Присмотр и уход услуга образовательная услуга что подразумевает
Присмотр и уход услуга образовательная услуга что подразумевает
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УХОД И ПРИСМОТР ЗА ДЕТЬМИ
Household services. Nursing and care of children. General requirements
Дата введения 2018-01-01
Предисловие
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам по уходу и присмотру за детьми, требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей услуг и сохранности их имущества.
Настоящий стандарт распространяется на услуги по уходу и присмотру за детьми в возрасте от одного месяца до трех лет, предоставляемые в домашних условиях физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе кадровыми агентствами.
Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг по уходу и присмотру за детьми.
Положения настоящего стандарта могут применяться при сертификации услуг по уходу и присмотру за детьми.
Стандарт не распространяется на образовательные услуги, регулируемые законодательством об образовании, и услуги по уходу и присмотру за детьми, предоставляемые в детских организациях любого типа.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.1.004* Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р ИСО/МЭК 50-2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования
ГОСТ Р 55320 Услуги населению. Услуги, предоставляемые на дому. Общие положения
ГОСТ Р 55595 Услуги населению. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства. Классификация и общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями:
3.1 услуги по уходу за детьми: Бытовые услуги, связанные с уходом за детьми в домашних условиях и оказываемые в соответствии с возмездным договором.
1 Услуги организуются по образцу, задаваемому заказчиком, в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь ребенка.
2 Уход и присмотр включает полный уход за ребенком, включая кормление, гигиенические процедуры, переодевание ребенка, прогулки, игры, развивающие занятия с соблюдением режима дня, оказание первой помощи и т.д.
3 В соответствии с условиями договора услуги могут дополнительно включать уборку помещений, приготовление пищи для ребенка, покупку продуктов.
4 Типовой договор на оказание услуг по уходу и присмотру за детьми оформляется в соответствии с ГОСТ Р 55595.
3.2 исполнитель услуг по уходу и присмотру за детьми (няня): Гражданин, действующий как самостоятельное лицо или как представитель юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе кадрового агентства, заключивший договор с родителями или иным законным представителем ребенка и осуществляющий деятельность в домашних условиях в соответствии с возмездным договором.
3.3 заказчик услуг по уходу и присмотру за детьми: Родитель и (или) иной законный представитель ребенка, пользующийся услугами по уходу и присмотру в соответствии с заключенным возмездным договором.
безопасность: Концепция достижения оптимального баланса факторов, которые в максимально осуществимой мере могут уменьшить риск получения травм.
4 Классификация услуг по уходу и присмотру за детьми
4.1 Настоящий стандарт предусматривает классификацию услуг по уходу и присмотру за детьми в домашних условиях по следующим признакам по:
— времени занятости исполнителя услуг;
— способу найма исполнителя услуг;
— сроку заключения возмездного договора;
— месту оказания услуги.
4.2 Услуги по уходу и присмотру за детьми по времени занятости исполнителя услуг подразделяют на услуги:
— в течение полного рабочего дня;
— круглосуточные с проживанием;
— в течение неполного рабочего дня;
— по срочному вызову.
4.3 Услуги по уходу и присмотру за детьми по специфике оказания подразделяют на услуги:
— оказываемые одному ребенку;
— оказываемые двум и более детям (рекомендуемое количество детей не более пяти на одну няню);
— ограниченные сопровождением на прогулках детей.
4.4 Услуги по уходу и присмотру за детьми по способу найма исполнителя подразделяют на услуги с наймом:
— через кадровые агентства;
— по рекомендациям заказчиков;
4.5 Услуги по уходу и присмотру за детьми по сроку заключения договора подразделяют на услуги:
— на неопределенный срок;
— на определенный срок с возможностью дальнейшей пролонгации договора.
4.6 Услуги по уходу и присмотру за детьми по месту оказания услуги подразделяют на услуги, оказываемые:
— на дому у заказчика;
— в поездках и других видах пассажирского транспорта;
— на объектах временного пребывания ребенка: в предприятиях питания, торговых центрах и т.п.
4.7 Дополнительные услуги по уходу и присмотру за детьми (по договоренности с заказчиками) могут включать:
— уборку детской комнаты, кухни, санитарно-гигиенических помещений;
— стирку и глажение белья и одежды для ребенка;
— приготовление завтраков, обедов для ребенка;
5 Общие требования к услугам по уходу и присмотру за детьми
5.1 Услуги по уходу и присмотру за детьми (услуги нянь) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и интересам заказчика, быть безопасными для жизни, здоровья ребенка, имущества заказчика.
5.2 Услуги должны предоставляться в соответствии с действующим законодательством [1]-[3], ГОСТ Р 55320 и настоящим стандартом.
5.2.1 Услуги должны оказываться в соответствии с заключенным возмездным договором.
5.3 Особенностью оказания услуг няни является необходимость учета физиологических особенностей ребенка.
5.4 Обязательными условиями при оказании услуг по уходу и присмотру за детьми являются:
— наличие у исполнителя услуг документов: паспорта, медицинской книжки;
— отсутствие у исполнителя услуг судимости;
— взаимная совместимость няни с ребенком и заказчиком услуг;
— наличие у исполнителя услуг опыта работы с детьми не менее трех лет;
— отсутствие языкового барьера с заказчиком, если иное не оговорено в договоре.
1 Наличие рекомендаций у исполнителя услуг является дополнительным условием при выборе исполнителя.
2 Если диалект, фонетические особенности, внешний вид и манера поведения и речи няни как потенциального исполнителя услуг не соответствуют принятым в семье ребенка, заказчик вправе отказать в заключении договора.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»
В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 г. N Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 г. и поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет рекомендации об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование.
Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми с целью реализации права на доступное дошкольное образование
Закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).
групп по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается их содержание и воспитание, социализация и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для населения как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.
В настоящее время наиболее востребованной и самой распространенной является форма присмотра и ухода за детьми в группах полного дня, удлиненного дня и круглосуточного пребывания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В них присмотр и уход сочетается с дошкольным образованием. В такой форме присмотр и уход получают 6,2 млн. детей в 56,4 тыс. учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
С целью развития данной формы присмотра и ухода рекомендуется расширять разнообразие направленности групп для детей дошкольного возраста, работающих в режиме полного дня, делая акцент на создании групп не только общеразвивающей направленности, но также компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности.
Минобрнауки России подготовило и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений» (письмо от 27 сентября 2012 г. N 08-406).
Четвертая форма связана с привлечением к присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В 2013 г. более 1 тыс. индивидуальных предпринимателей оказывают услуги в сфере дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста (гувернерство, семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).
Перспективным представляется развитие данной формы, которая предусматривает дошкольное образование детей в ДОУ в режиме кратковременного пребывания, а также присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от ДОУ. Индивидуальный предприниматель осуществляет также сопровождение детей в процессе реализации программы дошкольного образования в ГКП на основе трехстороннего договора между:
дошкольным учреждением, которое осуществляет бесплатное дошкольное образование,
индивидуальным предпринимателем, который обеспечивает присмотр и уход за детьми в течение рабочего дня родителей,
и родителями (законными представителями), которые оплачивают услуги по присмотру и уходу за ребенком.
Данная форма организации присмотра и ухода за детьми апробируется в настоящее время в Республике Саха (Якутия).
Большое значение в данном случае имеет отбор индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми. Активная работа с индивидуальными предпринимателями, проявившими желание осуществлять деятельность в сфере присмотра и ухода за детьми, ведется в Хабаровском и Красноярском краях через центры подготовки индивидуальных предпринимателей. Однако, как показывает опыт Красноярского края, более 20% обученных индивидуальных предпринимателей отказываются в ближайшие месяцы после обучения от осуществления деятельности в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
Учитывая изложенное, при развитии индивидуального предпринимательства в сфере присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста рекомендуется:
б) сформировать критерии отбора претендентов для организации деятельности в сфере дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в соответствии с положениями трудового законодательства. Необходимо не допустить, чтобы с детьми дошкольного возраста работали ИП, имеющие или в прошлом имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (статья 351.1 Трудового кодекса).
При развитии формы присмотра и ухода за детьми, осуществляемого ИП, рекомендуется учитывать существующие, механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере дошкольного образования.
Данная поддержка включает в себя в том числе предоставление субъектами Российской Федерации малому и среднего бизнесу субсидий из федерального и регионального бюджетов в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
Согласно приказу Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 г. N 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» предусмотрены различные инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе такие мероприятия, как:
создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
содействие развитию лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий;
создание и развитие гарантийных фондов.
Реализацию мероприятий, а также оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. N 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»
Текст письма опубликован в журнале «Вестник образования», январь 2014 г., N 2, в журнале «Вестник образования России», март 2014 г., N 5, в журнале «Образование в документах», март 2014 г., N 3
Присмотр и уход услуга образовательная услуга что подразумевает
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 “О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня”
Минобрнауки России просит довести данную информацию до учредителей и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).
Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).
Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:
организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;
организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;
организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);
организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.
В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).
Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.
Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать, в том числе:
перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня;
методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);
перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).
В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.
В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:
организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;
организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;
обеспечить оперативное освещение в СМИ порядка применения норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД.
На федеральном уровне Минобрнауки России организовано проведение мониторинга предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД; создан специальный сервис обратной связи для сообщений граждан: net-рoboram@mon.gov.ru.
Обзор документа
Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня. Эти рекомендации целесообразно разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ.
С ссылками на нормативно-правовые акты разъяснено, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.
Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.
Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).
Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.
Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).
Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).
Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Рекомендации для потребителей при заключении договоров на оказание услуг по образованию и (или) содержанию (присмотру и уходу) детей в дошкольных образовательных учреждениях
Рекомендации для потребителей при заключении договоров на оказание услуг по образованию и (или) содержанию (присмотру и уходу) детей в дошкольных образовательных учреждениях.
В современных условиях образовательная система должна обладать стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, что требует соответствующего закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства.
Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской федерации» (Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ), в соответствии с которым дети могут получить дошкольное образование:
— в дошкольных образовательных организациях;
— в общеобразовательных организациях;
— в организациях дополнительного образования;
— в семейных (домашних) условиях.
Иные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели также вправе осуществлять образовательную деятельность, в том числе и по образовательным программам дошкольного образования.
Дошкольные образовательные организации в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
— детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
— детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
— детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
— детский сад общеразвивающего вида с приоритетом одного из направлений развития (познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического);
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. При необходимости могут быть организованы:
— группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Родители вправе обращаться за получением образовательных услуг от образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей по своему выбору на платной основе.
Так, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства, взятые на себя сторонами по договору, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
При отсутствии в договоре условий о качестве оказанной услуги, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
При заключении договоров на оказание платных образовательных услуг исполнитель обязан в силу положений статей 8-12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» обеспечить открытость и доступность для потребителя необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги и об услуге. Информация об услуге в обязательном порядке должна содержать сведения о реализуемых программах обучения, методиках и технологиях обучения.
Данная информация должна быть доведена до сведения потребителей на вывеске предприятия, в месте оказания услуги, а также включена в договор, заключаемый в письменной форме.
В договоре должно быть указано полное (фирменное) наименование дошкольной образовательной организации, место ее нахождение (адрес), номер, дата выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности (в случае оказания образовательных услуг), наименование лицензирующего органа.
Стоимость обучения по образовательной программе дошкольного образования, а также услуг по присмотру и уходу за воспитанником, оказываемых Исполнителем прописываются в договоре цифрами и прописью в рублях в месяц. Кроме того, в договоре должен быть прописан порядок и сроки оплаты за оказанные услуги.
Увеличение стоимости таких услуг после заключения настоящего договора не допускается (за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период). Исполнитель вправе снизить стоимость услуг по настоящему договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных услуг за счет собственных средств дошкольной образовательной организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения потребителя.
В договоре должны быть прописаны права и обязанности сторон по договору. При этом, в силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» договор на оказание образовательных услуг не может содержать условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы (услуги) за плату. Договор заключается на определенный по согласованию сторон по договору срок.
Отдельно в договоре должен быть прописан порядок урегулирования споров и разногласий между сторонами, возникающих в период действия договора. Разрешение таких споров должно быть изначально урегулировано в досудебном (претензионном) порядке, а в случае не урегулирования в добровольном порядке должны подлежать разрешению в судебном порядке, поскольку по общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и ч.1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», защита нарушенных имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав потребителей осуществляется судом.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора потребитель имеет право, установленное статьей 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
— соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
В случае реализации права на судебную защиту потребитель имеет право на государственную и общественную защиту. Руководствуясь ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.5 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей»от 07.02.1992г. №2300-1, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю может вступить в дело для дачи заключения в целях защиты потребительских прав граждан, до принятия решения судом первой инстанции; оказать практическую помощь в подготовке претензии, искового заявления в суд в консультационном центре (пунктах), созданных в системе Службы на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».