Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении
Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении
Повторение. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы
1. Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них?
Ответ: Частицы, предлоги и союзы являются служебными частями речи, которые, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении. В отличие от союзов и предлогов частицы служат для образования форм слов и для выражения различных оттенков значения в предложении, то есть функцию связи между словами они не выполняют.
2. Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?
Ответ: По значению частицы делятся на два разряда: смысловые и формообразующие. К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова. Смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства.
3. Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.
Ответ: Смыслоразличительные частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому ими значению они делятся на следующие группы:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли(ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
6) восклицательные: что за, ну и, как;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли.
4. Когда ни является отрицательной частицей?
Ответ:
1) Когда выражает отрицание в предложениях без подлежащего (в этом случае «ни» употребляется при существительном в родительном падеже). Пример: На небе ни облачка.
2) Когда усиливает отрицание, выраженное частицей «не» или словом «нет». Пример: Нет ни души.
3) Когда выражает утверждение после слов кто, что, как, куда и т.д. Пример: Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.
5. Какие частицы пишутся через дефис?
Ответ:
Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Частица ни служит:
1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (в этом случае частица ни употребляется при существительном в родительном падеже). Например: Кругом ни деревца. Ни шагу назад!
2) для усиления отрицания, которое выражено частицей «не» или словом «нет». Например: Не слышно ни звука. Нет ни кустика.
3) для выражения утверждения после слов: кто, что, как, куда и т.п. Например: Кто ни окажется в этой комнате, всякий удивится.
Ответ:
1. Частица, определение.
а) по значению: формообразующие и смыслоразличительные.
3. Смыслоразличительные частицы.
4. Раздельное и дефисное написание частиц.
а) частицы бы, ли, же;
5. Отрицательные частицы не и ни:
6. Различение частицы не и приставки не-.
7. Частица ни, приставка ни-, союз ни.. ни.
Trostencova.ru
1. Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них?
Частицы, союзы и предлоги – служебные части речи. Это у них общее.
Но они различны по выполняемой функции.
Частица вносит в предложения различные дополнительные оттенки значения или служит для образования форм слова. Предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Союз связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
2. Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?
3. Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.
4. Когда ни является отрицательной частицей?
В предложениях без подлежащего ни при существительном.
В небе ни облачка. У меня нет ни гроша.
При усилении отрицания, если при сказуемом уже стоит НЕ: не слышно ни звука.
5. Какие частицы пишутся через дефис?
Через дефис пишутся частицы ка, то и таки: дай-ка, принеси-ка, сестрицы-то нет, написал-таки, опять-таки.
6. Когда пишется отрицательная частица не, а когда — ни?
Частица НЕ пишется при простом отрицании.
Он не съел кашу. Это не Вася.
В восклицательных предложениях для усиления.
Где он только не бывал! (= везде бывал)
В утвердительном смысле, если используется две частицы.
Он не мог не согласиться со мной. (= он согласился)
Частица НИ пишется для отрицания в безличном предложении.
У меня нет ни минуты.
В придаточном предложении для усиления.
Где бы он ни побывал, везде ему нравилось (=он везде побываал).
При двойном отрицании.
Он не знал ни слова.
Смыслоразличительные частицы
Частица — служебная часть речи (наряду с предлогами и союзами), которая придаёт различные оттенки словам, вносит дополнительный смысл в предложение или служит для образования форм слов.
По своим функциям все частицы принято разделять на формообразующие и смыслоразличительные. Первая группа включает слова, с помощью которых в русском языке образуются условное и повелительное наклонения глагола:
Я бы хотел поехать сейчас на дачу — условное наклонение.
Пусть всегда будет солнце (Л. Ошанин) — повелительное наклонение.
Смыслоразличительные частицы служат русскому языку иначе: они придают всему предложению или его отдельным частям определённые новые значения. Рассмотрим, какими они могут быть.
Самые часто используемые смыслоразличительные частицы — это отрицательные частицы «не» и «ни». Первая используется:
Частица же «ни» используется только при усилении отрицания (Пример: Как нарочно ни души! — Н. Гоголь; повторяющийся сочинительный союз: На небе ни туч, ни облаков) и при усилении утверждения в придаточных уступки (Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись — М. Исаковский), что свидетельствует о некоторой модальности значения и что является исключением.
Модальные частицы — вторая группа смыслоразличительных частиц. Модальность, т. е. выражение каких-либо смысловых отношений, бывает субъективной (отношение говорящего к сообщаемому) и объективной (отношение высказывания к реальности или нереальности). К ним относятся следующие группы частиц:
Смыслоразличительные частицы делают нашу речь (или текст) точнее, разнообразнее и изящнее.
§ 68. Смыслоразличительные частицы
Смыслоразличительные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смыслоразличительные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
409. Спишите, присоединяя к выделенным словам подходящую по смыслу частицу, служащую для выражения вопроса. • Какие из этих частиц выражают, кроме вопроса, ещё сомнение, недоверие?
1. Ты написал домашн..е сочинение? 2. Тебе понравилась тема? 3. Ты дела..шь предварительные наброски к сочинению? 4. У тебя большое сочинение? 5. Вы научились находить и исправлять лексические и грамматические ошибки? 6. А вы сумеет.. найти в этой работ.. случаи излишнего повторения одних и тех же слов? 7. Можно написать хорошее сочинение в один вечер?
410. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака. Найдите восклицательное предложение и запишите его в тетрадь. Подчеркните частицу, которая употребляется в этом предложении. Выпишите глаголы в условном наклонении. Какая частица служит для образования этой формы глагола?
. Едет по двору отряд,
Тянет пулемёты.
Что за кони у ребят —
Собственной работы!
Если б можно было мне
Сделаться моложе —
Я за вами на коне
Поскакал бы тоже.
411. Спишите отрывки из басен И. Крылова, расставляя пропущенные знаки препинания. Систематизируйте материал. Частицы, выражающие удивление, восхищение, изумление, заключите в прямоугольник. Какие ещё частицы здесь есть? Подчеркните буквы, вставленные в окончания слов. Прочитайте эти предложения, передавая интонацией чувства восхищения, удивления, изумления.
Восклицание:
что за
как
412. Проанализируйте текст. Озаглавьте его и перепишите, разделяя на абзацы. Какая частица служит для указания на что-нибудь дальнее, а какая указывает на что-нибудь ближнее? С помощью каких средств связаны предложения? • В словах последнего предложения подчеркните все орфограммы.
вот (а вот)
вон (а вон)
413. Спишите, заменяя в каждом примере частицу ли частицами, служащими для выражения сомнения. Как при этом изменится интонация?
1. В твоём доклад.. мало живых примеров. Понрав..тся ли он слушателям? 2. В доклад., ты (не)скромно говоришь о себе и своих успехах. Одобр..т ли это ребята? 3. Доклад у тебя дли(н, нн)оват. Законч..шь ли ты его за (пол)часа? 4. В середин.. доклада ты затрагиваешь (не)отн..сящийся к тем.. вопрос. Стоит ли это делать?
Сомнение:
вряд ли
едва ли
414. Спишите, вставив в выделенные предложения подходящую по смыслу частицу из рамки. Если её можно вставить в двух местах, то один вариант запишите, а другой приведите устно. Какая из этих частиц обычно употребляется в разговорной речи? • Подчеркните основы простых предложений в составе сложного.
1. Читателя надо подг..товить к восприятию темы. Поэтому сочинение обычно начинают с введения. 2. В этом предложении тебе уд..лось ч..тко сформулир..вать вывод. Оно больше всего подходит для концовк.. сочинения. 3. Во втором варианте сочинения ты поз..ботился о том, что(бы) между абзацами была ясная связь. Это сделало работу лучше.
Уточнение:
именно
как раз
415. Спишите, вставляя в предложения подходящую по смыслу частицу из рамки снизу. Подчеркните частицы и слова, которые приобретают особое значение благодаря введению частиц. При чтении выделите их голосом.
1. Гласные звуки состоят из голоса. 2. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. 3. _ _ _ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. 4. Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму множественного числа.
Выделение,
ограничение:
только
лишь
исключительно
почти
416. Какие подходящие по смыслу частицы (см. рамку справа) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них. • Назовите подчинительные союзы. • Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях.
417. Спишите отрывки из стихотворений И. Бунина. Подчеркните известные вам частицы. • Обозначьте части слов, в которых пропущены орфограммы.
1. Как печ..льно, как скоро померкла
На закат.. з..ря! Погл..ди:
Уж за ближней меж..ю по жнивью
(Ни)чего (не)видать (в)переди.
2. Д..леко по ш..рокой р..внине
Сумрак ноч.. осе(н, нн)ей разлит.
Лишь на зап..д.. сумрач(?)но-ал..м
Слуэты чуть ви́дны ракит.
В белой мгле, на широких лугах,
На пусты(н, нн)ых реч(?)ных берегах
Только ч..рный засохший камыш(?)
в..рхушки ракит различишь.
418. Спишите. Все частицы заключите в прямоугольник. Укажите их разряды. Числительные вместе со словами, к которым они относятся, подчеркните как члены предложения,
СОВЕТЫ ЧЕМПИОНА МИРА
Вы только оглянитесь, какая (у) нас страна просторная, озёрная! И тот, я думаю, ещё (по) настоящему (не) родился, кто (не) умеет проплыть метров сто кто (не) умеет без отдыха пройти на лыжах пять — десять километров.
419. Напишите самому себе советы «Как мне стать чемпионом школы по плаванию» (лёгкой атлетике, биатлону, хоккею и т. д. на выбор).
Приведите примеры смысловых частиц и расскажите, для чего они служат в предложении?
Приведите примеры смысловых частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.
Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.
Вопросительные — ли (ль), разве, неужели
восклицательные частицы — что за, как, ну и
выражают сомнение — вряд ли, едва ли
Выражают смягчение требований — —ка.
В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола : Сделай!
Назовите смысловые группы наречий?
Назовите смысловые группы наречий.
Укажите вопросы каждой смысловой группы.
Приведите примеры наречий разны смысловых групп.
Расскажите какое значение имеют второстепенные члены предложения приведите пример?
Расскажите какое значение имеют второстепенные члены предложения приведите пример.
1. Какие члены предложения называются обособленными?
1. Какие члены предложения называются обособленными?
2. В каких случаях обособляются определения и приложения?
3. Расскажите о пунктуации при одиночных приложениях.
4. В каких случаях обособляются деепричастные обороты и одиночные деепричастия?
5. Расскажите об обособлении существительных с предлогами.
6. Для чего служат уточняющие члены предложения?
Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?
7. Для каких стилей речи характерны обособленные причастные и деепричастные обороты?
Примеры смысловых частиц в предложениях?
Примеры смысловых частиц в предложениях.
Приведите примеры модельных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении?
Приведите примеры модельных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.
Приведите примеры смыслоразличительных частиц?
Приведите примеры смыслоразличительных частиц.
Для чего эти частицы служат в предложении?
Какое место может занимать частица бы в предложении?
Какое место может занимать частица бы в предложении?
Какое место может занимать частицы бы в предложении?
Какое место может занимать частицы бы в предложении?
Смысловая частица что это?
Смысловая частица что это?
Какое место может занимать частица «бы»в предложении?
Какое место может занимать частица «бы»в предложении?
Упражнение – это физическая активность, включающая в себя всё, что заставляет вас не сидеть на месте : ходьба, танцы, работа во дворе дома. Наука разработала достаточно полезных вещей в каждой области, в результате чего со стороны человека требуется..
Для начала составим план : 1. Откуда взялась идея. 2. Что изображено на первом плане. 3. Задний план. 4. Используемые краски. 5. Что вы чувствуете смотря на эту картину.
По звонкости : звонкий и глухой По мягкости : мягкий и твердый.
Вопрос, суффикс, состав, время, язык, корень.
Вопрос суффикс состав время язык корень.
Здравствуйте, Тамбов Лыжи Рука Нога Комар Майка _______ Удачи.
Постоянные признаки (вид, возвратность, переходность, спряжение) и пять непостоянных (наклонение, время, лицо, число, род).