Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра что изображают вступительные звуки альтов
Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов? ОПЕРА БОРИС ГОДУНОВ
Ответы
Звукоизобразительность в музыке
Вы, наверно, знаете, что существуют разные виды искусств, в том числе живопись и музыка. Что такое живопись? Это картины, которые мы видим – пейзаж, потрет, натюрморт. Чем их рисуют – красками, фломастерами. А знаете ли вы, что рисовать можно музыкой? Так вот сегодня мы с вами послушаем картины.
Но для начала я скажу вам новое слово слово – звукоизобразительность. Как вы думаете, что оно обозначает? Звукоизобразительность = звук + изображение. Изображение звука или изображение с звука? Что можно изобразить звуком? Животных, технику – это самое простое. Скрипка легко изобразит мычание коровы, флейта – пение соловья, труба – гудок паровоза, а барабан – стук его колёс.
Послушайте, как композитор Сергей Прокофьев изобразил пение птицы.
Прокофьев, Птичка (Петя и волк)
в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой. для этой пары: гамма у нас мажорная (допустим) и в ней мы строим на пониженой шестой ступени ув2 ( полтора тона), а ум7 является обращением ув2, то есть мы просто меняем ноты местами (нижняя переходит на октаву вверх). в минорной тональности мы строим на седьмой повышенной ум7(4,5 тона) и дальше аналогично.
i. струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
ii. духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
iii. медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон,
Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)
Урок 3. Живая сила традиции
Планируемые результаты учебной деятельности:
— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.
— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.
— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.
Изобразительное искусство: В. Васнецов. «Нестор-летописец»; Н. Рерих. «Баян»; И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; В. Васильев. «Келья Пимена».
Литература: А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов».
Музыка: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов» (№ 3 аудиоприложения).
Виды деятельности учащихся: Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов». Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей. Разучивание и исполнение песни.
Формы педагогического контроля. Контроль участия в беседе о традициях в искусстве, о связи искусства с историей, о развитии культуры человечества. Контроль выразительного чтения вслух и понимания смысла монолога Пимена. Контроль аналитических навыков при обсуждении текста монолога и после прослушивания фрагмента оперы Мусоргского. Контроль навыков сравнительного анализа слов, репродукций живописных картин и музыки. Контроль качества пения. Контроль знания истории создания и содержания оперы «Борис Годунов».
О традиции в музыке
И сокровенный изначальный миг,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
Р. Тагор (Фрагмент из стихотворения)
Учитель анализирует с учениками эти важные строки, выявляет их главную мысль — опору и жизненных процессов, и явлений искусства на вековые традиции, их связь с прошлым и настоящим, выстраивание единой цепи от прошлого к будущему.
— На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный (не подлежащий сомнению, неоспоримый) закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?
И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?
Хранители памяти, истории, традиций
Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности – они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.
Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы – всё это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.
Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем – и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Работу над оперой «Борис Годунов» М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина.
Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Опера была завершена в конце 1869 г. и представлена в Дирекцию Императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке. Мусоргский внёс ряд изменений, в частности ввёл «польский» акт с новой героиней Мариной Мнишек, а также добавил финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя. Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.
Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).
Прослушайте монолог Пимена из 1-й картины I действия.
В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена — ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план — назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.
5. Итог урока (Вывод)
Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого – памятью истории, культуры, национальных традиций – это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.
Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
Возможно ли, по-твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.
Послушай Монолог Пимена из 1-го действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?
Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение:
Монолог Пимена
Ночь. Келья в Чудовом монастыре
(пишет перед лампадой)
Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомкам православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходит до меня,
А прочее погибло безвозвратно…
Но близок день, лампада догорает –
Ещё одно, последнее сказанье.
Что отличает характер музыкального звучания – контрастность или выдержанность одного состояния? Объясни свой ответ.
Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов?
Внимательно рассмотри эскиз декорации «Келья в Чудовом монастыре» И. Билибина. Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображён художником? Какова роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы Мусоргского?
И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.
Эскиз декорации к первой картине I действия
оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
Каких известных тебе героев художественных произведений можно назвать «старинными людьми» и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запиши ответ на этот вопрос.
Краткое содержание оперы «Борис Годунов»
П р о л о г. 1-я картина происходит на заполненном народом дворе Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство. Вышедший к народу дьяк Щелкалов сообщает, что Борис и слышать не желает о троне. К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса.
2-я картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя. Появляется Борис. Его гнетут зловещие предчувствия.
I д е й с т в и е. 1-я картина. В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем были бы ровесниками, рождает в голове Отрепьева дерзкий план назваться Димитрием.
2-я картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни. Григорий спрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория». Григорий, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.
II д е й с т в и е. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе, разговаривает с сыном Феодором. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича. Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца.
III д е й с т в и е. 1-я картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.
2-я картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка Самозванец мечтает о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол. Звучат страстные любовные признания.
IV д е й с т в и е. 1-я картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз. Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню. Юродивый жалуется царю на мальчишек. Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», — отвечает Юродивый.
2-я картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Феодора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.
3-я картина. Народ на лесной дороге под Кромами, близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство». Тут и Мисаил с Варлаамом. Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущовым, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая нар оду новые страшные невзгоды.
Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.
Личностные:
— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.
Предметные:
— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)»
Урок 3. Живая сила традиции
Планируемые результаты учебной деятельности:
— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.
— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.
— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.
Изобразительное искусство: В. Васнецов. «Нестор-летописец»; Н. Рерих. «Баян»; И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; В. Васильев. «Келья Пимена».
Литература: А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов».
Музыка: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов» (№ 3 аудиоприложения).
Виды деятельности учащихся: Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов». Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей. Разучивание и исполнение песни.
Формы педагогического контроля. Контроль участия в беседе о традициях в искусстве, о связи искусства с историей, о развитии культуры человечества. Контроль выразительного чтения вслух и понимания смысла монолога Пимена. Контроль аналитических навыков при обсуждении текста монолога и после прослушивания фрагмента оперы Мусоргского. Контроль навыков сравнительного анализа слов, репродукций живописных картин и музыки. Контроль качества пения. Контроль знания истории создания и содержания оперы «Борис Годунов».
О традиции в музыке
И сокровенный изначальный миг,
Открылся предо мной.
И я постигнул, что моё рожденье
Нанизано на нить рождений прежних;
Так зрелище в одном себе хранит
Поток других, невидимых творений.
Р. Тагор (Фрагмент из стихотворения)
Учитель анализирует с учениками эти важные строки, выявляет их главную мысль — опору и жизненных процессов, и явлений искусства на вековые традиции, их связь с прошлым и настоящим, выстраивание единой цепи от прошлого к будущему.
— На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.
Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный (не подлежащий сомнению, неоспоримый) закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?
И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?
Хранители памяти, истории, традиций
Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности – они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.
Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы – всё это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.
Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем – и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»
Работу над оперой «Борис Годунов» М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина.
Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Опера была завершена в конце 1869 г. и представлена в Дирекцию Императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке. Мусоргский внёс ряд изменений, в частности ввёл «польский» акт с новой героиней Мариной Мнишек, а также добавил финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя. Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.
Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).
Прослушайте монолог Пимена из 1-й картины I действия.
В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена — ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план — назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.
5. Итог урока (Вывод)
Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого – памятью истории, культуры, национальных традиций – это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.
Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?
Возможно ли, по-твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.
Послушай Монолог Пимена из 1-го действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?
Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение:
Монолог Пимена
Ночь. Келья в Чудовом монастыре
(пишет перед лампадой)
Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомкам православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за тёмные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходит до меня,
А прочее погибло безвозвратно…
Но близок день, лампада догорает –
Ещё одно, последнее сказанье.
Что отличает характер музыкального звучания – контрастность или выдержанность одного состояния? Объясни свой ответ.
Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов?
Внимательно рассмотри эскиз декорации «Келья в Чудовом монастыре» И. Билибина. Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображён художником? Какова роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы Мусоргского?
И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.
Эскиз декорации к первой картине I действия
оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»
Каких известных тебе героев художественных произведений можно назвать «старинными людьми» и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запиши ответ на этот вопрос.
Краткое содержание оперы «Борис Годунов»
П р о л о г. 1-я картина происходит на заполненном народом дворе Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство. Вышедший к народу дьяк Щелкалов сообщает, что Борис и слышать не желает о троне. К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса.
2-я картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя. Появляется Борис. Его гнетут зловещие предчувствия.
I д е й с т в и е. 1-я картина. В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем были бы ровесниками, рождает в голове Отрепьева дерзкий план назваться Димитрием.
2-я картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни. Григорий спрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория». Григорий, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.
II д е й с т в и е. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе, разговаривает с сыном Феодором. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича. Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца.
III д е й с т в и е. 1-я картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.
2-я картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка Самозванец мечтает о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол. Звучат страстные любовные признания.
IV д е й с т в и е. 1-я картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз. Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню. Юродивый жалуется царю на мальчишек. Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», — отвечает Юродивый.
2-я картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Феодора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.
3-я картина. Народ на лесной дороге под Кромами, близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство». Тут и Мисаил с Варлаамом. Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущовым, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая народу новые страшные невзгоды.