Приставы перепутали однофамильцев что делать
Списали по ошибке: как тезке должника получить компенсацию
Елены Воронины* – две полные тезки. У них одинаковые отчества и даты рождения. Различие в том, что одна живет в Московской области, а другая – в Ленинградской. Елена Воронина из Москвы не оплачивала счета за электричество. Когда долг составил порядка 7 300 руб., «Мосэнергосбыт» обратился в суд и в сентябре 2016-го получил судебный приказ о взыскании долга. В августе 2017-го судебный пристав-исполнитель Серпуховского районного отдела по Московской области возбудил исполнительное производство. А после запросил данные по счетам должницы. Оказалось, что на имя Елены Ворониной открыт счет в банке «ВТБ 24». Но он принадлежит не москвичке, а ее тезке из Ленинградской области. На это в отделе ФССП не обратили внимания и списали с карты 14 500 руб. вместо 7 300 руб. Поняв, что денег сняли слишком много, пристав вернул 7 200 руб. на счет Елены Ворониной, который был открыт в «Сбербанке». На этот раз он действительно принадлежал должнице. То есть вместо того, чтобы снять с нее долг, приставы еще и перечислили ей «лишние» средства.
Приставы не виноваты
После этого Воронина, которая расплатилась по чужому долгу, несколько раз обращалась с жалобами к приставам, просила вернуть деньги. Последний раз, в ноябре 2017-го, направила претензию на имя начальника Серпуховского РОСП УФССП по Московской области. Она объяснила, что с неплательщицей они тезки, поэтому с нее списали чужой долг. Более того, приставы ошиблись дважды: сумма, которую сняли с однофамилицы, оказалась больше задолженности. А разницу вернули на карту не ей, а должнице. Не получив ответа на письмо, Воронина обратилась с иском к Федеральной службе судебных приставов России. Женщина просила признать действия пристава незаконными, взыскать в ее пользу 14 500 руб., а еще расходы на оказание юруслуг (11 500 руб.), компенсацию морального вреда (20 000 руб.) и госпошлину (300 руб.). Она указала, что сотрудник УФССП допустил халатность, не изучив внимательно персональные данные настоящего должника.
После этого снятые по ошибке деньги ей вернули назад, а Воронина уточнила свои требования: она просила возместить 20 000 руб. в качестве морального вреда и еще 20 000 руб., которые она потратила на оплату юридической помощи, отправку писем с претензиями, получение сведений из ЕГРН и изготовление копий документов.
Но первая инстанция отказала ей в иске. Судья Мещанского районного суда Ирина Баконина решила, что списанные со счета деньги нельзя взыскать с ФССП, потому что вины самих приставов в этом нет. Апелляция объяснила, что сотрудник ведомства направил в банк правильные персональные данные (в том числе и место жительства), а уже в кредитной организации что-то напутали и прислали счет не того человека. Поэтому Мосгорсуд оставил решение без изменения, позицию поддержала и кассация. Тогда Воронина пожаловалась в Верховный суд.
ВС: пристав должен перепроверить сведения
Дело № 5-КГ21-45-К2 рассмотрела «тройка» судей под председательством Александра Киселева. Коллегия напомнила, что по делам о возмещении вреда с ФССП судам нужно установить сам факт причинения вреда, вину пристава и связь между ущербом и действиями пристава. Это следует из позиции, высказанной еще в 2015 году в постановлении Пленума № 50. При этом истцу нужно отказать, если ответчик доказал отсутствие вины: что пристав сделал все, чтобы исключить взыскание с третьих лиц.
ВС указал, что само по себе совпадение данных должника с третьим лицом не освобождает судебного пристава от обязанности списать деньги именно со счета должника, а не его тезки.
«Тройка» отметила, что между Федеральной службой судебных приставов и банком «ВТБ» заключено соглашение о порядке электронного документооборота. Оно предусматривает, что должников в системе банка ищут по фамилии, имени, отчеству и дате рождения. Причем поиск автоматизированный. Если по таким критериям нашли несколько человек, то банк ищет должника еще и по документу, удостоверяющему личность.
Когда в запросе от пристава таких данных нет, то кредитная организация должна уточнить их у ФССП. В случае Ворониной в «ВТБ» искали должника по тем сведениям, который предоставил пристав (ФИО и дата рождения). Так как они совпали с одним клиентом, то автоматизированный поиск по другим реквизитам не производили. Поэтому ссылка судов на отсутствие вины пристава является несостоятельной, решил ВС.
Более того, в случае ошибочного списания с однофамильца должника именно пристав должен восстановить нарушенные им права третьих лиц. Но деньги истцу не возвращали, несмотря на неоднократные обращения Ворониной. ВС указал, что суды не установили, по какой причине излишне списанные деньги со истца в банке «ВТБ» пристав перечислил на другой счет в другом банке (то есть на карту самого должника). В итоге ВС отменил акты трех инстанций, а дело вернул в Мосгорсуд. Повторно спор пока не рассмотрели.
Эксперты: взыскать компенсацию станет легче
Поэтому логично, что в случае выявления ошибочного списания денежных средств именно на приставе-исполнителе лежит обязанность по восстановлению нарушенных им прав третьих лиц.
Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×
Нуртдинова полагает, что благодаря решению ВС противоречивая судебная практика по вопросу неправомерного списания денег у незащищенных клиентов банка приставами наконец-то обретет правильный вектор.
Благодаря позиции ВС шансы на восстановление нарушенных прав однофамильцев должников через привлечение к ответственности именно судебных приставов увеличиваются.
Как избавиться от долгов двойника: новый онлайн-сервис ФССП
Служба судебных приставов внедрила новую возможность в своей интернет-приемной. Теперь двойники должников могут уточнить данные о себе и избавиться от чужих долгов и исполнительных производств с помощью сайта. И никуда идти не придется — так, по крайней мере, задумано.
Вот как работает этот сервис и что нужно делать, если на вас висит долг однофамильца.
Как поставить цель и не бросить ее
Кого это касается
Это может коснуться каждого. Иногда внезапно выясняется, что кто-то задолжал, а взыскать деньги пытаются с человека, который ничего не должен. И порой даже взыскивают. Из-за чужих долгов можно не попасть за границу, остаться без водительских прав или без денег на счете.
Так происходит из-за того, что у приставов могут быть неполные данные о должнике. А ФИО и дата рождения совпадают с данными другого человека. С него и начинают требовать деньги. Да и просто находиться в базе исполнительных производств не очень приятно: это может помешать при сделке с недвижимостью, оформлении кредита или трудоустройстве.
Чтобы решить проблему с двойниками, служба судебных приставов создала электронный сервис. Вроде бы он должен помочь, хотя это не первая попытка урегулировать вопросы с ошибками при взыскании. С 2020 года в исполнительных документах нужно указывать больше данных о должнике, но пока эта мера распространяется не на все документы.
Как пользоваться сервисом
Сервис для двойников должников встроен в интернет-приемную ФССП. Это раздел сайта для электронных обращений.
В тексте изложите суть проблемы и приложите сканы документов.
Как рассматривается обращение
Сообщение уйдет руководителю территориального органа ФССП. На рассмотрение и ответ отводится 2 дня. О результатах могут сообщить по электронной почте или по телефону. Возможно, понадобятся дополнительные документы для идентификации.
Когда пристав во всем разберется, он снимет ограничения и должен решить вопрос с возвратом денег, если их успели списать.
Проверьте, чтобы пристав снял все ограничения: с недвижимостью, правами, выездом за границу и блокировкой счетов. Иногда этого приходится долго добиваться: у каждого пристава в работе сотни исполнительных производств.
Как узнать о долгах
Проверяйте исполнительные производства, судебную задолженность, начисления по автоштрафам и налогам — на госуслугах или через личные кабинеты на сайтах ведомств. Можно установить приложения, чтобы следить за уведомлениями и быстро разбираться с ошибками.
За того парня. Что делать, если банк списывает с вас долги вашего тезки
18 Время прочтения: 6 минут
Владислав Гринкевич «расплачивается» за долги своего однофамильца с 2015 года. И прекратить это не может. Почему добросовестным гражданам годами приходится отвечать за тезок-должников и можно ли вообще избавиться от тени «двойника»?
«Идти некуда, и решить проблему нельзя»
О своем «двойнике» Владислав Гринкевич узнал много лет назад. У него такие же имя, отчество и фамилия, даже дата рождения полностью совпадает. На этом сходство заканчивается. «Другой» Гринкевич живет в Ногинске, а не в Москве. А еще он часто не платит по кредитам, и у него, по всей видимости, проблемы с законом.
«Выяснилось, что какого-то внятного алгоритма решений ни у кого нет. Нельзя приехать в какое-то отделение с паспортом, чтобы это все прекратилось.»
«С банками это началось весной 2015 года. Мне стали звонить сразу из трех банков и говорить, что я им должен», — рассказывает Владислав Гринкевич. Сначала звонили коллекторы из Сбербанка, ВТБ и МКБ, просили погасить просроченную задолженность. «Я попытался объяснить, что я не тот Гринкевич, который им нужен, но никто особо ничего слушать не хотел. Мы сверяли паспортные данные, выясняли, что я — это я, а он — это он. Но звонки начинались по новой. Выяснилось, что какого-то внятного алгоритма решений ни у кого нет. Нельзя приехать в какое-то отделение с паспортом, чтобы это все прекратилось», — вспоминает Гринкевич. Из трех банков более или менее разумно решить вопрос получилось со Сбербанком, отмечает он, так что звонить оттуда на какое-то время перестали.
Затем долги тезки передали в суд, и банки перешли от звонков к действиям. И снова за долгами Гринкевича из Ногинска пришли к его однофамильцу из Москвы. Сбербанк арестовал счет его старой зарплатной карты, на которой оставалось 2–3 тыс. рублей. На вопрос, почему снова претензии к нему, в банке развели руками, вспоминает Гринкевич. Раз пришло постановление от приставов, не исполнить его банк не мог. «Неделю потратил на то, чтобы дозвониться приставам. Мне объяснили, что на меня они ничего не присылали, но мне подтверждение дать не могут, потому что я тут вообще, с их точки зрения, ни при чем», — рассказывает он. Ощутив тщетность происходящего, Гринкевич махнул рукой и с потерей нескольких тысяч смирился.
Затем деньги с зарплатной карты начал снимать ВТБ. Причем сразу всю зарплату — в течение десяти минут после ее поступления. На этот раз Гринкевич решал вопрос через бухгалтерию работодателя, и деньги вернули. Но в следующем месяце история повторилась. «Деньги приходят, уходят, мы идем ругаться с бухгалтерией, деньги возвращают. В банке мне посочувствовали и сказали, что у них так работает система, что она считывает Ф. И. О. и сразу деньги списывает», — говорит Гринкевич.
Потом наступила некоторая передышка. Деньги никто не списывал, звонками не донимал. Но спустя три года проблемы незадачливого ногинского «двойника» настигли Гринкевича снова. Сначала позвонили из Сбербанка, напомнили об обязанности платить по долгам. Пришлось заново все объяснять. После письменного обращения в банке извинились, пообещали больше не беспокоить, рассказывает Гринкевич.
Но настоящие проблемы начались с Росбанком.
День сурка
Несколько раз банк списывал с зарплатной карты клиента по 3–5 тысяч, затем, год назад, со счета ушло сразу 120 тысяч. Проблему удалось решить быстро — деньги не успели поступить на счет пристава. После уточнения паспортных данных и ИНН ошибочно списанные средства вернули за пару дней.
В сентябре 2020 года история повторилась. Росбанк списал 65 тыс. рублей по постановлению пристава. На сей раз возвращать деньги банк не торопится. Гринкевич через сайт ФССП нашел постановление на своего тезку и связался с приставом, его выписавшим. Та заверила, что в запросе, который служба судебных приставов отправляла в банк, был указан адрес реального должника и его СНИЛС. Пристав даже прислала Гринкевичу фотокопию постановления с прописанным номером СНИЛС.
Директор департамента платежного сервиса и валютного контроля Росбанка Елена Финогенова пояснила, что при совпадении персональных данных должника по исполнительному производству (Ф. И. О., даты и места рождения) с персональными данными клиента банка кредитная организация обязана принять постановление к исполнению, так как идентификация должника — физического лица происходит по Ф. И. О. и дате рождения. «Идентификация по ИНН, адресу регистрации, месту рождения действующим законодательством и соглашением банка со службой судебных приставов не предусмотрена. Если пристав указывает документ, удостоверяющий личность должника, банк также по нему идентифицирует его», — отметили в Росбанке.
Получается совершенно абсурдная ситуация. Пристав утверждает, что выписала правильное постановление на нужного Гринкевича с другим номером СНИЛС и потому отменить взыскание не может. Банк убежден, что ничего не нарушил, и без постановления об отмене взыскания деньги возвращать не торопится. А Гринкевич? Ему просто не повезло с однофамильцем.
Нет закона — нет спасения
Владислав Гринкевич не единственный, кому не повезло с тезкой. «Вопрос ошибочной идентификации физических лиц является актуальным: обращения по данному вопросу в течение последних лет поступали практически во все территориальные органы ФССП России», — отмечает управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. Проблема в том, что в России много тезок и нет совершенной системы, которая позволила бы их различать.
Совпадение персональных данных нескольких граждан происходит на стадии оформления и предъявления в службу судебных приставов исполнительных документов, объясняют в пресс-службе ФССП. Судебные приставы возбуждают исполнительное производство на должника на основе исполнительных листов, судебных приказов или соглашениях об алиментах. В подобных документах указывается Ф. И. О. человека, дата и место рождения. На основе этих данных судебный пристав через систему межведомственного электронного взаимодействия ищет финансовые организации, с которыми взаимодействовал должник. И его полные тезки.
Исключить подобные ситуации могло бы расширение списка идентификаторов должника. Например, если бы в исполнительном листе обязательно указывался СНИЛС, ИНН или серия и номер документа, удостоверяющего личность. Такой закон уже был принят в конце 2018 года, но пока его действие в части положений об обязательности указания одного из идентификаторов гражданина-должника приостановлено до 1 января 2021 года, поясняют в ФССП.
Изначально обязанность по предоставлению дополнительных идентификационных данных была законодательно возложена на лиц, обращающихся в суд, говорит эксперт по банкротству физических лиц юридической компании «Эксперт Банкрот» Марат Хасянов. «Вместе с тем, в силу разъяснений Верховного суда РФ, в отсутствие у физлиц таких данных было разрешено их не предоставлять. Однако и у судов в настоящее время нет технической возможности получать такие сведения при оформлении исполнительных листов», — отмечает он. «Если ИНН можно выяснить, зная паспортные данные человека, то сведения о СНИЛС в общем доступе отсутствуют», — добавляет адвокат Владимир Постанюк.
Пока проблема не будет решена на корню, добросовестные граждане будут продолжать сталкиваться с проблемами из-за своих тезок-должников. В подобной ситуации юристы советуют писать письменные обращения в банк и службу судебных приставов. Если же и это не поможет, то можно подать исковое заявление в суд. При этом, помимо основной суммы списанных средств, можно потребовать взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, считает юрист юридической компании «Глазунов и Семенов» Вадим Паутов.
И даже если ситуация будет решена на этот раз, нет гарантии, что подобного не произойдет в будущем. Пока обязанность идентифицировать должника по СНИЛС или номеру паспорта не действует на законодательном уровне, тем, кому не повезло с однофамильцами, придется решать проблемы по мере их поступления. И сейчас единственный способ навсегда избавиться от «призрака тезки» — это сменить собственную фамилию, признают юристы.
Желательно на такую, которая еще не встречалась в природе.
Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
В Интернет-приемной ФССП России создан новый вид обращений для граждан-двойников
Сервис Федеральной службы судебных приставов «Интернет-приемная» дополнен новым видом обращений для граждан, ошибочно идентифицированных как должников по исполнительным производствам.
Граждане, не являющиеся должниками, могут оперативно решить свой вопрос с помощью официального сайта Федеральной службы судебных приставов. Для этого физическим лицам необходимо заполнить форму электронного обращения в сервисе «Интернет-приемная», выбрав тему «Я двойник!».
На рассмотрение обращения, идентификацию гражданина, устранение нарушений и ответ заявителю отводится 2 дня. Обращение в день его поступления передается руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов для организации рассмотрения.
Рассмотрение обращения осуществляется аппаратом управления территориального органа ФССП России, сотрудники которого оперативно запросят у заявителя документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина: копию паспорта, СНИЛС, ИНН.
После получения документов, подтверждающих ошибочную идентификацию гражданина как должника по исполнительному производству, судебный пристав-исполнитель, возбудивший исполнительное производство, незамедлительно отменит все наложенные ранее на гражданина ограничения.
В случае списания денежных средств со счетов в банках или иных кредитных организациях, а также удержаний денежных средств из заработной платы или иных доходов гражданина, ошибочно идентифицированного как должника, судебный пристав примет меры к возврату денежных средств.
В Федеральной службе судебных приставов подчеркивают, что новый сервис призван оперативно решать вопросы, связанные с поступлением в ведомство судебных решений, в которых отсутствуют дополнительные идентификаторы граждан-должников.
Напомним, что с 30 марта 2020 года на законодательном уровне изменились требования, предъявляемые к исполнительным документам. Статья 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает обязательное указание в исполнительном документе одного из идентификаторов гражданина-должника: СНИЛС, ИНН, серии и номера документа, удостоверяющего личность, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства.
Между тем в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие указанных изменений в части предоставления одного из идентификаторов гражданина-должника в исполнительных документах, выдаваемых организациям, работающим в сфере ЖКХ, приостановлено до 1 января 2022 года.
Решению этого вопроса также будет способствовать принятие закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов» (законопроект № 1144920-7), который 12.05.2021 года принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Он предполагает наделение судебных органов правом запрашивать идентификатор ответчика еще на стадии судебного рассмотрения.
В случае принятия закона, факты направления в ФССП России судебных решений без идентификаторов гражданина-должника будут исключены.
Пресс-служба ФССП России
Время создания/изменения документа: 22 октября 2021 10:01 / 22 октября 2021 10:03
107996, г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 16/5, стр. 1
107996, г. Москва, Газетный пер., д. 7, стр. 1
Что делать если у вас появился двойник – однофамилец, имеющий долги?
Обращаем внимание, что возможны совпадения персональных данных должника по исполнительному производству (Ф.И.О., даты и места рождения) с персональными данными иных граждан.
В случае если гражданин, не являясь должником, установил факт наличия возбужденного в отношении себя исполнительного производства, стоит незамедлительно предпринять меры, чтобы избежать применения мер принудительного исполнения, установленных статьей 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Первым делом гражданину необходимо проверить себя на наличие либо отсутствие задолженности в сервисе «Банк данных исполнительных производств», который расположен на официальном сайте УФССП России по Севастополю http://r92.fssp.gov.ru, где также можно получить сведения о структурном подразделении службы судебных приставов, фамилии, имени, отчестве, телефоне должностного лица, возбудившего исполнительное производство.
Предоставленные документы послужат основанием для отмены наложенных ограничений.
Таким же образом необходимо поступать в случаях, если с банковского счета гражданина уже списаны денежные средства, либо в отношении него применены иные меры принудительного исполнения, а исполнительное производство возбуждено в отношении однофамильца – «двойника» с идентичной датой рождения.