Принцип предполагающий что планирование в образовательном учреждении должно иметь системный характер
Основные принципы планирования
Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия (объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.
А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Принцип предполагающий что планирование в образовательном учреждении должно иметь системный характер
К основным принципам планирования можно отнести следующие:
Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в образовательном учреждении должно иметь системный характер.
существование совокупности элементов;
взаимосвязь между ними;
наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в образовательном учреждении являются отдельные подразделения, входящие в него, и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отделения образовательного учреждения, бухгалтерия, библиотека, информационно-издательский отдел и т.д.).
Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:
деятельность ни одной части образовательного учреждения нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня;
всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений.
Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый сотрудник образовательного учреждения становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Другими словами, процесс планирования должен привлекать к себе всех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Каковы выгоды от реализации принципа участия?
каждый из сотрудников образовательного учреждения получает более глубокое понимание образовательного учреждения, знание различных сторон его жизни.
личное участие сотрудников образовательного учреждения в процессе планирования приводит к тому, что планы образовательного учреждения становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей приносит удовлетворение собственным потребностям сотрудников. У каждого из сотрудников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в образовательном учреждении.
применение принципа участия способствует тому, что сотрудники образовательного учреждения, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, образовательное учреждение приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом: оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители подразделений сами привлекаются к их составлению.
Практическое участие коллектива образовательного учреждения в планировании может быть организовано в рамках такой структуры, как методическая (цикловая) комиссия по специальности или группе дисциплин.
Методическая комиссия представляет собой группу преподавателей одного цикла дисциплин, которые осуществляют анализ проблем, связанных с их работой. Обычно методические комиссии собираются 1 раз в месяц, а также по мере необходимости. На заседаниях методических комиссий решаются следующие вопросы:
организация образовательного процесса и обсуждение учебных планов;
содержание образовательного процесса (обсуждение рабочих программ и их утверждение, обсуждение уроков, использование интерактивных методов обучения), методическое обеспечение учебного процесса;
обсуждение и утверждение программы итоговой аттестации, экзаменационных вопросов, методических пособий, указаний;
воспитательная работа (успеваемость студентов, проведение предметных недель, внеклассная работа по дисциплинам);
планирующая работа (составление и корректировка планов работы и отчетной документации).
Также преподаватели привлекаются к коллективному анализу инновационных, технологических, образовательных проблем, что создает атмосферу новаторского и творческого поиска в решении основных задач деятельности образовательного учреждения.
Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:
процесс планирования в образовательном учреждении должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые «надбавками безопасности», или «подушками».
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
слишком разные пределы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности образовательного учреждения.
Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности образовательного учреждения. Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений образовательного учреждения, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.
Весь процесс планирования в организации можно разделить на 2 основные стадии: разработка стратегии деятельности образовательного учреждения (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).
Оперативное планирование сосредоточено на том, как образовательное учреждение должно достигнуть поставленных целей.
Всю совокупность ориентиров деятельности образовательного учреждения можно разделить на три основных этапа:
- Принцип предполагает что налог должен взиматься наиболее удобным способом для налогоплательщика
- Принцип презумпции невиновности означает что каждый обвиняемый