Принять оффер что это
Джоб оффер – гарантии и обязательства
Job-offer – этот документ уже давно вошел в практику российских специалистов по подбору персонала. Если по-русски, то это предложение о работе, оформленное в письменном виде. По идее, можно было бы ограничиться и устным приглашением кандидата на работу, но, как говорится, бумага надежнее. Джоб оффер предполагает некоторые обязательства как со стороны приглашающей компании, так и со стороны кандидата.
Чем полезен документ, имеет ли он юридическую силу, к чему обязывает и вообще, джоб оффер – что это? Давайте разбираться.
Что такое джоб оффер: суть и смысл документа
Процесс поиска и отбора нового сотрудника – дело весьма нервное как для работодателя, так и для самого кандидата. Даже если идеальный соискатель найден и достигнуты все договоренности об условиях трудоустройства, все может рухнуть в последний момент. Есть два варианта негативного сценария:
В общем, пока трудовой договор не подписан, в тревоге находятся все участники сделки – работодатель, избранный кандидат и рекрутер, курирующий их взаимодействие. Джоб оффер призван хоть немного снизить накал страстей и засвидетельствовать серьезность намерений сторон.
Суть джоб оффера: работодатель направляет понравившемуся соискателю предложение о трудоустройстве в письменной форме. В нем зафиксированы основные положения, которые потом будут продублированы в трудовом договоре – название должности, обязанности, зарплата, компенсации и пр. Соискатель, принимая предложение, подписывает оффер и тем самым обязуется выйти на работу в обозначенный день и час.
Смысл документа заключается в фиксации на бумаге основных договоренностей – тех, что были достигнуты устно в ходе финального собеседования. То есть job offer можно считать своеобразным черновиком трудового договора. Подписанный оффер – моральная гарантия того, что и работодатель, и претендент на должность выполнят свои обязательства. Первый – трудоустроит, второй – не «соскочит» и не откажется от предложения в последний момент.
Сам документ готовится эйчаром компании-работодателя, после чего пересылается кандидату на согласование. Если соискателя все устраивает, он принимает предложение и подписывает оффер. Если претенденту на должность что-то не нравится, стороны снова обсуждают условия трудоустройства, вносят корректировки и ставят подписи. Теперь можно спокойно ждать условленного дня, когда сотрудник выйдет на работу.
Оформляем предложение о работе. Шаблон оффера
Job offer фиксирует те условия соглашения, которые были ранее оговорены работодателем и работником в ходе устной беседы. А это такие важные положения, как:
Джоб оффер не такой сложный документ, как трудовой договор, но в этом как раз и заключается его прелесть. Здесь нет канцелярских формулировок – суть изложена лаконично и понятно. Строгих правил оформления оффера нет, работодатель волен написать предложение о работе в любом стиле. Но схематичный пример job offer выглядит так:
Что гарантирует джоб-оффер: юридическая сторона вопроса
Самый расхожий вопрос – к чему обязывает подписание job offer и имеет ли он какой-либо правовой статус? И здесь сразу поставим все точки над i – джоб оффер никакой юридической силы не имеет!
По крайней мере, у нас в России. Здесь с точки зрения закона котируется только трудовой договор, который и регулирует трудовые отношения. Так что даже при подписанном джоб оффере соискатель может не выйти на работу, равно как и работодатель может дать от ворот поворот приглашенному специалисту. Грубо говоря, никто никому ничем не обязан до подписания договора.
Впрочем, есть некоторые подводные камни. Да, оффер не имеет юридической силы, но в случае судебных разборок может считаться косвенным доказательством. И в этом случае работодатель защищен гораздо хуже соискателя. Так, если компания нарушила свои обещания и не трудоустроила специалиста, тот может сослаться на ч. 1 ст. 64 ТК РФ. А в ней сказано, что работодатель должен обосновать свой отказ в трудоустройстве работника.
В обратную сторону это правило не работает – и это плохая новость для работодателя. Если соискатель в последнюю минуту отказался от трудоустройства, руководитель ничего сделать не сможет, так как у каждого россиянина есть право свободно выбирать место трудоустройства. Против Конституции не попрешь.
В общем, вопрос «как отозвать джоб оффер?» является весьма щепетильным и в этой ситуации неизменно будут пострадавшие – либо работодатель, либо кандидат. Впрочем, судебные иски на фоне подписанного джоб-оффера – скорее, исключение, нежели правило. На Западе это норма, у нас же судиться до подписания трудового договора как-то не принято.
Так нужен джоб оффер или нет?
По сути, в рекрутинге job offer рассматривается как доказательство предложения работы. Это признак хорошего тона для компании, подтверждение ее серьезных намерений и имиджа. Оффер в hr – не пустая бумажка. Она снижает риски последующих разногласий – если что-то пойдет не так, и работодатель, и работник могут сослаться на этот документ – мол, «а мы ведь договаривались вот так!».
Не нужно недооценивать силу моральных гарантий и страх очернить свою репутацию. В последний момент пойти на попятную, отказавшись от своего честного слова – значит подвергнуть свой имидж серьезному удару. А в деловых кругах это похлеще любых судебных разборок! И это касается как компаний-работодателей, так и специалистов-соискателей.
Агентство HR-PROFI помогает клиентам бесплатно составить или поправить действующий Job Offer. Обращайтесь за консультацией.
Как работодатели относятся к торгу после приглашения на работу
Даже если предложение о работе сделано не на словах, а в переписке, оффер — это не официальный документ, а что-то вроде декларации о намерениях. Обычно его не нужно подписывать, это просто обобщение всех условий работы в компании, которые вам, скорее всего, уже озвучили на собеседованиях. Но конкретную сумму кандидат зачастую впервые видит именно в оффере.
Оговоримся сразу: если вы претендуете на массовую позицию (продавец, курьер, комплектовщик на склад и так далее), то торговаться обычно совсем нет смысла, так как в компании наверняка предусмотрена определенная ставка, и работодатель от нее не отступит. То же касается не массовых, но рядовых позиций. Возможность торговаться есть обычно на экспертных или руководящих должностях (когда вы понимаете, что хорошего специалиста вашего уровня найти не так просто). Но важно понимать, что у работодателя, скорее всего, кроме вас, есть на примете кандидат № 2, а значит, вы рискуете, что предложение «уплывет» к нему.
Если у вас возникло желание договориться о другой сумме, взвесьте все за и против — потенциальный работодатель может отнестись к этому по-разному. Есть три варианта реакции на попытку поднять себе цену.
«Оффер — это окончательное предложение работодателя»: торг неуместен
Сторонники этой позиции считают, что ожидания и предложения по зарплате нужно обсуждать на собеседованиях до того, как сделано предложение. Оффер формируется по результатам всех этапов отбора, значит, в нем отражены все договоренности кандидата и нанимателя, полагает Надежда Нестерова, бизнес-тренер:
Если работодатель обозначил сроки для окончательного решения и рассказал про все возможности дополнительных обсуждений, он ждет, что кандидат будет соблюдать договоренности со своей стороны.
«Цель работника и работодателя — обо всем договориться «на берегу», зафиксировать в оффере эти договоренности и принять окончательное решение. Соискатель может сравнивать условия в офферах, если он рассматривает более одного-двух предложений. Но принятый оффер означает, что стороны договорились и следующий шаг — выход на работу», — говорит Антонина Аверьянова, HR-эксперт. Даже когда собеседования позади и оффер на руках, работодатель продолжает оценивать вас, предупреждает она: «Возврат к переговорам после принятого решения формирует плохое впечатление у нанимателя. Кандидат, который говорит да, а потом начинает сомневаться, берет дополнительное время, проявляет те личностные качества, которые могут оказаться неприемлемыми для работодателя. Можно сделать выводы о способности принимать решение и держать слово, о четкости позиции и мотивации».
Даже опытному профессионалу сложно самостоятельно определить свою ценность для компании. Критерии, по которым наниматель определяет ее, могут быть неочевидны для соискателя. К тому же вы не знаете, сколько еще кандидатов примерно такого же уровня конкурировали с вами за эту вакансию и насколько существенный у вас перевес по сравнению с ними. Оффер — это еще не гарантия того, что вы у работодателя единственный достойный вариант. Попытка поторговаться может побудить работодателя отозвать предложение и сделать выбор в пользу более сговорчивого кандидата.
«Не согласны с условиям — скажите об этом прямо»: торговаться — нормально
Компании составляют оффер, чтобы заявить о принятом решении и прямо назвать все условия работы. При этом стороны не несут никакой ответственности за отказ, пока не подписан трудовой договор. «По сути, оффер — это «честное слово», причем с двух сторон», — объясняет Антонина Аверьянова. По ее мнению, есть ряд ситуаций, когда обсуждать условия оффера уместно. Например, если кандидат только на этом этапе впервые видит конкретные цифры и условия, которые на собеседовании озвучивались в виде «вилки». Так происходит, когда до оформления оффера компания не готова сделать конкретное предложение, но кандидат вызывает интерес. В таких случаях наниматель говорит, что окончательное предложение он сформирует в оффере.
Бывает и наоборот — кандидат очень ценный, поэтому нужно письменно донести все преимущества работы в компании через условия оффера, чтобы увеличить шансы нанять его. Еще один мотив — кандидат ценный, но условия компании немного хуже, чем он рассчитывает, и нужно грамотно уравновесить это другими «плюшками» в оффере».
Работодатель может прямо сказать о возможности обсуждения условий после оффера. В этом случае переговоры однозначно уместны. Отстаивать свою позицию обязательно, если:
Торговаться на стадии оффера можно, главное — обосновать причины отказа от полученного предложения, считает бизнес-тренер Надежда Нестерова. Будьте готовы, что к более высокой зарплате наверняка прилагаются и дополнительные обязанности. Напишите развернутый письменный ответ — объясните, на каких условиях готовы принять оффер, и предложите работодателю решить, что для этого нужно будет сделать.
Недобросовестные работодатели могут предложить оффер, где указаны менее выгодные условия, чем обсуждалось на собеседовании. Они обещают оформить всё официально с теми зарплатой и требованиями, о которых договорятся с кандидатом. Не стоит доверять подобным предложениям — таким образом компания, скорее всего, пытается навязать вам менее привлекательные условия.
«Оффер не подписывают. И, если работодатель предлагает согласиться на навязанные им условия, а в процессе работы «договориться», с вероятностью 80–90% вы будете работать только на условиях работодателя. Также следует осторожно отнестись к компаниям, которые показывают оффер и тут же забирают, не дав даже сфотографировать. Если вам прислали оффер, с условиями которого вы не согласны или хотели бы их изменить, будьте открытыми, задавайте все вопросы и вносите правки до момента подписания трудового договора, — советует Любовь Солдатова, региональный менеджер по персоналу. — Лояльность к кандидатам, которым уже предложили оффер, выше, чем ко всем остальным. Поэтому честный аргументированный разговор об изменении условий вполне может закончиться в вашу пользу».
«Покажите себя на испытательном сроке»: дайте результат, затем торгуйтесь
Это компромиссный вариант: когда и поторговаться хочется, и рисковать неплохим предложением страшно. Предложите пересмотреть оффер после первых результатов работы. Руководитель увидит вас в деле, а вы оцените уровень загрузки. Максимально проявив себя в первые месяцы, вы повышаете шанс на то, чтобы изменить зарплату в свою пользу.
«Если оффер не совсем устраивает, покажите наилучшие результаты во время испытательного срока, затем поговорите с руководителем о своих пожеланиях к мотивации, оперируя достижениями. Если не получится, то начинайте следующие переговоры по итогу окончания проекта или через год после выхода на работу. Снова — подкрепив переговоры своими достижениями», — рекомендует Надежда Нестерова.
Компания может заявить слишком высокие требования или неверно оценить размер вознаграждения, если позицию вводят впервые или назначение происходит в период реформ. Поэтому в предложении работодателя вы можете увидеть нереалистичные значения KPI или небольшую для такого объема задач зарплату.
Любовь Солдатова советует не молчать о своем недовольстве долго:
«Обещать — не значит жениться»: оффер не гарантия трудоустройства
Стоит помнить, что оффер, как правило, не имеет юридической силы — такой силой обладает только подписанный трудовой договор и указанные в нем условия. Оффер обычно направляют по электронной почте, без подписи должностного лица, которое имеет право заключать трудовые договоры от лица работодателя. Ничто не мешает потенциальному работодателю отменить свое предложение. Исключение — когда вас письменно приглашают на работу в порядке перевода, и вы ради этого уволились (ч. 4 ст. 64, п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Но это очень специфический случай, не имеющий отношения к обычным офферам. Еще оффер иногда выступает в судебных спорах одним из доказательств трудовых отношений, если имел место фактический допуск к работе без оформления. Но это тоже особый случай. Если к работе вы еще не приступали, то само по себе наличие оффера не мешает работодателю передумать.
Еще один риск — условия трудового договора у недобросовестного работодателя могут оказаться не такими, как обсуждалось в оффере. Совет простой: перед подписанием внимательно читайте все условия.
«В моей практике были случаи, когда кандидаты увольнялись с работы, получив оффер, но на новое место так и не выходили, потому что компания передумала закрывать вакансию или приняла другого работника. Самый частый аргумент, который мы слышали от нанимающей стороны: обещать — не значит жениться, каждый защищает свои интересы, — рассказывает Любовь Солдатова. — Я отношусь к практике офферов как к лотерее: расслабиться можно, только тщательно сверив подписанный трудовой договор и предварительное предложение. Но чаще всего работник получает трудовой договор, когда уже влился в работу, поэтому читает его «по диагонали». Из-за невнимательного изучения документов и возникает больше всего проблем».
Как привести кандидата к офферу и не облажаться
Отказы от офферов для любого рекрутера неизбежны и всегда неприятны. Как-то у моей знакомой было 12 отказов за один месяц, думаю, вы представляете, как ей было больно.
В этом случае самое важное – быть уверенным, что сделано все возможное.
Мария Чуркина, старший проектный менеджер Atsearch Group, выделила 7 ошибок, которые могут допускать рекрутеры при отработке кандидата.
Какой бы поток кандидатов ни был, и каких бы хороших, по вашему мнению, соискателей вы не показывали, это может быть абсолютно бесполезно, если с заказчиком нет доверительных отношений.
При общении с менеджером в первую очередь покажите свою экспертность и вовлеченность. Если заказчик увидит, что для вас действительно важно помочь, и вы знаете как, он сможет довериться вашему мнению.
Также важно то, как вы выстраиваете отношения в процессе работы над позицией:
Общайтесь с заказчиком, будьте с ним на связи
После каждого интервью запрашивайте подробную обратную связь – это поможет лучше понять профиль
Вся ваша работа будет впустую, если в самом начале общения с кандидатом вы не выявите основную мотивацию на переход.
За ответами «не интересный проект» и «хочется развития» очень часто скрывается банальное желание получить контроффер.
И, как правило, это можно выяснить еще в самом начале, оценить риски и решить для себя представлять ли этого кандидата или нет. Ну и давайте откровенно, когда все, что мы знаем про соискателя, это то, что ему нужен «интересный проект», не очень помогает при отработке.
А выявлять мотивацию на финале не очень уместно и попросту поздно.
Но если бы сразу мы задали кандидату наводящие вопросы и узнали мотивацию, было бы проще выстроить отработку.
Приведу примеры вопросов:
А что для вас интересный проект?
Чего вам не хватает на текущем проекте?
А что, наоборот, в нынешнем проекте нравится?
Что хотели бы изменить?
Своей команде я всегда говорю о том, что 70% интервью – это выявление мотивации. Старайтесь всегда анализировать и раскручивать, задавать более глубокие вопросы. Рекомендую так же возвращаться к некоторым вопросам на протяжении всего общения с кандидатом, так как со временем его мотивы могут меняться.
Пришло новых 10 вакансий, нанимающие недовольны, каждый говорит, что именно его позиция самая горячая, а тут еще кандидаты с вопросами. Мы находимся в постоянном цейтноте и можем упускать важные вещи, например, общение с соискателями, в том числе финалистами.
Мы привыкли проводить собеседования и координировать встречи и иногда забываем о главном – кандидат в момент поиска или перехода находится в стрессе, его терзают сомнения, и ему необходима поддержка.
Выстроите с кандидатом доверительные отношения, покажите, что вам важно помочь ему с выбором.
Рекомендую, возвращаться к соискателю раз в три дня. Это позволит поддерживать контакт и быть в курсе всего происходящего с ним.
Даже если у вас нет никакой для него информации, можно:
Прислать статью или интервью, связанное с вашей компанией, например интервью с CIO
Важно с кандидатом созваниваться, а не переписываться, а на онлайн-собеседованиях включать камеру:
Это помогает лучше выстроить контакт
Если вы все правильно сделали, кандидат в момент принятия решения по офферу будет прислушиваться к вашим рекомендациям и аргументам.
Важно иногда и вовремя отпустить, если понимаете, что вы со своим предложением проигрываете, и пожелать удачи. Вы останетесь с кандидатом в хороших отношениях, и он обратится к вам снова, в том числе если что-то пойдет не по плану на новом месте работы.
Как часто вы слышите от нанимающего менеджера на финальных этапах фидбек, что по техническим компетенциям к кандидату вопросов нет, но по личностно-деловым совсем не подходит, не «наш»?
Все больше компаний обращают внимание на личностные качества и даже готовы брать кандидатов уровнем ниже, чем изначально планировали, но при этом идеально подходящих под ценности команды
Иногда руководителю проще вырастить новичка со схожими ценностями до нужного уровня, чем мириться с экспертом, который никак не встраивается в корпоративную культуру. Поэтому важно сразу «считать», насколько человек подходит компании личностно, а не только технически.
Эта ошибка опасна так как:
кандидат просто может не дождаться вашего оффера
Я сталкивалась и с первым, и со вторым вариантом, и, к сожалению, оба кейса закончились отказом от оффера.
Например, ваш кандидат находится в активном поиске, у него уже в ближайшее время должны появиться предложения о работе, а у вас все этапы занимают примерно 3 недели.
Или обратная история, соискатель не в поиске, но есть определенные факторы, из-за которых он заинтересовался вашим предложением. Вы быстро сделали встречу и сразу после оффер.
Как вы думаете примет ли кандидат предложение в обоих случаях?
Безусловно вероятность принятия оффера все равно есть, но если, в самом начале вы не проговорите сроки, то вероятность отказа будет выше.
Готовность кандидата ждать или выходить на работу быстро помогают оценить вопросы:
Общаетесь ли сейчас с другими компаниями? На каких этапах?
Готовы ли вы будете ждать оффер от нашей компании?
Почему оговаривать сроки и задавать вопросы важно:
Если процессы долгие, это снижает недовольство кандидата от ожидания
В каждом из случаев вы будете понимать шансы на принятие оффера
Также обязательно проговаривайте:
сколько всего этапов отбора и какие это этапы
какое время ответов после каждого из этапов
сколько длится проверка СБ
как долго согласовывается оффер
Если процессы в компании долгие, то лучше всегда прибавить 1-2 дня, тогда у кандидата не будет негатива, если сроки затянутся. А если получится быстрее, то он будет рад, что вам так быстро удалось что-то уточнить или согласовать.
Эту ошибку совершают как рекрутеры, так и нанимающие менеджеры. Особенно этот пункт важен сейчас, когда большая часть собеседований проходит онлайн.
А теперь подумайте:
Не забывайте и обсуждайте с нанимающими менеджерами, что не только компании выбирают кандидатов, но соискатели выбирают компанию.
Думаю, у многих была подобная история: отправляешь кандидата, но абсолютно в нем не уверена, и в итоге этот человек получает оффер. Или заказчик не хочет смотреть CV, и приходится отстаивать, доказывать и просить все-таки пообщаться с соискателем, и тоже все заканчивается оффером.
Если вы размышляете над тем, стоит ли показывать кандидата, всегда показывайте. Вместе с резюме напишите нанимающему менеджеру о своих сомнениях и рисках, которые заметили. Он обратит внимание на эти моменты на техническом собеседовании с кандидатом и будет принимать решение о найме с учетом ваших комментариев.
Конечно, мои 7 советов не дадут вам 100% гарантии, но они точно помогут прогнозировать закрытие позиций, оценивать риски и закрывать вакансии быстрее и эффективнее.
Как составить оффер
После того как вы нашли подходящего кандидата, необходимо сделать ему приглашение о работе. Это часть процесса найма кандидата. Поэтому важно позаботиться о множестве деталей. Также вы сэкономите время и человеческие ресурсы, если подготовите несколько шаблонов.
Чтобы подготовить шаблон оффера, поговорите с руководителями направления и HR-департамента. Задайте им несколько вопросов:
Вы можете персонализировать сопроводительное письмо и подобрать тон текста в соответствии с культурой вашей компании. Но старайтесь использовать формальный и понятный язык, потому что оффер — официальный документ, который описывает условия найма.
Мы спросили у менеджера по подбору персонала социальной сети «Одноклассники» Максима Ключникова, что надо учесть при подготовке оффера.
Оффер подкрепляет устные договоренности с кандидатом. Компании хотят сделать этот документ максимально привлекательным по условиям и визуально. Потому что кандидат реагирует на более интересное предложение. Недостаточно написать: «мы тебя ждем, вот твоя зарплата и имя руководителя».
— На чем делать акцент в оффере?
Чай с печеньками уже давно никого не интересует. Интересные задачи тоже скоро уйдут на второй план. Мы недавно переделали шаблон нашего оффера. В нем мы рассказываем о Mail.Ru Group как о сообществе команд: кто занимается играми, e-commerce, социальными сетями. Подкрепляем все фотографиями офиса. Это работает гораздо круче, чем просто перечисление преимуществ работы.
Первая страница оффера — официальная. А во второй мы рассказываем, как наши сотрудники играют в футбол, сидят в fresh-баре, занимаются в спортзале, участвуют в митапах. Делаем акцент на визуальную составляющую. То, что я вижу сейчас, идет в сторону красивой визуализации.
— Необходимо ли персонализировать предложение?
Это можно делать в редких случаях, когда есть договоренности с руководством об отходе от стандартных схем компенсации. В новых формах нашего оффера мы тоже это предусматриваем. Но при необходимости мы добавляем дополнительные договоренности в наше предложение. В редком случае мы полностью переделываем оффер. Чаще всего стандартная схема сохраняется, но при необходимости несколько пунктов мы всегда добавляем.
— Как через оффер показать, что кандидат для нас важен?
Мы рассказываем кандидату, что его ждет в первые три месяца. То есть чек-лист его задач.
Показываем пример, как у нас растут сотрудники. Так как многие вещи у нас уже написаны в блоге на Хабре, то мы не пишем про них в оффере, а прикладываем к письму ссылку на материал.
Карьерный путь сотрудников — это как раз то, что отличает компанию от других. Например, через три месяца ты полностью разовьешься, пройдешь испытательный срок, через год у тебя — перспектива А, через два года — перспектива Б. То есть на отдельном листе рассказываем про карьерный путь.
— Что нужно спросить у кандидата?
Обычно уже до оффера мы стараемся проговорить максимум деталей, чтобы избежать больших корректировок в самом документе. Мы можем в определенных пределах корректировать дату выхода и зарплату. Но с самого начала, когда мы еще общаемся, спрашиваем.
Мы с командой стараемся до оффера узнать максимум подробностей у кандидата.
— Что не нужно писать в оффере?
Это хоть и не юридический, но официальный документ. Поэтому всю орфографию необходимо проверить два раза. Точно необходимо указать имя руководителя и название подразделения. И это должно быть правдой, чтобы не получилось, что после принятия приглашения человек пойдет работать в другой департамент. Мы, например, не пишем часы работы, потому что это индивидуально.
Я видел, что часто пишут про клуб английского по пятницам, походы на выходных. Про это тоже не нужно писать. Мы не пишем про надбавку за некурение или компенсацию занятий в спортзале, потому что это разделяет людей по какому-то признаку.
Не нужно писать то, что может разделить людей на два лагеря: интроверты и экстраверты, люди, ведущие ЗОЖ и нет, и так далее. Это сразу вгоняет их в рамки.