Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра что
Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов? ОПЕРА БОРИС ГОДУНОВ
Ответы
Звукоизобразительность в музыке
Вы, наверно, знаете, что существуют разные виды искусств, в том числе живопись и музыка. Что такое живопись? Это картины, которые мы видим – пейзаж, потрет, натюрморт. Чем их рисуют – красками, фломастерами. А знаете ли вы, что рисовать можно музыкой? Так вот сегодня мы с вами послушаем картины.
Но для начала я скажу вам новое слово слово – звукоизобразительность. Как вы думаете, что оно обозначает? Звукоизобразительность = звук + изображение. Изображение звука или изображение с звука? Что можно изобразить звуком? Животных, технику – это самое простое. Скрипка легко изобразит мычание коровы, флейта – пение соловья, труба – гудок паровоза, а барабан – стук его колёс.
Послушайте, как композитор Сергей Прокофьев изобразил пение птицы.
Прокофьев, Птичка (Петя и волк)
в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой. для этой пары: гамма у нас мажорная (допустим) и в ней мы строим на пониженой шестой ступени ув2 ( полтора тона), а ум7 является обращением ув2, то есть мы просто меняем ноты местами (нижняя переходит на октаву вверх). в минорной тональности мы строим на седьмой повышенной ум7(4,5 тона) и дальше аналогично.
i. струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
ii. духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
iii. медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон,
Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)
Урок 3. Живая сила традиции
Планируемые результаты учебной деятельности:
— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.
— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.
— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.
Изобразительное искусство: В. Васнецов. «Нестор-летописец»; Н. Рерих. «Баян»; И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; В. Васильев. «Келья Пимена».
Литература: А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов».
Музыка: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов» (№ 3 аудиоприложения).
Виды деятельности учащихся: Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов». Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей. Разучивание и исполнение песни.
Формы педагогического контроля. Контроль участия в беседе о традициях в искусстве, о связи искусства с историей, о развитии культуры человечества. Контроль выразительного чтения вслух и понимания смысла монолога Пимена. Контроль аналитических навыков при обсуждении текста монолога и после прослушивания фрагмента оперы Мусоргского. Контроль навыков сравнительного анализа слов, репродукций живописных картин и музыки. Контроль качества пения. Контроль знания истории создания и содержания оперы «Борис Годунов».
О традиции в музыке
И сокровенный изначальный миг,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
Р. Тагор (Фрагмент из стихотворения)
Учитель анализирует с учениками эти важные строки, выявляет их главную мысль — опору и жизненных процессов, и явлений искусства на вековые традиции, их связь с прошлым и настоящим, выстраивание единой цепи от прошлого к будущему.
— На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный (не подлежащий сомнению, неоспоримый) закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?
И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?
Хранители памяти, истории, традиций
Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности – они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.
Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы – всё это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.
Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем – и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Работу над оперой «Борис Годунов» М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина.
Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Опера была завершена в конце 1869 г. и представлена в Дирекцию Императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке. Мусоргский внёс ряд изменений, в частности ввёл «польский» акт с новой героиней Мариной Мнишек, а также добавил финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя. Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.
Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).
Прослушайте монолог Пимена из 1-й картины I действия.
В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена — ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план — назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.
5. Итог урока (Вывод)
Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого – памятью истории, культуры, национальных традиций – это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.
Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
Возможно ли, по-твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.
Послушай Монолог Пимена из 1-го действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?
Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение:
Монолог Пимена
Ночь. Келья в Чудовом монастыре
(пишет перед лампадой)
Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомкам православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходит до меня,
А прочее погибло безвозвратно…
Но близок день, лампада догорает –
Ещё одно, последнее сказанье.
Что отличает характер музыкального звучания – контрастность или выдержанность одного состояния? Объясни свой ответ.
Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов?
Внимательно рассмотри эскиз декорации «Келья в Чудовом монастыре» И. Билибина. Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображён художником? Какова роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы Мусоргского?
И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.
Эскиз декорации к первой картине I действия
оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
Каких известных тебе героев художественных произведений можно назвать «старинными людьми» и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запиши ответ на этот вопрос.
Краткое содержание оперы «Борис Годунов»
П р о л о г. 1-я картина происходит на заполненном народом дворе Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство. Вышедший к народу дьяк Щелкалов сообщает, что Борис и слышать не желает о троне. К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса.
2-я картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя. Появляется Борис. Его гнетут зловещие предчувствия.
I д е й с т в и е. 1-я картина. В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем были бы ровесниками, рождает в голове Отрепьева дерзкий план назваться Димитрием.
2-я картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни. Григорий спрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория». Григорий, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.
II д е й с т в и е. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе, разговаривает с сыном Феодором. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича. Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца.
III д е й с т в и е. 1-я картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.
2-я картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка Самозванец мечтает о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол. Звучат страстные любовные признания.
IV д е й с т в и е. 1-я картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз. Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню. Юродивый жалуется царю на мальчишек. Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», — отвечает Юродивый.
2-я картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Феодора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.
3-я картина. Народ на лесной дороге под Кромами, близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство». Тут и Мисаил с Варлаамом. Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущовым, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая нар оду новые страшные невзгоды.
Ответы на вопросы к «Как работает оркестр»
Не ожидал такого рьяного отклика. Все вопросы посмотреть не успел, но отвечаю на те, что заметил.
1. Как выживает музыкант в пандемию?
Еще у духовиков игра на их инструментах официально считается вредным производством.
Во-первых, вы все сидите друг у друга на голове, поэтому когда вступает труба, поверь мне,ты будешь слышать ее лучше всех. Да, ставят специальные экраны, но это спасает мало. Ты начинаешь немного глохнуть.
3. «Читал, как очень известные музыканты говорят, дирижер не нужен, хороший оркестр может играть и без него. Правда?»
5. «На ваш взгляд, почему музыка влияет на человека?Имею в виду не только классическую, а любую другую, например электронную или игру только на гитаре. Одна приятна, другая нет. Одна зарядит энергией, поддержит в трудную минуту или успокоит, а другая нет.»
На мой взгляд все зависит от бэкграунда и характера самого человека. Я вот не только классику слушаю, но и рок, и фолк-музыку, и джаз мне нравится. Хотя в детстве слушал только классику, поскольку это было единственным, что слушала семья.
6. «Инструменты свои приносите всегда? Как это вообще устроено, как обновляете инструмент, тоже за свои?»
Итак, контрабас и арфу никто не носит. Максимум могут на халтуру попросить прийти со своим контрабасом, тогда за это доплачивают. Но вообще нет.
Инструменты мы покупаем за свои, это большой минус. Но тут есть нюансы.
Струнники могут играть на своих инструментах всю жизнь и еще внукам достанется, меняем только «запчасти»: струны, колки, мелкий косметический ремонт.
С духовиками все веселее значительно. Проблема в том, что из-за слюней и прочего конденсата инструменты начинают цвести внутри. Да, их чистят, но всю жизнь на одном кларнете играть не получится, а стоят инструменты бешенных денег. Поэтому часто бывает так, что театр сам закупает инструменты и их выдает. Вы можете уносить их домой, пользоваться по полной. Но несете полную материальную ответственность.И если перестаете работать, то инструмент возвращается.
Дальше спрашиваем у всех, где какие места есть. Может, кому-то нужен ассистент. Может, где-то нужен приглашенный. Соглашаемся на халтуры и т.д.
Вообще с дирижерами все трудно, потому что на оркестр их нужно 2-3 человека, а их значительно больше. Так что они вообще вертятся как ужи на сковородке.
10. У вас такие зарплаты, такая конкуренция. И зачем вы туда пошли?
Ну. Это как спросить врача в нашей стране, зачем он пошел в медицину.
Это призвание. Тем более, когда в детстве начинаешь этим заниматься, то о деньгах не думаешь особо.
Из плюсов у нас есть гастроли. Вы не только мир смотрите, но еще и деньги за это платят. Хотя гастроли тоже изматывают, но все-таки. Плюс неполный рабочий день, можно днем с семьей побыть.
12. «Достаточно ли на ваш взгляд музыкантов, чтоб сохранять уровень культуры в стране? А как с финансовыми ресурсами? Справедливо ли они распределяются?»
Музыкантов, имхо, достаточно. А вот финансов не хватает. Культура вообще финансируется по остаточному принципу. Более того, есть федеральные бюджеты, а есть муниципальные. Так вот львиную долю федерального бюджета забирает Большой и Мариинский. Но они и денег приносят как 20 театров, ибо они бренды. А вот в регионах театры и филармонии финансируются за счет города. Деньги тоже идут городу, но все печально. Даже очень.
13. «Бывает ли, что один музыкант подгаживает другому»
Да. Вот несколько реальных историй.
Вторая история.
Девочка только поступила в оркестр. Играет на ф-но и челесте. Ф-но тоже иногда нужно в некоторых произведениях, а челеста выглядит как ф-но, а звучит колокольчиками, которые вы слышите в «Фее драже» из «Щелкунчика».
Идут гастроли. Программа везде одна и та же, но кое-где меняется. Девочка спросила, какие номера идут сегодня. Ей ответили, что она может гулять.
Но фишка в том, что она была нужна. Ее почти уволили, оставили без гастролей и т.д. Потому что спрашивать надо было не у дцатого тромбона, а у концертмейстера или дирижера. А человек, который ей такое насоветовал, съехал, что «она не так поняла, да и вообще она меня не спрашивала».
14. Играете ли вы в переходах?
Нет, никогда. Во-первых, это минус престиж. Могут нафиг уволить с основной работы. Да нам и самим в голову не придет.
Во-вторых, нам инструменты сильно жалко. А ремот стоит бешенных денег.
Наверное все пока что 🙂
Автор пиши исчо! Никогда не думал, что эта тема даже письменно настолько интересна. От тебя второй разрыв шаблона после «Одержимости»
А правда, что вы «апплодируете» коллегам, шурша ногами по полу?
Как у вас проходят больничные? Вот сегодня важный концерт, а вы проснулись с температурой 39,5. И что делать вам и театру?
Учреждения культуры могли жить намного лучше и богаче, если б занимались своим продвижением. Если с обычными концертами всё просто и понятно, то по классической музыке культуре это некие полузакрытые кружки по интересам. Очень мало информации о событиях, зато куча негласных правил.
Я ждал этих постов всю жизнь!
Было бы здорово, если бы автор снова и снова выносил вопросы-ответы в отдельные посты.
«Вообще я с высшим музыкальным образованием,
Родители хорошо занимались моим воспитанием,
Но лучше работы я так и не смог найти:
Тут или лабухом быть или двор мести.
Спасибо автору, было очень интересно почитать о «другом мире» (я очень далёк от всего этого).
9. Все творческие бухают при первой возможности.
А с учетом того, что музыканты все про всех знают, то новость, почему именно вас уволили, разнесется на следующий же день. А теперь вспоминаем, что работу итак найти непросто.
Короче, выгоднее не пить или пить умеренно и не на рабочем месте.
Ха-ха. Вы, видимо, в предельно интеллигентном коллективе работаете =) У нас молодежь еще более-менее, а вот духовики старой закалки, да и не только духовики. Откуда только здоровье берется) Не говоря уже про гастрольный запой режим.
Нет, никогда. Во-первых, это минус престиж. Могут нафиг уволить с основной работы. Да нам и самим в голову не придет.
Во-вторых, нам инструменты сильно жалко. А ремот стоит бешенных денег.
В студенчестве это достаточно быстрый и несложный способ заработать. Как говорится, все порицают, но практически все хоть раз, да пробовали.
Читал весь текст и думал «так вот откуда в переходах берутся музыканты круче чем эстрадные». Дочитал до пункта 14 и уверенность в этом факте стала почти железобетонной. Не играют они никогда в переходах ага)
Я так понимаю это московский театр или театр из миллионника.
Я не артист оркестра, я артист хора музыкального театра. В период пандемии театр так или иначе нам помогал (всем), либо премиями, либо материальной помощью. По 2 пункту: в нашем регионе 20т оклад это прям сказка. Всё же основную часть зарплаты составляют надбавки. Без спектаклей мы получаем в разы меньше, но другие (не связанные со спектаклями) надбавки сохраняются. По 3 пункту: с оркестром дирижер нужен всегда, ибо без него оркестр не «услышит» вокалиста, а вокалист не всегда совпадет с оркестром. По 8 пункту: для меня вообще это новость. Похоже это какая-то региональная фишка. По 9 пункту: у нас это искоренилось как-то само. Артисты пьют, но не на работе, либо все вместе после работы.
Пара вопросов от родителей будущих музыкантов.
-Идти ли в музыку вообще? (считаю, что музыкальное образование полезно в любом случае).
-Какая роль у родителей? Как не навредить и как поспособствовать? (мне вроде удалось избежать отторжения у ребёнка и даже привить интерес. Но может надо начинать становиться и строим, чтоб был результат?)
-Как много нужно заниматься инструментом дома ребёнку и взрослому музыканту?
Впервые в моей жизни кто-то внятно рассказал зачем нужен дирижер. Даже сам дирижер на фуршета у Лебедева лютейшую хуйню нес
Есть анекдот, про духовика, который сидел перед басовым тромбоном, и у него в определенных местах партитуры были пометки «пригни голову».
Бывает такое в жизни, что впереди сидящему прилетает сзади кулисой?
2. Можно ли музыкантам выходить из оркестровой ямы, если его партия закончилась и играть ему больше не надо? Или приходить не к началу выступления, а к началу своей партии, если она начинается через полчаса после всех?
Очень плохо представляю, что на прослушивании могут сыграть контрабасист, литаврист, тарелочник.
А за рубежом вполне нормально проф музыкантам выступать на улицах.
Хорошо тему подняли!
Вы не из Страдивали?
Спасибо! Вас очень приятно читать.
Как выглядит карьерный рост? Лучшие становятся концертмейстерами, солистами? Вообще, судя по структуре оркестра, сложилось впечатление, что карьерный рост не у всех возможен как таковой. Как с этим жить?
— Как работает оркестр?
— Ну судя по посту, херовато.
Нет, никогда. Во-первых, это минус престиж.
А как влияет на престиж игра в переходе? И почему за это ещё и уволить могут?
Что тут такого-то?
На похоронах лабать пробовали?
> 10. У вас такие зарплаты, такая конкуренция. И зачем вы туда пошли?Ну. Это как спросить врача в нашей стране, зачем он пошел в медицину.
Зачем ты оперный певец? Неумный чтоль?
— Нафига ты оперу поешь, тебе заняться нечем? Нашел бы нормальную работу.
— И сколько ты зарабатываешь песенками своими? Ни семьи, ни машины нет, ни квартиры!
Но это все временные трудности. А в перспективе можно более чем прилично жить, имея возможность и для реализации, и для комфорта.
— Думаете, я не пробовал? Не пригодился. Ни в Москве, ни в Питере, и, уж тем более, ни в Туле.
В консерватории не брали, в филармонии предлагали 100 евро в месяц. А жить то как?
— Ну ничего, вон Хворостовский же стал величиной! А Нетребко? Это характер нужен просто!
— Ну пел бы эстраду, как Магомаев, или Кобзон. Зачем тебе эта опера дурацкая?
— А вы часто видите новых Кобзонов на сцене? Он один такой, и никого не пустить более на пьедестал. А превращаться в Диму Билана настроения нет.
— Ну а Басков? Вон и оперу пел, и известный теперь везде, дворцы-мерседесы, живет всласть!
— И что, будешь вот так мотаться, как собачий хвост по городам и театрам? А семья,а дом, а дети?
— И охота тебе жизнь тратить на чепуху, вроде песенок?
Поется в ней о несчастной любви простого трудяги, который безответно влюблен в местную красавицу, возлюбленную самого Герцога Перта.
«Когда огонь любви жжет душу день и ночь. Чтобы заглучшить ее хоть иногда. я пью до дна!»
Всем здоровья и успехов
Решил по горячим следам написать новую порцию ответов, пока выходной. А то потом закручусь и забуду.
Было много вопросов про внутреннюю организацию концертов, карьерный рост, заплаты, дирижеров и. ударников. Предлагаю начать с последних.
1. Итак, кто такие ударники и на чем они играют? Этому учат в музыкальной школе? А он что, вот сейчас два раза стукнет, домой уйдет и потом зарплату получит как все?
В оркестре очень много ударных инструментов. Вот только некоторые из них:
В оркестре их обычно несколько, иногда бывает, что нужно только пару раз стукнуть и уйти, а иногда сразу несколько человек играет. Как вот тут:
https://www.youtube.com/watch?v=kxt4macNTHg
2. Теперь про зарплату. Я в прошлых постах писал про нормы выработки, но фишка в том, что они немного различаются. Слава богу, биг боссы понимают, что нереально занять всех одинаково, да и вредно это.
Есть солисты чуть пониже кастой. Они тоже невероятно крутые, но до мировой величины чутка не дотягивают. Они становятся концертмейстерами лучших оркестров.
Ну и так далее.
Путь карьерного роста для оркестранта обычно ограничивается концертмейстерским местом в своей группе. Он играет лучше, чем другие, дает регулярно концерты камерной музыки, на его счету может быть пара конкурсов средней руки. Все зависит от оркестра. Но выше ему не прыгнуть, в полноценные солисты не перейти, хотя он и может даже иногда выступать с оркестром, в котором работает, как солист. Все зависит от коллектива, его умений и дирижера.
4. Как становятся дирижерами и зачем они вообще.
Дирижеры становятся дирижерами уже в консерватории. Они должны хорошо играть на фортепиано, обладать очень хорошим слухом и координацией.
Слух нужен, чтоб в массе всех голосов услышать,что третий тромбон, зараза, опять не ту ноту сыграл.
Координация нужна, чтоб разными руками показывать разное. А умение играть на ф-но помогает им разучивать произведения.
5. В чем гений конкретного дирижера?
Все сводится к качеству его работы с оркестром и мастерству интерпретации, т.е. как он делает из мертвых нот музыкальное произведение, во время исполнения которого вы стараетесь даже не дышать. Есть дирижеры, который самый плохой оркестр могут заставить играть в 2 раза лучше, не кидаясь музыкантов кирпичами. Но еще, конечно, очень срабатывает пиар и связи.
Итак. с выбором программы все сложно и неоднозначно.
Бывают конкретные «заказы», например, если вас пригласили на фестиваль Бетховена, то везти надо Бетховена, а если вас пригласили именно как русский оркестр, то 90% вашей программы будет состоять из русской музыки.
Если в этом году юбилей со дня смерти/рождения какого-то композитора, то вы обязательно будете играть его произведения в этом году больше.
К тому же у каждого оркестра и театра есть своей репертуар, который исторически сложился. Он довольно обширный, может дополняться новыми произведениями, но база всегда остается прежней. Обычно программу концерта составляет дирижер с дирекцией, опираясь на описанные выше факторы.
В России театр живет обычно с двух статей доходов: финансовая поддержка от государства и деньги от проданных билетов, часть из которых отдается государству обратно. На западе театры поддерживаются спонсорами и доходом от билетов. Поэтому, например, Метрополитен опера в США на данный момент распустила весь коллектив: денег от билетов нет из-за запрета на массовые мероприятия, спонсорских денег слишком мало, чтоб платить людям хоть какую-то зарплату. Но пообещали, что как только все кончится, всех сразу позовут обратно. А распустили коллектив, чтоб те могли получать пособие по безработице.
Жду новых вопросов 🙂
Как работает оркестр
Чего-то я давно посты про свою профессиональную деятельность не пилил, решил исправляться.
Вспоминая мои многочисленные беседы с немузыкантами, я понял, что многие не представляют себе, как там внутри функционирует оркестр или театр изнутри. Как идет прием на работу, какой график и т.д.
Может, будет кому-то интересно.
А что такое оркестровые трудности? Это кусок партии для вашего инструмента из какого-то оркестрового произведения (балет, опера, симфония и т.д.), который представляет реальную трудность. То есть это приходится прям реально учить и иногда не одну неделю.
Если вы прошли все этапы найма, то вам предлагают контракт с испытательным сроком месяца на 2-3. Испытательный срок оплачивается, все окей. Дальше как пойдет. Бывает, сразу заключают годичный концерт, без испытательного срока.
Теперь ответы на самые частые вопросы и развенчание мифов.
1. Да у вас там работы нет, 15-20 вызовов в месяц, да еще и не полный день занимают. Не работа, а халява.
4. Как вы умудряетесь махать смычками в одну сторону?
Мы договариваемся на репетициях и пишем это в нотах обозначениями. Обычно штрихи ставят концертмейстеры и согласуют между группами, а потом их переписывает группа.
5. А что, есть разница, в какую сторону махать?
Да. Смычок устроен так, что его нижняя часть значительно тяжелее верхней. Поэтому у конца звук легче и воздушнее. Так что если вы хотите мощную атаку звука, то все должны играть «вниз», т.е. от самой тяжелой части.