Принадлежность платежа в платежном поручении что это такое

Как заполнить платежное поручение

Чтобы платеж дошел быстро и без проблем

Платежное поручение — это документ, которым вы как бы говорите банку: «Переведи с моего расчетного счета столько-то денег такому-то контрагенту вот на этот счет». В разговорной речи платежные поручения часто называют платежками.

Чаще всего платежные поручения используются, чтобы:

Для чего нужно платежное поручение

Это распоряжение для банка о том, кому, сколько и куда мы хотим перечислить денег. То есть ИП или компания доверяет банку перевести кому-то свои деньги.

С помощью платежки мы даем банку поручение списать с расчетного счета компании или ИП деньги в пользу получателя. Так можно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками и клиентами. А еще — с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам, сборам и другим платежам.

Отличие платежного поручения от ордера и требования

Бывают ситуации, когда деньги списываются без вашего разрешения — по распоряжению получателей денег. Это называется «безакцептный платеж». Списать деньги может:

Чтобы списать деньги в пользу приставов, банк использует инкассовое поручение: в банк приходит исполнительный лист, а он списывает по нему деньги без вашего акцепта — разрешения. Если нужно списать задолженность по налогам, в банк придет решение о списании.

Для списания процентов по кредиту или, наоборот, начисления процентов на остаток по счету банк использует банковский ордер.

А бывают ситуации, когда вы сами предоставляете право списывать с вашего расчетного счета деньги, например поставщику. Это редкая ситуация, и для нее обычно используют платежное требование с акцептом плательщика.

Что такое электронное платежное поручение

Раньше платежные поручения были бумажными: их распечатывали на принтере, подписывали, штамповали и везли в отделение банка.

Сейчас бумажные платежки используются в исключительных случаях. Большая часть денег уходит по электронным платежам. Компании и ИП в личном кабинете банка или через мобильное приложение заполняют реквизиты, сумму и назначение платежа. Платежное поручение формируется автоматически, предпринимателю остается только подписать его электронной подписью и отправить.

Изменения в 2020 году. С 1 июня 2020 года вступили в силу новые правила заполнения платежных поручений. При переводе физлицам компании и ИП должны указать код вида дохода.

Коды должны помочь банкам различать, с каких доходов можно удерживать долги по исполнительным листам, а с каких — нет. Например, если клиент банка — должник по алиментам, банк должен понимать, с каких сумм он может эти алименты взыскать.

Что теперь нужно делать. При заполнении платежки в поле 20 — «Назначение платежа» — необходимо указывать код вида дохода — 1, 2 или 3:

Код 1 — разрешены взыскания с ограничениями по сумме. Этот код нужно поставить, если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.

Код 2 — взыскания запрещены. Действует для перечисления алиментов, пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Код 3 — с этих сумм взыскать можно только алименты. Это код для возмещения вреда здоровью.

Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-УPDF, 1,41 МБ

Если ваш платеж не относится к этим трем, код указывать не надо. Например, если переводите деньги под отчет на хозяйственные нужды. Или если ИП перечисляет деньги с расчетного счета на личный.

Также в поле 24 нужно указывать информацию о ВЗС — взысканной сумме — в такой форме: //ВЗС//сумма цифрами//.

Если сумма указывается рублями, нужно отделять копейки символом «-». Если сумма выражена в целых рублях, то после символа «-» указываются два нуля. Например, сумма будет выглядеть так: //ВЗС//1000-00//.

Обязательства банка и плательщика

Банк исполняет платежное поручение в срок, который указан в договоре банковского обслуживания, или в срок, который предусматривает закон.

Если платежка заполнена некорректно или по счету есть блокировка, может возникать сообщение об ошибке: «Невозможно отправить платежное поручение». Вот что в этом случае нужно проверить:

Когда исправите ошибки, попробуйте отправить платежку снова.

Срок действия платежного поручения

В обычных условиях платежка действует до пяти банковских дней. Банковский день — это то же самое, что платежный и операционный день, то есть время, когда банк отправляет и принимает деньги.

По закону банк должен исполнить платежное поручение в течение двух банковских дней, если деньги отправляются в пределах субъекта РФ. Например, когда банки обоих контрагентов находятся в Москве. Если платеж идет по России, например из Владивостока в Москву, то процесс может затянуться до пяти банковских дней.

На деле все происходит быстрее, конечно, если это предусмотрено в условиях обслуживания. Например, в Тинькофф все платежи срочные, внутри банка деньги ходят круглосуточно, в любые регионы РФ отправляют с 01:00 до 21:00.

На расчетный счет деньги должны зачисляться не позднее, чем на следующий рабочий день после поступления в банк. Например, если деньги пришли в среду, то в четверг будут на счете. А если в пятницу, то компания увидит их на счете в понедельник.

Если платежка создана, а денег на счете не хватает, то платеж встает в очередь. Когда появятся деньги, все платежи уйдут по очереди.

Виды платежных поручений

Нет какой-то специальной классификации платежных поручений, но вот самые популярные назначения платежей:

Могут быть и другие платежи.

Форма платежного поручения

Реквизиты, форма для платежного поручения на бумаге и номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1—3 к Положению Банка России № 383-П.

Бумажная форма платежки встречается очень редко, но бывают ситуации, когда она нужна. В этом случае можно подготовить бумажную платежку или попросить подготовить ее в банке.

Можно ли разработать свой бланк платежного поручения

Чтобы принести в банк в бумажной форме — нет. Для этого есть установленная форма. А в электронной форме достаточно заполнить поля в личном кабинете или мобильном приложении банка.

Где взять бланк. Платежное поручение можно заполнить в любой бухгалтерской программе и выгрузить в личный кабинет банка. Если по каким-то причинам нужно отнести бумажное поручение в банк, то распечатайте столько экземпляров, сколько просит банк.

Платежку можно заполнить прямо в личном кабинете или мобильном приложении банка, если у банка есть такой функционал. Это удобно, если платежных поручений немного.

Формирование платежных поручений в «1С: Бухгалтерия». Документ «Платежное поручение» можно найти в главном меню слева: «Банк и касса» → «Банк» → «Платежные поручения».

Расшифровка и правила заполнения полей

В платежном поручении много полей, которые надо заполнить. Неважно, бумажный это документ или форма в онлайн-банке.

Номер и дата — поля 3 и 4. Дату нужно писать цифрами в формате ДД.ММ.ГГГГ. Номер платежного документа не может быть больше 6 знаков.

Вид платежа — поле 5. Обычно в этом поле ставят только отметку «срочно», если это срочный платеж. Во всех остальных случаях ничего не указывают или это решает банк. За срочность банк может брать дополнительную комиссию.

Сумма платежа — поля 6 и 7. В бумажной платежке в поле 6 пишут сумму прописью. С начала строки с заглавной буквы указывается сумма платежного поручения — прописью в рублях, в именительном падеже, а копейки — цифрами. Слова «рубль» и «копейка» пишут в соответствующем падеже — «рублей», «рубля» и т. д. — без сокращений. Например, три тысячи четыреста рублей 00 копеек.

В поле 7 пишут сумму цифрами без пробелов. Рубли отделяются от копеек символом «-», например 5000-55. Если сумма в целых рублях, то копейки можно не указывать, а в конце нужно поставить знак равенства. Например, 5000=.

В электронном поручении сумма ставится в формате банка. В Тинькофф просто пишете свою сумму, а банк приводит ее в нужную форму.

Информация о плательщике — поля 8, 60 и 102. Сначала указывают название:

Потом — банковские реквизиты плательщика:

Информация о получателе платежа — это тот, кому вы отправляете деньги. Здесь указываем:

Вид операции — поле 18. Указывается шифр: для платежного поручения — 01, инкассового поручения — 06, платежного требования — 02.

Срок платежа — поле 19. Это поле не заполняем.

Код назначения платежа — поле 20. С 1 июля 2020 вступили в силу новые правила заполнения этого поля:

Код 1 — для заработной платы, премий, отпускных, выплат самозанятым.

Код 2 — для выплат, с которых нельзя делать взыскания. Это алименты, пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.

Код 3 — с этих выплат можно взыскать только алименты. Это суммы для возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационные выплаты пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф.

Во всех остальных случаях код не ставим и поле оставляем пустым.

Если перечисляете сотруднику суммы с разными кодами, например отпускные и пособие по уходу за ребенком, нужно заполнить два платежных поручения: с кодом 1 и с кодом 2.

Очередность платежа — поле 21. Когда на расчетном счете плательщика недостаточно денег, то заводится картотека. Грубо говоря, это порядок, в котором платежи будут списываться при поступлении денег.

В первую очередь происходит списание по исполнительным листам:

Во вторую очередь списываются все прочие платежи, например оплата поставщику или платежи в бюджет — налоги, взносы.

Код платежного поручения — поле 22. Это поле нужно только в некоторых случаях, например при уплате госпошлины.

В этом поле указывается код УИП — уникальный идентификатор платежа — или код УИН — уникальный идентификатор начисления, если это предусмотрено договором с получателем этого платежа. Например, госорган-получатель выдал вам квитанцию на оплату с указанием УИП. Если этого кода у вас нет, ставьте 0.

Назначение платежа — поле 24. В платежном поручении указывается назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов. А еще — с НДС платеж или нет. Для платежей в бюджет указывают вид налога или взноса и период, за который их платят.

Например, «Оплата по Договору № 52 от 01.07.20 за аренду офисного помещения за июль 2020. Сумма 30 000-00. Без НДС». Или «Оплата по Счету № 5685 от 24.07.20 за канцелярские товары. Сумма 2000-00. В т. ч. НДС (20%) 333-33».

Статус плательщика — поле 101. Это поле используется при уплате налога или другого платежа в бюджет. Тогда пишут один из кодов:

Для других платежей поле оставляют пустым.

Поля 104—109 заполняются для платежей, перечисляемых в бюджет. В том числе на уплату налогов, взносов, пеней, штрафов.

КБК — код бюджетной классификации — поле 104. Коды зависят от вида налога, сбора и платежа. Если ИП или ООО — налоговый агент, например перечислили заработную плату сотруднику по трудовому договору, то при перечислении удержанного НДФЛ в бюджет и ИП, и ООО укажут один и тот же КБК — 18210102010011000110. Проверить нужный код можно на сайте налоговой.

ОКТМО — поле 105. Код ОКТМО — это код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.

Проверить ОКТМО можно по ИНН на сайте Росстата.

Второй вариант — на сайте налоговой по юридическому адресу компании. Поставьте галочку «Определить по адресу», напишите адрес компании и получите верный код ОКТМО.

Основание платежа — поле 106. В одной платежке можно указать только одно основание платежа. Поэтому если вы хотите заплатить НДС за второй квартал 2020 года и долг по НДС за первый квартал 2020 года, то нужно делать разные платежки с разными основаниями:

Налоговый период — поле 107. В этом поле указывают периодичность уплаты налога:

Например, МС.06.2020 — платеж за июнь 2020 года.

Образцы заполнения платежных поручений

Платежи контрагентам. Если заполняете платежное поручение для поставщика, главное — не ошибиться в номере счета получателя. Иначе деньги могут уйти не туда. Вот пример заполненной платежки.

Платежи физлицам. Если переводите деньги физлицам — зарплату, премии, отпускные, выплаты подрядчикам или самозанятым, в поле 20 нужно указывать код вида дохода:

Код 1 — если перечисляете зарплаты, премии, отпускные или платите самозанятым.

Код 2 — для перечисления алиментов, пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Код 3 — для возмещения вреда здоровью.

Чаще всего у вас будет код 1.

Платежи в бюджет. Реквизиты для уплаты зависят от видов налогов и взносов. Например, если платите в бюджет НДФЛ как налоговый агент, то нужно указывать:

На каждый тип взносов нужна своя платежка: отдельная — на пенсионные, отдельная — на медицинское страхование и еще одна — на страхование от несчастных случаев.

Что делать, если одно из полей было заполнено неверно и деньги ушли не туда

Обратитесь в банк — в определенные сроки можно вернуть платеж. Если период, когда деньги можно отозвать, закончится, попросите вашего контрагента вернуть деньги. Если не получится в мирном порядке, можно обратиться в суд.

Источник

Как уточнить невыясненный платеж? С 1 декабря новые правила работы налоговиков, если в платежке ошибки

Принадлежность платежа в платежном поручении что это такое

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Принадлежность платежа в платежном поручении что это такое

Какие НПА регулируют указание вида платежа в платежном поручении

Отправка в банк платежного поручения — юридическое действие, регулируемое отдельными источниками права. Прежде чем осуществлять его на систематической основе, предпринимателю или бухгалтеру полезно будет знать, какими НПА устанавливаются правила оформления. Не считая большого количества ведомственных актов, а также различных подзаконных НПА, основными документами, регулирующими заполнение платежек и правила указания вида платежа, являются:

Первый источник устанавливает нормы, в соответствии с которыми российские кредитно-финансовые организации должны осуществлять перевод денежных средств, в том числе и при задействовании платежных поручений. Второй НПА регулирует правила осуществления перевода денежных средств.

Для чего необходимо указывать вид платежа

Так в чем же заключается предназначение такого реквизита, как «Вид платежа», в платежках? Данный реквизит обозначает то, каким образом кредитно-финансовая организация должна осуществить транзакцию.

Выделяют традиционные способы проведения платежей — по почте, телеграфом, а также инновационные, прежде всего предполагающие задействование инфраструктуры системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП). Во втором случае платежи всегда классифицируются как срочные (п. 1.3 гл. 1 указания ЦБ РФ от 25.04.2007 № 1822-У).

В п. 3.12 гл. 3 положения № 384-П указано, что срочный перевод может осуществляться, во-первых, при задействовании электронных каналов и при составлении электронных платежных поручений, а во-вторых — в соответствующем документе реквизит «Вид платежа» должен быть зафиксирован в значении «срочно».

В свою очередь, если банк реализует несрочный перевод, в частности, при задействовании телеграфа, почтовых отправлений, то в распоряжениях в реквизите «Вид платежа» ничего не должно указываться (п. 3.14 гл. 3 положения № 384-П). При этом документ при несрочной транзакции может составляться как в бумажном, так и в электронном виде.

Рассматриваемый реквизит имеет значение также и при осуществлении процедуры контроля достаточности финансовых средств, предусмотренного указаниями ЦБ РФ № 1822-У и регулируемого положением № 384-П. Так, в соответствии с п. 4.5.1 гл. 4 положения № 384-П, данная процедура в режиме поступления осуществляется по каждому документу, для которого в электронном сообщении зафиксированы признак проведения соответствующего контроля либо значение «срочно» в рассматриваемом реквизите.

В соответствии с п. 4.5.2 гл. 4 положения № 384-П такие контрольные мероприятия проводятся в дискретном режиме в отдельные периоды в течение дня по всем распоряжениям, для которых в электронных сообщениях зафиксирован признак проведения соответствующего контроля либо, как и в первом случае, установлено значение «срочно» в реквизите «Вид платежа».

Важно не путать рассматриваемый реквизит с тем, который соответствует номеру 18 в структуре платежного поручения — «Вид операции» — и может быть представлен в значениях:

Реквизит «Вид операции» должен соответствовать ПБУ Банка России либо правилам бухучета в конкретных банках, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.

О том, какова форма платежного поручения и его основные реквизиты, читайте в статье «Основные поля платежного поручения в 2020-2021 годах (образец)».

В каких финансовых документах указывается вид платежа

Вид платежа — реквизит, который указывается, в соответствии с п. 1.10 гл. 1 положения № 383-П, в таких документах, как:

Проверьте правильно ли вы заполнили платежное поручение, изучив рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Данные источники могут формироваться как в бумажном, так и в электронном виде (п. 1.9 гл. 1 положения № 383-П). Документы из указанного перечня могут задействоваться как при расчетах с бюджетом, так и при частных денежных транзакциях.

Указание корректного вида платежа — критерий, исключительно важный для налогоплательщика, то есть субъекта, который на регулярной основе направляет в банк распоряжения на перечисление налогов, взносов, сборов, штрафов, пеней, пошлин в силу имеющихся обязательств перед бюджетом. Если налогоплательщик укажет реквизит, не соответствующий требованиям законодательства, платеж не будет принят государством.

Каковы основные требования к указанию вида платежа

В приложении 1 к положению № 383-П сказано о том, что соответствующий реквизит:

Можно отметить, что в положении № 384-П зафиксирована еще одна норма, предопределяющая необходимость отражения в платежных поручениях вида платежа. А именно в случае использования банковских поручений, т. е. документов, применяемых при переводе денежных средств в пользу иностранных субъектов (п. 3.16 гл. 3 положения № 384-П). В этом случае реквизит «5» в платежке (а это и есть вид платежа) может быть указан в 2 вариантах:

Существуют правовые нормы, в соответствии с которыми вид платежа в ряде случаев не следует указывать в платежном получении вовсе, вне зависимости от того факта, установлены ли подобные нормы банком или нет.

Когда реквизит «Вид платежа» указывать не нужно

Федеральное казначейство в письме от 11.06.2013 № 42-7.4-05/5.3-350 устанавливает норму, в соответствии с которой с 01.07.2013 в распоряжениях, поступающих от клиентов ЦБ РФ (представленных как в бумажном, так и в электронном виде):

Федеральное казначейство также отмечает, что в том случае, если рассматриваемый реквизит не соответствует указанным критериям — не заполнен в значении «срочно» (при платежах через БЭСП) или зафиксирован, если того не требовалось, то органы казначейства возвращают платежные поручения без исполнения.

Отмеченная позиция Федерального казначейства нашла отражение в локальных нормативно-правовых актах российских банков. Они в свою очередь в большинстве случаев доводят отмеченные положения письма № 42-7.4-05/5.3-350 до сведения клиентов, самостоятельно формирующих платежные поручения в процессе пользования сервисами РКО.

Можно отметить, что нормы, которые содержатся в письме № 42-7.4-05/5.3-350, корреспондируют с указанными выше положениями п. 3.12 и п. 3.14 гл. 3 положения № 384-П.

Таким образом, на данный момент, исходя из положений регулирующего законодательства, в реквизите «Вид платежа» можно фиксировать только одно значение — «срочно» (при платежах через БЭСП) — либо не указывать в нем ничего.

Что такое система БЭСП

Поскольку проведение платежа через систему БЭСП — один из возможных критериев проставления в реквизите «5» тех или иных значений, полезно будет ознакомиться с ее основными характеристиками.

Главный источник права, регулирующий функционирование системы БЭСП, — положение ЦБ РФ от 25.04.2007 № 303-П. Оно содержит нормы, устанавливающие, что инфраструктура БЭСП функционирует в рамках платежной системы ЦБ РФ и задействуется для осуществления срочных платежей в рублях и проведения непрерывных расчетов в режиме реального времени.

Система БЭСП работает наряду с традиционными банковскими инфраструктурами — ВЭР (системой внутрирегиональных расчетов, осуществляемых в электронном виде), МЭР (системой межрегиональных расчетов, также осуществляемых в электронной форме).

Платежи через БЭСП осуществляются при задействовании расчетных документов, соответствующих как раз требованиям положений № 383-П и 384-П и содержащих реквизиты, необходимые для проведения корректных транзакций, включая, разумеется, реквизит «5» — «Вид платежа».

Участие банка в системе БЭСП может быть прямым либо ассоциированным. В первом случае к системе подключаются кредитные организации, клиенты КБ РФ, которые не соответствуют данному статусу, но имеют БИК. Ассоциированные участники БЭСП — кредитные организации, структурные подразделения ЦБ РФ, не имеющие БИК, а также клиенты, не имеющие статуса кредитной организации.

Основное преимущество системы БИК — оперативность. Финансовые транзакции при ее задействовании должны проводиться банком в течение дня. Можно отметить, что некоторые кредитные учреждения гарантируют их осуществление в пределах 1 часа. Платежи, проведенные через БЭСП, классифицируются как безотзывные — с того момента, когда средства списаны с банковского счета отправителя.

Платежи через БЭСП становятся все более популярными, особенно в бизнес-среде. И это вполне логично — предприятия стараются как можно быстрее осуществлять расчеты по договорам и получать выручку в оборот. Правда, проведение платежей через БЭСП для налогоплательщика, как правило, обходится дороже, чем при осуществлении несрочных транзакций — банковские тарифы на срочные переводы обычно выше.

Насколько критично неверное указание вида платежа

Как мы отметили выше, указание в реквизите «5» значений, не соответствующих критериям, которые зафиксированы Федеральным казначейством, а также положением № 384-П, может привести к отказу данного ведомства в проведении платежа и возврату банковского распоряжения клиенту.

Подобное может случиться, если:

Последствиями возврата Федеральным казначейством платежного документа может быть (если речь идет об уплате налога) признание ФНС обязательств налогоплательщика перед бюджетом неисполненными. В данном случае обязанность субъекта по уплате налога считается невыполненной в силу положений подп. 1 или подп. 2. п. 4 ст. 45 НК РФ, то есть если платежное поручение возвращено банком либо Федеральным казначейством (в принципе возможны оба варианта, так как в системах платежей некоторых банков переводы с неверными реквизитами «5» автоматически отклоняются еще до того, как дойдут до казначейства).

Подробнее о ключевых положениях ст. 45 НК РФ читайте в материале «Ст. 45 НК РФ: вопросы и ответы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *