Притча что важнее смысл

Притча, которая научит вас разбираться в людях

Не все является тем, чем кажется на первый взгляд. Предлагаем вам четыре истории для размышлений, которые помогут научиться лучше разбираться в людях, думать, прежде чем выплескивать на других свой негатив, отличать важное от второстепенного и добро от зла.

Притча о смирении

Однажды ученик спросил Старца:

— Как мне научиться разбираться в людях — кому мне доверять и кого бояться?

— Скажу тебе сначала, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного на вид! Когда увидишь, что кто-то бьет перед тобой поклоны, обнимает тебя и проявляет свое необычное расположение — опасайся больше.

— Почему? — удивился ученик.

— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил старец вздохнув.

— А кому же мне доверять? — спросил ученик.

— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит правду, какой бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь. Истинное смирение всегда неприметно, поэтому его трудно найти, но, когда найдешь — оно тебя никогда не предаст.

Притча о гневе

У одного мужчины был очень вспыльчивый и несдержанный сын. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Притча о том, что на самом деле важно

Однажды турист приехал в столицу Египта – Каир специально, чтобы повидать одного известного мудреца.

Турист удивился, когда увидел, что такой известный человек живет в очень простой маленькой комнате, заполненной книгами. Из мебели были только кровать, стол и стул.

— Где твоя мебель? — спросил турист.

— А где твоя? — спросил мудрец.

— Моя? — удивился турист. — Но ведь я здесь только проездом!

— Я тоже, — улыбнулся мудрец.

Наша жизнь на земле временна, тем не менее многие живут так, как будто они бессмертны, и забывают быть счастливыми.

Притча о добре и зле

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Новое видео:

Источник

Самое главное

Жил-был царь, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?

Думал царь: «Знай я ответ на три эти вопроса — весь мир покорю, всё, что ни пожелается, свершу, и станет народ за великого мудреца меня почитать».
Несметное множество людей прошло перед царём, целый сонм учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до царя слухи, что живёт в отдалении отшельник некий и славен он мудростью. Велел царь оседлать ему коня и поскакал сам отшельника разыскивать. Едет он чащей лесной и видит: стоит лачужка, а подле неё старичок дряхлый землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает.

Соскочил царь наземь, подошёл, поклонился старцу.
— Приехал я к тебе, чтоб ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?
Выслушал его отшельник, ничего не сказал в ответ, знай себе землю копает.
— Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, — предложил царь.

Взял у отшельника мотыгу и принялся работать. Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтоб мотыгу вернул. Но царь его и слушать не хочет, мотыги не отдаёт, сам решил дело до конца довести.

Вдруг видит: идёт навстречу человек, лицо всё изранено, кровью залито. Остановил его царь, добрым словом утешил, сходил к ручью, принёс воды, обмыл раны, перевязал. Попросил раненый пить — царь его напоил. Потом отвёл в лачугу, в постель уложил. Да и сам ко сну собираться стал — уже вечер опустился.

Поутру снова к отшельнику пошёл. Смотрит — тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.
— Мудрый отшельник, — взмолился царь, — неужто так и не ответишь на мои вопросы?
— Полно тебе, — молвил тот, — ты на них уже сам ответил.
— И слыхом никаких ответов не слыхивал, — изумился царь.
— Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь. Не останься ты вчера здесь, убили бы тебя разбойники на дороге, те, что путнику лицо изувечили.
Царь от изумления слова вымолвить не может, а отшельник дальше речь ведёт:
— Самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек — я, а твоя помощь — самое главное дело. Пришёл раненый — и самым главным стал он, и самым главным делом оказалась твоя помощь ему.
Мало-помалу разумел царь смысл слов отшельника.

— Помни же, — сказал отшельник на прощание, — самая главная пора — сегодня, самый главный человек — тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело — вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены.

Замолчал отшельник, принялся семена сеять, а царь вскочил на коня да во дворец поскакал. На всю жизнь напутствие отшельника ему запомнилось, и слава о великодушии и справедливости того царя разнеслась по всему свету.

Источник

Притча что важнее смыслigorolin

Игорь Олин

Кого из нас сегодня выхватят морлоки?

Лучшие притчи о смысле жизни, жизненных проблемах и жизненных целях

Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погребения, мужчина зашёл в опустевший дом покойного. Всё было так, как и много лет назад…
Вот только маленькая золотая коробочка, в которой, по словам старика, хранилась самая ценная для него вещь, исчезла со стола. Подумав, что её забрал кто-то из немногочисленных родственников, мужчина покинул дом.
Однако через две недели он получил посылку. Увидев на ней имя соседа, мужчина вздрогнул и открыл коробку.
Внутри лежала та самая золотая коробочка. В ней оказались карманные золотые часы с гравировкой: «Спасибо за время, что проводил со мной».
И он понял — самым ценным для старика было время, проведённое со своим маленьким другом.
С тех пор мужчина старался как можно больше времени уделять жене и сыну.

Жизнь измеряется не количеством вдохов. Она измеряется количеством моментов, которые заставляют нас задержать дыхание. Время утекает от нас каждую секунду. И его нужно тратить прямо сейчас.

Следы на песке (христианская притча).

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Управляя самолётом на одном из маршрутов, пилот обратился к своему другу-напарнику:
— Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалёку от него, вон там моя деревня.
Он указал на маленькую деревушку, которая, точно на насесте, расположилась на холмах неподалёку от озера, и заметил:
— Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолёты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась.
И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно…

… В действительности, не столь важно КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, какой вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь тот, кто идет К вам, в то время как весь мир уходит ОТ вас, и есть – настоящий Друг.

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Твой крест (христианская притча).

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно, я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов — и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, — ответил Бог. — Это твой собственный и есть.

Стакан в вытянутой руке.

Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
— 50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, — отвечали студенты.
— Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, — сказал профессор, — но мой вопрос таков: что бы произошло, если я бы его держал, как сейчас, в течение нескольких минут?
— Ничего, — сказали студенты.
— Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? — спросил профессор.
— Ваша рука начала бы болеть, — сказал один из студентов.
— Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?
— Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.
— Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? — спросил профессор.
— Нет.
— А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?
Студенты были озадачены.
— Что мне надо сделать, чтобы всё это исправить? — снова спросил профессор.
— Поставьте стакан, — сказал один из студентов.
— Точно! — сказал профессор. — С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать ещё дольше, они тебя парализуют. Ты ничего не сможешь сделать.
Важно думать о проблемах в жизни, но ещё важней уметь отложить их: на конец рабочего дня, на следующий день. Так ты не устаёшь, просыпаешься каждый день свежий и сильный. И ты можешь управлять любой проблемой, любого рода вызовом, идущим с тобой по пути.

Всё в твоих руках (восточная притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Хрупкие подарки (притча от М.Широчкиной).

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Источник

Урок ОРКСЭ на тему «Притчи и их анализ»

Приведем несколько примеров организации работы с притчами.

1. Притча о человеке, построившем дом .

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

Как вы думаете, что произойдет дальше?

Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

Какие чувства он у вас вызывает?

Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

4. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней.

Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому? Кто добра не делает никому.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

2. Есть такая притча…

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

-Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

– Как к жизни и времени относится каждый из героев?

– Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека)

– Какие символы использовал автор в этой истории?

Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека , тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» [2.С.22]

– О каких ценностях поведал автор? (Ценность – жизнь, наполненная делами, трудолюбие, уважение и почитание старшего поколения).

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

«Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается» А. Исаакян

3. Раввин и Мыловар

(Данную притчу можно использовать при изучении курса ОРКСЭ модулей «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур».)

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

–Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

– Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

– Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

О каком священном источнике говорится в притче? (обращение к священной книге иудеев Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков).

Какие слова – символы встречаются в притче, что они обозначают?

( Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека. Мыло – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские традиции, Тора, заповеди, путь добра и справедливости, благие человеческие поступки). Ребенок – неверующий еврей; еврей, который не придерживается канонов иудейской религии; грешник).

Какие ценности отражает притча? (Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудей c кой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).

Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).

Теоретические вопросы: Что такое Тора? Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор?

Практические вопросы (к источнику ):

Что стало причиной спора?

Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?

Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?

Какие уроки дал раввин мыловару?

Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?

В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?

Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?

Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

— Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

— Твоему сыну пригодиться когда он захочет принести тебя сюда

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

« Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать) (Змея молчалива).

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии).

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

_ Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

_ Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

6.Пчела и трутни (Эзоп)

Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

– Кто является героями притчи?

– Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней ? Как пчела назвала трутней? (Бездельники)

(Отсутствие чего-либо или недостаток).

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы?

– Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! ( Трутни оговаривают трудолюбивого муравья).

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?!

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

«Труд – отец счастья». В. Франклин

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» Д. Торро

«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут» Абу Шукур Бахли

«Освобождение себя от трудаесть преступление против себя» Ж. Ж. Руссо

«Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе».Сенека

«Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко ( аналитическое чтение).

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал….

– Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?!

– К чему стремится жадный человек?! (стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо).

Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде?

Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? ( Глупость )

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы» П. Браччолини

Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах):

«Собери картинку» (пазлы) – учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.

Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

– Что любят медведи больше всего? ( мед )

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя?! (выслушать варианты)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

На тебя вся деревня идет!

А я не боюсь! – отвечает косолапый.

Кого же ты боишься?!

А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

Чего же боится медведь? Что его может испугать? ( Предательство близких).

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации ( учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»)

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Чтение притчи «Собака и Волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

Что ценит Волк больше всего? ( ценит Свободу)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

В чем смысл притчи?

Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

-Что ты делал целый день?

И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

-А что ты делал целый день?

— Я………….выполнял свою работу.

А третий ………. его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

Задание : вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и туже работу, а ответы у них получились разные.

Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *