Приведите аргументы что интеллект феномен культуры
КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛЕКТ: КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА
КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛЕКТ: КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА
Эксплицитные теории интеллекта определяются Р. Стернбергом [18] как конструкции, созданные психологами или представителями других наук на основе данных о выполнении испытуемыми заданий, которые, как предполагается, измеряют интеллектуальную деятельность. Поскольку большинство теорий интеллекта относится к эксплицитному типу, такая разновидность наиболее хорошо известна ученым.
143-хотя кросскультурные исследования обоих типов привели большинство ученых к заключению, что теории интеллекта не являются адекватными без учета культурного окружения [4], существует значительно меньше согласия в вопросе о том, какая концепция точно отражает взаимосвязь между интеллектом и культурой.
ЭКСПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ И ИНТЕЛЛЕКТА
Пожалуй, наибольшим признанием в настоящее время пользуются теории, не примыкающие ни к радикальному культурному релятивизму, ни к универсализму, описывающие интеллект как адаптацию. Согласно им, главной целью интеллекта является приспособление к жизненному окружению, а форма, которую оно принимает, является функцией культурной среды. У. Чарлсворт [5] описывает интеллект как адаптацию к тем требованиям, которые предъявляет окружение, отмечая при этом, что хотя приспособление является основной целью интеллектуальной активности, составляющие адаптивного поведения меняются в зависимости от принадлежности к определенной культуре или субкультуре. Р. Стернберг [19] рассматривает интеллект как психическую деятельность, лежащую в основе целенаправленной адаптации к реальному окружению, его формирования и выбора применительно к собственным потребностям. «Образ мыслей человека формируется во взаимодействии с другими людьми, принадлежащими к той же культуре » [4; 97]. Основная тема, проходящая через контекстуальные эксплицитные теории, заключается в том, что окружение, включая культуру, влияет на содержание интеллектуальной деятельности.
Следующий раздел содержит обзор исследований, использующих имплицитные представления для изучения культуры. Целью таких работ является обнаружение взаимосвязи между представлениями об интеллекте и культурным окружением.
ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА
Как уже говорилось выше, исследования интеллекта, базирующиеся на имплицитном подходе, изучают представления и мнения об уме и интеллекте, которых придерживается население. Исследования такого рода распадаются на три группы: проводимые на африканских, азиатских и западных популяциях.
Имплицитные исследования интеллекта на африканских популяциях. Первым кросскультурным экспериментальным психологическим исследованием народных представлений об интеллекте является работа С. Ирвина [17]: изучались высказывания, поверья, поговорки племени машона в Зимбабве, на основании которых автор пришел к заключению, что быть умным, согласно взглядам машона,- значит быть осмотрительным и осторожным, особенно в социальных контактах, поскольку неудачи воспринимаются как часть комплекса межчеловеческих отношений. Кроме того, машона считали самопознание менее важным, чем способность разбираться в других людях.
В исследовании Р. Серпелл [17] взрослым представителям племени чева из Центральной Африки предлагалось оценить интеллектуальные
способности детей в своей деревне и обосновать свое мнение. Взрослые чева считали, что умный ребенок должен обладать здравым смыслом, сообразительностью, мудростью, быть послушным, общительным и почтительным. Как отмечает Дж. Берри [2], в полученных результатах можно найти сходство с данными, полученными для племени машона, поскольку акцент делается на качествах, необходимых для человеческих контактов, особенно тех, которые требуются для поддержания целостности африканских общин. Р. Серпелл и С. Ирвин обращают внимание на то, что когнитивные способности, измеренные при помощи обычных тестов интеллекта, не отражают социальноаффективных и общинных компонентов, имеющих такую важность для представлений африканцев об интеллекте.
Подобный же акцент на социальных аспектах интеллекта был обнаружен при исследовании еще двух африканских популяций (баганда и баоуле, Уганда) [21], [6], основанном на изучении традиционного круга чтения детей и на применении семантических дифференциальных шкал. Для представителей племени баганда понятие интеллекта включает в первую очередь корректное поведение и социальную приспособляемость. Среди народности баоуле интеллигентными людьми считаются те, кто готов прийти на помощь, послушен, почтителен, знающ, проявляет ответственность и инициативу в делах, полезных для семьи и общины. Технические знания и умения также ценятся, но только если они используются в интересах данной социальной группы.
Психологи, обобщая африканские имплицитные представления об интеллекте, подчеркивают общую закономерность, заключающуюся, несмотря на различия в конкретных качествах, в наличии выраженного социального компонента [2], [14]. К наиболее существенным свойствам при этом относятся восприимчивость к социальной атмосфере, легкость контактов, принятие социальных ценностей. А. МандиКастл [14] отмечает, что важнейшей концепцией в африканских культурах является представление о первенстве семьи и социальной группы по отношению к индивиду. Дж. Берри считает, что результаты африканских исследований ставят под сомнение западную тенденцию исключать из тестов интеллекта лее компоненты, кроме когнитивных.
Другая работа Д. Китса посвящена представлениям китайцев и австралийцев о тех качествах, которые характеризуют взрослых
и детей с высоким интеллектом. Согласно Д. Китсу, классификация ответов как китайцев, так и австралийцев показывает, что на первое место ставится умение решать встающие перед человеком проблемы, знания, творчество. Однако при этом китайцы, в отличие от австралийцев, в число этих качеств включали также осторожность, умение наблюдать и подражать, способность к правильному мышлению. На основании данных этого исследования можно заключить, что китайцы представляют себе человека с высоким интеллектом как социально ориентированного, все делающего правильно, практичного и ответственного, наблюдательного и запоминающего,- но не склонного к критике и не любопытного. В отличие от этих представлений, австралийская народная концепция интеллекта включает способность к критике и стремление к познанию нового, наряду с умением говорить и общаться, а также разрешать проблемы; человек с высоким интеллектом должен логично мыслить, иметь академические достижения и пользоваться успехом в обществе.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что существует сходство в представлениях об интеллекте малайцев, китайцев, японцев и африканцев, заключающееся в наличии сильного социального компонента, подчеркивающего ценность качеств, необходимых для гармоничных взаимоотношений с другими,- в отличие от взглядов австралийцев, делающих акцент на индивидуальных когнитивных способностях и соответствующих умениях, на индивидуальных достижениях.
Изучение имплицитных теорий интеллекта на основании исследований, охватывающих различные культуры, показывает значительные расхождения в представлениях об интеллекте. Полученные результаты привлекают особенное внимание к проблеме экстраполяции
данных, характеризующих определенную культуру, на другие. Вторым и не менее важным результатом имплицитных исследований является определение тех направлений, в которых должна развиваться эксплицитная теория: она должна быть достаточно четкой, чтобы ею можно было пользоваться, и достаточно широкой, чтобы учитывать кросскультурные различия.
Ясно, что универсальная теория интеллекта должна включать как социальный аспект, так и признание различий в понимании социальной компетентности в разных культурах. Использование данных, полученных при изучении имплицитных представлений, может способствовать развитию кросскультурной всеобъемлющей теории интеллекта.
1. Azuma H., Kashiwagi К. Descriptors for an intelligent person: A Japanese study // Japanese Psychol. Research, 1987. 29. P. 17-26.
2. Berry J. W. Towards a universal psychology of cognitive competence // Intern. J. Psychol. 1984. 19. P. 335361.
3. Boring E. G. Intelligence as the tests test it // New Republic. 1923. June. P. 35-37.
5. Charlesworth W. Human intelligence as adaptation: An ecological approach / Resnick L. (ed.) The nature of intelligence. Hillsdale. NJ: Erlbaum, 1976.
6. Dasen P. R. The crosscultural study of intelligence: Piaget and the Baoule // Intern. J. Psychol. 1984. 19. P. 407-434.
7. Eysenck H. J. A model for intelligence. Berlin: SpringerVerlag, 1982.
8. Ery P. S. Changing conceptions of intelligence and intellectual functioning: Current theory and research / Fry P. S. (ed.) Changing conceptions of intelligence and intellectual functioning: Current theory and research. Amsterdam: NorthHolland, 1984.
9. Gill R., Keats D. Elements of intellectual competence: Judgments by Australian and Malay university students // J. CrossCultural Psychol. 1980. 11. P. 233243.
10. Goodnow J. J. On being judged «intelligent » // Intern. J. Psychol. 1984. 19. P. 391406.
12. Irvine S. H., Berry J. W. The abilities of mankind: A reevaluation / Irvine S. H., Berry J. W. (eds.) Human abilities in cultural context. N. Y.: Cambridge University Press, 1988.
13. Keats D. Cultural bases of concepts of intelligence: A Chinese versus Australian comparison / In: Proceedings second Asian workshop on child and adolescent development. Bangkok: Behavioral Research Institute, 1982.
14. MundyCastle A. Are Western psychological concepts valid in Africa? A Nigerian review / Irvine S. H., Berry J. W. (eds.) Human assessment and cultural factors. N. Y.: Plenum, 1983.
15. Putnam D. В., Kubride P. L A. relativistic understanding of social intelligence amond the Songhay of Mali and the Samia of Kenya. Paper presented at Society for CrossCultural Research. Philadelphia, 1980.
16. Ruzgis P., Origorenko E. L. (in press). Cultural meaning systems, intelligence, and personality / Sternberg R. J., Ruzgis P. (eds.) Intelligence and personality. N. Y.: Cambridge University Press.
17. Serpell R. Strategies for investigating intelligence in its cultural context // Institute for Comparative Human Development, Quarterly Newsletter, 1977. 1(3). P. 1115.
18. Strenberg R. J. Metaphors of mind. N. Y.: Cambridge University Press, 1990.
19. Sternberg R. J. The triarchic mind. N. Y.: Viking Press, 1988.
20. Sternberg R. J. et at. People’s conceptions of intelligence // J. Personality and Social Psychol. 1981. 41. P. 37-55.
21. Wober M. Towards an understanding of the Kiganda concept of intelligence / Berry J. W., Dasen P. R. (eds.) Culture and cognition: Readings in crosscultural psychology. L.: Methuen, 1974.
Культурный интеллект: как научиться принимать незнакомое
Фадеева Мария
Границы современного мира открыты: перед нами сотни возможностей для передвижения и коммуникации. Работа в зарубежной компании, командировки, учеба в заграничных университетах, путешествия, волонтерство. Даже в повседневной жизни нам все чаще приходится общаться с людьми других культур.
Задача непростая, но не столько в плане знания иностранного языка. Особенности характера, логика мышления, привычки поведения — без этого не получится эффективно взаимодействовать с людьми другой культуры. Тут на помощь приходит особый гибкий навык — культурный интеллект, или CQ. Что это такое и чем отличается от уже знакомых нам IQ и EQ? Почему CQ необходим каждому и как ему научиться? Разбираемся вместе с представителем онлайн-проекта TutorOnline Антониной Близнюк и консультантом по вопросам адаптации мигрантов Ольгой Пляскиной.
Что такое культурный интеллект
Мы все знаем про IQ — уровень интеллекта, умение мыслить логически и решать рациональные задачи. EQ, или эмоциональный интеллект, тоже у многих на слуху. Он показывает, насколько хорошо мы умеем выражать свои эмоции и считывать чувства других. А вот о культурном интеллекте заговорили совсем недавно. Однако он не менее важен, чем его «собратья».
Антонина Близнюк
Впервые понятие CQ придумала профессор менеджмента Наньянского технологического университета Сун Ан. В свое время профессору довелось сотрудничать с международной командой программистов. Несмотря на то что в группе работали настоящие профессионалы, из-за различий менталитета им не удалось добиться высоких результатов. Вместе со специалистом по индустриальной психологии Кристофером Ирли Ан разработала теорию культурного интеллекта — «способности эффективно действовать в разнообразных культурных контекстах».
Ольга Пляскина
Когда мы общаемся с людьми одной и той же культуры, нам проще считывать их эмоции. Мы понимаем контекст, и взаимодействовать становится легче. В диалоге с иностранцами эмоциональный интеллект нам помогает, но не на 100%. Многое нам незнакомо, и мы не знаем, что делать с этой информацией. Не можем эффективно ей воспользоваться, чтобы успешно построить коммуникацию. Убедиться, что мы одинаково смотрим на один и тот же вопрос.
Нам часто приходится взаимодействовать с людьми из разных стран. Многие мечтают переехать за границу, но такая перспектива часто пугает. Мы боимся трудностей, которые могут возникнуть на поле культурных различий. Мы не понимаем других, а они — нас. Культурный интеллект как раз направлен на решение таких задач.
Зачем нужен этот навык
Развивать в себе культурный интеллект полезно не только тем, кто живет и учится за границей или работает в иностранной компании. Каждый из нас ежедневно так или иначе контактирует с другими культурами: сокурсник в университете, приехавший по обмену, иностранный коллега на совместном проекте, даже обычный прохожий на улице или в очереди за капучино. В повседневной жизни мы постоянно находимся среди тех, кто от нас отличается.
Ольга Пляскина
Мы живем в мультикультурном мире, люди становятся мобильнее. Нам поневоле приходится общаться с теми, кто на нас не похож. В широком смысле культурный интеллект как раз про то, как строить отношения, несмотря на множество различий. Нам приходится договариваться друг с другом по множеству вопросов. Ведь огромное количество вещей в жизни проходит через людей. А в школе, к сожалению, этому не учат.
Культурный интеллект нужен всем, потому что мир стал очень разнообразным. Даже если мы не переезжаем в другую страну, нам нужно это многообразие гармонизировать и научиться жить вместе.
Чем еще полезны навыки культурного интеллекта и где их можно применить? Далее рассмотрим ситуации, в которых умение понимать окружающих особенно пригодится.
Построить отношения в мультикультурном обществе
В первую очередь CQ — это про эффективную коммуникацию, умение договориться. Рабочие моменты, бытовые вопросы и просто повседневное общение. Понимание, почему люди ведут себя так, а не иначе, поможет быстрее добиться результатов и целей.
Ольга Пляскина
Культурный интеллект может помочь отрефлексировать, какой я и какие окружающие. Это нужно для того, чтобы достичь своих целей с минимальной потерей и рисками. Например, если вы работаете в мультикультурной команде, важно уметь рационально смотреть на различия. Понимать, что если возникает конфликт, то в этом нет чьей-то конкретной вины. «Мы такие, а они — другие. И нам важно решить общую проблему». Такой подход поможет сохранить нервы, здоровье, время и быстрее прийти к своим целям. Мир усложняется, и, чтобы в нем выжить, придется овладеть новыми гибкими навыками.
Разнообразить окружение и завести новые знакомства
Общаясь с людьми разных национальностей, мы не только расширяем и обновляем свой круг общения. Появляется возможность по-другому посмотреть на многие вещи. Меняется угол зрения, и решить собственные проблемы становится проще. В итоге нам легче адаптироваться в компании незнакомых людей, добиться понимания.
Антонина Близнюк
Культурный интеллект — это не только про умение общаться с иностранцами. Это понятие подразумевает желание понять другой менталитет, обычаи и привычки, какие-то особенности того или иного народа. Люди с развитым культурным интеллектом легче адаптируются в другой стране, быстро заводят друзей. Они уважают чужие обычаи и традиции, с готовностью принимают их и везде чувствуют себя как дома.
Вспомните знаменитую Лару Крофт, которая спасала редкие артефакты, сражаясь с врагами. У героини были друзья по всему миру, даже среди африканских племен, которые с осторожностью относятся к чужакам. Лара Крофт — отличный пример человека с высоким культурным интеллектом. Она быстро находит общий язык с самыми разными людьми, с уважением принимает их особенности и черты характера, привычки и традиции.
Развиться как личность
Процесс становления личности непрерывен и не заканчивается во взрослом возрасте. Человек выбирает профессию, создает семью, осознает свою принадлежность к религии, национальности и т. д. Но жизнь не стоит на месте, и мы развиваемся на всем ее протяжении. Меняем работу, строим отношения, отказываемся от изживших себя взглядов и приобретаем новые. И все это происходит в современной мультикультурной среде.
Антонина Близнюк
Мы познаем себя и окружающий мир на протяжении всей жизни. Просто не всегда фиксируемся на тех внутренних изменениях, которые с нами происходят, а порой и упорно им противостоим. Что такое косное мышление, догматизм, негибкость? Это как раз про нежелание признать, что ты все время меняешься. По этой причине культурный интеллект очень важен не только для профессиональной стороны жизни, но и для развития как личности. Чем больше мы знаем о том мире, который отличается от нашего, тем больше мы можем принять и понять. Расширяются наши внутренние горизонты, и, как следствие, сохраняется интерес к жизни и к самому себе.
Научиться понимать и познать себя
Современный мир стал более открытым, чем раньше: перед нами — сотни возможностей изучить его лучше и посмотреть на себя через новый опыт. Согласитесь, не воспользоваться ими было бы глупо. Учеба за границей, путешествия, опыт жизни в других странах — все это развивает нас внутренне. Если в будущем вы собираетесь переезжать за границу, культурный интеллект поможет легче адаптироваться в незнакомой среде.
Ольга Пляскина
Когда меняется наша культурная среда, всегда приходится к привыкать. Важно обратить внимание на то, есть ли сильный конфликт между вашими ценностями и взглядами окружающих. Например, во время пребывания в Италии у меня был очень длинный период адаптации. Мое представление о времени сильно отличалось от того, как к нему относятся местные. Для меня важно, чтобы все было четко и укладывалось в сроки. В Италии, в основном из-за жаркого климата, люди сформировались по-другому. Они все делают медленно, не любят давать четкие сроки. А если дают, то не факт, что будут соблюдать.
Второй момент: я по характеру прямолинейная и привыкла сразу переходить к делу. Среди итальянцев так не принято, но чтобы это понять, ушли годы. Чем сильнее ваши ценности относительно иерархии, времени или чего-то другого будут отличаться, тем дольше и сложнее будет приспосабливаться.
Как научиться принимать различия и понимать других
Умению понимать и принимать чужие культуры, ценности, взгляды можно обучиться. Если вы твердо решили развить в себе культурный интеллект, начните следовать нескольким простым шагам.
Займитесь самообразованием
Начните самостоятельно изучать тему: читайте зарубежные книги, журналы, газеты, новости, смотрите фильмы и сериалы, посещайте лекции, выставки. Люди выражают свою культурную идентичность через искусство, а это прекрасная возможность погрузиться в национальный контекст.
Антонина Близнюк
Читайте! Много, разное, в любых доступных вам форматах: электронные или бумажные книги, аудиокниги, радиоспектакли и т. д. Литература — это самый доступный способ путешествовать не только по миру, но и между мирами, которым грех не пользоваться, пока ты жив. Изучайте другие культуры, языки, музыку, кино. Погрузитесь в мир аутентичного национального искусства.
Интересуйтесь другими культурами
Для этого даже не обязательно ехать в незнакомую страну. Сейчас огромное множество ресурсов, где можно найти всю необходимую информацию. Погрузитесь в историю народа, изучите фольклор, больше узнавайте о традициях, обычаях, ценностях.
Антонина Близнюк
Отправляясь в командировку в незнакомую страну или на учебу за границу, постарайтесь заранее узнать про обычаи и менталитет людей этого государства. Тогда ваша адаптация пройдет проще, вы быстрее освоитесь в незнакомой среде, обретете новые контакты. Информацию черпайте из первоисточников — к счастью, сегодня с этим проблем нет: блогеры в соцсетях, на ютубе с радостью рассказывают об особенностях жизни в той или иной стране.
Проявляйте уважение к чужим ценностям
Насмотренность, начитанность и опыт взаимодействия с другими культурами воспитывают в нас толерантность. Еще один ценный гибкий навык, без которого не обойтись в современном обществе.
Антонина Близнюк
Проявляйте уважение к традициям и обычаям жителей другой страны, находясь в отпуске или в командировке. Не смейтесь над их, как вам кажется, странными и смешными привычками.
Принимайте чужие правила, если находитесь в гостях. Например, если приехали в мусульманскую страну со строгими устоями, в которой женщины обязательно носят платок или хиджаб, не стоит демонстративно расхаживать с непокрытой головой. Беседуя с японцем, соблюдайте дистанцию, поскольку в Стране восходящего солнца берегут личное пространство.
Приезжая в чужую страну, даже если вы совсем незнакомы с ее языком, выучите несколько простых фраз на местном диалекте, чтобы при случае попрактиковаться. Местные жители оценят ваши усилия.
Рефлексируйте и практикуйтесь
Находясь среди иностранцев, постарайтесь стать немного «своим»: попробуйте говорить на местном сленге, использовать общепринятые жесты. В путешествии больше присматривайтесь к привычкам и поведению окружающих. Например, итальянцы в обычной жизни любят обсуждать еду и свою знаменитую кухню. А на местном рынке в Перу вас научат правильно выбирать авокадо и готовить гуакамоле.
Антонина Близнюк
Когда вы находитесь за границей, проявляйте любопытство, развивайте внимательность, подмечайте детали в общении с людьми — наблюдайте за жестами, мимикой, особенностями речи, поведением и старайтесь повторить. Развивая в себе культурный интеллект, вы в любой точке мира сможете чувствовать себя как дома.
Культурный интеллект — это умение понимать людей другой культуры, принимать окружающих с их особенностями и привычками, строить адекватные отношения и договариваться. Развивая в себе культурный интеллект, мы легче интегрируемся в новое общество, развиваемся эмоционально и культурно. Чем больше мы взаимодействуем с непривычным, тем толерантнее и осознаннее становимся.
Интеллект и культура
Интеллект и культура
Исследования показали, что критерии интеллектуальности в различных культурах могут заметно отличаться. Тот, кто считается умным в рамках одной культуры, в другой может прослыть глупцом, и наоборот. То поведение, которое в рамках одной среды ведет к успеху, в другой может привести к провалу. Очень часто различие культур остроумно отражается в анекдотах, в которых обыгрываются национальные особенности и традиции.
Один из таких анекдотов мне рассказали в Испании, куда я приехал на встречу с группой профессоров. Ночной посыльный принес в университет важный пакет для профессора Торреса. В деканате факультета он узнал, что профессора сейчас нет, но он должен появиться с минуты на минуту. Посыльный сел и стал ждать. Так он сидел час, два часа, день, неделю, месяц, год, два года, не произнося ни слова, чтобы никому не мешать. Наконец, по истечении трех лет, руководство факультета избрало посыльного на должность профессора.
Испанцам нравится этот анекдот, и они хорошо понимают, в чем его соль. В испанских университетах высшие должности достаются тем, кто ничего не слышит, ни с кем не разговаривает и никому ни на кого не жалуется. Принцип здешней жизни – не высовываться. Кто это усвоил, будет считаться умным человеком. В Соединенных Штатах действует совсем другая система. Чтобы продвинуться, нужны публикации, нужна известность – пассивность здесь не поощряется. В таких анекдотах, как в зеркале, отражаются различия в отношении к интеллекту в рамках разных культур. Эти различия выявляются и более серьезными методами.
Язык, традиции, потребности и верования в сочетании формируют соответствующее культуре понятие об интеллекте. Для западного и незападного общества эти концепции могут в чем-то совпадать, а в чем-то могут значительно расходиться. Рассмотрим, например, принятое у замбийской народности чи-чьюс понятие «нзелу», которое в определенном смысле аналогично западному представлению об интеллекте, но имеет и ряд существенных особенностей[37]. В то время как в западной культуре интеллект имеет познавательную ориентацию, «нзелу» строится на принципах мудрости, ловкости и ответственности в рамках культурного контекста Замбии. Таким образом, замбийских ребят учат ценить интеллект в более широком по сравнению с западными детьми смысле, и он охватывает более широкие нормы поведения, чем это принято в рамках традиционной для нас культуры[38].
С той же уверенностью можно говорить об отличии умственных способностей, составляющих интеллект успеха в различных культурах. Вот почему я всегда с недоверием отношусь к тем теориям, в которых пытаются определить фиксированный набор умственных способностей с претензией на их универсальность. Учение читать и писать – столь важное в нашей культуре – не имеет никакого значения в обществе, где нет письменности. С другой стороны, способность различать зрительные образы, имеющая второстепенное значение в нашей культуре, является критически важной там, где человека ежедневно подстерегают хищники, маскирующиеся на фоне окружающей растительности и особенностей местности.
Исследования IQ, проведенные в США среди иммигрантов из Италии, являются почти что домашним примером влияния культурных различий на интеллект – во всяком случае, на результаты его тестирования[39]. Менее ста лет назад у первого поколения итало-американских детей показатели IQ были более чем скромные – 87 пунктов, – хотя делался упор на невербальные задания, а тесты строились с учетом, как считалось, доминирующего в Америке склада ума. Некоторые социологи и психологи поспешили тогда заявить, что причиной низких показателей IQ является наследственность и другие врожденные факторы – такие же вердикты выносятся их коллегами и сегодня по отношению к другим национальным меньшинствам.
Например, ведущий специалист того времени Анри Годар заявлял, что 79 процентов иммигрантов из Италии отличаются «слабоумием» (подобный вывод он сделал и по отношению примерно к 80 процентам иммигрантов венгерского и русского происхождения)[40]. Затем Годар начал настаивать на том, что падение нравов связано с низким уровнем интеллекта, и рекомендовал ввести обязательное тестирование иммигрантов, с тем чтобы на основании полученных результатов не допускать «недостойных» на территорию США. Однако Стивен Сеси установил, что у последующих поколений итало-американцев показатели IQ даже несколько выше средних значений; аналогичный рост IQ отмечался и в других «заклейменных» Годаром иммигрантских группах[41]. Даже наиболее горячие приверженцы теории наследственности вряд ли решились бы объяснять подобный прогресс национальными особенностями. Более правдоподобным объяснением здесь является проявление культурной ассимиляции, включающей процесс интегрированного обучения.
Теперь, возможно, вы согласитесь со мной в том, что трудно, а может, даже практически невозможно создать тесты, которые обеспечивают равноправие культур, другими словами, тесты, при выполнении которых представители всех культур будут находиться в равных условиях. Поскольку в различных культурах разнится само представление об интеллекте, имело бы смысл по крайней мере привлекать к разработке тестов представителей всех заинтересованных культур.
Одна из причин, по которой авторы и издатели тестов проверки интеллектуальности упорно держатся за термин «равноправие культур», состоит в том, что, по их мнению, использование в тестах только геометрических фигур делает их исключительно невербальными (то есть влияние языка исключается) и одинаково сложными для представителей всех культур[42]. К таким «справедливым» тестам психологи относят и «Последовательные матрицы Равена», где все задания требуют манипуляций только с геометрическими формами.
Но разве в различных культурах геометрии уделяется одинаковое внимание? Конечно нет. Даже те, кто считает тесты типа матриц Равена беспристрастными к культуре, теперь признают, что культурные различия в тестах, основанных на геометрических фигурах, проявляются даже сильнее, чем в вербальных тестах[43]. Люди, не получившие западного среднего образования, включающего курс геометрии, оказываются в очень невыгодном положении при выполнении тестов, требующих манипуляций с геометрическими фигурами. Сами эти фигуры, с детства знакомые ученикам западных школ, являются чем-то вроде китайской грамоты для детей и даже для взрослых, не получивших соответствующего образования.
Различие культур не сводится, однако, к знанию одной лишь геометрии. Рассмотрим, например, представление о быстроте ума. В американской культуре быстрота ума, как правило, ассоциируется с высоким интеллектом. Большая часть тестов проверки интеллекта должна выполняться за очень короткое время, что создает многим из нас немало проблем. Будучи студентом последнего курса колледжа, я сдавал письменный выпускной экзамен. Помню, как я растерялся, когда объявили об окончании вербального раздела экзамена – к тому времени я не успел выполнить все задания. А ведь я был уже далеко не новичком! Летом на каникулах я работал в «Psychological Corporation», ведущем издательстве тестов. Другим летом я подрабатывал в Службе образовательного тестирования, которая готовила те самые тесты, которые я выполнял на экзамене, – я даже был автором одного из них. Но кого это интересовало? Просмотрев оставшиеся задания, я понял, что почти все, а возможно, вообще все они мне по силам – требуется только время. Но его-то как раз и не было.
У меня были две альтернативы, ни одну из которых нельзя было признать вполне удовлетворительной. Во-первых, я мог оставить задания незавершенными, что привело бы к снижению общего результата тестирования. Во-вторых, я мог вернуться к вербальным заданиям после завершения математического раздела теста, который был как раз объявлен. Общий лимит времени превышен бы не был. Для устранения пробелов я выкроил бы минут десять из времени, отведенного на математику. Но в том тесте не разрешалось перепрыгивать от задания к заданию – хотя на других экзаменах таких ограничений не было. Ситуация оказалась неприятной: чтобы наверстать упущенное, требовалось нарушить правила. Я, пожалуй, умолчу о том, как мне удалось выйти из создавшегося положения. Скажу только, что и по словесности, и по математике я показал очень хорошие результаты!
Во многих культурах быстрота соображения вовсе не является достоинством, когда речь идет об интеллекте. Иногда считается, что разумный человек не должен торопиться при выполнении какой-либо работы. Этой точки зрения придерживается и один из ведущих теоретиков-психометристов, определяющий интеллект как способность сдерживать инстинктивные реакции[44]. Но что любопытно, разработанные именно им тесты оценки интеллекта отличаются от других жесткими временными рамками, которые устанавливаются для их выполнения!
Многим из нас знакомы ситуации, когда критерии оценки разумности поведения – и в быту, и на работе – могут принципиально отличаться в зависимости от особенностей культуры. В Соединенных Штатах наблюдается повальное увлечение быстрой едой. Безусловно, можно найти аргументы в пользу такой организации питания, но среди них будет заведомо отсутствовать учет качества пищи или удовольствия от ее приема. Не говоря уже о вреде для здоровья. Но тем не менее в рамках такой системы экономится время, и за это мы ее ценим. Типичное время, которое в США отводят для ланча, колеблется в пределах от получаса до часа.
А вот в странах Средиземноморья подход совсем другой. Типичный ланч здесь продолжается от двух с половиной до трех часов. Более того, попытка побыстрее закончить с едой может вызвать раздражение или даже обидеть окружающих – они решат, что вас не устраивает их компания. С точки зрения торговли и бизнеса в этих странах ничего не теряют – магазины и офисы там закрываются позже, чем у нас, так что продолжительность рабочего дня примерно такая же. А время, которое, по мнению американских служащих, тратится днем впустую, с точки зрения жителей стран Средиземноморья, используется для очень важного общения с семьей и друзьями.
Подобная точка зрения доминирует и во многих странах Латинской Америки. Недавно я принимал участие в проводившейся в Венесуэле конференции, открытие которой было назначено на восемь часов утра. Мои коллеги из Соединенных Штатов были крайне раздражены столь ранним началом, поскольку, чтобы не опоздать, пришлось приехать в Венесуэлу за день до открытия. Тем не менее, желая произвести хорошее впечатление, мы прибыли вовремя. В зале мы не обнаружили ни одного из представителей стран Латинской Америки, которые составляли подавляющее большинство участников конференции! Они начали появляться около девяти утра, искренне недоумевая по поводу нашего поведения – чем сидеть и терпеливо ждать открытия конференции, можно было бы, по их мнению, провести это время гораздо приятнее и полезнее. Путешествуя по различным странам, необходимо быть готовым к самым неожиданным интерпретациям понятия интеллекта, иначе можно изрядно потрепать свою нервную систему.
Безусловно, необходимо признать, что принятое у нас отношение ко времени и его связи с интеллектом является более гибким и разумным, чем это может показаться на первый взгляд. Если вы заявите, что тщательно все обдумали в течение целых пятнадцати секунд и только тогда приняли решение о женитьбе, о поступлении на работу или о покупке дома, вряд ли подобная скорость мышления будет трактоваться в пользу вашей интеллектуальности. Даже в Соединенных Штатах быстрота и пунктуальность не всегда считаются признаком большого ума и хорошего тона. Конечно, хорошо, если встреча начинается вовремя, но будут ли рады пригласившие вас на обед хозяева, если вы явитесь точно в срок или, что еще хуже, загодя?
Иногда система, которая кажется нам глупой, в интеллектуальном контексте данной культуры вовсе не лишена смысла. Например, в Турции результатам выполнения объективных тестов придается гораздо большее значение, чем в Соединенных Штатах. В пятом классе – на последнем году обязательного образования – ученикам, желающим перейти в частные школы или в элитные государственные школы, приходится проходить тестирование. Результаты этих тестов, которые выполняются детьми приметно десятилетнего возраста, будут определять не только вопрос о приеме в школу, но и дальнейшее будущее ребенка. Неудача при тестировании влечет за собой исключение из школы или перевод в учебное заведение с сомнительным качеством преподавания.
Такое отношение к тестам может сначала показаться откровенной глупостью. Разве они не знают об ошибках измерения, о боязни тестирования и о множестве других факторов, способных повлиять на конечные результаты? Как можно полагаться на такую сомнительную систему? Однако здесь все не так просто – я по-прежнему считаю эту систему сомнительной, но, как будет показано далее, в определенной степени она оправдана.
В Соединенных Штатах иногда говорят: важно не что ты знаешь, а кого ты знаешь. Отчасти это справедливо, отчасти нет. Однако что касается приема в частные школы и колледжи, то оценки, результаты тестирования, рекомендательные письма и тому подобное составляет в совокупности систему, которая, несмотря на свои недостатки, более или менее объективно отражает квалификацию учеников. В Турции же, как и в других странах Ближнего Востока, то, кого ты знаешь, имеет еще большее значение, чем в Соединенных Штатах. Многие решения принимаются исключительно на основе личных связей.
Почему тогда такое исключительное доверие к многовариантным тестам? Потому, что именно они являются здесь наиболее действенным способом борьбы с блатом. Объективность других методов оценки может быть сведена на нет коррупцией. Это касается и оценок, и рекомендательных писем – даже от учителей и университетских профессоров. Такая уж там сложилась система. Исключительное значение результатов объективного тестирования дает хоть какие-то шансы способным, но не имеющим блата ученикам получить приемлемое образование – других шансов у них практически нет. Многовариантные тесты являются сомнительным критерием оценки интеллекта, но блат – еще худший критерий.
Психологи далеко не едины в своем отношении к степени влияния культурных особенностей на интерпретацию интеллекта. Например, одна из крайних точек зрения выражается в культурном релятивизме[45]. В соответствии с этой точкой зрения сложившиеся в данном месте представления об умственных способностях должны быть единственным базисом при объективном описании и оценке таких психологических явлений, как интеллект. Радикальные культурные релятивисты считают, что западная концепция интеллекта не может служить универсальным мерилом, поскольку в каждой культуре имеется свое представление об интеллекте. С их точки зрения, основная цель состоит в понимании сути интеллекта конкретной культуры.
В различных культурах единый подход отсутствует не только в вопросе о концепции интеллекта, но и в подходах к его тестированию. Например, представители племени майя иногда очень плохо справляются с тестами, поскольку они даже не понимают, в чем состоит суть тестирования[46]. Когда задается вопрос, на который, как всем ясно, экзаменатор знает ответ, представители племени майя часто недоумевают – зачем человек спрашивает о том, что ему уже и так известно. Им также непонятно, почему, когда человек не знает ответа на вопрос, ему нельзя посоветоваться с семьей. Разве главная цель состоит не в том, чтобы найти правильный ответ? То, что в нашей основанной на индивидуализме культуре выглядит как мошенничество, в их коллективистской культуре является единственно разумным способом решения проблемы.
Иногда мы бываем настолько уверены в справедливости предположений, лежащих в основе тестирования, что даже не задумываемся о том, как они будут восприняты теми, кто выполняет эти тесты. Подобная ошибка есть и на моей совести. Несколько лет тому назад мы проводили исследование способностей к проведению абстрактных аналогий, тестируя детей из вторых, четвертых и шестых классов, а также взрослых. Задания состояли в установлении аналогий между картинками[47]. Хуже всего справились с тестом второклассники, четвертые классы – несколько лучше, шестые классы – еще лучше, а наилучшие показатели были у взрослых. Результаты выглядели вполне правдоподобно. Мы их чуть было не опубликовали, хотя особого интереса они не представляли. Однако когда я проанализировал результаты более внимательно, то к своему удивлению обнаружил, что ряд второклассников не дали ни одного правильного ответа. Поскольку предлагалось всего два варианта возможных ответов, даже отвечая наугад, испытуемый должен был набрать примерно 50 процентов от максимального результата. Что-то было явно не так.
Тогда я просмотрел тестовые буклеты тех детей, которые не дали ни одного правильного ответа. Все они поступали одинаково. Дети обводили кружком в качестве правильного первый или второй термин прямо в ответвлении (данной части) вопроса. Другими словами, вместо того чтобы обвести ответ, они обводили соответствующее слово в тексте задания. Почему? Догадаться было несложно. Тест проводился в еврейской школе, в которой утром дети занимались на английском языке, а днем – на иврите. Тест они выполняли днем, когда было время иврита, в котором, как известно, текст читается справа налево. Вот некоторые второклассники и читали задания теста справа налево, что катастрофически сказалось на их результатах. Не просмотри я их буклеты, мы бы так и не узнали истинную причину происшедшего. Это говорит о том, что, проводя тестирование, мы не в состоянии предусмотреть все – например то, что тест могут читать справа налево.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что культура и, что еще важнее, приобщение к мировой культуре вообще и к западной в частности являются ключевым моментом успешного прохождения традиционных тестов. Одним из исследователей показано, что наилучшим образом IQ взрослого человека позволяет предсказывать не IQ его родителей, не уровень доходов и принадлежность к определенному социальному классу и прочие наиболее вероятные, на первый взгляд, переменные[48]. Оказалось, что для наиболее точного прогноза необходимо знать, сколько лет этот человек учился, особенно в школах западного образца. В этом нет ничего удивительного. IQ-тесты часто оценивают достижения, то есть именно то, что приобретается в стенах учебных заведений. В тестах оценки умственных способностей в целом невозможно полностью отделить их от того, что называют достижениями, поскольку интеллект измеряется на основе проверки приобретенных навыков и знаний. В строго биологическом определении интеллекта речь идет о совсем других характеристиках.
Хотя равноправие культур при тестировании является пока целью нереальной, можно вести речь об ориентированных на определенные культуры тестах. В таких тестах должны проверяться навыки и знания, отражающие культурный опыт испытуемого. В культурно-ориентированных тестах оцениваются традиционные компоненты умственных способностей, например память и другие аспекты обработки информации, но для этого используется контекст и процедуры, которые соответствуют особенностям и представлениям в рамках культуры испытуемого.
Создание культурно-ориентированных тестов требует определенных усилий и творческих подходов, но эту задачу нельзя отнести к категории невыполнимых. Рассмотрим, например, результаты исследования памяти (один из аспектов интеллекта по канонам западной культуры) у представителей американской и марокканской культур[49]. Было установлено, что эффективность запоминания зависит от контекста запоминаемой информации, причем лучше усваивается материал, ориентированный на соответствующую культуру, например марокканские торговцы коврами лучше всего запоминали сложные орнаменты на черно-белых фотографиях восточных ковров. Эти результаты показали, что, если в тестах не минимизируется влияние культурных различий, результаты тестирования памяти зависят главным образом от уровня знаний испытуемого и используемых им стратегий запоминания (включая и знание особенностей собственной памяти), а не от структурных характеристик памяти – например, сколько слов вы можете вспомнить и как быстро вы их забудете. Короче говоря, настройка теста на определенную культуру не сводится к простому устранению лингвистических барьеров, препятствующих пониманию его содержания.
Аналогичное влияние контекста можно продемонстрировать на примерах выполнения детьми и взрослыми тестов самого различного назначения[50]. На результаты тестирования влияет и социальный аспект (например, мужская или женская ориентация заданий), ментальный контекст (например, для каких целей производится осмотр дома – его покупки или кражи со взломом), физический контекст (выполняется задание в «полевых условиях» или в лаборатории). Так, четырнадцатилетние мальчики плохо справились с заданием, когда оно было сформулировано в виде рецепта выпечки кекса, и без проблем одолели аналогичное задание, когда его представили в виде инструкции по замене аккумулятора[51]. Дети значительно увереннее осваивают видеоигру, когда им говорят, что в ней надо следить за траекторией полета бабочки, чем когда им пытаются объяснить те же правила на основе законов перемещения абстрактных геометрических объектов. У бразильских домохозяек не было особых проблем с решением задач на пропорциональность, когда они совершали гипотетические покупки продуктов, но когда продукты в задании заменялись лекарственными травами, сразу же возникали существенные трудности[52].
Из всего этого обсуждения вопросов культуры следует один вывод. Полное понимание интеллекта как адаптивного поведения невозможно вне культурного контекста. То, что считается разумным в одной культуре, может быть глупым в другой, и наоборот. Но если удастся объединить исследования культурных и биологических аспектов интеллекта, вполне вероятно, нам удастся несколько продвинуться в понимании этого вопроса. Некоторые исследователи пошли именно по такому пути.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.