Принцип горизонтальной справедливости налоговой системы означает что

Принцип горизонтальной справедливости

Проблема справедливости — это проблема в первую очередь этического характера. Однако, говоря о принципе справедливости в налоговой сфере, необходимо учитывать, что это экономико-правовой принцип, что заставляет рассматривать эту категорию с двух точек зрения: экономической и юридической.
В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Причем в зарубежной экономической науке различают два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности).
Однако в данном случае встает этическая проблема определения равенства, поскольку не всегда равенство может достигаться путем сопоставления текущих доходов. Возьмем, например, двух людей, работающих на одном заводе, делающих одинаковую работу и получающих одинаковую зарплату. Один из них имеет одного ребенка, а другой имеет на иждивении пятерых детей. Можно ли считать их находящимися в равном положении? По-видимому, нет.
Согласно принципу вертикальной справедливости, лица, которые находятся в неравном положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
Однако насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги. Так, общеизвестно, что пожилые люди с одной стороны, имеют более низкие доходы по сравнению с молодым трудоспособным населением, а с другой стороны, чаще прибегают к услугам государственного здравоохранения. Принцип платежеспособности говорит о том, что пожилые люди должны платить более низкие налоги. В то время как согласно принципу выгод пожилые люди должны платить налогов больше, так как они извлекают большую выгоду от государственного финансирования здравоохранения. Очевидно, что в данном случае применение принципа выгод к пенсионерам и лицам пожилого возраста будет несправедливым.

Источник

Принцип соразмерности согласно нормам ст. 3 НК РФ

Принцип горизонтальной справедливости налоговой системы означает что

Что такое принципы налогового права?

Принципы налогового права и принципы налогообложения — вопросы теории науки налогового права. Первые определяют как основные исходные положения данной правовой отрасли, ее базовые идеи, вторые — как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.

С практической точки зрения общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ (постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П).

О том, на чем базируется управление налоговой системой государства, читайте в статье «Что включает в себя налоговое администрирование?».

Какие принципы налогообложения закреплены в НК РФ?

Принципам налогообложения посвящена ст. 3 НК РФ. Она именует их основными началами законодательства о налогах, сборах и страховых взносах. Они следующие:

Что означает принцип справедливости в налоговом праве? На этот вопрос вам ответит готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно, оформив пробный доступ.

В чем суть принципа соразмерности, установленного в п. 3 ст. 3 НК РФ?

В теории принцип соразмерности разбивается на 3 подпринципа:

1. Пропорциональности налогообложения: при установлении налогового платежа учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В качестве классического примера учета способности к уплате налога можно привести ЕНВД, размер которого определяется с учетом вида бизнеса, а также может корректироваться в зависимости от условий деятельности.

2. Обоснованности налогообложения: налоги, сборы, взносы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Общий смысл состоит в том, что ни один налоговый платеж не берется с потолка. Для каждого налога характерен свой объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает только при наличии такого объекта.

3. Допустимости налогообложения: недопустимы налоги, сборы, взносы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Налоги — это всегда определенное бремя, в том числе некоторое ограничение конституционно закрепленного права собственности. Данный принцип означает запрет на установление чрезмерного налогообложения, требует соразмерности налогов целям государства. Кроме того, его следует учитывать при применении мер налоговой ответственности. Размер налоговых санкций должен отвечать вытекающим из Конституции и ст. 3 НК РФ требованиям о справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (постановление президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11019/09).

Источник

Горизонтальный капитал

Что такое Горизонтальный капитал?

Горизонтальная справедливость – это экономическая теория, согласно которой люди с одинаковым доходом и активами должны платить одинаковую сумму налогов. Горизонтальная справедливость должна применяться к физическим лицам, считающимся равными, независимо от действующей налоговой системы. Чем нейтральнее налоговая система, тем более справедливой по горизонтали она считается.

Понимание горизонтального капитала

В основе теории горизонтального равенства лежит то, что к людям следует относиться одинаково, взимая одинаковый уровень подоходного налога с людей, принадлежащих к той же группе доходов. Вертикальная справедливость, с другой стороны, связана с перераспределением богатства и поощряет налоговую систему, в которой люди с высокими доходами или те, у кого есть доступ к большему количеству ресурсов, платят больше налогов, чем люди с низкими доходами.

Горизонтальный акционерный капитал предлагает налоговую систему, которая не предоставляет льгот для определенных лиц и компаний. По сути, это связано с концепцией налоговой нейтральности, поскольку она защищает налогоплательщиков от произвольной дискриминации, так что, если два человека имеют одинаковое благополучие до уплаты налогов, то и после уплаты налогов они должны иметь одинаковое благополучие.

В соответствии с принципом горизонтальной справедливости некоторые экономисты используют годовой доход в качестве меры дохода, который группирует налогоплательщиков как равных. Другие экономисты считают, что пожизненный доход налогоплательщика – лучший критерий. Суждение о том, согласуется ли налогообложение дохода или потребления с горизонтальной справедливостью, зависит от того, какое определение дохода они используют.

Горизонтальная справедливость в сфере здравоохранения означает равенство между людьми с одинаковыми потребностями в медицинской помощи.По сути, он действует как мера системы здравоохранения, предлагая предоставить равное медицинское обслуживание тем, кто одинаков в соответствующем отношении, например, имеет одинаковые потребности »1.

Ключевые моменты

Пример горизонтального капитала

Следуя нашему примеру, приведенному выше, если из-за вычета процентов по ипотеке для собственности на жилье один из налогоплательщиков платит меньшую сумму налога, чем второй налогоплательщик с равным доходом, то горизонтальное равенство не достигается.

Источник

Принцип горизонтальной справедливости налоговой системы означает что

ПРИНЦИП ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ — принцип налогообложения, при котором к налогоплательщикам, находящимся в равных условиях, применяется одинаковое отношение налоговых органов. [c.501]

Принцип горизонтальной справедливости 50/ [c.801]

О Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково. [c.380]

Предположим, что двое работают по 40 ч в неделю и один получает зарплату, работая по найму, тогда как другой зарабатывает на жизнь своим собственным бизнесом, скажем, ресторанным. Предположим, что прибыль собственника ресторана в точности равна величине заработной платы наемного работника. Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что каждый человек должен выплачивать налог одинаковой величины. Если же налоговая система облагает налогом прибыль по одной ставке, а заработную плату — по другой, то принцип горизонтальной справедливости будет нарушен. Принцип вертикальной справедливости гласит, что тот, кто получает больше, должен и больше платить в виде налогов, даже если его заявленные (т.е. облагаемые налогом) доходы по какой-либо причине искусственно занижены. [c.380]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАВЕНСТВА. Естественной отправной точкой является следующая мысль налоговой системой в качестве равных рассматриваются те, у кого равны текущие доходы. Но текущие доходы в действительности не являются подходящим показателем того, насколько человек богат. Студент-медик, обладающий такими же доходами, как и дворник, все же богаче последнего, поскольку имеет более высокую сумму доходов, полученных в течение жизни. Возможно, мы должны определить равных через их суммарные доходы, полученные в течение жизни. Даже если мы сможем надежно оценить суммарные доходы (кроме всего прочего, некоторые студенты-медики отчисляются за неуспеваемость), ряд трудных вопросов все равно остается. Рассмотрим двух людей, каждый из которых имеет одинаковые совокупные доходы. Оба теперь на пенсии. Один, будучи молодым, делал сбережения и теперь живет хорошо. Другой в молодости хорошо проводил время и теперь живет очень бедно. Равны ли они Или рассмотрим двух людей, работающих на одном заводе, делающих одинаковую работу и получающих одинаковую оплату. Один из них имеет на иждивении пятерых детей. Равны ли они Это этические вопросы, и, к сожалению, принцип горизонтальной справедливости в подобных случаях не дает конкретного ответа На практике вопрос решается законодателями, которые, голосуя по вопросу о налогах, видимо, основываются на принципах, подобных принципу горизонтальной справедливости. Однако у них есть, разумеется, и множество других политических соображений, и, кроме того, на них оказывается политическое давление [c.380]

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия — горизонтальная справедливость, т. е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость — справедливое перераспределение платежей между богатыми и бедными первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые. [c.98]

Принцип способности заплатить налог предполагает введение двух понятий вертикальной и горизонтальной справедливости. Вертикальная справедливость означает, что налогоплательщики, обладающие высокой способностью к уплате налогов, должны вносить в бюджет государства большую сумму. Горизонтальная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Несмотря на распространенность этих понятий, они достаточно редко используются для оценки налоговой системы. [c.266]

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Объясните принцип получаемых выгод и принцип способности заплатить налог. Что такое вертикальная справедливость и что такое горизонтальная справедливость Почему для оценки справедливости налоговой системы необходим анализ распределения налогового бремени [c.272]

Средняя ставка налога Принцип получаемых выгод Горизонтальная справедливость Прогрессивный налог [c.273]

В рамках рассмотренных принципов налогообложения при анализе концепции «налоговой справедливости» экономисты различают горизонтальное и вертикальное равенство потерь при уплате налогов. Горизонтальное равенство предполагает, что находящиеся в равном положении налогоплательщики должны трактоваться налоговым законодательством одинаково и платить равные налоги. Вертикальное равенство предполагает, что находящиеся в неравном, с точки зрения доходов и имущества, положении домохозяйства не могут одинаково трактоваться соответствующим законодательством, и обязаны платить разные налоги. Очевидно, что обеспечение в форме вертикального равенства представляет собой сложную задачу, в решении которой пока нет четких научно-практических рекомендаций. Однако существует инструментарий, с помощью которого государство стремится обеспечить справедливость налогообложения, как в форме горизонтального, так и вертикального равенства. Этот инструмента- [c.594]

Третий пример касается налогообложения детей. Рассмотрим две семейные пары с одинаковыми доходами. И та и другая хотели бы иметь двоих детей, но одна пара бездетна, а у другой двое детей. Ясно, что положение пары с двумя детьми лучше, чем бездетной. Принцип, по которому тот, кому лучше, платит больше налогов, предполагает, что семья с детьми должна платить больше налогов. Но на деле налоговый закон приводит к тому, что эта пара платит меньше. Проведенный анализ показал, что хотя принципы вертикального и горизонтального равенства на первый взгляд, кажется, обеспечивают «разумные» основы для разработки справедливой налоговой системы, на деле они помогают только частично. Сложные вопросы — как определить того из двух людей, кто находится в лучшем положении или который обладает большей способностью платить, а также, что мы понимаем под одинаковым подходом к людям — эти вопросы остаются без ответа. Более того, принцип вертикального равенства не указывает, насколько больше должен платить государству находящийся в лучшем положении. Утверждается только то, что он должен платить больше. [c.383]

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предполагает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая означает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. [c.270]

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы всеобщность (охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом) обязательность (юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом) равнонапря-женность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения) однократность (недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза) стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться) простота и доступность для восприятия гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики) справедливость. В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. [c.115]

С учетом этих факторов и критериев развивалась идея справедливости в налогообложении, которая, как мы уже знаем, нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения. Этот принцип, провозглашенный А. Смитом в конце XVIII в., уточнялся вплоть до конца XX в., когда он получил окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США. [c.110]

Источник

Принципы построения налоговой системы РФ

Принцип горизонтальной справедливости налоговой системы означает что

История построения налоговой системы в нашем государстве

Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

Первым упоминанием о сборах с населения является дань. Она была прямым налогом и служила в качестве главного дохода казны древнерусского государства в конце IX века. Со становлением Киевского государства дань перешла в следующую форму — подать. Она взималась «подымно», то есть с печей и труб домашних хозяйств. Также была принята стрелецкая подать.

В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

О том, кому сегодня положено платить акцизы, см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

Становление современной налоговой системы России началось с распада СССР в конце 1991 года и принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Новый закон с января 1992 года вводил в действие такие налоги, как НДС, подоходный налог, акцизы и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000-м — 2-я часть. Они объединили воедино все налоги и сборы, действовавшие на территории нашей страны. НК РФ стал главным законодательным актом в области налогообложения и определил взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

Об характеристиках основных элементов налога читайте здесь.

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Какую систему налогообложения может выбрать организация? Сделать выбор вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.

Итоги

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *