Приставка хаджи к имени что означает
Исламский университет имени имама Ашъари
Ислам
Время намаза (Хасавюрт).
Допустимо ли добавлять к основному имени человека слово Хаджи?
Во многих мусульманских странах в основном в Юго-Восточной Азии и в том числе у нас на Кавказе после того как человек совершил Хадж к его основному имени добавляют еще слово «хаджи» и многим интересно узнать отношение ислама к этому вопросу допустимо ли это?
Согласно исламу допустимо использовать прозвище «Хаджи» к тем людям, которые побывали на святых землях и выполнили хадж. Из-за уважения к нему, за исключением того случая когда он хочет тем самым для себя славы.
Имам Ан-Навави да будет доволен им Аллах, сказал: «Они (ученые) согласились в том что желательно использовать то имя, которое нравится человеку, например настоящим именем Абу-Бакра Ас-Сиддика было Абдуллах ибн Усман, а его прозвищем было ‘Атик, также Али ибн Аби Талиба называли Абу Турабом».
Поэтому допустимо использовать не оскорбительное прозвище, если человеку оно нравиться, и нет религиозного запрета на это.
Использование прозвища «Хаджи» не было известно в эпоху Пророка мир ему и благословение, однако это не мешает нам использовать имена и прозвища, которые не были распространены тогда.
Эта практика не относится к нововведениям, поскольку никак не связана с поклонением и приближением к Аллаху, скорее это является одним из обычаев в мирских делах у различных народов.
Хаджи
Хаджи – арабское слово, означает мусульманин, совершивший хадж в Мекку. У мусульман вообще паломничество пользуется большим уважением, будет ли это паломничество в Иерусалим (по-арабски: кудсу), и такой паломник получает прозвище макдуси (или мукаддис), или в Кербелу – кербелаи, в Мешед – мешеди и т. д.; но хаджи выше всех других паломничеств; обладатель этого прозвища никогда не расстается с ним, и оно присоединяется к его собственному имени, как первичная приставка (например, Хаджи-Мурат в литературном произведении Льва Толстого). Xаджи в глазах мусульман облечен святостью.
Хадж – пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе, главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина, гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства в загробной жизни. Каждый мусульманин, по учению Мохаммеда, обязан хотя бы один раз в жизни совершить хадж. Срок для него наступает с момента совершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы, которая, однако, не освобождает от хаджа. Позднейшие законоведы стали разрешать неисполнение хаджа по уважительным причинам: слабости здоровья, отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств, опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо для исполнения обрядов хаджа.
Временем для хаджа определены священные месяцы: шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает в область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды: скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам – два куска не сшитой ткани для покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричь усы, обрезать ногти, выдернуть волосы из-под мышек, совершить полное омовение тела, что затем делается запретным до конца хаджа, не дозволяется покрывать голову и лицо, надевать обувь, требуется строгое соблюдение целомудрия.
Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храм Каабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затем идут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествие между холмами Сафа и Мярва, находящихся на расстоянии 100 шагов от Каабы (здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма к другому, ища воды для своего сына); потом устремляются на гору Арафа, отстоящую от Мекки на семь часов пути – это самая важная часть хаджа: на этой горе Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9 числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу (поучение), длящуюся три часа, до солнечного заката, после чего стремглав бегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на три мили, чтобы там прослушать вечерние намазы, четвертый и пятый, после чего богомольцы поздравляют друг друга со званием хаджи.
В десятый день хаджи направляются в долину Мина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надо побить дьявола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминание Авраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается бриться, снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела и мазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Все перечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точно установленными шариатом. В заключение хаджа необходимо зайти в Медину, чтобы поклониться могиле пророка. Xадж является объединителем всех мусульман и поэтому имеет большое политическое значение.
Хадиджа – первая жена Мохаммеда, имевшая огромное влияние на его деятельность. Хадиджа умерла в 619 году; ее могила на кладбище под Меккой – место поклонения пилигримов.
Хаджи – имя нарицательное и собственное
Одним из интересных явлений, возникших под влиянием арабо-мусульманской культуры, является имянаречение. Среди мусульман, особенно дагестанцев, очень распространённым является мужское имя в варианте звучания «Гаджи«. Существуют и другие варианты звучания этого имени, такие как: «Хаджи«, «Хажи«, «Хожа«, «Хож«, «Гаджияв«, «Гаджилав» и др. Варианты звучания и написания через «г» или «х» в статье приняты традиционные.
Этимология этого имени связана с арабским «аль хадж«, что переводится словом «паломник». Применение «аль хадж» как приставки к имени собственному (Али–хаджи) и сегодня довольно распространено, обозначающее, что этот человек является паломником в настоящий момент или когда-то совершил паломничество.
Скорее всего, в силу особой значимости для мусульманина этого звания «аль хадж», появилось имя собственное «Хаджи» или «Гаджи«. По такому же признаку распространены имена собственные, в которых ранее слово «хаджи» выполняло всего лишь функцию приставки к имени собственному, обозначая отношение человека к паломничеству. Примеров таких достаточно: «Али–хаджи» – это Али, совершающий (или совершивший) паломничество, а «Алигаджи» – это Алигаджи, в имени которого нет прямого отношения к паломничеству.
Даже в вариантах «Гаджи» и «Гаджияв» отношение к паломничеству более акцентировано в варианте «Гаджияв«, где часть слова – яв (авар. яз.) указывает на принадлежность к чему-либо. Но в варианте «Гаджилав» часть слова – лав (авар. яз.) указывает на принадлежность к роду Гаджи, а не к паломничеству. В рассмотрении социальной значимости для религиозных и богобоязненных людей, конечно же, не могут быть равным «Али–хаджи» и «Алигаджи«, но происхождение второго варианта от первого, и первого от отношения к паломничеству, очевидно.
Появление подобных имён основано на народных традициях, по которым именами предков называют потомков, желая передать детям вместе с именем самые лучшие человеческие качества, которыми обладали предки, а в данном случае – совершение паломничества. К тому же, когда паломничество к Каабе, в Мекку, в далёкую страну, через много границ, претерпевая множество трудностей, становится в определённой степени фактором подвига духа мусульманина. Для него самого и его потомков, конечно же, важно сохранение звания «аль хадж» в имени. Так появились имена, в которых не как приставка к имени собственному, а как имя собственное или как часть имени собственного звучит «Хаджи» или «Гаджи«.
Очень важно заметить правописание этих имён. В тех именах, где «хаджи» является именем нарицательным и приставкой к имени собственному, они пишутся через дефис. Например: «Али–хаджи«. Но в тех именах, где «хаджи» или «гаджи» выполняют роль части имени собственного, напоминающего об отношении к паломничеству не его самого, а какого-то предка, чьим именем назвали его, следует писать слитно, как: «Алигаджи» или «Алихаджи«.
Самые распространённые подобные имена: Магомедгаджи (возможны со всеми вариантами имени «Магомед»), Алигаджи, Омаргаджи, Умаргаджи, Гусейнгаджи, Гасангаджи, Хожахмед, Хаджимурад и др.
Ошибочным является выделение этих и подобных частей единого имени в написании полного имени и инициалов, что очень часто встречается в последнее время в публикациях средств массовой информации. Такие имена как: Магомедрасул, Умарпаша, Надиршах, Махмудапанди и т.п. начали писать через дефис и в некоторых случаях – начиная вторую часть имени с прописной буквы, как: Магомед–Расул (М.-Р.), Магомед-Загид (М.-З.), Магомед-Мухтар (М.-М.), Умар–Паша (У.-П.), Надир-Шах (Н.-Ш.), Махмуд–Апанди (М.-А.). Эти ошибки основаны на не различении имени собственного, состоящего из двух или трех частей, где каждая из этих частей, прикреплённых к основному имени, не несёт смысловой нагрузки, от имени собственного и приставленного к нему имени нарицательного с определённым значением и прикреплённым к основному имени по конкретной причине или по значимому поводу. Точно так же, как и в приведённом выше примере: «Алихаджи» и «Али–хаджи«.
Магомед, не являющийся «расулом» («посланником» араб.), не может быть «Магомед–расулом» или «Магомед–Расулом«, он – Магомедрасул, и при указании инициала следует писать только одну букву (М.). Из почтения к Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует) родители дают это имя, которого, кстати, у самих арабов нет, конечно же, без намерения приравнять своих детей Пророку (мир ему и благословение), несмотря на такое сильное различение в звучании и написании: Мух1аммад – Магомед.
В публикациях СМИ прошлых лет, до 90-х годов, таких вариантов написания имён и не встречается. Лишь в последние годы из-за недостатка новой нормативной литературы и недостаточного изучения имеющейся, возможно, и стремления людей, носящих подобные имена, к всякого рода новшествам и изменениям, Умар посчитал себя «пашой», Надир причислил себя к «шахам».
Подобные ошибки встречаются и в написании имён, состоящих:
1) из двух частей – полных имён собственных («Гасан» и «Гусейн» –»Гасангусейн«, «Гасан – Гусейн«; «Али» и «Омар» – «Алиомар«, «Али-Омар«, «Омарали«, «Омар-Али» и т.п.;
Возможно, эти ошибки имеют распространение, в том числе из-за незнания значений этих слов, которые являются именами людей, к тому же, чаще всего привнесённых из других языков: афанди – уважаемый (перс.), хазрет – глубокоуважаемый (тур.), ходжа – учитель (тур.), шейх – почтенный (араб.).
Задачей данной статьи является обозначение некоторых ошибок в написании имён собственных, особенно, где встречаются производные от арабского «аль-хадж«, и указание условий правописания с учётом этимологии и значения слов.
Достаточно интересна ситуация, когда имя нарицательное «хаджи» закрепилось как имя собственное «Хаджи» или «Гаджи«, и человек с таким именем является паломником. Если очень хочется отметить этот факт, как его называть «Хаджи-хаджи» или «Гаджи-хаджи«? Ведь это повторение одинаковых слов с одним и тем же значением.
По утверждениям исламских теологов употребление звания «аль-хадж» в виде приставки к имени собственному не является обязательным. Не закрепилась ведь подобная приставка к именам знаменитых учёных-алимов, к именам имамов, которые тоже совершали паломничество, и неоднократно. Но обязательным и не допускающим никаких вариантов является правильное присвоение имени, и затем его правильное написание и звучание.
Нухов О.М.,
доцент кафедры гуманитарных наук
Дагестанского теологического института имени Саида Афанди
Хаджи
Смотреть что такое «Хаджи» в других словарях:
Хаджи — (Хаджжи): Хаджи почетный титул мусульманина, совершившего хадж паломничество в Мекку. Хаджи личное имя у многих арабских и тюркских народов. Хаджи старое название залива Советская Гавань Фамилия: Хаджи, Георге … … Википедия
хаджи — неизм.; м. [тур. haci из араб.] Мусульманин, совершивший религиозное паломничество в Мекку. * * * хаджи (хаджжи), почётный титул мусульманина, совершившего хадж. * * * ХАДЖИ ХАДЖИ, почетный титул мусульманина, совершившего хадж (см. ХАДЖ) … Энциклопедический словарь
ХАДЖИ — ХАДЖИ, нескл., муж. (араб. haggi). Мусульманин, совершивший паломничество в Мекку (обычно ставится перед именем). Хаджи Мурат (название повести Л.Толстого). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Хаджи — (м) рожденный во время паломничества Египетские имена. Словарь значений.. ХАДЖИ Хаджи, человек, совершивший хадж паломничество в священный мусульманский город Мекку. Антрополексема. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь… … Словарь личных имен
хаджи — паломник, гаджи, мусульманин Словарь русских синонимов. хаджи сущ., кол во синонимов: 4 • гаджи (2) • … Словарь синонимов
ХАДЖИ — почетный титул мусульманина, совершившего хадж … Большой Энциклопедический словарь
Хаджи — почётный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку (хаджж) … Исторический словарь
хаджи́ — хаджи, нескл., м … Русское словесное ударение
Хаджи — нескл. м. Мусульманин, совершивший хадж в Мекку. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
хаджи — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Хаджи — залив см. Советская Гавань Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Тайна имени Хаджи – характер, значение и судьба
Тайна имени Хаджи, особенности его характера, происхождение и значение имени. Его сильные черты характера – бескорыстие, чуткость и честность. Но также присущи и доброжелательность и добросовестность. Камень его имени – Янтарь, число – Четыре, а именной цвет – Темно-фиолетовый. Среди тотемных животных этого имени можно встретить Олень и Пони. Исследуем тайну личности Хаджи, судьбу его обладателей и значения.
Исследование тайны имени Хаджи оказалось весьма плодотворным. Мы собрали, в том числе, и исторические материалы, отвечающие на вопросы происхождения имени. Помимо этого были исследованы и влияния нумерологических, астрологических и духовных аспектов. Наиболее важные пункты анализа мы структурировали по разным разделам, выделив отдельно друг от друга.
Происхождение и история, значение имени Хаджи
Хаджи – имя, история которого начинается с глубокой древности, уходя корнями в античные времена. Представителей этого имени можно встретить в различных уголках мира. Мифология древних народов также наполнена его упоминаниями. Упоминания о составных частях и слогах можно встретить и среди античных времен. Всё это наталкивает на вывод о множественном, многокоренном происхождении этого имени.
Формы и падежи, склонения имени Хаджи
Различные формы, падежи и склонения имени – раздел, который содержит множество нюансов и исключений. К примеру, иностранные имена серьезно различаются правилами склонения с русскоязычными. Все падежи и формы имени Хаджи находятся в таблице ниже по тексту.
Падежи и формы имени | |
Именительный | Хаджи |
Родительный | Хаджи |
Дательный | Хаджи |
Винительный | Хаджи |
Творительный | Хаджи |
Предложный | о Хаджи |
Характер Хаджи
Общество и коллектив | |
Общительность | |
Чуткость | |
Отзывчивость | |
Уважение | |
Доброта | |
Доброжелательность |
Деятельность | |
Трудолюбие | |
Добросовестность | |
Исполнительность | |
Дисциплина | |
Ответственность | |
Целеустремленность |
Отношение к себе | |
Скромность | |
Гордость | |
Самокритичность | |
Честность |
Отношение к вещам | |
Бережливость | |
Аккуратность | |
Щедрость | |
Бескорыстие |
В характере Хаджи преобладают бескорыстие, чуткость и честность. Также особо выделяются доброжелательность и добросовестность. Порой человек наполнен сложными, а то и вовсе противоречивыми качествами. И далеко не все из них проявляются для окружающих в открытом виде. Для того чтобы проявились определенные черты характера – необходимы жизненные обстоятельства.
Нумерология – число имени Хаджи
Нумерологический анализ по праву считают одним из самых непростых. Изучать характер и личность без знания точных чисел человека – практически невозможно. Однако же мы провели определенный анализ имени Хаджи в этой области. На основе этих данных была получена картина образа и характера личности, особенность его типа.
Число “4” является символом целеустремленности. Люди под знаком этого числа достигают необычных свершений в жизни, и Хаджи не является исключением. Единственное требование, которое они яро высказывают окружающим – терпение и выдержку по отношению к их идеям.
Именные растения и животные Хаджи
Анализ тотемных символов Хаджи – ключ к получению тонкостей портрета личности и характера. Тотемные растения и их символы определяют степень и характер отношения человека к самому себе. А тотемные животные – проявляют черты личности, которые он проявляет при взаимодействии с людьми и окружением. Знание сильных сторон человека необходимо для гармонии и ощущения комфорта в общении.
Ведущее растение – Олива
Олива символизирует целеустремленность. Личности, которые славятся целеустремленностью, легко достигают своих целей. Хаджи преодолевает любые жизненные сложности собственным усердием и рвением.
Тотемное дерево – Грецкий орех
Грецкий орех может казаться непримечательным деревом. Однако в тайне и значении имени орех является символом пунктуальности. Хаджи может внешне не проявлять это качество долгое время, однако внутри себя его жизнь неразрывно связана с планированием и тонкими расчетами.
Духовное дерево – Сосна
Сосна символизирует остроумие. Остроумие – далеко не только умение уместно и быстро отшутиться в какой-либо дружеской обстановке. Это серьезная когнитивная особенность, которая позволяет принимать быстрые, но эффективные решения.
Ведущее животное – Пони
Пони – символ тактичности. В общении с Хаджий вы почти никогда не ощутите неловких ситуаций, от которых придется испытывать стыд или отрицательные эмоции. Избыточные и неуместные шутки, порой даже непривычная серьезность – про такую личность. Порой чувство такта даже серьезно преобладает над остальными качествами.
Тотемное животное – Акула
Акула – символ авторитета. Находясь в коллективе, Хаджи может взять на себя групповую ответственность за решения многих задач и общих целей. Это качество делает его великолепным лидером коллектива.
Духовное животное – Олень
Олень – символ неординарности. Для решения жизненных вопросов Хаджи применяет необычные способы. Принимаемые решения могут казаться нелогичными, и почти всегда – незаурядными. Однако, это вовсе не свидетельствует о их неэффективности.
Цвет имени Хаджи – Темно-фиолетовый
Темно-фиолетовый цвет – символ чувства юмора. Хаджи легко становится душой компании, но главное – отнюдь не это. В сложную минуту это помогает поддержать моральное состояние родных и близких, а также – всех тех людей, кто дорог для Хаджи.
Камень имени Хаджи – Янтарь
Янтарь – камень самокритичности. Нечастое качество, которое можно встретить в именной предрасположенности. Самокритичность помогает Хаджи выстроить жизнь, карьеру, социальные связи и добиваться одобрения от окружения.
Характер и тайна имени Хаджи – краткий итог
Сочетание всего вышеперечисленного делает Хаджи необычной личностью. Даже “отрицательные” особенности могут служить во благо жизни личности и ее благополучия. К слову, анализ имени опирается на статистические исследования предрасположенностей человека. Но предрасположенности только направляют формирование личности, но не влияют на ее становление полностью. И действительный портрет личности формируется за счет проживания человека в его родном окружении.