Почему мальчики говорят позднее чем девочки
7 причин, почему мальчики начинают говорить позже девочек
И эта разница может достигать двух лет! Рассказываем, как избежать негативного сценария.
Евгения Гончарова
Врач-невролог детской клиники «СМ-Доктор» на ул. Космонавта Волкова
«Как правило, в один год ребенок должен уметь произносить от 10 до 15 слов, в полтора года — 50–75 слов. Именно в это время родители замечают разницу. По многочисленным исследованиям, количество слов у девочек в этом возрасте составляет 60–70 слов, в то время, как у мальчиков, 30–40 слов. Но если их еще меньше, это повод для беспокойства.
На развитие речи у детей влияет множество причин. Но даже при одинаковых условиях воспитания родители отмечают, что чаще всего мальчики начинают говорить позже девочек. Объясню, с чем это может быть связано».
Правое и левое полушария соединяет мозолистое тело (скопление нервных волокон). Так вот у мальчиков оно довольно тонкое, поэтому связь между ними слабая. Сильному полу сложно собрать воедино информацию из разных полушарий. У девочек, напротив, мозолистое тело толще, поэтому проводимость импульсов и связь между двумя половинками лучше.
У мальчиков лучше развиты лобные отделы головного мозга, которые отвечают за планирование действия, поведение, эмоциональную окраску действий. Им тяжело выполнять однообразную работу, поэтому не стоит нагружать ребенка сложными монотонными занятиям, лучше разделить их на мелкие части и сделать более увлекательными. Девочкам проще выполнять несколько дел одномоментно, мальчики могут концентрироваться только на одном действии.
Основной центр речи, который располагается в левом полушарии, созревает быстрее у девочек.
У слабого пола более развита способность к артикуляции и подражанию, они лучше копируют родителей, их стиль речи.
Девочкам проще понимать эмоциональную речь с разными интонациями в голосе, речь, наполненную прилагательными. Что касается мальчиков, то им нужны простые конструкции с четким содержанием. Следует излагать мысль кратко и по делу, без лишней информации. Мы же, родители, нередко стремимся очень подробно объяснить, что нужно делать, а чего не следует.
Дети воспринимают информацию по-разному. Мальчикам нужно понимать, зачем совершать какое-либо действие. Важно своим примером показывать им, что стоит, а чего не стоит делать. Девочкам достаточно сказать, что от них требуется.
Мозг мальчиков больше ориентирован на пространственное соотношение, их мышление нестандартно. Они показывают высокие результаты в тестах на скорость и точность, — мозг позволяет быстро выполнять задания. В разговоре они стараются донести суть. У девочек преобладает вербальный интеллект — способность складывать буквы в слова, а слова в предложения, их мышление однотипно. Им важен момент контакта, тема разговора не имеет такого значения, как само общение. Поэтому они успешны в деятельности, связанной с коммуникациями.
Почему некоторые дети позже начинают говорить
Большинство изданий и статей, посвященных формированию речи у детей до 3-х лет, рассказывают об определенных нормах при развитии этого важного для любого человека навыка. Но иногда случается, что малыш начинает разговаривать позже, чем его сверстники. Давайте разберемся, почему некоторые дети начинают говорить позже своих сверстников, как им помочь приобрести этот навык, в каких случаях нужно предпринимать срочные меры.
Правда ли, что мальчики начинают позже говорить? И с чем это связывают
На многих форумах встречается подобный вопрос. Мам мальчиков интересуют причины, почему их дети начинают говорить позже своих сверстниц девочек.
Если рассмотреть этот вопрос с биологической точки зрения, то он исходит из особенности формирования головного мозга представителей разного пола. Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за конкретные функции. Но для равномерного развития речи и других навыков необходимо, чтобы обе части обменивались информацией между собой. Дорогой для информации между двумя половинами головного мозга является пучок нервных волокон, который у девочек изначально больше, чем у мальчиков. Из-за этого у некоторых представителей мужского пола отмечается отставание от общих норм, в среднем до 4-х месяцев.
Это не страшно и не говорит о каких-либо отклонениях. Так распорядилась природа. Такое отличие заметно только в первые три года жизни. Впоследствии, при отсутствии негативных факторов, мальчики развиваются на равных с девочками.
Кроме биологических особенностей, на формирование речи могут повлиять и другие факторы, которые влияют на детей одинаково.
Причины, по которым ребенок не начинает говорить
Задумываясь над своевременностью появления речи, замечая некоторые отставания от норм, родители начинают искать причины. Найти и исправить факторы, влияющие на развитие навыка речи, – важный шаг для создания благоприятных условий. Причины отсутствия своевременной речи у ребенка могут быть социальными и биологическими. Если социальные возможно изменить, то для устранения биологических факторов часто нужна дополнительная помощь медиков.
