Притча что это такое 4 класс
Что такое притча
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нередко богатое содержанием литературное или музыкально-поэтическое произведение сравнивают с притчей.
Что имеется в виду? Как и когда возник этот жанр, и какие особенности помогают отличить его от множества других? Поищем ответ вместе.
Притча — это.
Притча — это краткое прозаическое (реже – стихотворное) произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме.
Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути. Понять его каждый может на том уровне, который ему доступен.
Основные признаки притчи:
Из всех литературных жанров притча более всего напоминает басню, от которой она отличается отсутствием открытой морали в конце.
Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому, поэтому можно сказать, что притчевые произведения сложнее и богаче басенных.
Из истории жанра
Первые притчи появились на Востоке. Они представляли собой сборники бесед учителя с учениками и были призваны не только передать некие знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия.
Суфийские дервиши оставили богатое наследие. Известно, например, собрание бесед поэтов Руми, Джами, Навои.
Ветхий Завет Библии частично сохранил для нас знаменитые притчи царя Соломона. На рубеже XIII-XIV веков они широко интерпретировались в древнерусской литературе. Основой же русской культуры, невидимыми кирпичиками, которые легли в её основании, стали притчи Нового Завета.
При анализе многих литературных произведений 18, 19 и 20-го столетий обращение к евангельским притчам становится обязательным. На их сюжете и содержании построено большинство романов Ф.М.Достоевского.
В романе «Преступление и наказание» слышатся отголоски притчи о блудном сыне, с которым можно сравнить Раскольникова, пришедшего к покаянию. Этому предшествует эпизод, когда Соня Мармеладова читает Раскольникову притчу о воскресении Лазаря, а история самой Сони перекликается с сюжетом о блуднице, которой не было запрещено прикоснуться к одежде Христа.
Примеров использования материала древних притч в художественной литературе множество, но немногие авторы решались определять этим термином собственные произведения.
Несколько философских притч вышло из-под пера А.П.Сумарокова, который творил, придерживаясь границ «высокого штиля» и выбирал самые торжественные литературные формы (оду, панегирик, мадригал).
Притчей можно назвать стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник». В жанре притчи работал Л.Н.Толстой в периоды новых религиозно-философских и нравственных исканий.
Современные притчи
Современная литература отходит от жанра притчи в чистом виде, но он встречается как вставной элемент в структуре постмодернистских произведений.
Так, насыщен притчевыми отсылками роман Е.Водолазкина «Лавр», созданный на материале древнерусской литературы.
В первозданном состоянии притчу можно встретить в творчестве православных авторов.
Стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) представляют собой образец глубоких поэтических притч, по высоте исполнения приближающихся к молитве, исповедальному рыданию, плачу по русской земле.
Ярким исполнителем музыкальных переложений многих общеправославных и собственно авторских притч можно назвать Светлану Копылову.
Если вы ищете притчи о жизни с моралью, короткие и ёмкие, обратитесь к любому из следующих ресурсов:
Также любопытно будет познакомиться с фильмом, наглядно иллюстрирующим притчевые истории на современном материале:
Заключение
Чтение поучительных историй детьми и взрослыми в былые времена являлось делом привычным. Сборники притч имелись в каждой семейной библиотечке.
Теперь эта традиция возвращается, помогая людям задавать важнейшие вопросы и самостоятельно находить ответы на них.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Многие даже сейчас используют притчи для нравоучений, но поскольку все сюжеты придуманы давно, их мораль безнадежно устарела.
Возможно, когда-то эти поучительные рассказы и были полезны, но контекст, обстоятельства, да и сами люди настолько изменились, что сейчас это совершенно не актуально. Теперь это просто переоцененные развлекательные истории.
Вряд ли в притчах можно найти ответы хоть на какие-то современные вопросы, тем более, что человеческая жизнь более прозаична и людей интересуют совершенно приземлённые вопросы, где бы выгоднее что-то купить или где бы заработать деньжат. Притча же учит нравственности, а она сейчас не в почёте.
Что такое притча. Определение для детей
Это короткий поучительный рассказ, имеющий назидание, но без выведения морали. Взрослому человеку знакомо, что такое притча, определение для детей младшего школьного возраста не совсем понятное.
Она похожа на басню, но отличием служит отсутствие сюжета, характер и черты героя не описываются. Нет определения и обрисовки местности, речь о ней не ведётся. Всё рассказывается очень обобщённо, но запоминается надолго. Жанр этих произведений обучает мудрости, подводит к пониманию морали слушающего. Цель притчи – не описание события, а сообщение о нём.
Что называется притчей
Она возникла в глубокой древности, когда ещё не было письменности, и берёт начало на Востоке, где говорили загадками и присказками. В старославянском языке слово «притча» интерпретируется как что-то нужное в пути – «при пути». В словаре В. Даля толкуется как «поучение в примере». Широко распространились религиозные притчи. С помощью некоторых Иисус вёл за собой народ.
Приятная слуху, притча легко запоминается, поэтому может быть использована в качестве нравоучений, в воспитательных целях педагогами и родителями. Она открывает простор для размышлений, философии. Чаще всего бывает короткой, чтобы не отвлекаться от основного хода мысли. Очень удобно использовать на уроках русского языка для увлечения новыми знаниями.
Младшим школьникам сложно понять, что такое притча, определение для 4 класса должно доноситься проще. Можно привести пример со времён Эзопа, где отец, устав повторять сыновьям, чтобы жили дружно, предложил сломать несколько веточек, связанных вместе. Никому не удалось это сделать. По одной каждый брат с лёгкостью переломал их. Здесь можно выделить мысль, что сплочение ведёт к успеху.
Определение, что такое притча в литературе одинаковое у всех народов, но описано на разных языках, сейчас – в современном варианте. В далёкие века каждую мысль старались перевести в образ, любое высказывание могло быть притчей. Поэтому притча не имела границ в жанре, а в произведениях поэтов современности нередко можно встретить стихотворение или прозу притчевого содержания.
Урок внеклассного чтения «Литературные жанры. Притча» 4 класс
Урок внеклассного чтения. 4 класс.
Тема: Литературные жанры. Притча.
Цели: Формировать и расширять представления учащихся о литературных жанрах. Формировать вдумчивого читателя. Учить обосновывать собственную точку зрения на поставленную проблему. Через осмысление текстов учится выделять нравственную проблему и давать оценку собственным поступкам.
Оборудование: Тексты притч: « О Сеятеле», «Веник», тексты народных сказок, которые можно отнести к жанру притчи. Словарные статьи из словаря Ожегова.
1. Оргмомент. Психологический настрой.
2. Работа по материалу предыдущего урока и домашнему заданию.
Учитель. – На предыдущем уроке мы более подробно знакомились с жанром басни. Вспомните, что характерно для басни?
Дети. Мораль или поучение, повествование или история, главные герои чаще всего животные, иносказание, иронический характер.
У.- У вас было задание придумать продолжение басни. Кто готов?
3. Работа по теме урока.
Работа с пословицей.
Учение – свет, а неученее – тьма.
У. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? Найдите однокоренные слова в пословице.
Д. – Учение и неученее.
У. – Подберите еще несколько слов с этим корнем.
Появляется запись на доске: учиться, учитель, учёный, ученик и т.д.
У. – Я предлагаю внести в эту цепочку уже встречавшееся нам слово – поучение.
У. – Уместно ли на ваш взгляд это слово в данной цепочке? Почему?
Д. (Дети объясняют смысл слова «поучение»)
У. – В каких случаях вас поучают родители, старшие товарищи, учителя? И как они вас поучают?
Д.- Воспитывают, ругают, читают мораль, выговаривают.
У. – Как вы думаете, зачем взрослые вас поучают?
У. – Действительно, взрослые хотят преподать вам урок, но только особенный, жизненный.
У. – Как вы думаете, а нужно ли вообще поучать других людей и как это лучше делать? Почему?
У. – Почему, когда человека поучают, ругая и наказывая – это малоэффективно?
Д. (Ответы и предположения детей)
У. – Действительно, люди с древних времен понимали, что прямое поучение для человека может быть не просто малоэффективно, но и иногда даже оскорбительно. Поэтому баснописцы выбирают своими героями не людей, а животных. Считается, что впервые такой литературный прием был использован древнегреческим баснописцем Эзопом. Отсюда возникает вопрос – Что означает выражение «эзопов язык?»
Д. (Ответы и предположения детей)
У. – сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром, содержащим иносказательное поучение – притчей. Как и басня, притча содержит поучение, но только скрытое, не видное на первый взгляд, которое человек должен понять, размышляя над притчей. Обратимся к словарной статье. Найдите в словаре точное определение понятию «притча».
2) Работа со словарной статьей.
(Учащиеся читают словарную статью и дают точное определение жанру « притча»)
У. – В Библии можно встретить много притч. При помощи притч Иисус Христос поучал людей. Почему?
Д. (Ответы и предположения детей).
У. –Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых известных таких притч – это «Притча о Сеятеле».
Чтение притчи учителем.
У. – Чтобы разгадать скрытый смысл этой притчи необходимо еще раз внимательно прочитать ее. Читая притчу, подчеркните слова, которые вам непонятны.
На доске слова: (смысл слов определяется в результате совместной работы дедей и учителя)
сеять – говорить поучать.
У. – Какие непонятные слова вам встретились в тексте?
Терние – колючее сорное растение; в переносном смысле это – трудность, препятствие. Есть такое выражение: «Через терние – к звездам».
У. – Как вы думаете, кто такой Сеятель?
Что он сеял? Что такое семя? (запись на доске после обсуждения)
Назовите все виды «земли», куда попадало семя Сеятеля.
-Итак, «земля у дороги», какое сердце или душа у такого человека?
Д. – Сердце невнимательного, поверхностного человека, непонимающего слово Учителя.
У. – Что значит, когда семя попало в «каменистую землю, семя скоро взошло, но скоро засохло»?
Д. – Это сердце человека, который быстро и с радостью принимает слово, но не выполняет его.
У. – Что значит, когда семя упало в «терние»?
Д. – Сердце человека, который слышит слово, но оно его не привлекает, а больше его привлекает богатство, благополучие.
У. – Что значит. Когда семя упало в «добрую землю»?
Д. – Сердце человека, который внимательно слушает слово Учителя, понимает его и старается выполнять советы Учителя.
У. – Вот теперь можно сказать, что мы разгадали скрытый смысл «Притчи о Сеятеле».
Теперь найдите в тексте поучительный вывод.
Д. – Кто имеет уши слышать, да услышит.
У. – Как вы понимаете эти слова?
(Ответы и предположения детей)
У. – Что нужно сделать, чтобы ваше сердце стало «доброй землей», приняло добрые слова и дало добрые всходы?
Д. – Стараться слушать добрые советы, понимать их.
У. – А сейчас для вас мой добрый совет: отдохнуть, чтобы с новыми силами продолжить дальнейшую работу.
3.Чтение притчи «Веник».
У. – Давайте выделим основные признаки притчи: (Запись на доске)
2.Имеет скрытый поучительный смысл.
У. – Какой скрытый поучительный смысл имеет притча «Веник»? (Что подразумевал старик – отец под веником?)
У. – На доске несколько русских пословиц, выберите те пословицы. Которые на ваш взгляд больше подходят поучительному смыслу притчи «Веник».
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Дружный табун волков не боится.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друга ищи, а найдешь – береги.
4.Притча и басня. Итог урока.
У. – Итак, мы с вами выяснили путем рассуждений, что такое притча. А вот, что говорится о притче в словаре русского языка: «Притча – это иносказательный рассказ с нравственным поучением, басня».
У. – Как вы думаете, почему притча в определении связывается с басней? Возможно, у них есть что-то общее, а что? (Поучение)
У. – Чем басня отличается от притчи?
Д. – Притча имеет скрытый поучительный смысл, а в басне поучение выражено чаще в морали, то есть в прямом поучении.
Обосновать, чем притча отличается от сказки, и чем пословица отличается от притчи.
Приложения к уроку.
Притча о Сеятеле
Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит!
Веник
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик и думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем им будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
— Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
Сыновья все прутья переломали.
— Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будите вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете.
Классный час на тему:»Притчи для детей и взрослых»(4 класс)
Никифорова Валентина Петровна МБОУ СОШ № 1 г. Крымск Краснодарский край
Классный час на тему: «Притчи для детей и взрослых».
Познакомить ребят с понятием притчи.
Основное содержание темы
Используя технологии художественно-образного преподавания, постараться заинтересовать учащихся, раскрыть смысл притч.
Определение притчи («поучение в примере» В. И.Даль)
— проявлять позитивное отношение к притчам.
— познакомить ребят с понятием притчи.
— учить понимать смысл притчи.
— прививать любовь к чтению притч, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков.
— раскрывая перед учащимися страницы русской истории с ее яркими биографиями героев прошлых лет.
Организация образовательного пространства
«Притчи для детей и взрослых»
Распечатанные притчи для каждого ученика.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
— расширять читательский кругозор, обогащать словарный
— развивать умения ребят работать над пониманием притч;
— прививать любовь к чтению притч.
Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объемного мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который
непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику
путешествовать по Миру осознанно и радостно.
— развивать внимание и заинтересованность к чтению притч.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
расширение кругозора учащихся;
выразительное осознанное чтение;
развитие внимания, памяти, самостоятельности, дисциплины.
ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
ПРИТЧА — короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.
ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).
в притче, как правило, нет характеров, персонажи обычно безымянны, схематичны;
время, часто и место действия неконкретны;
нет показа событий в развитии;
притча не изображает, а сообщает;
в притчах нет прямого поучения;
свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни;
в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель;
ответ над поставленным вопросом каждый должен дать сам.
Работа над притчами.
Прослушайте первую притчу.
Один раз Учитель спросил у своих учеников:
– Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
– Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
– Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом?– спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил:
– Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.
– А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и всё понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.
2.Следующая притча называется «Притча для суеверных».
Увидела примета человека, который в нее не верит, и подумала:
— Ну, сейчас и ты у меня быстро станешь моим!
Послала она черную кошку перебежать перед человеком дорогу, а через пару шагов выкопала ямку.
Споткнулся человек, идет дальше, прихрамывая. Но о том, что это связано с кошкой, даже и не подумал.
Разозлилась примета. Заставила она черную кошку еще раз перебежать через дорогу. И выкопала уже не ямку, а целую яму!
Погладил черную кошку человек, заметил опасность на пути и обошел стороной яму.
А заодно и дрожащую от бессильной злобы примету, которая поняла, что ничего ей не сделать с человеком, который не верит ни в какие приметы!
Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)
3.Вы готовы слушать следующую притчу? Она называется «Притча о правде и лжи».
4. Откуда берутся болота
Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:
— Люди! Очистите меня поскорее! Но люди только отмахнулись:
— Ничего, нам и пруда хватит! Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:
— Помогите, пока не поздно! Опять не послушали его люди.
И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.
Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:
— И откуда только болота берутся?
Добавим к этому: И не только на земле, но и в человеческих душах!
Следующую притчу дети читают самостоятельное.
5. Лоза и крестьянин
Лоза не могла нарадоваться, видя, как весной крестьянин осторожно вскопал вокруг неё землю, стараясь не задеть заступом нежные корни, как он любовно ухаживал за ней, подвязывал, ставил прочные подпорки, чтобы ей вольготно было расти. В благодарность за такую заботу лоза решила во что бы то ни стало одарить человека сочными душистыми гроздьями.
Когда пришла пора сбора винограда, лоза была сплошь увешана крупными кистями. Рачительный хозяин все их срезал одну за другой и бережно уложил в корзину. Затем, подумав, выкопал колья и подпорки и пустил их на дрова. И бедной лозе ничего не осталось, как горевать от незаслуженной обиды и мёрзнуть всю зиму на голой земле. Но на следующий год она уже не была столь щедра, и недальновидный крестьянин жестоко поплатился за свою жадность.
6. Ведро с яблоками.
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
8. Притча про МАМУ – читают вслух по цепочке.
За день до своего рождения,
Спросил ребеночек у Бога,
«Развей, Господь, мои сомнения!
Кто там покажет мне дорогу?»
«Твой Ангел всюду будет рядом.
И в лютый холод, мрак иль стужу
Тебя всегда согреет взглядом
И объяснит, что делать нужно!»
«А как его пойму при этом?
Ведь языка его не знаю!»-
«Тебя научит он. Ответы
Получишь сам, мир изучая».
«А как зовут его, как имя?
Скажи, длинно оно иль мало?»-
«Имен он много носит в мире.
Но ты его звать будешь МАМА!»
Мама – вот слово, что все понимают.
Каждый своё что-то с ним вспоминает.
С мамою связаны все наши дни,
Маму забыть не дадут нам они.
С нами она навсегда остаётся –
В чистой воде из пруда иль колодца.
В шёпоте листьев, иль в шуме дождя,
В аплодисментах, зовущих тебя.
В каждой слезинке, что ты проливаешь,
В каждой минуте, что ты проживаешь.
Мама для каждого – первый наш дом,
Мама в тропе, по которой идём.
Мама – ты первая радость и горе,
Бриз, приносящий прохладу у моря.
Мама в лесу, в щебетании птиц,
Мама в грозе и в мельканьи зарниц.
Мама живей на земле всех живущих.
В этом со мной согласится всяк сущий.
С нею нам легче беду одолеть.
Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву»
Понравились ли вам притчи? Хотели бы ещё услышать притчи и попробовать объяснить их смысл? Найдите в библиотеке притчи и почитайте их сами или своим родным.
— учить анализировать, высказывать своё мнение.
— осознанно отвечать на вопросы.
— формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.