Притяжение земли что это такое для детей
Что такое гравитация для чайников: определение и теория простыми словами
Сразу скажем, что вы не найдете здесь однозначно верного ответа на вопрос «Что такое гравитация». Потому что его просто нет! Гравитация – одно из самых таинственных явлений, над которым ученые ломают голову и до сих пор полностью не могут объяснить его природу.
Есть множество гипотез и мнений. Насчитывается более десятка теорий гравитации, альтернативных и классических. Мы рассмотрим самые интересные, актуальные и современные.
Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм.
Гравитация – физическое фундаментальное взаимодействие
Всего в физике 4 фундаментальных взаимодействия. Благодаря им мир является именно таким, какой он есть. Гравитация – одно из этих взаимодействий.
На текущий момент действующей теорией, описывающей гравитацию, является ОТО (общая теория относительности). Она была предложена Альбертом Эйнштейном в 1915-1916 годах.
Однако мы знаем, что об истине в последней инстанции говорить рано. Ведь несколько веков до появления ОТО в физике для описания гравитации главенствовала Ньютоновская теория, которая была существенно расширена.
В рамках ОТО на данный момент нельзя объяснить и описать все вопросы, связанные с гравитацией.
До Ньютона было широко распространено мнение, что гравитация на земле и небесная гравитация – разные вещи. Считалось, что планеты движутся по своим, отличным от земных, идеальным законам.
Закон всемирного тяготения
Ньютон открыл закон всемирного тяготения в 1667 году. Конечно, этот закон существовал еще при динозаврах и намного раньше.
Античные философы задумывались над существованием силы тяготения. Галилей экспериментально рассчитал ускорение свободного падения на Земле, открыв, что оно одинаково для тел любой массы. Кеплер изучал законы движения небесных тел.
Ньютону удалось сформулировать и обобщить результаты наблюдений. Вот что у него получилось:
Два тела притягиваются друг к другу с силой, называемой гравитационной силой или силой тяготения.
Формула силы притяжения между телами:
G – гравитационная постоянная, m – массы тел, r – расстояние между центрами масс тел.
Каков физический смысл гравитационной постоянной? Она равна силе, с которой действуют друг на друга тела с массами в 1 килограмм каждое, находясь на расстоянии в 1 метр друг от друга.
Закон всемирного тяготения
Формула Ньютона применима как для расчету силы притяжения планет к солнцу, так и для маленьких объектов. Мы просто не замечаем, с какой силой притягиваются, скажем, шары на бильярдном столе. Тем не менее эта сила есть и ее можно рассчитать.
Сила притяжения действует между любыми телами во Вселенной. Ее действие распространяется на любые расстояния.
Закон всемирного тяготения Ньютона не объясняет природы силы притяжения, но устанавливает количественные закономерности. Теория Ньютона не противоречит ОТО. Ее вполне достаточно для решения практических задач в масштабах Земли и для расчета движения небесных тел.
Гравитация в ОТО
Несмотря на то, что теория Ньютона вполне применима на практике, она имеет ряд недостатков. Закон всемирного тяготения является математическим описанием, но не дает представления о фундаментальной физической природе вещей.
Согласно Ньютону, сила притяжения действует на любых расстояниях. Причем действует мгновенно. Учитывая, что самая большая скорость в мире – скорость света, выходит несоответствие. Как гравитация может мгновенно действовать на любые расстояниях, когда для их преодоления свету нужно не мгновение, а несколько секунд или даже лет?
В рамках ОТО гравитация рассматривается не как сила, которая действует на тела, но как искривление пространства и времени под действием массы. Таким образом гравитация – не силовое взаимодействие.
Чем массивнее объект, тем сильнее он искривляет пространство
Каково действие гравитации? Попробуем описать его с использованием аналогии.
Представим пространство в виде упругого листа. Если положить на него легкий теннисный мячик, поверхность останется ровной. Но если рядом с мячиком положить тяжелую гирю, она продавит на поверхности ямку, и мячик начнет скатываться к большой и тяжелой гире. Это и есть «гравитация».
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Открытие гравитационных волн
Гравитационные волны были предсказаны Альбертом Эйнштейном еще в 1916 году, но открыли их только через сто лет, в 2015.
Что такое гравитационные волны? Снова проведем аналогию. Если бросить камень в спокойную воду, от места его падения по поверхности воды пойдут круги. Гравитационные волны – такая же рябь, возмущение. Только не на воде, а в мировом пространстве-времени.
Вместо воды – пространство-время, а вместо камня, скажем, черная дыра. Любое ускоренное передвижение массы порождает гравитационную волну. Если тела находятся в состоянии свободного падения, при прохождении гравитационной волны расстояние между ними изменится.
Моделирование гравитационных волн от слияния двух черных дыр
Так как гравитация – очень слабое взаимодействие, обнаружение гравитационных волн было связано с большими техническими трудностями. Современные технологии позволили обнаружить всплеск гравитационных волн только от сверхмассивных источников.
Для регистрации гравитационных волн был построен детектор диаметром 4 километра. При прохождении волны регистрировались колебания зеркал на подвесах в вакууме и интерференция света, отраженного от них.
Гравитационные волны подтвердили справедливость ОТО.
Гравитация и элементарные частицы
В стандартной модели за каждое взаимодействие отвечают определенные элементарные частицы. Можно сказать, что частицы являются переносчиками взаимодействий.
За гравитацию отвечает гравитон – гипотетическая безмассовая частица, обладающая энергией. Кстати, в нашем отдельном материале читайте подробнее о наделавшем много шума бозоне Хиггса и других элементарных частицах.
Напоследок приведем несколько любопытных фактов о гравитации.
10 фактов о гравитации
Теперь вы знаете определение гравитации и можете сказать, по какой формуле рассчитывается сила притяжения. Если гранит науки придавливает вас к земле сильнее, чем гравитация, обращайтесь в наш студенческий сервис. Мы поможем учиться легко при самых больших нагрузках!
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Сила тяготения»
Наталья Александровна Лобачева
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе по теме «Сила тяготения»
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе
по теме «Сила тяготения».
Автор конспекта НОД: Лобачева Наталья Александровна воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 51 р. п. Сенной».
Задачи приоритетной образовательной области: Формирование первичных представлений о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые другие тела. Активизация представлений о явлениях в неживой природе.
Задачи ОО в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения видеть причинно-следственные связи в неживой природе; слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.
Оборудование для педагога : ИКТ, глобус.
Оборудование для детей: Небьющиеся,разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора, мячи. Набор фломастеров на каждого ребенка.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
у детей Образовательные
В гости к детям приходит Почемучка и приносит глобус.
В-ль: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости! Его зовут Почемучка. Он принес нам подарок.
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны.
В руках унесёшь. – глобус. ПР/познавательно-исследовательская
ПР/ коммуникативная Рассматривание
Развитие любознательности Проявляет любознательность
— Если Земля круглая, то почему реки, моря не выливаются? Что же заставляет их течь по Земле? (Ответы детей)
Развитие интересов детей, активизация представлений о притяжении земли.
Интересуется причинно-следственными связями.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы Наличие
у детей Образовательные
В-ль: Есть, видимо, какая-то невидимая сила, которая притягивает реки к Земле.Поч-ка: Что же эта за сила? Она и нас держит?
В-ль: Давайте проверим, держит ли нас эта сила. Попытайтесь подпрыгнуть, оторваться от Земли и задержаться в воздухе. Дети выполняют.Поч-ка: Ой, ничего не получается. Я почему-то все время падаю на Землю.В-ль: Человек не может летать. Его притягивает к Земле какая-то сила.Поч-ка: А предметы притягивает эта сила к Земле или нет?В-ль: Проверьте. Возьмите любые предметы со стола и попробуйте их отпустить из рук, подбросить вверх.
В-ль: Я раскрою вам секрет. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения. Что могло бы случиться, если бы не было силы тяготения? (Ответы детей.) Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетали в космос. Единственный достаточно тяжелый предмет поблизости – это наша планета. Поэтому в повседневной жизни мы ощущаем только земное притяжение. Все живые существа на земле чувствуют притяжение Земли. Кузнечик, подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Деревья, как и остальные растения, также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду озер, рек, морей, океанов, дома, самолеты, спутники и т. д. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести.
ПР/познавательно-исследовательская
Конспект интегрированного занятия «Загадочная сила. Сила притяжения» для детей 6–7 лет
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Образовательные области:
— Познание (окружающий мир, ФЭМП)
Провела: воспитатель Саксина О. Ю.
Задачи:
1. Повторить элементарные представления о Земле как о планете, строении Солнечной системы.
2. Расширить представление о земном притяжении и невесомости.
3. Поэкпериментировать с весом, невесомостью, силой притяжения.
4. Воспитать в детях бережное отношение к Земле – своему дому.
Материалы: глобус; плакат с изображением солнечной системы; картины с изображением космонавтов в скафандрах; иллюстрации с изображение спортсменов, парашютистов; мультфильм «Незнайка на Луне», слайд-шоу по теме, музыкальное сопровождение.
Оборудование: книга; белый картон, линейка; трубка, теннисный мячик; напольные часы, стрелочные весы, безмен, ведро, веревка, мяч.
Организационный момент.
1) Просмотр эпизода мультфильма.
2) Составление схемы «Солнечная система».
5) Опыт №2 «Книга на руке».
6) Беседа о невесомости на Земле.
7) Малоподвижная игра «Сделай фигуру».
8) Опыт №3 «Соревнование 1».
9) Опыт №4 «Соревнование 2».
3. Заключительная часть.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель рассаживает детей.
Как зовут сказочного персонажа из книги Н. Носова «Незнайка на Луне», который проводит научные опыты. (Знайка)
Знайка снова пытается разгадать Загадку? Какую? Посмотрим мультфильм.
(Просмотр отрывок из мульфильма «Незнайка на Луне.)
Какую загадку пытается разгадать Знайка? (ответы) Какая сила заставляет предметы и людей лежать на земле, а не парить в воздухе?
Давайте проведем опыты и поможем Знайке ответить на сложные вопросы:
Может ли Луна или планета упасть на Землю?
Какая загадочная сила на планете Земля заставляет все предметы падать по направлению к центру Земли?
Что называют весом?
Что произойдет, если исчезнет вес?
Чтобы ответить на первый вопрос (может ли Луна или планета упасть на Землю, рассмотрим карту Солнечной системы и вспомним расположение планет и солнца.
Дети: (7 детей показывают указкой планеты и произносят строчки стихотворения)
Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех – Великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон.
Воспитатель: Сколько же планет в Солнечной системе?
Дети: Девять планет. Все планеты – спутники звезды по имени Солнце. Мы живем на планете Земля. Луна – это спутник Земли.
Солнце притягивает Землю к себе, но из-за большой скорости Земля не может на Солнце упасть, а только кружится вокруг него. Один круг вокруг Солнца Земля делает за один год. Если вам шесть лет. Сколько раз вы объехали вокруг Солнца? (ответ детей).
Дети: Мы объехали Солнце шесть раз.
Воспитатель: Сила солнечного притяжения позволяет Земле двигаться по своей орбите (своему пути). Если бы эта сила почему-либо исчезла, Земля полетела бы по линии, касательной к ее орбите, и навеки умчалась бы в бездонную глубь мирового пространства.
Проведем опыт и убедимся, что планеты, притягиваясь, не могут упасть?
Воспитатель: Может ли Луна упасть на Землю?
Дети: Луна, испытывая силу притяжения, не может упасть, потому что быстро вращается вокруг Земли.
Физкультурная минутка (играет космическая музыка)
Превратился я в звезду-
Руки разом разведу.
И кружась, сверкаю (повороты).
Воспитатель: Покажите на глобусе, как стоим мы и как стоят полярники в Антарктиде? (Воспитатель дает по фигурке человека двум детям. Они приклеивают их к глобусу.)
Дети: И мы стоим ногами к центру Земли, и полярники в Антарктиде стоят ногами к центру Земли, хотя по отношению к «нашему» верху стоят ногами.
Воспитатель: Раскроем подробнее, как эта загадочная сила действует на Земле.
Воспитатель проводит опыт №2 «Книга на руке»
Воспитатель: Итак, что называют весом? (ответы детей). Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
Какие предметы быстрее падают на Землю, легкие или тяжелые? (ответы детей).
Правильно, тяжелые. Говорят: на предметы действует сила тяжести. Вес – это сила тяжести.
Что произойдет, если исчезнет вес? (Возникнет невесомость.)
Состояние отсутствия веса называется невесомостью.
Воспитатель: Поэтому такое, казалось бы, чисто космическое понятие как «невесомость», на самом деле нам хорошо знакомо. На Земле очень часто приходится встречаться с явлением если не полной невесомости, то частичной потери веса, но земных условиях она продолжается очень недолго. Легкие предметы парят в воздухе дольше.
Особенно заметна частичная потеря веса в момент начала
А на качелях? Когда качели опускаются, происходит тоже частичная потеря веса. (Воспитатель показывает картинки с изображением человека в лифте, ребенка на качелях, парашютистов т. д.)
Но самое продолжительное состояние периодической потери веса наступает во время шторма на море. Когда палуба «уходит из-под ног», наступает потеря веса, многие переносят это с трудом и заболевают «морской» болезнью. При занятиях водным спортом, при прыжках с вышки в воду или при прыжках на батуте, когда гимнаст парит в воздухе, наступает состояние полной потери веса, полной невесомости. Даже просто подпрыгнув, вы на пару секунд оказываетесь в невесомости. Каждый прыжок — это несколько секунд невесомости.
К сожалению, в условиях Земли невесомость можно почувствовать только на несколько секунд. Дольше всего ее испытывают летчики на самолетах, которые выполняют полет по специальной траектории (почти параболе). Такие полеты как раз и проводятся для того, чтобы за эти 30-40 секунд полной невесомости (пока самолет как-бы падает на Землю) в нем могли тренироваться будущие космонавты.
Вы сможете почувствовать себя космонавтом, выполняя физические упражнения (кувырок через голову, прыжки со скакалкой). Давайте испытаем состояние невесомости, поиграем и в малоподвижную игру «Сделай фигуру».
Малоподвижная игра «Сделай фигуру».
По сигналу воспитателя все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. На следующий сигнал (играет музыка) все дети двигаются как спортсмены. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).
Воспитатель проводит опыт №3 «Соревнование». Предлагаю вам посоревноваться с земным притяжением и выяснит, кто кого?
Постройтесь двумя колоннами, друг напротив друга. Стоящие справа возьмите со стола полоску картона, поделенную на 6 равных частей (отрезков). Поднимите полоску вертикально. По команде «пуск» надо отпустить полоску. Стоящий напротив попробует схватить картон как можно быстрее за нижний конец.
Воспитатель проводит опыт, подводит итог.
Ведущий повторяет опыт, подводит итог и предлагает детям сесть на места.
Воспитатель: Хотя это задание кажется легким, ты не сможешь поймать полоску картона за нижний отрезок. Почему? Давайте разберемся.
Твоя рука движется по сигналу? Что управляет рукой? Откуда идет сигнал? (из мозга). Почему же ты не успеваешь поймать полоску за нижний отрезок?
Пока сигнал из твоего мозга доходит до руки, сила земного притяжения сделала свое дело, и ты не успеваешь поймать полоску за нижний край.
Воспитатель: Вам понравилось соревноваться? Тогда продолжим.
Воспитатель проводит опыт №4 «Соревнование»
Постройтесь двумя колоннами, друг напротив друга. Стоящие справа возьмите со стола трубку и теннисный шарик. По команде «пуск» надо отпустить мячик в трубку. Стоящие напротив возьмите линейку, встаньте на колено, держите линейку у нижнего конуса трубки и попробуйте отбить мячик до того, как он упадет на пол.
Воспитатель проводит опыт, подводит итог.
А теперь поменяемся ролями. Теперь стоящие слева будут помощниками – держат трубку и бросают мячик.
Воспитатель: Почему ты не можешь с легкостью отбить мячик?
Сила притяжения заставляет мячик падать так быстро, что мы не успеваем быстро подумать, увидеть, отбить.
4. Заключительная часть.
Вам понравились опыты? Мы должны обязательно написать Знайке, что нового узнали сегодня?
Как называется загадочная сила, удерживающая от падения все планеты Солнечной системы?
Почему планеты, притягиваясь друг к другу, не падают?
Что произойдет, если вес исчезнет?
Почему в космосе полная невесомость, а на Земле частичная?
Конспект психологического занятия для учащихся старших классов «Сила воли и ее значение в жизни человека» «Сила воли и ее значение в жизни человека». Конспект психологического занятия для учащихся старших классов. Цель: Активизация собственных.
Конспект НОД для подготовительной к школе группы (6–7 лет) «Русская каша — сила наша» Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.
Конспект ОД «Магнитная сила» в старшей группе Конспект ОД по теме «Магнитная сила» Старшая группа Варнаева М. А. Материал: магнитная лаборатория «Наураша», предметы из разных материалов,.
Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.
Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: • Активизировать мышцы губ; • Работать над развитием речи детей; • Сохранять творческий.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе детей 5–6 лет «Волшебная сила воды» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе детей 5-6 лет на тему: «Волшебная сила воды» Подготовил воспитатель.
Сценарий праздника «В дружбе — сила» для 2 класса Сценарий праздника «В дружбе – сила!»(2-ые классы) Цель: формировать у учащихся дружеские отношения друг к другу. Формы проведения: просмотр.
Тренинг для педагогов «Сила Я» Цель: осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального.
Тренинг для воспитателей «Вместе мы сила» Тренинг для воспитателей «Вместе мы сила» Задачи: • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию; • повысить групповую.
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Детям о Гравитации»
Анастасия Смородина
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Детям о Гравитации»
Продолжительность – одно занятие.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
— Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Поддерживать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
— Совершенствовать умение участвовать в беседе, давать полный ответ на вопросы и задавать их.
— Развивать любознательность, побуждать отвечать на вопросы познавательного характера полным предложением.
— Воспитывать интерес, уважение к профессии космонавт, желание быть сильным и смелым.
— Воспитывать взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.
— Развивать и обогащать словарь детей.
Словарная работа: планета, Земля, Луна, гравитация, притяжение, магнит, сопротивление, мощность, космонавты, луноходы, скафандр, кратер, ось Земли.
Предварительная работа: чтение художественной и научной литературы по теме, рассматривание иллюстраций по теме, посещение экскурсий в планетарий.
Оборудование: большой мяч, большое блюдо, фигурки трех слонов и игрушечная черепаха (можно использовать кубики с наклеенным изображением зверей на одной грани, картинка с изображением Земли в представлении черепаха-слоны, фигурка человека, магниты большой и поменьше, доска, стекло, железная скрепка (или другой легкий железный предмет, лист бумаги, пакет, камень (или другой тяжелый предмет, видеоролик про космонавтов на Луне, два надувных шара с ручкой, два обруча, наклейки с изображением Луны (либо звезды). Можно еще подготовить видеоролик о том, как планеты Солнечной системы двигаются вокруг Солнца.
Посредине комнаты стоит шатер, из которого играет загадочная музыка группы Спейс «Глубокая зона», дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: А, что это такое (указывает на шатер? (Ответы детей)
Воспитатель раскрывает шатер, а там стоит большой светящийся глобус.
Воспитатель: Смотрите, да тут целая планета! Как она называется? Какой она формы? (Ответы детей).
Воспитатель: представляете, раньше все думали, что она плоская! И даже не просто плоская, а еще к тому же лежит на слонах, которые стоят на черепахе!
На экране появляется изображение черепаха-слоны.
Воспитатель: Давайте с вами представим, что вот это большое блюдо – Земля, которая стоит на слонах и черепахе (поставить по схеме). Представим, что человек пошел по Земле, дошел до края Земли и… УПАЛ!
А теперь наш человек пойдет по круглой Земле (ведем игрушку вокруг глобуса). Он обойдет вокруг Земли и снова вернется домой! Так и есть на самом деле!
Ведь мы знаем, что путешественники отправляются, например, в кругосветное плавание вокруг Земли.
Но как же наш человечек, идущий по Земле не падает? (Ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, есть сила, которая пронизывает насквозь любое пространство (комнату, вагон поезда). Эта сила называется ГРАВИТАЦИЕЙ – земное притяжение. Ей не мешают стены и горы! Она удерживает нас самих от свободного полета или падения. И именно благодаря силе притяжения Земля притягивает к себе все предметы! Как большой магнит!
Воспитатель: Посмотрите, у меня два магнита.
Показать свойства магнитов на доске: движение меньшего магнита, благодаря движению большого за доской, а также движение железной скрепки через стекло, благодаря магниту.
Воспитатель: И так, также, как магнит, Земля обладает силой притяжения и притягивает к себе все!
Одновременно бросить лист бумаги и тяжелый предмет (камень).
Воспитатель: Но почему же лист бумаги не притягивается к Земле также быстро как, например, камень? (Ответы детей).
Воспитатель: Дело в том, что воздух упирается, сопротивляется воздуха. И если мы наберем пакет воздуха, завяжем его и попробуем сжать, то сделать нам это будет сложно – воздух внутри пакета сопротивляется! И если бы не сила притяжения, то и листок, и кирпич падали бы одинаково быстро, потому, что сила притяжения – гравитация, тянула бы их одинаково сильно вниз.
Сила притяжение есть даже на Луне, но, она не похожа на гравитацию Земли.
На экране появляется ролик с космонавтами, передвигающимися по Луне.
Воспитатель: Посмотрите, вот космонавты, которые ходят по Луне. Вам не кажется, что они передвигаются очень странно, как будто прыгают? Это происходит от того, что Луна меньше Земли по размеру, поэтому и сил у нее поменьше, то есть сила притяжения не такая мощная, как у Земли.
Воспитатель: Давайте представим, что мы – космонавты! Разделимся на две космические команды. Вы на Луне! Вам нужно пройти от одного лунного кратера до другого. Но чтобы вам по-настоящему почувствовать, что вы – лунные космонавты, у каждой команды будет мяч, усевшись на который, мы уменьшим (за счет большого количества воздуха в шаре) силу притяжения и будем передвигаться точно, как лунные пешеходы!
Проводится эстафета:
Команды выстраиваются, первым игрокам дается шар с ручкой. Игрок должен, усевшись на шар, допрыгать до «кратера», развернуться и также вернуться обратно. Затем игрок передает шар следующему игроку, так проходит вся команда. Первая команда, полностью «отпрыгавшая» до кратера, считается победившей.
В конце эстафеты всем раздаются наклейки «Луна» (либо звезда) – посвящение в лунные пешеходы.
Воспитатель: У Луны есть еще секреты! Кроме того, что по ней легче ходить, на Луне совсем нет воздуха. Поэтому по луне ходят в скафандрах. Давайте это проверим! Наберите как можно больше воздуха в легкие и не выдыхайте как можно дольше.
Когда все выдохнут
Воспитатель: Ну что, сложно было? Как вы думаете, сколько смог бы находиться космонавт без скафандра на Луне? (Ответы детей).
Воспитатель: И так, вы погуляли по Луне, узнали, что ходить по Луне можно землянам только в скафандрах! А сила притяжения – гравитация, у луны намного слабее, поэтому лунная походка выглядит очень прыгающей, забавной!
Воспитатель: Но вы еще не знаете, что сила притяжения есть на всех планетах!
На экране появляется видеоролик о движении планет вокруг Солнца.
Воспитатель: Есть гравитация-сила притяжения и у Солнца. А если бы не сильнейшая гравитация Солнца, то все планеты рассыпались бы по космосу, и не согревались бы теплом Солнца. И мы, если бы исчезла гравитация Солнца и земли, замерзли бы без тепла и улетели бы в космос. Вот такие чудеса окружают нас каждый день!
Воспитатель: А помните, мы с вами посетили планетарий,где все взвешивались на необычных весах, которые показывали нам наш вес на разных планетах, и даже на Солнце. А как вы думаете, почему у нас у всех вес на Луне показался меньше, чем на остальных планетах? (Ответы детей). Правильно, потому что на Луне сила притяжения меньше.
Воспитатель: А в заключение, давайте сыграем в игру «Земля-Луна-Солнце»:
Если ведущий говорит слово «Луна», то дети ходят по кругу, как Луна вокруг Земли.
Если ведущий говорит «Земля», то дети крутятся вокруг себя, как Земля вокруг своей оси.
Если ведущий говорит слово «Солнце», то все останавливаются и улыбаются – сияют, как Солнце.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Прямоугольник» Интеграция образовательных областей: Познавательное (ФЭМП, Социально-коммуникативное, Художественно- эстетическое (музыка, (рисование,.
Конспект НОД по познавательному развитию «Детям о космосе» Цель: расширять представления детей о космических полётах, о космонавтах; познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития.