Припуск в арткаме что это
ArtCAM — порядок составления управляющей программы
ArtCAM представляет собой мощную программную среду для обработки изображений, построения рабочих моделей и экспорта управляющих программ непосредственно на станки с ЧПУ. ArtCAM содержит множество инструментов, необходимых как дизайнеру, так и оператору станка. Строго говоря, граница между «художником» и «фрезеровщиком» при работе с ArtCAM очень сужается, так как дружественный интерфейс позволяет даже неподготовленному пользователю с успехом выполнять сложные задачи.
Однако во избежание лишних ошибок и долгого самостоятельного поиска, следует ознакомиться с нижеследующими рекомендациями по подготовке управляющей программы для изготовления резного панно на фрезерном станке с ЧПУ. Резное панно из дерева рассмотрено здесь в качестве примера — принципиальная логика и последовательность шагов при изготовлении иных изделий будут такие же.
Составление управляющей программы
Процесс производства изделий на современном автоматическом оборудовании условно делиться на два этапа: создание управляющей программы и непосредственно изготовление. Укрупнённо, алгоритм первого этапа выглядит следующим образом:
Рассмотрим вышеперечисленные этапы подробно.
Пошаговая инструкция
В основном окне программы ArtCAM необходимо создать новую модель, указав её размеры и разрешение (для качественной модели требуется порядка 10 млн. пикселов). Далее производится импорт готового 3D-изображения (в нашем примере это рельеф панно из файла формата *.stl) во вновь созданную модель. Импортируемый массив должен устанавливаться по центру модели.
Высоту относительного расположения рельефа (координату Z) следует указать нулевую. Длину и ширину новой модели (координаты Х и Y) необходимо «подтянуть» к размеру рельефа, оставив с краёв припуск (не менее 10 мм) для черновой обработки торца заготовки. Теперь фактическую высоту рельефа (величину Z) следует выбрать равной (или меньшей, но не больше!) толщине заготовки. При этом «связь по Х, Y» следует отключить, иначе значения координат автоматически пересчитаются при изменении величины Z.
Для правильной обработки краёв заготовки необходимо задать величину уклона стенок (в зависимости от типа используемой фрезы, уклон выбирается в пределах 11-14 град.). Далее рекомендуется создать вспомогательный двухмерный рисунок рельефа. На отдельном слое необходимо указать расположение перемычек, то есть создать виртуальный крепёж, который схематично отображает удерживающие струбцины на рабочем столе станка. При этом в основном окне 3D-модели перемычки должны отображаться в виде объёмных усечённых конусов. Теперь необходимо выбрать ограничивающие зоны для каждого этапа фрезеровки (черновых и чистовых проходов). Для чистового этапа разграничение зон делается с целью не допустить касания хвостовиком фрезы слишком выступающих (ступенчатых после черновой обработки) деталей рельефа, а проходить их постепенно, с оптимальной стороны. Размер отступов будет зависеть от характера резьбы в каждом конкретном случае. Получившееся изображение для каждой из зон следует проконтролировать в окне основной 3D-модели — в случае необходимости внести изменения. Теперь можно создать траекторию чернового прохода фрезы (по координате Z). Необходимо задать область обработки, нужную зону и тип фрезы. Также следует указать параметра материала заготовки, её толщину, нулевую точку (по Z), припуск на обработку и «зону безопасности» (для вспомогательного перемещения фрезы без риска столкнуться с элементами рельефа — примерно 10 мм сверх толщины заготовки).
Второй этап черновой обработки необходим для более тонкой обработки (с другим типом фрезы) — особенно в углублениях, куда не смогла попасть «черновая» фреза большого диаметра — и удаления ступенчатой формы рельефа. Траектория второго чернового прохода рассчитывается аналогично — необходимо выбрать область обработки и задать меньший припуск (указав тип фрезы соответствующего диаметра).
Подобным же образом рассчитывается и траектория чистовой обработки. Величина припуска на данном этапе — нулевая. В случае если зоны чистовой обработки были разграничены, соответствующие траектории здесь можно объединить — как и требовалось, фреза будет двигаться в рамках одной программы, но в разных направлениях.
Для оценки правильности вычисленных траекторий следует провести визуализацию обработки. ArtCAM проведёт «виртуальное фрезерование». Если в управляющей программе (УП) выявлены ошибки, можно вернуться к предыдущим шагам и внести необходимые исправления. Для экспорта созданной УП на фрезерный станок, необходимо сохранить данные в отдельном файле (формат. CNC). При сохранении в диалоговом окне («Формат выходного файла УП») необходимо выбрать из списка нужный постпроцессор — специальный файл с индивидуальными характеристиками под конкретный станок. База данных ArtCAM содержит множество постпроцессоров, охватывающих большинство моделей фрезерных станков.
Тонкости работы в ArtCAM
ArtCAM это программа предназначенная для пространственного моделирования механической обработки, которая генерирует пространственные модели из плоского рисунка и создает управляющую программу для станка ЧПУ.
Для создания модели необходимо создать вектора (плоский рисунок) используется либо система ArtCAM или программа CorelDRAW (рис.1). После создания векторов в программе CorelDRAW необходимо файл экспортировать в формате DXF-AutoCAD для дальнейшей работы в ArtCAM.
Рисунок 1 – Векторный плоский рисунок.
Далее открывает ArtCAM и создаем модель с размерами нашей заготовки (рис.2).
Рисунок 2 – Создание модели.
Для того чтобы программа генерировала программу необходимо задать инструмент с которым будет выполнятся обработка материала. Выбираем на панели траектории вкладку база инструментов и выбираем инструменты, при необходимости можно создать свой или редактировать выбранный инструмент, изменяя его геометрические и технические характеристики (рис.3).
Рисунок 3 – Панель создания инструментов
В нашем случае будем обрабатывать деталь концевой фрезой диаметром 3,175мм или 1/8 дюйма. В графе примечания пишем примечания понятные для оператора. Задаем диаметр режущей части фрезы D и указывает шаг по Z, это величина которая фреза будет снимать материал за один проход. Устанавливаем шаг в процентом содержании для того чтобы фреза в процессе обработки смещалась при выборке материала. Задаем частоту вращения шпинделя, рабочую подачу и подачу врезания в мм/сек (рис.4).
Рисунок 4 – Редактирование инструмента
Далее импортируем файл с плоским векторным рисунком, задаем расположение в рабочей зоне программы. Прежде чем работать с траекторией нужно задать высоту заготовки, для этого выбираем в панели операции с траекторией вкладку задание заготовки (рис.5)
Рисунок 5 – Задание параметров заготовки
Создадим траекторию обработки по профилю, выбираем как фреза будет обрабатывать контур относительно вектора внутри или снаружи (G41, G42), глубину обработки и инструмент, проделываем эту операцию для других контуров меняя глубину и инструмент. Красная линия является эквидистантой вектора, т.е. это траектория движения фрезы (рис.6).
Рисунок 6 – Сгенерированная траектория движения инструмента
Для фрезерования отверстий, карманов и пазов используется функция выборка. Указывается начальная и конечная глубина, припуск, конечный припуск и точность, а также инструмент, параметры подхода и отвода, стратегия обработки. После можно посмотреть все траектории движения инструмента в 3D виде (рис.7), но для проверки УП используется имитация траектории, можно имитировать все траектории сразу (рис.8).
Рисунок 8 – Имитация траектории
Далее после создания и проверки всех траекторий необходимо сохранить УП в формате G-Code (*tap).
Симуляция обработки позволяет проверить процесс обработки на экране, тем самым сохранить время, деньги и материал.
Есть четыре типа механической обработки в системе ArtCAM: Обработка змейкой, обработка области, обработка элемента и приподнятая обработка.
Обработка змейкой выполняется множествами проходами вперед/назад вдоль заданного угла, заданный угол является ось X.
По умолчанию, ArtCAM обрабатывает весь рельеф. Обработка может быть ограничена областью, определяемой контуром, если выбирается опция обработка области. Если использовать заданные по умолчанию опцию то будет создана УП со смещением на заданный шаг внутри заданной области.
Обработка элемента, является для создания управляющих программ для гравирования. Параметры задаются на странице Feature (Элемент) в окне диалога Toolpath (УП).
Поддерживаются шесть типов инструмента: закругленный, концевой, концевой с радиусом, 3 вида концевых фрез для фрезерования.
Параметры фрезерования имеет два вида, а именно способ обработки инструментами поверхности. Это касание фрезой и подьем фрезы.
Подача выбирается в мм/сек или мм/мин. Также в окне задания подачи можно задать частоту вращения (об/мин), рабочую подачу и подачу врезания (мм/сек). Возможность выбора: мм/сек, мм/мин, м/мин, дюймы/сек, дюймы/мин.
Проецирования управляющей программы, это когда геометрия инструмента не участвует в расчете траектории, но это минус, без учета геометрии инструмента возможны зарезы, для обработки торцов это не опасно, но для выборки карманов или обработки боковой поверхности по периферии возможны зарезы.
Функция сглаживания позволяет выравнивать некоторые неровности обрабатываемого обьекта.
В ходе обработки при сокращении УП есть функция отзеркаливания, т.е. симметричная модель может быть обработана на половину, а вторая часть в определенной системе координат быть зеркально отражена от первой обрабатываемой части.
Функция разграничения рельефов нужна для разделения нескольких элементов которые слились между собой.
Эффекты пятен, они появляются при сканировании, при простой обработке они практически не заметны, но эти пятна могут сильно влиять на качество рельефной поверхности. Пятна на модели являются как бы углублением, получились из за того, что на теле остались несколько пикселей которые попали в основной фон.
Редактирование вектора, используется для создания нового контура растрового изображения. Контур редактируется кривой бизье или тем самым сплайном по точкам контура.
Решение возникающих проблем. Для снижения всех проблем при работе в системе ArtCAM необходимо: сохранять файл с минимальным количеством некоторых опций, убрать цвет обьектов, заголовки, информацию полутоновую, формат фронтов. Завершить все операции с файлом. Конвертировать в кривые. Не включать трехмерные примитивы формата DXF.
Замечание при импортировании файлов записанные на языке Postscrip. Язык Postscrip сложный и имеет более 240 операторов, это нужно для векторных форматов. Так же может выполнять сложные вычисления, так же читать и запись файла формата txt. Этот язык напрямую не читается, а сразу проходит процедуру конвектирования. Каждая команда этого языка интерпретируется. Проблемы которые могут возникать потому проблемы в написании кода на языке BASIС могут сказываться на языке Postscrip.
Также есть функция моделирования в системе ArtCAM, функция сложного моделирования подразумевает в себя обьеденение, вычитание или пересечение обьектов, все это называется булевой операцией. Слияние по наименьшей высоте, при этой операции каждая точка сравнивается с текущим и новым обьектом рельефа. Остается при этом только низкие участки рельефов. По сути, все те же функции что и есть в любой CAD системе. Функции выдавливания, вырезания, создания контура в эскизе, выдавливание по траектории, фаски и тд.
Если работа предстоит с изображениями полученными сканированием, операция под названием Flood Fill т.е. заливка, может привести в неудовлетворяющим результатам. Это происходит из за того что контуры становятся не замкнутыми, а цвет заливки заполняет не только область которая находится внутри контура, но и соседние области. Чтобы это исправить нужно, в меню редактирования выбрать опцию отменить и увеличить изображение кнопкой. Нажать кнопку рисовать, выбрать черный в качестве первичного цвета и заполнить разрывы. После этих действий можно выполнить заливку обычным способом.
Существуют несколько пакетов программы ArtCAM. ArtCAM Express, это система для начинающих пользователей, программа требует минимальные знания в обработке и моделировании. Функционал содержит такой набор инструментов, которые позволяют реализовать проект с эскиза до изготовления самой продукции. Программа предназначена для гравировки, фрезерных операций, вырезки листового проката материалов. Используют в основном в учебных целях, а также наиболее эффективен в малом бизнесе, вырезки сувенирной продукции и т.д.
В линейке Delcam ArtCAM версия Insignia является средней версией между Express и Pro версий. Содержит в своем функционале весь набор инструментов для работы с векторной и растровой графикой, а также для создания объемных рельефов. Система может создать траектории инструментов для оборудования с числовым программным управлением, будь то фрезерный обрабатывающий центр или гравировальные станки. Так же есть возможность создавать траекторию обработки для лазерного оборудования.
Последней версией является Pro версия (профессиональная). Позволяет автоматически генерировать модели из эскиза и создавать изделия на станках с числовым программным управлением. Является мощной и легкой системой в средствах набора функционала для моделирования.
Вкратце, пакеты данной программы включают в себя: Инструменты для обработки растровых и векторных изображений, создания текстовых надписей и двухмерных эскизов. Средства для расчёта экономичного и оптимального раскроя заготовок. Программы для обработки контура заготовки и оптимизации траекторий движения фрезы. Алгоритмы расчёта оптимальных маршрутов фрезы (в частности при черновой обработке — возможность разбивки этапа на отдельные циклы с использованием разных фрез для сокращения времени цикла). Мастер автоматического создания дизайнерских вставок, накладок. Средства фигурного обвода кромок — для создания объёмных текстовых надписей.
Средства «экспресс гравировки» для оперативного создания уникальных изображений. Automatic Toolpath Panelling — технологию оптимизации (разбиения) маршрута движения фрезы для обработки массивных изделий с автоматической подстройкой к размерам станка (рабочего стола). Мощные средства визуализации и моделирования обработки — для оценки результата ещё до начала реального процесса. Генератор статистики — получение данные о времени каждого этапа для оценки и планирования процесса производства. Дружественный интерфейс и понятный алгоритм работы с программой.
Минусом является цена ПО. В отличии от Blender или Meshcam, то цена отличается почти в 2-3 раза. Всё зависит от версии программы, если необходима данная система в учебных целях цена достигает до 18 тысяч рублей, профессиональная версия стоит дороже, цена варьируется от 35 до 50 тысяч рублей. Цены представлены на текущий 2019 год. Blender же подойдет только для моделирования рельефа и поверхностей. Нет возможности генерировать управляющие программы для станков с ЧПУ. Цена достигает до 10 тысячи рублей. Meshcam аналогична ArtCam. Но представлен другой набор инструментов для создания поверхностных моделей, но набор траекторий и алгоритм обработки у данной программы различен с ArtCam. Цена варьируется от 10 до 15 тыс. руб.
ArtCAM используется в деревообрабатывающих предприятиях, где изготавливают рельефные части мебели или интерьера. В металлообработке используют для изготовления различных деталей, фрезерования листовых материалов. Используют для создания управляющих программ на гравировальные и лазерные станки.
Вопросы по ArtCam
Тема раздела Программное обеспечение станков ЧПУ в категории Станки ЧПУ, Hobby CNC, инструмент; Интересует по умолчанию. Так она меняется. У меня не хватает высоты, а изменить здесь я иногда забываю.
Опции темы
Интересует по умолчанию. Так она меняется. У меня не хватает высоты, а изменить здесь я иногда забываю.
По умолчанию врятли. Либо в проекте поглядеть. Нет арткама под рукой. На сколько помню, зависит от заготовки, а заготовка от рельефа. И каждый раз цифра разная. Я обычно привязку сверху заготовки делаю.
Начальные точки можете отключить, при сохранение УП, что бы станок не бегал в конце УП на начальные точки, а начальные точки можно отключить в постпроцессоре, удалить строку Start, где присутствует аргумент XH и YH. Тогда все холостые перемещения будут происходить только по безопасной высоте.
На 3 или 5 раз (исправлял) запомнил.
Арткам умеет управлять лазером, но почему то мне кажется, что безобразие с погремухой ардуино у арткама не входит в категорию лазеры. ) Но можно подпереть костылем. ) Задаете глубину «резания» в траектории 0.1, например, безопасную высоту 1 мм, на самом деле неважно сколько, лишь бы в УП были строки управления Z-осью. А потом снимаете вкл/выкл сигнал для лазера с пина dir Z-оси: сигнал dir- включает лазер, сигнал dir+ выключает.
Жаль, если Ардушка понимает Г-код (постпроцессор при сохранении УП выбирается), думал от какой «лазерной пескоструйки» подойдёт.
Подскажите знающие. Надо сделать выборку под подшипник. Какие значения ставить в выделенной области? Какой должен быть припуск? И какой припуск на последний проход? Глубина выборки 3мм, обрабатываем последний проход на всю глубину?
Хотел с детали нарисованной в солиде сделать УП. Так и не смог. Выбрка не получалась так как диаметр фрезы больше выбрки, а он не понимает что центр уже вырезан, боковые выборки то же не получились не могут отделится от окружности детали. Пришлось нарисовать эскиз в солиде с дополнительными окружностями сохранить в dwg перенести в Арткам и сделать УП. Для изготовления детали получилось 5 УП.
1) вырез 4 крепежных деталей.
2) вырез центрального отверстия.
3) выборка у центрального отверстия
4) четыре боковые выборки
5) вырез детали
Имитация показывает что должно быть все нормально. Это правильно? Или есть проще варианты?
Деталь такая
ИсточникСоздание управляющей программы (УП) для 2D обработки в программе ArtCam Pro
Ниже описан процесс создания управляющей программы для 2D обработки в программе ArtCam Pro:
Создаем область для будущей модели
Допустим, модель будет в пределах 300х300 мм. Подтверждаем действие кнопкой «ОК»
Задаем начало координат. Из этой точки будет стартовать созданная программа обработки. Удобно запускать УП с угла заготовки.
В нашем случае мы выберем нижний левый угол. При необходимости, это может быть любой угол, центр заготовки, а также любая указанная вручную точка на нашей модели.
Создадим примитив, например, окружность для дальнейшего вырезания…
Координаты центра окружности вносим вручную, если нам нужно ее разместить точно по центру заготовки. Далее нажимаем кнопку «Создать»
Теперь нам нужно ее вырезать… Переходим во вкладку «ТРАЕКТОРИИ»
Кликаем на вектор, и в результате он выделяется розовым цветом. Далее выбираем «Т»- обработка по профилю из поля «2D УП».
Допустим, вырезать будем по наружной (outside) части вектора, если хотим заготовку Окружность. Если же нам нужно Отверстие заданного диаметра, то задаем обработку фрезой по внутренней части вектора — Внутрь (inside)
Мы знаем, что у нас материал, допустим, 3 мм, соответственно, первый проход «0» а финишный «3мм»
Создаем область безопасности. «Высота безопасности» – высота от поверхности заготовки на которой будет двигаться фреза в холостых перемещениях от вектора к вектору.
«Точка возврата»- высота на которую поднимется инструмент по завершению обработки всех векторов т.е. завершении всей программы. Вместе с этим инструмент вернется в начальную точку старта.
Выбираем инструмент для обработки. Пусть это будет фреза с плоским торцом диаметром 3 мм..
Кликнув на маленькую черную стрелку справа, раскроется подробные параметры инструмента
Здесь мы задаем параметры заглубления за один проход и рабочие подачи.
Допустим, у нас алюминий. Выберем щадящее заглубление за проход 0.3мм
Глубину выбрали. Подачу оставили те же или задаем свой режим.
Далее спускаемся ниже к «Материалу». Здесь задаем толщину нашего материала. В нашем случае, мы знаем, что лист у нас 3мм. Толщина не может быть меньше того параметра, который мы указывали в самом начале (финишный проход). Но может быть больше, если материал у нас толщиной 8 мм (или любой другой толщины), а мы лишь хотим сделать выборку материала в толщину фрезы глубиной 3 мм.
Здесь же мы определяем, показываем программе, что «0» по высоте – это поверхность заготовки (а не стола, скажем). Тогда оставляем, как на показано выше. Подтверждаем действие кнопкой «ОК»
Здесь мы задаем имя нашей программы. Оно может быть любым. После этого кликаем на кнопку «Сейчас»
Мгновение, и управляющая программа готова. Мы видим, что вокруг нашего вектора появился еще один снаружи (коричневого цвета). Это визуальное отображение будущей траектории центра инструмента.
Далее нам нужно сохранить нашу управляющую программу для дальнейшего использования на станке…
Заходим в соответствующий раздел панели управления, как показано выше.
В левом окне будут отображены все траектории всех инструментов, которые мы просчитаем. В нашем случае такая траектория всего одна.
Ставим курсор на нужную траекторию, и нажимаем черную стрелку разделяющую окна. Наша просчитанная траектория перемещается в правое окно.
Теперь нам нужно выбрать формат выходного файла. У нас это G-Code (mm) (*.tap). Вариантов выходного файла в данной программе великое множество для разных станков от различных производителей. Наш формат указан выше.
Подтверждаем действие кнопкой «Сохранить..»
Задаем любое понятное для нас имя файла (лучше на латинице), и папку для сохранения ( можно сразу на флэш-карту).
По завершению закрываем окна и сохраняем нашу модель, включающую в себя созданный вектор и траектории обработки, отдельным файлом, если он может понадобиться в будущем. Или же, можно выйти не сохраняя модель. Простые модели можно и не сохранять, т.к. на их создание уходит всего пара минут, а вот более сложные лучше оставить на случай корректировки материала в управляющей программе, инструмента и т.д.