Принцип гуманизации образования реализуется через что

Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО

Принцип гуманизации образования реализуется через что Гузяль Назырова
Актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО

Аннотация: в статье рассматривается теоретическое обоснование проблемы применение принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в дошкольных образовательных организациях. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Обосновывается актуальность принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО.

Актуальность использования принципа гуманизации современного образования – серьезная проблема современной действительности. На сегодняшнем этапе развития человечества научно-техническая революция, достижения наук, внедрение и применение новых технологий, изобретение инновационной техники, в различные области деятельности создали предпосылки технократизации, поглощение человека машиной, развитие человека как субъекта потребления, прежде всего, материальных ценностей, преобразование его в некий побочный продукт или составную часть производственных взаимоотношений. Этот процесс плохо отражается на подрастающем поколении. Противодействовать ему могут и должны усилия, нацеленные на гуманизацию всевозможных аспектов жизни и, в первую очередь, образования.

В моей статье рассматриваются актуальность использования принципа гуманизма в процессе духовного воспитания в ДОО.

В учебниках педагогики гуманизм — совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения; совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Гуманизация образования — ориентация на освоение содержания образования (независимо от его уровня и типа,позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Принцип гуманизацииобразования реализуется через соблюдение следующих правил педагогической деятельности:

— педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав воспитанника, а также его права как полноправного субъекта;

— постоянно осуществлять гуманистическое просвещение подрастающего поколения и достаточное их гуманитарное образование;

— обеспечивать привлекательность, эстетичность и этичность педагогического процесса и комфортность воспитательных отношений его участников.

В частности, Ш. А. Амонашвили, закрепляя понимание системы воспитания и обучения,подчеркивает: гуманистическая педагогика — это «педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка [3].

Гуманно-личностная педагогика основывается только на системном воспитании,которое содержит в себе:

• Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него).

• Цель воспитания.

• Целостный подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).

• Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка).

• Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение).

Только учитывая все эти элементы, родители во взаимодействии с педагогом смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, уважения, доверия, терпения, свободного выбора, радости познания, любви. И для того, чтобы придерживаться основным принципам гуманизации образования, педагогу нужно научиться любить и проявлять любовь к ребёнку, понимать его и восполняться добрым отношением, используя как основу очеловечивание среды вокруг, уважение личности и терпение в процессе её становления.

Проблема гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслирует ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов.

Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению необходимости воспитания успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, морально-нравственными рамками, способной к саморазвитию и самореализации.

Как воспитать такую личность? Ответ на это вопрос даёт личностно-ориентированная модель образования, продекларированная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОО должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Для педагогов дошкольного образования очень важно, что данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Личностно-ориентированную модель образования в ДОО можно определить как наличие трех «П»:

1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

Как же реализуется принцип гуманизма в процессе духовного развития детей дошкольного возраста из семей, исповедующих исламскую религию?

В педагогической практике современного российского образования на основе работы российских регионов с преобладающим населением, исповедующих религию ислам, накоплен опыт использования потенциала исламской этики в учебных и воспитательных целях. Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш. А. Амонашвили, Б. Т. Лихачёва, М. И. Махмутова, М. Г. Тайчинова и мн. др. Первым по значимости фактором воспитательного потенциала исламской этики, влияющие на успешность принципа гуманизации является атмосфера любви в семье, ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современных родителей. Государственные образовательные учреждения по закону являются светскими учреждениями и, к сожалению, не предусматривают включения в образовательный процесс изучение основ религии, организацию жизнедеятельности дошкольников в соответствии с исламскими традициями. Именно по этой причине многие родители по России хотели бы отдать своего ребенка в дошкольное учреждение, воспитатель-образовательный процесс в котором выстроен с учетом исламских традиций [5].

Таким образом, авторитет родителей в сознании ребёнка растёт и крепнет. Ребёнок учится уважать старших, слушаться родителей. Родители, в свою очередь, получают необходимые знания о религии, чтобы поддерживать этот авторитет и соответствовать своему высокому статусу в глазах собственного ребёнка. Мусульманский детский сад — это прекрасная возможность воспитать ребёнка в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности, чтобы он вырос достойным мусульманином,несущим в себе высокие идеалы ислама: веру в Единого Бога, целомудрие, бескорыстие и милосердие, почитание родителей и старших, трудолюбие. Несмотря на то, что есть понимание этих преимуществ, ситуация с мусульманскими детскими садами в нашей стране оставляет желать лучшего. Это вызвано такими проблемами, как недостаток знаний, неумение самоорганизоваться, найти источники финансирования, приложить необходимые усилия.

Список использованных источников:

4. Семья Г. В. Национальная стратегия действий в интересах детей в России и Стратегии Совета Европы по правам ребенка // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 108–118. doi: 10.17759/pse.2016210109

5. Хабибуллина Г. Ю. Исламская педагогика. –Метод доступа: http:// www. islameducation.net.

6. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. № 08461 о направлении Регламента выбора модуля курса ОРКСЭ. –Метод доступа: http://www.orkce.org/

Принцип гуманизации образования реализуется через чтоПостроение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия,.

Принцип гуманизации образования реализуется через чтоРеализация принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной деятельности Мое сообщение посвящено важнейшей проблеме – реализации принципа индивидуализации дошкольного образования в процессе организации двигательной.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС до «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Анкета для родителей «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи» Анкета для родителей на тему «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи»Уважаемые родители.

Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования,.

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. Шопф А. Н., воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных.

Принцип гуманизации образования реализуется через чтоТеатральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детей “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Источник

Поддержать и направить: как создать гуманную образовательную среду

Принцип гуманизации образования реализуется через что

Об экспертах:

Несмотря на постоянный рост количества образовательных материалов и программ, многие продолжают сталкиваться с трудностями при получении новых знаний: отстающие школьники не могут избавиться от ярлыков «двоечников», студенты испытывают проблемы с выгоранием, а взрослые не могут освоить новые профессии, потому что не имеют нужного образовательного опыта (например, высшего образования или знания отдельных тем).

С этим может помочь гуманизация обучения: система подходов, которые делают его доступным для людей разного возраста, с разными образовательным опытом, мотивацией, навыками и знаниями.

Что такое гуманизация образования

Под этим понимают уважение прав всех учащихся на получение знаний и учебу в комфортной и поддерживающей среде. Для этого важно принимать учеников как самостоятельных личностей и учитывать их образовательные особенности (например, интеллектуальные, мотивационные или возрастные) и прошлый образовательный опыт.

Гуманизация образования помогает справиться с психологическими трудностями, которые могут возникать во время учебы. До сих пор можно столкнуться с негуманной учебной средой — той, в которой учеников критикуют за ошибки, не помогая их исправить, где не замечают прогресс и не дают на него положительную обратную связь, где человек, если не освоил часть материала или не имеет достаточных знаний, вынужден самостоятельно «догонять» остальных.

В результате у учеников развивается выученная беспомощность: они заранее убеждены в том, что у них не получится освоить материал и выработать нужные навыки, потому что это не удавалось им в прошлом. Без должной поддержки они могут «выпасть» из образовательного процесса: уйти из школы, отчислиться из университета или бросить проходить онлайн-курс на середине.

Гуманизация образования призвана помочь и тем, кто уже оказался за пределами образовательной системы, но хочет в нее вернуться: например, освоить новую профессию или получить диплом университета в зрелом возрасте. В последние годы в разы выросло количество доступного бесплатного образовательного контента, однако для того, чтобы образование действительно было доступным для всех, важно не только давать знания, но и адаптировать их подачу для разных учащихся.

Как учесть индивидуальные образовательные особенности

Люди учатся по-разному в силу своих отличий: у каждого есть прошлый опыт, интересы и мотивация. Поэтому важно не «подгонять» их под единый стандарт, а учитывать эти особенности. Правда, полностью индивидуально составлять программу для каждого человека пока не получается из-за технологических и экономических ограничений, хотя в будущем образование, скорее всего, будет устроено именно так. Необходимо создавать учебные материалы, которые будут понятны всем учащимся курса, и давать им творческую свободу в выполнении заданий, чтобы каждый человек мог во время работы над ними применять свой уникальный опыт.

У одного и того же учащегося могут быть разные ресурсные состояния, от которых напрямую зависят его успехи в учебе. Например, человек может начать отставать, потому что у него резко выросла нагрузка на работе, или он столкнулся с личными трудностями, или же просто устал. В такой ситуации не стоит давить на студента, чтобы тот «не расслаблялся». Лучше наоборот дать ему возможность ненадолго отойти от обучения (например, предоставив академический отпуск) и восстановить ресурс, а потом поддержать после возвращения.

Даже если человек систематически отстает в учебе, важно не прикреплять на него ярлык «двоечника», а разобраться в причинах и помочь ему с освоением материала. Школьникам нужна более полная обратная связь, чем «два» или «пять». В этом преподавателям помогут образовательные продукты, которые позволяют автоматически проверять часть работ, собирать статистику и создавать подробные отчеты о том, с какими именно темами возникают трудности и есть ли у отдельного ученика прогресс в занятиях. Так преподаватель может отследить и общие проблемы, возникающие у класса, и уделить им больше внимания.

Принцип гуманизации образования реализуется через что

К сожалению, при выставлении оценок в школах обычно уделяют мало внимания анализу результатов. Учеников привыкли оценивать по единым стандартам: если ребенок сделал три ошибки в диктанте, то он получит «три», если одну-две — то «четыре», а если ни одной, тогда «пять». Но если школьник раньше допускал в диктанте десять ошибок, а теперь сделал пять, то это огромный скачок, который не получается учесть при традиционной системе оценивания. Если ребенок не получит на это положительную обратную связь, то он разочаруется и потеряет мотивацию.

Для того, чтобы помочь отстающим, можно сперва давать им задачи пониженной сложности. Кроме того, важно, чтобы все учащиеся могли с какой-то попытки (например, при помощи подсказок) решать задания и достигать небольших побед. Благодаря этому возникает петля положительной обратной связи, которая мотивирует к учебе. Впоследствии преподаватель может постепенно наращивать сложность, поддерживая учеников в новых успехах.

Стоит поддерживать учащихся не за хорошие оценки, а за сделанный ими прогресс. Так отстающие учащиеся смогут наверстать упущенное, а отличники не остановятся в развитии, упершись в «потолок»

Сделать образование более «человечным» и увлекательным помогает и геймификация — использование для объяснения и проверки знаний игровых механик вроде наград, уровней сложности и нарративов. Но важно не подменять мотивацию к обучению игрой: иначе, когда учащийся столкнется с неигровыми задачами, он вряд ли захочет с ними справляться.

Как работать с барьерами к получению образования

Есть несколько основных преград к получению новых навыков.

Иногда студенты не понимают, что именно хотят изучать и зачем. Поэтому уже в самом начале обучения нужно объяснять, какие знания и навыки можно получить в результате, где их можно применять, и давать первые возможности попрактиковаться — чтобы человек мог понять, интересно ли ему решать те или иные задачи.

Особенно тяжело это дается тем, кто постоянно работает и испытывает большую нагрузку, или, например, родителям с детьми. Это те, для кого почти невозможно найти время на «традиционное» обучение (например, в университете).

Гибкие и настраиваемые онлайн-программы дают им возможность встроить обучение в свою жизнь. Чтобы помочь с планированием, важно указывать хотя бы примерные сроки прохождения программы. Также стоит упрощать подачу образовательного контента и внимательно к нему подходить: например, стараться сразу объяснять используемые термины, а не предполагать, что учащиеся с ними и так знакомы. Так людям не нужно будет тратить время на самостоятельный разбор теории и выискивание определений в учебниках.

Принцип гуманизации образования реализуется через что

Кроме того, есть группа навыков, которые можно назвать «умением учиться»: тайм-менеджмент, умение структурировать информацию и находить в ней причинно-следственные связи и т.д. Но ни в школах, ни в университетах этому специально не учат, поэтому у части учащихся их недостает: например, они могут понять отдельную тему, но не систематизировать знания по предмету. И для гуманизации образования нужно в том числе объяснять людям, как им выстроить свой образовательный процесс, распределить время на учебу.

В образовании очень помогает соответствующая среда. Если ты работаешь на шиномонтаже в небольшом городе, то решиться освоить анализ данных и получить поддержку в этом начинании тебе будет тяжелее, чем сотруднику столичного маркетингового агентства, который дружит с ребятами из ИТ, хотя базовый набор компетенций для освоения у них может быть одинаков.

Поэтому очень важно налаживать общение между учащимися онлайн-курсов и программ: это помогает поместить всех в единый образовательный контекст, в котором студенты, которые никогда не виделись вживую, поддерживают друг друга, совместно разбираются с материалами. Это то, как технологии помогают самим людям делать образование более человечным.

Как сделать образование гуманным:

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Принцип гуманизации образования реализуется через что Галина Алексеева
Гуманистический подход в образовании в современных условиях

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. В решении данной проблемы определяющее значение приобретает гуманизация образования, которое в современных условиях становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность исследования гуманистической направленности образования определяется необходимостью решения задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Гуманизация подразумевает вернуть утраченную некогда духовность и человечные взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели, когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения его внутреннего мира нравственной ориентации прогресс и приобретения различных наук утрачивают всякий смысл или работают против человека.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Высшим гуманистическим смыслом развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни в России поставили перед необходимостью реформирования образовательной системы. В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольном образовании. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека – таковы функции современного образования.

Следует отметить, что проблема гуманистического воспитания ребенка привлекала внимание многих замечательных педагогов прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский). Они считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования каждой личности. Идея экологии (эко в воспитании) не является чем-то новым, она проходит красной нитью через все прогрессивные гуманистические педагогические учения. Проблема экологизации, материальной и духовной деятельности человека в современном обществе стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для нас дома – нашей Земли.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции руководителя авторского коллектива Газмана О. С.

Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека » внутрь себя «, к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе,оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Бесценными пособиями для современных учителей и воспитателей являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. Шалва Александрович Амонашвили – учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

К числу единомышленников Ш. А. Амонашвили, разделяющих его взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога, следует отнести В. А. Сухомлинского. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Вся жизнь должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на занятии царит духовная общность между воспитателем и детьми.

Российские дошкольные образовательныеучреждения в своей деятельности решают комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка. Образовательный процесс в детском саду тесно связан с нравственным воспитанием. Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок. Ребенок, представляя собой неповторимую личность, требует и особых, индивидуализированных способов воздействия и форм общения.

Таким образом, ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к национально-культурным традициям. Современный этап развития общества определяет направления совершенствования системы образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли.

Принцип гуманизации образования реализуется через чтоУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *