Приставки служат 3 класс для чего

«Приставка. Ее роль в слове». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Оборудование: проектор, презентация. Раздаточный материал: рабочие листки, тест.

— покажите жестами ваше настроение.

2. Актуализация знаний.

— придумайте однокоренные слова с корнем –уч- и садитесь.

Вывод: почему слова однокоренные?

— сегодня продолжим учиться подбирать и распознавать однокоренные слова, познакомимся с новой частью слова. (слайд 1)

— но сначала проведем такую игру “Я умею писать лучше всех”.

— для этого проведем гимнастику для пальчиков.

— Для написания расшифруйте такую фразу.

Зрб сб н нс. (Заруби себе на носу). (слайд 2)

— Объясните, что она обозначает.

5. Объяснение нового.

а) Фронтальная работа.

(поруби, наруби, сруби, отруби, выруби, подруби, переруби. )

— Что изменялось в этих словах? (начало слова)

— Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка.

— Для чего она нам служит? (образовывали однокоренные слова)

— Что же такое приставка?

Я начну, а вы продолжите.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов. (слайд 3)

б) Работа по учебнику стр.

— выделим приставки в данных словах.

— Я прочитала у одного ученика вот такой стишок. (слайд 4)

Я хадил сегодня в лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз.

— Найдите слова с приставками. Докажите.

Б) Письмо по памяти.

— Запишите это четверостишее по памяти. Выделяя орфограммы и приставки.

В) Самопроверка. (слайд 4)

— Проверьте и поставьте себе оценку.

— Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я называю приставку, а вы говорите, что надо сделать.

— в(включить)
— пере(переключить)
— вы(выключить)

Вывод: какой вывод вы можете сделать?

— Приставка имеет свой смысл и служит для образования новых слов.

Д) Работа в группах.

Жеребьёвка ответственных в каждой группе.

2 группа – доверяю, но проверяю

3 группа – проверяю

1 группа

— ходитьПод-От-По-На-Вы-

2 группа

— водить

Пере-Из-При-Раз-До-
Под-От-По-На-Вы-

3 группа

— учить

Пере-Из-При-Раз-До-
Под-От-По-На-Вы-

Отчитываются руководители групп.

Вывод: какие приставки запомнили? (слайд 5)

Памятка

Гимнастика для глаз. (слайд 6,7,8)

е) Различие приставок и предлогов. Устная работа

— Многие приставки очень дружат с предлогами. Как отличить предлог от приставки?

(между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово)

Хлопни всего разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали –
Хором все ее назвали.

В саду вырос цветок необычайной красоты. Ранним летним утром он распустился. От него распространялся великолепный запах.

а) Заполните рабочие листки у вас на столах. Приложение 1. (Слайд 9)

А теперь я узнаю, как вы усвоили новую информацию.

Найдите верное продолжение к утверждению и выпишите букву.

в) Проверка. (слайд 10)

Составьте из данных фигур выражение лица и покажите свое настроение.

Источник

Приставки

Приставки служат 3 класс для чего

2 класс, 3 класс, 5 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

КореньПриставкаНовое слово
-ход-у-уход
вы-выход
при-приход
ис-исход

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

ПроисхождениеЗначениеСуществующие приставки
Традиционно русские префиксысловообразование, формообразованиебез-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксысловообразование, неологизмыа-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

ВидыПримерыХарактеристика
Одновариантные (неизменяемые)об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по-Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантныероз-/рос-, раз-/рас-Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес-Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловыепри-, пре-Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранныеа-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д.Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

А вот здесь ударение падает не на приставку:

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

Приставки перед глухими согласными:

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

Близость к чему-либо или принадлежность:

Присоединение к чему-либо:

Неполное действие, выполненное в полсилы:

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслуПри-Пре-
Притворить дверь (неполное действие)Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить)Преумножить (= очень)
Придавать значениеПредавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться)Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио)Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож)Превратный (искаженный)
Придел (часть храма)Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо)Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют)Презреть (пренебречь)
Приступить (начать)Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту)Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Приставки служат 3 класс для чего

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

В каком ряду все слова — с приставкой без-?

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Приставка» (3 класс)

Проект урока по теме: «Приставка. Определение приставки в словах»

Учебный предмет: русский язык

Выполнил учитель начальных классов

МАОУ «Гимназии №2» Канавинского района

Гордеева Марина Николаевна

Квалификационная категория: высшая

Общие сведения о проекте

Название раздела: Состав слова

Тема урока: «Приставка. Определение приставки в словах.»

Урок ознакомления с новым материалом.

«Приставка. Определение приставки в словах.»

Позна комить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.

Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.

Ожидаемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

обеспечить усвоение учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала

ПознавательныеУУД (П): развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Коммуникативные УУД (К): формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Продолжать формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Способствовать формированию элементов коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Формировать способность оценивать свои достижения и трудности.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2017.

презентация к уроку;

План урока с хронометражем

Задача : создать условия для возникновения потребности у учащихся включения в учебный процесс

У. Прочитайте пословицу:

«Маленькое дело лучше большого безделья» СЛАЙД 1

В чем смысл этой пословицы?

Это девиз нашего урока. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Дети читают, анализируют, формулируют главную мысль

Желание продолжать свою учебу проявлять интерес к изучению русского языка

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

участвовать в диалоге

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Активизировать мыслительные операции: мышление, внимание;

обратить внимание на возникшее затруднение

У. дает задание выписать из пословицы однокоренные слова.

-Докажите, что данные слова являются однокоренными.

— Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

— Как вы думаете – может ли быть слово без корня?

-Что такое окончание?

— Как найти окончание?

— Изобразите с помощью моделей на доске те части слова, которые мы уже изучили.

-Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

— Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.

На доске из магнитов составляют части слова

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; структурировать знания; оформлять в виде модели необходимые для урока имеющиеся знания

Формулировать мысли в устной форме

Постановка учебной задачи

– Сформулировать тему, цель урока.

-Разберите выписанные вами слова по составу

-Какие затруднения возникли при разборе? Достаточно ли имеющихся знаний для разбора второго слова? (Поставим знак вопроса над неизвестной пока морфемой)

Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом.

Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания.

Формулируют тему урока (знакомство с новой морфемой) и планируют работу на уроке, опираясь на прежний опыт знакомства с другими частями слова (узнать место морфемы, ее роли, научиться определять ее в словах и правильно писать)

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять план и последовательность своих действий

на основе анализа объектов делать выводы.

Решение учебной задачи («открытие» нового знания)

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием диалога

-Начинаем работу по плану, который вы составили.

Переходит, уходит, подходит, входит, выходит, обходит.

-Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.

— Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

— Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?

— Как называется эта часть слова?

-Проверим наши выводы

-Достигли ли вы конечного результата?

Читают правило на с. 84

-Нет. Необходимо научиться определять приставки

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить

Умение работать в группе

Задача: использование на уроке здоровьесберегающих технологий,

применение полученных знаний в игровой форме

Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.

А теперь на-(клонитесь)назад.

– организовать применение нового знания;

– выполнение самостоятельной работы;

-Какие приставки вы запомнили?

-Какие вопросы по нашему плану вы можете задать друг другу? Дайте ответ на поставленные вопросы (опора на с. 84 учебника)

Работа с учебником упр. 154 с. 85

Оцените работу друг друга, называя по очереди получившиеся слова

-Какой вывод сделаете из этого упражнения?

-Для чего важно правильно употреблять и писать приставки?

Работа в паре по карточке № 1

— Ребята, вспомните, что такое антонимы.

-Выполните задание по карточке

( проверка по цепочке + экран) СЛАЙД 3

-Что общего /различного в этих словах?

-Можно ли употребить эти глаголы без приставок?

-Как же найти в слове приставку? Сделайте вывод ( проверка вывода на с. 86 (читают правило )

Задают друг другу вопросы, получают ответ

(- Где находятся приставки?

-Для чего служат приставки?)

-Приставки в словах пишутся одинаково

-Передавать информацию верно и грамотно писать

Формулируют правило «Что такое антонимы?»

Это глаголы с приставками, однокоренные/противоположные по смыслу

Делают вывод, проверка в учебнике

ф ормировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

мыслительные операции анализа, синтеза, сравнение объектов и установление причинно-следственных связей

– организовать выполнение учащимися заданий, используя новый способ действий

Индивидуальная работа по карточке №2

Самопроверка с экрана

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка

составление плана и последовательности действий, сравнение способа действия и результата с эталоном, осознание качества и уровня усвоения

Рефлексия учебной деятельности.

– закрепить новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Тест зачитывается учителем

а) главная часть слова

б) значимая часть слова

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

-Какое слово вызвало затруднение в начале урока? Оно встретилось и сейчас. Думаю, тот из вас сможет оценить свою работу, кто хорошо трудился, не был бездельником.

• Для меня было сложным…

-Кто сможет дома рассказать для чего же нужны приставки?

Заполняют табличную форму, сверяют с эталоном на экране, делают вывод о степени овладения новым знанием

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей среде

самостоятельное решение проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; Регулятивные УУД:

– организовать выполнение д/з

Правила с. 84-86, упр.156

Слушают пояснения учителя, записывают в дневник.

Воспринимать речь других

К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

… ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы скоро …летят в теплые края.

Приставки служат 3 класс для чего

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Приставки служат 3 класс для чего

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Приставки служат 3 класс для чего

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Приставки служат 3 класс для чего

Номер материала: ДБ-988592

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Приставки служат 3 класс для чего

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Приставки служат 3 класс для чего

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Приставки служат 3 класс для чего

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Приставки служат 3 класс для чего

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Приставки служат 3 класс для чего

Время чтения: 2 минуты

Приставки служат 3 класс для чего

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *