Пришкольный участок это что
Значение пришкольного участка в воспитании и обучении
В весенне-летний период практические работы на территории пришкольного участка играют важную роль в трудовом и нравственном воспитании учащихся.
С начальных классов у детей воспитывается уважение к ручному труду, бережное, трепетное отношение к окружающей природе, формируется представление о растительном мире как об основном аккумуляторе энергии на земле для всего живого.
Как показывает практика, учащиеся с уважением и большой любовью подходят к любой трудовой деятельности на территории школы.
Закладка пришкольного участка начинается с составления плана учебно-опытного участка, ответственность за которую берут на себя старшеклассники, владеющие компьютерными программами по его планированию.
В весенний период начинается подготовка участка, уборка прошлогодней листвы, копка. В мае начинается посадка семян и высадка рассады в открытый грунт.
В течение лета ребята осуществляют уход за однолетними и многолетними цветами. Во время каникул также на участке активно ведутся работы в таких отделах, как цветочно-декоративный, дендрологический, лекарственный, коллекционный, опытный, плодово-ягодный, где учащиеся с удовольствием познают особенности растительного мира и приобретают навыки работы на земле.
В весенний и осенний период полезны уроки на открытом воздухе.
Зелёные насаждения благоприятно действуют на эмоциональную фон детей. На таких уроках учащиеся работают более плодотворно, созерцая красоту окружающего и вдыхая глотки свежего воздуха. Здесь можно «остановить мир» и рассмотреть с детьми природу в мельчайших деталях. Как тащит былинку муравей, как шмель порхает на цветущей яблоне, как колышется трава, как птицы щебечут в школьном дворе т.д.
Таким образом, пришкольная территория дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания и формирования экологических знаний детей.
мой пришкольный участок
Автор: Латаева Елена Сергеевна
Образовательные программы, реализуемые
Значимость учебно-опытного участка
Учебно-опытные участки создаются в школах всех типов. И, несмотря на то, что программы базового образования в последние годы претерпевают значительные изменения, значимость учебно-опытных участков не становится меньше. На УОУ возможно органическое соединение трудового воспитания с образовательным процессом, и что особенно важно в нем заняты все возрастные категории учащихся. Здесь школьники получают основы знаний по выращиванию с/х культур, учатся управлять ростом и развитием растений, овладевают трудовыми умениями и навыками. УОУ занимает важное место в знакомстве учащихся с основными законами природы, воспитании бережного отношения к ней. Опытная работа с растениями – первая ступень подготовки учащихся к научно – исследовательской деятельности.
Учебно-опытная работа на пришкольном участке играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, экологии, пробуждает и развивает у детей различные познавательные интересы. Она знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и имеет огромное значение в профориентационной работе.
Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:
· реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;
· практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;
· развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;
· формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;
· развивает интеллект и эстетические чувства школьников;
· учебно-опытный участок и теплица – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. Для более полной реализации поставленных задач на участке в теплице школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
· учащимися закладываются опыты по изучению темы «Дарвинизм» в 11 классе. Эти опыты демонстрируют различные формы борьбы за существование. Так опыт с астрами или морковью, показывающий влияние густоты посадки на рост, развитие и плодоношение или цветение в случае с астрами. На этом опыте внутривидовой борьбы за существование проводятся различные формы межвидовой борьбы за существование. Учащиеся 6 классов эти опыты могут использовать для установления оптимальной густоты посадки бархатцев на клумбах и густоту посева моркови;
· Размножение георгинов делением клубней позволяет учащимся лучше разобраться в теме «Вегетативное размножение растений».
В результате реализации предусмотренных программ обучающиеся должны:
· Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
· Использовать органические и минеральные удобрения;
· Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
· Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
· Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
· Проводить простейшие опыты с растениями в теплице на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.
· Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
· Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
· Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
· Способы размножения растений;
· Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.
Структура практического занятия определяется его содержанием и методами, но на каждом этапе должны иметь место следующие моменты:
1. Организационная часть (2-3 мин.).
2. Вводная беседа, во время которой разъясняются теоретические и практические задачи данного занятия.
3. Инструктаж по разъяснению трудовых заданий, показ приемов работы и проверка усвоения их обучающимися.
4. Определение трудовых заданий каждому звену и выдача необходимых для работы инструментов и материалов.
5. Практическая работа обучающихся по выполнению трудовых заданий при контроле учителя (основная часть).
6. Заключительная часть: оценка труда обучающихся, приведение в порядок инвентаря и участка.
7. Записи о выполненных агроприемах и проведенных учетах и наблюдениях.
За время обучения в школе каждый ученик должен получить следующие
· Посадка и выращивание комнатных растений, уход за ними;
· Подготовка к посеву цветковых, бобовых, корнеплодов и овощных растений;
· Обработка почвы и внесение удобрений;
· Посев семян и выращивание цветочно-декоративных растений
· Посев семян овощных культур и уход за ними;
· Посадка плодово-ягодных, декоративных кустарников и уход за ними;
· Использовать способы размножения растений;
· Уметь вести учет полученного урожая;
· Проводить опыты в соответствии с программой и оформлять полученные наблюдения
Мероприятия по природоохранной работе
Календарный план работы
Многолетники (флоксы, ирис, лилии, примула)
Уход за многолетними культурами (уборка сухой листвы, сбор семян, пересадка)
Рыхление, прополка, подкормка.
— астра, однолетний георгин, цинния, петуния, львиный зев;
— календула, настурция, косьмея
Посев семян, пикировка рассады
Высадка рассады в грунт
Посев семян в грунт
Рыхление, прополка, подкормка.
Посев семян, пикировка рассады
Высадка рассады в грунт
Посев семян, пикировка рассады
Высадка рассады в грунт
Рыхление, прополка, подкормка.
Петрушка, салат, укроп
Посев семян зеленых культур
уход за растениями
борьба с вредителями, прополка сорняков уборка урожая
уход за растениями
Яблони, вишни, черноплодная рябина. Смородина, крыжовник.
Уборка листьев, сухих ветвей
Формирование кроны кустарников
Обработка от вредителей и болезней
Ж изнь не стоит на месте… В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.
Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?
Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.
В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, то есть хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. И тот, кто решил посвятить себя этому делу, должен помнить о том, что богатый и полновесный урожай можно получить лишь там, где этому отданы немалый труд, умение и старание. Может, сначала не все и получится. Ведь как бы мы ни хотели, а погода все-таки диктует нам свои условия. В сухое лето поливами еще как – то можно спасти будущий урожай, а вот если дожди зарядят, тут уж как выйдет.
Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Практическая реализация этого положения требует коренного улучшения содержания и методов развития с/х опытничества школьников. Развитие с/х опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях. Осуществление экологического воспитания должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.
При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.
«Влияние на урожай свеклы обработки семян 1%-ным раствором соды».
Цель опыта: Выяснить влияние обработки семян раствором соды на урожай.
Место проведения: учебно-опытный участок.
Время проведения: май-сентябрь 2014 г.
Тема 1 История создания пришкольных участков
Еще в 1638 г. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» указывал на необходимость наличия в школе небольшого сада, «куда следует иногда пускать учащихся и предоставлять им возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав». «Важнейшим воспитательным средством» считал садовые работы Ж. Ж. Руссо (1761 г.).
В России один из первых школьных садов появился в 18 в. в Петербурге при Шляхетском корпусе. В этом саду были представлены коллекции лекарственных и культурных растений. В Царскосельском лицее во времена А. С. Пушкина уже существовал ботанический сад, созданный по системе Линнея, в нем каждый воспитанник имел свой собственный небольшой отдельный садик.
С начала 60-х гг. 19 в. крупные педагоги стали усиленно пропагандировать устройство школьных садов в учебных целях. Н. Варнек в статье, опубликованной в «Журнале Министерства просвещения», писал о необходимости создания при каждой гимназии небольшого сада. Н. И. Раевский не только рекомендовал в своем учебнике ботаники устройство школьных садов, но и сам занимался организацией ботанического сада при Псковском реальном училище. В то же время А. Я. Герд создает учебный сад при колонии малолетних преступников на Охте, а Н. П. Животовский – при Белевском реальном училище и при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге. В этом саду проводились экскурсии школьников Петербурга. Судя по планам и описаниям – это были миниатюрные ботанические сады, где по семействам высаживались и высеивались почти исключительно дикорастущие растения. При этом учитывались их эстетические качества, а также экологические требования к местам произрастания. В конце 19 в. имели место попытки через сельскую начальную школу поднять культуру сельского хозяйства, используя для этой цели школьные сады.
В 30-е гг. 20 в. на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка. Об этом свидетельствует вышедшая в свет в 1935 г. работа Н. М. Верзилина «Агроботанический участок средней школы».
Пришкольный участок – это лаборатория под открытым небом, где учащиеся приобретают навыки экспериментальной работы с животными и растениями в природной обстановке, считал П. И. Боровицкий Он указывал, что тематику работ на участке надо обязательно связывать с решением практических задач.
В послевоенный период интерес к пришкольному участку не угасает. В работу активно включаются преподаватели труда. Вопросам урожайности культур на пришкольных участках уделялось большое внимание, указывается, что урожай сельскохозяйственных культур на них не должен быть ниже, чем в окружающих колхозах и совхозах. На участке предполагались плодово-ягодный сад, питомник плодово-ягодных, лесных и декоративных пород деревьев и кустарников, овощные и полевые культуры, цветочно-декоративные растения, коллекционный участок, участок для работы учащихся 1–4 классов, защищенный грунт (парники, рассадники, теплицы), зоологический отдел (вольеры с животными, улья с пчелами), метеоплощадка, площадка для учебных занятий, сарай для инвентаря.
В 50-х гг. школьному участку в связи с усилением практической ценности биологических курсов уделялось довольно пристальное внимание. Выходят методические руководства и разработки по практическим занятиям на учебно-опытном участке («Пришкольный участок в начальной В. Ф. Шалаева (1949 г.), «Учебноопытный агробиологический участок» С. И. Радченко и Н. А. Рыкова (1952 г.), «Учебно-опытный участок средней школы» (1954 г.). С 1954 г. практические занятия на учебно-опытном участке постепенно вводятся в 5–7 классах.
Закон о школе в 1958 г. расширил задачи трудового воспитания и подготовки учащихся к практической деятельности в сельском хозяйстве. Все это создавало перспективы для большего развития учебно-опытных участков, делало их базой преподавания биологии. Однако постепенно на первый план выдвигается опытническая работа школьников. Школьный учебно-опытный участок стал учебной лабораторией, где учащиеся получали новые знания по биологии, сельскому хозяйству, проверяли, закрепляли умения, полученные ими на уроках биологии и других предметов.
В 60-е гг. пришкольный участок становиться полигоном, где отрабатываются вопросы по сближению школы с окружающей жизнью. Его организация все больше приобретает производственный уклон. Начинают в огромном количестве тиражироваться изыскания местных учителей биологии, заведующих пришкольными участками, по вопросам выращивания овощных, полевых культур, по закладке плодово-ягодного питомника, по возделыванию редких и ценных лекарственных растений. Проводятся конкурсы на лучшие пришкольные участки, собираются совещания школьных активов по этим вопросам. Постановка опытов тесно связана с производственной тематикой.
В 70-е гг. значительное место занимает внеклассная и внешкольная работа по сельскохозяйственному опытничеству, организуемая станциями юных натуралистов, сеть их по стране постепенно расширяется. В это время актуальными становятся вопросы экологического образования учащихся.
В 80-е гг. в связи с реформой школы развитию учебно-опытных участков вновь было уделено внимание. Ведущие педагоги обращают внимание на вопросы методики работы с учащимися на школьном участке. В конце 80-х пересматриваются взгляды на пришкольный участок. Теперь его назначение состоит в том, чтобы быть площадкой для внеклассной и внеурочной работы со школьниками, источником для выращивания и заготовок натурального наглядного материала. В структуре участка по-прежнему рекомендуется включать полевой, овощной, плодово-ягодный декоративный, зоологический, биологический отделы, учебное помещение, летнюю лабораторию, теплицу, парники, метеоплощадку, сарай, помещение для удобрений и другое. Отделы могут быть изменены в зависимости от местонахождения школы.
В 1986 г. было принято Положение об учебно-опытном участке школы, где отражалось назначение участка. Его структура, содержание и организация работы учащихся. Большое внимание в этот период было уделено проведению сельскохозяйственного труда на участках в сельских школах.
В начале 90-х гг. ввиду изменения статуса государства и возникших экономических и социальных проблем, значимость пришкольного участка в биологическом образовании стала снижаться. Во многих городских школах сохранился только дендрологических отдел, на котором в весенне-осенний период организовывался общественно-полезный труд учашцхся.
Однако к концу 90-х гг. вновь возник интерес к оформлению и использованию пришкольного участка, при этом существенно меняются подходы к его использованию в учебном процессе. На первый план выходит значимость экологического, эстетического образования и воспитания учащихся. Н. А. Пугал проанализировала современное состояние пришкольных участков, сделала вывод, что их структура по объективным причинам претерпела значительное изменения.
Задачей планировки пришкольного участка является наиболее рациональное распределение территории между всеми структурными элементами, к которым относятся: спортивная площадка, игровая площадка для учащихся групп продленного дня, уголок отдыха, метеорологическая площадка, биологическая часть.
Анализ современного состояния пришкольных участков позволяет сделать вывод, что их структура претерпела значительные изменения. На небольших земельных территориях городских школ нет возможности разместить учебно-опытные площадки, теплицы и парники. К тому же уход за растениями в теплицах и парниках очень трудоемок. В каникулярное время работы на пришкольном участке организовать сложно. Выращивание на пришкольном участке овощных, плодово-ягодных культур в условиях города неприемлемо, так как растения не могут быть экологически чистыми. В сельских же условиях выращивание этих культур также не имеет смысла, так как школьники могут проводить опыты наблюдения на приусадебных участках у себя дома, поэтому предпочтение следует отдать дикорастущим растениям и цветочно-декоративным культурам. Цветочно-декоративные культуры могут быть объектами для проведения простейших опытов по влиянию удобрений, подкормки, величины светового дня, влажности, температурного режима. Можно провести сравнение естественных и искусственных сообществ, возможны работы по экологическому мониторингу, например, выявление коэффициента общности между естественным и искусственным сообществами.
Наблюдения на пришкольном участке могут проводиться не только за растениями, но и за насекомыми, птицами, дождевыми червями и другими представителями животного мира. Поэтому наиболее целесообразными отделами биологической части пришкольного участка будут следующие:
– коллекция растений, приспособленных к различным экологическим условиям;
– коллекция растений с различными морфологическими особенностями;
– «живой гербарий» – натуральные объекты, используемые при изучении базового курса биологии;
– коллекция лекарственных растений;
– коллекция дикорастущих растений;
– питомник древесных пород и кустарников;
– парковый цветочно-декоративный отдел.
На предварительном этапе освоения участка необходимо тщательное ознакомление с рельефом территории, свойствами почвы, имеющимися насаждениями. Затем составляется подробный чертеж, являющийся основой подробного плана. План участка создают с учетом природно-климатических условий, величины и конфигурации участка, «специализации» данного участка (парк, сад и т. д.), величины и расположения школьного здания; учитывают ориентировку участка по отношению к солнечному освещению, к окружающим жилым зданиям, водоемам, к прилегающим зеленым насаждениям. План участка доводится до сведения педагогического совета и администрации школы. Далее приступают к разбивке отделов участка, площадок и дорожек.
Основной этап освоения участка заключается в подборе культурных и дикорастущих видов растений, который подходят условия данной местности. Этим занимается учитель-биолог. Определяется количество посадочного материала для живых изгородей, парковой части и т. д. Далее планируются цветники. Проводится обработка почвы для посадки деревьев, кустарников и травянистых растений. По возможности устраивают искусственный водоем и альпинарий.
Пришкольная территория как часть территории современного города. На протяжении многих тысячелетий (фактически с появлением оседлого образа жизни) человек постоянно изменял природные свойства некоторых ландшафтов. Он придавал их развитию нужное направление и тем самым создавал особую категорию культурных ландшафтов. Если в первоначальный период это были только разнообразные сельскохозяйственные угодья, окружавшие места его обитания, то в настоящее время нас окружают огромные урбанизированные районы, промышленно-транспортные узлы, крупные агропромышленные и лесохозяйственные комплексы.
Значение ландшафтной архитектуры в современных условиях. Практика массового жилищного и промышленного строительства без связи форм застройки с местными особенностями природных условий (прежде всего, с рельефом и растительностью) привела к нарушению гармонии архитектурных сооружений с потребностями человека, а многоэтажность зданий не обеспечивает необходимой связи с придомовыми земельными участками.
Особо следует выделить такую специфическую проблему, как прогрессирующее снижение эстетических качеств пригородных и урбанизированных территорий. Очень часто мы можем видеть безликую застройку городов, где игнорирование законов композиции, колористики, ритмики, появление одинаковых, скучных и неудобных для жизни многоэтажных домов, ликвидация нормальных дворовых пространств формирует некомфортную среду не только по ее функциональным качествам, но и по негативному воздействию на нервную систему человека.
На помощь приходит ландшафтная архитектура, которая представляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты. Возникнув на стыке садово-паркового искусства и градостроительства, она развивается на основе географических закономерностей, используя ландшафтные компоненты (рельеф, почвы, растительность, акватории), и стремится создать с помощью этих компонентов комфортную для человека среду.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.