Приставка денди что это
Обзор игровой консоли Dendy
Содержание
Содержание
“Назад в 90-е” – так хочется назвать данный обзор. В то время когда все бегают по магазинам, стоят сутками в очередях, бороздят просторы интернета с целью отыскания приставок PlayStation, я приобрел отличную консоль, с которой в 90-е годы сутками проводил время. В данном обзоре подробно расскажу о данном устройстве.
Основные характеристики
Страна-производитель | Россия |
Тип | игровая консоль |
Игры в комплекте | 300 игр |
Геймпады в комплекте | 2 штуки, световой пистолет |
Кабель соединения | AV-кабель |
Совместимые платформы | 8 бит |
Аудио/видео выходы | композитный AV |
Гарантия | 6 месяцев |
Комплектация
В комплекте с приставкой идет:
1. Документация
Из документации гарантийный талон на одном листке и руководство пользователя в книжечке. В данном руководстве указана схема подключения к ТВ, но я думаю с этим у вас проблем не возникнет, а так же список игр, которые имеются в приставке
2. Геймпады
В комплекте присутствуют два геймпада, выполненные из черного пластика, довольно легкие по весу, на которых присутствуют кнопки управления в количестве 6 штук, кнопка Start, крестовина для управления.
4. AV-кабель
В комплекте предусмотрен AV-кабель, для соединения приставки с телевизором. Конечно это не HDMI, но тут он и не нужен. Качество не улучшится в любом случае.
Внешний вид
Продаются приставка в картонном коробке. На лицевой стороне которого нарисована приставка и ее название, я бы сказал легендарное название «Денди»
Сзади коробки напечатан список игр, которые встроены в приставку
Приставка выглядит довольно отличимой от ее первоначального дизайна. Тут нет разъемов под картриджи с играми, которые были в ее прародителе. Но в наше время это не главное.
На верхней панели приставки присутствуют всего 2 кнопки. Кнопка включения\выключения приставки и кнопка меню
Снизу приставки находятся 4 резиновые ножки по краям приставки, которые не дают приставке бегать по поверхности
Спереди располагаются 2 разъема под геймпады. Так же сюда подключается световой пистолет
Сзади приставки находятся разъемы AV, для подключения к телевизору. А так же отсюда выходит провод для подключения к сети 220 W
Использование
Плюсы и минусы
Цена
Приставка очень дешевая
Легкость в подключении
Подключается приставка легко и просто. С этим справится даже маленький ребенок
300 игр
Огромный выбор игр, в которые интересно играть
Вывод
Данная приставка отлично впишется в любую семью, очень классным подарком будет для ребенка, а так же в веселой компании можно играть в нее. Приставка стоит дешево, но воспоминания и ощущения от игры остаются навсегда. Приставка сделана качественно и интересно. Данной покупкой очень доволен.
За обзор были начислены клубкоины.
Хочешь также? Пиши обзоры и получай вознаграждение.
История возникновения приставки Dendy
Кто не знаком с игровой приставкой Dendy? Легендарная Денди, ставшая символом эпохи 90-х, открывшая дверь целому поколению геймеров в волшебный и увлекательный мир игр, появилась в России спустя 10 лет после рождения оригинальной консоли Nintendo, клоном которой она и была.
Dendy (она же – Денди) – игровая приставка, являющаяся неофициальным аппаратным клоном консоли III-го поколения Famicom, известной в США и Европе, как NES (Nintendo Entertainment System). Оригинальная приставка, как и игры к ней, была разработана и производилась японской фирмой Nintendo. На территории постсоветской России и стран СНГ официальных продаж NES никогда не было.
1889 год – в японском городе Киото открывается компания «Нинтендо Коппай», основателем которой стал Фусадзиро Ямаути. Компания занималась выпуском игральных карт «Ханафуда», которые рисовались вручную в соответствии с японским стилем и быстро стали популярными на рынке игрушек в Японии. Да-да, вы не ошиблись, компания действительно открылась в 19 веке, в то время как раз жил Лев Толстой и царь Николай II.
1963 год – меняется имя компания, теперь она называется Nintendo Company, Limited.
1970-е годы – компания Nintendo приступает к производству детских игрушек и строит специальную фабрику по их производству. Разработкой игрушек занимается инженер Гумпэй Ёкои. Игрушку «The Ultra Hand», созданную Ёкои чуть раньше, можно считать отправной точкой, с которой и начинается основная история. Гумпэй Ёкои занимался разработкой электронных игрушек, которые были новинкой и отличались от традиционных. Игрушки раскупались на «ура» и приносили компании большую прибыль.
Реклама игры «The Ultra Hand» компании Nintendo
1978 год – начало эры игровых автоматов. В Nintendo Company появляется подразделение, занимающееся производством и продажей аркадных игр.
1980 год – в Нью-Йорке, США, открывается филиал компании – Nintendo of America. Инженер Ёкои создает первое игровое устройство портативного типа – Game & Watch (В СССР хорошо известна аналогичная игра «Ну, погоди!»).
Источником питания для устройства служили часовые батарейки. Экран на основе жидких кристаллов был самого простейшего типа. Имелась одна встроенная игра.
Игровая приставка Game & Watch компании Nintendo
1980 год – президент компании Nintendo обратился к молодому дизайнеру Сигэру Миямото с просьбой о разработке игры. На свет появляется игра Donkey Kong. Средства анимации позволяли отображать все действия плотника – главного героя игры, на экране. Он бегал, прыгал, карабкался по лестницам и когда надо хватал кувалду. Сперва героя звали Jumpman, но большинство его знают как Марио. Имя герою поменял сам Миямото, назвав его так в честь Марио Сегали – руководителя одного из офисов компании.
Аркадный игровой автомат с игрой Donkey Kong
Сюжет игры был прост: Марио спасал девушку по имени Паулина (принцесса Пич никакого отношения к ней не имеет) от гориллы Donkey Kong. Горилла занимала выгодную позицию – сидела в самом верху экрана, откуда и кидала в Марио разные предметы, всячески мешая ему спасти Паулину. Игра быстро хитом и в США, и в Японии.
1983 год – игра Mario Bros., появляется на игровых автоматах. Марио уже не плотник, а водопроводчик. Во всех приключениях ему помогает брат Луиджи – новый персонаж игры.
Спустя пять лет после того, как появился первый аркадный автомат, игровые залы, ставшие обыденными уже не привлекали того внимания, а поиграть в Bubble, Defender, Galaxian и Guruin можно было на игровых автоматах, стоящих практически во всех забегаловках и кинотеатрах. Именно в это время компанией Nintendo в Японии выпускается первая 8-битная игровая приставка – Family Computer (сокращенно Famicom), разработка которой заняла около года. Игровая приставка, не автомат? Фантастика! Никто и подумать не мог, что такое возможно – играть в любимые игры дома.
У приставки были недочеты, ее часто критиковали как ненадежную, подверженную сбоям, находили ошибки в программировании. Но, тем не менее, медленно, но верно приставка набирала обороты. Для повторного выпуска была полностью переработана материнская плата. Famicom становился все более популярным.
Приставка Family Computer от Nintendo
1984 год – Family Computer – самая продаваемая в Японии игровая консоль. Объем продаж составил более 2,5 млн., а ближайший конкурент Sega SG-1000 остался далеко позади.
Игровая приставка Sega SG-1000
1985 год – Famicom, называемая уже Nintendo Entertainment System NES, появляется в Европе и США. Новинка была настолько удачной, что практически полностью завоевала рынок Америки и Европы. Консоль имела большой пакет игр, самыми известными и продаваемыми среди которых стали игры из семейства Super Mario Bros. Марио воспринимался уже не просто как герой игры, а как талисман корпорации Nintendo.
Поддержку приставке оказывали и крупные компании (Capcom, Enix, Konami, Square), и независимые разработчики.
Игра Mario на приставках Famicom
1992 год – в России появляется Dendy.
Для России Денди не была первой игровой приставкой, в стране уже были консоли, проникавшие на ее территорию с запада. Были известны такие приставки со встроенными играми, как дешевая Atari, или ее клон Rambo. Правда, игры Atari 2600 перестали быть актуальными еще в 1983 году и не могли соперничать с компьютерными. Распространение имели и карманные варианты электронных игрушек, которые были срисованы с оригинальных зарубежных. Например, «карманные землетрясения», «Ну, погоди!» и др.
Игровая приставка Atari
Игровая приставка «Электроника»
Идея о том, что России необходимы современные игровые приставки начинала воплощаться в жизнь. Предприимчивые люди, принадлежавшие к касте «челноков», постоянно ездили за товарами в Польшу, Турцию, Китай. Летом 1992 года в Москве возникли торговые точки, которые не только продавали приставки, но и осуществляли поддержку покупателей. Выполняя заказы покупателей, «челноки» снабжали торговые точки новыми играми и другими аксессуарами.
Фирма «Стиплер» (Steepler), созданная предприимчивыми молодыми людьми, среди которых были выпускники МГУ – Андрей Чеглаков, Максим Селиванов, Владислав Улендеев, Андрей Андреев, закончивший МИФИ и гражданин Германии – Райнер Михлом, запускает в продажу игровые приставки Dendy.
Фирма была названа «Стиплер» неспроста: steepler переводится с английского как «лошадь, приученная к скачкам с препятствиями», лошадь, которая не просто скачет, а может преодолевать препятствия, возникающие на пути.
Dendy Classic имела два видеовыхода (низкочастотный и высокочастотный), два геймпада, которые можно было присоединять по бокам приставки. В отличие от оригинальных консолей форма корпуса и геймпадов была более округлой.
Игровая приставка Dendy Classic
Dendy Classic II отличается от предыдущего варианта еще более округлой формой, геймпады имеют более овальную форму, размещенные на них турбокнопки были желтого цвета, кнопка А – синего, кнопка В – красного цвета. И чем-то геймпады неуловимо напоминали детские игрушки.
Игровая приставка Dendy Classic II
По долгосрочному контракту, заключенному «Стиплер» с тайваньской фирмой, она начинает ввозить в страну именно такие видео-игрушки. Ввозимые консоли отличались от Famicom тем, что их джойстики использовали стандартный разъем, встроенный модуль PAL/SECAM – иначе отечественные телевизоры не подходили для игры. Другим отличием был логотип – слоненок Денди. Бизнес считался компанией «Стиплер» легальным – они ведь ничего не производят, занимаются поставками готового товара от китайцев. Новое устройство полностью захватило ума и сердца людей: играть можно дома и подходит для этого самый обычный телевизор! Бешеный успех «Денди» был объясним и вполне предсказуем.
Слоненок Денди, ставший талисманом приставки, был нарисован российским аниматором Иваном Максимовым. Реклама Денди шла повсеместно: телевидение, журналы. В рекламе этого товара принимали участие и «звезды», Олег Газманов, например. Ну а фразу из рекламного ролика «Денди – играют все!» помнят до сих пор.
1993 год – продукция пользовалась настолько высоким спросом, что компания «Стиплер» имела четырех региональных дилеров, а оборот составлял 500 млн. рублей. Пустовавшая ранее ниша была занята Steepler. Для мировых производителей, занимавшихся компьютерными играми и приставками, Россия была неинтересна, основным конкурентом для компании были не они, а «серый импорт аналогичных товаров из Китая. Спрос на приставки был, но хотелось повысить узнаваемость бренда, чтобы действительно было «Денди – играют все!». Предпринимателям приходит идея о формировании собственного фан-клуба.
В апреле 1993 года в России начинается выпуск приставки Dendy Junior. Внешне она очень походила на оригинальную приставку Famicom. Была снабжена двумя геймпадами, которые имели прямоугольную форму, отсоединялись (у оригинала это было невозможно), подключать их надо было спереди приставки. Стандартная комплектация не могла похвастаться наличием светового пистолета, его надо было покупать отдельно, а присоединялся он вместо второго геймпада.
Игровая приставка Dendy Junior
1993 год, август – первый выпуск российского журнала «Видео-Асс Dendy», который был полностью посвящен описанию игр для приставки Dendy, пока на рынке России не появилась консоль Sega Mega Drive.
Журнал «Видео-Асс», №1, 1993 год
Игры для Dendy в большинстве своем были пиратскими копиями с оригиналов. Это могли быть копии самых разных игр – не только для приставки Famicom, но и для других приставок. Dendy прекрасно работала и с лицензионными картриджами Famicom, но, поскольку Nintendo не занималась выпуском приставки на территории стран СНГ, то и лицензионных игр здесь не было. Были выпущены и десятки игр, разработанные на востоке. Они выходили под марками Micro Genius, Idea Tek. В большинстве своем игры, выпускаемые в России, были переведены на русский язык, но было и несколько оригинальных.
В продажу поступали картриджи типа «100 в 1» и даже «9999 в 1», одна и та же игра повторялась множество раз, ее варианты отличались цветом персонажей и возможностью стартовать с другого уровня.
В этом году Стиплер выпускает приставку Dendy Junior II. по дизайну корпуса напоминает Dendy Junior, геймпады не отсоединяются, на втором нет кнопок Start и Select. Разъем для светового пистолета находился в передней части приставки, параллельно второму геймпаду. Эта модель была еще более близка к оригиналу Famicom, но ее отличал цвет корпуса, отсутствие микрофона и наличие на геймпадах дополнительных турбокнопок.
Игровая приставка Dendy Junior II
Вместе с Dendy Junior II продавалась версия консоли с пистолетом в комплекте Dendy Jinior IIP.
Игровая приставка Dendy Junior IIP (спасибо сайту dendy-steepler.narod.ru )
В том же году фирма Dendy, обретшая самостоятельность, запускает цикл передач «Денди – Новая реальность», «От винта!» и «Мир Денди».
1994 год, август – компания Steepler совместно с Инкомбанком заявили, что планируют создать совместный бизнес – компанию «Денди». Банк вкладывает деньги, чтобы в дальнейшем получать 30% от прибыли.
Игровая приставка Dendy Junior IVP (спасибо сайту dendy-steepler.narod.ru)
К концу того же года у «Денди» появляются конкуренты, схема работы которых точно такая же: приставки производит Тайвань (производства Bitman и Kenmaster, под торговой маркой Kenga), а продаются они в России. Основную конкуренцию для Dendy составляли приставки Sega Mega Drive, поставляемые компаниями Nisho Iwai и «Форрус». Все бы ничего, если бы в ноябре 1994 года фирмой «Денди» не было заключено соглашение с Nintendo, по которому она отказывалась продвигать продукцию Sega и становилась обладателем эксклюзивных прав на распространение приставки Super Nintendo как в России, так и в странах СНГ.
Игровая приставка Super Nintendo
1996 год – «Стиплер» сворачивает свою деятельность. Вместе с уходом компании «Steepler» закончилась и эпоха повального увлечения 8-битными играми.
Есть несколько версий, объясняющих причину закрытия компании. В 2004 году журнал Forbes в одной из своих статей – «Кто подставил слоника Dendy» – озвучил версию, которую можно считать наиболее вероятной. Максим Селиванов, бывший учредителем «Стиплера», рассказал о том, что к закрытию привело преследование ФАПСИ, возникшее из-за конфликта в ходе тендера на автоматизацию Госдумы, в котором принимали участие обе стороны. Обычный потребитель хотел играть, ему дела не было до тендера и возникшего конфликта, и обратил свой взгляд в сторону дешевой китайской Sega Megadrive II (появившаяся к тому времени SNES была дорогой, распространить ее не получилось, и «Сега» стала второй приставкой массового спроса). А вскоре появилось и трехмерное чудо – PlayStation.
Игровая приставка Sony Playstation
2014 год. Выпуск игровых приставок Денди не прекратился и по сей день, ведь миллионная армия поклонников старых добрых приставок никуда не делась. Большинство игроков 90-х уже повзрослело, перешло на компьютерные игры и современные консоли типа Xbox или Playstation. Однако и сейчас находится немало желающих, хоть на мгновение вернуться в свое детство. Купить Денди стало намного проще, приставки уже не такие дорогие, как в 90-е годы, да и в сравнении с современными консолями выглядят крайне дешево. Для сравнения, приставку Денди можно купить в пределах 1 тыс. рублей, а современная консоль Sony Playstation 4 стоит в районе 20 тыс. рублей.
Современные приставки Dendy можно условно разделить на 2 типа:
Классические модели типа Dendy Junior:
Современная игровая приставка Dendy Junior
Современные модели, выполненные в измененномкомпактном дизайне и с встроенными играми, например Dendy Смурфики, Dendy Call of Duty, Dendy Tomb Rider и другие. Внутри это такие же самые приставки Dendy, только в новом корпусе и в яркой упаковке по мотивам известных игр и мультфильмов.
Игровая приставка Dendy Смурфики
Продолжается и выпуск картриджей. Ведь сейчас продолжается выпуск и картриджей, пистолетов. Среди картриджей в продаже преобладают старые добрые игры, которые были ещё в 90-е годы. Но игровая индустрия не стоит на месте, и на Денди уже можно поиграть в целую серию игр Angry Birds. Конечно же, все современные приставки Денди уже не имеют отношения к компании Стиплер.
Приставка Dendy: Как Виктор Савюк придумал первый в России поп-гаджет
«Блестящий мир видеоигр»
«Проект Dendy придумал я», — акционер «Новых облачных технологий» и ещё нескольких компаний Виктор Савюк зажигает сигару и погружается в воспоминания. В конце 80-х он, студент факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, проводил дискотеки, потом работал программистом и не без успеха торговал видеокассетами, в 1991 году устроился в «ПараГраф» Степана Пачикова, одну из первых советских IT-компаний, где открыл для себя видеоигры.
Ещё в 1980-х Пачиков организовал в Москве детский компьютерный клуб. «В этом деле сильно помог Гарри Каспаров: передал нам 50 компьютеров Atari, — вспоминал он позднее. — Это была самая крупная концентрация персональных компьютеров в СССР». В свободное время сотрудники клуба писали игры для PC, и Савюк занялся их распространением.
«Придумать дизайн коробки, упаковать дискеты, пристроить в ларьки для интуристов… В 1991 году это было что-то невероятное, безумное, — рассказывает Савюк. — Продажи выходили смешные, выручка — копеечной, но имиджевая составляющая — а Стёпу Пачикова интересовала именно она — была классной. Можно было показывать коробки с играми важным иностранцам».
Именно в компьютерном клубе будущий создатель Dendy узнал, что где-то на Западе есть фирма Nintendo, которая производит телевизионные приставки. Ничего подобного он тогда не видел, слышал только о ZX Spectrum, однако решил, что раз весь мир играет в такие игры — значит, это что-то необыкновенное.
К 1990 году восьмибитной приставкой Nintendo Entertainment System (NES) владели 30% американских семей (персональные компьютеры были только у 23%) и почти 40% — японских (на родном для Nintendo рынке приставка продавалась под брендом Famicom). Мировые продажи уже перевалили за 50 млн устройств и плавно снижались (в 1992-м, к примеру, было продано всего 2,5 млн) под давлением только что вышедших 16-битных Super Nintendo Entertainment System (SNES) и Sega Mega Drive (в Америке — Genesis).
© Анастасия Маркелова / «Секрет Фирмы»
Когда эпоха восьмибитных игр начала клониться к закату, тайваньские фабрики освоили производство нелегальных клонов NES — благо оригинальное устройство было не очень сложным и состояло из недорогих компонентов. Скорее всего, коллеги Виктора Савюка, рассказавшие ему о приставках, имели дело с чем-то подобным, хотя, как вспоминает основатель компании Gameland Дмитрий Агарунов, в те годы в московских комиссионках можно было достать не только поддельные, но и настоящие NES. Так или иначе, в отсутствие интернета разобраться в нюансах было сложно, но Савюк уже загорелся идеей торговать приставками и обратился к работодателю за поддержкой.
«Новая реальность»
«Интуитивно я понимал, что, если где-то в мире есть огромный цветущий бизнес, нет ни одной причины, почему он не может существовать в России», — вспоминает Виктор Савюк. В поисках единомышленников осенью 1992 года он обошёл несколько московских компаний, имевших отношение к IT или торговле чем-нибудь технологичным.
Первым делом Савюк обратился к знакомым по дискотечным временам, которые торговали защитными экранами для компьютерных мониторов. Тогда, в 1992-м, договориться с ними не получилось, зато в нулевых эта компания выпустила под своей маркой китайскую портативную игровую консоль, на которую ностальгируюшие геймеры моли записать игры для NES и других старых приставок. Компания существует до сих пор и занимается примерно тем же, на чём зарабатывала в 1990-х: продаёт недорогие гаджеты и компьютерные аксессуары китайского производства под тем же брендом — Defender.
Заинтересовать видеоиграми в итоге удалось других участников московской дискотечной тусовки — основателей компании «Стиплер» Максима Селиванова и Владислава Улендеева. Это оказалось большой удачей, потому что в 1992 году забытый ныне «Стиплер» был преуспевающей и богатой IT-компанией, которая могла себе позволить рискованный непрофильный проект. Компания разрабатывала софт (например, русификатор Windows — Cyrwin), импортировала и продавала оргтехнику, выступая официальным дилером HP, и начинала заниматься системной интеграцией. С приходом Савюка появилось ещё одно направление. Владислав Улендеев, впрочем, утверждает, что «Стиплер» и до прихода Савюка думал о том, чтобы заняться видеоиграми.
Идеей заказать в Азии партию приставок больше всех в «Стиплере», как сейчас вспоминает Савюк, горели не его старые знакомые, а их партнёр Андрей Чеглаков (в 2000-х он сделает ещё один яркий проект — Marussia Motors), который отвечал в компании за финансы. «Помню, Андрей ходил по офису на Пречистенке и повторял: “Мужики, вот увидите, мы из этого сделаем бомбу”, — рассказывает создатель Dendy. — Никакой доли в бизнесе я тогда, разумеется, не получил, но мне пообещали финансирование и организационную помощь, назвали “начальником отдела видеоигр”, дали стул и ноутбук. Стол, кстати, не дали — места в офисе было мало».
Виктор Савюк начал изучать толстые телефонные справочники, которые менеджеры «Стиплера» привезли из рабочих поездок на Тайвань, искал в них фабрики, которые могли заниматься приставками. «Не знаю, что люди на другом конце провода думали о человеке из России, который ничего не понимает, пытается что-то узнать и просит прислать образцы, но многие реагировали доброжелательно, — вспоминает Савюк. — Тем, кто реагировал лучше всех, крупно повезло. Мы разместили у них первые заказы, а потом присели как на основных поставщиков».
«Меня назвали “начальником отдела видеоигр”, дали стул и ноутбук. Стол не дали — места в офисе было мало»
Производителей искали именно на Тайване, потому что в материковом Китае 25 лет назад технологический бум только-только стартовал — считалось, что у местных заводов есть проблемы с качеством. Минусом Тайваня были более высокие пошлины, но «Стиплер» смог получить в МИДе бумагу, в которой говорилось, что Тайвань является частью КНР, чтобы платить по выгодному тарифу, установленному для Китая.
В Юго-Восточной Азии в начале 90-х уже были более или менее раскрученные бренды реплик NES. Например, первая приставка, которую «Стиплеру» в качестве образца прислала тайбэйская фабрика TXC, называлась Micro Genius. Другой не стал бы заморачиваться, но Савюк хотел придумать, зарегистрировать и раскрутить свой бренд. В 2000-х манеру присваивать китайской технике красивые названия взяли многие российские бизнесмены. Одна за другой появились марки Bork, Polaris, Vitek и прочие. Но для России 1992 года это был смелый маркетинговый ход.
Название приставки пришло случайно. В результате мозгового штурма появилось несколько симпатичных словоформ, Савюка зацепило словечко «пинти» — покрутив его так и этак, он получил «Денди». Чтобы облегчить работу рекламным отделам СМИ, шрифт взяли самый простой — Cooper, фирменным цветом сделали красный. Оставалось придумать логотип и спланировать продвижение.
«Тогда были популярны персонажи, все хотели нарисовать себе собачку, кошечку, енотика — да хоть чёрта лысого», — вспоминает Савюк. Художник-аниматор Иван Максимов взялся выполнить заказ за 1000 рублей. Антропоморфный слонёнок Денди родился со второй попытки и очень понравился Савюку, хоть он и заподозрил, что хобот — очевидный намёк на форму его собственного носа.
Рекламный джингл записал «Несчастный случай» Алексея Кортнева, слоган «Играют все» придумал басист группы Андрей Гуваков. Выражение «блестящий мир видеоигр», которое широко использовалось в рекламной кампании, помог составить один из первых советских специалистов по НЛП Алексей Ситников. Ролики, которые вскоре наводнили телеэфир, сняла «Видео Интернешнл».
У «начальника отдела видеоигр» к тому времени был всего один подчинённый, поэтому он сам ходил по московским магазинам, пытаясь пристроить приставки из первой партии, 10 000 штук. Договориться удалось с филиалом ЦУМа на Петровке. «Это была обычная комиссионка, но мы её быстро и качественно отремонтировали, выставили приставки — и они в первый же день принесли миллион рублей, — вспоминает Савюк. — У продавцов был шок — изменилась картина мира: месячная выручка — всего за день».
«Играют все»
Декабрьские и январские продажи Dendy подтвердили гипотезу: на приставки в принципе есть спрос. Но взрывного роста не было. Каждый месяц оптом и в розницу получалось сбывать всего несколько тысяч устройств.
«Слоники бегали по телеэкранам, кричали: «Денди, Денди», но в первые несколько месяцев приставки продавались плохо и в «Стиплере» зрело раздражение, — вспоминает Савюк. — Однажды мне сказали: «У нас серьёзный бизнес, приходят серьёзные люди, а тут ты со своими игрушками, давай ты куда-нибудь съедешь». Мы оставили на Пречистенке отдел оптовых продаж, а сами — нас было уже около 20 человек — отправились в небольшое помещение на Петровке».
Фото: © Александра Карелина / «Секрет Фирмы»
Осознав проблему, Виктор Савюк быстро развернул бизнес. Новую дешёвую приставку назвали Dendy Junior и выставили на неё минимальную оптовую цену. Продавцам предложили увозить любое количество приставок со склада в самом центре Москвы, вместо того чтобы таскать из Китая мелкие партии. От первой версии устройства не отказались. Она получила название Dendy Classic и продвигалась как премиальное устройство для геймеров посолиднее. Продажи моментально пошли вверх. В дальнейшем на оптовом рынке у Савюка появится только один сильный конкурент — китайская компания Subor. В 1995 году он станет её дилером.
«К осени 1993 года команда разрослась до 70-80 человек, и я помню, как в августе мы отмечали с шампанским первый миллион долларов выручки, — вспоминает Савюк. — Осенью начали менять структуру дилерской сети — по принципу “один дилер на регион”. Пару лет назад во Вьетнаме меня узнали ребята из того времени, расцеловали и говорят: “Вить, ты хоть понимаешь, что сделал нас долларовыми миллионерами?” Да, они хорошо тогда заработали».
Чтобы закрепить успех, команда Савюка начала выпускать собственный журнал «Видео-Асс Dendy» (позднее «Великий дракон») — вместе с редакцией еженедельника «Столица», которая занимала помещение в том же здании на Петровке. Сначала издание было чёрно-белым и печаталось в России, потом стало глянцевым, а печать, следуя духу времени, перенесли в Финляндию. Журнал оказался очень успешным, выходил тиражом 30 000 копий и на много лет пережил Dendy.
Ещё одним мощным маркетинговым ударом стала телепередача «Новая реальность», которая сначала выходила на кабельном 2×2, а потом и на ОРТ, главной кнопке страны (Савюк дружил с основателем «Видео Интернешнл» Юрием Заполем, и тот помог получить хорошее эфирное время). Ведущим работал Сергей Супонев, автор «Зова джунглей» и других популярных в те годы детских передач. «Не вспомню уже, кто его пригласил, но это был просто подарок судьбы, — вспоминает Савюк. — Сергей совершенно не разбирался в теме, но вёл себя настолько легко и естественно, что позднее, когда мы пробовали на его место других людей, поняли: Супонев — гений. Фантастический был мужик».
В 1994 году «Стиплер» провёл реорганизацию и создал несколько дочек — в том числе АОЗТ «Денди», в котором Виктор Савюк стал генеральным директором и акционером с долей 30%. Из скромного офиса на Петровке команда «Денди», которая насчитывала уже около 150 человек, переехала в собственное двухэтажное здание на Поклонной горе. Рассказывая о том времени, Савюк подчёркивает, что успех бизнеса — заслуга всей той команды.
Бывшие сотрудники «Денди», в свою очередь, говорят, что никогда после им не приходилось работать в такой атмосфере. Директор по маркетингу Олег Давидович рассказывает, что он и его коллеги не ассоциировали себя со «Стиплером», даже когда сидели с ним в одном офисе, называет бывших коллег, с которыми до сих пор общается, «дендёвцами» или «дендюками», говорит, что все они буквально жили на работе, и с удовольствием вспоминает «пивные пятницы», совмещённые с турнирами по игре NHL.
«Мы все любим Dendy»
Весной 1994 года Виктору Савюку неожиданно позвонил немецкий консультант «Стиплера» и рассказал, что руководство Nintendo of America ищет встречи с русским, который на глазах становится крупнейшим продавцом нелегальных клонов NES. «Ты торгуешь контрафактом, поэтому подумай, вернёшься ли из этой поездки, — сказал американский юрист, к которому Савюк обратился за советом. — Пускай пришлют официальное приглашение».
Cлонёнок Денди очень понравился Савюку, хоть он и заподозрил, что хобот — намёк на форму его носа
Американцы прислали приглашение, из которого следовало, что встречу назначают президент Nintendo of America Минору Аракава (зять главы всей Nintendo) и председатель совета директоров Говард Линкольн. Эти два человека в 1989 году за несколько миллионов долларов купили у советского программиста Алексея Пажитнова права на изобретённый им «Тетрис». Савюк был знаком с историей Пажитнова, поэтому воспринял всё очень серьёзно и уже через несколько дней вылетел в Сиэтл. По счастью, у него была открытая американская виза.
Переговоры продолжались два дня, и штаб-квартиру Nintendo of America продавец контрафакта покинул в статусе главы эксклюзивного дистрибьютора популярнейшей 16-битной приставки SNES (в России её называли Super Nintendo) на территории СНГ. По его словам, в договоре с американцами был пункт, что к его компании нет претензий по поводу Dendy и, соответственно, она может и дальше ими торговать. Аракава и Линкольн настояли на другом: в магазинах Савюка не должно быть приставок Mega Drive главного на тот момент конкурента Nintendo — компании Sega.
Помимо того, что новыми приставками приходилось торговать с минимальной маржой, была ещё одна проблема: SNES во всём мире были в дефиците, и Nintendo часто задерживала поставки. «Мы продавали гораздо больше, чем рассчитывали американцы, — говорит Савюк. — Когда Super Nintendo в очередной раз закончились, я потребовал снять запрет на торговлю другими 16-битными приставками. Мне сказали, что, пока наши отношения не выровняются, претензий не будет. Мы тут же начали продавать Sega».
В отличие от осторожной Nintendo, Sega пришла в Россию сама, открыв для этого дочку. С компанией Савюка японцы никаких дел иметь не хотели, поэтому он параллельно закупал оригинальные и поддельные Mega Drive на открытом рынке. Что интересно, на настоящей приставке было честно написано Made in China и в комплекте был только один геймпэд, на контрафактной была наклейка Made in Japan, а геймпэдов было два.
Расширять ассортимент было необходимо. За всё время в России и СНГ было продано около 6 млн Dendy. Продажи NES, для сравнения, во всём мире составили 60 млн. Было очевидно, что рынку надоели «восьмибитки» (в 1995-м оригинальные и контрафактные приставки Sega занимали половину продаж). На Западе их уже почти не продавали, а SNES и Mega Drive начинали сдавать позиции ещё более совершенным устройствам — в частности, вышедшей в 1995 году первой версии Sony PlayStation.
Можно было начать заниматься и чем-нибудь помимо приставок. «Если бы мы остались на плаву, вероятно, начали бы продавать под своим брендом DVD-плееры и другую электронику — всё это можно было производить на тех же фабриках, которые штамповали для нас Dendy», — говорит Савюк. В общем, планы были. Но их реализации помешало внезапное банкротство «Стиплера».
Как позднее рассказывали топ-менеджеры, компанию погубил конфликт вокруг тендера на автоматизацию Госдумы. «Стиплер», выросший за несколько лет в крупнейшего системного интегратора, выиграл конкурс, но не смог даже приступить к работе — из-за противодействия со стороны могущественного Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), у которого в этой истории, видимо, были свои протеже.
Фото: © Александра Карелина / «Секрет Фирмы»
В разгар конфликта с ФАПСИ одного из важных сотрудников компании сбила машина, ещё несколько человек стали жертвами нападений, топ-менеджеры сбежали за границу. После государственные ведомства одно за другим расторгли контракты со «Стиплером», одновременно компания начала терять других важных клиентов — нефтяников (в 1995 году сильно упали цены на нефть). Добило «Стиплер» то, что в 1996-м обанкротились банки, где у него были счета.
Крах «Стиплера» парализовал «Денди», оставив компанию без оборотных денег. Поначалу поставщики ещё отпускали товар в кредит, но вскоре перестали, и из фактического оптового монополиста — с долей рынка в районе 75% и сотней дилеров по всей стране и в СНГ — «Денди» превратилась в оператора нескольких московских магазинов. В течение нескольких месяцев компания просто распродавала запасы. Были перебои с зарплатами. Многие сотрудники приезжали в офис только ради быстрого интернета и бесплатных обедов.
«Денди» всё-таки удалось преодолеть кризис, но это был уже совсем другой бизнес. «Мы больше не делали больших запасов, постоянно повышали цены, но всё равно бывали моменты, когда с полок выгребали всё подчистую, — вспоминает директор по продажам «Денди» Андрей Никипелов. — Перешли на аккредитивную форму оплаты, пересмотрели ассортимент, стали внимательнее следить за оборачиваемостью. Помню, что моя таблица в Excel разрослась до нескольких мегабайт. Делали всё, что могли, но получалось плохо».
Неизвестно, как бы развивались события, случись всё годом раньше, но в 1996-м новые приставки уже не вызывали такого ажиотажа, как несколько лет назад, когда пейзаж возле флагманского магазина на Красной Пресне напоминал о советском анекдоте «остановка «Винный магазин», следующая остановка «Конец очереди»». На полках становилось всё меньше приставок — всё больше других игрушек. В этом состоянии компания продержалась до 1998 года, но кризис не пережила и закрылась.
Через год Виктор Савюк вместе с партнёрами из компании «Юнитойс» выкупил помещение на Красной Пресне. В течение нескольких лет они вновь довольно успешно торговали игрушками, но в середине 2000-х пришли щедрые арендаторы и в несколько раз перекрыли своими предложениями рентабельность этого бизнеса.
Магазина в том здании нет уже давно, однако создатель Dendy остаётся акционером компании, которой принадлежит помещение. Говорит, что для него это память, и это видно из названия. Компания называется «Денди-Пресня».
Фотография на обложке: Александра Карелина / «Секрет Фирмы»