Принимает маркированный товар что значит
Маркировка товаров: как подготовиться и не переплатить
photobac / Depositphotos.com |
Маркировка товаров – самое масштабное нововведение для бизнеса в 2019 году. С 1 июля ее запускают для обуви и сигарет, но уже к 2024 году чиновники планируют охватить все, что только можно покупать и продавать. На товары нужно наносить специальный штрихкод, и это обязательно для всех, кто ими торгует. Национальная система маркировки называется Честный ЗНАК, и ее участники – производители, опт и розница. Контролирует весь процесс государство. Что изменится в привычной работе после 1 июля? Как принимать и продавать маркированные товары, что делать с немаркированными остатками, как подготовить свой магазин и главное – как не переплатить при переходе на новые правила? Разбираем в статье.
Как маркировка изменит вашу работу
Начинается все с онлайн-кассы. Именно она через оператора фискальных данных будет сообщать в систему маркировки о том, что вы законно продали товар. Начало маркировки совпадает с окончанием самой долгой отсрочки, которую государство давало рознице по Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Так что к 1 июля онлайн-касса уже должна быть в вашем магазине, даже если вы платите налоги по спецрежиму.
Вам придется перейти на электронный документооборот. Бумажные накладные уходят в прошлое: теперь вы будете получать электронные и ставить на них цифровую подпись.
Электронный документооборот ведется в специальной системе. Если она будет интегрирована с вашей программой для торговли, это максимально упростит вам работу.
СОДЕРЖАНИЕ
Ваши поставщики тоже должны работать по новым правилам. Им придется выставлять документы в электронном виде и клеить на товар этикетки с кодами маркировки. Это значит, что вы:
Как можно скорее договоритесь с европейскими поставщиками, как вы будете с ними работать. Многие переживают за импорт из Китая. Но, по оценке экспертов системы Честный ЗНАК, китайские производители готовы клеить этикетки с кодами и легко с этим справятся, а вот с европейскими могут возникнуть проблемы.
Изменится процесс приемки. Вам будут приходить упаковки товара с нанесенными кодами маркировки. Чтобы принять их, нужно проверить, совпадают ли коды с сопровождающими документами.
Процесс несложный – отсканировать код и сверить его с накладной. Но чем больше партия, тем больше времени это отнимет. Решите сразу, как вы это организуете: заранее выделите несколько часов, чтобы проверить все коды в процессе приемки, или подтвердите их «авансом» и будете проверять уже по мере работы. Последний вариант подходит, только если вы доверяете поставщику.
Чтобы продать маркированный товар, нужно считать код с помощью сканера. Онлайн-касса при продаже сообщит в систему маркировки, что товар выбыл из оборота.
Насколько удобно вам будет работать – полностью зависит от программного обеспечения. Понадобится включить в работу новые процессы и новое оборудование, и именно софт должен обеспечить их взаимосвязь и совместимость. В идеале в одной программе можно принимать и отправлять электронные документы, сканировать коды маркировки, заказывать новые и печатать их на этикетках, регистрировать продажи маркированных товаров. Именно так устроена работа с маркировкой в сервисе МойСклад. А еще – легко подключается все оборудование, которое потребуется: онлайн-касса, сканер штрихкодов, принтер для печати этикеток, терминал для приема оплаты картами. Это важно!
МойСклад – облачный сервис с бесплатной поддержкой маркировки. Подходит для розницы и опта. Есть бесплатный тариф для небольшого магазина. Сервис легко освоить, есть обучающий видеокурс, в том числе и по работе с маркировкой. Круглосуточная поддержка и помощь с настройками. Попробуйте сервис прямо сейчас: это бесплатно.
А если у вас свое производство? Вам выдадут специальное устройство – регистратор эмиссии, который будет генерировать коды маркировки. Вы сможете напечатать их на этикетках и наклеить на обувные коробки. Если у вас импорт – вы отправите коды поставщику, чтобы он сам печатал и клеил этикетки.
Может показаться, что если вы не производите товары сами и не покупаете за рубежом, то вам не понадобится самостоятельно их маркировать. Это не так! Все дело в возвратах. Если покупатель принесет вам товар с поврежденным кодом маркировки, вы не сможете вернуть его в оборот. Придется присвоить новый код: сгенерировать с помощью регистратора эмиссии и напечатать на этикетке, прежде чем выставлять товар на продажу.
Если вы не хотите заниматься кодами самостоятельно, то сможете обратиться в центр этикетирования: там можно будет просто заказать партию готовых этикеток. Такие центры – тоже часть системы Честный ЗНАК, они начнут работать позже.
Будьте внимательны! Генерация кодов маркировки – платная: 50 коп. без НДС за один код. И некоторые ОФД намерены брать дополнительную плату за передачу данных о продажах маркированных товаров. Чтобы избежать лишних трат при переходе на маркировку, внимательно выбирайте оператора и постарайтесь сэкономить в другом. Так, в сервисе МойСклад бесплатно поддерживаются все функции, связанные с маркировкой. Они даже входят в бесплатный тариф, подходящий для небольшой розницы. Для пользователей МоегоСклада действуют скидки на онлайн-кассы с подключением к ОФД, который тоже не берет платы за поддержку маркировки.
В каком порядке действовать?
Поставить онлайн-кассу, если у вас ее еще нет.
Выбирайте кассу под свой бизнес, ориентируясь на ежедневные объемы продаж: не стоит переплачивать за мощное оборудование, если у вас небольшой магазин.
Это определяющий шаг. Как видите, работа с маркировкой – это сразу несколько процессов. Для каждого можно выбрать отдельную программу. Но тогда, во-первых, придется настроить их так, чтобы все они были совместимы между собой. Это потребует времени и денег: скорее всего, придется обратиться к специалисту. А во-вторых – нужно будет привыкнуть сразу к нескольким новым интерфейсам. И не забыть обучить кассиров! Чтобы не увязнуть в таких сложностях, лучше выбрать вариант, когда все процессы ведутся в одной программе. МойСклад – именно такой сервис: простой, удобный и с поддержкой всех нужных процессов. Вам не потребуется составлять набор отдельных решений и обеспечивать их совместимость. Этот вариант сэкономит вам время и деньги и защитит от рисков при работе.
Есть вопросы по маркировке? Ответ найдется в МоемСкладе. Сервис не только полностью готов к работе с маркировкой, но и регулярно отвечает на все вопросы пользователей. Собрано уже больше 99 подробных ответов. Получите их бесплатно!
Получить цифровую подпись.
Это цифровой аналог обычной подписи: им вы сможете заверять любой электронный документ.
Подключиться к электронному документообороту.
Многие операторы фискальных данных предоставляют и услугу электронного документооборота. Обратите на это внимание, чтобы решить обе задачи сразу. Сравните цены и тарифы.
Для приемки и продажи понадобится сканер, который умеет считывать двухмерные коды. Подойдет большинство сканеров, такая функция есть и у многих устройств с камерой: смартфонов, планшетов, смарт-касс. Главное – не покупайте 1D-сканер, он будет бесполезен.
Зарегистрироваться в системе маркировки и подать заявку на регистратор эмиссии кодов маркировки.
После 1 июля подайте заявление на сайте системы Честный ЗНАК. Там же запишитесь на получение регистратора эмиссии.
Начать маркировать остатки обуви.
В системе маркировки вам будет доступен личный кабинет. В нем вы сможете получить специальные коды для остатков. Они упрощены: выпускаются без регистратора эмиссии. К 1 февраля 2020 все остатки должны быть промаркированы. Упрощенный код действует два года: столько времени у вас есть, чтобы распродать остатки.
Получить регистратор эмиссии.
Честный ЗНАК начнет выдавать устройства после 1 октября 2019. Пока неизвестно, можно ли будет их арендовать и использовать удаленно, что было бы удобно малому бизнесу.
Завершить переход на маркировку.
Запомните дату 1 февраля 2020. С этого момента будет полностью запрещен оборот немаркированной обуви: производство, импорт, розничная торговля. Ваша онлайн-касса уже не сможет зарегистрировать продажу без кода. К этой дате абсолютно вся обувь на рынке должна быть промаркирована, и в систему маркировки должны передаваться данные о любых операциях с ней: производстве, импорте, передаче оптовику, продаже, возврате или списании.
Маркировка обязательна для всех, избежать ее не получится, но в ваших силах сделать переход на новые правила максимально комфортным. Главное – внимательно выбирать все, что для этого понадобится: оборудование и софт. Ведь это именно они будут делать основную работу! Так что запомните наши подсказки и подойдите к выбору серьезно.
О сервисе МойСклад:
МойСклад – система учета, кассовая программа и CRM для торговли в одном облачном сервисе. На рынке с 2007 года. Полностью соответствует требованиям законов об онлайн-кассах (Закону № 54-ФЗ) и маркировке товаров. В МоемСкладе вы можете управлять продажами и закупками, вести складской учет, автоматизировать розницу, работать с клиентской базой, а также печатать счета, накладные и другие документы. Есть синхронизация с интернет-магазином, обмен данными с банками, подключение IP-телефонии, выгрузка в 1С:Бухгалтерию и еще более 50 готовых интеграций. Это отличное решение для оптовой фирмы, розницы, интернет-магазина или небольшого производства. Для небольшого бизнеса предусмотрен бесплатный тариф.
Что такое ввод в оборот маркируемых товаров. Объясняем простыми словами
Ввод в оборот маркируемых товаров — термин системы маркировки «Честный знак». Это постановка товара на учёт как готового к продаже.
Проще говоря, ввести в оборот — значит сообщить системе, что для товара выполнены условия маркировки и его можно реализовать в России. К этому времени у продукции должны быть:
Вводить товары в оборот необходимо в следующих случаях:
Под оборотом понимается ввоз товара в Россию, а также его хранение, транспортировка, получение и передача, а не только сама реализация. Поэтому вводить товары в оборот должны не розничные сети, а производители и импортёры.
Пример употребления на «Секрете»
«Производителей упакованной воды при вводе товара в оборот обяжут указывать номер скважины и список документов на воду. Если объём произведённой воды окажется больше, чем объём добытой из указанных скважин, у властей появятся основания для проверки».
(Из новости о предложении Минпромторга контролировать выпуск минералки от скважины до прилавка.)
Нюансы
Товары вводятся в оборот через личный кабинет на сайте «Честного знака». Есть возможность вводить данные вручную или импортировать их из таблицы в формате XML либо CSV. Также можно обмениваться информацией с «Честным знаком» автоматически, через программный интерфейс приложений (API). Для этого существуют уже готовые решения от сторонних разработчиков, либо можно наладить передачу данных силами своих программистов.
После того как система обработает запрос, код маркировки приобретает статус «В обороте». Когда товар продан, данные автоматически поступают в «Честный знак» через онлайн-кассы.
В ряде случаев приходится выводить товары из оборота вручную или с помощью импорта данных, например, когда:
товар пошёл на экспорт и пересёк российскую границу.
Государственная информационная система мониторинга товаров (ГИС МТ) «Честный знак» — крупнейшая из действующих в стране систем обязательной маркировки. На упаковку наносят специальный штрихкод стандарта Data Matrix, в котором зашифрован код товара из национального каталога и зашифрованный код прослеживания.
Обязательная маркировка в этой системе введена для табака, одежды и обуви, меховых изделий, духов, фотоаппаратов, автомобильных покрышек, молочной продукции, велосипедов и другой продукции. К 2024 году правительство планирует промаркировать большинство потребительских товаров.
Сколько стоит настроить маркировку товаров
На примере молочного производства
С 1 июня 2020 года стала обязательной маркировка молочных продуктов.
Теперь на каждый творожный сырок, пачку молока или кефира завод обязан наносить специальный код. Пока что маркировать молочку производители могут по желанию, но с 21 января 2021 года это станет обязательным.
Я работаю в агрохолдинге, который производит сырое молоко и молочные продукты: пастеризованное молоко, сметану, творог, кефир, йогурты, мягкие и полутвердые сыры.
Внедрять систему маркировки мы начали уже в марте 2020 года, чтобы откатать процесс и прийти к дедлайну подготовленными. Некоторые технологии мы дорабатываем до сих пор. В статье объясню, что потребуется для маркировки и сколько денег на это уйдет.
Для кого эта статья
Эта статья написана на личном опыте автора и в первую очередь полезна тем, кто производит молочку: сыроварням, фермерам, средним и крупным предприятиям. Но если вы производите другие товары, которые нужно будет маркировать, вам текст тоже пригодится: чтобы понимать, к чему готовиться.
Что такое маркировка товаров
Маркировка — это специальный код на упаковке, который помогает отследить путь товара от завода до покупателя. Данные поступают в информационную систему «Честный знак» — она отслеживает оборот маркированных товаров.
Код наносят на каждую упаковку молока, сыра или баночку йогурта. Он нужен, чтобы защитить продукты от подделок. Производитель не может взять маркировку с бутылки отборного молока, скопировать и расклеить на обезжиренное молоко: на кассе пробьется только оригинальный код, у которого нет копии.
Закон о маркировке товара заработал с 1 июля 2019 года в виде изменений к двум другим законам:
О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»PDF, 684 КБ
Изначально цифровая маркировка проводилась в режиме эксперимента. Обязательная маркировка внедряется поэтапно для разных групп товаров: если не считать алкоголь, то началось все в 2020 году с запрета на продажу немаркированных лекарств, табака и обуви, к ним постепенно добавляют другие виды продукции. Полностью процесс завершится к 2024 году.
Например, эксперимент по маркировке молочных продуктов начался 15 июля 2019 года, а с 1 июня 2021 года продавать немаркированные сыры и мороженое запрещено.
Зачем это нужно
Главная цель маркировки — сделать оборот молочных продуктов прозрачным. Так будет проще отсекать подделки и контрафакт, следить за качеством и регулировать рынок. Это не нововведение: такие коды уже используют на алкогольной продукции, табаке и сигаретах. С 2019 года к списку добавились парфюмерия и лекарства, с 2020 года — обувь и молочная продукция.
Подделки и контрафакт. Когда ввели продовольственные санкции в 2014 году, на рынок хлынул поток подделок. Самые частые примеры: маргарин и технологический спред вместо сливочного масла, нарушение гостов и технологий, манипуляции с жирностью продуктов — например, продажа 10% сметаны по цене высокожирной.
Качество. Если раньше торговая сеть могла взять кусок сыра, переклеить на нем этикетку с новым сроком годности и продать, то с новым кодом так не выйдет. Товар просто не смогут пробить на кассе. Переработать просроченное молоко или сметану в йогурт собственного производства тоже не получится. По каждому коду магазин обязан отчитаться производителю: утилизировать товар или вернуть на завод.
Кроме того, покупателям будет проще пожаловаться на некачественный продукт. Можно установить на телефон приложение, отсканировать код и сразу отправить жалобу в Роспотребнадзор.
Регулирование рынка. В первую очередь это выгодно крупным заводам и холдингам: мелким и подпольным производителям будет гораздо сложнее работать без маркировки. Это сокращает количество конкурентов и монополизирует рынок.
Обязательная маркировка товара в 2021 году: список товаров и правила маркировки
Содержание статьи
Предприниматели обязаны маркировать одежду и обувь, лекарства, парфюмерию, шубы и покрышки. Правительство обещает, что в дальнейшем максимально расширит этот список. Но есть ли польза для бизнеса и потребителей? Мы поговорили с предпринимателями и узнали, как работает этот процесс на самом деле.
Что такое обязательная маркировка товаров и зачем она нужна
Маркировка — это способ защитить рынок от контрафакта. Государство хочет, чтобы в обороте остались товары, которые официально зарегистрированы, и с продажи которых платятся налоги. Это продолжение политики контроля за всеми операциями в торговле, которая началась с внедрения онлайн-касс. Давайте рассмотрим на примере обуви, как это работает в реальной жизни.
Фабрика производит кроссовки. Для начала она регистрируется в системе «Честный знак».
Затем шьет 100 пар кроссовок. На каждую пару наносят код DataMatrix. Эти коды вводят в «Честный знак». В системе появилась информация, что скоро в продажу поступят эти кроссовки. Вносят каждую пару, а не партию обуви.
На фабрику приезжает поставщик, чтобы забрать кроссовки. Между поставщиком и производителем действует электронный документооборот. В системе появляется информация, что часть кроссовок перешла к другому юридическому лицу.
Где-нибудь в России работает магазин кроссовок. Он берет у поставщика кроссовки, и в «Честном знаке» появляется отметка, что кроссовки с определенными кодами теперь в этом магазине.
В магазин приходит покупатель и приобретает обувь, а продавец с помощью сканера считывает код и выводит пару кроссовок из оборота. Покупатель, в свою очередь, в приложении убеждается, что покупает настоящие кроссовки.
То есть в процессе маркировки товаров участвуют все звенья цепочки продаж. Все проходят регистрацию в «Честном знаке», и каждый предприниматель покупает специальное оборудование. Предполагается, что даже продавцы сланцев на рынке должны продавать маркированную обувь и одежду.
Можно провести параллели с продажей алкоголя, где действует система ЕГАИС. Когда покупаешь бутылку водки в магазине, есть уверенность, что ее разлили на заводе, а не в подвале. Так и с маркированной обувью. При покупке есть уверенность, что это «Adidas», а не «Abibas».
Какие товары нужно маркировать
Уже сегодня маркировка нужна для таких категорий товаров:
В этом году маркировка товаров ждет и других предпринимателей:
В стадии эксперимента маркировка для пива и пивных напитков, бутилированной воды.
Это вообще законно?
Конечно, любой предприниматель задаст вопрос, а обязательно ли это делать? Да, это требование закона 487-ФЗ, который начал действовать 1 января 2019 года. Нарушения и штрафы прописаны в КоАП в статье 15.12.:
За нарушения правил маркировки: неправильная информация в чеке, ценниках и документах — ИП заплатят до 30 000 рублей, а юридические лица выложат до 300 000 рублей.
Но это еще не все. Если нарушать правила маркировки товаров, то можно нарваться на уголовное наказание. Это произойдет, если на складе немаркированные товары в крупном или особо крупном размере.
Получается, к маркировке стоит относиться со всей серьезностью. В России уже были случаи, когда предприниматели получали штрафы.
Что нужно для маркировки товаров и сколько это стоит
Стандартный набор для маркировки выглядит так:
На рынке есть разные решения, и цена за такой набор зависит от вида бизнеса. Сооснователь магазина «Ячей» Юрий Спирин рассказала про свои затраты на маркировку:
«У нас и так была онлайн-касса, поэтому купили 2D-сканер. Он обошелся в сумму около 3 тысяч рублей. Некоторые покупают на Aliexpress, но я не рекомендую этого делать. Дешевые сканеры иногда просто не считывают коды. Еще пришлось потратиться на самоклеящуюся бумагу для принтера. Часть обуви мы маркировали сами, потому что государство разрешило сделать так с остатками. Принтер у нас был, а бумагу докупали. Она дороже обычной. Ну и печать кодов создает дополнительную нагрузку на картриджи. Они кончались быстрее обычного»
Но если бизнес связан с производством, то затраты увеличиваются. Придется покупать принтеры и пленку для печати кодов. Кроме этого, чтобы занести один код в «Честный знак», нужно потратить 50 копеек без НДС. Соответственно, если объемы большие, то и затраты — тоже.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов пока даже не может прикинуть, сколько потратит на маркировку:
«Сыры надо маркировать с 1 июня, и мы пока не считали затраты. Но мы производители, и наша продукция продается в магазинах по всей России. Поэтому мне сказали, что нам это обойдется где-то в 500 тысяч со всей техникой и программным обеспечением. Думаю, что так и будет»
Большие затраты понесли и компании, которые совмещают розничную и оптовую торговлю. Основатель кальянного магазина «Вдох в город» Элчин Гадиев потратил 500 000 за 3 месяца:
«У нас 8 магазинов, для каждого нужно купить сканер. Причем эта техника должна быть современной, чтобы считывать актуальные коды. Мы нанимали программистов, которые настраивали систему электронного документооборота. Мы же продаем товар контрагентам, а у них разные операторы. Поэтому потратились на настройку работы в роуминге ЭДО. Кроме этого, проводили обучение персонала. В эту сумму я не включаю потери, которые получились из-за неликвидного товара. У нас не было возможности самостоятельно маркировать товары. И если производитель прислал товар без кода, то непромаркированный товар продать уже не смогли»
С какими проблемами сталкивается бизнес при маркировке
1. Проблемы интеграции между сервисами
Маркировка товаров не так давно действует в России. Широкое распространение началось в прошлом году и сначала пользователи жаловались на проблемы. Представитель магазина «Бином» Алексей Яркашев вспоминает, как стартовала маркировка шин:
«Для нас все началось не очень хорошо. Были проблемы интеграции 1С с «Честным знаком», и мы не могли вывести из оборота шины. В итоге на 2 недели розничная торговля просто встала. Еще мы самостоятельно маркировали остатки. Распечатали коды на простой бумаге. Если эти марки слетят и потеряются, то появятся дополнительные проблемы. А это вполне вероятно, ведь некоторые шины продаются по 3-4 года»
2. Несовершенство кодов
Сканеры не всегда корректно считывают коды или выдают ошибку, что такого товара нет. Хотя он настоящий. Также при возврате товара бывает затруднительно вернуть код в оборот.
В чатах производителей часто жалуются, что тормозит и «Честный знак». Например, нужно промаркировать 1000 пар кроссовок, а система дает несколько десятков кодов в час. Приходится долго ждать, пока промаркируется вся партия.
Одна из проблем маркировки — сами коды. Их наносят на товары, но даже хорошая бумага не гарантирует, что они хорошо закреплены. Особенно в магазинах одежды. Пока вещь примерят 10 покупателей, марка запросто слетит и потеряется.
3. Неотлаженность процессов
Встречаются ошибки, на которые влияет человеческий фактор. Юрий Спирин говорит, что у оптовиков не всегда хватает сил промаркировать все товары:
«Бывает, приходит партия кроссовок, а кодов нет. Мы спрашиваем, в чем дело. Курьеры пожимают плечами и кивают на it-отдел поставщика. А ответственность лежит на нас, поэтому не принимаем такую партию и ждем промаркированную»
В целом, маркировка товаров проходит обычные проблемы любого нововведения. Когда внедряли систему ЕГАИС для алкоголя, были такие же проблемы. Поставщики сначала долго распродавали остатки, а после этого постепенно стали заводить в продажу новые позиции алкоголя.
Если открываете бизнес, в котором товары нужно маркировать, заложите время для тестов системы. И имейте в виду, что поставщики онлайн-касс или онлайн-бухгалтерии предлагают клиентам сервисы для упрощенной работы в системе маркировки.
Даже приложение системы Честный знак считает, что маркировка не гарантирует, что товар оригинальный.
Спасает ли маркировка потребителя
Изначально процесс создан для потребителя. Предполагается, что покупатели ответственно относятся к выбору и хотят знать, что покупают. Но в реальности это не всегда так.
Например, сооснователь магазина «Ячей» Александр Мясников пока не видел этих проверок и интереса со стороны покупателя:
«За год работы мы ни разу не видели, чтобы клиент удостоверился в легальности нашей продукции. Ни разу не было и проверок, даже как-то ждём: хоть проверьте нас, мы для кого так постарались»
В плане защиты рынка от контрафакта тоже не все логично. Например, Алексей Яркашев считает, что на рынке шин такой проблемы нет:
«Честно говоря, мы не встречали контрафактные шины. На этот товар очень низкая наценка и делать шины самому нерентабельно. Да и сами производители отслеживают этот процесс. Поэтому для нас маркировка не является каким-то спасением»
Элчин Гадеев считает, что в сфере табака эта проблема уже решена:
«На нашем рынке есть акцизы. Это полностью защищает покупателя от контрафакта. Вообще, я думаю, что вряд ли кто-то будет покупать какой-то табак из-под полы»
Александр Воронцов поддерживает мнение коллег, хотя он производит продукты, и плохое качество может прямо повлиять на здоровье человека:
«Я в принципе понимаю логику государства. Но контролирующие органы и так достаточно защищают потребителя. Например, у нас есть система Меркурий, которая показывает цепочку от поставщика до производителя. Есть ветеринарные проверки. Ну вот в России уже много лет можно посмотреть, откуда та или иная бутылка алкоголя. Мне кажется, что я пользовался этим один раз и то по приколу»
Юрий Спирин в целом видит пользу от маркировки. Рынок обуви и одежды переполнен фальшивой продукцией, и маркировка станет спасением для продавцов оригинальных брендов. Но есть свои нюансы:
«Мне нравится идея, что с рынка уйдет контрафакт. Для нашего бизнеса — это хорошо. Но вот смотрите. Был коридор, когда продавцы маркировали остатки. Это сыграло на руку мошенникам. Я захожу в торговые центры и вижу кроссовки New Balance или кеды Vans по 2000 рублей. И они промаркированы! Поэтому я думаю, что пройдет лет 5, пока распродадут все эти запасы с кодами»
Как проходит маркировка за границей и что будет в России
Международный опыт маркировки тоже неоднозначный. В США несколько центров маркировки, которые конкурируют между собой. В Китае маркировка проходит добровольно. По сути, предприниматели сами хотят, чтобы их товар считали настоящим. В странах ЕС это больше напоминает сертификацию, она свидетельствует о том, что товар соответствует стандартам качества.
Год назад «Научно-исследовательский финансовый институт» при Министерстве финансов Российской Федерации провел исследование о влиянии маркировки на рынок и бизнес. Исследователи пришли к выводам, что идея не принесет эффекта в борьбе с контрафактом, а «обелит» бизнес и увеличит расходы на организацию процесса.
Пока маркировка проводится как эксперимент. Вполне вероятно, что в ближайшие годы процесс может измениться. Например, «Опора России» просит правительство вводить маркировку в отраслях, где доказан большой процент контрафакта.
Представители «Центра развития перспективных технологий», который выполняет роль оператора в маркировке, отвечают, что маркировка помогла открыть 18 новых табачных предприятий (50% от общего числа), а производство шуб выросло в 10 раз. Но и они признают, что пока нельзя оценить эффект в деньгах. Поэтому предпринимателям остается работать и не нарушать закон.