Социальные причины
Биологические причины задержки развития речи
Выявить причину отставания важно как можно раньше, чтобы своевременно предпринять необходимые меры или обратиться за помощью к педиатру или логопеду. Внимательное отношение, поддержка в преодолении сложных моментов помогают исправить большую часть проблем.
Что делать, если ребенок молчун: советы и рекомендации к действию
Формирование речи происходит у каждого ребенка индивидуально, зависит от биологических и социальных особенностей.
Всегда помните, что ваш ребенок − особенный, отличается от других внешне, внутренне, скоростью развития и получения навыков. Нельзя, чтобы отличие от установленных показателей, становилось причиной вашей злости, нервозности или негативного отношения к чаду.
Основной рекомендацией для стимуляции речевой функции является постоянный разговор, направленный на ребенка. Вы должны разговаривать не рядом, а непосредственно с ним. С момента рождения говорите с малышом, отвечайте на его агуканье, лепет, улыбки. Подросшему крохе рассказывайте о вещах, которые его окружают, совершаемых действиях, используйте больше наречий и прилагательных. От количества разных слов, услышанных ребенком, зависит скорость развития речи.
Важным для формирования правильного и богатого языка является чтение и обсуждение сюжета, разучивание стихотворных форм и песен. С появлением ребенка в семье следите за собственными словами и предложениями, показывая пример правильного произношения, употребления сложных слов, составления предложений. Не советуют коверкать слова, использовать неправильные формы, сюсюкать. Негативно влияют слова-паразиты и употребление бранных слов. Постарайтесь, чтобы стремясь вам подражать, малыш видел только хороший пример.
Если вам кажется, что ваш кроха отстает в формировании разговорного навыка, то попробуйте применять различные упражнения для стимуляции, сводить его к невропатологу и логопеду.
Использовать упражнения для развития речи рекомендуется всем родителям, которые стремятся обогатить и насытить словарный запас ребенка новыми и красивыми словами.
Упражнения и занятия для развития речи
Что я вижу. Упражнение заключается в стимуляции пассивного словаря, добавлении новых слов. Применяется с 6-ти месяцев. Суть состоит в стремлении рассказать о простых действиях с игрушками, обозначить все происходящее при помощи слов. Взрослый садится недалеко от малыша, начинает играть или заниматься с предметами. При помощи простых предложений рассказывает о своих действиях:
Это большой синий кубик. Я ставлю его на большой красный кубик. Получается башенка. Красивая, большая башенка. Сейчас я ее разрушу. Смотри, башня упала.
Описывая простые действия словами, показывая на предметы, о которых идет речь, устанавливаются связи между выделенными предметами и их обозначением в устной форме. Применение различных прилагательных и наречий дает возможность запоминать разные характеристики для действий.
Что ты делаешь. Суть упражнения заключается в словесной передаче всех действий и ощущений крохи. Применяется с 6-ти месяцев. Взрослый, следуя за своим ребенком, рассказывает ему о действиях и предметах, встречающихся на пути от лица крохи:
Ваня идет по ковру. Ковер мягкий, красный и большой. Ваня видит синюю машинку. Она маленькая, легкая, гладкая.
Не понимаю. Применяется после 1,5 лет, когда ребенок уже знает большое количество слов, но ленится их произносить, употребляя простые заменители или жесты. Суть состоит в намеренном уклонении от понимания просьбы крохи. Если он просит подать какой-то предмет, не используя слова обозначающего его, то взрослый делает вид, что не понимает обращенной к нему просьбы, подает либо не тот предмет или говорит о непонимании. Первой реакцией крохи будет возмущение, но так стимулируется необходимость называть нужные предметы, используя правильные слова. Это упражнение употребляется не только для предметов, но и для действий.
Выбирай. Упражнение направлено на стимуляцию речевой активности, формирование умения совершать обдуманные поступки, мотивацию. Применяется с 1,5 лет. Смысл заключается в предоставлении возможности выбирать среди обозначенного количества вариантов наиболее подходящий. Предложите на выбор одежду на улицу, игрушку для занятия, блюдо для еды. Подумав над вашими словами, малыш будет вынужден сказать, что ему нужно в данный момент;
Давай представим. С 2-х лет хорошо применять для развития речи задания, в которых ребенок должен использовать свою фантазию. Предложите ему мысленно заменять предложенные предметы на другие, играть с ними, опираясь на свой опыт. Пусть мячик будет яблоком, которым вы будете кормить куклу, кубики станут стеной дома. Хорошо предлагать играть в подвижные игры, давая возможность представить себя героем или предметом. Рассказывайте, что вы с ним самолет, который летит на базу, зайчики, прыгающие по лесу и т.д. Стимуляция фантазии даст необходимую мотивацию для развития речи.
Игры с куклами, ролевые занятия. Немалую роль имеет умение крохи вести разговор с другими людьми. Хорошо тренируют этот навык ролевые игры. Используйте любимые игрушки малыша, чтобы начать с ним диалог, задавайте вопросы, на которые он может дать ответ. Использовать это вид упражнений хорошо при обычной игре, занятиях или в дороге.
Пение и танцы. Положительно на формирование правильной речи влияет музыкальное развитие. Дети с удовольствием подпевают знакомые песенки, двигаются под танцевальные мотивы. Постепенно появляется желание не только пропевать отдельные слова или последнюю строчку, но и петь небольшие песенки целиком. Лучшим вариантом будет исполнять композицию вместе с крохой и проговаривать все слова в правильной форме. Если, воспроизводя на память текст, малыш использует неправильные формы слов или путает слоги, поддержите его и пропойте с ним, но отметьте голосом места, где у него есть ошибки.
Зеркало. Для коррекции неправильного произношения используют занятия с зеркалом. Видя свое и ваше отражение, малыш будет веселиться, стремиться повторить наиболее понравившиеся упражнения. Так постепенно рекомендуют приучать к артикуляционной гимнастике, которая помогает исправлять недостатки речи, делать ее чище и понятнее.
Эти простые упражнения позволят вам помочь ребенку в развитии его речевых навыков, обогатить речь и сделать игры интересными и яркими.
Когда стоит начать беспокоиться и обратиться к специалисту?
Есть ряд признаков, на которые нужно обратить внимание маме, чтобы вовремя выявить направления для работы. Среди них самыми распространёнными являются:
Если вы заметили у вашего ребенка такие признаки, постарайтесь в ближайшее время обратиться к специалистам!
Первоначально нужно поговорить с педиатром, обозначив проблему, и следовать его рекомендациям. Возможно, вас направят на прием к логопеду или психологу, но могут понадобиться консультации отоларинголога или УЗИ головного мозга. Не стоит бояться этих врачей, они, используя свой опыт, постараются найти и устранить причину отставания в освоении речи. Своевременное лечение – путь к нормализации темпов развития.
Внимательно следите, чтобы речь ребенка развивалась, была насыщенной, отсутствовали дефекты, сложности в воспроизведении собственных мыслей. При отсутствии врожденных патологий самым простым способом помощи будет качественный диалог взрослых с малышом, чтение, развитие любознательности. То, что вы сможете заложить в дошкольном возрасте будет базой для дальнейших достижений и открытий вашего ребенка.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
клубника 200 гр. (или любые другие ягоды, с малиной получается очень вкусно) молоко ½ стак.
Если этот хлеб тонко нарезать (у меня на фото слишком толстая нарезка) и посмотреть сквозь мя.
—Новости
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Сообщества
—Статистика
Почему мальчики поздно начинают разговаривать?
Почему мальчики начинают говорить поздно? Ученые утверждают, что это нормальное явление и позднее развитие речи у мальчиков случается очень часто.
Причины позднего речевого развития у мальчиков
Родители нетерпеливы – сначала не могут дождаться, когда сынок начнет ходить, потом когда заговорит. Читают ему книжки, разговаривают, учат делать упражнения для язычка, и все напрасно – мальчику 2,5 годика, знакомые детишки уже стишки рассказывают, лопочут обо всем, задают смешные вопросы, а он… Что делать? Обращаться к психиатру или ждать, когда ребенок заговорит сам? И в чем причины позднего развития разговорной речи у мальчиков?
Мальчишки – молчуны
То, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, давно известно. А вот что является причиной этого? Ученые выдвигают различные версии и одна из них – количество тестостерона у беременной женщины. Если его уровень превышает средние показатели, то мальчик начинает говорить намного позже сверстников.
Еще одна версия заключается опять же в различии полов и в разном их предназначении. Например, женщинам больше, чем мужчинам, нужны коммуникативные навыки, чтобы быть хранительницей очага, строить отношения. А вот мужчинам свойственно более стойко выдерживать эмоциональные нагрузки, не высказывать вслух все свои проблемы и не задавать бесчисленное количество вопросов.
Упражнения для развития речи маленького молчуна
Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова.
Зарядка для язычка
(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Почему мальчики говорят позднее чем девочки
Почему мальчики начинают говорить позже девочек?
Многие молодые родители начинают сильно паниковать, если их трехлетний малыш ну никак не хочет говорить. Задержка речи в основном присуща мальчикам. Именно поэтому более опытные мамы и папы, а также бабушки-дедушки всегда успокаивают обеспокоенных родителей мальчиков-молчунов словами: «Ничего страшного, мальчишки всегда позже созревают, чем девочки. Заговорит ваш малыш, вот увидите, только потерпите».
Оказывается, подавляющее большинство мальчиков, действительно, начинает говорить гораздо позже, чем девочки. И это научно доказано. Недавние исследования австралийских ученых показали, что задержка речи у мальчиков связана с повышенным уровнем мужского гормона – тестостерона – в пуповинной крови, снабжающей эмбрион во время внутриутробного развития. Ведь именно в этот период формируется мозг малыша, в том числе и те его области, которые отвечают за речь и языковое развитие.
Для своих исследований ученые взяли на анализ пуповинную кровь у более чем 700 младенцев, и проверили ее на уровень мужских половых гормонов. А после рождении малышей ученые активно наблюдали за их языковым развитием, чтобы сделать точные выводы о взаимосвязи задержки речи у ребенка и уровня тестостерона в крови эмбриона.
Как оказалось в результате, чем выше был уровень тестостерона в крови младенца-мальчика, тем позднее он начал говорить, тем сложнее ему давались первые слова и фразы, тем меньшим был его словарный запас, по сравнению с одногодками. Если же тестостерон у эмбриона мужского пола был в норме, то и говорить он начинал вовремя. У большинства мальчиков уровень тестостерона повышен, следовательно, и разговаривать они учатся позже, чем девочки.
Что характерно, девочки с повышенным уровнем тестостерона (в крови эмбриона), наоборот, очень рано начинали говорить, то есть на них гормон повлиял прямо противоположно, чем на мальчиков.
Ученые подвели итоги, которые успокоят многих родителей деток-молчунов:
• то, что некоторые малыши начинают говорить позже сверстников – явление абсолютно нормальное, и обусловлено оно биологическими особенностями развития еще в утробе матери.
Так что, дорогие родители, не паникуйте раньше времени! Любите своего малыша, ведь он у вас самый лучший, самый красивый и самый особенный во всем мире!
Статья «Девочки начинают говорить раньше?»
Бытует мнение, что мальчики начинают говорить гораздо позднее девочек. Предлагаю разобраться так ли это на самом деле?
На текущий момент нет таких исследований, которые были бы однозначны в вопросах различий речевого развития мальчиков и девочек. Более того, тот факт, что девочки опережаю сильный пол в этом вопросе, не признан наукой ка аксиома.
Часть ученых придерживается версии о биохимической природе различий в формировании речи детей. По их мнению, причиной всему является гормон тестостерон, который участвует в формировании центральной нервной системы. В ряде экспериментов, было установлено, что еще во внутриутробном периоде, концентрация тестостерона у мальчиков в разы превосходит те же показатели у девочек. А именно избыток этого гормона, по словам исследователей, является причиной отставания в развитии речи.
Другая версия о мальчишках-молчунах базируется на психологическом аспекте и своеобразной генетической памяти. Коммуникативные навыки издревле были необходимы женщинам. Умение договариваться, налаживать контакт, проговаривать ситуацию — всегда было их сильной стороной. В то время как мужчинам были, и остаются присущи такие черты как сдержанность, сила духа, стрессоустойчивость. Нельзя не согласиться, что эти качества не предполагают излишней «болтливости»?
Также существует и физиологическая версия, объясняющая разницу в развитии речи. Согласно ряду исследований, мелкая моторика у девочек развита лучше. А в связи с тем, что тонкие движения рук оказывают непосредственное влияние на речевые центры мозга, стимулируя их, речевая функция развивается быстрее.
Что касается профессионального опыта, регулярно наблюдая за речевым развитием детей дошкольников и общаясь с коллегами, прихожу к выводу, что мальчики действительно немного отстают и начинают говорить позже. Однако, разница эта незначительна — около 3-4 месяцев. А к школе и вовсе пропадает!
А в конце статьи мне хотелось бы перечислить сильные стороны мальчиков. Считается,что малыши мужского пола успешнее девочек в том, что касается крупной моторики, ловкости, ориентирования в пространстве. Они более изобретательны и находчивы, логичны и обстоятельны.
Гендерное воспитание и учет разницы в развитии познавательных процессов и высших психических функций мальчиков и девочек очень полезен. Эти знания позволяют нам не беспокоиться, не сравнивать, а принимать малыша с его особенностями помнить о том, что каждый ребенок уникален, а следовательно у него свой путь развития.