Природоведческая литература что это

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к миру природы посредством природоведческой литературы

Природоведческая литература что это Галина Учеватова
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к миру природы посредством природоведческой литературы

Мир, в котором мы живём изобилует информацией. Как управлять этим потоком знаний? Как выбрать из него, то что необходимо? Систематизировать и обобщить? Какие качества личности нужно развить в ребёнке, чтобы он с успехом мог всё это делать?

Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребёнка дошкольника. Задача развития познавательного интереса занимает в них центральное место.

Ребёнок интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создаёт полноценную основу для своего дальнейшего развития.

Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей, является природа. Интерес ведёт человека к бесконечным целям познания. Книга занимает своё место в этих процессах.

Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка,выполняя следующие функции:

-расширяет представления о мире;

-помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах;

-формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности.

Почему же именно старший возраст дошкольников выбран отправной точкой в этой важной теме?

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему?» и «что такое?» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряжённость познавательной активности ребёнка. Развитие и обогащение познавательной сферы-это сложный путь,включающий в себя 2 линии: «накопление» и «упорядочивание». И то и другое всегда имеет место в развитии ребёнка. Интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастном интервале 2-7 лет помещается 2 периода «накопления» и 2 периода «упорядочивания» информации. Эти периоды отличаются дркг от друга. Различия определяются возрастными особенностями психического физиологоического развития ребёнка.

1 период «накопления» с 2-4 отвечает принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю«.

2 период «упорядочивание» с 4-5 лет. Основным средством познания становится речь; появляется в сознании целостная система представлений.

3 период «накопление» с 5-6 лет. Сознание «смело пересекает пространство и время». Ребёнок с одинаковым рвение пытается освоить как то, что поддаётся осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Именно в этом возрасте оправдано широкое использование природоведческой литературы с большим объёмом информации.

Автор программы «Юный эколог» С. Н. Николаева предлагает, начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми пропустить литературный стержень.

В средней группе дети знакомились с писателем и иллюстратором Е. Чарушиным. Герои его рассказов и сказок нашли в детях эмоциональный отклик, присутствовали в играх, творческой деятельности.

В старшей группе система экологического воспитания (С. Н. Николаева) предлагает познакомить детей с творчеством писателя-природоведа В. В. Бианки. В своих произведениях он сохраняет особенности народной сказки и в этой форме даёт детям научные знания о природе. Содержание книг В. Бианки научно достоверно, оно помогает детям познавать природу во всём её многообразии.

Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей.

В старшей группе природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе и углублении их.

Список произведений, с которыми в течение года познакомились дети.В этом списке присутствуют произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях.

В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Прячутся», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» «Чей нос лучше?», «Зелёный пруд», «Мастера без топора», «Синичкин календарь».

И. Акимушкин «Жил-был медведь», Г. Ладонщиков «Медведь проснулся», С. Воронин «Моя берёза», Е. Чарушин «Что за зверь?», М. Пришвин «Золотой луг», С. Михалков «Ёлочка».

Одним из ведущих методов в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, за трудом человека в природе так же используется природоведческая литература.

Чтение может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоём. Чтение литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка и осмыслить увиденное. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые нужно обратить внимание.

Ознакомление с природоведческой литературой охватывает разные виды совместной деятельности детей и педагога: обсуждение содержания, пересказ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр слайдов; моделирование; театрализация, игра, ролевые диалоги; составление мини рассказов, «книжек-малышек»; художественное творчество, оформление выставок продуктивной деятельности; проведение викторин, праздников и досугов. Как же правильно организовать деятельность, чтобы она формировала и поддерживала познавательный интерес?

1. Создание условий для возникновения интереса:

3. Организация систематической поисковой деятельности, в которой формируется подлинный интерес, познавательное отношение и внутренняя мотивация, связанные с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могу не заниматься этим»)-в разных формах деятельности: проектной, экспериментально-исследовательской, восприятия художественной литературы.

4. Рефлексия деятельности с таким расчетом, чтобы у детей возникали всё новые вопросы и ставились всё новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми (интерес, любознательность, инициатива, активность, самостоятельность).

Для того, чтобы удовлетворить свои стремления и желания в арсенале ребёнка имеются различные средства и способы познания:

-действия и собственный практический опыт;

-слово, т. е. рассказы взрослых;

Уровень интеллектуальных умений ребёнка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях (в том числе из литературы) о мире природы.

Апробировав систему работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, получили положительные результаты динамики этого развития.

В гостях у бабушки в деревне Вашему вниманию предложен материал (занятие и презентация) по познавательному развитию из блока «Где мы живём».Такая систематизация позволит.

Источник

Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Огромное значение на развитие речи старшего дошкольника оказывает литература. Так, многочисленные исследования (В. В. Гербова, В. А. Говорухина, С. В. Дубровина, М. Костюченко и др.) показывают, что дети старшего дошкольного возраста живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им литературные произведения, поскольку ребенок живет чувствам, с помощью их воспринимает и понимает окружающий мир. Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых условиях позволяет ребенку старшего дошкольного возраста развивать свою речь, обогащать ее выразительными средствами.

На важность развития речи старших дошкольников средствами литературы указывали педагоги, психологи, лингвисты (М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева и др.)

Исследования (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

По данным исследований Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, О. С. Ушаковой и др., дети старшего дошкольного возраста, имеющие довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие внимательнее, в целом более углубленно воспринимают литературные произведения. Они не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов; старшие дошкольники уже высказывают свое отношение к персонажам.

Многие педагоги (В. А. Сластенин, О. В. Соболева и др.) отмечают, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, художественная литература воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и «ритм» родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться все последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение книг детям служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка.

По мнению О. С. Ушаковой, «художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка».

Еще в 90-е годы в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н. В. Гавриш, Л. А. Колунова и др., показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.

По мнению Е. И. Тихеевой, «живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям. Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме».

Для развития речи детей старшего дошкольного возраста эффективно использовать литературу экологического содержания, т. е. ту литературу, которая является для детей источником научных знаний, посредством которой они знакомятся с природой. К такой литературе экологической направленности можно отнести произведения В. В. Бианки, который является основоположником детской природоведческой книги. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Рассказы писателя помогают детям понять сложные явления природы, показать закономерности,существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и т. п. Так, сказка «Первая охота» В. В. Бианки знакомит детей старшего дошкольного возраста с таким сложным явлением в природе, как мимикрия,показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны и познавательны в плане формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Cо слов В. Н. Фрадкина, они позволяют «раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями».

Из произведений В. В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети старшего дошкольного возраста узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира. Произведения экологической направленности учат старших дошкольников понимать и беречь природу, ее жителей и ресурсы; осознавать причинно-следственные связи между деятельностью человека и сохранностью природы («Синичкин календарь», «Лесные разведчики», «Повесть о лесе», «Приключения Муравьишки» и др.). В. В. Бианки «ведет» ребенка от простого первоначального разгадывания того, что происходит вокруг него, к самостоятельному исследованию уголков родного края, к открыванию в них новых для себя «земель», к осмыслению хотя бы еще только самых простых законов природы, тем самым ребенок задает вопросы, учится отвечать на вопросы другого человека, заинтересованно слушает речь взрослого и сверстников, учится правильно строить свои речевые высказывания.

Таким образом, литературные произведения экологической направленности В. В. Бианки способствуют развитию речи старших дошкольников: дети узнают новые слова, пополняют свой активный и пассивный словарь, слышат и запоминают фразеологизмы, историзмы, неологизмы, метафоры и т. п.

К литературе экологической направленности, позволяющей развивать речь дошкольников можно отнести произведения Е. Чарушина. Писатель-природовед Е. Чарушин любит наблюдать за животными. Его рассказы – это мир природы. Яркий мир природы открывают перед дошкольниками и произведения Н. Сладкова. Тема его произведений – жизнь детенышей зверей и птиц. Сладков дает детям знания о природе в форме реалистического рассказа. Таким образом, слушая рассказы Е. Чарушина, старшие дошкольники активно обсуждают характер, поведение животных, высказываются, выражают свое мнение, тем самым стремительно развивают свои речевые потребности.

Литература экологической направленности помогает взрослому объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. Такая литература, по мнению М. Костюченко, «обогащает речь детей, делает эмоции насыщенными, дает дошкольникам образцы русского литературного языка». Образный язык произведений и иллюстрации художников к ним способствуют развитию у детей эстетического восприятия, обогащают речь выразительными средствами, пополняют и расширяют словарь.

К литературе экологической направленности, способствующей не только экологическому воспитанию старших дошкольников, но и развитию их речи, следует отнести произведения И. И. Акимушкина («Кто без крыльев летает», В. П. Астафьева («Конь с розовой гривой», В. Г. Бобенко («Мифы и растения», П. И. Барто («Пусть поют птицы», Д. Берни («Растение», Е. В. Вологдиной, Н. Н. Малафеевой, И. В. Травиной («Живая природа», Б. Н. Головкина, А. А. Минина («Чудеса живой природы», А. Н. Грешневикова («Экологический букварь», А. Гэнери («Что внутри растений?», В. Г. Дмитриевой (Первая энциклопедия «Все обо всем», Б. Е. Железовского («Недра. Почва. Растительный и животный мир», Б. С. Житкова («Рассказы о животных», В. В. Иваницкого («Попугаи», О. Коровкина («Тайны растительного мира», С. П. Красикова («Легенды о цветах», В. С. Мальта («Кто живет и что растет в пустыне», С. А. Махотина («Прогулки по лесу», К. П. Моргуновой («Фантазии из ракушек», Н. Н. Непомнящего («Бабочки», Н. И. Сладкова («Азбука леса. Рассказы, сказки, миниатюры», «Лесной календарь», А. В. Староверова («Приключения бельчонка Кисточки», Т. А. Шорыгиной («Птицы. Какие они?») и др.

Таким образом,можно сделать следующие выводы:

1. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное, значение слов и словосочетаний. При анализе литературного текста, его восприятии, дети данной возрастной категории способны эстетически воспринимать художественный образ, активно осваивать средства художественной выразительности, передавать в образном слове определенное содержание; выражать в исполнительстве идеи и смысл литературного произведения. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах.

2. Литература экологической направленности способствует развитию не только экологической воспитанности старшего дошкольника, но и его речи. При слушании произведений экологической направленности дети активно обогащают словарь, воспитывают художественный вкус, поэтический слух, учатся выстраивать собственные речевые высказывания, обогащают свою речь новыми терминами, средствами выразительности языка. Литература экологической направленности способна обращать внимание старшего дошкольника не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. При этом усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты, ритм, рифма, стиль и пр.). Этому способствует механизм понимания содержательной стороны связного текста экологической направленности, отличающегося наглядностью, который в старшем дошкольном возрасте уже вполне сформирован.

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей.

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы,.

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните все туда! И огромный мир ребята, Вам откроется.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Методическая разработка \»Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста\» Методическая разработка Фольклор как средство.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

Проект «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Проект: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель Наименование.

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Одной из основных задач формирования и развития личности дошкольника является освоение им духовного богатства народа, его культурного и.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия является естественной формой общения и передачи опыта. Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит.

Природоведческая литература что этоСочинение сказки, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Все мы знаем, что в последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Источник

Художественная литература как метод знакомства с природой детей среднего дошкольного возраста

Детская книжка о природе, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях, самое главное с помощью книги можно повысить интерес ребенка к природе.

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Но нужно умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей.

Природоведческую книжку можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста с разными целями. Чтение небольшого рассказа, сказки предшествует наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи, можно прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н. М. Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать.

Перед тем как познакомить детей с защитными свойствами снега и состоянием растений зимой, прочитать рассказ «Под снегом на лугу». Ребята узнают о том, что растения зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.

Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой можно загадывать загадки. Природоведческую книжку читать детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается проблема повышения интереса детей к природным явлениям, жизни животных и растений, к окружающему миру.

Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветья лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. СПриродоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе [19].

Основоположниками советской детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы: многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействия среды и организма и др. Так, сказка «Первая охота» В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия,показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Произведения В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» повышают интерес детей к сезонным изменениям в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. Во время наблюдения зимой за льдом, снегом,погодой воспитатель загадывает загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет;использует пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков. Причём наблюдается оно не только в семьях, где дети растут, как сорная трава, но и там, где ими достаточно много занимаются. О ранней интеллектуализации, тормозящей развитие эмоций, говорилось не раз. Но ею дело не ограничивается.

Как ребёнок может научиться моделям поведения? Так же,как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И художественная литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления.

Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т. е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает углубить эстетические впечатления

Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о природе. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. Есенина «Берeза») читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза.

Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том,что:

-сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

— связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

— произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

— оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами

Воспитатель может широко использовать как сюжетные произведения о природе (В. Бланки, Е. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима, так и описательные (Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова); может читать детям стихи русских и советских поэтов (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, в том числе написанные специально для детей (С. Маршака, 3. Александровой, В. Серовой).

Кроме произведений, рекомендованных программой,воспитатель может прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг: В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» Ю. Дмитриев «Большая книга леса», Михайлов «Вот так куколка», Н. Сладков «В лесах счастливой охоты», «Песенки подо льдом», а также рассказы И. Соколова-Микитова, Г. Скребицкого, М. Пришвина.

В процессе ознакомления дошкольников с природой воспитатель использует различные виды деятельности дошкольника: беседы, наблюдения, прогулки, работу в живом уголке и др. Чтением художественных произведений воспитатель может дополнить не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок в лес педагог читает строчки рассказов М. Пришвина.

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы, которые превращаются в пересказ своими словами только что прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей повествования. Как отмечал К. Д. Ушинский, «длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понято» [13].

Помня эту рекомендацию К. Д. Ушинского, воспитатель должен найти ту меру вопросов, рассуждений, объяснений, которые помогут ребенку понять произведение, но не помешают воздействию его на чувства.

На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению НОД по литературно-художественным произведениям о природе:

— беседа должна направлять мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;

— в ходе НОД воспитатель должен помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из произведения («Как об этом сказано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);

— НОД должна быть краткой, эмоциональной и предшествовать повторному чтению произведения

Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.

Например, когда в беседе об осени воспитатель спросил ребят почему осень называют золотой, они правильно объяснили это, опираясь не только на свои представления, но и использовав знакомый им литературный материал,добавляя к ответам строчки из поэтических произведений: «Осень называют золотой, потому что листья лежат на земле и кажутся как золотые. И поле золотое… «Золотое поле, спелый колосок»; «Осень золотая, как ты мне мила», а это значит, что все осенью красивое, желтое и красное, как золото».

Отбирая произведения для детей, воспитателю нужно опираться на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?

Художественно-речеваядеятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей как было сказано выше — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Итак, чем разнообразнее по своей структуре будут НОД о природе и чем эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития эстетических качеств дошкольников и их экологического воспитания.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Введение Блажен, кто словом твердо правит и держит мысль на привязи свою. Пушкин А. С. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических.

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста Целью моей работы является – содействие развитию у ребенка основ экологической культуры через метод проектов. Задачи: 1. Расширять представления.

Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (на примере БДОУ г.

Дидактическая игра-как метод развития интереса детей младшего дошкольного возраста к различным видам деятельности. Именно через игру дети познают и воспринимают все богатство окружающего мира, через игру развивается ум. Со временем ребенок научится управлять.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *