Притвор в церкви что это

Притвор

Что такое притвор?

Притвор в церкви что этоПритвор – это западная часть храма, расположенная между его основным помещением и выходом на улицу – аналог сеней или прихожей. В зависимости от архитектуры церковного здания, притвор может быть отделен от основной части храма стеной или представлять с ней общее помещение (в таком случае он именуется нартексом или трапезной частью).

В притворе совершаются определенные части богослужения: лития во время всенощного бдения, обручение во время венчания и др. Помещении притвора можно использовать для размещения свечной лавки.

Разновидности притворов

Притвор может быть как совсем небольшим, так и просторным, даже превосходящим по площади основную часть храма. Такой большой притвор именуют трапезной. В старину в церковных притворах действительно принимали пищу: прихожане, братия монастырей или нищие, для которых устраивали благотворительную трапезу. Пример храма с огромным притвором, который фактически принял на себя функции основной части храма – Трапезная церковь Троице-Сергиевой Лавры. В трапезной части храма могут располагаться боковые приделы со своими алтарями – таким образом, мы видим, как исторически эволюционирует церковная архитектура, и одни ее части переходят в другие.

Из истории

В древней Церкви притвор был местом, где стояли люди, которые еще не приняли Святое Крещение (оглашенные), а также те, кто согрешил и в качестве наказания был лишен права стоять с верными. Здесь же могли находиться в определенные моменты службы и иноверцы. В древности именно в притворе находилась крещальная купель и совершалось Крещение.

В некоторых древнерусских храмах притвора не было вовсе, поскольку практически все русские люди принимали Крещение в детстве и не было нужды отводить часть храма для оглашенных.

Источник

Притвор

Притво́р – запад­ная часть храма. С одной сто­роны при­твора рас­по­ла­га­ется паперть, с другой проход в сред­нюю часть храма. В при­творе по уставу совер­ша­ются неко­то­рые бого­слу­же­ния – обру­че­ния, лития, чин огла­ше­ния и др.

Притвор в церкви что это

Обычно при­твор отде­ля­ется от храма стеной с крас­ными запад­ными вра­тами в сере­дине. В древ­них рус­ских храмах визан­тий­ского стиля при­тво­ров часто не было вовсе. Это свя­зано с тем, что ко вре­мени при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства в Церкви уже не было отде­ля­е­мых по всей стро­го­сти правил огла­шен­ных и каю­щихся с их раз­лич­ными сте­пе­нями. К этому вре­мени в пра­во­слав­ных стра­нах людей уже кре­стили в мла­ден­че­ском воз­расте, так что кре­ще­ние взрос­лых ино­род­цев было исклю­че­нием, ради чего не было нужды спе­ци­ально стро­ить при­творы. Что же каса­ется людей, нахо­дя­щихся под епи­ти­мией пока­я­ния, то они стояли неко­то­рую часть службы у запад­ной стены храма или на паперти. В даль­ней­шем нужды раз­ного харак­тера побу­дили все же вновь вер­нуться к стро­и­тель­ству при­тво­ров. Само назва­ние «при­твор» отоб­ра­жает то исто­ри­че­ское обсто­я­тель­ство, когда к двух­част­ным древним храмам в России стали при­тво­рять, при­де­лы­вать, допол­ни­тельно при­стра­и­вать третью часть. Соб­ствен­ное назва­ние этой части – тра­пеза, поскольку в ней в древ­но­сти устра­и­ва­лись уго­ще­ния для нищих по случаю празд­ника или поми­но­ве­ния усоп­ших. В Визан­тии эта часть назы­ва­лась еще нар­фикс – местом для нака­зан­ных. Теперь прак­ти­че­ски почти все наши храмы за редким исклю­че­нием имеют эту третью часть.

У при­твора сейчас бого­слу­жеб­ное назна­че­ние. В нем согласно Уставу должны совер­шаться литии на вели­ких вечер­нях, пани­хиды по усоп­шим, поскольку они свя­заны с при­но­ше­нием веру­ю­щими раз­лич­ных про­дук­тов, из кото­рых не все счи­та­ется при­лич­ным вно­сить в храм. В при­творе во многих оби­те­лях совер­ша­ется также после­до­ва­ние опре­де­лен­ных частей вечер­них бого­слу­же­ний. В при­творе дается очи­сти­тель­ная молитва жен­щине по исте­че­нии 40 дней после родов, без чего она не имеет права вхо­дить в храм. В при­творе, как пра­вило, нахо­дится цер­ков­ный ящик – место для про­дажи свечей, просфор, кре­сти­ков, икон и других цер­ков­ных пред­ме­тов, реги­стра­ции кре­ще­ний, вен­ча­ний. В при­творе стоят люди, полу­чив­шие соот­вет­ству­ю­щую епи­ти­мию от духов­ника, а также люди, кото­рые сами по тем или иным при­чи­нам почи­тают себя недо­стой­ными в данное время про­хо­дить в сред­нюю часть храма. Поэтому и в наши дни при­твор сохра­няет не только свое духовно-сим­во­ли­че­ское, но и духовно-прак­ти­че­ское зна­че­ние.

Живо­пись при­твора состоит из настен­ных рос­пи­сей на темы рай­ской жизни пер­во­здан­ных людей и изгна­ния их из рая; в при­творе нахо­дятся раз­лич­ные иконы.

При­твор устра­и­ва­ется или по всей ширине запад­ной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под коло­коль­ней, где она при­мы­кает ко храму вплот­ную.

Вход в при­твор с улицы обычно устра­и­ва­ется в виде паперти – пло­щадки перед вход­ными две­рями, на кото­рую ведут несколько сту­пе­ней.

Источник

Храм и его устройство

Притвор в церкви что это

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Зачем в храме нужен притвор

Андрей Анисимов о церковной архитектуре

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Притвор в церкви что это

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов».

Притвор в современном русском храме — это чаще всего, то место, где люди могут написать записки, оставить верхнюю одежду, где висит доска объявлений, место, где можно просто пообщаться. К сожалению, мы почти забыли, что на самом деле притвор в храме — это особое место. Притвор — образ земли, образ покаяния. Поэтому его чаще всего делали низким, с малым количеством окон. Это место, где может проходить исповедь, по древнему обряду там кладутся входные земные поклоны. Это место оставления земной жизни. Кроме всего сказанного есть еще одно: там находились оглашенные — те люди, которые только готовились принять крещение. Сейчас все это нивелировалось, как таковых оглашенных, которые ходили в храм по полгода, прежде чем креститься, у нас нет, все стало не так жестко. Но, к примеру, в греческих храмах притвор до сих пор играет важную роль. У них притвор — это часть храма, которая соизмерима с самим храмом. Например, на Афоне службы начинаются в притворе. Там читаются часы, затем отодвигаются завесы, открываются двери, и все — монахи и прихожане — входят в храм. Они оставляют все земное, «всякое житейское попечение» и тогда начинается Литургия. Хорошо бы и нам обратить внимание на греческие традиции и возродить свои.

Притвор в церкви что этоФото свящ. Константина Пархоменко

Источник

Притвор

Притвор в церкви что это

Притвор в церкви что это

Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, [1] передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium ) — в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.

Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапеза, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

В настоящее время по Церковному Уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим. В притворе даётся женщине очистительная молитва родительнице в 40-й день после родов, без неё невозможно входить в храм. Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *