Присяга и клятва в чем разница
Присяга и клятва Охота на слова
Слова присяга и клятва являются исконно русскими, у них древнее происхождение и они имеют глубокий смысл. Хорошо известно, что противникам нашей культуры, нашей цивизизации очень не нравится всё, что связано у нас с глубоким прошлым и древними традициями. Любую бессмысленность и беспредельную развращенность типа Pussy Riot (Пусси Райот) или «Femen» (Фемен) они поддержат, вознесут, растиражируют и даже профинансируют. Всё, что толково, серьёзно, умно и патриотично, подвергается сперва осмеянию, потом уничижению, а то и полному запрету.
Общественная палата предложила убрать из военной присяги слово «клянусь». И хотя Общественная палата Российской Федерации, отражает она интересы скорее другого государства, чем Российского, ведь даже не было серьёзно проанализированы сами слова «клянусь», «клятва».
В первую очередь, хочу отметить в корне гласную Я. Таких слов в прошлом было больше, достаточно полистать, к примеру, словарь Владимира Даля. В атеистической стране их стало меньше в живом языке, а теперь многие из них снова в активном общении. Святой, святость, священник. Вящий, счастье, причастие, участие, (в этих словах по современным нормативам пишется а после шипящих щ и ч, но исторически стояли я, а звучат отчетливо именно я, а не а).
Буква Я в корне слов как бы приближает значение к личности говорящего. Не ты, не он, а именно я что-то принимаю на себя, важное для себя и для окружающих. Многих связей мы уже не воспринимаем, поскольку слова от частого употребления и нашего невнимания к ним становятся бесцветными, теряют образы и многочисленные внутренние связи с другой лексикой. И даже несмотря на это, они воздействуют на наше подсознание, подспудно побуждают нас к действию в нужном направлении и в нужном качестве. Особую силу таких слов чувствуют носители других языков, изучающие внимательно русский. В составе Общественной палаты немало носителей других языков, которые чувствуют особую силу слов «клянусь» и «клятва», они предложили, а коренные русские, разучившиеся размышлять и анализировать каждое слово, не поняли подвоха и согласились, как знаменитый Иван Васильевич, сменивший профессию, отдать Кемскую волость заморскому послу. От гигантских природных ресурсов временщики отказываются в пользу иностранных интересов, а тут от какого-то слова.
Знайте, что от недоброжелателей звучат предложения отказаться от отдельных слов, от отдельных фраз, от отдельных букв, а то и от всей русской азбуки. Вспомним, что все захватчики, включая Наполеона и Гитлера, покушались на русскую азбуку и на русский язык. Сегодня мы снова сталкиваемся и с запретами говорить и думать по-русски, и с предложениями «усовершенствовать» наш язык, отказавшись от самой яркой лексики. Борьба с нами и нашим языком идёт нешуточная. И я предлагаю напомнить, что написала Анна Ахматова из солнечного Ташкента ко дню Красной Армии в феврале 1942 года.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Поэтесса не использует слова «КЛЯНУСЬ», «КЛЯТВА», но по сути это клятва и есть, не обещание, не заверения, от которых при смене обязательств можно и отказаться, а именно клятва, связанная и с конкретной личностью (через Я в корне), и с целым народом.
Вот пример, как русскому языку навязаны чужие слова, чужие понятия с достаточно жестоким смыслом: жертва, жребий, пурим.
Присяга, клятва
Полезное
Смотреть что такое «Присяга, клятва» в других словарях:
Присяга клятва — клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху (в книге пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно представляется клянущимся с поднятой рукой в подтверждение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
клятва — Божба, присяга, обет, зарок. Ср … Словарь синонимов
присяга — См. клятва взять присягу, давать присягу, подтверждать присягой, приводить к присяге. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. присяга зарок, клятва, обет, обещание Словарь… … Словарь синонимов
Присяга Президента РФ — Присяга избранного президента России Путина народу РФ. Присяга Президента Российской Федерации торжественная клятва, произносимая лицом, избранным Президентом Российской Федерации, во время торжественной церемонии … Википедия
Присяга президента РФ — Присяга избранного президента России Путина народу РФ. Присяга Президента Российской Федерации торжественная клятва, произносимая лицом, избранным Президентом Российской Федерации, во время торжественной церемонии вступления его в должность… … Википедия
Присяга президента Российской Федерации — Присяга избранного президента России Путина народу РФ. Присяга Президента Российской Федерации торжественная клятва, произносимая лицом, избранным Президентом Российской Федерации, во время торжественной церемонии вступления его в должность… … Википедия
Присяга президента России — Присяга избранного президента России Путина народу РФ. Присяга Президента Российской Федерации торжественная клятва, произносимая лицом, избранным Президентом Российской Федерации, во время торжественной церемонии вступления его в должность … Википедия
ПРИСЯГА — официальное и торжественное обещание (клятва) в верности. Присягу обычно приносит при вступлении в должность лицо, избранное президентом страны. Присяга военная клятва гражданина при вступлении его в ряды вооруженных сил выполнять обязанность… … Большой Энциклопедический словарь
Присяга — официальное и торжественное обещание (клятва) в верности. Присягу обычно приносит при вступлении в должность лицо, избранное президентом страны. Присяга военная клятва гражданина при вступлении его в ряды вооруженных сил выполнять обязанность… … Политология. Словарь.
КЛЯТВА — КЛЯТВА, клятвы, жен. Торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга. Дать клятву кому нибудь. Клятва в верности или верности. Взять клятву с кого нибудь. Разрешить кого… … Толковый словарь Ушакова
Присяга и клятва в чем разница
Присяга-это официальное обещание держать верность. Клятва-просто обещание чего-то, иногда библейское, но мы обычно используем в повседневной жизни чтобы пообещать что-то сделать
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
Присяга и клятва в чем разница
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )
О клятве и присяге
I. Православное учение о клятве и присяге
Так как Бог есть Истина, любит истину и ненавидит ложь, то клятва именем Божиим имеет силу внушить тому, который произносит ее, говорить по правде, истину, как истину Божию, в той уверенности, что Бог, как вездесущий, невидимо присутствует при сем; как всеведущий, слышит и знает, говорит ли кто истину или ложь; как праведный, карает за ложь и обман. Тем же, которые снимают клятву, она внушает верить словам клянущегося, ибо тут свидетель и поручитель за истину – Сам Бог, и надеяться, что Он не попустит надругаться над Его именем. По такому своему характеру клятва в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна.
I.Она установлена и освящена Самим Богом для народа израильского. Господа Бога твоего да убоишися, – говорит Он чрез Моисея, – и Тому единому послужиши, и именем Его клянешися ( Втор. 6:13 ; Ис. 22:11 ; Иер. 4:2 ). Пророки предсказали, что во времена Мессии и самые язычники будут клясться именем Бога истинного ( Ис.19:18; 65:16 ).
III. Клятвы требует блого общественное. Она есть наилучшее средство к сохранению порядка, верности, правосудия и повиновения между людьми и сопровождается самыми благодетельными последствиями, как для частных лиц и семейств, так и для целых обществ. Она не нужна была бы только в таком обществе, где господствует совершенная святость, или где вовсе нет никакого благочестия и благоговения пред именем Божиим. А где нет еще владычества совершенной правды, но и не совсем еще ослабело благочестие, там в важных и необходимых случаях она составляет действительнейшее средство к сохранению взаимной верности.
IV.Клятва, по самому духу и существу своему, совершенно согласна с духом христианской веры. Посредством ее клянущийся исповедует свою веру в Бога всеведущего, святого, правосудного и всемогущего, Который не оставляет лжи и обмана без наказания, и истины и верности без награды, и, следовательно, она есть некоторого рода исповедание веры.
V.Что касается до слов Христовых: «Аз же глоголю вам не клятися всяко» ( Мф. 5:37 ), то они частью направлены против клятвы произвольной, против предрассудков, суеверий и злоупотреблений иудейских ( Мф. 23:16 ), частью внушают только то, чтобы мы старались жить так свято и честно, чтобы нам не иметь нужды обращаться к клятве, а чтобы одному слову нашему все верили, зная нашу честность.
II. Основания из слова Божия для православного учения о клятве и присяге
Господь Иисус Христос Сам признавал клятву на суде:
Мф. 26:63 . Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64. Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Евр. 6:13 .Бог,давая обетование Аврааму, поскольку не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою.
Употребляли клятву в важных случаях и св. Апостолы:
Еф. 4:17 . Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего.
Флп. 1:8 . Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа.
2Тим. 4:1 . Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его.
Евр. 6:16 . Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
Откр. 10:5 . И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу,
6. И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней. и море и все, что в нем, что времени уже не будет.
Как отсюда ( Откр. 10:5–6 ), так и из Быт. 14:22 видно, что клятва или присяга дается с поднятою рукою.
В Ветхом Завете, кроме вышеприведенных мест, имеется еще очень много примеров употребления клятвы, напр.:
Быт. 22:16 . И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, (для Меня).
Быт. 24:3 . И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу.
9. И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.
Быт. 25:33 . Иаков сказал (ему), поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство свое Иакову.
Быт 31:53 . Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся прахом отца своего Исаака.
Исх. 22:11 . Клятва пред Господом да будет между обоим в том, что взявший не прострет руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить.
Втор. 6:13 . Господа Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи, (и к Нему прилепись), и Его именем клянись. Ср 10:20.
Иер. 4:2 . И будешь клясться: жив Господь в истине, суде и правде: и народы Им будут благословляться и Им хвалиться.
Пс. 14:4 . Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет.
Рим. 1:9 . Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанного воспоминаю о вас.
Да и в Новом Завете, кроме тех мест, которые выше приведены, немало еще и других, указывающих на примеры клятвы:
Рим. 9:1 . Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом.
1Фес. 2:5 . Ибо никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
10. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами, верующими.
Итак, прямые и ясные свидетельства сящ. Писания Ветхого Завета, личное отношение Христа Спасителя к клятве, употребление клятвы апостолом Павлом, затем правила св. Апостолов и вселенских соборов, учение св. Отцев и учителей Церкви, практика церковная и безпристрастный разбор сектантского лжеучения о клятве – приводят к тому убеждению, что клятва и присяга имеют божественное установление и обязательны для каждого христианина.
III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о клятве и присяге
Заблудший . Клясться само слово Божие запрешает а вы, прапославные, говорите, что клятвы необходимы?
Православный . Слово Божие запрещает клятвы безрассудные ( Мф. 23:16–22 ), необходимае же клятва есть утверждение истины призыванием во свидетельство Бога. Если я утверждаю истину, свидетельствуясь Богом (самою истиною), притом с дозволения Божия, то где же тут грех? Грех был бы сказать при этом ложь. Господь именно негодовал тогда, когда клялись не Им, а другими богами ( Иер. 5:7 ), или клялись лживо (7:9); но Он о клятве истинной, клятве Им Самим, даже Сам предсказал: «работающим Мне дается имя новое; они благословят Бога истинного, и кленущиеся на земли клясться будут Богом истинным44 ( Ис. 65:16–17 ). «В тот день будет 5 городов в Египте, клянущихся именем Господа Саваофа» ( Ис. 19:28 ). «Если, Израиль, будешь клясться, – жив Господь, в истине, суде и правде». ( Иер. 4:2 ), и кленущийся ближнему своему и не отметающийся (т. е. не отступающий от своих слов) вселится во св. гору» ( Ис. 14:4 ).
Заблудший . Но зачем-же клясться если можно и без того говорить правду?
Заблудший . Христос сказал, чтобы вовсе не клясться ( Мф. 5:34 ; Иак. 5: 12 ).
Православный . Словами «но исполняй пред Господом клятвы твои» ( Лев. 19:12 ; Мф. 5:33 ; Втор. 23:21 ) указывается, что клятвы эти были частные (личные, и употреблялись евреями при давании ими каких-либо обещаний пред Богом. Так как личная клятва, сделавшись обыкновенною, часто не исполнялась ими (а это–страшный грех), вследствие того, что клялись не Богом, а Его творением, то Христос и советует им не клясться: ни небом, ни землею, ни Иерусалимом, ни головою, т. е. разнообразной и неправильной клятвой, но чтобы при этом только произносили: да, да; нет, нет, ибо и этого при обетах личных достаточно. Почему же так? Обеты давались Богу и пред Богом, т. е. утверждение или отрицание обещания свидетельствовались самим Богом (клятва Его именем); зачем же при этом клясться еще низшим? За тем, чтобы обманывать?! Да. А если так у них бывает, то это–от лукавого. Следовательно, Господь в данном случае не отвергает клятвы законной, даваемой в важных случаях и с тем, чтобы исполнять ее. В том же смысле говорить и Ап. Иаков. Чтобы еще лучше это понять, приведу приблизительный образец еврейской клятвы (в древнее время). Обыкновенно приводящий к присяге спрашивал приводимого к ней: утверждает ли он именем Всемогущего, что такое-то происшествие происходило именно так? Последний должен ответить: «да», если оно было так,–или «нет», если оно было иначе. Было бы странно слышать после этого от приводимого к присяге: «клянусь небом (или храмом и др.), что это было так» (или не было). Равно, если я даю обет пред Богом, наедине, не только не правильно, а даже не разумно говорить при этом, «клянусь я пред Тобою, Боже, своею головою, или Твоим храмом». Вот тебе настоящий образец еврейской клятвы в то время: заклинаю Тебя Богом живым,сказал первосвященник Иисусу: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: «ты сказал» (т. е.–да) ( Мф. 26:63–64 ).
Заблудший . А как же 3-я заповедь запрещает брать имя Божие всуе.
Православный . 3-я заповедь запрещает клясться только напрасно (именно всуе).
Заблудший . Почему же у вас не такая присяга, в которой употреблялось бы только да, да, нет, нет?
Православный . Это от формы присяги: у нас присягающий произносит слова за священником так, как составлен присяжный лист: «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом» и т. д. Эта присяга должна быть принимаема на верность службы Царю и отечеству, при отправлении разных общественных и государственных обязанностей, и при свидетельстве на суде. Дабы не было обмана, форма эта по существу ничем не отступает от установленной Словом Божиим клятвы.
Заблудший . А если кто дает присягу ложную?
Православный . Чтоже? за это его будет судить Бог; но все-таки при этом каждый поостережется лгать или делать неправду. В обыденных-же случаях и у нас запрещена клятва и присяга и повелевастся напрасно (зря, как попало) не божиться, а ограничиваться утверждением (да) или отрицанием (нет).
Для миссионерской полемики с сектантами о клятве и присяге
Уроки и примеры христ. любви. Дьяченко. 1894 г. стр. 361.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»