Принцип объективности предполагает что
Принципы психолого-педагогического исследования
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения.
Методологические принципы психолого-педагогического исследования
Принцип объективности психолого-педагогического исследования
Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объектах, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснования исходных посылок, логики исследования и его выводов.
Принцип сущностного анализа в психолого-педагогическом исследовании
Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
Педагогический процесс сложен, многофакторен и динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием явления необходимость учета непрерывного измерения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.
Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, а отдельные из них переходят в свою противоположность. Например творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные, детальные инструкции, из средства развития могут превращаться в препятствия, сковывающие развитие более высоких уровней самостоятельности и инициативы.
Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении (например установлено, что микросреда, сфера личностного общения и взаимовлияние сверстников в процессе неформального общения оказывают определяющее влияние на подростков, что приводит к изменению укоренившихся представлений о возможностях школы и целесообразных сочетаний прямых и косвенных воздействий на формирование личности школьника).
Генетический принцип психолого-педагогического исследования
Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных и психологических особенностей человека в онтогенезе.
Принцип единства логического и исторического
При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяется. С генетическим подходом также связан принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта(генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса(происхождения, становления) объекта. Из этого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.
Принцип концептуального единства психолого-педагогического исследования
Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Этот принцип внутренне противоречив, принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются.
Системный подход в психолого-педагогическом исследовании
Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Существует пять положений, помогающих устанавливать свойства системных объектов и их совершенствования.
Принцип целостности психолого-педагогического исследования
Следует обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам- то есть, соблюдения принципа целостности в исследовании и очень осторожного подхода к вычленению в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого-педагогического процесса.
Структуру воспитания и обучения можно характеризовать как динамическую. Целостное изучение комплексного явления педагогического процесса, предполагает очень осторожный подход к формализации, введению строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и всего процесса.
Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно предполагает привлечения большого количества специалистов-психологов, социологов, врачей, педагогов и т.д. Из целостного подхода к изучению педагогического процесса вытекает требование сочетания аспектного, под определённым углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией результатов.
Деятельностный подход в психолого-педагогическом исследовании
Деятельностный подход является также конкретно-научным методологическим принципом. Он выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации результатов. Исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определённых жизненно важных задач. Человек выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определённую последовательность разного рода действий, в том числе психических. Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществленной деятельности.
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ
Полезное
Смотреть что такое «ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ» в других словарях:
дополнительности \(принцип\) — ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (ПРИНЦИП) один из важнейших методологических принципов науки, который касается описания сложных и несоразмерных обычному человеческому опыту явлений и реальности. Этот принцип был предложен Н. Бором (1927 1928) с… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ — (от греч. metodos путь исследования, познания и logos учение) теория исторического познания. М. и. разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности ист.… … Советская историческая энциклопедия
Методология истории — Методология исторической науки (истории) специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… … Википедия
АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) — философия человека, выделяющая в качестве своего предмета сферу собственно человеческого бытия, собственной природы человека, человеческой индивидуальности, пытающаяся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир,… … Современный философский словарь
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРАЛИЗМ — постструктуралистская интегративная социологическая концепция, автором которой является Пьер Бурдье. Первые работы Бурдье связаны с этнологическими и антропологическими исследованиями, в частности, Социология Алжира (1961). Методологические… … Современный философский словарь
Методы исследования в психологии — Экспериментальная психология область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах… … Википедия
Бухгалтерский учёт — Ключевые понятия Бухгалтер • Бухгалтерия Главная бухгалтерская книга Оборотно сальдовая ведомость Отч … Википедия
Контроль — У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия
Принципы ЮП — К общенаучным и психологическим принципам, имеющими особое значение для ЮП, можно отнести: 1) принцип объективности обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать в ней только то, что… … Энциклопедия современной юридической психологии
Экспериментальная психология — Экспериментальная психология общее обозначение всех видов научно психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой то особый вид психологии … Википедия
Принцип объективности в науке
Удобная навигация по статье:
Принцип объективности
Современная наука утверждает, что человек может познавать окружающий мир исключительно благодаря его сознанию, воспринимающему предметы окружающей действительности и связывая их с определёнными образами и концептами. При этом, данный тезис сложился очень давно и никогда не нуждался в дополнительных разъяснениях. Однако, вместе с тем, остаётся вопрос, насколько образы, которые возникают в нашем сознании, аналогичны тому, чем они являются в реальности?
Итак, исходя из самого названия, несложно предположить, что данное словосочетание относится к понятийному научному аппарату. Действительно, принцип объективности имеет место, по большей части, в мире точных данных, фундаментальных открытий и определённых значений. Кроме того, именно этот принцип содержится в основе всякого исследования, определяя, тем самым, направление движения исследовательской мысли.
Принцип объективности в науке
Таким образом, большая часть знаний человечества опираются на принцип объективности и может поэтому его считают ключевым моментом для достижения действительно эффективных результатов, а также совершения невероятных открытий.
Говоря о точном значении словосочетания, необходимо отметить, что во всякой области научного знания принцип будет обладать собственными уникальными особенностями, в зависимости от сферы исследования. Например, принцип объективности в исторических исследованиях будет кардинально отличаться от этого же способа познания при математических или физических расчётах.
При этом, на базовом универсальном уровне рассматриваемый принцип можно трактовать как полный отказ от субъективности во время проведения какого-либо исследования. Проще говоря, в период работы над изучением определённого явления или события исследователь может оперировать лишь фактами, не прибегая к проявлениям личного отношения к предмету и полностью отбросив домыслы. Такой научный подход необходим для получения «чистых», максимально точных данных в конце исследования, а, следовательно – для достижения самого качественного результата.
Само собой разумеется, что при существовании сознания, не менее реальными являются и принципы объективности. По крайней мере, именно к их использованию сводится всякий аналитический процесс и исследование. Однако, не приходится исключать и влияние человеческого сознания, как познающего, так и создающего. Кроме этого, для фактического соблюдения всех условий нужен ряд самых разнообразных факторов, самыми важными из которых являются:
Таким образом, этот способ можно охарактеризовать как методологический принцип, верное соблюдение условий которого является крайне важным для адекватности исследования. Другими словами, объект исследования должен восприниматься наблюдателем таким, каким он выступает без человеческих представлений о нём. Вместе с этим, при использовании принципа мы сталкиваемся с основной сложностью – ведь анализ ситуации, явления или предмета уже проводит человек, а стало быть, невозможно полностью исключить возможность влияния его сознания и внесения им корректив.
Виртуальные явления в реальном мире
Ещё одной сложностью на пути к достижению желаемого результата выступают явления, которые не находят проявления в реальном мире (например, филологические исследования, связанные с рассмотрением синтаксиса или языковых форм).
Итак, можно ли как-нибудь исправить ситуацию, если принцип объективности порой предполагает то, что вовсе кажется невозможным? Современная наука отвечает на этот вопрос – возможно. Любая из проблем может быть решена при условии наличия у исследователя объёмного багажа знаний о предмете его исследования, а также присутствием у него богатого понятийного аппарата. В конце концов, не стоит забывать об информации, которая на момент исследования уже имеется в распоряжении исследователя. И совсем не важно, представляет она небольшую или огромную научную ценность для научного сообщества.
Конечно, время от времени, в научных кругах появляются споры об актуальности принципа объективности, противники которого приводят свои аргументы, касающиеся существования уникальных неописуемых ситуаций и вещей, но никто из них на сегодняшний день не смог опровергнуть или предложить аналоги базовой составляющей адекватности любого исследования – сопоставлению и анализу.
Лишь при использовании принципа объективности мы можем свести к допустимому минимуму субъективную оценку. При этом, очень важно во время проведения исследования отказаться от личностной оценки и не расценивать ситуацию или объект, оценивая их качество с собственной позиции, подменяя её фактами.
Принцип объективности
Принцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов. Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями. Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования.
Объективность является одним из основных принципов научного познания.
Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлексию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность как универсальный принцип научного познания начинает подвергаться сомнению.
Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир. Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» — вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому. В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.
Сознание и познание. Научное познание
Другие авторы, как, например, представители возникшего в начале XX в. в США бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой. Но, поскольку, как считали бихевиористы, сознание (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо. Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.
В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) 3 различных значения:
1. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность.
2. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т.п. В этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т.п. Пристрастность может быть изучена и объективно, как это показал, например, Л.С.Выготский, который однажды сказал о психике: «Назначение психики вовсе не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма» [17, 347]. Так понимаемая субъективность психики означает, следовательно, обусловленность психики прежде всего потребностями (мотивами) ее субъекта и адекватность психического отражения в той именно мере, в какой оно помогает субъекту сориентироваться в мире и действовать в нем. Современная психология мотивации доказывает возможность научно-объективного изучения специфики субъективного искажения действительности субъектом в зависимости от конкретных мотивов его деятельности.
3. В третьем смысле «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла больше подходит термин «субъектный»).
Как было показано сторонниками деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин и др.), существование психических процессов в различных субъективных (в первом смысле) формах представляет собой вторичное явление, тогда как исходным и основным способом их бытия является их объективное существование в различных формах предметно-практической деятельности субъекта.
Реферат по философии смысл жизни человека
Известный отечественный философ М. М. Бахтин писал о том, что познание человека может быть только диалогическим. Вслед за ним М.К. Мамардашвили говорил о том, что в науках, имеющих дело с субъектом, нельзя говорить о вечных и неизменных законах существования субъектной реальности до взаимодействия с другим субъектом: эти законы должны рассматриваться «как функция некоторого более широкого целого, как функция самой деятельности, в континууме которой становится возможной связь, которую потом мы называем законами» [80, 63].
Таким образом, процесс психологического познания другого человека неизбежно включает познающего в конструктивный диалог с ним, однако все же нельзя говорить о том, что в психологии объективное исследование вообще невозможно. Сам этот диалог разворачивается не по произволу исследующего и не согласно свободе воли исследуемого — в самом диалоге есть какие-то относительно независимые от желаний участвующих в нем лиц правила, некие объективные его контуры (обусловленные множеством не контролируемых субъектами обстоятельств).