Принципы файоля стабильность персонала разделение труда в чем сущность данных принципов
14 принципов управления Файоля
14 принципов Файоля – основа менеджмента. Несмотря на их появление чуть более 100 лет назад, они до сих пор не утратили актуальность. Более того, успешные компании применяют их в организации своей деятельности. Что же в них такого примечательного?
Кто такой Анри Файоль
Анри Файоль – создатель научного менеджмента. Он изучал не отдельные части организации труда, а систему в целом. Также он посвятил время вопросу управления. Это был своеобразный переворот, поскольку никто ранее не касался этой темы. Результат работы – 14 принципов управления Файоля.
Сделанные им выводы не безосновательны. В течение долгого времени Файоль занимал должность руководителя компании «Коломбо». На момент начала сотрудничества она уверенными темпами шла к разорению. Когда Файоль покидал должность, «Коломбо» вышла на мировую арену и смогла составить конкуренцию другим горнодобывающим предприятиям.
Получается, что в основе принципов Файоля лежат исключительно его собственные наблюдения и личный опыт. Он рассказал о них в книге «Общая промышленная администрация в 1916 году».
Должность в «Коломбо» сменилась местом руководителя в центре административных исследований.
По мнению Анри Файоля, любая компания или предприятие выполняет 6 видов деятельности:
14 универсальных принципов Файоля
Файоль сформулировал их, исходя из своих наблюдений. Эти утверждения актуальны и в наши дни.
Разделение труда
Позволяет увеличить объемы производства и повысить качество изготавливаемой продукции. При этом затрачиваемые на эти действия усилия должны остаться прежними. Но стоит провести сокращение числа целей.
Этот принцип применим в производстве и в управлении. Он имеет одну особенность. Разделять труд можно до определенного момента. После его достижения процесс станет неэффективным.
Власть и ответственность
Власть означает возможность тратить ресурсы компании, руководить сотрудниками, направлять их деятельность в нужную сторону. Ответственность, если сказать кратко, — обязательство выполнять поставленные задачи.
Грамотный руководитель – это сочетание власти и ответственности. Таким было мнение Файоля. Любые полномочия влекут за собой появление ответственности.
Дисциплина
Реализация этого принципа предполагает заключение соглашения между предприятием и рабочим. Оно определяет права и обязанности каждой из сторон. Также там указан порядок наказания сотрудника, который это соглашение нарушит.
Дисциплина в коллективе, согласно принципам Файоля, — это уважение, умение держать себя в строгих рамках, повиновение.
Единство распорядительства
Каждый член коллектива должен подчиняться непосредственному руководителю, выполнять только его поручения и указания.
Единство руководства
Здесь соблюдается равенство: один руководитель — одно направление — общая цель. Каждая группа работников должна понимать, что работает на единый результат.
Подчинение частных интересов общим
Этот принцип, сформулированный Файолем, подразумевает совпадение интересов работника с интересами компании. Даже если они отличаются, интересы человека не должны преобладать над интересами организации. Все должны действовать в направлении одной цели.
Вознаграждение сотрудников
Оплата услуг каждого члена коллектива должна удовлетворять и его самого, и руководителя. В этом вопросе важно проявлять справедливость.
Централизация и децентрализация
Между централизацией и децентрализацией должен сохраняться баланс. Достичь сбалансированности непросто. В первом случае вся власть находится у руководителя. Только он имеет право принимать решения. Во втором же начальник делегирует часть своих полномочий членам коллектива. И на них также ложится ответственность за работу компании.
Ни в коем случае нельзя допускать перевеса в сторону централизованного или децентрализованного управления.
Иерархия
Все сотрудники — часть иерархической системы. Без нее деятельность компании невозможна. Но ее нельзя сохранять в ущерб организации. В таких случаях иерархию усовершенствуют.
Порядок
У каждого работника должно быть отдельное рабочее место. Также его нужно обеспечить всем необходимым для работы. Важно, чтобы руководитель учитывал в этом вопросе потребности и пожелания подчиненных.
Справедливость
Согласно этому принципу Файоля, справедливое и доброжелательное отношение мотивирует человека работать с полной отдачей. В противном случае он утратит доверие, желание работать на результат.
Стабильность рабочего места для персонала
Процветание компании зависит от стабильности сотрудников. Частая смена кадров приводит к падению эффективности. Люди, конечно, будут уходить: на пенсию, в декрет. Кому-то захочется сменить место работы. Но везде нужна мера.
Инициатива
Руководству нужно поощрять инициативу сотрудников. Возможно, им придется согласиться с идеей или планом подчиненных и даже реализовать их.
Единение персонала или корпоративный дух
Важно, чтобы все члены коллектива стремились к единению. Принцип «разделяй и властвуй» в управлении применять нельзя. Так считал Анри Файоль. Руководителям следует поощрять подчиненных.
Заключение
В менеджменте и управлении компанией много нюансов. Малейшие недочеты со стороны руководителя снизят продуктивность работы. 14 универсальных принципов Файоля помогут предотвратить такие ситуации. Их применение – возможность найти взаимопонимание между начальником и подчиненными.
14 принципов управления Анри Файоля
Анри Файоль – теоретик и практик менеджмента, основатель административной школы управления, автор работы «Общее и промышленное управление». В своей концепции он формулирует 14 принципов управления, знание которых будет полезно для каждого. Особенно для руководителей и тех, кто стремится проявить свои лидерские наклонности.
Разделение труда
Цель разделения труда – концентрация работающего на меньшем количестве целей и задач. Направляя внимание и все свои силы в одно русло, он работает более эффективно.
Если взять два коллектива – с разделением труда и без – то при прочих равных, первый выполнит больший объём задач и сделает это более качественно.
Полномочия и ответственность
Тот, кто наделён властью, должен нести ответственность за принимаемые решения и отдаваемые приказы. За все последствия работы коллектива отвечает тот, кто имел полномочия управлять им.
Дисциплина
Работники должны уважать и соблюдать правила своей компании. Также должны существовать руководители, которые будут следить за послушанием членов компании и наказывать их в случае нарушения принятых соглашений.
Единоначалие
У каждого работника должен быть только один непосредственный начальник, который будет давать ему указания и контролировать выполнение работы.
Единство действий
Все группы, действующие в рамках одной цели, должны иметь единый план действий и одного руководителя.
Подчинённость личных интересов
Личные интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или какой-либо другой организации. Рабочие интересы должны превалировать.
Вознаграждение персонала
Работники должны получать достойную и заслуженную награду, которая будет их стимулировать на дальнейшую работу. Регулярные поощрения также воспитывают в сотрудниках компании верность своей организации и желание работать ещё лучше.
Централизация
Наличие управляющего центра столь же необходимо, как и наличие разделения труда. Степень централизации, её пропорции с децентрализацией, зависит от конкретных условий и определяется для каждого случая индивидуально.
Иерархия
В любой организации должна существовать иерархия от руководителя низшего звена до главного управляющего. Это необходимо для нормального функционирования компании. Но иерархическая лестница должна быть как можно меньше и не должна приносить вред.
Порядок
У каждого сотрудника должно быть своё место, свои задачи, и он должен находится на этом месте и выполнять эти задачи.
Справедливость
Это сочетание правосудия и благожелательности. Управляющее звено должно относиться к своим подопечным справедливо и с уважением. Там, где есть место несправедливости, нет места продуктивной работе.
Стабильность рабочих кадров
Текучка – следствие плохого управления. Она ослабляет компанию, делает её менее эффективной. Файоль считает, что посредственный руководитель, который крепко держится за своё рабочее место, лучше, чем талантливый, но ненадёжный и быстро уходящий, управленец.
Инициатива
У всех работников должна быть возможность проявить её, высказать свои идеи и предложить способы повышения эффективности компании. Инициатива придаёт организации силу и энергию.
Корпоративный дух
В коллективе должна быть гармония. Чем сильнее сплочены работники, тем они продуктивнее. Сила в союзе и синергии.
Уверен, что после знакомства с этими принципами вам будет гораздо легче организовать эффективную работу любого коллектива и достойно его возглавить.
14 принципов управления от Анри Файоля
14 принципов менеджмента Анри Файоля — это общепризнанные руководящие правила для всех, кому так или иначе приходится выполнять обязанности руководителя. Они достаточно эффективны и могут пригодиться в любой сфере.
14 принципов управления
Французский промышленник Анри Файоль, сегодня признан отцом современного менеджмента. В 1916 году Файоль написал книгу под названием «Промышленное и общее управление», в которой и изложил правила.
Кратко перечислим 14 принципов управления, сформулированных Файолем:
Разделение труда
Разделение работы ведет к специализации, а специализация помогает повысить эффективность и производительность.
Уравновешивание полномочий и ответственности
Власть должна быть равна ответственности. По словам Анри Файоля, баланс между полномочиями и обязанностями должен быть соблюдён в любом случае. Если полномочий больше, чем просто ответственности, есть вероятность, что менеджер может злоупотребить ими. В противном случае пропадает мотивация работать.
Дисциплина
Дисциплина — уважение по отношению к правилам организации, в которой ты работаешь, и соблюдение определённых правил. Послаблений быть не должно: только контроль и беспристрастность.
Единство командования
Согласно этому принципу, подчиненный (сотрудник) должен получать рабочие указания только от одного начальника (или менеджера).
Единство направления
Один руководитель и один план для группы мероприятий с одной и той же целью. Все действия, преследующие одну и ту же цель, должны направляться одним менеджером, и он должен использовать один план.
Подчинение личных интересов общим
Интересы одного человека или одной группы не должны преобладать над общим благом. Индивидуальному интересу следует придавать меньшее значение, а общему интересу — самое большое.
Вознаграждение
Вознаграждение — это цена за оказанное старание. Заработок должен быть справедливым как по отношению к сотруднику, так и с точки зрения компании.
Хорошая система поощрений — более высокая эффективность команды.
Централизация и децентрализация
Должен быть баланс между этими понятиями, чтобы распределять полномочия между всеми уровнями управления и при этом не терять контроль над процессом.
Иерархия
Цепочка подчинения, иногда называемая скалярной цепочкой, или иерархия — это формальная линия полномочий, коммуникаций и ответственности внутри организации. Согласно принципу единоначалия, инструкции идут вниз по цепочке команд, а подотчетность — вверх.
Порядок
Место для всего и все на своих местах, «нужный человек в нужном месте». В организации должен быть порядок как среди материальных, так и среди человеческих ресурсов.
Справедливость
Общаясь с сотрудниками, руководитель должен одинаково относиться к ним и проявлять ценные личностные качества — уважение и справедливость.
Сотрудникам необходимо предоставить достаточно времени, чтобы они могли освоиться на работе, и гарантию стабильности.
Инициатива
Без ограничений полномочий и дисциплины следует поощрять сотрудников всех уровней к проявлению инициативы.
Esprit De Corps
Esprit de Corps означает «командный дух». Руководство должно обеспечивать корпоративное единство и дружескую обстановку в коллективе.
Руководствуясь этими правилами, можно добиться удивительных результатов. А также руководителям различных компаний полезно пройти курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив». С его помощью можно научиться управлять настроением бизнес-партнеров и коллег, улавливать психологический климат в рабочем коллективе, разрешать конфликтные ситуации и располагать к себе людей.
Сущность принципов менеджмента А. Файоля
Власть и ответственность.Основную идею данного принципа Файоль формулирует так: «власть немыслима без ответственности. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность»[12].
По мнению Анри Файоля, принятие и осознание ответственности требует определенного мужества, всюду очень ценимого.
Наиболее действительными средствами установления и поддержания ее являются:
1. Хорошие начальники на всех ступенях.
2. Возможно более ясные и справедливые соглашения.
3. Рассудительно применяемые «карательные санкции»[13].
Необходимость и значимость дисциплины на предприятии общепризнанны и никем не оспариваются, поэтому основным и важнейшим моментом данного принципа является определяющая роль руководителя в установлении и поддержании дисциплины на предприятии, то есть его умение составлять четкие, справедливые соглашения между организацией и работником и правильно применять санкции в отношении последнего.
Принцип единство распорядительства часто называют «единоначалие» и его основная идея заключается в том, что служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
Несомненно, данный принцип имеет очень важное значение при организации предприятия. Практика доказала правильность суждений Файоля, и в настоящее время подавляющее большинство предприятий, фирм и прочих коммерческих и некоммерческих организаций используют этот принцип в своей деятельности. Единство распорядительства неотрывно связанно с принципом иерархического построения структуры предприятия[14].
Подчинение частных интересов общим.Этот принцип управления заключается в том, что на предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; что интересы семьи должны преобладать над интересами отдельных ее членов; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
Как видно, здесь лицом к лицу стоят две категории интересов (интересы организации и интересы отдельных ее членов), одинаково заслуживающих признания и внимания. Необходимость их согласования является одной из крупнейших трудностей управления.
Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и, по возможности, удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего. На размер вознаграждения влияет, по мнению Файоля, несколько факторов:
¾ принятая форма заработной платы[15].
Подобное повышенное внимание к проблеме вознаграждения персонала объясняется тем, что во времена Файоля именно заработная плата и прочие формы оплаты труда считались основными стимулами, заставляющими людей работать с наибольшей отдачей. Дальнейшее развитие управленческой мысли показало, что вознаграждение хоть и является важным способом стимулирования, но отнюдь не единственным и основным, и что существует масса других факторов, побуждающих людей работать.
Одним из важнейших вопросов управления организацией является степень централизации или децентрализации управления. Во многом это зависит от размеров предприятия. Так, в небольшом предприятии, где все сотрудники находятся под руководством одного человека, централизация будет абсолютной. В то же время, в крупном предприятии, где существует множество подразделений и руководителей среднего звена, будет высока степень децентрализации. При этом, степень централизации должна изменяться сообразно обстоятельствам. Степень централизации также зависит и от руководителя предприятия.
Подобная «иерархическая колея» обусловлена необходимостью обеспечения передачи и соблюдения принципа единства распорядительства, хотя это не всегда самый быстрый путь, а порой даже гибельно длительный в особо крупных предприятиях[16].
Для существования социального порядка должны быть решены две из наиболее трудных административных операций: хорошая организация и хороший подбор персонала. «После того, как определяются необходимые для хода предприятия штаты, на предусмотренные ими приглашаются должностные лица, и каждый занимает тот пост, где он может принести наибольшую пользу. Таков совершенный социальный порядок.»
Социальный порядок требует от руководителя точного знания социальных нужд и ресурсов предприятия и сохранения равновесия между ними, что сделать тем труднее, чем больше предприятие. Зачастую же подобное равновесие бывает нарушено в угоду интересам руководителя, когда вместо человека талантливого, высококлассного специалиста на место назначается человек лояльный к руководителю.
Постоянство состава персонала.Как известно, любому человеку необходимо определенное время, чтобы освоиться на новом месте работы, научиться успешно выполнять свои функции. Однако, как и многие другие принципы, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру, так как совершенно ясно, что предприятию не выгодно иметь работников, которые в силу различных причин не в состоянии выполнять свои функции[18].
Файоль отмечает, что для руководителя необходимо уметь возбуждать и поддерживать инициативу у своих подчиненных, для чего ему нужно приносить иногда в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение подобным запросам своих подчиненных.
Единение персонала. По мнению Файоля, могущество единения обнаруживается не только в счастливом результате гармонии среди служащих одного предприятия, значительную роль в этом играют также коммерческие соглашения, профсоюзы и всякого рода ассоциации.
Таким образом, все 14 принципов, разработанные А. Файолем, являются универсальными, а значит, применимы в управлении в сфере социальной работы.
Заключение
Таким образом, управленческая деятельность в процессе своего развития постепенно развивалась, изменялась, усложнялась, совершенствовалась и на современном этапе перевоплотилась в то, что определяется как менеджмент.
А. Файоль разработал четырнадцать принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления. В современном менеджменте эти принципы являются универсальными, т.е. применяемыми в любой сфере деятельности, в том числе и в системе социальной защиты.
К ним относятся: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общим интересам; вознаграждение персонала; централизация; цепи взаимодействия; порядок; равенство; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
II. Принципы управления А. Файоля
В историю менеджмента А. Файоль вошел не только благодаря выделенным им административным функциям, но и за счет так называемых принципов управления. Его знаменитые 14 принципов управления упоминаются в любом учебнике менеджмента, поэтому в этой лекции мы не можем их не коснуться.
14 принципов управления Анри Файоля |
1. Разделение труда; |
2. Власть; |
3. Дисциплина; |
4. Единство распорядительства (командования); |
5. Единство руководства; |
6. Подчинение частных интересов общему; |
7. Вознаграждение; |
8. Централизация; |
9. Иерархия (скалярная цепь); |
10. Порядок; |
11. Справедливость; |
12. Постоянство состава персонала; |
13. Инициатива; |
14. Единение персонала. |
Весьма важным является тезис А. Файоля о необходимости творческого подхода к реализации предлагаемых принципов. Он пишет, в частности, что «Почти никогда не приходится применять один и тот же принцип в тождественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов». Впоследствии именно этот тезис стал методологическим основанием для развития ситуационного подхода к управлению.
1. Разделение труда. А. Файоль не первым обратился к проблеме разделения труда. До него этот вопрос подробно обсуждался в работах А. Смита, Ч. Бэббиджа, М. Вебера, Ф. Тейлора и др. А. Файоль делает акцент на двух обстоятельствах, определяющих необходимость разделения труда:
— широта выполняемых функций неизбежно связана с частыми переменами, а всякая перемена влечет за собой усилие приспособления, т. е. уменьшение производства;
— разделение труда позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие.
Вместе с тем А. Файоль совершенно справедливо отмечает, что разделение труда должно иметь пределы. Это замечание стало весьма актуальным уже во второй половине XX в. в связи с развитием автоматизации. Стало ясно, что предельное разделение труда снижает его содержательность, что негативно сказывается на трудовом поведении работника.
Наиболее действенными средствами поддержания дисциплины, по мнению А. Файоля, являются:
— хорошие начальники на всех ступенях;
— возможно более ясные и справедливые соглашения;
— рассудительно применяемые карательные санкции.
4. Единство распорядительства. Смысл этого принципа, по А. Файолю, состоит в том, что «служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник». Таким образом, предложенное ранее разделение труда должно коснуться и самой управленческой деятельности. Сфера управления также должна быть функционализирована, в этом он смыкается с учением Ф. Тейлора о функциональной организации.
5. Единство руководства. По мнению А. Файоля, единство руководства связано с единством распорядительства, но их не следует смешивать. Выражается же принцип единства руководства следующим образом: один руководитель и одна программа действий для всей совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим. Данный принцип означает, что в рамках предприятия интересы отдельного служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия в целом.
Средствами для достижения данного принципа являются:
— стойкость и хороший пример начальников;
— возможно более справедливые соглашения;
7. Вознаграждение персонала. А. Файоль обратился к проблеме вознаграждения персонала уже после Ф. Тейлора и, очевидно, не ставил перед собой задачи столь же подробно изучить эту проблему, как это сделал Ф. Тейлор. Тем не менее, в его наблюдениях относительно правил вознаграждения персонала много актуального и по сей день.
Непосредственный размер заработной платы конкретного работника, по мнению А. Файоля, должен определяться двумя группами факторов.
1. Факторы, не зависящие от воли хозяина и ценности служащего:
— дороговизна жизни в регионе;
— общее состояние дел в отрасли;
— экономическое положение предприятия.
2. Факторы, зависящие от ценности служащего:
— личный вклад работника;
— рыночная стоимость работника (избыток или недостаток подобного рода специалистов на рынке труда).
Крайне важным является тезис А. Файоля о ситуационном характере степени централизации, которая может зависеть от таких факторов, как:
— широта номенклатуры производимой продукции;
— экономическое состояние предприятия;
— квалификация персонала и его отношение к труду.
С этой точки зрения невозможно абстрактно оценить преимущество и недостатки централизированного или децентрализированного руководства, все определяется указанными выше и многими другими факторами. Этот тезис А. Файоля впоследствии также был использован сторонниками ситуативного подхода к управлению.
— создавать условия для развития горизонтальных отношений;
— поощрять право должностных лиц определенного уровня на принятие самостоятельных решений.
Рис. 2.1. Скалярная цепь А. Файоля
10. Порядок. А. Файоль в качестве характеристики данного принципа использует различение материального и эмоциального порядка. При этом формула материального порядка у него звучит так: «определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте».
Таков же для него и социальный порядок – «определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте». Так же и в случае с социальным организмом.
11. Справедливость. В характеристике данного принципа А. Файоль различает понятия «правосудие» и «справедливость». Правосудие для него предполагает наличие определенных твердо установленных правил. Между тем реальная деятельность на предприятии столь многообразна, что, очевидно, не может быть обеспечена набором всех необходимых правил. Поэтому, считает А. Файоль, акцент нужно делать не только на нормы, но и на благожелательное отношение к персоналу, и справедливость он рассматривает как результат сочетания благожелательности с правосудием.
12. Постоянство состава персонала. Во времена А. Файоля промышленный персонал еще не обладал высокой квалификацией и для многих предпринимателей рассматривался как своего рода проходящий материал. Однако и тогда уже на освоение профессии требовалось время, и особенно это было актуально для работников, занимавших руководящие должности. А. Файоль очень точно отмечает, что «текучесть состава является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел на предприятии.
Одновременно А. Файоль предупреждает, что чрезвычайно низкая текучесть приводит к старению коллектива, к ослаблению критичности и инновационности его потенциала. Этот тезис полностью подтвердили и исследования, проводившиеся во второй половине XX в.
В частности, было установлено, что при текучести кадров, не превышающей 5% в год, на предприятии начинаются серьезные стагнационные процессы.
14. Единение персонала. Одной из основных задач руководителя является единение персонала. Главным принципом, обеспечивающим единение персонала, по мнению А. Файоля, является обеспечение единства распорядительства. Одновременно в целях единения персонала руководитель должен избегать двух опасностей:
— ни при каких обстоятельствах нельзя разделять персонал на враждующие группы;
— нельзя злоупотреблять письменными формами общения с персоналом.
Аналитический подход к принципам управления А. Файоля позволяет сделать следующие выводы:
1. А. Файоль выступает как убежденный сторонник ситуативного подхода к управлению. По его мнению, в управлении нет единственно верного пути, практическое применение тех или иных управленческих принципов зависит от множества внутренних и внешних обстоятельств. Вполне закономерно в этих условиях суждение А. Файоля об управлении как особого рода искусства.
2. Взгляды А. Файоля выходят далеко за рамки организационно-технологического подхода. Вместе с тем необходимость управления поведением персонала у него скорее декларируется, поскольку серьезного развития термин «социальный организм» в его работах не получает.