Принято считать что письменной графически фиксируемой речи
Принято считать что письменной графически фиксируемой речи
Задание №22.
Информационная обработка текста. ЕГЭ по русскому
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Принято считать, что письменной (графически фиксируемой) речи предшествует устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной. (2) на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной: в ситуациях жизни взрослого человека письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. (3)Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух. |
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Предполагают, что устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной, редко используется в наше время, в отличие от письменной.
2) Принято считать, что устная (звучащая) речь исторически намного младше письменной речи, поэтому до сих пор, прежде чем что-либо написать, человек проговаривает про себя каждое слово.
3) Обычно считают, что устная речь предшествует письменной, но на самом деле ей предшествует речь мысленная, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.
4) Известно, что в современном цивилизованном обществе устная речь предшествует письменной речи: пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, как бы проговаривая его вслух.
5) Чаще всего письменной речи предшествует не устная речь, когда пишущий проговаривает текст вслух, а мысленная речь, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.
Пояснение:
В предложениях 3 и 5 верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задания 1-3
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1)Принято считать, что письменной (графически фиксируемой) речи предшествует устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной. (2) на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной: в ситуациях жизни взрослого человека письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. (3)Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи,
и редко проговаривает его вслух.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Предполагают, что устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной, редко используется в наше время, в отличие от письменной.
Принято считать, что устная (звучащая) речь исторически намного младше письменной речи, поэтому до сих пор, прежде чем что-либо написать, человек проговаривает про себя каждое слово.
Обычно считают, что устная речь предшествует письменной, но на самом деле ей предшествует речь мысленная, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.
Известно, что в современном цивилизованном обществе устная речь предшествует письменной речи: пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, как бы проговаривая его вслух.
Чаще всего письменной речи предшествует не устная речь, когда пишущий проговаривает текст вслух, а мысленная речь, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. (1)Естественный отбор как процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам, является в мире животных следствием непрекращающейся борьбы за существование. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3) они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,
а отбирающим фактором – деятельность человека.
В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора
и оставить после себя полноценное потомство.
Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают
и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
Тот, кто представляет в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
1. (1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2) объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.
Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.
Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.
По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.
Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4б – 5, 3б – 4, 2б – 3, 1б – 2
1. (1)Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.
Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.
Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).
Принято считать что письменной графически фиксируемой речи
Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Ответы строго через 10 точек #rus3p
ЗАДАНИЕ № 3
(1)Принято считать, что письменной (графически фиксируемой) речи предшествует устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной. (2) на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной: в ситуациях жизни взрослого человека письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. (3)Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.
1) Знать названия и последовательность чисел. С. до десяти.
2) кого-что. Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).
3) что. Пользоваться какими-л. единицами измерения. С. в килограммах. С. температуру по Цельсию, по Фаренгейту.
4) кого-что кем-чем, за кого-что или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты не прав.
О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакциина него, то естьобратной связи
Восприятие речи. Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект ( S) и адресат (А), первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия. У адресата на первом этапе речевой деятельности, этапе прогнозирования, также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).
На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.
Процесс слушания или чтения включает следующие стадии:
1. переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;
2. расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;
3. понимание общего плана высказывания;
4. понимание замыслов и мотивов высказывания;
5. оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);
6. понимание выбора формы и языковых средств.
Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый (языковой) без второго (содержательного) возможен, второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.
Обратная связь (реагирование на высказывание). Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.
Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого.
Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.
Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, то есть передача и восприятие смысла высказывания, человек стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. На основе таких факторов выделяются различные формы и типы речевой коммуникации. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.
3. Виды речи как деятельности
Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятельности.
Термин речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст – устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения.
Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя.
Внешняяречь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:
говорение – аудирование (устная речь);
письмо – чтение (письменная речь).
Рассмотрим основные виды речи – говорение, аудирование, письмо и чтение – более подробно, в системе понятий теории речи.
Устная речь.Принято считать, что устная (акустическая) речь исторически намного старше письменной, в речевой деятельности современного человека является ведущей по отношению к письменной, графически фиксируемой речи.
Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегдапредшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.
Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума, удовлетворив потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь (в отличие от передачи информации при помощи запахов, радиоволн и пр., как у некоторых насекомых и даже млекопитающих) стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которые позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались.
Во всяком случае люди считают, что они не прогадали, а выиграли, выбрав акустическую, звуковую, речь в качестве основного способа контактов, информационного обмена и самовыражения.
В то же время нельзя не признать, что система произносительных органов намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, система кодовых переходов и пр.
Вспомним, что устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование.
Говорение– это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.
Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И. Жинкин назвал упреждающим синтезом речи. Его объем – это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.
Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи нужна гибкость произносительных механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами.
В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи.
Аудирование (слушание)это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями и пр.
Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:
1. Она может беспрепятственно сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения, вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, позами говорящего, с указаниями на окружающие предметы; устная речь, как правило, предполагает близость собеседников: они видят друг друга, в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, участвуют их лица, улыбки, телодвижения, все окружающее. Разумеется, в разговоре по обычному телефону, в передачах радио, в слушании магнитофонных записей все указанное отпадает. Но в телепередачах, в видеозаписях сохраняется, этим объясняется их высокая эффективность.
Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, даже жестикулируют, но все это – впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации.
Особо следует подчеркнуть роль интонаций. В языкознании описаны смысловые интонации, повышения и понижения голоса – это интонация законченности, интонация перечислительная, выделительная, незаконченности, интонация вопроса и пр.
Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, они обладают тончайшими оттенками, их насчитывается несколько десятков контрастных пар: интонации грусти и радости, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, интонации доброты и раздражения, ласковые и грубые, высокомерные и униженные.
Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, описанием переживаний действующих лиц.
2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.
Устная речь оказалась не только пригодной, но даже удобной для создания графического кода – экономного, технологичного. А в самое последнее время она оказалась удобной и для электронной аппаратуры.
Недостатки устной речи:
1. помехонеустойчивость: общению в акустическом коде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;
2. моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет историческую функцию – связь поколений: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих мифы, легенды, фольклорные произведения от поколения к поколению.
Письменная речь.Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее – фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований). Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то, что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.
Правила обозначения фонем (или звуков речи) буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения – «Графика»; случаи, когда правила графики допускают варианты написаний, регулирует «Орфография». Пунктуация передает некоторые интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию незаконченности и пр.), паузы, в какой-то степени участвует в выражении смысла предложений и текста и структуры последнего.
В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации, и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни.
Устная речь уступает ей. Да и сама устная речь в немалой степени подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: таковы доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, речь студентов и даже учащихся школ на семинарах, уроках, профессиональная речь врачей, юристов, государственных служащих и др.
В XX в. появились крупные исследования разговорной речи (Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина).
Письменная речь имеет две стороны: письмо как письменное выражение мысли и чтение.
Письмо– это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонемакак психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков. В понятие «письмо» входят:
а) подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);
б) кодовые переходы;
в) техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы.
С точки зрения теории речи наиболее важна первая ступень, не менее важна вторая, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма. Происходит это, по-видимому, оттого, что первые две ступени «работают» на основе языковой интуиции, языкового чутья. Третья же ступень у многих не достигает уровня автоматизма.
Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты.
Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов.
Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей. Написанные тексты обеспечивают стабильность самого языка, языковые контакты народов.
Владение письменной речью давно уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня.
Устная и письменная речь различаются по стилям: стили разговорные и стили письменно-книжные; по ситуациям использования: сфера быта, семьи, друзей, сфера интеллектуального труда. Говорящий или пишущий постоянно осуществляет отбор языковых средств, руководствуясь условиями общения. Сравнительно недавно возник термин, определяющий цель этого процесса, – коммуникативная целесообразность. Но есть и другие мотивы выбора: индивидуальный стиль говорящего или пишущего, его стремление к оригинальности, к остроумию, такт, вежливость и прочие мотивы.
Заметим, что изучение системы кодовых переходов «мысленный код – звучащий код» ставит под сомнение философское разграничение идеального и материального: как будто обычная операция перекодирования одного и того же содержания может преобразовать идеальное в материальное или наоборот.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет