Природа окружающая среда экологическая система что общего
Природа, окружающая природная среда и окружающая среда как объекты экологического права
Окружающая природная среда — естественная среда обитания и деятельности человека, других живых организмов, куда входят гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера и околоземное космическое пространство. Иными словами, природа + окружающая человека среда = окружающая природная среда.
Подприродой понимается состоящая из естественных экологических систем природная среда, основные характеристики которой: а) объективная реальность, существующая независимо от сознания человека; б) следствие объективного эволюционного развития материального мира.
Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Компонентами природной среды (природы) являются: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства.
Внутренние пределы охраны окружающей природной среды зависят от признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса: естественное происхождение; взаимосвязь с экосистемой; выполняемые функции жизнеобеспечения.
10. Природные и природно-антропогенные объекты: понятие и признаки.
По источнику возникновения природные объекты делятся на: природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Отличительные признаки природного объекта:
— естественное происхождение (без участия хозяйственной деятельности человека) как результат эволюции природных систем;
— экологическая взаимосвязь с природной средой, т. е. функционирование его в составе естественных экологических систем Земли;
— природная ценность, т. е. его способность обеспечивать биологический режим жизни, быть источником материального потребления и благополучия человека, оказывать на него оздоровительно-восстановительное воздействие.
Природно-антропогенный объект – это или 1) природный объект, изменённый в результате деятельности человека или 2) объект, созданный человеком, но обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (водохранилище).
Чем природа отличается от окружающей среды и как не перепутать ее с биосферой?
Как правильно выбранное слово может изменить нашу жизнь. Природа, окружающая среда или биосфера? Выбрав из них правильное слово, мы сможем преодолеть нынешнюю экологическую нестабильность.
Начав знакомиться с материалами по экологии 3 года назад, я обратила внимание на одну смутившую меня деталь. Во всех этих текстах для обозначения окружающего нас мира использовались 3 понятия: природа, окружающая среда и биосфера.
Природа, окружающая среда и биосфера
Интуитивно я понимала, что это три разные вещи, но мне нужно было знать наверняка, чем они отличаются. Я зарылась в словари и вот, что там нашла.
Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы. Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности, а также совокупность её свойств как планеты, где создаются условия для развития биологических систем; глобальная экосистема Земли.
Вы думаете, мне это сильно помогло? Как бы не так. Но одно было ясно точно: эти понятия не являются синонимами. Самым общим из них является биосфера, т.к. она включает в себя и природу и окружающую среду.
Вооружившись этими результатами, я продолжила свои поиски и вот, что обнаружила. Природу любят, окружающую среду защищают на законодательной основе, а о биосфере никто слыхом не слыхивал.
Я обратилась за помощью к ученым. Рекомендованные ими научные труды подарили мне совершенно иной взгляд на мир, в котором мы, люди, появились на свет 300 тыс. лет назад.
Этот мир пленил меня своим совершенством. Помню, сравнила его тогда с филигранной работой мастера-ювелира. Так я познакомилась с биосферой.
Освоение научного подхода в изучении мира далось мне нелегко, но я справилась. Я выяснила, что природа, окружающая среда и биосфера – это три слова, которые отражают разные уровни знаний о мире, в котором мы живем.
Окружающая среда – более продвинутое понимание мира начала 70-х гг. XXв. Оно отражает взаимодействие человека с окружающим его пространством. Именно в начале 70-х годов XXв. знания об окружающей среде стараниями учёных стали достоянием широкой общественности. Экология перестала быть узкой академической наукой и стала частью мышления наиболее передовых людей.
Биосфера – это новейшее, научно обоснованное представление об окружающем мире первой четверти XXI в. Оно отражает системный и автономный характер этого мира; определяет точное положение человечества в нем.
Разобравшись со смыслами понятий «природа», «окружающая среда» и «биосфера», я решила посмотреть, как мы используем их в жизни; когда и по какому поводу мы употребляем эти слова.
Оказалось, что в быту мы наиболее часто употребляем слово «природа». На телевидении, во время публичных выступлений политиков и экономистов, в докладах и т.п. мы говорим об окружающей среде и совсем не употребляем слово «биосфера».
Получается, что наше обыденное сознание находится на первобытном уровне знаний об окружающем мире. Политическое, экономическое и общественное сознание находится на более высоком уровне – оно застряло «всего лишь» J на уровне 70-х годов прошлого века. Но этот уровень по-прежнему недостаточен, т.к. не содержит актуальных знаний об окружающем мире: не видит его системности, автономности и нашей от него зависимости.
Понятие «биосфера» известно в науке с начала XX в. В 1926 году с подачи великого русского ученого Владимира Ивановича Вернадского мир впервые узнал о биосфере как о единой системе, обладающей необычными свойствами. В первом очерке о биосфере Вернадский писал о роли Солнца, как источника энергии для жизни. Он отмечал: «Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений; она составляет планетный механизм, превращающий их в новые, разнообразные формы земной свободной энергии, которая в корне меняет историю и судьбу нашей планеты». [Вернадский В.И., 1926]
Именно Вернадский расширил понятие биосферы, как целостной глобальной экосистемы Земли, выполняющей роль дома для всего живого.
Изучив смыслы понятий «природа», «окружающая среда» и «биосфера» в теории и на практике, я поняла, чем они отличаются.
Биосфера – это система взаимодействия органических и неорганических компонентов, направленная на сохранение и поддержание жизни на нашей планете. Биосфера является окружающей средой для всего живого, кроме человека.
Все три понятия содержат органические и неорганические компоненты. Но понятие природа не подразумевает связь между ними. Понятие окружающая среда также этого не видит. Кроме того, понятие окружающая среда носит ограниченный, локальный характер, т.к. подразумевает только непосредственное окружение и не видит системных взаимосвязей всех элементов.
Понятие биосфера таким образом дает наиболее полное и актуальное представление об окружающем нас мире. Здесь есть органические и неорганические элементы + их взаимосвязь + независимость от человека + наша полная зависимость от ее гармоничной работы и баланса.
Выводы
Проблема современного человечество не в том, что оно загрязняет окружающую среду. Замусоренный и загазованный город вполне можно привести в порядок, если сильно захотеть. Проблема в другом. Своей деятельностью (политической, экономической и др.) человечество нарушает баланс биосферы, не зная о том, что без этого баланса невозможно не только развитие, но и жизнь нашего вида. Кстати, климатический кризис, против которого выступает сейчас молодежь, говорит о том, что баланс биосферы уже нарушен.
Природа, окружающая среда и биосфера – это 3 понятия, представляющие разные уровни восприятия человеком окружающего мира. Наиболее полным и актуальным из них является понятие биосфера. Оно отражает системный характер окружающего нас мира, его автономность и нашу от него полную зависимость.
Наиболее ограниченным из этих слов представляется понятие окружающая среда. Оно носит локальный характер и не замечает системного характера мира. Однако именно это понятие закреплено сейчас в законодательных и международных актах. Другими словами, политики, общественные деятели, экономисты, экономисты, финансисты, предприниматели и журналисты «не в курсе» того, что в действительности представляет собой окружающий мир. Не это ли является причиной того, что у нас не решается ни одна экологическая проблема? опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Лекция 2. Природа и общество. Общие и специфические черты. Экологические основы природопользования
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Экологические основы природопользования
Курс лекций для студентов СПО дневной и заочной форм обучения
Лекция 2. Природа и общество. Общие и специфические черты.
Человечество, являясь биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Для построения своего тела и осуществления многообразных жизненных функций человек нуждается в непрерывном притоке различных веществ и энергии путем питания и дыхания, в поддержании определенных температурных условий.
Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синтезирующих органическое вещество за счет энергии Солнца растительных организмов. Непрерывный процесс обмена между человеком и природой приводит к изменению и развитию как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество.
На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ (воды, воздуха, растительной и животной пищи). В процессе развития между ним и остальной природой возник новый компонент — инструмент, или орудие добывания пищи и одежды. Дальнейшее историческое развитие человека привело к появлению еще одного компонента в качестве промежуточного звена между ним и остальной природой — производства, сначала производства пищи, а затем и производства других предметов, необходимых для все более усложняющейся жизни человека. Производство же привело к общественной организации существования человека, к появлению человеческого общества.
Таким образом, в современной системе “человек — окружающая среда” существует созданная длительным историческим развитием подсистема “человеческое общество — производство — природа”. Актуальность изучения проблемы “человек — среда” связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демографического роста, научно-технического и социально-экономического развития. Человек стал мощным, социально организованным фактором природы, эффективность воздействия которого на окружающую среду и на самого человека растет в геометрической прогрессии по мере социально-экономического развития. Из этого следует вывод, что связь между социально-экономическим развитием и нарушением окружающей среды не прямая, а опосредованная влиянием социальных факторов.
Следует разграничивать два понятия: окружающая природная среда и окружающая среда.
Природная среда — это лишь часть окружающей человека среды его обитания.
Окружающая природная среда — это такие природные компоненты, существующие на Земле и вокруг нее, как материальные природные тела ( вода, воздух, животные, растения, почва, микроорганизмы, минералы, горные породы, космос), явления (радиоактивность, гравитация, теплота, электричество, свет, звук) и соответствующие природные процессы (космические, геологические, климатические, биологические).
Окружающая среда — это все, что окружает человека: природная среда, искусственно созданные человеком материальные ценности, а также социально-экономические компоненты в их историческом развитии.
Рассмотрим подробнее основные компоненты окружающей среды.
Искусственно созданная человеком материальная среда включает:
1) большой класс материальных тел, которые можно обобщенно назвать машины и орудия;
2) множество синтетических материалов и продуктов, имеющих иные свойства по сравнению с природными веществами (полимерные материалы, пластмассы, красители, ядохимикаты и т. п.);
3) человеческое жилье и производственные помещения;
4) организуемые человеком коммуникации (транспорт, связь);
5) производственные, транспортные и бытовые шумы.
Таким образом, социально-экономическая среда как компонент окружающей среды является, в свою очередь, сложной системой, включающей многочисленные и крайне разнородные факторы и явления, которые еще недостаточно полно охарактеризованы и исследованы современной наукой об окружающей среде.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии
Человек сам выступает компонентом окружающей среды. Это определяется фактором многообразного социально-экономического или физического влияния на человека других членов общества, в котором он обитает: членов семьи, соседей, членов рабочего коллектива, администрации, государственного аппарата. В свою очередь, и сам человек влияет определенным образом на окружающих его людей. Если другие люди составляют окружающую среду для отдельного человека, то сам он является элементом окружающей среды для других людей.
Влияние человека как компонента окружающей среды многообразно и может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это может быть и чисто физическое воздействие, и психологическое воздействие, как в случаях воспитания, образования, искусства, политической деятельности.
Опосредованное влияние людей друг на друга проявляется через производство, т.е. через взаимодействие человека с окружающей физической средой обитания, как природной, так и искусственно созданной самим же человеком. Изменяя природу в процессе своей производственной деятельности, создавая новые искусственные предметы и вещества, человек оказывает существенное влияние на жизнь других людей. Это влияние постоянно возрастало как в качественном, так и в количественном выражении по мере развития человечества. Оно стало особенно интенсивным и многообразным в современную эпоху бурного научно-технического прогресса, когда человек превратился в мощный фактор природы.
Современной наукой выработан ряд основополагающих принципов, которые характеризуют это сложное взаимодействие человека и природы: невозможность существования человека вне окружающей природной среды, неизбежность воздействия любой антропогенной деятельности на окружающую природную среду, экономическая и историческая обусловленность взаимодействия общества и природы.
Человек и человеческое общество в особенности обладают возможностью целенаправленного изменения окружающей среды, приспосабливая ее к своим потребностям. В этом заключается одно из основных отличий человека от остального животного мира: если животные приспосабливаются к среде обитания, то человек преимущественно приспосабливает среду к своим потребностям, целесообразно воздействуя на нее в меру своих технических возможностей на том или ином этапе.
Многие века человек потреблял природные ресурсы, не осознавая, что возможности природы ограничены.Вторая половина XXв. характеризовалась бурным развитием промышленности и соответственным увеличением антропогенного прессинга на природу, что и привело к экологическому кризису. Природа наделила человека разумом, и он в состоянии найти выход из создавшейся кризисной ситуации.
В настоящее время, когда человечество осознало опасность, которая ему угрожает, весь цивилизованный мир озабочен решением экологических проблем. Во всех сферах общественного бытия начинает проявляться общеэкологический подход, который направлен на гармонизацию отношений общества и природы.
Таким образом, глобальная задача охраны окружающей природной среды проникает во все сферы общественных отношений, и человеческое общество при современном уровне развития науки и техники, а также принимая во внимание экологизацию общественного сознания, имеет все объективные предпосылки, чтобы успешно справиться с экологическими проблемами.
Вопросы для самопроверки
Что такое окружающая природная среда, материальная среда?
Дайте определение окружающей природной среды.
Охарактеризуйте систему “человек — окружающая среда”.
Назовите основные направления взаимодействия человека и природы.
Каким образом развитие человеческого общества влияет на его
Экология: основные понятия
С егодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?
На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многограннее и интереснее, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.
Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный — здоровый — образ жизни.
Экология: что это такое и что она изучает
Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».
Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.
Виды экологии
Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.
Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.
Различают такие виды экологии:
По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.
Про экологию мысли и чистоту мировоззрения
Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.
Термин и понятие экологии
Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.
Кто ввел термин «экология»?
Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.
Что означает экология
Как можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит «экология», он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.
Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.
Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.
В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.
Где и кому нужна экология
Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.
Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.
Экологические проблемы и их решение
Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.
Как предупреждаются и решаются проблемы экологии
Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.
В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.
Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.