Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

Повторение. Контрольные вопросы и задания

Контрольные вопросы

1. Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них?

Ответ: Частицы, предлоги и союзы являются служебными частями речи, которые, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении. В отличие от союзов и предлогов частицы служат для образования форм слов и для выражения различных оттенков значения в предложении, то есть функцию связи между словами они не выполняют.

2. Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?

Ответ: По значению частицы делятся на два разряда: смысловые и формообразующие. К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова. Смысловые частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства.

3. Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.

Ответ: Смыслоразличительные частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому ими значению они делятся на следующие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли(ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли.

4. Когда ни является отрицательной частицей?

Ответ:

1) Когда выражает отрицание в предложениях без подлежащего (в этом случае «ни» употребляется при существительном в родительном падеже). Пример: На небе ни облачка.

2) Когда усиливает отрицание, выраженное частицей «не» или словом «нет». Пример: Нет ни души.

3) Когда выражает утверждение после слов кто, что, как, куда и т.д. Пример: Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

5. Какие частицы пишутся через дефис?

Ответ:

Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Частица ни служит:

1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (в этом случае частица ни употребляется при существительном в родительном падеже). Например: Кругом ни деревца. Ни шагу назад!

2) для усиления отрицания, которое выражено частицей «не» или словом «нет». Например: Не слышно ни звука. Нет ни кустика.

3) для выражения утверждения после слов: кто, что, как, куда и т.п. Например: Кто ни окажется в этой комнате, всякий удивится.

Ответ:

1. Частица, определение.

а) по значению: формообразующие и смыслоразличительные.

3. Смыслоразличительные частицы.

4. Раздельное и дефисное написание частиц.

а) частицы бы, ли, же;

5. Отрицательные частицы не и ни:

6. Различение частицы не и приставки не-.

7. Частица ни, приставка ни-, союз ни.. ни.

Источник

Trostencova.ru

1. Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них?

Частицы, союзы и предлоги – служебные части речи. Это у них общее.
Но они различны по выполняемой функции.

Частица вносит в предложения различные дополнительные оттенки значения или служит для образования форм слова. Предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении. Союз связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.

2. Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?

3. Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.

4. Когда ни является отрицательной частицей?

В предложениях без подлежащего ни при существительном.
В небе ни облачка. У меня нет ни гроша.

При усилении отрицания, если при сказуемом уже стоит НЕ: не слышно ни звука.

5. Какие частицы пишутся через дефис?

Через дефис пишутся частицы ка, то и таки: дай-ка, принеси-ка, сестрицы-то нет, написал-таки, опять-таки.

6. Когда пишется отрицательная частица не, а когда — ни?

Частица НЕ пишется при простом отрицании.
Он не съел кашу. Это не Вася.

В восклицательных предложениях для усиления.
Где он только не бывал! (= везде бывал)

В утвердительном смысле, если используется две частицы.
Он не мог не согласиться со мной. (= он согласился)

Частица НИ пишется для отрицания в безличном предложении.
У меня нет ни минуты.

В придаточном предложении для усиления.
Где бы он ни побывал, везде ему нравилось (=он везде побываал).

При двойном отрицании.
Он не знал ни слова.

Источник

Смыслоразличительные частицы

Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

Частица — служебная часть речи (наряду с предлогами и союзами), которая придаёт различные оттенки словам, вносит дополнительный смысл в предложение или служит для образования форм слов.

По своим функциям все частицы принято разделять на формообразующие и смыслоразличительные. Первая группа включает слова, с помощью которых в русском языке образуются условное и повелительное наклонения глагола:

Я бы хотел поехать сейчас на дачу — условное наклонение.

Пусть всегда будет солнце (Л. Ошанин) — повелительное наклонение.

Смыслоразличительные частицы служат русскому языку иначе: они придают всему предложению или его отдельным частям определённые новые значения. Рассмотрим, какими они могут быть.

Самые часто используемые смыслоразличительные частицы — это отрицательные частицы «не» и «ни». Первая используется:

Частица же «ни» используется только при усилении отрицания (Пример: Как нарочно ни души!Н. Гоголь; повторяющийся сочинительный союз: На небе ни туч, ни облаков) и при усилении утверждения в придаточных уступки (Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановисьМ. Исаковский), что свидетельствует о некоторой модальности значения и что является исключением.

Модальные частицы — вторая группа смыслоразличительных частиц. Модальность, т. е. выражение каких-либо смысловых отношений, бывает субъективной (отношение говорящего к сообщаемому) и объективной (отношение высказывания к реальности или нереальности). К ним относятся следующие группы частиц:

Смыслоразличительные частицы делают нашу речь (или текст) точнее, разнообразнее и изящнее.

Источник

§ 68. Смыслоразличительные частицы

Смыслоразличительные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смыслоразличительные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

409. Спишите, присоединяя к выделенным словам подходящую по смыслу частицу, служащую для выражения вопроса. • Какие из этих частиц выражают, кроме вопроса, ещё сомнение, недоверие?

1. Ты написал домашн..е сочинение? 2. Тебе понравилась тема? 3. Ты дела..шь предварительные наброски к сочинению? 4. У тебя большое сочинение? 5. Вы научились находить и исправлять лексические и грамматические ошибки? 6. А вы сумеет.. найти в этой работ.. случаи излишнего повторения одних и тех же слов? 7. Можно написать хорошее сочинение в один вечер?

410. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака. Найдите восклицательное предложение и запишите его в тетрадь. Подчеркните частицу, которая употребляется в этом предложении. Выпишите глаголы в условном наклонении. Какая частица служит для образования этой формы глагола?

    . Едет по двору отряд,
    Тянет пулемёты.
    Что за кони у ребят —
    Собственной работы!
    Если б можно было мне
    Сделаться моложе —
    Я за вами на коне
    Поскакал бы тоже.

    411. Спишите отрывки из басен И. Крылова, расставляя пропущенные знаки препинания. Систематизируйте материал. Частицы, выражающие удивление, восхищение, изумление, заключите в прямоугольник. Какие ещё частицы здесь есть? Подчеркните буквы, вставленные в окончания слов. Прочитайте эти предложения, передавая интонацией чувства восхищения, удивления, изумления.

    Восклицание:
    что за
    как

    412. Проанализируйте текст. Озаглавьте его и перепишите, разделяя на абзацы. Какая частица служит для указания на что-нибудь дальнее, а какая указывает на что-нибудь ближнее? С помощью каких средств связаны предложения? • В словах последнего предложения подчеркните все орфограммы.

    вот (а вот)
    вон (а вон)

    413. Спишите, заменяя в каждом примере частицу ли частицами, служащими для выражения сомнения. Как при этом изменится интонация?

    1. В твоём доклад.. мало живых примеров. Понрав..тся ли он слушателям? 2. В доклад., ты (не)скромно говоришь о себе и своих успехах. Одобр..т ли это ребята? 3. Доклад у тебя дли(н, нн)оват. Законч..шь ли ты его за (пол)часа? 4. В середин.. доклада ты затрагиваешь (не)отн..сящийся к тем.. вопрос. Стоит ли это делать?

    Сомнение:
    вряд ли
    едва ли

    414. Спишите, вставив в выделенные предложения подходящую по смыслу частицу из рамки. Если её можно вставить в двух местах, то один вариант запишите, а другой приведите устно. Какая из этих частиц обычно употребляется в разговорной речи? • Подчеркните основы простых предложений в составе сложного.

    1. Читателя надо подг..товить к восприятию темы. Поэтому сочинение обычно начинают с введения. 2. В этом предложении тебе уд..лось ч..тко сформулир..вать вывод. Оно больше всего подходит для концовк.. сочинения. 3. Во втором варианте сочинения ты поз..ботился о том, что(бы) между абзацами была ясная связь. Это сделало работу лучше.

    Уточнение:
    именно
    как раз

    415. Спишите, вставляя в предложения подходящую по смыслу частицу из рамки снизу. Подчеркните частицы и слова, которые приобретают особое значение благодаря введению частиц. При чтении выделите их голосом.

    1. Гласные звуки состоят из голоса. 2. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. 3. _ _ _ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. 4. Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму множественного числа.

    Выделение,
    ограничение:
    только
    лишь
    исключительно
    почти

    416. Какие подходящие по смыслу частицы (см. рамку справа) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них. • Назовите подчинительные союзы. • Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях.

    417. Спишите отрывки из стихотворений И. Бунина. Подчеркните известные вам частицы. • Обозначьте части слов, в которых пропущены орфограммы.

      1. Как печ..льно, как скоро померкла
      На закат.. з..ря! Погл..ди:
      Уж за ближней меж..ю по жнивью
      (Ни)чего (не)видать (в)переди.

      2. Д..леко по ш..рокой р..внине
      Сумрак ноч.. осе(н, нн)ей разлит.
      Лишь на зап..д.. сумрач(?)но-ал..м
      Слуэты чуть ви́дны ракит.
      В белой мгле, на широких лугах,
      На пусты(н, нн)ых реч(?)ных берегах
      Только ч..рный засохший камыш(?)
      в..рхушки ракит различишь.

      418. Спишите. Все частицы заключите в прямоугольник. Укажите их разряды. Числительные вместе со словами, к которым они относятся, подчеркните как члены предложения,

      СОВЕТЫ ЧЕМПИОНА МИРА

      Вы только оглянитесь, какая (у) нас страна просторная, озёрная! И тот, я думаю, ещё (по) настоящему (не) родился, кто (не) умеет проплыть метров сто кто (не) умеет без отдыха пройти на лыжах пять — десять километров.

      419. Напишите самому себе советы «Как мне стать чемпионом школы по плаванию» (лёгкой атлетике, биатлону, хоккею и т. д. на выбор).

      Источник

      Приведите примеры смысловых частиц и расскажите, для чего они служат в предложении?

      Приведите примеры смысловых частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Смысловые (модальные) частицы — частицы, которые вносят в предложение различные смысловые оттенки (уточняют, акцентируют, усиливают), выражают чувства и отношение говорящего.

      Вопросительные — ли (ль), разве, неужели

      восклицательные частицы — что за, как, ну и

      выражают сомнение — вряд ли, едва ли

      Выражают смягчение требований — —ка.

      В сочетании с глаголами повелительного наклонения эта частица смягчает значение глагола : Сделай!

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Назовите смысловые группы наречий?

      Назовите смысловые группы наречий.

      Укажите вопросы каждой смысловой группы.

      Приведите примеры наречий разны смысловых групп.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Расскажите какое значение имеют второстепенные члены предложения приведите пример?

      Расскажите какое значение имеют второстепенные члены предложения приведите пример.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      1. Какие члены предложения называются обособленными?

      1. Какие члены предложения называются обособленными?

      2. В каких случаях обособляются определения и приложения?

      3. Расскажите о пунктуации при одиночных приложениях.

      4. В каких случаях обособляются деепричастные обороты и одиночные деепричастия?

      5. Расскажите об обособлении существительных с предлогами.

      6. Для чего служат уточняющие члены предложения?

      Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?

      7. Для каких стилей речи характерны обособленные причастные и деепричастные обороты?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Примеры смысловых частиц в предложениях?

      Примеры смысловых частиц в предложениях.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Приведите примеры модельных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении?

      Приведите примеры модельных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц.

      Для чего эти частицы служат в предложении?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Какое место может занимать частица бы в предложении?

      Какое место может занимать частица бы в предложении?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Какое место может занимать частицы бы в предложении?

      Какое место может занимать частицы бы в предложении?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Смысловая частица что это?

      Смысловая частица что это?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Какое место может занимать частица «бы»в предложении?

      Какое место может занимать частица «бы»в предложении?

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Упражнение – это физическая активность, включающая в себя всё, что заставляет вас не сидеть на месте : ходьба, танцы, работа во дворе дома. Наука разработала достаточно полезных вещей в каждой области, в результате чего со стороны человека требуется..

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Для начала составим план : 1. Откуда взялась идея. 2. Что изображено на первом плане. 3. Задний план. 4. Используемые краски. 5. Что вы чувствуете смотря на эту картину.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      По звонкости : звонкий и глухой По мягкости : мягкий и твердый.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Вопрос, суффикс, состав, время, язык, корень.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Вопрос суффикс состав время язык корень.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Здравствуйте, Тамбов Лыжи Рука Нога Комар Майка _______ Удачи.

      Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите для чего они служат в предложении

      Постоянные признаки (вид, возвратность, пере­ходность, спряжение) и пять непостоянных (наклонение, время, лицо, число, род).

      Источник

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *