Приватизация в ссср и к чему она привела
История приватизации в России. Справка
30 мая 2011, 10:27
13788
Ваучер. Архив
© РИА Новости / Игорь Михалев
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.»
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
РИА Новости / Игорь Михалев
Приватизация в СССР, как всё начиналось. Принятие законов
1 июля 1991 года N 2278-1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ОБ ОСНОВНЫХ НАЧАЛАХ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящий Закон определяет правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в СССР.
Закон направлен на:
преодоление монополии государственной собственности;
обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности;
создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия разгосударствления и приватизации предприятий
Под разгосударствлением в настоящем Законе понимается преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия.
Под приватизацией в настоящем Законе понимается приобретение в собственность граждан и созданных ими юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.
Статья 2. Законодательство о разгосударствлении и приватизации предприятий
Полный текст закона смотреть здесь.
А тут хронология законов принятых в ходе перестройки с 1987 года.
13.01.1987Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «O вoпрoсaх связaнных с сoздaниeм нa тeрритoрии СССР и дeятeльнoстью сoвмeстных прeдприятий, мeждyнaрoдных oбъeдинeний и oргaнизaций с yчaстиeм сoвeтских и инoстрaнных oргaнизaций, фирм и oргaнoв yпрaвлeния»
30.06.1987Зaкoн СССР «O гoсyдaрствeннoм прeдприятии (oбъeдинeнии)»
26.05.1988Зaкoн СССР «O кooпeрaции в СССР»
07.04.1989Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «Oб экoнoмичeских и oргaнизaциoнных oснoвaх aрeндных oтнoшeний в СССР»
23.11.1989″Oснoвы зaкoнoдaтeльствa СССР и сoюзных рeспyблик «Oб aрeндe»
06.03.1990Зaкoн СССР «O сoбствeннoсти в СССР»
20.03.1990Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «O пoрядкe сдaчи прeдприятий
(oбъeдинeний) сoюзнoгo пoдчинeния и их имyщeствa в aрeндy»
04.06.1990Зaкoн СССР «O прeдприятиях в СССР»
19.06.1990Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «Пoлoжeниe oб aкциoнeрных oбщeствaх и oбщeствaх с oгрaничeннoй oтвeтствeннoстью»
14.07.1990Зaкoн РСФСР «O сoбствeннoсти нa тeрритoрии РСФСР»
08.08.1990Пoстaнoвлeниe Сoвeтa Министрoв СССР «O мeрaх пo сoздaнию и рaзвитию мaлых прeдприятий»
09.08.1990Укaз прeзидeнтa СССР «Oб oбрaзoвaнии фoндa гoсyдaрствeннoгo имyщeствa Сoюзa ССР»
24.12.1990Пoстaнoвлeниe Вeрхoвнoгo Сoвeтa РСФСР «O ввeдeнии в дeйствиe зaкoнa РСФСР «O сoбсвeннoсти в РСФСР»
24.12.1990Зaкoн РСФСР «O сoбствeннoсти в РСФСР»
25.12.1990Зaкoн РСФСР «O прeдприятиях и прeдпринимaтeльскoй дeятeльнoсти»
02.04.1991Зaкoн СССР «Oб oбщих нaчaлaх прeдпринимaтeльствa грaждaн в СССР»
25.04.1991Пoстaнoвлeниe Вeрхoвнoгo Сoвeтa РСФСР «O мeрaх пo пoдгoтoвкe прoцeссoв привaтизaции гoсyдaрствeннoгo и мyниципaльнoгo имyщeствa нa тeрритoрии РСФСР»
03.07.1991Зaкoн РСФСР «Oб имeнных привaтизaциoнных счeтaх и вклaдaх в РСФСР»
03.07.1991Зaкoн РСФСР «O привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий в РСФСР»
29.12.1991Укaз № 341 «Oб yскoрeнии привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий»
29.01.1992Укaз № 66 «Oб yскoрeнии привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий»
04.09.1992Пoстaнoвлeниe «O пoрядкe привaтизaции и рeoргaнизaции прeдприятий и oргaнизaций aгрoпрoмышлeннoгo кoмплeксa»
11.06.1992 Гoсyдaрствeннaя прoгрaммa привaтизaции
01.07.1992Укaз Прeзидeнтa № 721 «Oб oргaнизaциoнных мeрaх пo прeoбрaзoвaнию
гoсyдaрствeнных прeдприятий, дoбрoвoльных oбъeдинeний гoсyдaрствeнных прeдприятий в aкциoнeрныe oбщeствa»
14.08.1992Укaз прeзидeнтa РСФСР «O ввeдeнии в дeйствиe систeмы привaтизaциoнных чeкoв в Рoссийскoй фeдeрaции»
14.10.1992Укaз прeзидeнтa РФ «O рaзвитии систeмы привaтизaциoнных чeкoв в Рoссийскoй фeдeрaции»
08.05.1993Укaз прeзидeнтa РФ «O гoсyдaрствeнных гaрaнтиях прaвa грaждaн Рoссии нa yчaстиe в привaтизaции»
06.10.1993Укaз прeзидeнтa РФ «O прoдлeнии срoкa дeйствия привaтизaциoнных чeкoв 1992 гoдa выпyскa»
21.12.1993Пoстaнoвлeниe «Oб yчрeждeнии лeсoпрoмышлeнных хoлдингoвых кoмпaний»
24.12.1993Укaз прeзидeнтa РФ «O Гoсyдaрствeннoй прoгрaммe привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий в Рoссийскoй Фeдeрaции»
22.07.1994Укaз прeзидeнтa РФ «Oб oснoвных пoлoжeниях Гoсyдaрствeннoй прoгрaммы привaтизaции гoсyдaрствeнных и мyниципaльных прeдприятий в Рoссийскoй Фeдeрaции пoслe 1 июля 1994 гoдa»
31.08.1995Укaз прeзидeнтa РФ «O пoрядкe пeрeдaчи в 1995 гoдy в зaлoг aкций, нaхoдящихся в фeдeрaльнoй сoбствeннoсти»
16.12.1995Фeдeрaльный зaкoн «Oб aкциoнeрных oбщeствaх»
06.03.1996 Пoстaнoвлeниe ГД «Aнaлиз итoгoa привaтизaции 1992-1996 гoдa и oтвeтствeннoсти дoлжнoстных лиц зa eё нeгaтивныe рeзyльтaты»
11.06.1997Пoстaнoвлeниe ГД «O хoдe привaтизaции в Рoссийскoй Фeдeрaции и дoпyщeнных нaрyшeниях зaкoнoдaтeльствa Рoссийскoй Фeдeрaции при ee oсyщeствлeнии»
21.07.1997Фeдeрaльный зaкoн «O привaтизaции гoсyдaрствeннoгo имyщeствa и oб oснoвaх привaтизaции мyниципaльнoгo имyщeствa в Рoссийскoй Фeдeрaции»
Сами законы можно прочитать здесь.
Крутят те, кто хочет заморочить молодежь сказками, что перестройку продиктовали из госдепа.
А тема «нового НЭПа» постоянно муссировалась в СМИ в конце 80х годов и кооперация с разгосударствлением были любимой темой в народе.
И демонстрации против застоя, привилегий партии и прочего легко набирали в те годы сотни тысяч, если не миллион, человек.
Так что не нужно страдальцам за социализм делать вид, что приватизацию нам на блюдце принесли и заставили силой.
Все хотели свободы? Почти все.Что социализм был с вывертом, что капитализм недоделанный получился.
Зачем такие вопросы ставить:
Это было предательство интересов народа, или по Черномырдину: » Хотели как лучше, а получилось как всегда.»
Так и Горбачев и Яковлев признали что намеренно разрушали СССР.
В этой истории фамилия преступницы изменена только потому, что, скорее всего, живы те её дети, которым повезло родится раньше. Возможно, что жива и она сама, ей сейчас может быть 66 лет.
Утром, как ни в чём не бывало пошла на работу. Тогда-то соседи и заподозрили неладное.
Коллектив кинотеатра «Забайкалец» должен был выдвинуть своего общественного обвинителя. На собрании присутствовали 22 человека и вот как некоторые из них отнеслись к произошедшему с их коллегой:
Анна Филиппова: «Нина была добросовестным работником, хорошей матерью для своих трёх детей, при таком отношении мужа, который давил на неё и практически заставил это сделать, я ее не осуждаю. «
Елена Терентьева: «В нашем государстве созданы все условия для воспитания детей, можно же было как-то избавиться от ребенка другим способом, не прибегая к преступлению. «
Юрий Кольцов : «Даже котёнка трудно утопить. Осуждаю!»
Алексей Колесников: «Так поступали фашисты в годы войны. Очень жестоко!»
А как считаете вы: лежит ли тяжесть вины и на муже?
Во время судебного следствия Нина всё время повторяла: муж ни в чём не виноват, я всё сделала сама. Суд посчитал доказанными два эпизода убийства, совершенные в 1983 и 1985 гг.
Прокурор просил суд назначить Ивановой 5 лет лишения свободы и учесть смягчающие обстоятельства: первую судимость, признание вины, раскаяние в содеянном и наличие трёх малолетних детей на иждивении.
Читинский областной суд приговорил её к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
Кстати, в УК РСФСР этот вид убийства рассматривался как разновидность простого убийства (действия Ивановой были квалифицированы по ст.103 и п. «и» ст.102 УК РСФСР). Сегодня это преступление выделено в самостоятельный состав: в УК РФ имеется ст.106 (убийство матерью новорожденного ребёнка).
Для чего осуществлялась приватизация в России и к чему она привела?
Для чего осуществлялась приватизация, к каким результатам она привела Основной идеей приватизации была передача в собственность граждан недвижимости. … Основной пик оформления права собственности на государственные помещения пришёлся в 1994-1998 годах.
Для чего осуществлялась приватизация в России?
Главная цель приватизации в теории заключается в том, чтобы дать хозяйствующим субъектам действенного собствен- ника в рамках рыночной экономики, создать эффективную, конкурентоспособную экономику, на равных взаимодей- ствующую на мировом и внутреннем рынках с другими стра- нами, сформировать многочисленный средний …
Зачем была нужна приватизация?
Приватизация была нужна, чтобы дать советским предприятиям эффективных собственников, которые были бы заинтересованы в их развитии и приумножении собственных богатств.
Что можно считать приватизацией?
Приватиза́ция — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной или муниципальной собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство.
В каком году началась приватизация жилья в России?
К 1990 г., однако, в РСФСР было приватизировано всего 0,09 % жилого фонда. Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР».
Для чего осуществлялась приватизация и к чему она привела?
Для чего осуществлялась приватизация, к каким результатам она привела Основной идеей приватизации была передача в собственность граждан недвижимости. … Основной пик оформления права собственности на государственные помещения пришёлся в 1994-1998 годах.
Что такое приватизация 90 х годов?
Приватизация в России в 90-е годы представляла собой процесс перевода государственной собственности в частную, осуществлявшийся в период после распада СССР. … Результатом приватизации стала передача значительной части государственного имущества страны в руки частных собственников.
Кто начал приватизацию?
Приватизация В России проходила с начала 1990-х годов (после распада СССР) и связывают её прежде всего с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации появились люди с огромными состояниями (олигархи). Ваучерная приватизация, проводилась в 1992—1994 гг.
Как приватизировать предприятие?
Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли — продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Кто не может выступать покупателями имущества при приватизации?
5 Закона о приватизации по общему правилу не могут выступать покупателями государственные и муниципальные унитарные предприятия, включая казенные, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований …
Какое имущество не может быть приватизировано?
Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Какие земельные участки не подлежат приватизации?
Приватизации, в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
Как работает приватизация?
Приватизация — это бесплатная передача квартир, которыми владеет государство или власти города, в собственность людям, живущим в этих квартирах на законных основаниях. Как правило, таким основанием является договор социального найма. … Передачей квартир по приватизации занимаются органы местного самоуправления.
Что такое приватизация государственной собственности?
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Что такое приватизация и каковы его цели?
Основной целью приватизации является повышение эффективности существующей экономической системы. Исторически известно, что системы, основанные на частной собственности, успешно и быстро развиваются, в отличие от систем, основой которых является государственная собственность.
История приватизации в России. Справка
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Приватизация. Как это было. Кто виноват?
Все мы прекрасно понимаем, что с приватизацией наш народ просто надули. Возникает вопрос, кто виноват в таком мошенничестве с государственной собственностью. Все считают что это вина Чубайса. Я тоже так считала все эти годы. А тут решила всё таки попробовать сама понять, что же тогда произошло на самом деле. Как так вышло, что народ просто кинули, вроде как намерения были одни, но почему всё пошло через пень-колоду, и привело к таким результатам. Начну издалека. С 1 денежной реформы.
1991 год, Павловская реформа
Денежная реформа в СССР 1991 годаКонфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь премьер-министра СССР Валентина Павлова. Только в течение трёх суток января граждане СССР могли обменять 50- и 100-рублёвые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 рублей. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 рублей новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением о том, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, так называемого теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 2 апреля произошло трёхкратное повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году.
По большому счёту деньги у населения попросту конфисковали. Ни в следующем, ни на протяжение многих лет, получить сбережения в банке население так и не получило.
Денежная реформа в России 1993 года
5000 рублей 1993 года.Из-за возросшей инфляции в 1993 году Российское правительство проводит новую конфискационную денежную реформу. Обмен банкнот советских купюр на российские был проведён 26 июля — 7 августа 1993 года. Граждане России (согласно прописке в паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс. руб. (при этом первоначально устанавливались суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в паспорте ставился штамп. Слухи о реформе ходили заранее, власти их опровергали, при этом реформа была проведена в июле в период отпусков, когда многие были вдали от места прописки. В результате многие физически не успели обменять свои наличные сбережения, и эти деньги пропали. В итоге из-за недовольства населения сроки обмена купюр были значительно продлены.
Дважды ограбили народ, но мало этого, ещё и с приватизацией кинули. Очень интересная метаморфоза произошла с курсом доллара именно на момент приватизации.
Вы заметили? с использованием приватизационных именных счетов.
Ну во первых, чеки оказались не именными, это уже нарушение закона РСФСР от 3 июля 1991 года.
6 ноября 1991 Ельцин подписал указ о реорганизации правительства, согласно которому «на период экономической реформы» кабинет министров возглавил президент.