Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

Что такое конфликт в литературе? Примеры

Что такое конфликт в литературе? Как он проявляется? Всегда ли можно его заметить даже неопытному читателю? Конфликты в произведениях литературы – явление обязательное и необходимое для развития сюжетной линии. Без него не обходится ни одна качественная книга, способная претендовать на звание вечной классики. Другое дело, что не всегда мы способны увидеть явное противоречие во взглядах описываемого персонажа, глубоко рассмотреть систему его ценностей и внутренних убеждений.

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

Иногда понимать истинные литературные шедевры бывает трудно. Это занятие требует колоссального умственного напряжения, а также желания разбираться в характерах, выстроенной автором системе образов. Итак, что такое конфликт в литературе? Попробуем разобраться.

Определение понятия

В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе – это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.

Конфликты в русской литературе

Отечественная классика заслуживает отдельного внимания. Ниже приведены примеры конфликтов в литературе, взятые из русских произведений. Многим они окажутся знакомыми со времен школьной программы. На какие книги стоит обратить внимание?

«Анна Каренина»

Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.

«Обломов»

Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.

«Идиот»

Данное произведение – одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.

Конфликты в зарубежной литературе

Иностранная классика не менее занимательна, чем отечественная. Конфликты в зарубежной литературе порой представлены настолько широкого плана, что остается только восхищаться этими мастерски написанными произведениями. Какие же примеры здесь можно привести?

«Ромео и Джульетта»

Уникальная пьеса Уильяма Шекспира, с которой обязательно в свое время знакомился каждый уважающий себя человек. В книге показан любовный конфликт, постепенно переходящий в трагедию. Две семьи – Монтекки и Капулетти – воюют друг с другом на протяжении многих лет.

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

Ромео и Джульетта противостоят давлению родителей, пытаясь отстоять свое право на любовь и счастье.

«Степной волк»

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.

Источник

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основан

Это довольно распространённый вид конфронтации. Он встречается и в исторических книгах, и в произведениях детективного жанра, и в фэнтези, и в любовных романах.

Ярким примером межличностного конфликта в литературе служит несовпадение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Оно возникает на идеологической почве.

Социальные

Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.

К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение – произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.

Человек против природы

Человек против судьбы

Виды сюжетного конфликта

Локальный преходящий сюжет

Локальный преходящий сюжет предусматривает, что конфликт имеет своё начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.

Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.

По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки:

Устойчивое конфликтное положение

Примеры конфликтов в литературе

Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь чёткую, ясную цель, которая остаётся неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.

Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу – придание сюжету остроты и оригинальности.

Русская литература

В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре – такому же обделённому жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в ещё более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения – столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.

В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждёт незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.

Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского – романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников чётко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.

Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлечёнными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.

Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX – начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них – свобода, неведомая другому.

Зарубежная литература

Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ёжика» Барбери Мюриэль ведёт двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалёкой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).

В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей.

Источник

Конфликт в литературе. Примеры конфликтов в литературе.

Конфликт в литературе – это необходимый элемент истории, который делает книгу увлекательной, не давая оторваться от чтения в стремлении узнать, что произойдет дальше. Он двигает повествование вперед и вынуждает читателя, жаждущего узнать исход, сидеть с книгой всю ночь напролет. В любой истории есть персонажи, место действия и сюжет, но именно грамотно завязанный и разрешенный конфликт отличает выдающуюся книгу от той, которую можно оставить, не дочитав.

Конфликт в литературе – это вызов, препятствие, с которым главные герои должны справиться, чтобы достичь своих целей. В общих чертах литературный конфликт можно определить как борьбу противодействующих сил – двух героев, или героя с природой, или даже внутреннюю борьбу героя с самим собой. Конфликт обеспечивает необходимый уровень эмоционального воздействия на читателя, вовлекает его в историю, захватывает вариантами развязки.

Виды конфликтов в литературе

В литературе встречаются разные виды конфликтов, которые можно разбить на две основные категории: внешние и внутренние. Главный герой, испытывающий внутренний конфликт, обычно борется с самим собой, пытаясь принять какое-то трудное решение или преодолеть собственную слабость. Внешний конфликт – это когда герой борется с вызовом внешних обстоятельств, таких как другие персонажи, природная стихия или общество.

Исходя из сказанного, можно выделить 7 основных видов конфликтов в литературе. Большинство произведений фокусируются на одном отдельном конфликте, но также встречаются и комбинации нескольких в одной истории. Разберем их подробнее.

Человек против себя самого

Этот конфликт в литературе возникает, когда герой борется с какой-нибудь внутренней проблемой. Конфликтную ситуацию может создавать кризис самоидентификации, психическое расстройство, моральная дилемма или просто выбор жизненного пути.

Примеры конфликта человека с самим собой можно найти в романе «Реквием по мечте», который поднимает вопросы внутренней борьбы с зависимостью. Подобный тип конфликта испытывает, например, и главный герой «Преступления и наказания».

Человек против другого человека

Например, в книге «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла главной героине на своем пути приходится сталкиваться с многочисленными персонажами и выходить из создаваемых ими затруднений. Другим примером может служить роман Сьюзен Хинтон «Изгои», в котором изображены две воюющие между собой группировки подростков.

Человек против природы

Природные катастрофы, погодные условия, животные и даже сама планета могут создавать этот тип литературного конфликта. Природная стихия в таких произведениях обычно вынуждает человека заглянуть внутрь себя, чтобы найти внутренние силы противостоять ее вызовам. Природа испытывает героев, демонстрируя их беспомощность и смертность.

Пример конфликта человека против природы – роман «Выживший» Майкла Панке. Хотя главной движущей силой является месть, больше свойственная конфликту «человек против человека», основная часть повествования выстраивается вокруг преодоления Хью Глассом сотен миль в экстремальных природных условиях. Классическим романом, иллюстрирующим конфликт «человек против природы», является «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.

Человек – общество

Такой вид конфликта в литературе встречается там, где герой не в ладах с культурой или правительством того общества, в котором он живет. Восстание против социальных норм – одна из наиболее распространенных тем в литературе. Мотивом героя или героев может служить необходимость выживания, моральные убеждения относительно «правильного» и «неправильного», стремление к счастью, свободе, справедливости и любви.

Например, книги цикла «Голодные игры» демонстрируют, как героиня не приемлет того, что считается нормой в обществе, но противоречит ее моральным принципам. Похожая ситуация складывается и в классической антиутопии Евгения Замятина «Мы».

Человек – технологии

Этот конфликт в литературе рождается, когда персонажу книги противодействуют машины или искусственный интеллект. Он часто используется в научной фантастике, где по сюжету та или иная технология развивается настолько, что превышает отведенные ей рамки, выходит из-под контроля и может стать угрозой человечеству.

В таких произведениях обычно поднимается вопрос моральной ответственности человека перед своими изобретениями и научным прогрессом. В качестве примера можно обратиться к произведениям «Я, робот» или «Бегущий по лезвию».

Человек против бога или судьбы

Этот вид конфликта не всегда легко отделить от конфликта «человек – общество» или «человек против человека», но обычно он связан с присутствием в произведении религиозной составляющей или внешней силы, направляющей судьбу персонажа.

Например, в книгах о Гарри Поттере главный герой, судьба которого была предсказана еще до его рождения, взрослея, пытается примириться с ответственностью, возложенной на него с детства. В греческой мифологии персонажами часто становились сами боги, устраивающие испытания главному герою, как например, в «Одиссее».

Человек против сверхъестественного

Данный конфликт в литературе происходит между героем и некой сверхъестественной силой или существом. Такие конфликты, основанные на проявлении мистических сил и паранормальных явлений, распространены в магическом реализме. Они также часто встречается в произведениях Стивена Кинга: например, в «Сиянии» герои сталкиваются с темной сущностью отеля, а в романе «Оно» в роли антагониста выступает древнее зло, питающееся страхом и способное принимать разные формы.

Сверхъестественное противопоставляется человеку также в готических романах, где действуют призраки («Поворот винта» Генри Джеймса), вампиры («Дракула» Брэма Стокера) и другие фантастические существа.

Конфликт в литературе: заключение

Подводя итог, можно сказать, что конфликт в литературе служит основным скрепляющим повествование элементом, создает интригу, привносить долю сомнения в возможности достижения конечной цели. Повествование не всегда ограничивается единственным конфликтом, и конфликты порой могут не получать решения в финале. Однако, логический исход конфликта, его разрешение дает читателю ощущение завершенности произведения.

Можете привести другие примеры конфликтов в литературе, о которых мы не упомянули? Обязательно расскажите об этом в комментариях!

Источник

10 главных споров в русской литературе

Как герои Толстого, Бабеля, Гроссмана и других писателей искали истину в разговорах о литературе, Боге, справедливости, науке и общих знакомых

1 Чацкий и Фамусов — о разнице между поколениями

Главный герой «Горя от ума» доказывает отцу своей возлюбленной, что старшее («героическое») поколение ничем не отличается от младшего, — и критикует всю систему отношений между дворянством и престолом:

Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай, приговаривал: — Ах! если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи. —

2 Кирсанов и Базаров — о западной и отечественной науке

Первая стычка «отцов» и «детей»: обсуждение русских и немецких ученых перерастает в полемику о том, что важнее — наука или искусство:

«— Вы собственно физикой занимаетесь? — спросил, в свою очередь, Павел Петрович.
— Физикой, да; вообще естественными науками.
— Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части.
— Да, немцы в этом наши учители, — небрежно отвечал Базаров.
— Вы столь высокого мнения о немцах? — проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздраже­ние. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развяз­ность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было грубое, почти дерзкое.
— Тамошние ученые дельный народ.
— Так, так. Ну, а об русских ученых вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия?
— Пожалуй, что так.
— Это очень похвальное самоотвержение, — произнес Павел Петро­вич, выпрямляя стан и закидывая голову назад. — Но как же нам Аркадий Николаич сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?
— Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.
— А немцы все дело говорят? — промолвил Павел Петрович, и лицо его приняло такое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в заоблачную высь.
— Не все, — ответил с коротким зевком Базаров, которому явно не хотелось продолжать словопрение».

3 Болконский и Безухов — о том, как жить

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основанВячеслав Тихонов и Сергей Бондарчук в роли Андрея Болконского и Пьера Безухова. Кадр из фильма «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого. Режиссер Сергей Бондарчук. годы © Киностудия «Мосфильм» / РИА «Новости»

Программный диалог князя Андрея и Пьера: первый — разуверившийся в любых объективных критериях скептик, другой — страстный филантроп:

4 Иван и Алеша Карамазовы — о несправедливости мироустройства

Средний (и самый рефлексирующий) из трех братьев Карамазовых открывает младшему свои заветные мысли: может ли мировая гармония строиться на страданиях детей — и не лучше ли вернуть Создателю билет в жизнь?

«— Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщенными. Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодо­вании моем, хотя бы я был и не прав. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтитель­нейше возвращаю.
— Это бунт, — тихо и потупившись проговорил Алеша.
— Бунт? Я бы не хотел от тебя такого слова, — проникновенно сказал Иван. — Можно ли жить бунтом, а я хочу жить. Скажи мне сам прямо, я зову тебя, — отвечай: представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице, вот того самого ребеночка, бившего себя кулачонком в грудь и на неотомщен­ных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитекто­ром на этих условиях, скажи и не лги!
— Нет, не согласился бы, — тихо проговорил Алеша.
— И можешь ли ты допустить идею, что люди, для которых ты строишь, согласились бы сами принять свое счастие на неоправдан­ной крови маленького замученного, а приняв, остаться навеки счастли­выми?
— Нет, не могу допустить. Брат, — проговорил вдруг с засверкав­шими глазами Алеша, — ты сказал сейчас: есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Но существо это есть, и оно может все простить, всех и вся и за все, потому что само отдало неповинную кровь свою за всех и за все. Ты забыл о нем, а на и зиждется здание, и это ему воскликнут: „Прав ты, Господи, ибо открылись пути твои“».

