характеристиками: духовный, с широким кругом культурных потребностей; образованный, достигший уровня компетентности и способый решать задачи в различных сферах жизнедеятельности; гуманный, способный к сотрудничеству с другими людьми, уважающий права граждан, терпимый и внимательный к чужому мнению; воспринимающий природу как жизненную ценность; свободный, уважающий права и основные свободы другого человека; с высоким гражданским самосознанием; сознательно и ответственно относящийся к своей жизни и здоровью; творческий, стремящийся стать мастером своего дела.
Именно такая личность может быть названа социально зрелой.
(По Г.А. Гонтаревой)
21. Какой процесс социального развития личности является ведущим на каждом из названных в тексте этапов социализации? Какая цель стоит перед системой образования? На каком из этапов социализации, по мнению автора, складывается мировоззрение?
22. Назовите любые три характеристики, которые свидетельствуют о социальной зрелости выпускника школы. Используя текст, укажите один из тех механизмов личностного развития, которые отвечают потребности собственного развития личности в юности. Раскройте термин “культурная рефлексия”, приведённый в тексте.
23. Используя текст, знания обществоведческого курса, факты социальной жизни и личный социальный опыт, укажите и конкретизируйте примером механизмы педагогического воздействия в детстве и отрочестве, связанные с этической сферой.
24. Учёные рассматривают социализацию как процесс взаимодействия формирующейся личности и общества. Используя текст, обществоведческие знания и социальные факты, приведите три довода, подтверждающих, что личность проявляет активность в процессе социализации.
№21 1) ответ на первый вопрос: детство — адаптация индивида, отрочество — индивидуализация, юность — интеграция;
2) ответ на второй вопрос: цель образовательной системы — сформировать социально зрелую личность;
3) ответ на третий вопрос: в юности.
№22 1) три характеристики, например: духовный, образованный, гуманный;
2) механизм личностного развития, который отвечает потребности собственного развития личности в юности, например: саморегуляция/ саморазвитие/ культурная рефлексия;
3) термин “культурная рефлексия” — рефлексия в отношении своего культурного опыта/ осмысление своего культурного опыта и ценностей в целях самосовершенствования.
№23 1) этическое сопереживание в детском возрасте: родители первоклассников предложили детям собрать игрушки и книги для семей, пострадавших во время стихийного бедствия;
2) включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственномотивированных отношений: учитель предложил подросткам дать оценку поведения одноклассника, который писал СМС-сообщения от лица своих друзей.
№24 1) социализация — это не только усвоение человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, но и установление им новых, индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества;
2) формирующаяся личность проявляет избирательность по отношению к нормам и ценностям, что выражается в межличностных различиях людей, на которых воздействуют одни и те же агенты социализации;
3) взросление человека предполагает определённый уровень сформированности социальных ценностей и норм, и его последующая социализация проходит под этим воздействием.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие ее мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы: интеграция молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические традиции общества путем принятия ею господствующих социальных норм в качестве основы своих ценностных ориентаций, побудительных мотивов поведения (процесс воспитания и обучения); дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества путем образовательной и экономической “селекции” (профессиональная ориентация и профессиональная подготовка). В результате социализации молодежь либо идентифицирует себя с господ ствующими социально-экономическими отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества (и идеологическими, и правовыми, и распределительными), отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений.
По своей сути воспроизводство общества — это воспроизводство его профессиональной, затем социальной (или социально-классовой), а в итоге — политико-идеологической структуры. Для краткости весь этот процесс “замещения” прежнего общества новым можно назвать воспроизводством социальной структуры (в обиходе — сменой поколений).
Процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации; для принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, нравственных, этнических и религиозных традиций, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим. Процесс самореализации предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге – социально-статусное самоопределение личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, т. е. поэтапного “замещения” старшего поколения на принципах исторической преемственности.
Результат взаимосвязанных процессов социализации и самореализации молодого поколения это “образ” его социальной и гражданской идентичности, выступающий в качестве индикатора эволюционного или конфликтного вхождения молодого поколения во взрослую жизнь.
(М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги)
21. Какой процесс авторы называют “сменой поколений”? Какие этапы проходит процесс смены поколений? Что, по мнению авторов, служит гарантией бесконфликтного воспроизводства общества?
22. Используя текст, назовите формы включения молодежи в общественные отношения. Укажите два процесса, в которых реализуется любая из названных Вами форм. Для одного из указанных процессов определите возможный результат.
23. Авторы утверждают, что процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для принятия молодым поколением ценности нравственных, этнических и религиозных традиций. Как государство может передать молодежи названные традиции (укажите группу традиций и форму, в которой осуществляется ее передача)?
24. Какие процессы лежат в основе социальной и гражданской идентичности молодежи? Используя текст, знание обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, раскрывающих взаимосвязь этих процессов.
№21 1) процесс “замещения” прежнего общества новым можно назвать воспроизводством социальной структуры (в обиходе — сменой поколений);
2) “воспроизводство общества — это воспроизводство его профессиональной, затем — социальной (или социально-классовой), а в итоге — политико-идеологической структуры”;
3) Идентификация молодежи с господствующими социально-экономическими отношениями и нормами общества
№22 1) формы включения молодежи в общественные отношения: интеграция и дифференциации;
2) два процесса, в которых реализуется одна из названных форм:
— интеграция: процесс воспитания и обучения;
— дифференциация: профессиональная ориентация и профессиональная подготовка;
3) возможный результат одного из указанных процессов, например:
— результат воспитания: формирование ценностных ориентаций, соответствующих господствующим идеалам общества;
— результат обучения: усвоение знаний правовых норм;
— результат профессиональной ориентации: выбор профессии;
— результат профессиональной подготовки: обучение в соответствующем учебном заведении и получение специальности.
№23 1) нравственные традиции: организация и государственная поддержка помощи ветеранам, содержание воинских кладбищ; проведение дней памяти и пр.;
2) этнические традиции: открытие школ с этническим компонентом; проведение фестивалей, праздников, на которых представители разных этносов демонстрируют народный эпос, песни и танцы, приготовление блюд национальной кухни, национальные костюмы и пр.;
3) религиозные традиции: охрана порядка при проведении религиозных обрядов; использование норм права в случае нарушения прав или оскорбления чувств верующих и пр.
№24 1) ответ на вопрос: процессы социализации и самореализации;
2) три аргумента, допустим:
— социализация выступает исходным пунктом, направляющим процесс самореализации личности в той или иной сфере;
— самореализация предполагает самовоспитание, то есть самостоятельное усвоение норм и ценностей общества;
— самореализация — активный процесс, в котором личность реализует отобранные ею виды деятельности или показывает приверженность определенным идеалам.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Приведите три довода подтверждающих что личность проявляет активность в процессе социализации
Какое условие успеха личности в информационном обществе назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, поясните позицию автора (приведите три пояснения).
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.
Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.
Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.
Приведите три довода подтверждающих что личность проявляет активность в процессе социализации
В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.