Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что

Этические нормы работы психодиагноста.

Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования.

Вместе с тем, профессиональная деятельность психолога наряду с указанными выше общими требованиями предъявляет и ряд требований специфического характера, вытекающих из особенностей самой психодиагностической деятельности.

В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

· Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь.

· Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента.

· Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом.

· Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам.

Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;

5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;

6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;

7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

Источник

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что

Ответ:

1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований.

Этика психодиагноста выражает ответственность психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения.1 В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.

Профессионально-этические нормы – это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, которые мы рассмотрим в следующей главе.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева и В.В.Столина,2 а также А.Г Шмелева.3 Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволил выявить восемь основопологающих этических принципов в психодиагностике. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип ответственности: предполагает ответственность психолога-диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.

2. Принцип компетентности: предполагает, что психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными психологами, имеющими базовое высшие психологическое образование. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности. Данной принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат. Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.

7. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Источник

Основные принципы психодиагностики

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, т. е. давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3.Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию.

4.Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.

В самом общем виде психодиагностика – эта наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «психодиагностика», распространившийся в психиатрии после появления книги Г. Роршаха «Психодиагностика» Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Психодиагностика неразрывно связана с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью психодиагностических методов. Результаты психодиагностических измерений могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психологических построений различных психологических направлений.

Известно, что создание любого психологического инструмента измерения тре­бует неукоснительного соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики из­мерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие им устанавливается путем применения математико-статистических процедур. Совер­шенствование математико-статистического аппарата, его разработка в свою оче­редь связаны с конструированием все новых и новых тестов, решением задачи обеспечения их эффективности.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает что

Источник

Принципы работы психологической службы и этический кодекс практического психолога

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной или воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

1. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми.

Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья. Исключение составляют также случаи, когда психодиагностическое обследование проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Психолог должен принимать все меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио- и видеопленок, связанных с работой. Он не должен допускать случаев обнародования информации, имеющей интимный характер, публичного сравнения людей (коллективов) по психологическим качествам, указания на источник получения информации.

2. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Он должен:

— уважать личную неприкосновенность людей, их право на участие или неучастие в исследованиях, диагностических и формирующе-коррекционных мероприятиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;

— разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом);

— не использовать методик и процедур, ущемляющих личное достоинство человека, не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или психологическим принуждением людей к сообщению какой-либо информации, изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы его начальником;

— оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать должностных лиц, людей, причастных к участию в судьбе человека и работе с ним, об этических требованиях, предъявляемых к пользованию доступной или переданной им информацией, и своей собственной этической позиции.

Перед проведением психологического обследования испытуемого необходимо предупреждать о том, что в процессе тестирования он невольно может выдать информацию о себе, своих мыслях и чувствах. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы. Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому тем, кто проводил обследование, в доступной для правильного понимания форме. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты. Если тестирование производится с целью конкурсного отбора (в вуз, на вышестоящую должность), то человек имеет право знать то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по итогам тестирования.

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов требует того, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, то есть давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог должен использовать диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенным и предвидит последствия их применения.

4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощипредполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Кроме того, в ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. С другой стороны, должна существовать теоретическая система, позволяющая объяснять отдельные факты и проявления чувств, действий клиента исходя из целостного видения более широкой «панорамы» его психической жизни, прогнозируя возможные варианты позитивных изменений.

Данный принцип означает также, что в установлении факторов, определяющих возможность этих позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента (с учетом требования разумной достаточности). Кроме того, должно быть учтено мнение всех сторон, принимающих участие в предложенной консультанту ситуации.

6. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Мало того, они должны быть реальными, выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эффективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности тех должностных лиц, которым они адресуются.

7. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что практический психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей. Психолог должен постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности. Он обязан обладать хорошей теоретической подготовкой, досконально знать психодиагностические, психокоррекционные и развивающие методики и правила их применения, иметь достаточный опыт их практического использования.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психолога, необходимо воздерживаться от применения административных решений без тщательного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых мер.

Психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести практическую работу. Вместе с тем запрещается прямое заимствование результатов чужих исследований, присвоение авторства теоретических положений, экспериментальных методик и данных, отсутствие в публикуемых работах ссылок на первоисточники и т.п.

В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы.

Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением им должностных обязанностей.

Источник

Профессионально-этические принципы

Психодиагностики

Для того чтобы в процессе психодиагностического обследования избежать этических проблем, психодиагносту необходимо выполнять ряд требований. Эти требования могут реализовываться по-разному в зависимости от ситуации. Поэтому психодиагност должен знать основные этические принципы психодиагностики, которые определяют его поведение в той или иной ситуации. Р. С. Немов выделяет пять основных этических принципов психодиагностики. Рассмотрим эти принципы.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Этот принцип прежде всего касается совершеннолетних людей. Если речь идет о несовершеннолетних, например о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае, как правило, не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использоваться для решения его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям [18, с. 19–20].

Соблюдение данных принципов должно обеспечить разрешение многих проблем этического характера при проведении психодиагностического обследования. В западных странах существует этический кодекс практического психолога, включающий в себя целый ряд этических требований, которые должен соблюдать специалист-психолог в процессе своей профессиональной деятельности.

По отношению к тем, кто не является психологом, но занимается проведением психодиагностических обследований, предъявляются дополнительные требования. В частности, Л. Ф. Бурлачук и С. М. Морозов называют четыре основных требования, предъявляемые к специалистам-непсихологам.

«1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

3. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.

Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.

4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам» [7, с. 415].

Таким образом, проведение психодиагностического обследования может сопровождаться возникновением проблем этического характера. Для того чтобы не допустить появления таких проблем, психодиагност должен в первую очередь соблюдать рассмотренные нами этические нормы и требования. К специалистам-непсихологам предъявляются дополнительные требования, обусловленные, в частности, отсутствием у них необходимого уровня психологических знаний.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные проблемы этического характера, возникающие в результате проведения психодиагностического обследования.

2. Перечислите основные этические принципы психодиагностики.

3. Назовите требования, предъявляемые к специалистам-непсихологам, проводящим психодиагностическое обследование.

Тема 4. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Свойства личности как относительно устойчивые

Характеристики человека

Как мы выяснили, основной целью психодиагностики является изучение индивидуально-психологических особенностей человека, выявление и измерение его индивидуальных психологических качеств и свойств. Однако насколько правомерно говорить о том, что психика человека имеет устойчивые свойства и качества, которые определяют его поведение? Если психика человека реально не обладает такими устойчивыми характеристиками, которые ей порой приписываются, то что же изучает психодиагностика? Не есть ли ее предмет фикция? Данная проблема становится актуальной в 60-е гг., когда появляются исследования, в которых обосновывается положение о том, что вариативность поведения зависит не от индивидуально-психологических различий, на которые прежде всего нацелена психодиагностика, а от ситуационных (см. тема 2).

В процессе развития психологии и психодиагностики за рубежом оформились три подхода к рассмотрению личности. Первый, традиционный, признает первичной и главной предпосылкой поведения систему устойчивых индивидуально-психологических особенностей или черт. Предполагается, что формы поведения, соответствующие свойствам, устойчивы и проявляются в различных ситуациях, что определяет их трансситуативную стабильность. К представителям данного подхода можно отнести таких исследователей, как Г. Оллпорт, Р. Кеттел.

Основателем данного подхода является Г. Оллпорт, который заложил основы теории личности, получившей название «теория черт». Согласно Г. Оллпорту, личность представляет собой прижизненно формирующуюся индивидуально своеобразную совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Основываясь на теории Г. Оллпорта, Р. Кеттел придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Представители теории черт доказывали существование индивидуальных устойчивых черт у человека, опираясь прежде всего на математико-статистические методы. Так, в частности, Г. Айзенк доказывал существование у человека тех или иных черт, используя факторный анализ. Заслугой Г. Айзенкаявилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты [2, с. 5].

Г. Айзенк считал, что черта может быть определена как ряд взаимосвязанных поведенческих актов. Черта понималась им как группа коррелирующих поведенческих актов или тенденций деятельности. Она является организующим принципом, выведенным из наблюдаемой согласованности человеческого поведения.

В свою очередь тип личности Г. Айзенк понимал как группу коррелирующих черт. И в соответствии с такой точкой зрения различие между понятием «черта» и «тип» кроется не в непрерывности гипотетической переменной, не в форме ее распределения, а является различием общего и частного [2, с. 6].

Еще в 60-е гг. основные положения теории черт начинают подвергаться критике. В частности, было показано, что поведение в определенной мере ситуативно специфично, зависит от особенностей конкретной ситуации. Исследователи установили, что корреляция одних и тех же форм поведения в различных ситуациях чаще всего очень слабая.

В связи с этим была предложена другая концепция, которая полностью отвергает какую-либо роль устойчивых черт или свойств, а главным фактором формирования поведения признает особенности конкретной ситуации (S) и предшествующую историю связей стимулов и реакций в аналогичной или сходных ситуациях (S-R – закономерность).

Эта концепция, получившая название ситуационизма, фактически смыкается с бихевиоризмом и необихевиоризмом. Если теория черт фактически изображает человека марионеткой наследственных и приобретенных свойств, то ситуационизм делает его рабом стимулов внешней среды или последовательности ситуаций.

В настоящее время большинство исследователей считают необходимым учитывать при исследовании личности как индивидуально-психологические, так и ситуационные переменные.

В последнее время в рамках так называемого «интеракционизма» развивается представление, в какой-то мере учитывающее слабые стороны указанных подходов. С точки зрения интеракционизма необходимо учитывать динамическое взаимодействие ситуаций и индивидуальных особенностей человека, активность которого проявляется в выборе ситуаций и субъективном их восприятии. Одна и та же ситуация по-разному интерпретируется людьми в зависимости от их свойств и опыта. Поведение в значительной мере определяется характером этой интерпретации. В результате действий личности активно изменяются характеристики ситуации.

В различных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, активизируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, вызывают проявление черт «внимательный–невнимательный», «аккуратный–небрежный», ситуации встречи или знакомства людей друг с другом вызывают проявление черт «общительный–замкнутый», «отзывчивый–черствый» и т. п.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты личности [20, с.175].

Таким образом, рассматривая личность человека можно говорить об относительной устойчивости ее характерных черт. Это связано с тем, что те или иные характерные особенности личности проявляются не во всех жизненных ситуациях. Рассмотренная нами проблема, так и не нашла окончательного разрешения. Говоря о психодиагностике, можно констатировать, что она основана на представлении о свойствах как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменяясь во времени, позволяют прогнозировать его поведение.

Психологическая диагностика личности невозможна без знания ее структуры и закономерностей ее становления. Структура личности является чрезвычайно богатой и сложной и имеет множество качественно различных проявлений. Поэтому целесообразно выявить хотя бы некоторые, основные ее параметры и именно по отношению к ним анализировать проблему психологической диагностики. Лишь такой подход может стать посильной задачей для анализа, ограниченного конкретной практической целью.

В структуре личности можно выделить такие параметры, или черты, которые являются системообразующими, или интегральными, т. е. сами включают более частные, значимые личностные свойства. К таким системообразующим чертам личности разные авторы чаще всего относят: 1) мотивацию; 2) самосознание; 3) межличностные отношения [20, 177].

Для изучения особенностей мотивации используются разного рода опросники и проективные методики. Проективные методики позволяют диагностировать глубинные мотивационные образования, особенно неосознаваемые мотивы. В области психодиагностики самосознания используются стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, проективные и репертуарные методики. При диагностике межличностных отношений помимо опросников и проективных методик применяется социометрия.

Итак, под термином «личность» чаще всего понимают совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. Выявление и изучение данных качеств предполагает исследование поведения человека в различных ситуациях. Выявленные качества нельзя понимать как абсолютно устойчивые характеристики личности. Поскольку личность является очень сложным образованием, включающим в себя множество связанных друг с другом особенностей человека, психодиагностика сосредоточивается на изучении ее системообразующих черт (мотивации, самосознания, межличностных отношений).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *