Принцесса мононоке о чем
Принцесса Мононоке: сила ненависти
«Мононоке» — не просто сказка, а миф, основанный на истории Японии и её древних легендах. Слово «Мононоке» — не имя лесной принцессы. Так называют духа зла и мести. Так что название фильма Миядзаки скорее переводится как «Принцесса Месть». И речь в нём не только о противостоянии человека и стихии, цивилизации и природы, но и о противостоянии человека самому себе.
Демоны технологии против демонов природы
Война до поражения
«Принцесса Мононоке» помогает зрителю осознать, что войны и конфликты зачастую неизбежны, и что найти мирное решение не всегда удаётся. Животные защищают родные леса, считая людей захватчиками. Но ведь и людям надо жить, добывать руду, плавить металл. Железный Город – типичное пограничное поселение на стыке цивилизованного государства и дикой природы; его жителям противостоят не только животные и мифические духи, но сама стихия. Проблема в том, что люди не могут остановиться в своей жадности. Они боятся разорения и смерти, и потому продолжают вырубать лес.
Сказочная канва повествования не мешает «Принцессе Мононоке» быть остросоциальным произведением. В фильме неожиданно ярко звучит проблема угнетённых меньшинств, их социализации и поиска места в жизни общества.
Железный Город, как и все пограничные города, населён беглыми невольниками, бывшими проститутками и даже прокажёнными, которые были табуированы во всех цивилизациях за всю историю человечества. Городом руководит госпожа Эбоси. Эта умная и дальновидная правительница отбросила все стереотипы и помогла отверженным найти своё призвание. Те, в свою очередь, исправно трудятся, ценой жизни защищают город и проявляют искреннюю преданность своей госпоже.
Но прокажённые Железного Города – не единственные, кому приходится бороться с предубеждениями окружающих. В том же положении и сама Принцесса Мести, Мононоке Химе, прекрасная девочка по имени Сан, отданная на откуп белым волкам. Волчица Моро считает девочку родной дочерью, но остальные животные неоднократно попрекают Сан человеческим происхождением. Сан вынуждена сражаться на стороне животных против людей, и потому особенно уязвима: из двух сторон своей личности ей приходится выбирать одну.
Проклятие, которое настигает принца Аситака, ставит его вне закона в своём племени. Он вынужден покинуть родные края и семью, став изгоем. Ему чужды не только силы природы, животные и духи Леса, но и люди. Тем не менее, благодаря врождённому благородству, понятиям о чести и справедливости, Аситака находит общий язык даже с враждующими сторонами, ухитряясь спасти и Сан, и госпожу Эбоси.
Сила злобы
Современная психология признаёт тот факт, что пламя ненависти пожирает человека не только изнутри, а выражается в телесных симптомах. В этом смысл «недуга» принца Аситака. Его заразила демоническая сила злобы, ярости и жажды мести. Недаром в момент боя он одним ударом сносит головы и отрубает руки самураям: злоба, выпущенная наружу, становится стократ сильнее.
Смысл окончания фильма
Госпожа Эбоси отстреливает голову Духа Леса, что приносит страшные разрушения. Правительница Железного Города остаётся без руки после посмертного укуса Моро. В этом скрывается понятный смысл: ведь госпожа Эбоси, одной рукой творя добро, другой рукой губила Лес. Аситака удаётся вернуть Духу голову, но тут наступает восход, когда Дух должен был принять иную форму. Дух растворяется, уходит в небытие. Свежая зелень покрывает обгоревшие холмы.
Дух Леса умер – пришло время людей. Боги и духи отходят в прошлое. Но принц Аситака уверен, что Дух не мог умереть, ведь он — сама Жизнь. Сан и Аситака, будучи отверженными «своими», не возвращаются с победой в родное племя: Сан снова уходит в Лес, Аситака – в Железный Город, к новым друзьям. Госпожа Эбоси одержала победу, хоть и заплатив огромную цену. Однако она изменилась, и есть надежда, что новый город, который она обещает построить, будет более миролюбив к природе. Духи побеждены, как и племя Аситака. Они уступают место пришельцам – более сильным и амбициозным.
Несмотря на позитивные ноты финала, в нём чувствуется горечь – особенно, если вспомнить, что последние японские волки были уничтожены охотниками сто лет назад. Племя прекрасной Сан больше не существует. Одинокий дух «кадама», появляющийся на зелёном холме — это просто напоминание о том, что «у холмов есть глаза», а у Леса — история.
Рецензия на аниме Принцесса Мононоке
Есть в мире аниме, которые трудно понять. Есть аниме, которые сложно вытерпеть. Но есть и те, которые уже проблематично посмотреть. Не то чтобы столь трудно найти в продаже цифровую версию (или обнаружить её в пиратских водах — это уж как финансы позволят), но есть нюанс.
Хаяо Миядзаки, как ни крути, представитель старой школы. Очень старой. Настолько, что упрямо разграничивает произведения для кино, ТВ и носителей. Только дорвавшись до больших экранов, он сразу ломанулся снимать киноаттракционы. Затея хорошая, да и преуспел он в ней знатно. В конце концов, не столь часто можно встретить по-настоящему красивый кинофильм без всяких стереоскопических свистоперделок. Но вот смотреть это за пределами кинозала не выходит, ибо опыт ну совсем не тот. Да, легко говорить тем кто в своё время успел заценить работы студии Ghibli во всей красе. Но очень много людей (включая меня) в силу малого возраста и отсутствия широкого проката при этом остались за бортом. Потому пришлось ждать.
Ожидание было недолгим. Всего двадцать с копейкой лет с момента премьеры прошло. Зато сейчас, в век повторных прокатов, можно по полной оценить задумку деда. И чтобы получше её понять, предлагаю рассмотреть сей проект с двух разных сторон. Всё же любое высказывание подразумевает конфликт, а здесь этого хоть отбавляй.
Цивилизация
Ашитака — принц малочисленного племени Эмиши. Однажды на его деревню нападет одержимый вепрь-гигант. И хотя его удаётся остановить, возникает резонный вопрос: а что это вообще было? Ради поиска ответа наш герой отправляется по следам зверя. И довольно быстро обнаруживает ответ.
Вот едят мясо мужики, пивом запивают.
А вот дамы впервые увидели самца человека, что моет голову чаще чем раз в год.
Всё это показывает крайне обстоятельный подход к созданию убедительного сеттинга. Завод — не просто локация, а полноценный участник истории. И главный представитель у него соответствующий. Знакомьтесь: Эбоши-сама.
Серьёзная и властная женщина, при этом не лишённая здравомыслия и сострадания. Она набрала себе работников из низов (вплоть до выкупа людей из рабства), обеспечила их занятостью и всем необходимым для жизни. Да что там, у неё даже женщины получили рабочее место. Женщины. В тогдашней Японии. Если что, у них до сих пор популярно восприятие представительниц прекрасного пола в качестве говорящего пылесоса с функцией инкубатора. А уж для тех времён это вообще немыслимо.
И вот странность. Эбоши в этой истории выступает злодейкой. Она сурова и упряма, что приводит ко множеству неприглядных поступков. НО при этом её не получается ненавидеть. Ведь зритель понимает, что конкретно сподвигло её на принятие того или иного решения. Положение у неё совсем не простое. С одной стороны постоянно донимают местные ОПГ. в смысле самураи. С другой правительство во главе с императором тянет свои ручонки к прибыльному предприятию. А сзади находится жуткий лес, населённый хрен пойми чем. И вот в таких тяжёлых условиях она проявляет небывалую стойкость духа. Она может ошибиться, может спороть горячку. Но она же готова отвечать головой за себя и подопечных. Или при необходимости снести эту самую голову недругу.
Улавливаете подход? Персонажей сделали максимально человечными. Что, разумеется, трудозатратно, но очень хорошо влияет на восприятие истории. Зритель не должен постоянно мириться с халтурой и может по полной насладиться повествованием и антуражем.
Кстати, насчёт последнего. У нас же аниме про XVI век. А если учесть тогдашние порядки, своеобразное отношение японцев к возрастному рейтингу и нелюбовь Миядзаки к проявлению жалости в адрес зрителя… В общем, представьте себе типичную мамашку в кинотеатре. Привела она своё дите посмотреть мультик про волшебных зверушек, а там такое:
Хотя ничуть не меньшее впечатление производит звук. Не, я не про дороговизну саундтрека или актёрскую игру. Это кинотеатральный релиз от именитой студии. Я бы удивился противоположному результату.
Речь скорее о звуковом дизайне. Каждая реплика, каждый звук, каждая песня — всё играет как нужно и когда нужно. Ожидание чего-то неизведанного в тишине, идеально записанный стук обуви о крышу, звучание природы — всё это и не только вызывает неподдельное уважение. Сколько же труда это стоило? Сколько кропотливости и выверенности было у авторского состава? Роскошно, ничего не скажешь. Правда, эту роскошь удастся в полной мере оценить лишь с помощью мощной и дорогой акустики. Это к вопросу о необходимости просмотра в кинотеатре.
С саундтреком же всё не столь однозначно. При первом прослушивании у меня не возникло желания пополнить свой плейлист.
Плохо ли это? В наше время — определённо, да. Современный кинематограф планомерно уничтожает само понятие музыкального сопровождения. Из неотъемлемой части произведения музыка превращается в банальный мерч. Правда, продаётся он не в отделе игрушек, а в цифровых сервисах. А ради продаваемости музыка должна быть. нет, не уместной. нет, не красивой. Просто цепкой. Чтобы зритель по ходу напевал какой-то мотив и потом затарил песенку в айтюнс. Правда, такой материал в плеере надолго не задерживается. Зато план по продажам выполнен!
Музыка же в “Мононоке” является полной противоположностью данного описания. Да, она своеобразная. Да, в отрыве от проекта не слишком впечатляет. Но при этом она является рабочей частью композиции и прекрасно работает на настрой и нарратив. Скажем так: саундтрек вышел на любителя. Но я понимаю, откуда на него эти любители берутся.
Не понимаю я кое-что другое. Вот эти странные фразочки, призванные показать ненасытность человеческой натуры. Типа такого.
Дело в том, что никем из действующих лиц не движет жажда власти. Подлость, нажива, вредность — да, но никак не властолюбие. Подобные высказывания просто не вписываются в контекст. Я бы мог понять если бы люди ради собственной выгоды заметно вредили природе и местному населению, но нет же. Как будто на пару секунд наше аниме превращается в “Аватар”.
Я подозреваю, что это стало следствием переписывания сценария. Кто-то захотел удариться в морализаторство, но его вовремя остановили. В итоге получилось куда более изящно и интересно, но все следы старых промашек стереть не успели. Впрочем, это только версия.
Заострил я на это внимание по простой причине. Зритель, в большинстве своём, отличается легкомыслием и ленью. А значит в попытке интерпретировать идеи произведения уцепится за первую попавшуюся красивую реплику. В итоге получаем наплыв восторженных отзывов, которые с произведением не имеют ничего общего. Да что там, некоторые любители СПГС умудрились обнаружить в “Мононоке” посыл в духе энвайронметализма. Дескать “берегите природу, мать вашу!” И это меня особенно вымораживает. На каком основании вообще сделаны такие выводы? Типа если нам показали лес и завод, то речь точно идёт о спасении окружающей среды?
Что же, давайте разберёмся. Заценим для начала размеры этого страшного разрушительного предприятия, убивающего весь лес.
Да детская площадка у меня во дворе пострашнее выглядит
Люди заняли один-единственный холм, на котором всё равно ничего не растёт. А вырубаемые ими леса в общем плане вообще ничего не решают. Может хоть воду изгадить умудрились?
Ничего подобного, хоть сейчас по бутылкам разливай. Да, нам показали сцену, где работники завода истребляют леса в куда большем размере чем необходимо. Но делают это не потому что нужно, а просто чтобы испортить жизнь соседу.
Нам говорят: человек может навредить природе только если сильно постарается и бросит на это все имеющиеся ресурсы. А всё остальное — так, мелочи. Есть даже прямая цитата:
Планета в порядке. Это людям пи.
Зачем я это вообще затронул? Да потому что такую картину я наблюдаю всё чаще и чаще. Зритель ради попытки казаться умнее чем есть на самом деле сломя голову бросается везде искать смысл скрытый, игнорируя при этом смысл явный.
Потому держите мой не очень мудрый, но всё же совет: мыслите глубже. Я понимаю, речь идёт о “развлекательном” кино (как будто бывает другое, лол). И идя в кинозал с литрушкой пива в руках и вдвое большим объёмом в желудке последнее что хочется сделать — включить мозг. Но вы уж постарайтесь. Проявите уважение к чужому труду. Если уж автор захотел что-то сказать, не поленитесь его выслушать. Вдруг и правда там что-то дельное?
Такие дела. Теперь же давайте зайдём с немного другой стороны.
Природа
Ашитака — принц малочисленного племени Эмиши. Однажды на его деревню нападет одержимый вепрь-гигант. И хотя его удаётся остановить, принц в ходе сражения перенял страшное проклятие. Воплощение ненависти, поражающее как тело, так и душу. В надежде исцелиться Ашитака отправляется по следам зверя. И довольно быстро обнаруживает весьма интересное место.
Прекрасный древний лес, хранящий в себе множество тайн. Одной из которых является местный дух. Древнее божество, повелевающее жизнью и смертью.
Компанию же ему составят местные зверушки да прибожки. Дикая природа во всей красе.
Всё это показывает крайне обстоятельный подход к созданию правильной атмосферы. Природа — это не просто место действия. Это своего рода философия. Многие её явления непонятны или не поняты. Она не только прекрасна, но и опасна. Потому люди не против её созерцать, но лишь надёжно отгородившись.
А возглавляет местное население некая Сан. Отважная и грубая бунтарка, выращенная волками в суровейших условиях. Она не согласна мириться с выходками соседей и готова лично рисковать жизнью ради защиты интересов своей стаи.
И вот странность. В этой истории Сан выступает в качестве положительного персонажа. Эдакого героя, которого мы заслуживаем. Но вот поддерживать её как-то не получается. Ведь несмотря на все речи в духе “Я не такая как они!” и “Смерть всем человекам!”, всё равно в итоге мы видим:
Не подумайте чего лишнего, Сан всё ещё прикольный персонаж. А на её негативных чертах я концентрируюсь лишь потому, что именно в них кроется сама суть. Ведь как бы она не отрицала свою принадлежность к людям, от собственной совести убежать не получится.
Эти слова, кстати, можно распространить на многих лесных обитателей. Они, конечно, выглядят как свинки да волки. Но не дайте себя обмануть. За этим образом скрываются всё те же люди. Наделённые мышлением, целями и переживаниями. И, самое главное, ненавистью.
Знакомо, не так ли? Демонизировать оппонента ради возвышения себя — это так по-родному. Есть логичный вопрос: зачем же очеловечивать животных? Есть логичный ответ: потому что это история о человеческих проблемах. Просто умело завуалированная под фентезю.
Кстати о том, как это всё выглядит. Не, я не про дороговизну CG и детализацию графона. Это фильм с бюджетом “Красавицы и Чудовища”. Я бы удивился, если бы произошло иначе.
Речь скорее о постановке. Зрительное восприятие сего аниме является результатом вдумчивости и понимания визуального оформления со стороны создателей. Неважно, идёт ли речь о создании цветовой гаммы
Работы с динамикой
Или создания напряжения
Всё это смоделировано не просто так. Не ради возможности понтануться только что выученным киноприёмчиком или демонстрации дороговизны рендера. Нет, зрителя именно стараются прокатить на своеобразном аттракционе, чтобы выжать из просмотра самый максимум. Правда, это всё круто смотрится на большом экране и при наблюдении снизу вверх. Это к вопросу необходимости просмотра в кинотеатре.
С внешним же видом всё не столь однозначно. При первом просмотре у меня не возникло желание купить фигурку.
Плохо ли это? В наше время, определённо, да. Современный кинематограф вообще стремится уничтожить само понятие визуала. Особенно если речь идёт об анимации. Я с ужасом вспоминаю промки современных мультиков. Минимум слов о ценности и содержании… Но посмотрите, какая у нас прорисовка волос, уххх! И плевать, что сам по себе дизайн не представляет из себя ничего интересного. Зато игрушки продаются на “ура”. А примитивность внешнего вида отлично способствует производству с помощью простых литейных форм!
Дизайн же “Мононоке” является полной противоположностью этого описания. Он не слишком цепкий, не кричащий. Зато работает как надо. Разного рода деталей уйма, и все они применяются по делу. Вот я, к примеру, до просмотра не знал, зачем навершие эфеса делают в форме кольца. Теперь знаю.
А вообще ультимативной иллюстрацией к сказанному является вот этот кадр.
Никакой броскости или, прости Коджима, меметичности. Просто несколько силуэтов, взгляды которых устремились в сторону зрителя. Но во всём это читается одно-единственное понятие — угроза. Чётко, ёмко, понятно.
Зато не понятно кое-что другое. Любовная линия. Она какая-то. куцая, что ли? Возникает за полторы сцены, длится по хронологии пару дней и толком никуда не приводит. Ладно бы в этот ход был заложен смысл наподобие “представителей противоборствующих лагерей объединили взаимные чувства”. Но и его нет. Ведь Ашитака не приходится Сан даже формальным врагом. Он вообще турист. Приехал в Кисловодск суставы подлечить, а тут боевые действия развернулись. Да и предпосылок к этому не было никаких. Просто разнополые персонажи одного возраста оказались в пределах одной планеты, а значит любовь. Типа кто-то случайно засунул пару сцен из “Покахонтас”?
Я подозреваю, что это произошло из-за внесения изменений в сценарий уже в ходе съёмок. То есть кому-то пришла в голову вполне дельная мысль добавить романтики, но до рабочего состояния её довести так и не удалось.
Зачем я это вообще затронул? Просто зритель не склонен выслушивать автора до конца. Что-то увидел и давай эту тему мусолить. В итоге за кадром могут остаться по-настоящему важные вещи. Простая история про любовь, пострелушки и волшебных волков вполне может оказаться чем-то менее очевидным и оттого более интересным. Нужно всего лишь хорошенько переварить увиденные образы в голове.
Потому держите мой не очень мудрый, но всё же совет: мыслите шире. Я понимаю, речь идёт о “детском” кино (как будто возрастной рейтинг является показателем хоть чего-то, лол). И идя в кинозал с простым намерением почилить последнее что хочется сделать — осмыслить увиденное. Но вы уж постарайтесь. Проявите уважение к чужому труду. Если уж автор захотел что-то сказать, не поленитесь его выслушать. Вдруг и правда там что-то дельное?
Такие дела. Вроде обе сущности удалось хорошо изучить, а значит можно их с чистой совестью столкнуть.
Конфликт
Как можно заметить из предыдущих фрагментов, противоборствующие стороны имеют много общего. Даже слишком. Стоит полагать, что это всё неспроста. Враги смотрят друг на друга словно на отражение. Те же мотивы, те же поступки. И те же печальные результаты.
Лесные жители охотятся на людей. Те в ответ охотятся на леших. А среди всего этого балагана стоит волшебный олень.
Не этот. Другой олень.
Во! Стоит и недоумевает от происходящего. Только вдумайтесь. Ашитака — человек, воспитанный вдалеке от идей нетерпимости и деструктива. Ответственный парень, что повзрослел несколько раньше чем следовало бы. И он со своим вдумчивым и прагматичным взглядом на жизнь. не видит в этой борьбе смысла. Лес и завод по всей логике вообще не должны контактировать. Но нет, давайте лучше поубиваем друг друга! А на вполне резонный вопрос “почему вы не можете сосуществовать мирно” Ашитака получает один и тот же ответ у представителя каждой стороны.
А самое смешное, что в этой ситуации хоть какая-то выгода есть лишь у совершенно посторонних людей, пока непосредственные участники бьются в общем-то ни за что. Да ещё как бьются! И сдохнуть готовы, и всё нажитое в один момент просрать.
А больше всего достаётся Ашитаке. Он, с какой стороны ни глянь, парень хороший. Помогает прохожим, хотя его никто не обязывает. Без лишних закидонов идёт на контакт с кем угодно. Более того, он единственный здесь разрешает конфликт, а не усугубляет его. При условии, что сам находится при смерти. И что же получает наш прынц? Да тугую струю помоев в лицо. Его ненавидят, изгоняют, обвиняют в чём только можно. Даже шмальнуть могут. А за что? За наличие пары извилин в голове и нежелание видеть проблему там, где её в принципе быть не может? Отличная идея, народ! Это куда эффективнее, чем признать свой факап и наконец начать работать над устранением его последствий. Вот уж действительно: не делай добра — не получишь зла.
Но это я всё к чему.. Не стоит забывать, что это аниме довольно старое. 97-ой год, как-никак. С тех пор мир неслабо изменился. На улицах киберпанки кричат “киберхой”. Взрослые и состоявшиеся мужчины вступают в брак со своими 2D-вайфу. Того и гляди, завтра бабки будут по утрам летать на Марс за картошкой на тридцать копеек дешевле. В таких условиях произведения прошлых декад нередко теряют актуальность по причине разрешения или невостребованности тогдашних конфликтов и превращаются в напоминание о чудесных временах, когда Солнце светило ярче, трава росла обильнее, а аниме ещё не было ошибкой.
Но вот выходит ровно наоборот. Век информации подарил нам своё величайшее достижение — Всемирную паутину. Мощнейший инструмент для коммуникации. Теперь мы можем не вставая с толчка находить собеседников даже на другом конце планеты, создавать сообщества по увлечениям и обрести счастье в общении с по-настоящему интересными людьми. Ну теперь-то можно преодолеть бессмысленные разногласия и фальшивые границы!
Ага, щас! Даже в таких условиях человеческая тупость ещё не отмерла. Каждую секунду на каждом шагу люди находят возможность испортить жизнь себе и другим. Анти-фаны, борцуны за известную лишь им справедливость и прочие спасители индустрий — вот сегодняшняя реальность. Эти кретины на полном серьёзе выискивают инакомыслящих и стремятся превратить их жизнь в ад. Зачем? Теории заговора, привитие вкуса сообществу, изгнание хейтеров — выберите любую мракобесную отговорку, она отлично впишется в эту доктрину. Только шило в мешке не утаишь. За всей этой дегенеративной движухой скрывается банальная человеческая злоба. Тупая, неуправляемая и не приносящая ничего хорошего. Низводящая конфликт до банального срача, истины в котором нет и быть не может.
Я к вам сейчас обращаюсь, дорогие юзеры. Кроме совсем уж отбитых идиотов. Но ведь большинство людей вполне адекватны и способны мыслить — я это знаю, я видел. И этих вот людей я хочу спросить: вы правда думаете, что от оголтелой ненависти будет хоть малейшая польза? Какая же? Прогресс? Нихрена. Развитие общества? Скорее его дробление. Повышение самооценки? Весь этот цирк выглядит жалко, и вы это прекрасно понимаете. Это точно того стоит?
Такие вот вопросы вызывает казалось бы простой мультик. Не самый традиционный подход для ныне выродившейся категории семейного кино, но при этом правильный. Подобные фильмы и должны порождать размышления и обсуждения, и оттого ещё более обидным является откровенно поверхностный подход зрителей к осмыслению увиденного. Надеюсь, я всё же немного помог прояснить ситуацию. А окончательные выводы для себя уж постарайтесь сами. Раз старый Хаяо верит в наши умственные способности, то надо оправдать надежды деда. Авось он это заметит и на радостях ускорит темпы своего производства.
Главное, помните: не всегда нужно плевать в протянутую незнакомцем руку. Лучше пожать её. Тогда и день ни у кого не испортится, и не самым порядочным человеком Вас не назовут. По-моему, это не так уж и плохо.