5 Доктор Самойленко и зоолог фон Корен — о человеческой натуре

Герои чеховской «Дуэли» обсуждают за обедом общего знакомого — непутевого, опутанного долгами и случайными связями Лаевского, который сравнивает себя с Онегиным и Печориным:

6 Кирилл Лютов и Гедали — о революционном насилии

Повествователь «Конармии» пробует переспорить еврея Гедали — жертву времени, который не понимает, почему хорошее дело (смена власти) так тесно связана с плохим (жестокостью):

7 Володя Макаров и Андрей Бабичев — о логике истории

Вообще-то, основные антагонисты «Зависти» Юрия Олеши — это «колбасник» Андрей Бабичев и поэт Николай Кавалеров, но даже в среде новых людей есть разногласия. В этой сцене советский супергерой Володя Макаров объясняет своему старшему приятелю Бабичеву, ради чего в действительности произошла рево­люция:

«— Я думал, почему злятся люди или обижаются, — сказал он. — У таких людей нет понятия о времени. Тут незнакомство с техникой. Время — ведь это тоже понятие техническое. Если бы все были техниками, то исчезли бы злоба, самолюбие и все мелкие чувства. Ты улыбаешься? Понимаешь ли: нужно понимать время, чтобы освободиться от мелких чувств. Обида, скажем, продолжается час или год. У них хватает воображения на год. А на тысячу лет они не разгонятся. Они видят только три-четыре деления на циферблате, ползут, тычутся… Куда им! Всего циферблата не охватят. Да вообще: скажи им, что есть циферблат, — не поверят!
— Так почему же только мелкие чувства? Ведь и высокие чувства коротки. Ну… великодушие?
— Видишь ли. Ты меня вот послушай. В великодушии есть правильность… техническая. Ты не улыбайся. Да, да. Нет, в самом деле… я, кажется, запутался. Ты меня смущаешь. Нет, подожди! Революция была… ну, как? Конечно, очень жестокая. Хо! Но ради чего она злобст­вовала? Была она великодушна, верно? Добра была — для всего цифер­блата… Верно? Надо обижаться не в промежутке двух делений, а во всем круге циферблата… Тогда нет разницы между жестокостью и великоду­шием. Тогда есть одно: время. Железная, как говорится, логика истории. А история и время одно и то же, двойники. Не смейся, Андрей Петро­вич. Я говорю: главным чувством человека должно быть понимание времени».

8 Федор Годунов-Чердынцев и Кончеев — о русских писателях

Начинающий поэт и мэтр из последнего русского романа Владимира Набокова «Дар» выясняют, чего стоят русские писатели:

9 Воланд, Берлиоз и Бездомный — о том, есть ли Бог

Приведите примеры конфликта некоторых произведений напишите на чем он основанБерлиоз, Воланд и Бездомный. Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова. Режиссер Владимир Бортко. 2005 год © Госкино; РТР-Фильм

Советский редактор Берлиоз и поэт Бездомный встречают на Патриарших дьявола инкогнито и ввязываются в теологический диспут:

«— Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
— Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собств­енный завтрашний день? И, в самом деле, — тут неизвестный повер­нулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… — тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удоволь­ствие, — да, саркома, — жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, — и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собст­венной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье — совершенно бессмыс­ленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что упра­вился с ним совсем другой? — и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком».

10 Штурмбанфюрер Лисс и Михаил Мостовский — о нацизме и ком­мунизме

Представитель Главного управления безопасности Третьего рейха пытается убедить заключенного концлагеря — старого большевика Михаила Мостовского — в том, что Гитлер и Сталин на самом деле единомышленники. Возможно, именно эта сцена и привела к тому, что роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» был арестован КГБ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *