Принудительные работы ук рф что это такое
Принудительные работы ук рф что это такое
Положения УК РФ (в ред. ФЗ от 07.12.2011 N 420-ФЗ) в части принудительных работ применяются с 01.01.2017.
УК РФ Статья 53.1. Принудительные работы
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, принудительные работы не применяются.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 540-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 540-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Новости
С 1 января 2017 г. начал применяться относительно новый вид наказания для современной России – принудительные работы, исполнение которых возложено на исправительные центры и/или создаваемые на базе исправительных учреждений изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, Федеральной службы исполнения наказаний.
На территории Архангельской области принудительные работы исполняются дислоцированными в Плесецком районе двумя изолированными участками, функционирующими как исправительные центры, исправительной колонии № 21. Третий участок начал действовать при колонии-поселении № 3 в Приморском районе с 15.06.2021.
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Порядок исполнения данного вида наказания определен главой 8.1 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации.
Содержание данного наказания, с одной стороны, связано с обязательным привлечением осужденных к труду и производством удержаний из их заработной платы, что имеет некоторое сходство с таким видом наказания, как исправительные работы. С другой стороны, категории осужденных к принудительным работам подразделяются на лиц, проживающих на территории исправительного центра, и лиц, которым постановлением начальника исправительного центра разрешено проживание за его пределами. Распространяемые на них ограничения и запреты очень близки к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении.
Трудовая деятельность осужденных к принудительным работам выступает сущностью самого наказания, поэтому каждый осужденный к этому виду уголовного наказания обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
Предусмотренные для них должностные оклады (тарифные ставки), надбавки и доплаты способны не только исключить бюджетные расходы на исполнение наказания, но и, в первую очередь, за счет удержания части дохода обеспечить реальное возмещение причиненного потерпевшим ущерба и вреда.
Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.
Размер удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам устанавливается исходя из приговора суда – в пределах от 5 до 20 процентов. Вместе с тем в исправительных центрах осужденным к исправительным работам выплачивается не менее 25 процентов от начисленной им заработной платы.
При этом осужденные к принудительным работам ежемесячно возмещают из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат. При отсутствии у осужденных собственных средств указанные расходы они не возмещают.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Прокуратура
Архангельской области
Прокуратура Архангельской области
Прокуратура разъясняет: исполнение наказания в виде принудительных работ
С 1 января 2017 г. начал применяться относительно новый вид наказания для современной России – принудительные работы, исполнение которых возложено на исправительные центры и/или создаваемые на базе исправительных учреждений изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, Федеральной службы исполнения наказаний.
На территории Архангельской области принудительные работы исполняются дислоцированными в Плесецком районе двумя изолированными участками, функционирующими как исправительные центры, исправительной колонии № 21. Третий участок начал действовать при колонии-поселении № 3 в Приморском районе с 15.06.2021.
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Порядок исполнения данного вида наказания определен главой 8.1 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации.
Содержание данного наказания, с одной стороны, связано с обязательным привлечением осужденных к труду и производством удержаний из их заработной платы, что имеет некоторое сходство с таким видом наказания, как исправительные работы. С другой стороны, категории осужденных к принудительным работам подразделяются на лиц, проживающих на территории исправительного центра, и лиц, которым постановлением начальника исправительного центра разрешено проживание за его пределами. Распространяемые на них ограничения и запреты очень близки к условиям отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении.
Трудовая деятельность осужденных к принудительным работам выступает сущностью самого наказания, поэтому каждый осужденный к этому виду уголовного наказания обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.
Предусмотренные для них должностные оклады (тарифные ставки), надбавки и доплаты способны не только исключить бюджетные расходы на исполнение наказания, но и, в первую очередь, за счет удержания части дохода обеспечить реальное возмещение причиненного потерпевшим ущерба и вреда.
Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.
Размер удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам устанавливается исходя из приговора суда – в пределах от 5 до 20 процентов. Вместе с тем в исправительных центрах осужденным к исправительным работам выплачивается не менее 25 процентов от начисленной им заработной платы.
При этом осужденные к принудительным работам ежемесячно возмещают из собственных средств расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества в пределах фактических затрат. При отсутствии у осужденных собственных средств указанные расходы они не возмещают.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Что такое и где проходят принудительные работы?
Система уголовных наказаний в Российском уголовном праве не ограничивается только лишь лишением человека свободы. По решению суда преступника могут посадить под домашний арест, отправить на исправительные или обязательные работы. Сегодня мы и поговорим о том, что такое принудительная работа.
Что такое принудительные работы: основные положения и сущность наказания
В нашей стране принудительные работы как уголовное наказание – статья 53 Уголовного Кодекса – были введены с 7 декабря 2011 года, но в связи с нехваткой бюджетных средств на создание исправительных центров, использование принудительных работ в качестве наказания было ограничено.
Принудительные работы были введены в качестве альтернативного вида уголовного наказания за совершение преступления небольшой и средней тяжести в первый раз и при раскаянии преступника – Особенная часть Уголовного Кодекса РФ. Основная цель – перевоспитать преступника в условиях наиболее подходящих для психологической стороны вопроса.
Поэтому суд имеет право избрать принудительные работы как уголовное наказание и заменить им реальный срок, если:
На данный момент (сентябрь 2017 года) в России действуют 4 исправительных центра, рассчитанных на 900 осужденных:
Итак, принудительные работы по УК РФ подразумевают собой один из видов уголовного наказания, при избрании которого осужденного обязуют работать по месту работу, определяемому сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы. Впоследствии из заработной платы осужденного будут вычитаться определенные денежные суммы. Он будет трудиться по месту работы, определяемому органом уголовно-исполнительной власти.
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Если преступник был осужден к наказанию в виде лишения свободы, то принудительная работа не назначается.
Если осужденный будет уклоняться от выполнения принудительных работ, то они будут заменены реальным лишением свободы по принципу «один день принудительных работ – один день лишения свободы».
Порядок исполнения наказания
Если осужденному вынесен приговор принудительные работы, то дальнейшая его деятельность будет регулироваться статьей 60 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Итак, порядок исполнения принудительных работ предусматривает:
Основная цель принудительных работ – перевоспитание оступившихся граждан, поэтому и были установлены эти указания.
Чем принудительные работы отличаются от исправительных и обязательных?
Принудительные работы часто путают с исправительными и обязательными. На самом деле это в корне не верно.
Вначале поговорим о том, в чем отличие принудительных работ от исправительных:
По факту принудительные работы считаются самой тяжелой формой из всех видов работ, используемых как уголовное наказание.
Кому не могут быть назначены принудительные работы?
По закону принудительные работы в России не назначаются следующим категориям лиц:
Как и где проходят принудительные работы?
Исполнение принудительных работ определено в главе 8.1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Согласно его положениям:
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20
При назначении места отбытия принудительных работ, исправительные органы обязаны проверить соответствие условий размещения требованиям, указанным в УК РФ и УИК РФ. А приговоренные к работам должны ходить на отметку в уголовно-исполнительную инспекцию, которая и определяет место работы на следующий временной период (день, неделя).
Особенности принудительных работ
Основные особенности принудительных работ:
На практике довольны распространены случаи, когда «бывалые» преступники, получившие уголовное наказание в виде принудительных работ, расстраиваются и просят заменить очередной «отсидкой». Нередко суды идут у них на поводу.
Кому и за что могут быть назначены?
На практике основная доля правонарушителей, которых приговаривают к принудительным работам – это злостные неплательщики алиментов на несовершеннолетних детей.
Как правило, это происходит по следующему плану действий:
Однако в срок принудительных работ будет причислен период, который осужденный находился под стражей или конвоем.
Какие существуют виды принудительных работ?
Принудительные работы различают по следующим признакам:
Так, на практике, в качестве принудительных работ могут назначить:
Итак, принудительные работы могут быть назначены абсолютно любых видов законной деятельности, а их виды выделяются только по территориальным и временным признакам.
Возможен ли запрет принудительного труда?
В Росси нередко поднимается вопрос о том, что принудительные работы – это нарушение запрета на принуждение гражданина РФ к труду, установленному Конституцией РФ (пункт 2 статья 37).
Кроме того, противники принудительного труда используют следующие нормативно правовые акты:
Однако именно конвенция о запрете рабства допускает исключение о принудительных работах в качестве уголовного наказания по судебному приговору.
Кроме того, принудительные работы означают обязательный труд, а потому военнослужащим их заменяют таким же исполнением военных обязанностей и их активном участии при введении военного положения или чрезвычайной ситуации.
Заключение
Никто не застрахован от того, что по каким-то причинам ему придется украсть чужую вещь или нанести легкий вред здоровью другого человека. Ситуации в жизни бывают разные, а в роли преступника, к сожалению, оказываются добропорядочные граждане, которые были вынуждены защищать себя, но просто «перегнули палку».
Поэтому за впервые совершенное преступление средней тяжести или просто преступление малой тяжести, по нормам морали несправедливо отправлять людей за решетку в колонию к преступникам и рецидивистам. По этим соображениям законодатели РФ и ввели исправительные работы как вид уголовного наказания, представляющий собой альтернативу лишения свободы. Срок принудительных работ составляет от 2 месяцев до 5 лет. Однако в России существует ряд категорий лиц, которым принудительные работы не назначаются.
Однако в России практика приговора к принудительным работам еще не набрала обороты, поскольку по мнению большинства принуждение к работе – неэффективный и дорогостоящий для государства способ наказания.
Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.
Статья 53.1. Принудительные работы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ Глава 9 дополнена статьей 53.1
ГАРАНТ:
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федеральных законов от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 431-ФЗ) в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 г.
Статья 53.1. Принудительные работы
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 53.1 УК РФ
1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Информация об изменениях:
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, принудительные работы не применяются.
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Информация об изменениях:
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
Информация об изменениях:
6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Судьи не хотят экспериментировать
В целях гуманизации уголовного законодательства
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 420) российская система наказаний была дополнена новым видов наказания – принудительными работами. Сделано это было в целях гуманизации уголовного законодательства, расширения возможности назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы.
В соответствии с положениями ст. 53.1 УК РФ «принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые».
Предусмотрено, что, «если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами». Они назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
Суть принудительных работ заключается в том, что осужденный привлекается к труду в местах, которые определяются учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
В данной статье также указано, что при назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Если осужденный уклоняется от исполнения принудительных работ, то данный вид наказания заменяется на лишение свободы по правилу: за один день принудительных работ один день лишения свободы.
Особенность принудительных работ
Особенность принудительных работ – исправление лица, совершившего общественно опасное деяние, в процессе его привлечения к труду. Наряду с этим осужденный к принудительным работам связан значительными ограничениями, обусловленными спецификой отбывания данного вида наказания.
Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентируется в гл. 8.1 УИК РФ.
Осужденный к принудительным работам должен отбывать наказание в исправительных центрах – специальных учреждениях, которые расположены в пределах территории субъекта России, где осужденный проживал или был осужден.
При отсутствии на территории субъекта России по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта России, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.
В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка. Осужденные находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах его территории, проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
Проблемы правоприменения
Согласно ст. 8 Закона № 420 положения УК РФ и УИК РФ в новой редакции в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 г. Установление столь длительного периода для непосредственного введения в действие нормы (напомним, Закон № 420 принят 7 декабря 2011 г.) было вызвано рядом организационных вопросов, в частности невозможностью применения этого вида наказания ввиду недостаточной готовности исправительных центров. Для решения проблемы необходимо было финансирование из средств федерального бюджета для строительства исправительных центров, обеспечения штатной численности сотрудников данных учреждений, которым полагаются денежное довольствие и иные установленные законодательством России выплаты.
Хотя принудительные работы были введены задолго до того, как суды начали назначать соответствующее наказание, органы ФСИН оказались не подготовленными к их исполнению. На 1 января 2017 г. в Российской Федерации было образовано только четыре исправительных центра: в Тюменской области (Ишим), Ставропольском крае (Георгиевск), Тамбовской области (поселок Зеленый) и Приморском крае (Уссурийск). Кроме того, открылись участки для осужденных к принудительным работам в Башкирии (Уфа), Забайкальском крае (Краснокаменск), Самарской области (Волжский), Смоленской области (Анохово), Архангельской области (Североонежск), Новосибирской области (Новосибирск) и Карелии (Сегежа). Всего было подготовлено приблизительно 890 мест, что крайне мало в масштабах России.
Несмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей УК РФ, назначают его редко. Этому есть несколько объяснений.
Данная мера пресечения была включена в УК РФ в 2011 г., но в отношении нее закон вступил в силу только в 2017 г. То есть рассматриваемая санкция сравнительно молода, и не все судьи хотят экспериментировать. Как уже отмечалось, на сегодняшний день далеко не в каждом городе и даже субъекте РФ имеется исправительный центр. Кроме того, многим судам не предоставлена информация о наличии специальных центров в регионах. Поэтому такие работы назначаются достаточно узкому кругу осужденных. Как правило, это граждане, нанесшие только материальный ущерб государству или обществу. В остальных же случаях остается предпочтительным лишение свободы.
Проблемы законодательства
Проблемы есть в рамках не только правоприменения, но и законодательства. Перечисленные в ч. 1 ст. 45 УК РФ виды наказаний, в том числе принудительные работы, – только основное наказание, но согласно ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы – не самостоятельное наказание. Данный вид наказания «применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса». Его несамостоятельность усматривается также из ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, где говорится о назначении принудительных работ только в порядке замены лишения свободы. В связи с этим полагаем, что нужно предусмотреть в УК РФ вместо принудительных работ в качестве самостоятельного вида наказания такие институты, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условно-досрочное освобождение с обязательным привлечением к труду. Это вполне согласуется с опытом уголовного законодательства РСФСР. Либо использовать принудительные работы не только как основной, но и как дополнительный вид наказания.