Природа есть не что иное как бог в вещах выражает позицию
Возрождение: Джордано Бруно
Джордано Бруно |
---|
Бог
Джордано Бруно (1548-1600) – пантеист с атеистическими и материалистическими оттенками. Считал природу единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя.
Основные сочинения – «Изгнание торжествующего зверя», «Пять диалогов о причине, начале и едином».
Природа есть «не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя»).
У природы два начала – материя и субстанциальная форма (дух, душа). «…Имеется двойная субстанция: одна духовная, другая телесная, но… в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню» («Пять диалогов о причине, начале и едином»).
Материя – единый всеобщий телесный субстрат. «…Имеется… одна- единственная материя под всеми формообразованиями природы… то, что было семенем, становится стеблем, и из того, что было стеблем, возникает колос, а из того, что было колосом, возникает хлеб…» («Пять диалогов…»)
Действующая причина природы – «мировая душа» и ее «всеобщий ум». «Всеобщий ум, это – внутренняя, реальнейшая и специальная способность и потенциальная часть души мира. Это есть то самое, что наполняет все, освещает вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды…» (там же)
«Я утверждаю, что если жизнь находится во всех вещах, то, следовательно, душа является формой всех вещей; во всем она главенствует над материей и господствует в составных вещах, производит состав и конституцию частей» (там же).
Материя и форма суть две стороны единого, неподвижного, бесконечного и вечного бытия. «Итак, вселенная едина, бесконечна, неподвижна… Она не материя, ибо не имеет фигуры и не может ее иметь, бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого, ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть вселенная» (там же).
Единое бытие бесконечно и не имеет выделенных точек, каждая является центром.
Единое бытие само неподвижно, но предполагает множественность и движение от одного модуса к другому, совместимому с ним.
В едином бытии совпадают все противоположности. «…В субстанции и в корне [едином] любовь и ненависть, дружба и вражда одно и то же… В сильнейших ядах – лучшие целительные снадобья. Разве одна возможность не заключается в двух противоположных предметах… Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» (там же).
Философия. Тест для самопроверки. Тема 7-9
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию…
атеизма
панлогизма
пантеизма
деизма
Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является…
Т. Мор
П. Абеляр
Н. Кузанский
Н. Макиавелли
Для эпохи Возрождения характерен…
теоцентризм
культуроцентризм
антропоцентризм
природоцентризм
Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались…
Николаем Коперником
Леонардо да Винчи
Галилео Галилеем
Николо Макиавелли
В основе натурфилософии Возрождения лежит
теизм
пантеизм
солипсизм
деизм
Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями _________________ материализма
естественнонаучного
метафизического
вульгарного
исторического
Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи…
Новейшего времени
античности
Нового времени
средневековья
Представителями рационализма в философии XVII века были …
Н. Коперник, Б. Телезио, Дж. Бруно
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк
Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
Представителями эмпиризма в философии XVII века были …
Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
Б. Паскаль, П. Бейль, Н. Мальбранш
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк
Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
Поворот от классической философии к философии неклассической связан с такими именами, как …
Кант, Гегель, Фихте
Декарт, Спиноза, Лейбниц
Вольтер, Дидро, Гельвеций
Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется…
герменевтикой
персонализмом
структурализмом
номинализмом
Э. Гуссерль является создателем…
персонализма
феноменологии
герменевтики
психоанализа
В современной философии значительное внимание уделяется …
познанию первоначал, первопричин бытия
познанию Абсолютного духа
анализу возможности построения коммунистического общества
исследованию проблем языка
Герменевтика — это
искусство понимания чужой индивидуальности, выраженной в тексте
способ художественного осмысления мира
толкование Священного Писания
теория языка
Природа есть не что иное как бог в вещах выражает позицию
1. Новый подход
2. Особенности учения Джордано Бруно
3. Учение о самодвижущейся материи
4. Особенности пантеизма Бруно
5. Натурфилософия как экстатическое богопознание
6. Материалистическое понимание природы
7. Возможность богаче актуальности
8. Бесчисленные миры
Снимая, далее, границу между Творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в Средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
В учении Бруно о бесконечной Вселенной выявлено подлинное мировоззренческое значение открытого Коперником гелиоцентризма. Бесконечность Вселенной у Д. Бруно означает: 1) отсутствие во Вселенной фиксированного центра, 2) физическую однородность Вселенной (все небесные тела состоят из одних и тех же элементов, имеют один и тот же вид движения, одну и ту же форму, 3) признание самодвижения Вселенной, 4) признание возможности существования различных форм жизни и бесчисленных миров во Вселенной.
Полное отождествление Бога и природы как «бесконечной субстанции» у Бруно противоречило базовому принципу католического богословия о бесконечности как исключительном атрибуте Бога. Новая космология Джордано Бруно отрицала основное для средневековой космологии деление мира на элементарный, подлунный, тленный мир и нетленный, небесный.
Согласно его пантеистическим представлениям, «природа либо есть сама Бог, либо божественная сила, скрытая в вещах». Природа познаваема, и ее познание – единственная задача философии. Теология не имеет к этому познанию никакого отношения. За свои радикальные взгляды, не согласующиеся с христианской догматикой, мыслитель преследовался Католической церковью.
Развивая космологические идеи Коперника, Бруно внес в эту теорию существенное изменение. Он не был согласен, что Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, считал он, вообще нет. Солнце является центром лишь нашей планетарной системы, оно лишь одна из бесчисленных звезд. Согласно концепции Джордано Бруно, во Вселенной существует бесконечное количество миров, населенных живыми существами, поэтому вся Вселенная – это «оживленная» бесконечная природа. Концепция гилозоизма, всеобщей одушевленности природы, была свойственна и многим другим мыслителям Ренессанса. Рассматривая природу по аналогии с животным и человеческим организмом, Бруно наделял ее «всеобщим умом» и даже «художественным интеллектом», с помощью которых достигаются порядок, целесообразность, красота и гармония.
Наряду с Телезио[1], Бруно представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой – самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Бруно:
1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, истолкованное Бруно пантеистически – как совпадение противоположностей Бога и природы;
2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего;
3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи.
1) существует бесконечная Вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен;
2) вселенная находится в бесконечном движении;
3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе Субстанция – она же есть Бог, который не «над» миром, но «наиприсутствующее» в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) и дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос – видимая красота божественной жизни.
Абсолют Бруно не неподвижен, его жизнь внутренне динамична и противоречива. Духовная субстанция Бог есть простое тождество силы и идеи, в недрах которого живет бесконечная возможность – материя. Тождество духа и материи, как беспредельности божественных мыслей, означает бесконечность и безначальность Творения, осуществляется как всегда новая Жизнь. Таким образом, теистическая идея сотворения Богом мира из ничего трансформируется Бруно в концепцию вечнопорождающего себя божественного космоса (или Бога, постоянно обновляющего свое «тело»). В одухотворенном космосе Бруно нет места небытию, смерти, аду и раю, есть лишь бесконечный переход от одной формы жизни к другой, не менее прекрасной.
В отличие от языческого пантеизма, растворяющего богов в космосе и в отличие от пантеизма средневекового, который, напротив, растворяет мир в Боге, пантеизм Бруно носит ренессансный, антиномичный или диалектический характер. Бог целиком пребывает в каждом моменте жизни – как абсолютный максимум он тождественен абсолютному минимуму, содержание которого раскрывается понятиями точки, атома, монады. Духовная субстанция сосредоточена во всякой математически мыслимой точке вселенной. В физическом плане точка есть атом – неделимое самостоятельное бытие – целое живет во всяком единичном без нарушения «суверенности» последнего. Метафизически атом есть монада: 1) одновременно отдельная вещь и «зеркало», в котором светится вся вселенная; 2) сила всякий раз новая, ибо у Бога достаточно могущества, чтобы никогда нигде не повторяться. Человеческая душа, включаясь в напряженно-противоречивый ритм божественно-космической жизни, исполняется “героическим энтузиазмом”.
Смысл натурфилософии – экстатическое богопознание. Тем самым, естествознание получает у Бруно сакральный смысл. Творчество и личная судьба философа отражают качественный сдвиг в отношении к природному миру, произошедший в европейской культуре, в результате которого положительная наука начнет выполнять функции религии в структуре ценностей гуманистической цивилизации.
Предпосылка его этического учения – идея смертности индивидуальной души и оценка разума как «видящего зеркала», части самой природы опровергала саму суть христианской антропологии. Эти мировоззренческие открытия Д. Бруно стоили ему жизни.
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI–начала XVII века, как Галилей и Кавальери.
Используя открытие Коперника, Бруно стремился конкретизировать физический и астрономический смысл этого философского принципа, одновременно освобождая теорию Коперника от традиционного представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр вселенной.
В результате Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Выступая против натурфилософского дуализма схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящего из земли, воды, воздуха, огня и эфира.
Природа есть не что иное как бог в вещах выражает позицию
1. Миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в нем выполняет _____________функция философии.
б) мировоззренческая
2. Согласно легенде, первым кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был…
а) Пифагор
а) построения идеального общества
в) познания сверхреального мира
г) человеческого Я
4. Понимание времени как безотносительной к чему бы то ни было текучести, равномерной длительности, характерно для ____________ концепции.
б) объектив но-идеалистической
в) субстанциальной
5. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является.
в) В.Н. Вернадский
а) Платон и Аристотель
б) Фалес и Анаксимен
в) Парменид и Зенон
г) Левкипп и Демокрит
7. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется.
в) натурализаторской
8. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает.
б) на Древнем Востоке
в) в эпоху Возрождения
г) в ХVI – ХVII вв.
а) П. Гассенди, П. Бейль, Н. Мальбранш
б) Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц
в) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах
г) Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк
10. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники _____________ детерминизма
в) географического
11. Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является…
в) Зенон Элейский
12. В регулировании поведения человека мораль опирается на.
а) общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции
б) официально принятые письменные установления
в) достижения науки и техники
г) государственное принуждение
13. Основной темой философии Конфуция является.
а) тема человека, семьи и государства
б) тема научного познания
в) философия истории
г) онтологическая проблематика
14. Необходимым и предварительным условием решения всех остальных глобальных проблем есть.
а) победа над СПИДом
б) предотвращение III-й мировой воины
в) регулирование темпов роста народонаселения
г) освоение Мирового океана
15. Тезис Джордано Бруно «Природа есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию.
а) пантеизма
16. Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена.
г) софистами и Сократом
17. Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому предмет есть.
в) аналогия
18. Истинное бытие по Платону есть.
а) мир человеческой души
б) мир чувственно-воспринимаемых вещей
г) мир Эйдосов
19. Постижением процесса общественной жизни занимается.
а) философия истории
б) философия культуры
в) философия человека
г) история философии
20. Процесс постижения смысла чего-либо есть.
б) понимание
21. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, называется.
а) культурно-историческим типом
в) формацией
22. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа.
а) детерминизма
23. Конвенционализм понимает истину как.
а) знание, полезное для человека соглашение ученых по выбору наиболее
б) целесообразной и удобной в использовании научной теории
в) соответствие знания объективной реальности
г) непротиворечивое, самосогласованное знание
24. Современные производительные силы общества включают в себя.
а) отношения распределения
б) научное знание
в) отношения потребления
г) отношения собственности на средства производства
а) Шопенгауэра
а) аналитической философии
Философия Ренессанса (Возрождения)
180. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию.
181. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание, называется.
182. Умозрительное постижение природы называется:
183. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является.
184. Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества без частной собственности – это …
185. Главной целью Реформации XVI в. являлось…
a. преображение католической церкви
186. Для эпохи Возрождения характерен.
187. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались.
a. Николо Макиавелли
188. В основе натурфилософии Возрождения лежит…
189. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…
190. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется…
191. Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно на…
192. Мыслитель эпохи Возрождения, разработавший учение о фортуне:
193. Немецкий кардинал, учение которого о совпадении противоположностей способствовало отказу от геоцентрической модели мира:
194. Автор «Опытов» и создатель нового литературного жанра – эссе:
196. Эпоха Возрождения стала отрицанием средневековой…
197. В основе философии Дж. Бруно лежит …
198. Автором работы «Государь», обосновавшим принципы политического искусства является…
200. Скептицизм мыслителей Возрождения был направлен против …