Принцип автономии образовательных организаций означает что
Принцип автономии образовательных организаций означает что
АВТОНОМИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – один из основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (см. ст. 3 Закона: «9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций»).
Согласно статье 28 этого Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».
Реализация этого принципа связана с серьезной децентрализацией управления в сфере образования и означает существенное расширение автономных прав, полномочий, компетенции, а также ответственности образовательных учреждений.
Автономия образовательной организации связана с приобретением образовательными организациями прав юридического лица, с разработкой устава образовательной организации, с выработкой её общей и образовательной стратегии, основных направлений развития.
Правильное понимание и осуществление принципа автономии образовательной организации в практике школ предполагает и сознательное избегание таких крайностей, как стремление к полной самостоятельности и независимости школ от государственного и общественного контроля, от социального заказа на образование, от территориальных образовательных систем. Такая практика самоизоляции, замкнутости, автаркии школы означала бы искажение принципа автономии образовательной организации и могла бы привести школу к полной деградации.
Успешная реализация принципа автономии образовательной организации одинаково важна и для развития образования в стране в целом, так как она является основой и источником возможностей для более полного учета и удовлетворения все более сложных и многообразных потребностей заказчиков на образование, и для развития каждой образовательной организации, так как именно автономия образовательной организации создает благоприятные условия для раскрытия уникальных возможностей, потенциала школы, ее индивидуальности.
Анализ практики показывает, что возможности развития государственно-общественного управления школой непосредственно связаны со степенью ее автономии. Чем выше уровень самостоятельности школы, больше свободы она имеет в определении стратегии и тактики развития, тем более широким становится поле для работы органов коллегиального управления и выше вероятность освоения ими реальных управленческих полномочий.
Институт развития государственно-общественного управления образованием
общественное участие в управлении образованием
Все права защищены и охраняются законом. © 2008-2019. Использование материалов без разрешения владельцев не допускается
Принцип автономии образовательных организаций означает что
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 28
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 322-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, за исключением образовательных организаций высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 320-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 18.03.2020 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе создавать условия для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре. Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Программа развития образовательной организации высшего образования направлена на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такой образовательной организации, развитие академической мобильности ее обучающихся и научно-педагогических работников. Программа развития образовательной организации высшего образования включает в себя критерии оценки эффективности ее реализации, в том числе в части вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, и источники ее финансового обеспечения. Программа развития образовательной организации высшего образования разрабатывается образовательной организацией и утверждается ее учредителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования утверждаются Правительством Российской Федерации.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 320-ФЗ)
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
Принцип автономии образовательных организаций означает что
Комментарий к статье 28
Предметом комментируемой статьи является, во-первых, принцип автономии образовательной организации и, во-вторых, статус образовательной организации как участника образовательных отношений.
Принцип автономии образовательной организации закреплен в ст. 3 (п. 9 ч. 1) комментируемого Закона как один из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Само же определение автономии образовательной организации содержится в ч. 1 комментируемой статьи.
Автономия образовательной организации объясняет особый характер отношений между образовательными организациями и органами управления образованием. Сохраняя свою административно-правовую природу, такие правоотношения «сглаживают» неравенство сторон, наделяя образовательные организации значительными дискреционными полномочиями, которые они реализуют самостоятельно.
Определяя автономию образовательной организации, законодатель понимает под такой автономией самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. При этом законодатель уточняет, что образовательная организация может автономно (самостоятельно) осуществлять перечисленные виды деятельности при условии соблюдения предписаний нормативных правовых актов Российской Федерации и устава образовательного учреждения.
Развивая определение автономии, законодатель в ч. 2 комментируемой статьи закрепил, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
К понятию автономии образовательной организации законодатель обращается и позже, когда, например, формулирует принципы управления системой образования: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» (ст. 89 комментируемого Закона).
Автономия образовательной организации проявляется в разных направлениях.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации образовательная организация осуществляет разработку и принятие устава, в котором закрепляются основные положения, регулирующие ее жизнедеятельность. Значительными полномочиями образовательная организация обладает в сфере организационно-кадровой политики. Она самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т.д.
Образовательная организация (это касается, прежде всего, образовательных организаций, действующих в сфере профессионального образования) самостоятельно формирует студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, образовательная организация должна руководствоваться установленными для нее контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса в рамках, очерченных уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации. Она разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов; организует методическое обеспечение образовательного процесса; осуществляет контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.
К компетенции образовательной организации отнесены отдельные вопросы, связанные с оплатой труда работников: установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств (с учетом установленных ограничений), надбавок и доплат к должностным окладам работников, определение порядка и размеров премирования работников и т.д.
Образовательная организация осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование учебных помещений в соответствии с установленными требованиями и в пределах собственных финансовых средств. Ею создаются также необходимые условия нормального функционирования подразделений общественного питания, медицинских учреждений и т.д.
Принцип автономии не должен пониматься как правовое основание бесконтрольности и безнаказанности образовательной организации: он не означает ее выведения из-под контроля органов, наделенных соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законом санкций в случае нарушения образовательной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и предписаний действующего законодательства.
В установленном порядке образовательная организация несет ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, качество образования, за реализацию образовательных программ в неполном объеме. Также предусматривается ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье ее обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод участников образовательных правоотношений.
Контроль за соответствием деятельности образовательной организации целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредители образовательной организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавший ему лицензию на ведение образовательной деятельности.
При этом основной акцент в понимании автономии ставится не на законопослушность образовательной организации, наделенной значительной самостоятельностью (автономией), а на ответственность образовательной организации перед личностью, обществом и государством за осуществляемую ею образовательную деятельность.
Для реализации принципа автономии образовательной организации педагогические работники и обучающиеся наделяются академическими правами и свободами, например свободой педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, правом выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, свободой студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставление педагогическим работникам и обучающимся академических прав и свобод позволяет создать оптимальные условия для научного и педагогического творчества, поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
В статье приведен перечень основных направлений деятельности, составляющих компетенцию образовательной организации. Этот перечень содержит более 20 пунктов и является открытым (п. 22 ч. 3 «иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации»).
Выделенные законодателем направления деятельности образовательной организации, составляющие ее компетенцию, можно условно объединить в несколько групп.
1. Компетенция в области стратегического целеполагания и нормотворчества:
— разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;
2. Компетенция в области организации образовательного процесса:
— разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
— прием обучающихся в образовательную организацию;
— определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, а также допущенных к использованию учебных пособий;
— использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
— осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
— поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения;
— индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся;
3. Компетенция в области охраны здоровья и содержание обучающихся:
— создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
— создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
— обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
— организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных.
4. Компетенция в области материально-технического обеспечения образовательного процесса:
— материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
— приобретение или изготовление бланков документов об образовании и квалификации, медалей «За особые успехи в учении». (см. также Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций»[1]).
5. Компетенция в области управления, контроля, учета и обеспечения информационной открытости:
— предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
— проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования; предоставление отчета о результатах самообследования;
— содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся;
— обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.
6. Компетенция в кадровой сфере:
— установление штатного расписания;
— прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей;
— создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
Отдельные полномочия образовательной организации, упомянутые в комментируемой статье, могут быть реализованы в особом порядке, установленном законодательством. Так, например, организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» ).
Российская газета. 20.08.2014. N 187.
СЗ РФ. 2014. N 15. Ст. 1759.
Научная деятельность и подготовка научных кадров в докторантуре с большой долей условности можно назвать «неосновным» или «смежным» направлением деятельности организации высшего образования. Курс на интеграцию образования и науки стал одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования.
Научно-исследовательская работа в организации высшего образования выполняется научно-педагогическими, научными работниками и обучающимися. К выполнению научно-исследовательских работ могут привлекаться юридические и физические лица на основе заключенных договоров.
Основными задачами научной деятельности образовательного учреждения являются:
— организация совместной научно-исследовательской деятельности с российскими, зарубежными и международными организациями;
— изучение и обобщение отечественного и мирового опыта по направлениям научных исследований, проводимых образовательной организацией;
— использование результатов научных исследований и разработок в образовательном процессе и содействие практическому применению этих результатов;
— обеспечение связи научных исследований с образовательным процессом путем широкого привлечения преподавателей, студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе;
— организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов и конгрессов, в том числе с участием зарубежных специалистов.
Научная деятельность организации высшего образования предполагает формирование, сохранение и развитие собственных научных школ организации высшего образования, поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки техники в различных областях, выполнение совместно с другими организациями высшего образования и научными организациями научных программ, содействие развитию международного научного сотрудничества.
Для выполнения задач в области научной деятельности организация высшего образования может привлекать в качестве соисполнителей другие организации, а также физических лиц, выполнять заказы на научные исследования и разработки для юридических и физических лиц на основе гражданско-правовых договоров, государственных контрактов. Она распространяет новейшие достижения науки и техники, издает научную литературу и осуществляет выпуск научных периодических изданий, поддерживает и развивает необходимую информационную и материально-техническую базу.
Результаты научной деятельности организации высшего образования являются интеллектуальной собственностью, правовая защита которой обеспечивается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Условия владения, пользования и распоряжения научными и научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что в ч. 4 комментируемой статьи научная деятельность отнесена к компетенции организаций высшего образования, иные типы образовательные организации могут осуществлять научную деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
Консультационные услуги населению активно оказывают образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы медицинского образования (университетские клиники, клинические центры и т.д.), образовательные организации, реализующие образовательные программы юридического образования (юридические клиники) и т.д.
Консультационные услуги образовательные организации оказывают также юридическим лицам, заключая соответствующие гражданско-правовые договоры.
Консультационная деятельность становится предметом сотрудничества образовательных организаций с органами государственной и муниципальной власти (например, распоряжение Правительства Республики Карелия от 15 июля 2014 г. N 447р-П «Об одобрении соглашения между Правительством Республики Карелия и ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» о сотрудничестве в сфере образовательной, научной, исследовательской и консультационной деятельности» ).
Собрание законодательства Республики Карелия. 2014. Июль. N 7 (часть II). Ст. 1345.
Предоставление образовательными организациями консультативной помощи заинтересованным лицам предусматривается в самом Федеральном законе об образовании. Так, в ст. 64 комментируемого Закона закреплено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Организации высшего образования, а также иные организации, если это предусмотрено их уставами, могут осуществлять также творческую деятельность. Образовательные организации, осуществляющие образовательные программы в области искусств, могут осуществлять концертную, постановочную, выставочную и другие виды творческой деятельности.
В структуре таких образовательных организаций могут создаваться, например, учебные театры. Деятельность учебного театра заключается в постановке и показе широкому зрителю учебных и дипломных спектаклей, концертных программ, открытых уроков по специальным дисциплинам, самостоятельных работ студентов, а также преподавателей и выпускников учебного заведения как на своей стационарной площадке, так и на выездах и гастролях (п. 1.4 «Примерного положения об учебном театре государственного высшего и среднего специального учебного заведения искусства», утвержденного Приказом Минкультуры России от 6 января 1993 г. N 4 «О Примерном положении об учебном театре» ).
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
К компетенции образовательных организаций относится также организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с круглосуточным или дневным пребыванием, и т.д.). Порядок реализации этой компетенции образовательной организации устанавливается в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (например, Закон Краснодарского края от 29 марта 2005 г. N 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае» ) или муниципальных правовых актах (например, нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 11 июня 2014 г. N 187-НПА «Положение об организации отдыха детей в каникулярное время в муниципальных образовательных организациях городского округа «Город Якутск» ).
Кубанские новости. 02.04.2005. N 47.
Эхо столицы. 24.06.2014. N 70.
Правовой статус образовательной организации, наряду с компетенцией и правами, составляют также обязанности, которым посвящена часть 6 комментируемой статьи.
Законодатель закрепил общее положение о том, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Это предписание, соответствующее общеправовому принципу законности, было уточнено через конкретизацию в следующих обязывающих нормах.
Образовательная организация при осуществлении образовательной деятельности обязана обеспечить:
— реализацию в полном объеме образовательных программ;
— соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям;
— соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
— создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
— соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников образовательной организации.
Для выполнения установленных обязанностей образовательные организации принимают соответствующие правовые акты (например, Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, доведенные до сведения письмом Минобрнауки России от 25 августа 2015 г. N 12-1077 «О направлении рекомендаций» ), создают структурные подразделения, обеспечивающие безопасность обучающихся и работников (например, письмо Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N МК-169/12 «О типовой должностной инструкции заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности» ).
Вестник образования. 2015. Сентябрь. N 18.
Администратор образования. 2014. Апрель. N 8.
Касаясь ответственности образовательной организации, законодатель отсылает в ч. 7 комментируемой статьи к действующему законодательству Российской Федерации.
Основаниями для привлечения к договорной ответственности могут стать факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору об образовании, а также факты причинения морального вреда. Отметим, что во втором случае (причинение морального вреда) необязательно наличие договорных отношений с образовательной организацией.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об образовании образовательная организация несет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и данным договором.
При обнаружении недостатка образовательной услуги, в том числе оказания не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), сторона-заказчик вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного оказания образовательной услуги;
— соразмерного уменьшения стоимости оказанной образовательной услуги;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной образовательной услуги своими силами или третьими лицами.
Если образовательная организация нарушила сроки оказания образовательной услуги (сроки начала и (или) окончания оказания образовательной услуги, промежуточные сроки оказания образовательной услуги) либо если во время оказания образовательной услуги стало очевидным, что она не будет оказана в срок, сторона-заказчик по договору об образовании вправе по своему выбору:
— назначить новый срок, в течение которого образовательная организация должна приступить к оказанию образовательной услуги и (или) закончить оказание такой услуги;
— поручить оказать образовательную услугу третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
— потребовать уменьшения стоимости образовательной услуги;
— расторгнуть договор об образовании.
Порядок компенсации морального вреда установлен ст. 151 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с названной статьей, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
За нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса административная ответственность наступает в соответствии со ст. 19.30 КоАП.
Образовательная организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях (ст. 18.19 КоАП), за несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4 КоАП).
Должностные лица образовательной организации, виновные в нарушении требований к организации и осуществлению образовательной деятельности, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
При получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося, в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со ст. 28 Федерального закона об образовании в полном объеме несет ответственность за качество образования (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» ).
Официальные документы в образовании. 2013. Декабрь. N 36.
[1] Документ опубликован не был. Доступ из СПС “