Принцип единства налоговой политики предусматривает что не допускается установление
Для студентов всех форм обучения
Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»
1. Основным методом налогово-правового регулирования является:
а) императивный метод;
2. Налогово-правовые санкции:
б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;
3. Особенность налоговых правоотношений – это:
а) принцип справедливости;
4. Основной метод в налоговом праве – это:
в) государственно-властные предписания;
5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:
6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет :
б) применение мер налоговой ответственности;
7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:
в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;
8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:
в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
9. Налоги характеризуются следующими признаками:
а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;
10. Отличительной чертой сбора является:
б) единовременный характер платежа;
11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:
б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам — нет;
12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:
а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;
13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:
а) федеральным законом РФ;
14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:
а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,
16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:
б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,
17. Налоговые органы субъектов Федерации:
а) не могут создаваться;
18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:
б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;
19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;
20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:
в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;
б) активное поведение;
22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:
а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;
23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:
в) неравнозначны – первое охватывает второе;
24. Видами налоговых проверок являются:
в) выездная и камеральная;
25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:
б) только должностные лица организаций;
26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:
27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:
б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;
28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:
а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;
29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:
а) со дня совершения правонарушения;
30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:
31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:
б) родовой объект правонарушения;
32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:
в) действием или бездействием;
33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:
г) независимо от возраста.
34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:
а) только объект налогообложения;
35.Международное налоговое право объединяет нормы:
а) внутригосударственного и международного права;
36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:
в) во всех перечисленных случаях.
37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:
а) только на федеральном уровне;
38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:
г) федеральных, региональных и местных;
39. Единство налоговой политики предполагает:
в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;
40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:
а) налоговым законодательством;
41.Налогоплательщиками признаются физические лица:
а) независимо от возраста;
42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:
б) налоговым органом;
43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:
б) поставщиком товаров (работ, услуг);
44. Объектом обложения НДС является:
б) реализация товаров и услуг и импорт товаров
45. Ставки акцизов установлены:
б) постановлением Правительства РФ;
46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:
а) субъекты малого предпринимательства;
47. Размер земельного налога зависит:
г) от категории земель.
48.Налоговое законодательство включает:
в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;
49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:
б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;
50. Придание законам о налогах обратной силы означает:
а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;
51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:
а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;
52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:
б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;
53. Прием и взимание налогов производят:
в) сборщики налогов и налоговые органы;
54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:
55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:
б) срок уплаты налога;
56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:
а) односторонний характер;
57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:
а) обязательство имеет строго определенный состав участников;
58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:
а) имеют право не выполнять;
59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:
г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.
60. Декларация должна быть представлена в налоговый орган налогоплательщиком:
г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.
Принцип соразмерности согласно нормам ст. 3 НК РФ
Что такое принципы налогового права?
Принципы налогового права и принципы налогообложения — вопросы теории науки налогового права. Первые определяют как основные исходные положения данной правовой отрасли, ее базовые идеи, вторые — как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.
С практической точки зрения общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ (постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П).
О том, на чем базируется управление налоговой системой государства, читайте в статье «Что включает в себя налоговое администрирование?».
Какие принципы налогообложения закреплены в НК РФ?
Принципам налогообложения посвящена ст. 3 НК РФ. Она именует их основными началами законодательства о налогах, сборах и страховых взносах. Они следующие:
Что означает принцип справедливости в налоговом праве? На этот вопрос вам ответит готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно, оформив пробный доступ.
В чем суть принципа соразмерности, установленного в п. 3 ст. 3 НК РФ?
В теории принцип соразмерности разбивается на 3 подпринципа:
1. Пропорциональности налогообложения: при установлении налогового платежа учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В качестве классического примера учета способности к уплате налога можно привести ЕНВД, размер которого определяется с учетом вида бизнеса, а также может корректироваться в зависимости от условий деятельности.
2. Обоснованности налогообложения: налоги, сборы, взносы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Общий смысл состоит в том, что ни один налоговый платеж не берется с потолка. Для каждого налога характерен свой объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает только при наличии такого объекта.
3. Допустимости налогообложения: недопустимы налоги, сборы, взносы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Налоги — это всегда определенное бремя, в том числе некоторое ограничение конституционно закрепленного права собственности. Данный принцип означает запрет на установление чрезмерного налогообложения, требует соразмерности налогов целям государства. Кроме того, его следует учитывать при применении мер налоговой ответственности. Размер налоговых санкций должен отвечать вытекающим из Конституции и ст. 3 НК РФ требованиям о справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (постановление президиума ВАС РФ от 08.12.2009 № 11019/09).
Принцип единства налоговой политики предусматривает что не допускается установление
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П
«По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
Именем Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. также Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Б.С.Эбзеева, судей М.В.Баглая, Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, В.Г.Ярославцева,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», согласно которому органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей, и положений статьи 20 того же Закона в части, касающейся перечня налогов и сборов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и их установления законодательными актами Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явились запросы Конституционного Суда Республики Коми (в связи с рассмотрением дела о конституционности Закона Республики Коми «О налоге на реализацию спиртоводочной продукции»), администрации Иркутской области, Алтайского краевого Законодательного Собрания, Законодательного Собрания Владимирской области и Волгоградской областной Думы.
Поскольку все запросы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» соединил дела по этим запросам в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.А.Гаджиева, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание: губернатора Алтайского края А.А.Сурикова, заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д.Шаталова, адвоката А.В.Клигмана, председателя Уставной палаты Иркутской области Д.Л.Суркова; исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации, установил:
1. Обратившиеся в Конституционный Суд Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации считают, что положения статей 18 и 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», как не предусматривающие полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению налогов и сборов, противоречат статье 72 ( пункт «и» части 1 ) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В подтверждение своей позиции заявители ссылаются на ряд конституционных положений, закрепляющих статус субъектов Российской Федерации, а также на статью 5 Протокола к Федеративному договору (Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации), которая предоставляет субъектам Российской Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.
По мнению Волгоградской областной Думы, оспариваемые нормы Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не относятся ни к сфере ведения Российской Федерации, ни к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и в силу этого противоречат статье 76 (часть 4) Конституции Российской Федерации, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование.
Конституционный Суд Республики Коми просит проверить конституционность Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в целом. Однако из запроса следует, что в рассматриваемом Конституционным Судом Республики Коми конкретном деле были применены лишь некоторые положения статьи 20 Закона. Именно в этой части, по смыслу Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», запрос может быть признан допустимым.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов ( статья 72, пункт «и» части 1 ); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом ( статья 75, часть 3 ).
Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными в него в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации. Именно он определяет юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения и сборов. В силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с данным Законом.
Однако и при отсутствии федерального закона об общих принципах налогообложения и сборов признание за субъектами Российской Федерации права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.
3. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции Российской Федерации, в соответствии с ее статьей 71 (пункт «а») находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.
Из приведенных конституционных норм следует, в частности, что не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации. С этой точки зрения недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.
Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы, как относящиеся к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации ( статья 71, пункт «ж» ); налоговые органы в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти ( статья 78, часть 1 ), а не органами субъектов Российской Федерации.
Принцип установления налогов законами закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
Таким образом, из Конституции Российской Федерации, а именно из закрепленных в ней равенства прав и свобод человека и гражданина, запрета на их ограничение иначе, как федеральным законом, единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, признания и защиты государством всех форм собственности, свободы экономической деятельности, обусловливающих соответственно принципы единой финансовой, в том числе налоговой, политики и единства налоговой системы, установления налогов только законом, равного налогового бремени, вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.
Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере, которое, следовательно, в этой части является предметом федерального ведения.
Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.
Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Вопрос об установлении местных налогов выходит за рамки предмета рассмотрения по данному делу. Что касается установления налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то оно должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами.
Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.
Из статьи 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует, что Конституционный Суд Российской Федерации вправе проверить конституционность пункта 1 статьи 20 Закона только применительно к вопросу о том, может ли перечень налогов республик, краев, областей, автономной области, автономных округов носить исчерпывающий характер. Определение же конкретного состава входящих в него налогов не относится к числу конституционных вопросов, и, следовательно, производство по делу в части проверки конституционности видов налогов, перечисленных в пункте 1 статьи 20 Закона, подлежит прекращению.
1. Признать положение абзаца второго пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» соответствующим Конституции Российской Федерации.
2. Признать положение абзаца первого пункта 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом вытекающего из части первой статьи 1 данного Закона права органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать и отменять налоги и сборы, а также льготы налогоплательщикам в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов соответствующим Конституции Российской Федерации.
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», официальных изданиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».