Приватная школа это что
Плюсы и минусы частной школы
Каждый родитель желает отдать своего сына или свою дочь в такое учебное заведение, в котором образовательный процесс будет основываться на творческом подходе, а одноклассники не будут мешать учиться. Ведь от этого зависит будущее ребенка. Считается, что школы частног типа преобладают над государственными. Действительно ли это так?
Что представляет собой частная школа?
Когда человек слышит словосочетание «платная школа», он представляет себе следующее: в классе интерьер оборудован новейшей техникой, учатся дети только из обеспеченных семей, а учитель вкладывает в свою профессию и учеников всю душу.
У некоторых людей вырисовывается иное представление о частной школе: «золотая» молодежь, которая не учится, поскольку зачем им это делать, если за них заплатили папа с мамой. Особых детей там нет – такие же, как и в других учебных заведениях, только их родители более состоятельные. У учеников формируется мировоззрение, что Вселенная вертится вокруг них, а педагоги относятся к ним не столько обходительно, сколько либерально.
Обучение в платных школах не гарантирует того, что знания ребенка будут на высшем уровне. Тем не менее, имеется ряд превосходств перед государственными.
Плюсы частных школы
Почему большинство пап и мам отдает ребенка в частную школу? Объясняется это тем, что платные учебные заведения имеют такие преимущества:
Это поводы, которые являются ключевыми при принятии решения – стоит ли отдавать своего ребенка в частную школу.
Минусы частных школ
Несмотря на немалое количество преимуществ, у обучения в частных образовательных организациях имеются недостатки. Это:
Заключение
Исходя из вышеизложенного, частные учреждения отличаются от государственных не во многом. В обычной школе тоже учатся дети состоятельных родителей. Некоторые государственные заведения обустроены лучше, чем платные. Качество обучения зависит не только от школы, но и от педагогов, администрации.
Частные школы в России
Что такое частная школа и чем она отличается от государственной
Основное отличие частного учебного заведения от государственного в том, что первое принадлежит конкретному предпринимателю и не финансируется из средств бюджета, а содержится за счет денег, которые родители платят за образование своих детей. Таким образом, с юридической точки школа выступает исполнителем, а законный представитель ребенка – заказчиком образовательных услуг, и их взаимоотношения регулирует ФЗ «О защите прав потребителей». Значит ли это, что у владельца негосударственного учебного заведения с педагогической точки зрения полностью развязаны руки? Нет, поскольку закон «Об образовании в РФ» он тоже соблюдать обязан, то есть ученики частной и государственной школ обладают абсолютно одинаковыми правами. Что это значит практически:
Все права и обязанности сторон образовательного процесса в небольшой статье перечислить сложно, но и необходимости в этом нет. Достаточно знать, что любое частное учебное заведение обязано действовать согласно вышеуказанным законам.
Преимущества
Образовательные услуги обходятся родителям недешево, так есть ли смысл тратиться? Безусловное достоинство частных школ – отличная материальная база (хороший ремонт, учебные лаборатории, компьютеры) и классы всего по 10–15 человек, что дает возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку в отдельности. Эти преимущества – самые очевидные, но не единственные. Важно и то, что каждая частная школа уникальна и несет в себе некую заложенную основателем идею. Она может выражаться в облике самого здания, в принципах отбора преподавателей и организации педагогического процесса, а также в разнообразии дополнительных программ. Кроме того, многие частные средние школы – профильные, то есть имеют определенный уклон: экономический, лингвистический, математический и так далее. Государственные учебные заведения иногда тоже отличаются определенной направленностью, но стоит понимать, что если ваш ребенок проявляет ранний интерес, например, к биологии, а в вашем районе школы с подобным профилем нет, то у вас могут возникнуть сложности с поступлением, поскольку на обучение за счет бюджета детей принимают в первую очередь по месту жительства. В частном секторе подобных ограничений нет, хотя в любом случае стоит принять во внимание и то, насколько удобно будет ребенку ходить либо ездить на занятия.
Отдельно стоит упомянуть о школах, нацеленных на работу с одаренными детьми. В государственной системе подобные учебные заведения найти трудно, если вообще возможно. Понятно, что в рамках стандартной программы ребенку с выдающимися способностями будет «тесно», поэтому родителям вундеркиндов остается только искать платную школу, если они, конечно, не хотят загубить талант сына или дочери на корню.
Новаторство
Трудно отрицать, что государственная система общего образования у нас в стране давно устарела и требованиям времени во многом не отвечает. Реформировать ее то и дело пытаются, но лишь с переменным успехом. Так или иначе, современные школы используют, по сути, советские и сугубо традиционные педагогические технологии. В частном секторе инертность заметно ниже, поскольку у владельцев учебных заведений могут быть свои взгляды на образовательный процесс, и они вправе организовать его так, как им заблагорассудится, если это не противоречит закону. Родителям же остается лишь выбрать такую педагогическую модель, которая будет соответствовать их собственным воззрениям и предрасположенностям ребенка. Взять, к примеру, знаменитое вальдорфское образование, не менее известный метод Монтессори или систему Занкова. Хоть они и появились далеко не вчера, но до сих пор служат интересными альтернативами стандартизированному обучению. Если же родителей интересуют именно современные, передовые подходы к образованию, то и в этом случае достойные варианты они найдут, особенно если живут в Москве. К слову, около 30% российских частных средних школ находится именно в столице, еще приблизительно 10% – в Санкт-Петербурге и лишь оставшиеся 60% распределены по другим частям страны.
Отсутствие бюрократии
Последние годы в России характеризуются сильной бюрократизацией образовательного процесса: по требованию чиновников учителя вынуждены составлять бесконечные планы и отчеты. Министерство просвещения таким образом имитирует бурную деятельность, а педагоги вынуждены тратить на бумагомарание время, которые они могли бы дополнительно уделить детям. С частными школами ситуация иная: они перед государством не отчитываются, а потому и в общей бюрократической вакханалии не участвуют, что косвенно может положительно сказаться на качестве образовательного процесса. Вероятное возражение также резонно: если госконтроль ослаблен, то насколько велик риск для ребенка и его родителей стать жертвами педагогической некомпетентности? Возможно, он и есть, но стоит понимать, что закон действует в любом случае, и при нарушении со стороны школы он будет на вашей стороне. Кроме того, институт репутации хоть в России и развит относительно слабо, но он все же существует, особенно в образовании. Частное учебное заведение заинтересовано в том, чтобы получать положительные отзывы от родителей, поэтому администрация будет делать все возможное, чтобы не допустить недовольства со стороны клиентов и избежать конфликтов.
Пример частной школы
Чтобы не быть голословными, расскажем о том, как организовано обучение в знаменитой Павловской гимназии из Московской области – единственного частного учреждения, входящего в сотню лучших средних школ региона. Это не интернат, то есть ночуют дети дома, но заняты они целый день. До обеда они учатся, а затем занимаются в различных студиях, которых в общей сложности более 30. Есть спортивные, шахматные секции, кружки по созданию мультфильмов, постановке мюзиклов, записи радиопередач. Здесь не принято судить о возможностях ребенка исключительно по успеваемости в общеобразовательных дисциплинах. Задача гимназии – раскрыть потенциал, который подчас находится в области, далекой от стандартной программы. Последнюю ребята, естественно, осваивают, но тоже необычным образом: уроки не проходят в строго определенных классах, используется все пространство школы – оранжерея, рекреация, сад камней, расположенные во дворе беседки.
Необычно и то, как проходят занятия. В наши дни, когда любую информацию можно за секунды найти с помощью поисковой системы, привычная функция учителя как ментора, транслирующего знания покорным слушателям, уже неактуальна. Современная педагогика основана на взаимодействии между преподавателем и учениками. Более того, в Павловской гимназии дети выступают «сценаристами» образовательного процесса и сами определяют ход урока, а учитель старается подстроиться. Людям старшего поколения, которые воспитывались под началом педагогов-диктаторов, такой подход может показаться странным, если не одиозным. Однако методику не стоит понимать превратно: дети в любом случае не занимаются бесконтрольно и не делают на уроке все, что им заблагорассудится, поскольку учитель все равно следит за тем, чтобы границы изучаемого предмета соблюдались. В то же время относительная свобода учеников дает им дополнительную мотивацию, развивает самостоятельность мышления и тренирует умение ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
В школе организуются факультативы в том числе и по общеобразовательным предметам. Необычно то, что дополнительные занятия будут проводиться даже в том случае, если на них запишется один-единственный человек, причем такие уроки входят в стоимость обучения. Такая система особенно удобна при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, поскольку необходимость искать курсы где-то на стороне попросту отпадает.
В целом способов организации учебного процесса, которые удивят учеников из государственных школ и их родителей, в Павловской гимназии много. Тут можно упомянуть и отсутствие гаджетов (смартфоны и планшеты ребята каждое утро сдают на хранение), и особый подход к питанию (в столовой используются только экологически чистые продукты без консервантов), и даже уроки для родителей. Если же попытаться выделить главное, что отличает Павловскую гимназию и частную школу как таковую от государственной, то это, пожалуй, индивидуальный подход, действия с оглядкой на природные способности каждого ученика в противовес привычному для большинства из нас коллективизму и «уравниловке».
Стоимость обучения
Несмотря на принадлежность к частному сектору, негосударственные школы обучают детей не только на платной основе. Так, например, директор ЧОУ «Гимназия № 1» города Новороссийска Т. А. Меркулова отмечает, что 42%, то есть почти половина ребят в их учреждении получает образование бесплатно. Конечно, претендовать на такие места вправе не все, предпочтение отдается инвалидам, победителям олимпиад и отличникам учебы. В московской школе для одаренных детей «Летово» есть 7-миллиардный стипендиальный фонд, из средств которого оплачивается образование ребят из малоимущих семей и других льготников.
Несмотря на вышесказанное, большинство родителей за обучение в частных школах все-таки платит, причем стоимость подобных услуг в разных учреждениях порой различается в несколько десятков раз. Так, по данным исследования, проведенного на базе НИУ ВШЭ, в 2016-м минимальная стоимость обучения составила 14 000 рублей в год, максимальная – 915 000. В среднем же по стране в тот же год родители платили приблизительно по 16 000 в месяц. Более свежих статистических данных по этому вопросу найти не удалось, но оснований полагать, что за несколько лет положение дел кардинально изменилось, нет.
Лучшие частные школы России
Несмотря на то, что общероссийского рейтинга именно частных школ в свободном доступе не найти, список наиболее авторитетных учебных заведений составить все-таки можно. Общие сведения о них мы собрали в таблице.
Название | Город | Год основания | Стоимость обучения (средние и старшие классы), руб./мес. |
---|---|---|---|
Первая московская гимназия | Москва | 2002 | От 150 000 |
Президент | Москва | 1993 | 180 000 |
Дипломат | Санкт-Петербург | 1993 | От 60 000 |
Траектория жизни | Санкт-Петербург | 2017 | От 145 000 |
Гимназия №212 «Париж» | Екатеринбург | 2008 | 20 000, плюс вступительный взнос 200 000 и 180 р./день на питание |
Индра | Екатеринбург | 1993 | Около 11 000 |
Юнион | Новосибирск | 2006 | 15 000 |
Таланъ | Новосибирск | 1993 | 17 500 |
Частная школа им. С. В. Михалкова | Нижний Новгород | 1992 | От 45 000 |
Международная школа Казани | Казань | 2014 | Более 80 000 |
Заключение
Первые частные школы в Российской Федерации стали появляться в начале 90-х. За прошедшие десятилетия их количество выросло более, чем на 60%, и сегодня доля таких учебных заведений в стране составляет порядка 2%. Этот показатель намного ниже, чем в развитых странах, но тенденция расширения частного сектора в образовании прослеживается и у нас. Зависит она во многом от покупательской способности населения: позволить себе каждый месяц платить десятки тысяч рублей ежемесячно может далеко не каждый. Но на вопрос, стоит ли отдавать ребенка в частую школу, если финансовая возможность есть, ответ будет, безусловно, утвердительным.
«Социализация везде отличная»: моя дочь училась в частной, государственной и онлайн-школе
Сравниваем три системы образования
Даша пошла в первый класс в 2012 году, и мы сразу решили ответственно подойти к выбору школы и не бояться пробовать разные форматы обучения.
В началке дочь училась в частном учебном заведении, в средней — в государственном лицее и онлайн-школе на семейном обучении. Расскажу о недостатках и достоинствах, которые обнаружили в каждом случае и о цене вопроса.
Как выбирали начальную школу
Учебное заведение искали по нескольким параметрам:
Дело в том, что при первых посещениях детского сада мы столкнулись с чрезмерно строгой воспитательницей и потом долго не водили туда дочь. В другой группе все уже было нормально, но не хотелось повторять подобный опыт.
Мы выбрали «Умку» — она занимала часть первого этажа обычной государственной школы. Учителя успели несколько лет поработать в муниципальной системе образования и решили попробовать иной подход. В единственном первом классе было всего семь человек. В «Умке» обучали с 1 по 9 класс. Мы остались только до четвертого.
Сначала дети вместо оценок получали наклейки — их размещали внутри тетради под работой или на обложке. Некоторые уроки проходили в игровой форме. Коллектив «Умки» интересовался гуманной педагогикой, которая нацелена на развитие индивидуальных способностей ребенка. Многие уроки, конечно, не отличалась от обычных, но позитивно влияло небольшое количество учеников. Никто не мог отсидеться за спинами товарищей, уровень знаний успевали проверить у каждого.
Для занятий информатикой и физкультурой ходили в другое крыло, в котором располагалась государственная школа. Там же была столовая. Руководство «Умки» использовало детскую и спортивную площадки, а также стадион поблизости.
Дети не переходили из класса в класс. За ними закрепили кабинет, где они учились постоянно. Там можно было оставить учебники и вещи.
Вот другие особенности:
Учебники школа выдавала бесплатно. Среди дополнительных трат были стандартные — на канцтовары. Портфель купили, но он оказался практически не нужен, потому что почти все оставляли в школе. К четвертому классу в городе появилась мода на форму — и в «Умке» ввели обязательные серые тона. Даже предложили магазин, где можно купить пиджак, юбку и жилетку со скидкой. Дети носили форму неохотно, в основном на торжественных мероприятиях.
В частной школе любили проводить конкурсы, соревнования и концерты. Всего учащихся было около 100, так что линейки и прочие мероприятия проходили душевно. Почти все ученики первого класса и даже одна из бабушек ходили в театральную студию поблизости. А на выпускной в 4-м классе взрослые, дети, руководство школы и некоторые учителя легко поместились за одним большим столом в пиццерии.
Переход в государственный лицей
В четвертом классе дочь захотела, чтобы одноклассников и событий было побольше. Решила, что в государственном лицее или гимназии интереснее. Выбирали образовательное учреждение с хорошей репутацией и подходящей программой. В некоторых школах надо было догонять других учащихся по французскому или немецкому языку, дочь знала только английский.
Мы сходили на день открытых дверей в академический лицей Магнитогорска. Понравились не очень пафосные, приятные учителя и руководство школы, лаборатории в кабинетах химии и физики, современные компьютерные классы, неплохой ремонт школы, цветы и кушетки в коридорах.
Для поступления надо было заниматься на платных подготовительных курсах. Мы опоздали: дочь успела захватить лишь пару-тройку дней. Оказалось, что на математике могут быть задания по темам, которые она еще не проходила. Программы образовательных учреждений в Магнитогорске соответствовали госстандартам, но могли немного отличаться. Переживали мы зря. Дочь набрала нужное количество баллов и 1 сентября 2016 года пошла в новую школу.
В лицее было профильное разделение по трем направлениям: математическому, социально-правовому, естественно-научному. Обучение шло с 5 по 11 классы. Через несколько лет появилась начальная школа, а сейчас есть, насколько знаю, и дошкольное образование.
Каждый год учащиеся делали исследовательские и проектные работы. Темы предлагались на выбор по всем предметам. Дочь писала о возникновении письменности на Руси и делала «старинную» книгу. Другие работы касались Емельяна Пугачева, генеалогии, особенностей языка Шекспира, репрессий и Королева.
Лицей проводил много мероприятий: риторические конкурсы, правовые битвы, литературные дискуссии. Учащиеся снимали фильмы, составляли историю семей. Актеры городского театра проводили мастер-классы для лицеистов.
Иногда можно было учиться в «лесной школе» — это сочетание обычного учебного заведения и загородной базы отдыха. На экологию Магнитогорска значительно влияет металлургическое производство, поэтому принята практика с выездами — для оздоровления: чистый воздух, прогулки, интересный досуг.
Вот расходы, связанные с обучением:
Суммы приблизительные, стоимость периодически менялась. Например, в 5-м классе платили за образовательные услуги около 1500 Р в месяц. Не учла при подсчетах праздничные даты и больничные, а также дистанционное обучение весной 2020 во время пандемии. В эти периоды плату за питание не брали. Стоимость образовательных услуг снижалась.
Деньги за обеды и завтраки переводили организации, которая на тот момент выиграла конкурс на обслуживание школ, — «Горторг». Делали это через онлайн-сервис «Аксиома». За охрану сначала можно было заплатить только через терминал, который находился в школе, позже эта услуга появилась в личных кабинетах банков.
В лицее требовали носить форму синего цвета. Следили, чтобы никто не ходил в кроссовках и кедах. Обязательна была классическая обувь. Во время активных кампаний по поиску нарушителей лицеисты одевались как положено, а в другое время носили то, что удобно. Примерные траты на форму в год — 10 000 Р : за блузки, юбку, пиджак, брюки, обувь, спортивную форму.
мы тратили на школьную форму в год
Самыми трудными сначала были уроки математики. Двойки зачастую получал весь класс. Через год ситуация изменилась. Успеваемость повысилась, отношения улучшились. Дети говорили, что учительница строгая, но справедливая, любит котиков и вдобавок у нее отличное чувство юмора.
Неожиданно интересными оказались уроки ОБЖ, которые вел бывший милиционер, руководитель клуба «Комбат» и секции рукопашного боя. Он поразил и нас нестандартным подходом:
Преподаватель отмечал, что пешеходный переход и зеленый свет не дает гарантии безопасности. Говорил и о правилах поведения при нападении на школу: составить перед дверью баррикады из парт, бросать стулья, парты и другие предметы в нападающего. Оптимальным вариантом поведения для детей в случае любой опасности называл бег, если он возможен. Лучшим — суметь избежать даже угрозы опасности.
Курс о больших делах
Семейная форма обучения
Самые дешевые услуги в 2020 году оказались в школе «Бит» — 4465 Р в месяц. За эту сумму предлагали самостоятельно изучить электронные учебники и по ним сделать домашние задания, сдать тесты и контрольные. Это показалось нам странным. На многих платформах можно взять подобную литературу бесплатно. Программа с лекциями в «Бите» стоила 18 тысяч рублей.
Искали вариант с видеозаписями уроков и зачислением в школу с последующей аттестацией. При выборе ориентировались на расходы в частной школе и государственном лицее. В результате остались три школы:
В онлайн-школах есть и занятия в формате вебинаров — живого онлайн-общения. Они стоят в два раза больше. Вдобавок нужно посещать уроки на интернет-сервисах по строгому расписанию, как в обычной школе. Дочка этого не хотела.
Сначала больше всего привлекла школа «Фоксфорд». Видимо, сработали ассоциации — Оксфорд, Хогвартс. Сейчас уже не вижу других причин. Дочь прошла вступительное тестирование по русскому и английскому, алгебре и геометрии. Набрала баллы, которые соответствовали четверкам и пятеркам.
Потом оказалось, что компания не заключала договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями в Санкт-Петербурге. А это важно для прохождения аттестации. Отмечу, онлайн-школы не выдают аттестаты, только офлайн-школы. Пытались найти московских партнеров онлайн-школы, но там требовалась столичная прописка.
Наверное, можно было найти выход: говорят, что школьники «Фоксфорда» все-таки учатся и без московской регистрации. Но тогда менеджеры школы отвечали очень долго и не торопились помочь. Мы решили не ждать.
Из подходящих по стоимости остался только «Интернет-урок». Там оказалась быстрая и четкая обратная связь — по почте, телефону, мессенджерам и в личном кабинете. Нам дали бесплатную пробную неделю обучения. Ближайшие школы-партнеры были только в Москве, но прописку не требовали.
ежемесячная стоимость обучения в ЦОВИД
Если не выполнить работу в нужное время, то учащегося не аттестуют, он не сможет перейти в следующую четверть. Сами с таким не сталкивались, но я читала, что неуспевающие сдают хвосты за дополнительную плату.
Желающим получить пятерку по физкультуре предлагали снимать видео упражнений и кросса. Остальным было достаточно написать получившиеся результаты. Из неожиданного — появился второй иностранный язык, немецкий.
Несколько лет назад в России прошла образовательная реформа с переходом на преподавание двух языков. На деле во многих школах — и в нашей тоже — так и остался один — дочь изучала только английский. Таких учащихся оказалось очень много, и «Интернет-уроку» пришлось сформировать курс по немецкому для начинающих. Учеба затруднений не вызывала, но за год никто на немецком, конечно, не заговорил.
Мы были очень довольны такой формой обучения. Не нужно вставать с утра пораньше и ехать в школу. Объем заданий понятен сразу на всю четверть. Легко спланировать нагрузку на каждый день, неделю и месяц. Мы не контролировали процесс, потому что дочь и так суперответственная. Старалась делать больше, чем нужно, сдавала все задания заранее.
Со сверстниками Даша тоже общалась, в основном онлайн. Однажды приезжали ее друзья из Магнитогорска. Иногда она встречалась со знакомой, которая поступила в колледж Санкт-Петербурга. Я предлагала записаться в какую-нибудь студию или клуб, но дочь сказала, что хочет отдохнуть от активного общения.
Мы много гуляли по городу, появилось больше времени на хобби. Дочь играет на гитаре, фотографирует, вяжет, изучает иностранные языки и дизайнерские программы. Иногда читает — предпочитает бумажные книги. Увлечена и компьютерными играми, но без фанатизма.
Сдача ОГЭ
Система аттестации для школьников на семейной форме образования давно отлажена. Никаких проблем с этим не возникло. Осенью дочь зарегистрировалась на сайте mos.ru, потому что формально была зачислена в московскую гимназию. В личный кабинет на портале приходили уведомления об испытаниях по русскому языку, а потом и по ОГЭ.
Наш куратор из гимназии создала чат для «семейников», то есть тех, кто учится на семейной форме обучения. Там оказалось 44 человека — из России, Казахстана, Германии и других стран. Собирались в феврале ехать в Москву, но потом правительство решило провести не очное, а онлайн-собеседование по русскому языку для допуска к госэкзаменам.
Сначала для школьников провели пробное подсоединение через «Зум», затем настоящее. Надо было описать летчика на фотографии и пересказать текст про Бажова. Судя по официальной статистике, некоторые девятиклассники сдали зачет не с первого раза. Могу это объяснить только излишним волнением.
Для подготовки к ОГЭ в программу обучения онлайн-школы включили эффективные курсы по математике и русскому языку. Дочь также тренировалась на портале «Решу ОГЭ».
На выбор можно было сдать предмет онлайн, отсканировать ответы и отправить сначала по электронной, потом по обычной почте. Мы предпочли приехать в Москву. Все равно нужно было сделать это для русского и математики, которые проходили офлайн. Английский по выбору дочь сдавала в гимназии «Эллада», в которую была зачислена. Остальные предметы в другой школе, которую определили под пункт приема ОГЭ.